Здравствуйте, Гость
| Регистрация | Войти через:
  • Темы видео
  • Педиатрия
  • Детская хирургия
  • Терапия
  • Хирургия
  • Акушерство и гинекология
  • Анестезиология и реанима...
  • Генетика
  • Диагностика
  • Онкология
  • Организация здравоохране...
  • Первая помощь
  • Профилактическая медицина
  • Психология
  • Стоматология
  • Травматология и ортопедия
  • Фармакология
  • Фундаментальные науки
  • Прислать
    видео
    Симптом
    чекер
    Подпишись
    на рассылку
    25/02/2014

    Внедрение профессиональных стандартов в здравоохранении

    Согласно ст. 195.1 ТК РФ под профессиональным стандартом понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, а под квалификацией – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

    … Говоря о предпосылках появления профессиональных стандартов в сфере здравоохранения, следует обратить внимание на следующие тенденции.

    1. Интеграция России в мировую экономику.

    В последнее время наблюдается устойчивый рост представительства ряда крупных иностранных клиник в России. Кроме того, многие как негосударственные, так и государственные медицинские организации начинают привлекать для работы иностранных специалистов (в том числе из стран, ранее входивших в СССР), а некоторые российские врачи уезжают на стажировку или работу за границу.

    Важно! Для того чтобы быть конкурентоспособными, отечественные медицинские работники должны обладать надлежащим уровнем знаний, умений, навыков и компетенций. С другой стороны, такие же требования распространяются и на иностранных врачей, работающих в России

    2. «Разрыв» между потребностями рынка труда и существующим уровнем профессионального образования. В силу ряда причин – кадрового дефицита и не всегда высокой квалификации преподавательского состава, применения ими устаревших образовательных технологий, недостаточной материально-технической базы высших и средних учебных заведений, недостатка клинических баз – квалификация выпускников медицинских вузов и колледжей часто не соответствует современным требованиям и возможности самостоятельной работы.

    3. Необходимость гибко реагировать на требования изменяющегося рынка труда. В связи с интенсивным развитием медицинской и фармацевтической наук появляется большое количество инновационных медицинских технологий, связанных с использованием принципиально новых лекарственных препаратов и медицинских изделий. Это обусловливает появление новых требований, которым должны соответствовать медицинские работники для успешного осуществления своей профессиональной деятельности, что, в конечном счете, должно приводить к удовлетворению потребностей работодателя в квалифицированных трудовых ресурсах.

    4. Переход на эффективный контракт, конкретизирующий должностные обязанности работника, условия оплаты его труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.

    Важно! Согласно распоряжению Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р1 основой для перехода на эффективный контракт является актуализация квалификационных требований и компетенций, необходимых для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), организация соответствующей профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений.

    В 2007 г. распоряжением президента Российского союза промышленников и предпринимателей было утверждено Положение о профессиональном стандарте.

    Согласно данному документу стандарт предназначен для решения целого ряда задач:

    • проведения оценки квалификации и сертификации работников, а также выпускников учреждений профессионального образования;

    • формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам;

    • решения широкого круга задач в области управления персоналом, таких как: а) разработка стандартов предприятия; б) разработка систем мотивации и стимулирования персонала; в) разработка должностных инструкций; г) отбор, подбор и аттестация персонала; д) планирование карьеры работников;

    • проведение процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований, предъявляемых к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и др.).

    Представляется очевидным, что все указанные цели разработки и внедрения профессиональных стандартов в настоящее время являются актуальными для системы здравоохранения. Согласно п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 231, профессиональные стандарты применяются:

    • работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

    • образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

    • при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

    Важно! Наиболее важной целью создания профессиональных стандартов представляется их внедрение в систему разработки профессиональных образовательных программ, что позволит подготовить специалиста, отвечающего всем требованиям работодателя, а также способного адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда в сфере здравоохранения

    Что же представляет собой профессиональный стандарт? Согласно методическим рекомендациям, утвержденным приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170, профессиональный стандарт включает следующие структурные элементы:

    • Раздел I. Общие сведения.

    • Раздел II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

    • Раздел III. Характеристика обобщенных трудовых функций. В настоящее время разработаны проекты ряда профессиональных стандартов специалистов в области здравоохранения, ознакомиться с ними можно на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ.

    В таблице приведена сравнительная характеристика профессиональных стандартов и действующих в настоящее время нормативно-правовых документов, которые устанавливают требования, предъявляемые к работникам и их квалификации, а именно:

    • Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов (утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37);

    • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (далее – ЕКС, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н);

    • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС, первый выпуск утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31.01.1985 № 31/3-30);

    • Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (далее – ОКПДТР, принят постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367), в котором содержится перечень официальных наименований профессий и должностей, существующих в различных отраслях экономики.

    Таким образом, следует отметить следующее.

    1. В настоящее время термины «профессиональный стандарт» и «квалификация» закреплены законодательно, тогда как ранее соответствующий понятийный аппарат отсутствовал.

    2. В отличие от других нормативноправовых документов, предъявлявших требования к квалификации и трудовой функции работника, профессиональный стандарт имеет многоступенчатую систему принятия, включающую в себя разработку проекта стандарта, рассмотрение проекта в Министерстве труда и социальной защиты РФ и экспертным советом.

    Важно! Согласно постановлению Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 в обсуждении проекта профессионального стандарта должны участвовать представители работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов

    3. Профессиональный стандарт имеет более сложную структуру в контексте определения трудовой функции и требований к квалификации работников. В частности, для каждого наименования обобщенной трудовой функции установлен уровень квалификации и конкретные трудовые функции, для которых, в свою очередь, определены подуровни квалификации. Уровни и подуровни содержат описание таких показателей, как «полномочия и ответственность», «характер умений», «характер знаний», «основные пути достижения уровня квалификации» (см. пример проекта профессионального стандарта специалиста в области организации здравоохранения).

    4. Одним из самых принципиальных вопросов является обязательность применения профессиональных стандартов.

    Важно! Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», из-под его действия выведены профессиональные стандарты, что исключает обязательность их применения

    Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23, также не содержат прямого указания на обязательность применения профессиональных стандартов.

    Вместе с тем очевидно, что наличие профессиональных стандартов будет способствовать решению таких актуальных для работодателя задач, как формирование штатного расписания, установление систем оплаты и нормирования труда, разработка коллективных и индивидуальных трудовых договоров с работниками, подбор и обучение персонала, а также многих других, связанных с осуществлением организациями медицинской деятельности…

     *Статья приведена с сокращениями на сайте zdrav.ru




    Комментарии