• Темы видео
  • Педиатрия
  • Детская хирургия
  • Терапия
  • Хирургия
  • Акушерство и гинекология
  • Анестезиология и реанима...
  • Генетика
  • Диагностика
  • Онкология
  • Организация здравоохране...
  • Первая помощь
  • Профилактическая медицина
  • Психология
  • Стоматология
  • Травматология и ортопедия
  • Фармакология
  • Фундаментальные науки
  • Прислать
    видео
    Симптом
    чекер
    Подпишись
    на рассылку
    25/05/2015

    Записки врача: Выгодно ли быть хорошим врачом? Часть 1

    Этот вопрос можно сформулировать и по-другому: "Нужна ли медицинская деонтология?" Но прежде всего, выясним, что же это такое «хороший доктор»?

    Автор поста: врач терапевт, д.м.н. Магазаник Н.


    Очевидно, тот доктор, который чаще помогает своим пациентам, чем его коллеги. Но как он достигает такого успеха? Конечно, для того, чтобы вообще по праву называться врачом, неважно каким – середняком или очень хорошим - необходим определенный уровень профессиональных знаний: это базисное условие, conditio sine qua non. Вместе с тем, практика показывает, что даже обширные знания еще не гарантируют, что их обладатель является хорошим врачом. Для того, чтобы коллеги и, главное, пациенты называли медика хорошим доктором, необходимо что-то еще, помимо чисто профессиональных знаний. Так, ловкость и сноровка при проведении различных процедур и операций, несомненно, способствует приобретению этого завидного титула, особенно в хирургии или гинекологии. Но во многих других врачебных специальностях выполнять какие-то манипуляции приходится довольно редко (внутренние болезни, педиатрия, эндокринология, психиатрия и т. д.). Следовательно, хороший врач отличается от врача обычного не только или даже не столько умением выполнять манипуляции и операции легко и безболезненно, но и еще чем-то. Несомненно, важным компонентом в этом отношении является умение поставить правильный диагноз, а также выбрать лечение, которое наиболее подходит именно для данного больного. Эти умения тесно связаны с интеллектом врача, с его сообразительностью. 

    Однако больные очень высоко ценят не только «золотые руки» и интеллектуальную одаренность врача, но и некоторые нравственные качества его. Особенно подкупает истинное, живое сочувствие к больному, отношение к нему не как к докучливому просителю, а как к человеку в беде, который просит помощи. Пациент повышает свою оценку врача, если тот обладает, вдобавок, такими чертами проведения, как внимательность, приветливость, заботливость, скромность, готовность помочь и другие подобные качества. Итак, мы видим, что понятие «хороший врач» содержит в себе, среди прочего, также и моральную оценку, которую получает доктор от своих подопечных. И вот здесь мы переходим в область морали, точнее, в область медицинской деонтологии. 

    Согласно русскому варианту Википедии, «Деонтология (от др.-греч. δέον «должное») —учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики…. Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями». В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом. А.П.Зильбер (2004 г.) специально подчеркивает, что «устав, инструкция, уголовный кодекс, деонтология исключают свободу воли: человек поступает именно так, а не иначе потому, что этого требуют правила, инструкции, закон». 
    Следовательно, говоря проще, деонтология – наука о том, как врач должен поступать в согласии с требованиями морали. Например, он должен добросовестно выполнять свои обязанности, должен сострадать больному, заботиться о нем, ставить его интересы выше своих собственных и т.д. Здесь возникает вопрос, почему должен? Любое принуждение нередко вызывает чувство протеста или, по крайней мере, сознание, что тебя заставляют делать что-то не так, как тебе хочется. 

    При обучении правилам хорошего тона можно строго сказать: «жуй с закрытым ртом». – «Почему? Разве, когда я жую, открывая рот, пища измельчается хуже? » - «Нет, конечно, но жевать с открытым ртом, чавкать – неприлично, некрасиво». Ясно, что это правило произвольно и условно: соблюдение или несоблюдение такого запрета не влияет на эффективность пищеварения. Стало быть, у меня остается свободный выбор: если я хочу слыть благовоспитанным человеком, то я подчиняюсь требованиям приличного поведения; если же мне нравится есть шумно и смачно, то я пренебрегаю этикетом. 

    Когда же мы переходим к медицине, то ситуация здесь оказывается более сложной. Например, когда будущего медика обучают асептике, никто не говорит ему тоном, не допускающим возражений: ты должен мыть руки перед хирургической операцией, ты должен использовать только стерильные инструменты и т.п. Вместо этого ему объясняют, что если он не будет соблюдать эти правила, то, весьма вероятно, что болезнетворные микробы проникнут в организм больного, а это сможет причинить вред его здоровью и жизни; кроме того, и сам он, как врач может подвергнуться судебному преследованию из-за причинения вреда пациенту. Иными словами, правила асептики, в противоположность правилам хорошего тона, не являются произвольными, надуманными. Их разумность и практическая важность очевидны. Ни одному врачу не придет в голову объявить эти правила пустяком, данью традиции. Точно так же в электротехнике запрет касаться оголенных проводов под током не является каким-то таинственным и непонятным табу: каждый знает, что нарушитель будет наказан автоматически в ту же секунду, безо всякого судебного преследования. Этот запрет вытекает из свойств электрического тока.

    Напротив, многие требования медицинской деонтологии не представляются, на первый взгляд, столь же необходимыми в практическом отношении, как, скажем, правила асептики. Например, призыв видеть в пациенте не только неисправный механизм, требующий ремонта, но и страдающего человека, нуждающегося, кроме починки, также в ободрении, в моральной поддержке и в сочувствии. Конечно, такая рекомендация похвальна и привлекательна. Но ведь на всякий чих не наздравствуешься – если всем сочувствовать, то никаких душевных сил не напасешься. Хватит с больного и того, что я правильно распознал его болезнь и предложил самое лучшее лекарство от неё. А нянчиться с ним, сочувствовать, успокаивать его нелепые страхи, да еще уговаривать аккуратно выполнять все врачебные предписания – нет уж, извините, заискивать и гладить пациента по головке я не обязан!...

    Продолжение: 
    http://www.med-edu.ru/article/406




    Комментарии