ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Содержание: I. История Ф. к.................    687 II. Система советской Ф. к.............    690 «Готов к труду и обороне» ..........      — Ф. к. в процессе производства.........    691 Ф. к. и оборона СССР..............    692 Ф. к. в системе народного образования ....      III.  Средства и методы Ф. к.............      — IV. Ф. к. в системе здравоохранения........    696 Врачебный контроль...... ......    697 Гигиена физкультурника.........    700 Ф. к. как лечебный фактор...........    701 V. Организация Ф. к..............    707 Научная работа по Ф. к.............    708 Физическая культура, культура тела; в советском понимании систематическое и разностороннее совершенствование человеческого тела в интересах труда и обороны. Понятие Ф. к., вошедшее в употребление в СССР после Октябрьской революции, по самому своему содержанию несравненно шире распространенных ранее в России терминов физ. воспитание и физ. образование, охватывая наряду с физ. упражнениями (Leibestibungen) также и максимальное использование естественных сил природы и воспитание гиг. навыков. Ф. к. в Советском Союзе является частью общей культуры, поставленной на службу строительству социализма и стремящейся к всестороннему развитию и подъему трудящихся масс и воспитанию здоровых и радостных строителей социализма. Это значение Ф. к. еще в 1925 г. было исчерпывающе определено партией в постановлении ЦК ВКП(б): «Физкультуру необходимо рассматривать не только с точки зрения физического воспитания и оздоровления, но и как «87 SS8 одну из .сторон культурной, хозяйственной и военной подготовки молодежи (стрелковый спорт и др.), как один из методов воспитания масс (поскольку Ф. к. развивает волю, вырабатывает коллективные навыки, настойчивость, хладнокровие и другие ценные качества). Ф. к. нельзя рассматривать исключительно с точки ярения физ. упражнений в виде спорта, гимнастики, подвижных игр и пр. Она органически включает в себя общественную, личную гигиену, гигиену труда и быта, широко использует силы природы, воспитывает правильный режим труда и отдыха». ЦК ВКП(б) определил место Ф. к. «как неотъемлемой части общего политического воспитания и образования и оздоровления масс, которая должна быть включена в общий план деятельности соответствующих общественных организаций и учреждений (профсоюзов, комсомола, Красной армии, школ, органов здравоохранения)»- Развиваясь по этому пути, советская Ф. к. выросла в массовую пролетарскую организацию, охватывающую миллионные массы обоих полов и самых разнообразных возрастов, от пионеров до стариков. Основное отличие советской Ф. к. заключается в ее классовой направленности и прикладном характере. В СССР Ф. к. является предметом заботы пролетарского государства. В советских условиях нет и не может быть культуры тела как самоцели, что так характерно для буржуазного спортивного движения, советская Ф. к. лишена того голого рекордсменства, духа профессионализма, к-рые особенно типичны для буржуазной Ф. к., преследующей цели отвлечения рабочих масс от прямых задач классовой борьбы и являющейся наряду с церковью, буржуазной печатью и пр. таким же средством затемнения классового самосознания масс. Основные задачи советской Ф. к. определены указаниями тов. Сталина: «вырастить новое поколение рабочих здоровых, жизнерадостных, способных понять могущество советской страны и грудью защитить ее от покушений со стороны врагов». Для достижения этой генеральной цели физическая культура ставит следующие конкретные задачи: а) всестороннее физическое развитие и оздоровление миллионов трудящихся, мобилизация их на борьбу за здоровый быт и внедрение физической культуры в процессы социалистического производства; б) максимальное содействие подготовке всесторонне развитых ударников, бойцов для социалистического производства и Красной армии; в) создание мощной основы для широкого развития спорта и повышения в массовых масштабах спортивно-технических достижений; г) подготовка командного состава для физкультурного движения. [I. История физической культуры. Физкультура известна с древнейших времен в Ассиро-Вавилонии, Египте, Персии, Китае. На целом ряде добытых в результате раскопок скульптурных памятников можно видеть изображения различных физ. упражнений (метание копья, стрельба из лука, борьба и т. п.). У индусов было распространено фехтование. У китайцев были уже известны вольные и дыхательные упражнения. Еще за 3 000 л. до нашей эры мы находим в указаниях богдыханов Чин-Нонга, Гоан-Ши правила укрепления физ. здоровья и телесных упражнений. Особо высоких ступеней физ. воспитание до- стигло в античной Греции и Риме, к-рые оставили нам непревзойденные образцы физкультурных достижений. Здесь мы имеем замечательных дискоболов, копьеметателей, бегунов (знаменитый марафонский бег). Вырабатываются игры в мяч (гарпастум, сферомахия). Организуются олимпийские игры (776 г. до и. э.), носящие характер всенародных празднеств. В писаниях Платона (429 г. до н. э.), Галена, Флавия, Филострата (ок. 200 г. до н. э.) мы находим указания и целые главы, посвященные гимнастике. Постепенно начинают складываться кадры профессионалов атлетов (в Риме— гладиаторы) и дело Ф. к. начинает вырождаться. На рубеже античного мира и раннего средневековья распадается вместе со всей общественной формацией также и дело физ. воспитания. В 394 г. запрещаются олимпийские игры, просуществовавшие свыше 1 000 л., а в 404 г. запрещаются бои гладиаторов.—В эпоху средневековья основным видом физ. упражнений являлись турниры, участие в к-рых принимала феодальная знать. С ростом городов и укреплением торгового капитала постепенно распространяются физ. упражнения среди горожан, организуются стрелковые и фехтовальные братства. Появляется в Англии игра в футбол, вызывающая преследования со стороны властей. Виторио фон Фельтре в начале 15 в. организует первую гимнастическую школу. В 1681 г. происходит первое состязание по боксу. В 18 в. создаются «филантропики», специальные школы физич. воспитания для буржуазной молодежи. Из этих школ возникают первые гимнастические системы. На историческом рубеже двух столетий, ознаменованном великой Французской революцией, создаются первые гимнастические системы, разработанные Гутс-Мутсом, Фитом, Яном и Шписом, шведская гимнастика (Линг), швейцарская система (Клиас и Песталоцци), французская (Аморос), чешская (Тырш) и др. В эти годы вырастает уже большая литература по физическим упражнениям (Гутс-Мутс, Фит, Ян и Эйзелен, Ротштейн и др.). Гимнастика начала доминировать над всеми другими видами физических упражнений. В зависимости от разных местных, бытовых, социально-экономических и политических условий придумывались разные комбинации гимнастических упражнений, к-рые легли в основу разных систем, существовавших' б. или м. долгое время и получивших разное распространение и в других странах (см. Гимнастика). Предвоенные, равно как и послевоенные годы в развитии физической культуры характеризуются большим ростом буржуазных спорт, организаций со значительными кадрами1 профессионалов, давших ряд несомненно крупных спортивных достижений. Создается Рабочий спортивный интернационал (Люцернский), находящийся под социал-фашистским руководством, основанный на проповеди классового сотрудничества и служащий средством обмана рабочих. Физкультурное движение в б. России и в СССР. Ни о каком физическом воспитании рабочих и крестьян в царской России не могло быть и речи. Физич. воспитание было уделом лишь незначительных групп дворян, помещиков и капиталистов. Народы царской России издавна занимались неорганизованно различными играми. Молодежь зани-' малась кулачными боями, которыми так прославилась [;царская Россия. Правящие круги 69» поддерживали варварские пережитки, и на этом могли натравливать одну народность на другую. В этом фактически и заключалась забота правительства о физич. воспитании рабочих и крестьян. Зато в воспитании юнкеров физ. воспитание играло важную роль. В 1821 г. при Дворянском полку в Петербурге была организована школа по фехтованию для подготовки преподавателей в кадетские корпуса. С 1840 г, в военных училищах преподают гимнастику. С этого времени начинается внедрение «гимнастики» не только в офицерских школах, но и в рядах действующих войск. Эта гимнастика фактически сводилась к издевательству над солдатами, целью к-рого было создание тупой и покорной армии. Развитие гражданского спорта пришло вместе с иностранными капиталистами и относится к 80—90-м годам. Раньше всего появились спортивные кружки в Петербурге, а потом в различных городах России. Эти кружки были малочисленны. В дальнейшем по их образцу создаются русские спортивные общества, объединяемые по видам спорта в лиги. Большое развитие получили Сокольские гимнастические общества, поддерживавшиеся нек-рыми правительственными кругами. Двери этих обществ в основном были закрыты для рабочих в виду высоких членских взносов. Царское правительство почти вплоть до империалистской войны не уделяло внимания jpa-жданскому буржуазному спорту. Только в 1912 г. накануне международной Стокгольмской олимпиады русские спортивные общества были объединены Олимпийским комитетом, а в 1913 г. была создана долзкность «главнонаблюдающего за физ. развитием населения», и на генерала Воейкова возложено «общее наблюдение за постановкой дела физического развития подрастающего поколения» и т. д., а во время войны в 1915 г. было утверждено «Положение о мобилизации