ТЕСТЫ

ТЕСТЫ (от англ. test—испытание), термин, применяемый у нас гл. обр. в психологии, психотехнике, педологии, психиатрии и педагогике для обозначения испытательных экспериментов в целях установления псих, особенностей человека, уровня знаний и навыков в определенной области, степени утомленности и работоспособности и т. д. Если по учитывать отдельных попыток построения такого рода испытаний, предпринимавшихся еще в древности (в частности в Китае), то начало развития и приме нения тестов под влиянием потребностей психологии, психиатрии и педагогики следует отнести к 90-м годам 19 в. Всякий тест состоит из ряда заданий, предлагаемых испытуемому в определенных условиях (содержание предварительных пояснений, время испытаний, предварительные упражнения и т. д.), обычно точно фиксируемых в инструкции к Т. Проверка и оценка результатов работы производятся на основании определенного «ключа» или схемы расценки и путем сопоставления показателей испытуемого с «нормами» или «стандартами», установленными путем испытания соответствующей, достаточно большой группы лиц.— По технике проведения можно различать: Т. бланковые (ответы пишутся или отмечаются испытуемым на бланках, где отпечатаны соответствующие задания), безбланковые (задания даются в устной форме или же демонстрируются на плакатах, ответы отмечаются испытуемым на особых «ответных» формах) и аппаратурные (требуется работа на аппаратах и приборах), индивидуальные и групповые, с ограничением или без ограничения времени (так наз. Т. на «исчерпание»), Т. с выбором из готовых ответов («элективные») и Т. с прямым ответом («инвен-тивные»), в которых построение ответа возлагается на испытуемого. Общепринятой психологической классификации Т. сейчас нет, но в практике обычно различают: Т. так называемого «общего интелекта», Т. конструктивно-технического мышления (сюда обычно относятся тесты на пространственное воображение и комбинирование, плоскостное и объемное, уменье понять принцип действия механизма, собрать механизм, обнаружить и устранить неполадки и т. д.), Т. памяти, внимания и моторики. Отдельно стоят^Т. для.уста- новления уровня знаний и навыков, называемые обычно Т-. «успешности», Т. «достижений» или же «школьными» Т. Имеются также мало разработанные пока попытки построения Т. для установления характерологических особенностей, направления интересов и т. д. Примерами Т. на общий интелект могут служить: тесты Эббингауза на заполнение пропущенных слов в рассказе или же в отдельных фразах; Т. «аналогий»—нужно найти четвертое слово, так относящееся к третьему, как второе относится к первому; Т. «инструкций» (выполнение указаний, данных в тексте); Т.«классификации» или «экстраслова»—вычеркнуть из пяти слов слово, не имеющее общего признака с другими' четырьмя (пример: медь, железо, сосна, золото,. свинец; нужно вычеркнуть сосна) и т. д. Для неумеющих читать (детей младшего возраста, неграмотных и малограмотных взрослых и умственно отсталых), а также для исключения влияния языка на результат испытания, применяются т. н. «невербальные» или «немые» Т. на «общий интелект» (задания даются в виде картинок или фигур) или же Т. «действенные» или «манипулятивные». Примерами немых Т. для ранних возрастных ступеней (от 2>/2 До 7 лет) могут служить нек-рые испытания Алисы Декедр («лотто»): испытуемый должен наложить отдельные карточки с рисунками на соответствующие сходные между собой рисунки на общей таблице; Т. «последовательности событий», в котором нужно распределить в соответствующем порядке рисунки, изображающие последовательные события или действия, и т. д. К «действенным» Т. на интелект (относимым нек-рыми авторами к т. н. «практическому интелекту») принадлежит напр. испытание Богена для детей (т. н. «клетка»), состоящее в том, что испытуемый, пользуясь четырьмя прутьями различной формы, должен провести находящийся внутри клетки шарик через определенные отверстия и вывести его наружу. К Т. на конструктивно-техническое мышление относятся тесты Рыбакова (провести на данной фигуре разрез так, чтобы из образовавшихся частей можно было сложить квадрат), «линейка» Фридриха (выбрать из нарисованных кусочков линейки те, которые нужны для заполнения прорезов в этой линейке), Т. «механизмов» (ответить на вопросы относительно действия изображенного на рисунке механизма и т. д.). К Т. на внимание отпо'сятся: тесты Бурдона (зачеркивание в тексте определенных букв или фигур), тесты Шульце и Креп едина (сложение чисел), тесты Маккери (прослеживание извилистых линий) и др. Тесты на внимание применяются зачастую такясо для установления понижения работоспособности под влиянием утомления.