• Темы видео
  • Педиатрия
  • Детская хирургия
  • Терапия
  • Хирургия
  • Акушерство и гинекология
  • Анестезиология и реанима...
  • Генетика
  • Диагностика
  • Онкология
  • Организация здравоохране...
  • Первая помощь
  • Профилактическая медицина
  • Психология
  • Стоматология
  • Травматология и ортопедия
  • Фармакология
  • Фундаментальные науки
  • Прислать
    видео
    Симптом
    чекер
    Подпишись
    на рассылку
    08/07/2015

    Записки врача: Алкогольные комы. И смешно и грустно

    Коллеги, хочу поделиться парой любопытных случаев. Пациенты, надо сказать, своими привычками способны поставить даже опытного врача и клинициста в тупиковую ситуацию...

    Автор поста: врач торакальный хирург, к.м.н. Тришин Е.

    На заре своей хирургической деятельности работал в районах Ярославской и Вологодской области. Запомнились два случая:
    1. Я, полгода как после интернатуры, заведующий хирургией ЦРБ и единственный хирург в стационаре. Привозят дедка 78 лет, довольно крепкого и боевого. Типичная клиника прободной язвы с перитонитом, давность заболевания около 10 часов. Попутно подозревается алкогольное поражение печени, как известно, здоровая печень и алкоголь - понятия малосовместимые. Экстренно взял на операцию, типичная хроническая язва луковицы ДПК с разлитым серозно-фибринозным перитонитом. Ушивание язвы с оментопексией, санация и дренирование брюшной полости. 

    После операции стандартный «выход» из наркоза, переведен в отдельную послеоперационную палату. Стандартная послеоперационная терапия (антибиотики, аналгетики, блокаторы протонной помпы, инфузионная терапия и т.д.). Все это было в пятницу вечером и с анестезиологом (тоже начинающим) ушли домой со спокойной душой. Утром следующего дня явился на суточное дежурство (один дежурный врач на район). Заглянул к деду в палату, он спит, живот мягкий, все вроде нормально. С пациентом дежурит дочь (дама необъятных размеров и очень любящая своего отца). Целый день постоянно какая-то работа, где-то к 16.00 вновь заглядываю к деду. Дед спит. Пытаюсь его растормошить - никакой реакции. Смотрю внимательнее зрачки плавают, на болевые раздражители реакция только на сильны, тону резко снижен, хотя гемодинамика стабильная. Не понимаю ничего, вечером после того как перевели деда в палату, он с нами общался, и, несмотря на постнаркозную депрессию, был живчик. 

    Спрашиваю дочку: Как давно он так спит? Ответ: Вот как Вы вчера ушли домой, где-то через час постепенно и заснул. Кома!!! Генез??? Вызываю своего анестезиолога, невролога. Делаем все исследования какие только можно. Все в норме. Сидим, думаем, не можем понять причину. Нужно звать старших товарищей. После беседы по телефону по санитарной авиации вызываем главного анестезиолога области (отличный врач и человек) и более опытного невролога. Начали посиндромную терапию. Санитарная авиация дело не быстрое, пока соберутся, пока выедут и доедут (хотя до нас всего 70 км) пройдет не менее 2х часов. 

    Ждем, захожу к деду, и - о чудо - дочь поит деда из чашки, и он в сознании, хотя и сильно спутанном. Я говорю, что пить пациенту нельзя без моей команды. В ответ получаю следующую фразу: «Так это с целью снять боль!» Я: «А что у Вас в чашке?» Дочь: «Как что, водка. Папа всегда ей боли снимал и к врачам никогда не обращался!». Ревизия тумбочки – 3 пустых по 0.5 и две целых (19 часов после операции, пил только пациент). Экспресс анализ на алкоголь - 2,8 промилле. Экстренная отмена домашнего обезболивающего и торжественные проводы дочери из отделения с перечислением всех ее заслуг за эти сутки, причем не всегда в корректной форме. Приезжают наши консультанты, дико ржут, рассказывают случаи на подобную тему из своей практики. Вместе дегустируем конфискованное и прощаемся веся довольные друг другом. У деда послеоперационный период без каких либо осложнений, выписался как огурчик на 11 сутки, даже делирия не было.

    2. Пять лет после интернатуры, уже в ЦРБ на Вологодчине. По сравнению с Ярославской областью это уже тайга (никогда не был в Сибири). Край непуганого зверья и идиотов (в плане санитарной и медицинской грамотности). Дежурю в ночь на 23 февраля. Район уже справляет. Прооперировал ножевое и несколько ПХО и ЧМТ. Дежурный врач в ЦРБ (если кто не знает) это и хирург и невролог и педиатр и черт знает врач какой специальности. Ночь, звонок со скорой: Ребенок 4 месяца с комой. В районе эпидемия ОРВИ и есть случаи менингита. 

    Прихожу смотреть: Явные признаки рахита, хотя МРИ в пределах относительной нормы. На болевые раздражители не реагирует, гипотония, менингеальных знаков нет, зрачки плавают. Оьективно только увеличение печени, гипотония 60 на 40 и брадикардия (не более 80 в минуту – для такого возраста мало). Экстренная диагностика: Снимки черепа и легких, ОАК, биохимия крови в норме, глюкоза 3.4 ммоль/л, в моче ацетон +++ и …все!!! Ставим вену, начинаем посиндромно лечить. Вызываю педиатра из дома – уехала на вызов в деревню, будет часа через 3-4. Звоню на санитарную авиацию, консультируюсь и вызываю на себя детского реаниматолога. 

    Пока едут, тщательно штудирую всю имеющуюся в ординаторских литературу – все больше не понимаю, почему такое тяжелое состояние пациента. Пара синдромов вроде подходят, но по литературным данным в мире они описаны в единичных случаях, для точной их диагностики нужна явно не ЦРБ. Тут из палаты ребечачий крик! Несусь, как лось во время гона, в палату. Ребенок ожил, кричит!!! Ура попал с лечением, я великий педиатр!!! 

    Мама спрашивает а есть можно, звоню в центр консультируюсь с детской реанимацией, не рекомендуют, пусть только пьет. Разрешаю маме попоить, краем глаза вижу в бутылочке что-то красное. Мама из глухой деревни (90 км от ЦРБ), куда даже автобус не ходит. В свои 25 выглядит лет на 40, этот ребенок уже 7-й в семье. Ребенок начинает жадно сосать, а я интересуюсь: «Чем поите? Свекольный отвар? У ребенка запоры?». Мама: «Да нет, это красненькое, я всегда его им пою когда начинает беспокоится. С рождения. Он у меня хороший, спокойный, весь в папу!!!». И такая счастливая улыбка на ее лице!!!

    Реанимация дите забрала, потом узнавал по телефону: в моче (по госпитализации в областную детскую реанимацию, через 4 часа после последнего употребления) - 1.7 промилле алкоголя. Звонил тогда еще несколько раз - у ребенка была дикая абстиненция в течении примерно 3-х недель.
    Мораль: Если кома неясной этиологии, сними маску и понюхай, не пахнет ли спиртным. Даже если не пахнет - сделай токсикологию!!!




    Комментарии