Здравствуйте, Гость
| Регистрация | Войти через:
  • Темы видео
  • Педиатрия
  • Детская хирургия
  • Терапия
  • Хирургия
  • Акушерство и гинекология
  • Анестезиология и реанима...
  • Генетика
  • Диагностика
  • Онкология
  • Организация здравоохране...
  • Первая помощь
  • Профилактическая медицина
  • Психология
  • Стоматология
  • Травматология и ортопедия
  • Фармакология
  • Фундаментальные науки
  • Прислать
    видео
    Симптом
    чекер
    Подпишись
    на рассылку
    16/05/2013

    Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи

    В России, по данным официальной статистики, ежегодно регистрируется примерно 30 тыс. случаев инфекций, связанных с оказанием медпомощи, однако эксперты считают, что их истинное число составляет не менее 2–2,5 млн чел.

    Врач-эпидемиолог медицинской организации, согласно Национальной концепции, обосновывает и организует мероприятия по профилактике и снижению заболеваемости ИСМП (инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи).

    Согласно Санитарным правилам и нормам (СанПиН) 2.1.3.2630-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность” (зарегистрированы в Минюсте России 09.08.2010 № 18094, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 № 58) в медицинской организации должна быть создана комиссия для улучшения координации работы по профилактике ИСМП под руководством главного врача.

    Основные задачи комиссии: принятие решений по результатам эпидемиологического анализа; разработка программ и планов эпидемиологического надзора в лечебной организации; координация мероприятий с руководством лечебной организации; обеспечение взаимодействия всех служб стационара (отделения), а также взаимодействие с органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор…

    Ресурсы для обеспечения мер профилактики ИСМП – это:
    • достаточное количество квалифицированного персонала, особенно среднего персонала, в отделениях интенсивной терапии и реанимации
    • капитальные вложения (строительство и ремонт, создание необходимых условий для пребывания пациентов, подразделений, оснащенных современным оборудованием);
    • текущие затраты для обеспечения ИСМП.

    Обоснованность затрат на профилактику ИСМП подтверждена во многих исследованиях. Эти затраты позволяют избежать значительных расходов, связанных с последствиями ИСМП. В США дополнительные прямые затраты на один случай ИСМП в стационаре достигают 19 430 долл. США.
    Из-за удлинения сроков пребывания больных в стационаре вследствие ИСМП увеличиваются затраты на питание и предметы ухода, возрастает количество используемых медикаментов, число медицинских процедур, лабораторно-инструментальных исследований. Все это – прямые затраты, связанные с ИСМП.

    В исследованиях, посвященных экономическому анализу ИСМП, анализировались только прямые затраты без оценки непрямых расходов общества, системы здравоохранения, пациентов и/или их семей, связанных с заболеваемостью и смертностью пациентов, потерей трудоспособности и пропусками работы. Эти расходы также могут быть значительными. Кроме того, важно помнить и о нематериальных затратах, связанных с ИСМП, – о дискомфорте, боли и страдании пациентов…

    Комплексные обучающие программы для персонала способствуют лучшему выполнению требований, предъявляемых к обработке рук. Примером является Австралийская национальная инициатива по гигиене рук, направленная на внедрение рекомендаций ВОЗ.

    Основные положения программы обучения медицинских работников обработке рук:

    1. Цель обучения: внедрение “5 правил гигиены рук” ВОЗ. Эти правила подразумевают, что персонал тщательно обрабатывает руки:
    • до и после контакта с пациентом и его личными предметами;
    • после проведения медицинской манипуляции, контакта с биологическими жидкостями;
    • после снятия медицинских перчаток;
    • до и после контакта с медицинским оборудованием.

    2. Выявленные барьеры и заблуждения – по мнению медицинских работников (результаты опроса):
    • средства для гигиены рук вызывают раздражение и сухость кожи;
    • в повседневной практике большее внимание уделяется медицинской процедуре, чем обработке рук;
    • заблуждения – использование перчаток заменяет необходимость обработки рук;
    • имеется дефицит рабочего времени для обработки рук;
    • персонал не знает о существовании протокола по обработке рук;
    • бытует мнение, что “все так делают”;
    • заблуждения – персонал не верит в возможность распространения микроорганизмов через руки.

    3. Основные темы обучения:
    • ИСМП: определение;
    • актуальность профилактики ИСМП;
    • распространение инфекций в стационаре и роль медицинского персонала в предупреждении ИСМП;
    • значение правильной обработки рук для снижения заболеваемости ИСМП;
    • “5 правил гигиены рук” ВОЗ;
    • технология обработки рук;
    • использование антисептиков;
    • обработка рук при оказании медицинской помощи.

    4. Формат занятий:
    • регулярные занятия с использованием презентаций и интерактивных методов;
    • видеофильмы с демонстрацией обработки рук;
    • онлайн-поддержка и консультирование с помощью интернет-сайта.

    5. Контроль:
    • контроль знаний и навыков до и после обучающей программы;
    • контроль обработки рук всем персоналом с помощью наблюдения с использованием контрольных листов;
    • опрос персонала и пациентов.

    6. Неформальная поддержка:
    • собрания персонала с представлением результатов оценки;
    • пропаганда правильной обработки рук с помощью визуальной поддерживающей информации – плакатов, наклеек, соревнования в коллективе и т. п.;
    • поддержка руководителей и других уважаемых в коллективе людей, которые повседневно демонстрируют правильную обработку рук.

