ПЕТТЕНКОФЕР

ПЕТТЕНКОФЕР Макс (Max Pettenkofer, 1818—1901), знаменитый немецкий гигиенист,

один из основоположников экспериментальной гигиены, впервые внесший в эту науку методы научного эксперимента (см. Гигиена). Родился в Нижней Баварии, работал сначала учеником в аптеке, окончил мед. фак. ун-та в 1843 г. Изучал далее физиол. химию (между прочим и у Либиха); в 1847 г. получил кафедру медицинской химии в Мюнхене и начал разрабатывать ряд проблем, имеющих отношение к гигиене. В 1865 г. занял кафедру гигиены. В 1890 г. был избран президентом Баварской Академии наук. В 1901 г., будучи 83-летним стариком, П. покончил с собой самоубийством. — Работы П. охватывают почти все области гигиены. Ему принадлежит установление метода определения С02 в воздухе, послужившее основой для исследования П. о вентиляции жилых помещений (С02 как показатель загрязнения воздуха). Далее П. принадлежат классические работы по гигиене одежды, установившие санит. значение воздуха в тканях; работы П. по гигиене почвы и по процессам ее самоочищения дали возможность экспериментально обосновать практические мероприятия в области канализации и очистки городов. В области питания П. принадлежат работы по газообмену (см.) человека (аппарат П.), послужившие основой для его дальнейших работ (совместно с Фой-том) по установлению гиг. норм питание к Наконец П. является творцом известной лока-листической теории холеры. С 1885 года П. был редактором первого немецкого гигиенич. журнала «Archiv fur Hygiene» (Mtinchen—Lpz., с 1883). Заботами П. был основан в Мюнхене гигиенический ин-т.

Из школы П. вышел ряд крупных гигиенистов разных стран, в том числе Эрисман, Доброславин и др. П. известен и как прекрасный популяризатор гиг. знаний; он неоднократно выступал в публичных лекциях, на съездах и конференциях для врачей, инженеров и для широких общественных групп. Таковы его популярные напечатанные лекции об одежде, о почве, об эпидемиях холеры, о понижений смертности в связи с сан.-техн. мероприятиями. П. подчеркивал и соц.-экономическое значение этих последних. В лекциях о «ценности здоровья» (Мюнхен, 1873) он подчеркнул вьюод, что «городская община, жертвуя на лечение болезней,на их предупреждение и на укрепление здоровья своих жителей, преследует не только гуманные цели, но и создает этим капитал, приносящий высокие проценты». Подчеркивая эту сторону вопроса, П. в своей трактовке гиг. проблем все же давал гл. обр. анализ внешних физ.-хим. факторов («внешняя среда») и их влияния на биол. процессы человеческого организма: соц. условия как этиологический момент сан. вредностей учитывались им все же мало; дальнейшее развитие гигиены (см. Гигиена) ввело и эти социальные моменты в изучение гиг. дисциплин. В настоящее время «очинения П. вновь переиздаются в Германии. При бесспорном положительном значении ме- тодологических работ Петрова в создании экспериментальной гигиены его теоретические взгляды на объем и задачи гигиены относятся уже в значительной степени к историческому прошлому этой науки. Лит.: Макс фон Петтенкофер, Вестник общества гиг. и суд. мед., т. X, 1893 (биография); Pettenkofer-Gedenkschrift, hrsg. v. F. Wolter, Mtinchen, с 19U5 (серия эпидемиологических монографий, пытающихся возродить локалистическую теорию П.); Wolter F., Die Grundlagen der beiden Hauptrichtungen inderepidemiolo-gischen Forschung, Mtinchen, 1926. ^ПЕЧАТНОЕ СЛОВО. Под именем П. с. или метода П. с. в массовой санит. культработе (см. Санитарное просвещение) объединяется ряд разнообразных форм агитации и пропаганды, к-рые связывают мед. работника с массами (читателями) через речь, изложенную на бумаге. При использовании П. с. работник здравоохранения выступает двояко: а) либо в качестве непосредственного автора, создателя того или иного печатного материала (стенгазета, многотиражка, районная газета). либо в качестве систематического проводника в массы доставляемой вышестоящим органом здравоохранения или приобретаемой самостоятельно массовой литературы различных видов (брошюр, листовок, лозунгов). Исходя из этого, можно все формы П. с. по их методической ценности и практическому значению для низового работника здравоохранения свести в основном к 2 группам. 