спорта», ко-рое имело в виду: 1) допризывную подготовку, 2) первоначальное обучение новобранцев, 3) поддержание физического развития запасных и 4) занятия спортом во время действительной службы. Все эти указания фактически ни к чему не привели. Империалистская война разрушила спортивные общества царской России и к началу Октябрьской революции Россия насчитывала несколько десятков тысяч спортсменов с очень низкими качественными показателями и совершенно разрушенной жалкой материальной базой (площадки, оборудование и т. д.). Октябрьская революция, установив диктатуру пролетариата, с первых дней повела борьбу за создание нового, всесторонне развитого, здорового и жизнерадостного человека. Правительством издается ряд декретов, раскрепощающих трудящихся (охрана труда, восьмичасовой рабочий день, уничтожение детского труда, соц. страхование, ликвидация неграмотности, охрана материнства и др.). В период военной опасности и надвинувшейся гражданской войны 22 апреля 1918 г. издается декрет о милиционной системе и создается Всеобуч (Главное управление всеобщего военного обучения, спорта и допризывной подготовки). Проводится национализация спортивно-гимнастических клубов и школ, проводится реквизиция частновладельческих судов и т. д. Все эти мероприятия направлены на удовлетворение запросов трудящихся масс в физкультуре. — С окончанием гражданской войны Ф. к. в СССР по- лучает мощное развитие и размах. 7 июня 1923 г. постановлением Президиума Всероссийского ЦИК утверждено положение о создании Всероссийского Совета физической культуры. Первым председателем ВСФК РСФСР утверждается Н. А. Семашко. Начинается массовое развитие Ф. к. Физкультура вводится в качестве обязательного предмета во всех школах и в Красной армии и в порядке добровольном разворачивается через мощную сеть кружков в системе профсоюзов и комсомола. В 1921 г. создается Красный спортивный интернационал. Историческим этапом является приведенное выше постановление ЦК ВКП(б) 1925 г. В 1928 г. проводится I Всесоюзная спартакиада как первый смотр физкультурных сил СССР и демонстрация международной солидарности с СССР пролетарских спортсменов Запада. Ф. к. в реконструктивный период. Постановление ЦК ВКП(б) 1929 г., давшее неудовлетворительную оценку состояния всего физкультурного движения, положило основание для коренной его перестройки по производственному принципу, добровольности и подчинению задачам социалистического строительства. Решение ЦК ВКП(б) явилось новым стимулом для широкого развития физкультурного движения. 3 апреля 1930 г. ЦИК СССР издает декрет о физической культуре в Советском Союзе, оценивавший этот участок работы как дело первостепенной государственной важности. Создается Всесоюзный совет физической культуры, с организациями на местах, как орган гос. руководства. Определяется деятельность всех наркоматов и ведомств по физической культуре. До Октябрьской революции насчитывалось 10 000 спортсменов, в 1928 г. — 650 000; в 1934 г. 2 500 000 сдало нормы по значку ГТО. и 6 000 000 охвачены сдачей нормы; 20 000 000 детей охвачены физкультурными занятиями. Эти успехи непосредственно обусловлены тем огромным вниманием, которое уделяли партия и правительство развертыванию физической культуры в стране Советов. II. Система советской физической культуры. «Готов к труду и обороне». Система Ф. к. в СССР строится, исходя из особенностей социалистической культуры и нужд социалистического строительства. Вот почему Ф. к. имеет своей основной задачей подготовку к труду и обороне. В этих целях советская Ф. к. приняла систему ГТО («Готов к труду в обороне»). В целях стимулирования самодеятельной работы трудящихся Советского Союза по Ф. к., по инициативе Ленинского Комсомола, ВСФК СССР 11 марта 1931 г. постановил награждать за всестороннюю физкультурную подготовку специальным значком «Готов-к труду и обороне». Всесторонняя физическая подготовленность согласно утвержденному положению определяется выполнением установленного комплекса испытаний и требований практического и теоретического характера. Введение значка ГТО первой ступени ставило перед собой задачу охватить широкие массы-трудящихся самодеятельным физкультурным движением, а также в корне перестроить все содержание работы по Ф. к. во всей системе самодеятельного физкультурного движения и школы, охватив все возрастные группы трудящихся. «91 вэа Введением второго комплекса ГТО, куда входят значительно повышенные требования, разрешается задача максимального повышения уровня всесторонней подготовленности физкультурников и завершается построение основ советской системы физической культуры «Готов к труду и обороне» для всех ступеней школьного и высшего образования. По такому принципу строится вся физкультурная работа в профсоюзах, армии и добровольных спортивных организациях. Комплексы значка ГТО первой и второй ступеней разрешают задачу всестороннего физ. развития трудящихся Советского Союза и совершенно четко и ясно ставят перед каждым трудящимся, каким должен быть советский физкультурник. Для того, чтобы получить значок «Готов к труду и обороне», нужно обладать навыками, необходимыми в трудовой и боевой обстановках. В комплексе ГТО отражается вся конкретная направленность советской Ф. к. В него включены наиболее прикладные физ. упражнения и виды спорта, военно-физкультурные знания, умение управлять механизированными средствами передвижения, гигиена и сан. минимум, самоконтроль и обязательный врачебный контроль, при этом к значкисту предъявляется требование быть лучшим ударником на производстве. Создание комплекса ГТО повело к огромному развитию физкультурного движения в СССР. Этот комплекс, давая минимум всесторонней физкультурной подготовленности масс к труду и обороне, стал достоянием широких масс и создал неизмеримые возможности для поднятия спортивно-технических результатов. Физическая культура в процессе производства. В своем постановлении от 3/IV 1930 г. ЦИК СССР поручил ИКТруду совместно с ВСНХ и ВЦСПС включить Ф. к. в число мероприятий по оздоровлению и повышению производительности труда работающих на предприятиях кадров. Проведенные научно-исследовательскими институтами работы по внедрению Ф. к. в процессы производства доказали влияние последней в ее различных формах на повышение производительности труда и улучшение состояния здоровья рабочих, определили наиболее рациональные формы и методы Ф. к. как в производственном процессе, так и вне его. На основе проведенных работ определились следующие формы и средства физической культуры, внедряемые в процессы производства: 1) физ. упражнения до работы (вводные); 2) физ. упражнения после работы; 3) физ. упражнения в перерывах. Отдельные виды гимнастических упражнений—до работы, после работы и в перерывах—имеют целью: а) повысить общую сопротивляемость утомлению и увеличить выносливость; б) развить различные мышечные группы, а в связи с этим и нервную систему; в) улучшить дыхание, кровообращение и обмен веществ; г) создать бодрое настроение; д) приучить к организованности, выправке и дисциплине; е) воспитать умение владеть новыми движениями, начиная с простейших и постепенно доводя до более сложных. Ф. к. в процессе производства, являясь органической частью единой системы «Готов к труду и обороне», в Советском Союзе широко распространяется па ведущих предприятиях. Свыше чем на 200 предприятиях проводится физкультурная работа в процессе производства; про- изводительность труда на отдельных предприятиях повысилась от 2% до 10%, резко снизился травматизм, улучшилось состояние здоровья. Физическая культура и оборона СССР. Важнейшей задачей физкультурного движения советской страны является физическое воспитание бойцов Красной армии. Для того, чтобы стать хорошим бойцом РККА, необходимо быть физически здоровым, смелым, стойким, решительным, хорошо тренированным. Широко используя все средства Ф. к., Красная армия обеспечивает подготовку физически развитых бойцов. Для воспитания бойцов Красная армия использует разнообразные физкультурные средства, систематически внедряемые в быт и учебу красноармейца. Свои физкультурные достижения Красная армия широко распространяет на все физкультурное движение: военизированные походы на лыжах, велосипедах, плавание, военно-защитная гимнастика и т. д. Физическая культура в системе народного образования. Особое внимание советское физкультурное движение уделяет постановке Ф. к. в системе воспитания новой смены по линии политехнической школы и всех высших учебных заведений. Ф. к. в системе советской школы является обязательным предметом и представляет органическую часть всей системы воспитания. Только в СССР реализуется поставленная Карлом Марксом задача «в воспитанны будущего для всех детей с известного возраста соединить производительный труд с обучением и гимнастикой, причем не только методом повышения общественного производства, но и единственным методом создания всесторонне развитых людей» (Карл Маркс, Капитал, т. I). В учебных планах школ и вузов отведено на физическую культуру 1—2 ч. в шестидневку. В зависимости от возраста, физ. развития установлены нормы детского значка «Будь готов к ТРУДУ и обороне» и каждый, кончающий школу в возрасте 17—18 л., должен быть подготовлен к сдаче норм ГТО 1-й ступени, а оканчивающие высшие учебные заведения должны сдать нормы комплекса ГТО 2-й ступени. Советская Ф. к., борясь за воспитание всесторонне развитого нового поколения, разрешает следующие задачи: а) содействует всестороннему развитию и