—Аппаратурные Т. строятся либо для выявления отдельных псих, свойств (глазомер, память, внимание) или определенного комплекса этих свойств либо стремятся воспроизвести при испытании проф. пригодности обстановку проф. работы (т. н. «модельные» Т., применявшиеся напр. для испытания шоферов, вагоновожатых, паровозных машинистов и т. д.). Последние Т. в ряде случаев являются мало пригодными для испытания способностей кандидатов на данную профессию, поскольку на решение этих Т. оказывают существенное влияние специальные производственные навыки. Показателем по бланковому тесту обычно является число правильно решенных задач, оцениваемых чаще всего по альтернативному методу (см.), переводимое в балды по определенной схеме, часто по пятибальной системе Руппа-Кеттеля; по этой схеме определенная, достаточно большая группа испытуемых разделяется в порядке нарастания показателя на 10, 20, 40, 20 и 10 процентов от общего числа («наихудшие» 10% получают балл 1, следующие 20%—балл 2 и т. д.), и устанавливается табличка перевода показателей тестов в баллы, к-рой пользуются в дальнейшей практической работе. Существенное значение могут также иметь анализ ошибок испытуемого и наблюде-ние-за ним при решении Т. (в особенности аппаратурного). При т. н. «рабочих пробах» (Arbeits-probe) центр тяжести переносится на эти наблюдения и показатель иногда совершенно не устанавливается. В наст, время тесты широко применяются в-СССР в целях проф. консультации и проф. отбора для установления способностей испытуемых при исследовании утомляемости и режима рабочего дня, в качестве подсобного метода при постановке психиатрического диагноза и т. д. Применение тестов осуществляется сетью бюро проф. консультаций ВЦСПС и НКЗдр., специальными лабораториями по жел.-дор. и местному транспорту, психотехническими отделениями научных ин-тов, педологическими кабинетами школ ФЗУ, ФЗС и ФЗД, психофизиол. лабораториями на предприятиях и т. д. Использование Т. для распределения по профессиям и специальностям основывается на учете сравнительной значимости соответствующего псих. свойства для определенной группы профессий, между к-рыми производится диференциация.. При этом существенное значение имеет комплексное использование ряда тестовых показателей, взятых не только во взаимосвязи между собой, но и в их взаимоотношении к другим данным об испытуемом (физ. развитие и состояние здоровья, направление интересов, соц.-быт. условия и т. д.). Наибольшим распространением в проф.-консультационной работе в СССР (в 1933—34 гг.) пользовались следующие тестовые методики: т. н. «унифицированная» методика (И-2 и КТ-2), разработанная рядом научно-исследовательских учреждений под общим руководством центральной лаборатории по проф. консультации Всес. центрального ин-та орг. и озд. труда, методика проф.-консультационной лаборатории при Ленинградском ин-те орг. и озд. труда и методика Ин-та имени Обуха (Москва). Применение Т. помимо установления способностей и навыков испытуемых открывает также широкие возможности в отношении рационализации всякого рода воздейственных мероприятий (организация обучения, лекций и т. д. применительно к особенностям данной группы, индивидуализация обучения на основе учета особенностей данного лица, учет эффективности проделанной работы и т. д.). Кроме использования тестовых данных для правильного выбора программы и методов воздействия Т. при их соответствующей реконструкции могут быть использованы также в качестве одного из способов обучения и развития навыков и психических свойств (т. н. «тренажные» или «учебные» тесты). В настоящее время в СССР уже имеется ряд успешных попыток использования Т. в целях обучения. Следует отметить, что некритическое заимствование методик, разработанных исследователями буржуазных стран, и соответствующих 49S теорий привело к возникновению ряда ошибок механистического и идеалистического порядка в применении Т. в СССР. В частности недоучет влияния на тестовые показатели уровня образования, соц. среды и т. д. привел к тому, что ряд советских психотехников рассматривал тестовые показатели как непосредственные отражения прирожденной «одаренности» испытуемых, что, являясь одним из проявлений системы идеалистических ошибок, нашло свое отражение в практической работе по профессиональному подбору (см.). Противоположной ошибкой являлось механистическое сведение всех тестовых различий к влияниям среды и недоучет значимости биол. фактора, тесно связанные с проявлением «левацких» загибов в школьной работе. В действительности же, признавая неразрывное единство соц. и биол. «фактора» во всяком псих, акте, мы можем в то же время для определенных условий сопоставления тестовых показателей между собой отнести наблюдающиеся различия преимущественно либо за счет влияния среды либо за счет способностей. Так напр. различие в средних показателях по вербальным Т. «общего интелекта» между детьми рабочих и служащих или же различие в средних показателях по Т. на техническое мышление между мальчиками и девочками должно быть отнесено за счет различий предварительной подготовки и влияния домашних условий, тогда как различия между двумя испытуемыми с одинаковым образованием и наличием соц.