СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ. Общие данные. Площадь — 7702000 км2, не считая колоний. Население по переписи 1930 г.—122 775 040 чел., из них 62137 080 мужчин и 60 637 960 женщин. Плотность населения в 1910 г. составляла 11,9 на 1 юн2, в 1920—13,7, в 1930—16. Крайне быстрый рост населения США происходил за счет иммиграции из заокеанских стран, гл. обр. из Европы. Табл. 1. Движение, населения США. Годы Число жителей Из них негров Годы Число жителей Из них негров 1790 1800 1820 1840 ■ 1860 3 929 211 6 303 483 9 638 453 17 069 453 31443^21 1  771 655 2 873 618 4 441 830 1880 1900 1920 1930 60 155 783 75 994 575 105 710 620 122 775 016 6 580 793 8 833 991 10  163 131 11 S91 143 В то время как негры, являвшиеся рабочей силой, в свое время ввозились в США, туземцы—индейцы—вымирали. Число их в 1792 г. равнялось 846 000, в 1865 г.—всего 294 574, в 1930 г.—332 397 человек. За последние 40 лет особенно выросло городское население, и соотношение городского с сельским изменилось: в 1890 г. городского населения (в поселках свыше 2 000 жителей) было 22 298 359, а сельского—■ 40 649 355, в 1930 г. городского — 68 954 823, а сельского — 53 820 223. Табл. 2. Естественное движепие населения в США. Годы Рождаемость па 1 000 жит. Смертность на 1 000 шит. средняя белые негры средняя белые негры 1920 1922 1924 1927 1928 1929 1930 23,7 22,3 22,4 20,6 19,8 18,9 18,9 23,5 22,2 2S,2-?0,2 19,5 18,6 18,6 27,0 26,0 27,4 25,0 22,2 21,3 21,5 13,7 11,8 11,7 12,0 11,9 11,9 11,3 12,6 11,4 11,2 10,8 11,1 11,3 10,8 18,0 15,7 17,7 17,3 17,8 16,9 15,2 Естестве н ноедвижение населения. Из таблицы 2 видно понижение рождаемости и смертности в США. Смертность и рождаемость различны среди белого и черного населения США. Рождаемость негров в среднем выше рождаемости белых, но во многих южных штатах она ниже, чем у белых. Движение населения в южном штате Теннесси в 1929  г.—рождаемость на 1 000 жителей была след.: белые—20,8, негры—16,9; смертность на 1 000 жителей: белые—10,7, негры—18,5; в 1930   г.—рождаемость на 1 000 жителей: белые—20,7, негры—16,8; смертность на 1 000 жителей: белые—9,9 и негры—18,1, т. е. не-только смертность среди негров почти вдвое выше смертности среди белых, но и рождаемость ниже, чем среди белых, причем рождаемость негров ниже смертности среди них. Происхо--дит подлинное вымирание негров в условиях капиталистического строя наиболее развитой технически страны в мире. Средняя продолжительность жизни за период 1919—1920 гг. у белых мужчин была 54,1 года, у негров же—-40,5, у белых женщин—56,4 года, у негритянок—42,3. Число мертворожденных особенно» высоко среди негров. ел ег Табл. 3. Пнопорпия мертворожденных в США (на 100 шивых родившихся). На все Годы население Белые Негры Годы На все население Белые Негры 1922 1923 1924 1925 3,9 3,9 3,9 3,8 3,6 3,8 3,8 3,5 7,3 7,2 7,6 7,3 1926 1927 19^8 3,8 3,9 4,0 3,5 3,5 3,5 7,3 7,5 8,1 Улучшения в этой области не наблюдается, скорее даже происходит ухудшение. Причины, в особенности у негров, лежат в тяжелых условиях труда, в недостатке отдыха у беременных женщин, отсутствии мед. помощи. Санитарная организация. В каждом штате существует своя собственная сан. организация, тип к-рой меняется в зависимости от штата и к-рая совершенно независима как от других штатов, так и от федерального правительства. В нек-рых штатах центральная сан. организация не имеет никакой юридической власти над организациями графств, и роль ее чисто консультационная. В других штатах центральная организация штата довольно сильна, и местные единицы — графства — зависят б. или м. от нее. Основная тенденция сан. организации—это влияние на местные органы здравоохранения путем субсидий, финансовой и личной помощи, что при внешнем соблюдений полной автономии дает возможность проводить свое влияние. Федеральная сан. организация сотрудничает с местными организациями путем создания показательных мед. учреждений, показательных округов, советов, создания стандартных планов наиболее выгодных экономически учреждений. По федеральному закону такая помощь возможна только там, где графство или штат берут на себя не меньше половины расходов на эти учреждения. В 