    7. Вовлечение пациентов:
    • информирование;
    • получение отзывов;
    • обучение;
    • взаимодействие;
    • информирование пациентов и лиц, осуществляющих уход за ними, о профилактике ИСМП и изучение их мнения (основополагающие меры для оказания безопасной и эффективной медицинской помощи).

    Основные организационные этапы внедрения мер для предупреждения ИСМП следующие:
    • четкое определение требований к предупреждению ИСМП в приказах, протоколах, инструкциях и других нормативных актах;
    • обеспечение персонала ресурсами для их выполнения;
    • обучение персонала;
    • предоставление времени для изменения практики с организацией поддержки;
    • аудит внедрения практик.

    Любые клинические протоколы должны соответствовать российским нормативным требованиям и быть основаны на принципах доказательной медицины, которая подразумевает объединение лучших доказательств, полученных в исследованиях, с клиническим опытом врача, предпочтениями пациента и конкретными обстоятельствами.

    Наиболее достоверными признаются рекомендации, полученные с помощью систематического обзора рандомизированных исследований. Подобные исследования позволяют оценить и сопоставить пользу и риск от того или иного вида медицинского вмешательства. Регулярно появляются новые убедительные данные, которые могут иметь большое значение для организации мероприятий по профилактике ИСМП, с которыми необходимо знакомиться медицинским специалистам.

    После принятия протоколов и других необходимых локальных нормативных актов в каждой медицинской организации руководством должно быть определено время для внедрения мер, направленных на предупреждение ИСМП. Время, необходимое для их внедрения, в значительной степени зависит от подготовленности персонала, доступности ресурсов и сложности выполнения этих практик…

    Аудит имеет пять этапов, называемых циклом аудита:
    1) Подготовка аудита.
    2) Определение критериев.
    3) Оценка практики.
    4) Совершенствование практики.
    5) Поддержание достигнутых улучшений.
    Методика проведения аудита:
    1. Подготовка аудита:
    • определение цели аудита;
    • определение требуемого стандарта выполнения практик;
    • отбор и подготовка аудиторов;
    • установление понятных и справедливых правил поощрений и санкций.

    2. Определение индикаторов/критериев (индикаторы и критерии должны быть доказательными и количественно измеряемыми):
    • выбор научно обоснованной, нормативно и этически приемлемой методики сбора индикаторов;
    • создание руководства для проведения аудита с привлечением различных специалистов, выбор валидизированных инструментов аудита, тестирование вновь созданных инструментов.

    3. Оценка практики:
    • подготовленная группа экспертов: 2–4 чел., предпочтительно различных специальностей;
    • сбор индикаторов – в четком соответствии с руководством для проведения аудита, в котором описана методика, с использованием инструментов (анкет, форм и т. п.), в которые заносится информация;
    • перед началом аудита – приветствие сотрудников медицинской организации и разъяснение задач;
    • начало оценки – с наиболее очевидных и выполняемых практик;
    • логичное, корректное и приемлемое сочетание различных методов оценки: наблюдение, изучение документации, опрос сотрудников и пациентов;
    • использование открытых вопросов для интервьюирования сотрудников и пациентов (конфиденциальный опрос персонала и пациентов);
    • аудит следует проводить доброжелательно, в соответствии с принципами профессиональной этики;
    • формализованный анализ и конфиденциальное обсуждение результатов экспертами;
    • составление отчета с выводами и рекомендациями;
    • представление результатов аудита руководителям и сотрудникам медицинской организации.

    4. Совершенствование практики:
    • внедрение рекомендаций;
    • командный подход;
    • определение и преодоление внутренних проблем, разработка плана работы, обучение персонала, обеспечение необходимыми информационными материалами, оснащением и др.

    5. Поддержание достигнутых изменений:
    • внутренний и внешний контроль изменений с широким обсуждением результатов. В зависимости от результатов – поощрения или санкции.

    Эти рекомендации могут быть полезны для проведения как внутреннего контроля качества и безопасности медицинской помощи, так и внешних проверок медицинских организаций.
    Согласно Закону № 323-ФЗ организациями здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями. Федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляется ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им организаций.

    В СанПиН 2.1.3.2630-10 “Санитарноэпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность” определено, что надзор за выполнением правил проводится органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарноэпидемиологический надзор.

    Проверки медицинских организаций надзорными органами могут быть плановыми и внеплановыми.
    Плановые проверки осуществляются не чаще одного раза в два года согласно постановлению Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 “Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью” (в ред. постановления Правительства РФ от 20.01.2011 № 13).
    Внеплановые проверки проводятся на основании донесений об инфекционной заболеваемости пациентов и персонала, свидетельствующих об эпидемическом неблагополучии. Важно отметить, что если в медицинской организации действует качественная система внутреннего контроля, то внешняя оценка не приносит дополнительных результатов.

    В настоящее время с помощью ведущих специалистов разрабатываются протоколы проверок медицинских организаций. Эти протоколы должны соответствовать принципам доказательной медицины, быть приемлемыми и понятными, апробированными в качественно спланированных исследованиях. Специалисты, осуществляющие проверки, должны быть подготовлены к их проведению. Только в этом случае можно ожидать достоверного выявления и решения наиболее острых проблем профилактики ИСМП.

    Источник: www.zdrav.ru




    Комментарии