формированию растущего организма, укрепляет и закаляет здоровье детей; б) мобилизует детей па борьбу за качество учебы, за знания, за сознательную дисциплину, за овладение основами наук; в) широко развивает самодеятельную и спортивно-техническую работу (гимнастика, спортивные игры), развивает различные формы массовой физкультурной работы, организует режим пионера и школьника, содействует воспитанию личной и общественной гигиены; г) воспитывает активность, смелость, решительность, настойчивость, быстроту ориентировки, организованность, дисциплинированность, коллективизм и другие необходимые для членов социалистического общества качества; д) воспитывает основные двигательные навыки, подготовляющие детей к ТРУДУ и обороне. III. Средства и методы физической культуры. Средства и методы Ф. к. различны и многообразны. Средства Ф. к. можно распределить на 3 группы: 1) режим гигиенический и гиг.: навыки в труде и быту (см. Индивидуальная гигиена); 2) естественные силы природы—воздух, солнце и вода (см. Закаливание) и 3) физические упражнения. Последние (т. н. кинетические средства) охватывают спорт, атлетику, гимнастику и игры (см.) и могут быть распределены по след. группам: 1) гимнастика: атлетическая, художественная, гигиеническая, врачебная; 2) легкая атлетика (бег, прыжки и метание); 3) тяжелая атлетика—защита и нападение (бокс, борьба, поднятие тяжестей); 4) спортивные игры (футбол, тешшс, волейбол, баскетбол и др.); 5) массовые и подвижные игры (детские и др.); 6) водный спорт (плавание, гребля, парусное, моторное дело, прыжки в воду, ватерполо); 7) зимний спорт (лыжи, коньки, сани, хоккей); 8) вело-, мотоспорт (велосипед, мотоциклет, автомобиль); 9) ав'ио-спорт (парашютизм, авиодело и т. п.). Кинетические средства Ф. к. в зависимости от рода и вида физ. упражнений имеют различное влияние на организм. Все они являются раздражителями большей или меньшей силы, на к-рые получается общая или местная реакция. Реакции на этот раздражитель начали в последние годы во всех деталях изучаться, накопился уже довольно значительный литературный материал. Эти научные знания о пси-хо-физиол. влиянии физ. упражнений необходимы для выбора и правильной их оценки. Оценка эта может производиться с равных точек зрения. Всякое физ. упражнение или отдельный вид его представляет ту или другую ценность в зависимости от той цели, к-рой должно служить упражнение. Ребенок, взрослый, старик, мужчина, женщина не могут пользоваться одними и теми же средствами, и дозировка физ. упражнений должна быть в разных случаях разная. Физиол. оценка и дозировка особенно сильно действующих средств Ф. к. должна быть точна и мотивирована. С научной точки зрения полезно изучать все компоненты суммарного влияния на организм физ. упражнений, т. к. не только отдельный орган, но даже отдельная ткань иначе реагируют на этот раздражитель (опыты Geb-hardt'a вхир. клинике Лексерав Мюнхене). При продолжительном действии физ. упражнений многие органы изменяют свою величину, вес, внешний вид, силу и другие качества. Физ. упражнения действуют на обмен веществ, на движение крови и других соков тела. Изменения могут итти как в направлении положительном, так и отрицательном: эта изменчивость влияет на методику физкультурного воздействия. Ею руководствуются иногда при оценке с внешней стороны (т. е. когда изменяются формы тела под влиянием упражнений). Гиг. значимость многих физ. упражнений очень велика: определение ее основано на физиол. данных. Большой изменчивости под влиянием моторных агентов подвержен весь двигательный аппарат (кости, суставы, мышцы, нервные центры), причем эта изменчивость выражается также в приобретении новых качеств (сила, быстрота, выносливость, точность, координация двиясений). Мышцы очень поддаются влиянию физ. упражнений, т. к. в процессе работы улучшается их питание (во много раз увеличивается приток крови). С другой стороны, чем больше мышц участвует в работе, тем оживленнее кровообращение,4 тем больше обмен и лучше питание тканей (см. Тренировка). Гигиенические физ. упражнения (бег, игры, прыжки, плавание, гребля, коньки, лыжи) влияют на вегетативную и эндокринную систему, что обнаруживается в росте и лучшем развитии органов. Отсюда можно сделать тот вывод, что эти упражнения особенно необходимы в детском и юношеском возрастах, в период роста. Общеизвестно местное влияние систематических упражнений на отдельные мышечные группы (мышцы шеи, спины, грудной клетки, конечностей, брюшного пресса, даже мыщцы промежности), ими пользуются в целях общего физ. развития. Физ. упражнения могут назначаться с социально-педагогической целью, когда выбор должен быть сделан с тем, чтобы повысить дисциплину, спаять и укрепить коллектив или возбудить радостные эмоции, оказывающие обычно самое благоприятное влияние. Физ. упражнения никогда не могут служить самоцелью, целью является прикладная сторона Ф. к.—применение полезных упражнений в быту, в жизни. Прикладной характер физ. упражнений должен проявляться особенно по линии подготовки к труду и обороне. В одном и том же упражнении заключается иногда так много ценного с вышеприведенных точек зрения, что точная классификация по одному признаку невозможна. Наиболее практичной нужно считать нижеприведенную классификацию. Упражнения делятся на нижеследующие категории и группы: I категория: упражнения жизненно необходимые с большим прикладным значением. По целенаправленности упражнения этой категории разделяются на 4 группы: 1-я группа—локомоторика: ползание, ходьба по ровной местности, восхождение, спуск и бег; сюда относятся также прикладные упражнения типа: бег на лыжах и коньках, гребля, езда на велосипеде; 2-я группа—преодоление препятствий: плавание, прыжки, лазание; 3-я группа—средства защиты и нападения: метание, бросание, борьба, бокс: 4-я группа—элементарные рабочие движения: поднятие и переноска тяжестей и живого груза, толкание, удар. II категория: гимнастические упражнения. Упражнения эти имеют целью улучшение физ. развития, дают техническую подготовку к более сложным движениям (см. Гимнастика). Нек-рые из основных движений этой категории входят в ГТО той и другой ступени. Гимнастика составляет основную часть прежних систем физ. воспитания. III к а т е г о р и я: спорт и атлетика (см.). IV категория: игры—подвижные, спортивные (см. Меры). В зависимости от условий и базы все упражнения строятся в физкультурном уроке по следующей схеме (табл. 1). Табл. 1. Название Задачи Содержание Время Первая час т ь урока Втягиваю- 1. Привить на- Строевая подго- 3—7 щие уп- выки органи- товка (на месте, мин. ражнении зованного пе- па ходу, бегом) редвижения Порядковые уп- 2. Внесение по- ражнения, фигур- рядка, орга- ная маршировка низованности, (ходьба, бег) дисциплины в урок 3. Подготовить и расставить группу для проведения последующих частей урока в»в (Продолжение) Название Задачи Содержание Время Вторая часть урока Общепод- 1. Укрепление Симметрические, 5—15 готови- отдельных асимметрические мин. тельные групп мышеч- и комбинирован- упражне- ной системы ные упражнения. ния 2. Укрепление Упражнения в ко- суставов и ординации дви- связок (раз- жений и ритмиче- витие гибко- ского характера. сти) Специальные уп- 3. Воспитание ражнения па рас- нервно-мы- слабление и на- шечного аппа- пряжение рата, умения Упражнения, диференциро- пр оде лываемые вать мускуль- с наибольшей ам- ные напряже- плитудой движе- ния, приме- ний нять для про- Упражнения для ведения того разучивания тех- или иного дви- ники отдельных жения нуж- видов физ. уп- ные группы ражнений (анали- мышц тическим методом) 4, воспитание ритма 5. Выравниваю- щие упражне- ния 6. Упражнения для овладения правильным дыханием (т.н. дыхательные упражнейия) Третья час т ь урока Основные Воспитание 1. Основные виды 30—60 упражне- психофизиче- упражнений, из мпн. ния ских качеств: н-рых состоит быстроты, вы- урок: напр. гим- носливости, настика (упраж- силы, ловко- нения па гимна- сти, смелости, стических снаря- настойчиво- дах, а также уп- сти, ориенти- ражнения спосо- ровки и пр., бов передвиже- привитие и ния, способов совершенство- преодоления пре- вание навы- пятствий); подни- ков, преиму- мание и пере- щественно носка тяжестей, военнопри- защита и нападе- кладных ние (метание, игра); легкоатлети-ка (ходьба, бег, прыжки, метания, толкания); спорт, игры (упражнения для усвоения и совершенствования техники и тактики игры); подв. игры и т. д. 2. Близкие данной секции виды, в основном состоящие: а) из тех видов комплекса ГТО, к-рые возможно включить в секционный урок в зависимости от характера секции и сезона; б)военно-прикладных видов Четвертая ч г i с т ь урока Успокаи- Привести ор- Ходьба с глубо- 2—3 вающие ганизм в отно- ким дыханием и мин. упражне- сительно спо- постепенным за- ния койное состоя- медлением ние По окончании занятий душ, самомассаж, растирания Указанные в схеме задачи, являясь-ведущими для той или иной части урока, должны одновременно с этим пронизывать весь урок, иметь место во всех частях, являясь т.