1 группа: стенгазета, фабрично-заводская многотиражка, районная печать, лозунг, ящик вопросов и доска ответов. Эти формы П. с. дают возможность освещать вопросы здравоохранения с максимальной конкретностью, с учетом своеобразия всех местных условий, что приближает эти формы к наиболее гибкому" методу агитации и пропаганды—живому слову. 2 группа: книга, брошюра, журнал, листовка, памятка. Формы этой группы удобны для передачи сан.-технических знаний, учебного материала для работы в кружках, пропаганды достижений науки и т. п. Работа в прессе имеет чрезвычайно большое значение в оперативной практической работе по здравоохранению. Советская печать, начиная с самой низовой ее формы-—• стенгазеты, «не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор» (Ленин). Эти слова В. И. Ленина, сказанные им еще в 1901 году, приобретают совершенно исключительное значение в наст. время, когда мобилизация масс через печать заняла особо большое место. Вот почему в массовой работе здравоохранения необходимо самое широкое использование Советской печати. Стенгазет а—форма печати, рожденная Октябрем и выражающая непрерывно растущую активность масс,-—вошла в быт всех социалистических предприятий и учреждений. Являясь формой самой низовой печати, конкретизируя свой материал до цеха, до смены, до бригады, до каждой группы в школе, стенгазета служит целям развертывания широкой пролетарской самокритики и дальнейшей мобилизации масс на социалистическое строительство. Работники здравоохранения не должны недооценивать своей работы в стенгазетах. XVІ партсъезд особо отметил роль этой формы печати в практике социалистического строительства. «...Стенгазета приобретает все большее .значение в си- стеме нашей печати, как орудие воздействия на массы и как форма, выявляющая их активность». Обычно материал по здравоохранению помещается в общих стенгазетах, где он может оформляться в виде «Уголка здоровья». Но могут быть создаваемы здравоак-тивом и специальные стенгазеты, посвященные вопросам здравоохранения. Технической разновидностью стенной газеты является «Ильичевка»—сменная стенная газета, в которой можно отдельные части заменять более свежим материалом. Иногда в форме стенной газеты издаются НКЗдравом и местными здравотделами текстовые плакаты, посвященные какой-либо кампании (напр. посевной, уборочной и т. п.).-—Ф а б р и ч н о-з а в о д-ская печать (многотиражки) имеет исключительно важное значение в здравоохранении на предприятии. И в стенгазете и в многотиражке вопросы здравоохранения освещаются не только мед. работниками (врачами и мед. персоналом), но особо большое значение имеет привлечение к такого рода «здравкоровской» работе здравактива завода (общественных са-нит. инспекторов, членов групп содействия здравоохранению и т. д.). Поступление в газету рабочих корреспонденции может в значительной мере зависеть от организационно-массовой и агитационно-пропагандистской работы здравпункта на предприятии. При подготовке материала для фабрично-заводской печати (многотиражек и стенгазет) надо всегда учитывать специфические требования газеты. Материал должен быть актуальным, злободневным, интересным для широкой массы, тесно связанным с очередными задачами соц. строительства. Наряду с критикой отрицательных моментов надо выявлять также и положительные, показывать свои достижения, обмениваться опытом. Изложение должно быть конкретно (поменьше голых лозунгов , побольше ссылок на практику и деловых предложений). Материал должен быть изложен кратко, сжато, без длинных фраз. Поменьше иностранных слов. Заметки желательно оживлять различными приемами: введением диалога, цитатой, сравнением, образом. Желательно сопровождать печатный текст рисунком, снимком. Районная печать дает информацию о состоянии здравоохранения в районе и организует трудящихся на проведение различных оздоровительных мероприятий. Ц. О. партии «Правда» в одном из своих обзоров районной печати («Здравоохранению—-внимание и помощь», 19/IV 1932 г.) дала директиву низовой печати о большем ее участии в строительстве социалистического здравоохранения. Л о з у н г—это кратко, отчетливо и преимущественно императивно выраженное руководящее указание, к-рое дают органы здравоохранения по тому или иному вопросу охраны здоровья, определяя в немногих словах свое отношение к нему или давая то направление, по к-рому должна вестись работа. Наибольшее значение