1929 г. такая федеральная помощь существовала в 21 штате. В 1925 г. в 16% графств имелись постоянные санитарные чиновники, причем 91% этих местных организаций получали субсидии от штата или от федерального правительства. В 1932 году из 1000 графств 616 обслуживались постоянными сан. врачами (full-time officers). В наст, время такие 'департаменты здравоохранения (Board of Health) имеются во всех штатах и в большинстве городов. Обычно департамент здравоохранения штата или крупного города состоит из следующих отделов (в каждом штате свое распределение): 1. Административный отдел с подотделами администрации и санпросвета. 2. Отдел сан. статистики, куда обычно входит регистрация рождений и смертей, браков и иногда разводов. 3. Отдел инфекционных б-ней с подотделами эпидемиологическим, туберкулезным и вен. б-ней. 4. Отдел материнства и. детской гигиены с подотделами детской гигиены и школьной. 5. Отдел сестер социальной помощи (Nursing Division). 6. Сан. отдел. 7. Отдел надзора за пищевыми продуктами с подотделами надзора за молоком и надзора за пищевыми продуктами и медикаментами. 8. Лабораторный отдел. В нек-рых штатах имеются еще отдел психических б-ней и б-ниц, отдел надзора за постройками и. отдел внешних сношений. Директор здравоохранения в штате Назначается губернатором штата, а в городе— мэром города. В большинстве штатов и городов по меньшей мере половина врачей —сотрудников отдела здравоохранения—вербуется из частно- практикующих врачей (part-time officers), отдающих только часть своего времени работе иг вносящих частнический дух в учреждение и: работу. В нек-рых городах даже сам директор-здравоохранения—частнопрактикующий врач. По такому же принципу построены почти все-департаменты здравоохранения разных штатов; и городов. Лаборатория есть почти в каждом' штате и в каждом крупном городе. Ею производятся бесплатно анализы от неимущих б-ныхг присылаемые частными врачами, и часто изго- ■ товляются сыворотки и вакцины. Инженерное-бюро часто включено в другой департамент. Or него зависит надзор за источниками водоснабжения, анализы воды, канализация, уборка, мусора и чистка улиц. Функции Бюро материнства и детской гигиены чисто пропагандистские, т. к. никаких полномочий по охране труда у него обычно нет. Надзор за детским трудом лежит на департаменте труда. Отдел школьной гигиены также часто входит в отдел народного просвещения. В некоторых штатах (очень. редко) сан. чиновники имеют право составлять протоколы и применять санкции за нарушение-сан. правил. Почти в каждом штате имеется? свой свод сан. законов, обычно очень сходных. Законы эти вырабатываются и предлагаются^ местными органами здравоохранения в согла--сии с местными организациями частнопрактикующих врачей и даются на утверждение-парламента штата. Деятельность департаментов. здравоохранения штатов и городов гл. обр. профилактическая. Местные союзы частнопрактикующих врачей строго следят, чтобы эти департаменты не вели лечебной работы. Даже на устройство диспансеров и санаториев и на бесплатное лечение неимущих венериков врачи смотрят косо. Можно сказать, что все развитие-здравоохранения в США происходит в постоянной борьбе с врачами-частниками. Сельским департаментам и департаментам городов и штатов очень часто сильно помогают богатые частные организации, созданные крупными капиталистами вроде Рокфеллеровской миссии, . Милбанк фонда, фонда Розенвальда и т. д. (см. главу бюджет). Роль этих филантропических организаций в деле здравоохранения* в США огромна. Федеральный отдел здравоохранения (United1 States Public Health Service) возник в 1798 г.. и входит в состав государственного казначейства (Treasury) США. В 1902 г. управление-было переименовано в департамент здравоохранения и морского госпиталя (Department of Health and Marine Hospital), а в 1912 г. он получил свое настоящее название. С тех пор его влияние все расширялось, хотя юридически. его права в США незначительны. Департамент-этот не имеет права что-либо предписать или приказать департаментам здравоохранения в; штатах или городах, но в виду возможности получения от него финансовой поддержки, в виду высокой научной компетентности этого органа