о. органически связанными между собой и дополняющими друг друга. Напр. задача внедрения дисциплины в урок (первая часть урока) должна осуществляться и в последующих частях урока; задача приведения организма в относительно спокойное состояние, стоящая в 4-й части урока, разрешается на протяжении всего урока путем чередования сильных и слабых упражнений и установления коротких отдыхов между наиболее сильными движениями; задача привития военноприкладных навыков определяет выбор и методы проведения упражнений в общеподготовительной (а не только основной) части урока. Данная схема является ориентировочной и может изменяться в отношении частей урока, содержания и времени, отводимого на ту или иную серию. Так напр. возможно исключить серийность для таких секций, как теннис, водный спорт, сократить или даже исключить вторую часть урока в зависимости от подготовленности группы, характера секции и пр. Подбор учебного материала в секциях в основном базируется: 1) на требовании всестороннего оздоровления, физ. развития, совершенствования и построения занятий на основе трудовой и военной прикладное™; 2) на специфичности данной секции, требующей, в целях удовлетворения здоровых запросов, повышения и закрепления спортивного интереса к отдельным видам спорта и физ. упражнений, построения занятий преимущественно из основных видов упражнений данной секции и внесения в секционный урок родственных данному виду спорта или подготовляющих к нему видов. IV. Физическая культура в системе здравоохранения. Ф. к. в системе здравоохранения выступает как величайшее средство оздоровления масс, привития гигиенич. навыков и является органической частью работы по охране здоровья детей и подростков, борьбы с проф. б-нями и вредностями и т. д. и средством снижения заболеваемости. В постановлении Президиума ЦИК СССР от 3/IV1930 г. указано, что «огромное значение Ф. к. в области соц. гигиены и евгеники требует самого широкого и всестороннего ее применения в деле советского здравоохранения». В связи с этим правительство постановило: «возложить на народные комиссариаты здравоохранения организацию контроля над всей физкультурной работой, постановку и научное изучение Ф. к. как социально-гигиенического, лечебного и евгенического фактора в системе различных здравоохранен-ческих учреждений и соответствующую подготовку и переподготовку врачебных кадров и мед. работников». Основными мероприятиями ■ работы органов здравоохранения в области Ф. к. являются следующие: а) врачебный контроль над состоянием здоровья и физ. развития занимающихся Ф. к.; б) врачебный контроль над постановкой Ф. к. во всей системе народного образования; в) сан. надзор над местами занятий Ф. к. (площади, залы, стадионы и т. д.) и строительством физкультурных сооружений; г) организация подачи первой помощи на местах занятий Ф. к. и борьба со спорт, повреждениями; д) санитарное и гиг. воспитание физ- «97 культурников; е) лечебная Ф. к. как активнейшее средство лечения б-ных. Врачебный контроль по Ф. к. в СССР, включенный в общую систему советского здравоохранения, является мероприятием общегосударственным и этим он отличается от установок, существующих в буржуазных странах, где врачебный контроль по Ф. к. есть лишь частное дело отдельных лиц и организаций. Гос. характером врачебного контроля в СССР определяются его массовость, бесплатность и обязательность для всех физкультур-ликов. Эти моменты определяют профилактическое значение врачебного контроля, предупреждающего возможность тех или иных отклонений и заболеваний, связанных с неумеренным и бесконтрольным пользованием сильно действующими средствами Ф. к. Вопрос о необходимости врачебного контроля при занятиях физ. упражнениями начал разрабатываться как у нас, так и в буржуазных странах после окончания мировой войны. До этого времени, если контроль проводился, то лишь над физическим развитием подрастающего поколения. Осуществлялся этот контроль исключительно в богатых, хорошо оборудованных школах, кадетских корпусах и женских ин-тах, где воспитывались дети привилегированных классов. О физ. развитии судили лишь по антропометрическим данным; методика их собирания была еще не унифицирована и недостаточно выработана. Отсутствие правильного физ. воспитания, сидячая работа в школах, почти полное отсутствие физич. упражнений отягчали прогноз. Октябрьская революция заставила пересмотреть весь теоретический и практический материал и выдвинула новые вопросы о зависимости физ. развития и общего развития от соц.-экономических и бытовых условий жизни, расширила пределы врач, контроля и учета всей работы по Ф. к. В СССР врачебный контроль с самого начала своего существования носит научный характер и отвечает жизненным, прикладным потребностям Ф. к. Антропометрические измерения как метод проверки влияния физ. упражнений на здоровье и развитие уже не удовлетворяли, необходимо было проверить влияние Ф. к. фнкц. исследованиями сердца, легких и других органов и установить общие реакции на эти раздражители. Очередной задачей научно-исследовательских работ в области врачебного контроля явились: выработка унифицированных методов и их расширение, установление минимума комплексов в разных случаях и выработка стандартов. Содержание комплекса и число компонентов должно было меняться в зависимости от целевой , установки и условий работы. Комплекс этих врачебно-контрольных исследований составляется так, чтобы он по возможности полно охватывал человека в целом с учетом окружающих его условий и соц. среды, в к-рой человек живет и работает. Врачебный контроль широко использовывает клин, 'методы исследования, особенно те из них, к-рые выявляют фнкц. способности организма. Наиболее полному исследованию подвергаются те физкультурники, к-рые выбирают Ф. к. своей специальностью, напр. при поступлении в физкультурные вузы и техникумы и при выборе той или иной спортивной специальности. Здесь особое значение приобретает детальное изучение состояния сердечно-сосудистой системы при по- мощи рентгеноскопии, электрокардиографии, определение объема выбрасываемой крови ит. п. Обычные объективные методы исследования: аускультация, перкуссия, исследования пульса и дыхания, рентген здесь недостаточны, нужно часто проверять сердце в процессе работы, чтобы узнать его индивидуальную реакцию. Такие испытания, напр. во время тренировки, очень желательны и необходимы во всех серьезных случаях; одной из лучших форм испытания нужно признать фнкц. диагностику сердца, к-рая производится разными известными методами. Врачи-физкультурники практики, имея дело со здоровыми, предпочитают те из методов, которые дают сердцу большую нагрузку [напр. испытания по методу, выработанному Гос. центральным ин-том физической культуры в Москве (подскоки)]. Много споров вызывают нередко обнаруживаемые у физкультурников несколько увеличенные размеры сердца. Дейч и Кауф, известные специалисты по исследованию сердец у спортсменов Вены, находили, что некоторое увеличение размеров сердца (гипертрофия) свойственно в неравной степени разным специалистам по спорту. Лыжи напр. дают наибольшие уклонения в эту сторону, а легкая атлетика—наименьшие. В наст, время подобные данные однако никого не пугают, т. к. слегка гипертрофированное сердце может быть, как показывает статистика, вполне полноценным в случае, если физиол. гипертрофия обнаруживается в большой работе. Такие приспособившиеся к работе сердца обнаруживают иногда несколько странные на первый взгляд явления, напр. сильно пониженную частоту пульса (стойкую брадикардию), указывающую на ва-готонию. Брадикардия этого рода сопровождается увеличением силы отдельных сокращений, т. е. количеством выбрасываемой крови; эту реакцию следует считать довольно целесообразной в биол. отношении. Даже сердца с явным недостатком клапанов реагируют на привычное раздражение двигательного порядка вполне целесообразно: нередки случаи одержанных побед на состязаниях спортсменами с такими порочными сердцами. Для врачей-физкультурников чрезвычайно показательны исследования кровяного давления при, одновременном исследовании пульса и дыхания (методом Рива-Роччи и Кравкова). Пульсовое давление (разность между максимальным и минимальным давлением), указывающее на напряжение сосудистой стенки, на тонус периферических артерий, во многих отношениях интересует физкультурника и прежде всего потому, что хороший тонус периферических артерий помогает сердцу работать. Исследования крови (гемограммы, картины белой крови, мио-генные сдвиги крови, отражаемые лейкоцитарной формулой) вошли в обычную практику врачебного контроля. Этими фактами руководствуются при определении влияния физ. упражнения на организм и в частности при определении степени тренированности собирающихся состязаться в спорте. Исследования дыхательного аппарата в физкультурной практике имеют большое значение уже по одному тому, что физ. упражнения способны увеличить силу дыхательных мышц и этим усилить дыхательную способность. Увеличение окружности груди и амплитуды дыхания, увеличение емкости легких—хорошие показатели здоровья, ими можно пользоваться 79» как показателями правильной методики физкультурной работы. Исследования газового обмена, общего обмена, специальные исследования вегетативной и эндокринной системы— очень нужны в Ф. к., но этими исследованиями почти не пользуются в обычной практике врачебного контроля в виду их сложности. Отдельные научно-исследовательские работы на эти темы, пока очень немногочисленные, укапывают на большое влияние физ. упражнений па эту сферу.