26/07/2015
Гармоничное и негармоничное семейное воспитание
Как известно, потребности у людей бывают физиологические (пища, тепло, сон, комфорт), душевные ( в любви и заботе) и духовные (в самореализации, в признании). По мере роста и развития ребенок постепенно учится удовлетворять свои потребности сам. Воспитание помогает ему в этом...
Автор поста: врач сексолог Севостьянова В.
Рычаги воспитания используются в разных пропорциях в зависимости от возраста ребенка. Удовлетворение потребностей ребенка сначала полностью лежит на его родителях. Удовлетворение потребностей может быть соответствующим, избыточным и недостаточным. Необходимо помнить, что избыточное удовлетворение подавляет потребность. В воспитании мы различаем гиперпротекцию и гиперопеку, гипопротекцию и гипоопеку.
Если воспитание с приставкой гипо-, ребенок может быть гипотрофичным и даже умереть! Но чаще всего не удовлетворяются душевные потребности в любви и эмоциях, и тогда в последующем у такого ребенка формируется алкогольная или наркотическая зависимость или девиантное поведение. Так, проблема алкоголизма касается, к сожалению, многих семей. Часто ее "росток" закладывается в подростковом возрасте. Родителям, имеющим сложности и проблемы в отношениях с детьми, рекомендуется записаться на прием психолога: в Москве эффективную помощь способны оказать в центре психологии "Кайрос". Психолог поможет преодолеть разногласия в семье между супругами, родителями и детьми, а также личностные проблемы каждого.
Требования к ребенку также меняются со временем. Они являются социализирующим инструментом и зависят от возраста. Требования помогают формировать суперэго (совесть, механизм самоуправления и саморегуляции). Очень важно, чтобы требования, предъявляемые родителями к ребенку, соответствовали его возрасту, возможностям, и были одинаковыми сос тороны всех членов семьи.
Недостаточные требования не способствуют адекватной социализации ребенка и формируют слабое суперэго. Чрезмерные требования снижают самооценку и невротизируют его. Особо выделяется такой вид требований как запреты, которые обеспечивают ребенку его безопасность. Потребность ребенка в изучении мира - это посыл, эмоция интереса, но ребенок не всегда знает степень опасности внешнего мира. Между эмоцией и поступком (реакцией) у человека лежит когниция (мысль). У маленького ребенка когнитивные возможности малы, отсюда и необходимость внимательного присмотра. Запрет можно иногда заменять на очень сильную эмоцию - страх. Но формирование запретов должно основываться на устойчивой когнитивной вставке - обучение со словом "нельзя" и объяснением - почему. В дисфункциональных семьях запреты либо отсутствуют, либо отсутствует присмотр за ребенком. А чрезмерное количество запретов не позволяет делать того, что ребенок уже может делать по своим возрастным навыкам.
Наказание или санкции направлены на формирование суперэго. Санкции должны быть:
1. Понятными ребенку и относиться к поведению "здесь и сейчас", а не к личности ребенка (это снижает его самооценку и повышает тревогу) и не к "тогда и там"(иначе он просто не поймет, за что его наказывают и будет думать, что родители больше не любят его, так как долговременная память формируется лет с 8-ми);
2. Необходимо предварить наказание поощрением личности ребенка (нельзя искать отрицательный посыл, необходимо искать положительный посыл);
3. Всегда важна однократность наказания;
4. Согласованность наказания;
5. Градуированность наказания;
6. Принятие наказания (ребенок должен сам согласиться с наказанием, признав вину).

Комментарии
Чтобы оставить комментарий: Войдите или Зарегистрируйтесь