штаты и города все больше и больше обращаются к нему за поддержкой и советами. Основные функции этого департамента заключаются в организации сан. контроля над сухопутными и морскими границами и надзоре за сан. взаимоотношениями и торговлей санитарными и лечебными предметами между штатами, а также в оказании мед. помощи федеральным служащим. Он распадается на следующие отделы, находящиеся в Вашингтоне: Отдел научных изысканий, во главе к-рого стоит Нацио- <iS нальный ин-т здравоохранения (National Institute of Health), одно из крупнейших научных учреждений в США, Отдел внутреннего карантина, Отдел внешнего карантина и сан. надзора за эмиграцией, Отдел сан. статистики, •втдел морских госпиталей; Отдел вен. б-ней, Отдел психических б-ней, Отдел персонала и •счетоводный. Во главе департамента стоит главный врач (General surgeon) с несколькими помощниками. Вся территория США разделена на G федеральных сан. округов и в каждом имеется представитель федерального департамента. Всего на федеральной сан. службе, счи-■тая и персонал федеральных госпиталей, на 1 июля 1932 г. состояло 10 844 служащих. В 1924 г. в Гаванне США подписали международную сан. конвенцию со всеми американскими республиками и создали Панамериканское •сан. бюро в Вашингтоне (см. Конвенции). Им составлена и принята для всей Америки санитарная конвенция о карантине и осмотре судов. Начиная с 1930 г., кредиты на здравоохранение всюду сильно урезываются. В 1932 г. большинство 'кредитов урезано на 33% и больше. Инфекционные болезни. Регистрация их обязательна почти во всех штатах, обычно по списку, выработанному федеральным де-• партаментом здравоохранения. Смертность от инфекционных б-ней на 1 000 с м е р т е й. Табл. 1. Название болезни 11)30 г. Брюшной тиф и паратифы Оспа............. Корь............. Скарлатина ......... Коклюш........... Дифтерия.......... Грип ............ Дизентерия......... Острый полиомиелит . . . . Энцефалит эпид....... Менингит эпид........ Малярия ..........

Оспа. Оспопрививание не обязательно и против него ведут сильную борьбу разные шарлатанские и религиозные организации вроде «христианской науки» (Christian Science), но в большинстве штатов оспопрививание делается всем детям в школах. С 1928 по 1931 г. наблюдались сильные эпидемии оспы, особенно в центральных восточных штатах, вследствие чего были сделаны массовые прививки населению, в результате чего эпидемии пошли на убыль. Вот цифры за последние 5 лет.

Табл.5. Заболеваемость оспой в США. Годы Число заболевании На 100 ооо жит, 1S28 1929 1930 1931 ] 1932 ] 39 398 42 282 48 907 30 232 11168 34,8 39,7 Ч ум а. Бывают только заносные случаи, хотя в Калифорнии постоянно находят зараженных крыс. За последние годы все американские суда строятся недоступными для крыс (rat-proofing). Кроме того правилами предписана дератизация судов цианистым газом каждые б месяцев.—Д ифтерияза последние годы сильно уменьшается. Широко проводятся массовые прививки в школах и детям-дошкольникам.—М а л я р и я особенно распространена в южных штатах, на побережьи Мексиканского залива и в прибрежных полосах Миссисипи. В 1929 г. регистрация малярийных б-ных была обязательна в 35 штатах. В 12 штатах юга число маляриков исчислялось в 1 млн. Смертность от малярии была следующей за последние годы: табл. 6. Годы Число смертей Годы Число смертей 1926 1927 3 255 3 128 3 341 1928 1S29 5 821 5 092 Это составляет 12,5 смертей на 100 000 жит. в малярийных местностях и 4,2 на всю страну. Заболеваемость малярией была следующая: Табл. 7. Годы Число заболевших Годы Число наболевших 1921 1923 1925 1926 188 467 138 334 100 419 120 999 | / 1927 1928 1929 1930 140 651 166 522 98 493 Трахома наблюдается почти во всех штатах, но число случаев незначительно. Въезд в США трахоматозным больным запрещен. Очаги трахомы сосредоточены в гористых местностях южных штатов. В 1932 г. число больных исчислялось в 17 000 (20 на 1000 жителей) в этих штатах. Туберкулез. Смертность от tbc за последние годы снижается. Среди негров туберкулез—главная причина смертей. Смертность их от tbc превышает в 2—3 раза смертность среди белых: Табл. 8. Смертность от tbc на. юо ооо шит. Сред- Сред- Годы Белые Негры няя смертность Годы Белые Негры няя смертность 97,3 Г 57,3 1Э25 63,3 £05,3 86,6 liiio 87,7 239,6 •.