-—Врачебный контроль нашел себе большое применение в Ф. к. женщин, к-рая отличается многими особенностями. Опыт показал, что одинаковой меркой нельзя мерить физ. упражнения для мужчин и женщин: фи-зиол. нагрузка и выбор физ. упражнений определяются различиями в биол. особенностях обоего пола; при выработке нормативных показателей в системе ГТО это обстоятельство было учтено, а врачебный контроль при занятиях Ф. к. с женщинами помог установить эти нормы. При помощи врачебного контроля удалось установить показания и противопоказания для занятий физкультурой во время менструаций, беременности, в послеродовом периоде, в периоде климактерия. Возраст взрослого человека также имеет значение при выборе физ. упражнений. После 40 лет (приблизительно) даже тренированные люди очень часто начинают чувствовать, что реакция па физ. упражнения у них иная. Вопрос этот пока не подвергался научному исследованию; он имеет большое практическое значение и массовый врачебный контроль над этим возрастом имел бы большое практическое значение. При решении вопроса о допущении к занятиям по тем или другим видам весьма существенное значение имеет анамнез, касающийся предшествующей физкультурной подготовки, спортивного стажа, участия в соревнованиях. Так, наличие физкультурных навыков, привычка приспособления организма к той или иной физкультурной работе сильно расширяют показания к допущению даже к сильно действующим видам Ф. к. При наличии соответственных возможностей необходимо дополнять все вышеуказанные сведения проверкой психомоторики физкультурника, степени его моторного развития, что имеет особенное значение при наблюдении за ходом развития растущего организма. При врачебно-контрольных исследованиях, имеющих задачей допущение к массовым формам Ф. к., как-то: ГТО первой ступени, занятия Ф. к. в домах отдыха и т. п., объем исследования сокращается; в отдельных случаях приходится ограничиваться лишь мед. исследованием, дополняемым динамическими фнкц. пробами, как напр. проба ГЦИФК с подскоками и другие. Врачебный контроль не ограничивается исследованием для решения вопроса о показаниях и противопоказаниях; в его задачи входит контроль и наблюдение за осуществлением и проведением физкультурной работы на местах. Врач, работающий по Ф. к., осуществляет сан. надзор за местами, где происходят физкультурные занятия: гимнастическими залами, площадками, стадионами, бассейнами, катками и т. п. Он должен уметь подвергать оценке и анализу проводимые занятия, определять, насколько правильно они построены, соответствуют ли возрасту, полу, подготовленности и состоянию здоровья занимающихся. При осуществлении этого контроля врач пользуется специальной методикой, состоящей из организованных наблюдений за реакциями занимающихся, определения плотности урока путем его хронометража и наконец проведения динамических исследований во время самих занятий. В комплекс включаются исследования психофизиологического характера. Наиболее изменяющиеся под влиянием мышечной деятельности признаки следующие: частота пульса и дыхания, кровяное давление, данные мочи и крови. Из антропометрических измерений до и после нагрузки определяют лишь вес, спирометрию и динамометрию. При возможности постановки более углубленных исследований первенствующее значение будут иметь все те показатели, к-рые характеризуют состояние функций обмена, весьма сильно меняющихся под влиянием мышечной деятельности,—биохимия мочи и крови и т. п. В связи с широким развертыванием спортивной работы большое значение в работе врача приобретает профилактика спорт, травматизма.—Организационно врачеб-но-контрольную работу над Ф. к. проводят: а)   кабинеты врачебного контроля над Ф. к. при ДПА (детская профилактическая амбулатория) или пункты ОЗДиП для обслуживания детских и подростковых групп населения; б)  кабинеты при вузах и техникумах для обслуживания студенчества и в) кабинеты при производственных коллективах, физкультурных стадионах, домах Ф. к. и лечебно-профилактических учреждениях для обслуживания самодеятельного движения взрослых. Кабинеты уже сейчас разделяются на базовые и периферические. Первые занимаются углубленным обслуживанием физкультурников с использованием данных диспансеризации, углубленной консультацией и т. д., периферические ведут работу по первичному и текущему контролю, самоконтролю и особенно консультации по вопросам Ф. к. Гигиена физкультурника. Личная гигиена физкультурника включает следующее: 1) организацию труда и отдыха, 2) самоконтроль над влиянием режима и занятий по Ф. к., 3)  соблюдение сан. минимума В личной жизни, 4)  соблюдение специальных гиг. правил в отношении одежды и обуви, жилища, питания и воздержания от эксцессов in Baccho et in Ve-nere, табакокурения и т. п. Основным гиг. мероприятием является самоконтроль, однако, чтобы извлечь из него пользу в общественном или научном смысле, данные этого самоконтроля, занесенные в особого рода дневники, нужно сделать удобными для сравнения. Дневники физкультурника с выработанными вопросами были бы особенно полезны. Такими дневниками нек-рые организации уже пользуются. Самоконтроль как метод организованного наблюдения, подкрепленный объективными данными различных измерений, введен в систему ГТО. Опросник для сдающих нормы выявляет известный минимум гиг. знаний. Недостаточно обдуманные и неправильно понятые гиг. навыки входят в привычку и в этом случае по существу представляют нередко чистейшие предрассудки. Таких примеров индивидуальная гигиена знает много, с ними приходится вести упорную бопьбу. Примером может служить вульгарная гелиотерапия совершенно здоровых людей, без надобности обжигающихся на солнце под предлогом приобретения «закала». Санитарное просвещение по этим вопросам имеет большое значение. В первую очередь 702Г с этими правилами должны быть ознакомлены готовящиеся к испытаниям на значок ГТО. Во время испытаний должны быть проверены также и эти знания и навыки. Самоконтроль должен только дополнять врачебный контроль, но ни в каком случае не замещать его. Проводиться он должен не иначе, как под руководством врача и лучше всего по определенному выработанному регламенту. Ф. к. как лечебный фактор—де-чебная Ф. к. Лечение движением известно было в глубокой древности: 2—3 тысячи лет тому назад физ. упражнения применялись уяад как лечебное средство в Китае, а затем в Древней Греции и Риме. Гиппократ, Геродик, Аскле-пиад, Гален—знаменитые врачи древнего мира—подробно описывали действие этого лечебного фактора на организм больного человека, применяли его наряду с водолечением, лечением солнцем и воздухом. В последующие исторические эпохи опыт древних врачей не был использован. Методическое лечение движением начало применяться в 17 и 18 вв. в виде врачебной гимнастики, к-рая имела однако довольно узкие задачи, так же как и пассивная гимнастика на специальных аппаратах (Цандера и др.). Метод пользования аппаратами пассивной гимнастики (механотерапия) имеет применение в ортопедии гл. обр. при лечении тугоподвижности суставов, при анкилозах и контрактурах. Современная медицина по мере накопления опыта придает с каждым годом все большее и большее значение организованным и дозированным движениям как лечебному фактору, считая, что господствовавший долгое время принцип лечения покоем далеко не оправдал себя и во многих случаях является вредным. Принцип лечения раздражением (Reiztherapie), лечения упражнением (Uebungstherapie) вошел в медицину как основной,но применение его пока ограничено. Внаст. время лечебной Ф. к. придается гораздо более широкое значение, она применяется с профилактической и чисто врачебной целью как в отношении ослабленных, так и больных людей с выраженными формами гл. обр. хрон. б-ней. Широкое распространение Ф. к. убедило врачей в громадном активирующем ее влиянии на весь организм в целом, тонизирующем все его органы благодаря увеличению обмена веществ и повышению возбудимости центральной нервной системы. Оживляющее влияние таких физкультурных средств, как подвижные игры, зимний и летний спорт, экскурсии, туризм, спортивные игры, атлетика, стало известно врачам и многим б-ным, и термин лечебная Ф. к. сделался общеупотребительным и понятным. Формы применения Ф. к. с оздоровительной и лечебной целью стали разнообразны и проводились по двум линиям: общего влияния и местного воздействия на больной орган. Большое количество опытных работ, проведенных в клиниках и стационарах, доказало, что лечебная Ф. к., активируя организм, укорачивает сроки лечения, т. к. под влиянием физ. упражнений течение б-ни бывает более благоприятным и период восстановления короче; этим решается иногда вопрос о более раннем восстановлении трудоспособности и об уменьшении числа дней коечного лечения и пребывания в б-це. За последние годы применение лечебной Ф. к. значительно расширилось и сопровождается большим успехом. Оно проверено при многих б-нях, формы ее применения меняются в за- висимости от общего состояния б-ного, от рода б-ни, от возраста, профессии, от того, занимался ли б-ной Ф. к. до б-ни, и т. п. Наряду с этим уточняются показания и противопоказания к ее применению, производится индивидуальная дозировка, даются физкульт-рецеи-ты. Разбив больных на соответствующие группы, во многих случаях удается применять физ. упражнения, общие для целой группы, что повышает настроение б-ных. Физ. упражнения противопоказаны в немногих случаях: при кровотечениях, инфекционных заболеваниях, при повышенной t°, при гнойных процессах, при большой слабости, при некомпенсированном пороке сердца. Многие физ. упражнения применяются даже при коечном лечении. Допускаются напр. повороты головы, движения рук и ног, дыхательная гимнастика. Когда больному разрешено вставать, возможны сначала кратковременные упражнения в виде зарядки, физкультминутки, утренней гимнастики. Затем переходят к физкультурному уроку по специальной программе, к подвижным играм на