имеют лозунги при проведении агит. кампаний. В проведении местных кампаний (на заводе, в цехе, в колхозе, в школе) большое значение имеют самодельные лозунги. Хороший лозунг должен удовлетворять следующим требованиям: быть актуальным, голитически правильным, связанным с практикой социалистического строительства в целом и на данном участке, ясным, кратким, острым, вооружающим; более легкому запоминанию лозунга способствует его ритмичность, музыкальность [ряд лозунгов по санитарной культуре в виде двустиший принадлежит перу В. Маяковского (см. иллюстрации к ст. Плакат)]. В лозунги можно превратить цитаты из речей наших вождей, цитату из газеты, из литературного произведения. По оформлению лозунг должен быть ярким, броским, должен привлекать игрой шрифта, композицией текста, красочностью. Часто лозунги делаются иллюстрированными. Самодельные лозунги лучше всего делать методом аппликации, т. е. вырезыванием букв из цветной бумаги и наклеиванием их с использованием подчас рисунков из иллюстрированных журналов, к-рые можно всегда найти под рукой.— К П. с. можно отнести своеобразную форму работы—я щик вопросов и доску ответов. Эта доска обычно вывешивается в лечебно-профилактических учреждениях, и ответы на вопросы б-ных даются врачами-специалистами. Доску ответов следует рассматривать не как способ общения с отдельными лицами, задающими вопросы, а как форму массовой работы. Ответы врача обычно читаются значительным количеством посетителей лечебно-профилактического учреждения. Поэтому ответы должны быть полными, исчерпывающими, могут затрагивать смежные области, указывать литературу для чтения и пр.—Все описанные формы П. с. создаются на местах с широким привлечением к этой работе мед. работников (врачей и среднего мед. персонала). Преимущественно централизованным путем создаются другие формы печатного слова: брошюра, листовка, памятка, статья в журнале. Работники здравоохранения в процессе своей повседневной работы должны содействовать продвижению сан.-просветительной литературы в массу. Это может быть сделано различными способами. Перечислим нек-рые из них: 1. Наблюдение за пополнением местных библиотек (районной, клубной, школьной и др.). Мед. работнику необходимо ознакомиться с книгами, имеющимися в местных библиотеках. При этом библиотекарю должны быть даны указания как по части изъятия книг устарелых, не соответствующих современным установкам или обслуживаемой группе населения, так и по части приобретения новых. Должна быть рекомендована литература, соответствующая потребностям местной здравоохраненческой работы. Мед. работники должны следить за выходящей из печати популярной литературой по специальным каталогам и спискам, издаваемым Медгизом, и по рецензиям в периодической медицинской и библиографической печати. ■— 2. Рекомендация книг для чтения. Книги могут рекомендоваться: а) на амбулаторном приеме. Для этого врач должен иметь перед собой список сан.-просветительной литературы, имеющейся в местной библиотеке. Устную рекомендацию книги полезно закрепить т. н. «рецептом на книгу», т. е. запиской с обозначением автора и названия рекомендуемой книги. Можно рекомендовать б-ному по этому рецепту приобрести книжку в той же аптеке, где он будет заказывать лекарство. Во всех аптеках должна быть организована продажа сан.-просветительной литературы, б) В стенгазете и много- 52 6 тиражке. Здесь могут помещаться рекомендательные списки и отзывы об отдельных брошюрах. в) В конце лекций и бесед должны •быть рекомендованы 2—3 брюшюры, из к-рых слушатели смогут более подробно ознакомиться с данным вопросом, г) На выставках, путем вывешивания рекомендательных списков сан.-просветительной литературы, д) В библиотеке. Рекомендация книги библиотекарем имеет колоссальное влияние на выбор книги читателем. Мед. работник должен указать библиотекарю, какие книги в данный момент надо продвигать в читательскую массу. Книги должны быть выставлены в библиотечной витрине. Книги могут быть рекомендованы специальным библиотечным плакатом (самодельным). 3. Выдача книг для чтения. Книга может выдаваться а) врачом на приеме, •с соответствующей отметкой на амбулаторной карте. Чаще всего это будет книжка, относящаяся к данному конкретному заболеванию. Выдача для чтения такого рода литературы должна рассматриваться как одно из мероприятий леч.