-быт. условий, одинаково благоприятствующих развитию свойств, отражаемых Т., могут с тем большим правом быть отнесены за счет различий природных способностей, чем ближе указанные условия между собой.—Переоценка значения Т. и возможных областей их применения привела также к совершенно неправомерным и вредным попыткам применять Т. для установления политических установок испытуемых (т. н. метод «коллизий»), при котором испытуемому предлагалось отметить правильность положения из целого ряда формулировок, большинство к-рых по своему содержанию было либо неточно либо представляло отражение измышлений клеветнического характера классово-враждебных элементов. Методика построения Т. представляется довольно сложной и требует построения на основе предварительных профессиологических и др. исследований т. п. «экспериментальных форм» Т., установления психологии, природы, трудности и диференцирующего значения отдельных задач, включаемых в Т., а также установления «надеяшости» Т., т. е. степени устойчивости показателей Т. при проведении «эквивалентной» формы Т., диагностической и прогностической пригодности Т. Под прогностической пригодностью Т. в области проф. подбора разумеется степень совпадения тестовых показателей с «критерием», в частности с оценками производственной успешности, установленными через определенный период после тестовых испытаний. При установлении диагностической пригодности Т. критериальные и тестовые показатели относятся к одному и тому же времени. Опыт проведения проверок показал, что между тестовыми показателями и данными о дальнейшей успешности (теоретической и производственной) действительно имеется достаточное для практических целей совпадение. Следует однако отметить, что эти данные о прогностической пригодности могут считаться доста- точно обоснованными лишь в тех случаях.. когда был проведен т. н. диференциадьный анализ, позволяющий установить, в какой мере обнаруженная связь зависит от влияния прочих факторов, действующих одновременно как на Т., так и на дальнейшую успешность. Лит.: Гурьянов В., Учет школьной успешности, М., 1926; Загоровский П., Тесты характера, Пси-, хология, 1930, № 4; Коваленко Б., Тесты в мастерских, Психотехника, 1930, № 4; Макаров В., О диагностике умственной одаренности, Обозр. псих., т. I, 1928; МандрыкаА., Измерение школьной успешности, Харьков, 1927; V о с с о л и м о Г., Массовое исследование объема внимания и сметливости в дополнение к «Психологическому профилю», Сб. невр., т. I, 1927; Сыркин М., Сопряженность показаний тестов одаренности и социального положения, Труды ВУИТа, вып. 3, 1928; он же, Устойчивость социальных различий в показаниях тестов одаренности, Психотехника и психофизиология труда, 1929, Кг 1; Сушкевич А., Опыт применения метода тестов в высшей школе, Научн. раб., 1928, № 8—9; Уиппл Г., Руководство к исследованию физической и психической деятельности детей школьного возраста, М., 1913; ' Ш п и л ь'р е й н И., Классовые различия в тестовых испытаниях интеллекта, Психотехника, 1930, № 1; Штерн В., Одаренность детей и подростков и методы ее исследования, Харьков, 1920; Шуберт А., Немые тесты умственного развития и их психическая зпачимость, Психология, 1928, № I; В al lard P., Mental tests, L., 1920; on ж e, Group tests of intelligence, L.—N.-Y., 19 22; К u li 1 m a n n P., A handbook ot mental tests, Baltimore, 1922; Moede, Lehrbnch der Psychotechnik, В., 1930; Monroe W., Measuring the results of teaching, Boston—New-York, 1918;. Stern W. u. Wiegmann O., Methodensammlungen zur Intel]igenzprufimg von Kinder und Jugendiichen, Leipzig, 1920. Ом. также литературу к статье Профессио-иальный подбор.                                           А. Мандрыка.
Смотрите также:
  • ТЕТАНИЯ. История. Tetanus intermittent (Dance, 1831 г.), spasmes musculaires idiopa-thiques (Delpech, 1846), pseudotetanus (Marfan, 1857) и целый ряд других синонимов служили для названия заболевания, которое теперь общепризнано называют tetania (Corvisart, ...
  • ТЕТРАГНОСТ, тетрагалоидные замещенные фе-. нолфталеина, применяемые в рентгенодиагно- стике желчных путей (см. Желчный пузырь, рентгенодиагностика) и для фнкц. диагностики печени, вследствие присущего этим соединениям свойства выделяться почти исключительно с желчью. ...
  • ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ, техническая дисциплина; имеющая своей задачей борьбу с производственным травматизмом (см.). Т. б. в советских условиях резко отличается от Т. б. капиталистических стран тем, что 1) она является у нас ...
  • ТЕЧКА у животных, аналогичная менструации человека, протекает в организме самки в связи с овуляцией. Овуляция и связанная с ней Т. у животных повторяются регулярно в определенные сроки, и весь период времени ...
  • ТИГЕЛЬ употребляется для сплавления веществ при высокой t°. В продаже существуют тигли металлические (железные, медные, никелевые, серебряные, платино-               __^-iL_ выеидр.).фарфо- *^г ""* ровые, шамотовые, кварцевые, ...