площадках, к организованным пешеходным прогулкам, к ходьбе на лыжах. Замечено, что Ф. к. в госпиталях вносит всегда б. или м. значительный эмоциональный элемент, к к-рому большинство б-ных чувствует большое влечение. она устраняет скуку от ничегонеделания. То же влияние оказывает во многих случаях труд, терапия, имеющая с двигательной культурой много общего и одни и те же психомоторные корни. Остановимся вкратце на тех видах заболеваний, при к-рых лечебная Ф. к. получила уже довольно широкое применение. Лечение движением при нарушенных фупкциях обмена в е щ е с т в—при ожирении, подагре, отложении мочекислых солей, диабете—применяется давно (см. лит.). Все эти б-ни с разной клин. картиной, с различной этиологией имеют очевидно много общих конституциональных и предрасполагающих бытовых и социальных моментов, позволяющих их объединить в одну нозологическую группу. В борьбе сними Ф. к. играет большую роль, т. к. недостаточность окисления тканей является (Бушар, Ф. Л а-грапж и др.) одним из основных патологических, а вместе с тем и этиологических моментов. Физ. упражнения, вызывающие глубокое и полное дыхание, усиливающие кровообращение и деятельность нервно-мышечного аппарата, восстанавливающие нарушенный обмен веществ, приносят существенную пользу. С полной очевидностью успех лечения дозированными и хорошо подобранными физ. упражие- ' ниями обнаруживается при ожирении, от каких бы причин это избыточное накопление жира в тканях и органах тела ни происходило. Лечение движением во многих случаях ожирения имеет решающее значение. В свое время Эртель это хорошо понял и предложил новую систему лечения—«терренкур», имевшую большой успех, особенно при начинающемся ожирении сердца. С немалым успехом лечебная Ф. к. применяется ныне при подагре, диабете и других б-нях с нарушенным обменом, но в более тяжелых случаях, когда б-ные лечатся в санаториях и б-цах, требуется согласованное лечение с другими методами; диференциальный диагноз нарушенного обмена и его этиология должны быть исходным пунктом лечения движением. Лечение движением сердечных б-ных представляет самую важную проблему лечеб- яой Ф. к. Сердце может страдать как от избытка мышечной работы, так и от ее недостатка. На тесное соотношение между весом сердца и весом скелетной мускулатуры указывают биологи, анатомы и медики. Известно также то, •что сердечная деятельность находится в большой зависимости от периферического кровообращения (Крог, Дейч и Кауф, Зеленин). Отсюда следует, что при всех заболеваниях сердца главная забота—это оказание помощи сердцу в его гемодинамике. Эту функцию с большим успехом выполняет Ф. к., когда она пользуется вспомогательными средствами кровообращения, т. е. когда назначаются физ. упражнения, увеличивающие действие нервно-мышечного аппарата грудной клетки и вызывающие глубокое дыхание. На высоте глубокого вдоха механически выдавливается кровь из брюшных органов и резко увеличивается отрицательное давление (от 5 см до 30 см ртутного «столба) в грудной полости; во-вторых назначаются движения, способствующие перемещению крови от периферии к сердцу (регуляция веномоторного аппарата). Эта регуляция достигается сначала пассивной гимнастикой, а затем активной работой нижних конечностей, устраняющей застойные явления в брюшной полости. Улучшение условий кровообращения ,в малом кругу достигается также путем назначения методических, строго дозированных дыхательных упражнений. Этим уменьшается ■кроме того ацидоз тканей благодаря повышению СОа в крови и рН. Указанные движения могут совершаться в лежачем положении б-ного в постели; дальнейшая тренировка сердца происходит уже в стоячем положении. В период лечения предпочтение оказывается гиг. упражнениям и привычным автоматическим движениям (напр. ходьбе), а при возможности бегу. Мускулатура сердца лучше всего укрепляется постепенным увеличением его нагрузки. Метод Эртеля хорош тем, что эту нагрузку можно отлично дозировать и регулировать хронометражем, пройденным расстоянием и высотой подъема. Упражнений, требующих усилий, большого напряжения и задержки дыхания, при сердечных заболеваниях следует избегать. Многочисленные исследования работы сердца -в различных условиях напряжения сил показали, что сердце спортсмена прекрасно приспособляется к работе путем увеличения своего -объема, сократительной способности стенок, учащения ритма и т. д. Род деятельности спортсмена, вид спорта, к-рым он занимается (тяжелые и легкие атлеты, боксеры, пловцы, лыжники, гребцы и т. д.), дают большой материал для суждения о том, какое влияние оказывают see эти упражнения на величину, форму и -фнкц. деятельность сердца и всего сосудисто-нервного аппарата, в большой степени обусловливающую его работу. Приспособление идет так далеко, что даже органические изменения (недостаточность клапанов) не препятствуют -занятиям спортом и не причиняют нарушений здоровья. Исследователю врачу-физкультурнику представляется возможность оценить все детали этого приспособления на практике и изучить условия, наиболее благоприятные для укрепления миокарда и органов кровообраще--ния. Врачебный контроль, применяемый при лечении движением сердечно-сосудистых заболеваний, позволяет успешно дозировать физ. упражнения в связи с реакцией сердечно-сосудистой системы. Поведение сердца, обнару- живаемое реакцией, есть единственный способ регулирования физ. упражнений и гарантии безопасности. При этом должно быть соблюдено одно непременное условие: контролю и учету подлежит вся деятельность испытуемого, все его поведение, вся трудовая нагрузка, все соц.-быт. и сан.-гиг. условия жизни, что часто упускается из виду при решении вопроса о показаниях и противопоказаниях. На курортах и в санаториях такие условия, как показал опыт, должны быть соблюдены. Лечение движением при заболеваниях органов дыхания.. «Дыхательная гимнастика» как один из методов такого лечения уже давно применяется и хорошо себя зарекомендовала в медицине, но все же значение ее весьма ограничено, когда в целях лечения или профилактики, опуская все другие виды физ. упражнения, пользуются только ей одной. Многие физ. упражнения являются прекрасным стимулом для правильной функции дыхательного аппарата и для увеличения вентиляции легких: бег, плаванье, лыжи, коньки. Все они усиливают потребность в кислороде, возбуждают дыхательные и нервные центры при накоплении СОа в крови. У лиц, систематически занимающихся этими видами спорта, емкость легких, определяемая спирометром, достигает иногда 6 000 см3. Задача дыхательной гимнастики заключается не в том только, чтобы развить дыхательную мускулатуру, но также и в том, чтобы научить человека хорошо пользоваться своим дыхательным аппаратом. Большое значение дыхательная гимнастика имеет при болезненных состояниях, вызывающих недостаточность респираторного аппарата, как-то: аденоиды зева, полипы в носу, а также слабое развитие грудной клетки и различные ее деформации. Лечебная Ф. к., включающая и дыхательную гимнастику, применяется с большим успехом в период реконвалесценции и после многих заболеваний легких и плевры. Лечебная Ф. к. назначается в этих случаях с целью сокращения восстановительного периода; ею достигается б. ч. радикальное устранение спаек. По особо продуманной и тщательно проверенной на опыте методике проводится лечебная Ф. к. при tbc легких уже в стадии субкомпенсации, но дозировка и выбор упражнений зависят от индивидуальной реакции б-ного на них. Возможно нек-рое повышение t° после упражнений, ею, если снижение V до нормы задерживается на 1 час и больше, если пульс долго не успокаивается, необходимо уменьшить нагрузку или отменить на время упражнения. Лечебная Ф. к. при заболеваниях органов движения оказывает общее и местное действие. Общее действие заключается в оживлении общего кровообращения и обмена веществ, в устранении застойных явлений, благодаря чему продукты распада быстрее элиминируются, ускоряются процессы восстановления, укорачивается период реконвалесценции и нетрудоспособности больного. Особенно благоприятное влияние лечебная Ф. к. оказывает при заболеваниях органов движения в детском и подростковом возрастах, т. к. от вынужденного лежания (костный tbc, рахит и т. д.) процессы роста и физ. развития задерживаются. Лечебная Ф. к. применяется с целью общего воздействия на весь организм или местного на больной орган. Чаще всего комбинируется и тот и другой метод. Область применения ле- чебной Ф. к. в этих случаях очень обширна. Она применяется при свежих и застарелых травмах костей и суставов, напр. при передомах, ушибах, растяжениях, при тугоподвиж-ных суставах, при искривлениях и деформациях (в ортопедии), при заболеваниях мышц, сухожилии и т. д. Лечебная Ф. к. состоит в этих случаях в систематически проводимых пассивных и активных движениях разного рода и вида. При этом методе лечения результаты консолидации и восстановления работоспособности больного органа быстрее и лучше, чем при лечении неподвижными повязками и длительной фиксацией. Переломы, позвоночника и таза относятся к числу самых тяжелых травм, надолго, а иногда и навсегда лишающих пострадавшего трудоспособности; но и тут фнкц. лечение дало прекрасные результаты. Ряд хирургов (Гауман, Магнус, Гемпель, Горинев-ская), отказавшись от гипсовых круговых корсетов, затруднявших обмен веществ и кровообращение, перешли к комбинированному лечению вытяжением и движением. Гориневская и Древинг разработали методику лечения передомов позвоночника движением (Ин-т им. Скли-фосовского