-профилактического порядка. В целях профилактики в отношении лиц, •окружающих б-ного, полезно дать б-ному трахомой брошюру о путях распространения трахомы и мерах борьбы с нею, б-ному чесоткой— о чесотке и т. п. б) В библиотеках стационаров должна иметься в достаточном количестве сан.-просветительная литература для чтения •б-ными. в) В ожидальнях крупных лечебно-профилактических учреждений могут устраиваться читальни с возложением обязанности -библиотекаря на дежурного члена КОТИБ'а. г) В нек-рых местах удачно проведена работа по выдаче сан.-просветительной литературы для чтения при посещении читателя на дому. Так, в одном селе члены сан. комиссии ежедекадно обходят избы колхозников и оставляют или меняют книги для чтения, попутно беседуя на различные сан. темы.-—4. О р-ганизация и проведение гром-кочтенийи вечеров сан. книги в стационаре, клубе, библиотеке. Переходной формой ют печатного слова к живому слову является громкочтение (громкая читка). Громкочтение может проводиться в клубе, избе-читальне, •библиотеке, школе, больничной палате, врачом, сестрой, педагогом, избачом и другими лицами. Для громкого чтения должно быть выбрано произведение небольшое, минут на 20—25, легко написанное: «По легкости восприятия следует установить такую градацию: самой легкой для усвоения при чтении на вечерах является форма стихотворная, затем следует драматический диалог, за ним—художественная проза, затем публицистика и наконец популярно-научная литература» (Н. Юрский). Перед началом громкого чтения следует сказать вступительное слово о книге, об авторе и о теме. По ходу громкочтения необходимо делать от себя пояснения, добавления, увязывая материал с местными условиями, иллюстрируя книгу местными фактами, завязывая беседу по отдельным вопросам. К читке научно-популярной литературы можно приготовить наглядный материал (плакаты, таблицы, диаграммы). Из художественного материала можно составлять тематические литературные вечера, используя в качестве источника материал, имеющийся в специальных хрестоматиях, Лит.: БерковаК.,0 библиотеке журнала «Гигиена и здоровье», Мед. и биол. печать, 1932, № 1—^2; Б е р л я н д А., Алкоголизм в художественной литературе, М.—Л., 1930; Васильев Н. иЛьвов К., Трезвая жизнь (противоалкогольная хрестоматия), М., 1927; ДрейзенС, За ваше здоровье, М., 1929; Л а-п и нК., Санитарное просвещение, М.,1932; Л и ф ш и ц Я., Санпросвет и газета, Профил. мед., 1927, № 2; Методика санитарного просвещения, сб. 3, М., 1929; С е-веров С. иПигида И., Библиографический указатель по методике и организации санитарного просвещения, Харьков, 1928; Трахтман Я., Санитарное просвещение в отрывках художественной литературы, М., 1928; о н ж е, Печать на службе соц. здравоохранения, На фронте здравоохр., 1932, № 11; о н же, За чистоту марксистско-ленинской теории в санпросветра-боте, Гигиена и социальное здравоохранение, 1932, №4—5; Фогель М., Гигиеническое просвещение, Москва, 1928.                                                  Я. Трахтмаи.
Смотрите также:
  • ПЕЧЕНЬ. Содержание: I. Аштомия печени...............   526 II. Гистология печени..............   542 III.  Нормальная физиология печени......   548 IV.  Патологическая физиология печени.....   554 V. Патологическая анатомия печени......   565 VІ. Функциональная ...
  • PIA MATER (лат.—мягкая оболочка; син.: meninx vasculosa, tunica propria), тонкая, богатая сосудами пластинка, к-рая, плотно срастаясь с поверхностью головного мозга, выстилает не только все его борозды, но проникает и в желудочки мозга, ...
  • ПИВО, слабый алкогольный напиток, получаемый брожением сусла из ячменного солода с прибавлением хмеля. Основные материалы пивоварения — ячмень, хмель, дрожжи и вода; вместо ячменя для приготовления солода иногда пользуются пшеницей; ...
  • ПИВОВАРЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Исходными материалами в П. п. являются ячмень, хмель, вода и дрожжи. Производственные процессы в пивоварении распадаются на 4 главных группы: 1. Превращение ячменя в солод (для образования в нем ...
  • ПИГМЕНТАЦИЯ, окрашивание тканей и органов живого организма в определенный цвет вследствие отложения в них того или иного красящего вещества. Лишь изредка окрашивание зависит от физ. причин, т. е. от того, ...