• Темы видео
  • Педиатрия
  • Детская хирургия
  • Терапия
  • Хирургия
  • Акушерство и гинекология
  • Анестезиология и реанима...
  • Генетика
  • Диагностика
  • Онкология
  • Организация здравоохране...
  • Первая помощь
  • Профилактическая медицина
  • Психология
  • Стоматология
  • Травматология и ортопедия
  • Фармакология
  • Фундаментальные науки
  • Прислать
    видео
    Симптом
    чекер
    Подпишись
    на рассылку
    20/10/2011

    Возможности коррекции микроэлементозов детей школьного возраста

    Витамины являются универсальными регуляторами процессов обмена веществ в организме человека. Для обеспечения клеточных процессов необходимы также макро- и микроэлементы (МЭ), обеспеченность микронутриентами нужна для нормального уровня интеллектуального развития детей. Дефицит МЭ приводит к выраженным нарушениям и соматического, и психоневрологического здоровья детей.

    Коферменты, или простетические группы, образующиеся из витаминов, входят в состав активных центров ферментов, необходимых для катализа многочисленных обменных реакций.

    Физиологический баланс макро- и микроэлементов в организме человека является обязательным условием для обеспечения нормальной жизнедеятельности и поддержания здоровья. Распространенность дефицитных витаминно-минеральных состояний даже среди условно здоровых детей обусловлена повышенными потребностями в этих веществах при интенсивном росте организма. На подростков негативное влияние оказывает и так называемый «школьный» фактор. Освоение образовательной программы, возможность нормального интеллектуального развития требуют от них значительной умственной и физической активности. Так, йодная недостаточность может привести к задержке нервно-психического развития и снижению работоспособности.

    Недостаточное поступление в организм меди сопровождается не только признаками анемии, лейкопении и костной деминерализации, но и снижением иммунного статуса, а также нарушениями синтеза коллагена. Дефицит селена приводит к снижению антиоксидантной и иммунной защиты, является одной из причин развития болезни Кашина-Бека. Кроме того, снижение содержания микронутриентов в почве, широкое применение современных технологий при приготовлении и хранении пищи и массовое нарушение принципов рационального питания привели к тому, что у большинства российских детей имеется субнормальное обеспечение, а иногда и дефицит витаминов и МЭ. Поэтому применение витаминно-минеральных препаратов у школьников весьма актуально. При этом выбор препарата предпочтительно осуществлять, учитывая элементный статус каждого ребенка. 

    Цель данного исследования – изучение состояния минерального обмена у школьников и оценка эффективности использования витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ Школьник для коррекции микроэлементозов.
    Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
    изучение элементного статуса детей;
    определение основных групп микроэлементов, дефицитных для данной группы детей;
    оценка возможности применения витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ Школьник для коррекции микроэлементозов.

    Объектом исследования были дети в возрасте 13–14 лет (n=31). Исследование проведено в среднем общеобразовательном учреждении Санкт-Петербурга. Период исследования – с марта по июнь 2010 года.
    Предварительно была рассчитана величина выборки с помощью Stat Calc программы Epi Info (версия 6). Исходя из численности учеников и с учетом уровня статистической достоверности исследования, которой необходимо было достичь (p<0,05), минимальное число выборки составило 24 человека.
    Отбор участников осуществлялся по следующим критериям включения: 
    – возраст от 7 до 14 лет;
    – отсутствие острых или обострения хронических заболеваний;
    – отсутствие приема витаминно-минеральных препаратов в течение последних 2 месяцев.
    От законных представителей детей было получено добровольное информированное согласие на участие в исследовании.

    Определяли содержание МЭ в волосах детей. Для этого была необходима прядь чистых волос длиной до 3–5 см (от корня волос) в таком количестве, чтобы заполнить чайную ложку. Волосы вкладывали в отдельный конверт, отметив корневой конец пряди. Специальных условий хранения и транспортировки пробы не требовали. Анализ содержания МЭ проводили в аккредитованной лаборатории Центра биотической медицины (Москва) методом атомно-эмиссионной и масс-спектрометрии с индуктивно-связанной аргоновой плазмой в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Роспотребнадзором (МУК 4.1.1482-03, МУК 4.1.1483-03). Полученные данные сравнивали с популяционными нормативами для данной возрастной группы.
    Для коррекции нарушений минерального обмена у детей была применена биологически активная добавка – нутрицевтик АЛФАВИТ Школьник. Партия препарата имела все необходимые заключения и удостоверения, подтверждающие его качество и безопасность.