в Москве). Основной задачей такого лечения является сохранение подвижности в неповрежденной части позвоночника и создание вокруг травматизированного мезга «мускульного корсета», поддерживающего позвоночник. Физич. упражнения в этом случае повышают общий тонус всего нервно-мышечного аппарата и способствуют сохранению нормального обмена веществ. Метод этот способствует наиболее быстрому и полному восстановлению трудоспособности. Огромное значение в хирургии имеет лечение движением в послеоперационном периоде. Всякое операционное вмешательство травматизирует б-ного во многих отношениях и понижает жизненные функции: б-ной в течение б. иди м. долгого периода должен сохранять неподвижность, иногда находиться на полуголодной диете в состоянии депрессии. В послеоперационном периоде очень часто встречаются разные осложнения, вызванные неподвижностью: запоры, атония кишок, бронхиты и пневмонии ателектатического характера и т. д. Б-ной, особенно после полостных операций, боится глубоко дышать, спирометрия его резко снижается, диафрагмальное дыхание почти выключено и он дышит поверхностно; на этой почве и развиваются пневмонии и другие застойные явления, с которыми и нужно бороться двигательными средствами Ф. к. по выработанной методике. Наиболее широкое применение Ф. к. получила после таких операций, как грыжесечение и апендектомия, протекающих без осложнений, а также в послеоперационном периоде у гинекологических больных. Данные исследования показали, что заживление раны первичным натяжением у опытных и контрольных в процентном отношении одинаковы. У опытных б-ных не наблюдалась задержка мочеиспускания и газов, стул появлялся самостоятельно на второй день, у контрольных наблюдалась задержка мачеиспуска-ния и газов. Общее самочувствие б-ных в результате применения Ф. к. значительно улучшалось: исчезала скованность, боязнь движении. Уменьшение в весе опытных (0,75 кг) значительно меньше, чем у контрольных б-ных 1,80 кг). Б. М. Э. 1. ХХХШ. Примерный перечень упражнений, применяемых после аяендектомии и грыжесечения. Упражнение 1. Глубокое грудное дыхание (без движения рук) 4—5 раз. Упражнение 2. Выходное положение—лежа на спине. Рукя на груди, пальцы переплетены. Выполнение: 1) медленно с нек-рым усилием разогнуть руки вперед—вверх с поворотом ладоней «от себя», в начале движения выдох; 2) возвращение в выходное положение—вдох. Повторить 3—4 раза. (Упражнение начинается на полном вдохе. Дыхание грудное. Выдох длиннее вдоха.) Упражнение 3. Выходное положение—лежа на спине. Руки свободно вдоль туловища. Выполнение: 1) медленно, в темп вдоха, поднять руки через перед вверх—вдох; 2) возвращение в выходное положение— выдох. Повторить 3—4 раза. (Упражнение начинать на полном выдохе. Выдох длиннее вдоха.) Упражнение 4. Выходное положение—лежа на спине. Руки за голову. Выполнение: 1) медленно свести локти во внутрь—выдох; 2) возвращение в выходное положение—вдох. Повторить 3—4 раза. Упражнение 5. Выходное положение—лежа на спине. Руки на груди. Выполнение: 1) развести руки в стороны—вдох; 2) возвращение в выходное положение—выдох. Повторить 3—4 раза. (Упражнение начинается на полном выдохе.) Упражнение 6. Выходное положение—лежа на спине. Руки вдоль туловища, слегка дают опору. Выполнение: 1) скользящим движением, осторожно, согнуть правую ногу в тазобедренном и коленном суставах, поставить ее на ступню; 2) возвращение в выходное положение. Дыхание произвольное. Повторить 2—4 раза. Упражнение 7. Выходное положение—то же. Выполнение: 1) скользящим движением, осторожно, согнуть правую ногу в тазобедренном и коленном суставах, поставить ее на ступню; 2) сделать то же с левой ноги; в таком положении сделать глубокое дыхание 2—4 раза; 3) возвращение в исходное положение. Повторить 1—3 раза. Упражнение 8. Выходное положение—лежа на спине. Руки свободно. Выполнение: повернуться на больной бок, полежать 1 мин. и сделать 2 раза глубокий вдох с одновременным подниманием руки через сторону вверх. То же на здоровый бок. Повторить 1—2 раза. Упражнение 9. Выходное положение—лежа на спине. Руки свободно вдоль туловища. Выполнение: 1) отвести скользящим движением левую ногу в сторону (влево)—вдох; 2) возвращенце в положение—выдох. То же для правой. Повторить 2—4 раза. Упражнение 10. Выходное положение—лежа на спине. Руки за голову. Выполнение: 1) осторожно поднять вытянутую ногу вперед вверх на 45—90°; 2) возвращение в выходное положение. Повторить 2—4 раза. (Упражнение начинать ногой со здоровой стороны.) Упражнение 11. Сидение 1—-3 минуты. (Первый раз сесть с помощью преподавателя.) Упражнение 12. Встать и пройти 10—30 шагов. Упражнение 13. Выходное положение—сидя на кровати, кисти к плечам, локти сведены. Выполнение: 1) повернуть туловище вправо, одновременно разведя руки в стороны—вдох; 2) возвращение в выходное положение—выдох. Повторить 2—3 раза. То же влево. (Вариант: при повороте туловища поднять руки вверх.) Упражнение 14. Выходное положение—сидя на кровати. Руки на пояс. Выполнение: 1) наклонить туловище вправо—выдох; 2) возвращение в выходное положение—вдох. Повторить 2—3 раза. То же—влево. Упражнение 15. Выходное положение—основная стойка. Выполнение: 1) поднять прямые руки через перед вверх, одновременно отставить правую (левую) ногу назад—вдох; 2) опустить руки через стороны вниз, приставить ногу—выдох. Повторить 2—4 раза. Упражнение 16. Выходное положение—основная стойка. Руки в стороны, сжать в кулак, ладонями кверху. Выполнение: 1) медленно с напряжением согнуть руки в локтях; 2) возвращение в выходное положение. Дыхание произвольное. Повторить 4—5 раз. Упражнения по дням. Апендицит. 1-й день. Непосредственно после операции упражнение 1. Через 2 часа—упражнение 1 и 2.—2-й день. Упражнения 2, 3, 8 (только на больной бок), 6, 4. То же самое через 2 часа, увеличив количество раз выполнения.— 3-й день. Упражнения 3, 8 (с разрешения хирурга можно повернуть на здоровый бок), 2, 9, 4, 10 и 5. То же через 2 часа, увеличив количество раз выполнения.—4-й день. Упражнения 3, 7, 2, 10, 11 (1 минуту), 5. То же через 2 часа.—5-й день. Упражнения 3, 10, 4, 11 (П/з мин.), 12(10шагов), 13, 2. То же через 2 часа.—6-й день. Упражнения 2, 10, 4, 11 (2 мин.), 12 (15 шагов), 13, 5. То же через 2 часа.—7-й день. Упражнения 2, 10, 9, 11 (3 мин.), 12 (20 шагов), 13, 14, 3. То же через 2 часа.—8-й день. Упражнения 2, 10, 9, 11 (3 мин.), 12 (30 шагов), 15, 16 и 4. Грыжа. 1-й день. Непосредственно после операции упражнение 1, через 2 часа упражнения 1 й 2.—2-й день. Упражнения 2, 3, 7 и 4. То же через 2 часа, увеличив количество раз.—3-й день. Упражнения 3, 8 (только на больной бок), 6, 9, 5. То же через 2 часа.—4-й день. Упражнения 3, 8, 4, 9, 10, 5. То же через 2 часа.— 5-й день. Упражнения 3, 8, 4, 9, 10, 2. То же через 2 часа.—6-й день. Упражнения 3, 6, 4, 9, 10, 11 (1 мин.), 5. То же через 2 часа.—7-й день. Упражнения 3, 10, 4, 11 (I1/* мин.), 12 (10 шагов), 13, 5. То же через 2 часа.—■ 8-й день. Упражнения 2, 10, 4, И (2 мин.), 12 (15 шагов), 13, 3. То же через 2 часа.—9-й день. Упражнения 3, 10, 4, И (3 мин.), 12 (20 шагов), 13, 14, 5. То же через 2 часа.—10-й день. Упражнения 2, 10, 4, 11 (3 мин.), 12 (30 шагов), 15, 16, 3. То же через 2 часа. Применение физ. упражнений с профилактической целью во время беременности ив послеродовом периоде получило полное признание со стороны акушеров и широкое распространение в женских консультациях и родильных домах. Физ. упражнения во время беременности, с одной стороны, служат средством улучшения обменных функций, тонизирования организма, борьбы с застойными явлениями, с другой стороны, они подготовляют женщину к родовому акту путем развития и укрепления брюшного пресса и увеличения эластичности тазового дна. В послеродовом периоде гимнастика применяется со второго дня; она состоит из комплекса упражнений, имеющих целью борьбу с застойными явлениями в тазовой области, тонизирование всего организма и укрепление ослабленного после родов брюшного пресса и тазового дна. Ф. к. получила применение и при лечении хронических гинекологических заболеваний, как-то: остатки воспалительных процессов, неправильное положение матки, плетора, инфантилизм и т. п. Совместное применение лечебной Ф. к. с физиотерапией и бальнеологическими процедурами проводится с прекрасными результатами в ряде курортов, причем местное лечение соединяется с общетонизирующим действием физ. упражнений, проводимых на воздухе (игры, спорт, экскурсии, плавание и т. д.).