• Темы видео
  • Педиатрия
  • Детская хирургия
  • Терапия
  • Хирургия
  • Акушерство и гинекология
  • Анестезиология и реанима...
  • Генетика
  • Диагностика
  • Онкология
  • Организация здравоохране...
  • Первая помощь
  • Профилактическая медицина
  • Психология
  • Стоматология
  • Травматология и ортопедия
  • Фармакология
  • Фундаментальные науки
  • Прислать
    видео
    Симптом
    чекер
    Подпишись
    на рассылку
    10/09/2015

    Записки врача: О меланоме и не только

    В июне этого года у меня была пациентка. Вопрос стоял так: скоро начало пляжного сезона, можно ли принимать солнечные ванны, если на теле много родинок?

    Автор поста: врач-статистик Гайдуков И.

    Этих самых родинок у пациентки на открытых частях тела, и правда, было немало. Какие-то из них, как рассказала сама женщина, были с рождения, другие появились во время беременность и после родов. Разумеется, я посоветовал женщине сходить к дерматологу, чтобы выяснить состояние родинок и определиться с мерами профилактики. В крайнем случае, такие родинки и папилломы обычно можно без особых проблем и рисков удалить. При чем, наиболее эффективным и безболезненным способом является удаление лазером, а продолжительность такой процедуры составляет, обычно, не более пяти минут... Посоветовал и забыл. Но не тут-то было.

    Прекрасным воскресным утром пациентка позвонила мне по телефону в крайне тревожном состоянии. Оказывается, дерматолог внимательно осмотрел родинки и посоветовал одну из них удалить как особо опасную в отношении злокачественного перерождения.

    «А можно не удалять, а то она на видном месте?» – поинтересовалась женщина у дерматолога. Тот дал следующий ответ: «В принципе, пока можно и не удалять. В данный момент явных признаков злокачественного процесса нет. Можно понаблюдать, пока не появятся какие-либо изменения – рост, покраснение, зуд и т.п. Но я бы не стал рисковать, потому что меланомы развиваются очень быстро».

    Дома женщине пришла в голову мысль, что именно эта родинка увеличилась за период беременности и кормления. Собрали домашний консилиум и начали пересматривать все фотографии, пытаясь определить – выросла родинка или нет. Мнения разделились, поэтому было решено срочно делать операцию.

    Чтобы определить, насколько велика угроза и, что делать в случае подтверждения диагноза меланомы, женщина отправилась в длительное путешествие по Интернету. В результате возникли вопросы, которые и заставили пациентку позвонить ко мне утром в выходной день.

    На одном из известных форумов, предназначенных для заочных консультаций пациентов врачами-онкологами, женщина прочитала следующую историю.
    Молодому мужчине удалили три подозрительных невуса. Жена пациента, особа достаточно мнительная, отправила стекла гистологии в две разные лаборатории, откуда пришли разные результаты об одной из удаленных родинок (в обоих случаях речь шла о меланоме, но имелись существенные различия в определении стадии заболевания (разные уровни инвазии по Кларку и разная толщина опухоли по Бреслоу.

    Мужчине назначили радиотерапию (облучение региональных лимфоузлов) и курс химиотерапии в соответствии с более «тяжелым» вторым результатом. После прохождения лечения терзаемая сомнениями жена пациента все-таки отправила стекла в РОНЦ.

    Оттуда пришел результат – что-то вроде «обрывки кожи без признаков опухолевого роста» и «низкого качества серийные срезы более всего напоминающие диспластический невус». В довершение всех бед оказалось, что исходный блок утерян, а поставить 100% точный диагноз по имеющимся стеклам нет возможности. Так что теперь никто не может с уверенностью сказать, была ли удаленная родинка меланомой или нет.
    Находясь под впечатлением этой трагикомической истории, пациентка попросила меня прокомментировать действия врачей: «Всех ли облучают и дают химию, если диагноз остается под вопросом?».

    Я постарался успокоить женщину и рассказал, что меланома является достаточно редким заболеванием, а подобные казусы встречаются еще реже. Но по голосу пациентки я чувствовал, что она не разделяет мой оптимизм ни в отношении собственного предположительного диагноза, ни в отношении наших врачей.

    Следует отметить, что на этом же форуме описано достаточное количество историй, красочно иллюстрирующих, что собой представляет меланома. Так что, прочитав пару тем дополнительно, я уже не удивлялся звонку в воскресное утро и возблагодарил богов за то, что у меня нет ни множества родинок, ни страсти жариться на пляже, ни родственников, когда-либо страдавших подобным заболеванием.

    Так что я не счел тревогу пациентки за повышенную мнительность и посоветовал ей обратиться за врачебной помощью в Германию, поскольку немецкая медицина является мировым лидером, как в области ранней диагностики в целом, так и в области лечения многих злокачественных новообразований, в том числе и меланомы.

    Через пару недель женщина пришла меня поблагодарить. Немецкие онкологи сразу же успокоили ее, что облучать и «химичить» ее в любом случае никто не будет, потому что «они используют только новейшие методы лечения» (со слов пациентки).

    Кроме виновника всей этой истории, было удалено два «опасных» по мнению немецких коллег невуса. По результатам гистологии: «все зер гуд, родинки удалены вовремя и никакого дополнительного лечения не понадобится». Необходимо только ежегодно приезжать на профилактические обследования (цифровая дерматография), чтобы контролировать состояние оставшихся родинок.

    Дополнительно пациентка прошла стандартное профилактическое обследование чек ап («раньше все руки не доходили»). Очень довольна. Всего за полдня она прошла все необходимые обследования и получила краткие, но емкие рекомендации.

    Женщина сказала, что будет ездить в Германию ежегодно – планирует совмещать с шоппингом и туризмом. Я получил комиссионные, но так и не спросил у пациентки, что немецкие онкологи посоветовали относительно пляжного отдыха, из-за которого весь этот сыр-бор разгорелся.

    Недавно вычитал, что в Австралии уже который год регистрируется самая высокая в мире заболеваемость меланомой. Много солнца, а рядом океан, который усиливает воздействие солнечных лучей. При этом среди населения значительная доля белокожих людей с каштановыми волосами и светлыми глазами, которые входят в группу повышенного риска. И, тем не менее, смертность от меланомы там значительно ниже, чем в странах СНГ.

    Скорее всего секрет состоит в том, что в Австралии проводятся массовые профилактические обследования, которые обеспечивают своевременное обнаружение и удаление подозрительных новообразований. Думаю, теоретически можно предположить, что если ежегодно проходить обследования, то можно себе позволить немного понежиться на солнце.




    Комментарии