    Состав АЛФАВИТА Школьник разработан с учетом потребностей детского организма, препарат выпускается в форме таблеток массой 1 г с фруктовым вкусом, не содержит искусственных красителей:
    • таблетка «Железо+» включает железо, медь, витамины В1, С, А, фолиевую кислоту;
    • таблетка «Антиоксиданты+» содержит магний, цинк, селен, йод, витамины С, Е, А, РР, В2, В6;
    • таблетка «Кальций-D3+» включает кальций, витамины D3, В12, пантотенат кальция, фолиевую кислоту.
    Три таблетки данного препарата содержат 100 % от суточной потребности витамина С, 75 % – витамина В1, 100 % железа, 45 % меди, 63 % цинка, 15 % магния, 70 % йода, 10 % кальция, 100 % селена, 75 % витаминов В2 и РР, 55 % витамина В6, 50 % фолиевой кислоты, 85 % витамина Е, 90 % витамина А и 24 % витамина D3 для детей данного возраста.

    Для оценки эффективности витаминно-минерального комплекса было проведено рандомизированное контролируемое наблюдательное когортное исследование. Дети, принимающие участие в исследовании, случайным образом были разделены на 2 группы: 
    – группа 1 (группа исследования): получающие витаминно-минеральный комплекс АЛФАВИТ Школьник по 1 таблетке каждого цвета 3 раза в день во время еды с пищей (интервал приема 4–6 часов), продолжительность приема 60 дней (n=18);
    – группа 2 (группа контроля): не получающие ВМК (n=13).
    Какие-либо другие витаминно-минеральные препараты в течение данного периода времени детьми не принимались.

    Выбор методов статистической обработки был обусловлен характером распределения изучаемых признаков, типом данных и дизайном исследования. Во всех процедурах статистического анализа критический уровень значимости принимали равным 0,05. В таблицах числовые данные приведены в виде М (средняя), SE (стандартная ошибка средней), P25, P50, P75 (25-й, 50-й, 75-й процентили).
    По результатам скрининга волос у детей, принявших участие в исследовании, незначительные нарушения минерального обмена выявлены у 9,7 % детей, умеренные – у 54,8 %, средней степени – у 29 %, выраженные – у 6,5 % (рис. 1).

    Рисунок 1. Структура степени нарушений минерального обмена у обследованных детей (в %)


    С учетом глубины недостатка и важности для роста и развития ребенка к числу приоритетных для коррекции МЭ были отнесены селен, йод, медь, кальций. Дефицит селена зарегистрирован у 77,4 % детей, у 38,7 % был обнаружен дефицит йода и меди, недостаток кальция испытывали 16,1 % детей (рис. 2).

    Рисунок 2. Удельный вес детей с недостатком микроэлементов (в %)



    После завершения курса было проведено повторное исследование волос детей обеих групп с исследованием концентраций 4 МЭ, выбранных приоритетными для коррекции и содержащихся в витаминно-минеральном комплексе.
    Результаты рандомизированного контролируемого наблюдательного когортного исследования эффективности использования витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ Школьник для коррекции микроэлементозов оценивались по следующим критериям:
    – увеличение концентрации биоэлемента в волосах детей группы исследования в сравнении с контролем;
    – снижение доли лиц в группе исследования с недостаточной обеспеченностью биоэлементом.
    В результате употребления витаминно-минерального комплекса наблюдалось статистически значимое увеличение концентрации в волосах детей меди (р=0,002) и  селена (р=0,003).
    Имелась тенденция к увеличению содержания йода, однако статистически значимых различий достигнуто не было (р=0,068). Содержание кальция достоверно не увеличилось (табл. 1).


    В то же время в контрольной группе не выявлено статистически достоверного увеличения содержания меди, селена, кальция, а содержание йода достоверно снизилось (табл. 2).


    Однако распространенность дефицита минералов в исследуемой популяции у детей из группы исследования снизилась (рис. 3).

    Рисунок 3. Удельный вес детей с недостаточной обеспеченностью МЭ в группе исследования до и после приема витаминно-минерального комплекса (ВМК) (в %)

    При применении витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ Школьник у детей не отмечалось аллергических и других нежелательных реакций. Таким образом, в исследовании на основе репрезентативной выборки был определен микроэлементный статус детей в возрасте 13–14 лет. С учетом глубины недостатка и важности этих веществ для роста и развития были определены приоритетные для коррекции в данной группе микроэлементы: селен (недостаток у 77,4 % детей), йод (у 38,7 %), медь (у 38,7 %), кальций (16,1 %). У 64,5 % детей были выявлены незначительные и умеренные нарушения минерального обмена, коррекция которых возможна путем изменений в рационе питания. В то же время 35,5 % детей имели нарушения минерального обмена средней степени и выраженные.

    Результаты рандомизированного контролируемого наблюдательного когортного исследования по изучению витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ Школьник свидетельствуют о его эффективности и безопасности для коррекции недостаточной обеспеченности медью и селеном у детей.

    Н.А. Иванова, кафедра детских болезней ВМА им. Кирова, Санкт-Петербург. Статья опубликована в журнале «Практика педиатра», 2011 г., февраль.




    Комментарии