—Л е ч е-ние движением нервных б-неи—местное и общее—с каждым годом расширяется и углубляется под влиянием более детального изучения этого вопроса и проработки специфической методики. Лечебная Ф. к. применяется при фнкц. неврозах и при органических заболеваниях нервной системы. Приведенные выше примеры не исчерпывают конечно случаев применения лечебной Ф. к. Область ее применения громадна и расширяется, можно сказать, с каждым днем. Это многообещающий метод лечения, но пока еще мало изученный в условиях клин. обстановки. Он требует детального изучения показаний и противопоказаний, выработки специальной методики при всех заболеваниях. Т. Организация Ф. к. Физкультурное движение в СССР руководится Высшим советом Ф. к. СССР при ЦИК СССР. ВСФК имеет своей задачей государственное руководство и контроль по Ф. к. Он осуществляет руководство всеми ведомствами и добровольными организациями. Советы Ф. к. по такому же принципу созданы при ЦИК'ах всех союзных республик, автономных, краевых и областных исполкомах, городских и районных исполнительных комитетах. Основные ведомства, коими руководят советы Ф. к.: НКЗдр. (врачебный контроль, Ф. к. в системе лечебно-профилактических учреждений и т. д.); наркомпросы (постановка Ф. к. в системе школьного образования, развитие самодеятельного детского физкультурного движения, подготовка кадров; для руководства этим участком в системе Наркомпроса созданы комитеты по Ф. к.); хозяйственные наркоматы (Ф. к. в процессе производства, Ф. к. в системе высшего образования; в наркоматах созданы специальные, комитеты по Ф. к.); Наркомзем, Наркомсовхозов (физкультурная работа в колхозах и совхозах, спортсооружения, развертывание массовой физкультурной работы в колхозах и совхозах). Физкультурное самодеятельное движение в СССР организуется в форме добровольных спортивных обществ, создающихся при отдельных профсоюзах и ведомствах. Основой добровольного спортивного общества является коллектив на производстве (заводской, фабричный, учрежденческий), а также спортивные клубы по отдельным видам спорта. Действительными членами добровольных обществ могут быть лица не моложе 16 лет и сдавшие норму на значок ГТО 1-й ступени. Уже организованы и существуют следующие спортивные общества: «Динамо», «Спартак», «Локомотив», «Сталинец», «Vita» (объединяет студентов медвузов), «Авангард» (при ЦК мед-сантруд) и др. Основные статистические данные: по Ф. к.: Табл.2. Количество физкультурников. Годы Количество Годы Количемво 1917 1928 1929 30 000 650 000 1 100 000 1931 1932 1933—31 2 800 000 4 700 000 6 000 000 Количество сдавших нормы по ГТО 1-й ступени: 1932 г.—500 000, 1933 г.—1 400 000, 1934 г.-—2 500 000. Охват школьников самодеятельной работой: в 1933 г.-—5 943 000, в 1934 г,—8 453 000. Охват школьников организованными занятиями: в 1933 г. охвачено 20 000 000 школьников.—Кадры па 1/11933 г.: специалистов высшей квалификации ■— 1 300 чел., средней—1 500 чел., начальной—7 700 чел. (всего 10 500 чел.). Табл. 3. Врачебные кадры. Врачи 1929 Г. 1932 г. 1933 г. Врачи-специалисты по <Х>. и. . 260 420 665 Пом. врачей.......... —           40 460 В кабинетах врачебного контроля и в диспансерных объединениях .......... ззо 380 660 В кабинетах врачебного контроля при физкультурных базах, стадионах, бассейнах —          450        675 Физкультурные сооружения: на 1 января 1933 г.—6 540 физкультурных сооружений с пропускной способностью 7 500 000 чел. Финансирование: за первую пятилетку израсходовано 250 млн. руб. Запроектировано во вторую пятилетку 800 млн. руб. Научная работа поФ. к. Массовое развертывание физкультурного движения в СССР очень остро выдвинуло вопрос о научном обосновании теории и практики физкультурного движения. В дооктябрьский период в царской России не было ни одного учреждения, занимавшегося научными вопросами по Ф. к. В 1918 г. создаются два центральных ин-та по Ф. к. в гг. Москве и Ленинграде для подготовки физкультурных кадров, к-рые фактически стали центром научной работы по Ф. к. На базе 709                                                                      физичес; этих учреждений в 1930 г. создан Центральный научно-исследовательский ин-т в гг. Москве и Ленинграде, в Харькове создается Украинский научно-исследовательский ин-т и в Тифлисе—Грузинский. Одновременно во всем Союзе создаются научные кабинеты по Ф. к., к-рых насчитывается уже 29. Большое количество смежных ин-тов НКЗдрава и Наркомпроса ведет научно-исследовательскую работу по Ф. к. (Ин-т им. Обуха в Москве, Охматмлада, Гифо, Ин-т Склифосовского, ряд военных госпиталей, ин-ты ОЗД и т. д.). Особенно выросла научная работа по Ф. к. в период построения советской системы «Готов к труду и обороне». Разработаны основные вопросы, связанные с политехнической школой, дошкольным воспитанием, Ф. к. в процессах производства, лечебной Ф. к., врачебным контролем, обороной. Выросла сеть научно-исследовательских ин-тов по Ф. к. и кабинетов. Ряд смежных научно-исследовательских ин-тов втянут в разработку вопросов, связанных с научным обоснованием Ф. к. Физкультурная печать. В СССР издается центральная газета, орган ВСФКСССР, «Красный спорт», в Ленинграде—газета «Спартак» и на Украине—«Готов к труду и обороне». В ряде краев и областей издаются физкультурные газеты. Из методических журналов издается «Физкультура и спорт» в Москве, «Физкультурник Украины» и «Физкультурник Закавказья». Последний год специально издается массовая физкультурная газета для деревни изд. «Правды»—«Культура и спорт». Издательство «Физкультура и спорт» ежегодно выпускает до 75 различных книг по Ф. к. Лит.: Гори невский В., Физическое образование, СПБ, 1913; о н ж е, Ремонтп закаливание организма, М., 1925; о н же, Культура тела, М., 1929; Горинев-скийВ.и ГориневскаяВ., Руководство по физической культуре и врачебному коптролю, Ж.—Л., 1935; Д ю п п е р о н Г., Теория физической культуры, Л., 1930; Л е с г а ф т П., Руководство по физическому образованию детей школьного возраста, СПБ, 1912; Что должен знать врач о физкультуре, под ред. К. Ворринген, Харьков, 1929; Чесноков Б., Энциклопедический словарь по физической культуре, М., 1928; В о 1 g е у М., Manuel scientiligue d'education physique, P., 1932; Demeny J., Mecanisme et education des mou-vements, P., 1904; Haclel, Culture physique et cures d'exercices (myotherapie), P., 1913; Herzhelmer, Grundriss der Sportmedizin, В., 1934; Knoll W. u. Arnold A., Normale u. pathologische Physiologie der Leibesubungen, bpz., 1933; Lagrange F., Physiologie des exercices du corp, P., 1888. Гигиена физических упражнений и спорта.—Г о р и -невский В., Гигиена физических упражнений и спорта, М.—Л., 1930; Г ю п п е, Гигиена физических упражнений, М., 1925; Лоренц Ф., Гигиена спорта, 11.—Л., 1925.                                                           ;v< Врачебный контроль.—Б ирзип Г. и Горинев-скап В., Руководство по врачебному контролю, М., 1925; ГуревичМ. и Озерецкий Н., Психомоторика, ч. 1—2, М.—Л., 1930; ЕгоровА., Методика массовых исследований крови, М.—Л., 1930; Ивановский Б., Врачебный контроль над физкультурой, М.-—Л., 1935;МинкевичМ.иГориневскаяВ., Стапдарты антропометрических и физиологических исследований, М., 1928. Возрастная и женская физкультура.—Врачебные исследования физкультурников, Сб. трудов Мособлздрав-отдела, М., 1931; Корсунская М., Физическое развитие московского пролетарского дошкольника, М.— Л., 1931; Обоснование физкультуры женщины, М., 1931; Чулицкая Л., Физкультура ребенка дошкольного возраста, Л., 1925. Лечебная физкультура.—Лечебная физкультура в ста-пионаре, Л., 1934; Основы лечебно-профилактической физкультуры на курортах ЮБК ВОК'а, 1934; С а р к и -зов-Серавини, Лечебная физкультура, М., 1935; Сборник научно-исследовательских трудов по врачебно-физкультурной работе ц. стадиона «Динамо», М., 1934; Соколова, и Машков В., Лечебная физкультура сердца, под ред. М. Кончаловского, М., 1934; Труды научцо-исследовательской лаборатории ОСФК, Одесса, 1930; Физкультура и клиника, М.—Л., 1928; Физкультура в лечебно-профилактических учреждениях ж на ХИМИЯ                                                                     710 производстве, М., 1934; Шимшелевич В., М о ш-ковВ. иНикитин Т., Лечебная физкультура, М., Периодические издания.—Биология, медицина и физкультура, М., с 1933; Вестник физкультуры, Харьков, с 1933; Готов к труду и обороне, материалы по комплексу ГТО, М., 1933—34; Материалы по изучению влияния физкультуры на организм человека, Харьков, 1931; Сборник материалов по учебным дисциплинам ГЦИФК, М.—Л., 1932—33; Теория и практика физкультуры, сб. статей и трудов по физ. культуре за период 1925—1931, М., 1931; Труды Гос. центр, научно-исследовательск. ин-та охр. мат. и млад., М., 1934; Труды Ии-та физич. образования им. П. Лесгафта, Л., 1932—34; Труды Ленинградского областного научно-практического ин-та охраны здоровья детей и подростков, Л., 1933—35; Труды Московского гос. центр, ин-та охраны здоровья детей и подростков (ОЗДиП), М.—Л., 1933—35; Труды Одесского областного филиала Украинского научно-исследовательск. ин-та физкультуры, Одесса, 1932—34; Физическая культура в научно-практическом освещении, сб. трудов ГЦИФК, Л., 1924—28. В. Гориневский,С. Магитон.
Смотрите также:
  • ФИЗИЧЕСКАЯ ХИМИЯ, «наука, объясняющая на основании положений и опытов физическую причину того, что происходит через хим. операции в сложных телах». Это определение, к-рое ей дал первый физико-химик М. В. Ломоносов в ...
  • ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НАСЕЛЕНИЯ является важным показателем сан. состояния человеческих коллективов. С характеристикой физ. развития связан ряд областей врачебной деятельности: освидетельствование призываемых на военную службу и повторное обследование воинских контингентов; врачебный контроль над массовой ...
  • ФИЗОСТИГМИН (эзерин), алкалоид, действующее начало кадабарского боба, Physostigma venenosum Balfour (сем. Papilionaceae), проси, СО-0-^\-----С----|СН2 взрастающего в Африке. Ан ^/\/сн\/СНа |  ...
  • ФИК (Adolf Pick; 1829—1901), выдающийся немецкий физиолог. Окончил Марбургский ун-т; ученик Карла Людвига, занявший с 1861г. кафедру физиологии Людвига в Цюрихе. В 1868 г. Ф. перешел в Вюрцбург, где особенно плодотворно ...
  • ФИКСАЦИЯ в гистологии является первым и весьма важным моментом в процессе приготовления гист. препаратов. Зафиксировать ткань—это значит подготовить ее к дальнейшим методам обработки. В результате Ф. происходят довольно сложные изменения различных ...