— 63,8 207,7 87,1 217,1 99,4 59,2 ш,о 80,8 lt.22 72,7 97,0 71,5 19В, 7 93,6 68,3 66,7 199,9 90,4 Очень высока туб. смертность среди индейцев. По анкете 1927 г. в отведенной индейцам зоне штата Орегон 9,3% всех индейцев страдают tbc, из них 4,9% легочным. Еще ббльшая смертность от tbc в американских колониях: в Гаваи в 1907—11 гг. она составляла 187 на 100 000. Таким образом кажущееся уменьшение смертности от tbc среди белых отнюдь не сопровождается улучшением среди наиболее эксплоатируемых классов населения. Борьба с tbc ведется гл. обр. частными филантропическими учреждениями, а также штатами и федеральным департаментом здравоохранения. В 1904 г. была основана Национальная ассоциация туберкулеза (National Tuberculosis Association), являющаяся союзом местных филантропических организаций. Она субсидирует санатории на местах, ведет пропаганду против tbc и изучает вопрос научно. Почти во всех штатах «5 Г>в есть теперь гос. санатории для туб., больных, к-рыми заведует местный отдел туберкулеза департамента здравоохранения. Этот же отдел ведет сан .-просвет, работу и организует диспансеры и консультации. Санатории все платные, но для неимущих койки оплачиваются штатом и графством или городом, откуда б-ной прибыл. В большинстве штатов имеются спец. законы о борьбе с tbc. В 1926 г. в США было 600 больниц и санаториев, из них 359 принадлежали штатам, городам, федеральному правительству и т. д.; всего. 70 000 коек. Число диспансеров в 1926 г. составляло 600, число превенториев— 24, число лесных школ ок. 3 000. В 1926 г. было 49 противотуберкулезных организаций в штатах и 1 154 в графствах и городах. Мелких пунктов по борьбе с tbc в 1925 г. было 2 000. В 1929 г. 7 115 сестер соц. помощи работали в этой области. Начиная с 1930 г. кредиты на борьбу с туберкулезом всюду сокращены, и многие санатории закрыты. В 1930 г. на всей территории США было 50 179 коек в правительственных больницах для туберкулезных и 13 510—в частных. Венерические болезни. Регистрация вен. б-ных обязательна почти во всех штатах. Фактически она охватывает не свыше 20% белых б-ных, гл. обр. неимущих, и негров: неимущие и негры лечатся в общественных учреждениях, где лечение бесплатно, а не у частных врачей, и регистрация их неизмеримо полнее. Заболеваемость венерическими б-нями в США огромная. табл. 9. Число б-ных Число б-ных ; Годы сифилисом гонореей Всего i 1921 171 231 161 354 332 585 ! 1923 179 511 153 356 332 867 1 1925 212 633 172 959 385 592 184 514 151 659 336 173 ! 1928 135 437 147 219 332 656 j 1929 195 569 166 544 352 103 ! 1931—32 260 564 158 083 418 647 Кроме того каждый год регистрируется не меньше 7—8 000 заболеваний мягким шанкром. Никакой тенденции к улучшению здесь не наблюдается, есть скорее ухудшение. Федеральным департаментом здравоохранения за 1928 г. было обследовано на сифилис ок. 15 млн. чел. Пропорция больных сифилисом, в зависимости от штата, составляла от 0,55 до 21,29 на 1 000 жит., больных гонореей—от 0,29 до 8,04. В среднем 11,6 чел. на 1 000 жит. больны вен. б-нями. По данным этой анкеты 1,2% всего населения США лечится от вен. б-ней, т. е. ок. 1 500 000 б-ных, что в несколько раз превышает официальные данные статистики. Процент б-ных вен. б-нями среди негров очень высок. Так, в 1929 г. и 1930 г. вышеуказанная анкета выяснила следующую заболеваемость среди них на 1 000 населения в сельских местностях: штат Алабама, графство Мэйкон—350, штат Джорджия, графство Глэйн—269, штат Миссисипи, графство Боливар—236, штат Теннесси, графство Типтон—259. В штате Теннесси, по официальному отчету департамента здравоохранения за 1929—31гг., 26% всех негров дают положительную реакцию на сифилис. Очень высока вен. заболеваемость среди моряков торгового флота. По закону их лечат бесплатно за счет Федерального департамента здравоохранения. По его данным 20% всех заболеваний во фло- те—венерические. Лечение их обходится в 51/з млн. долл. в год. Борьба ведется департаментами здравоохранения и Ассоциацией социальной гигиены, построенной по тому же принципу, что и Ассоциация борьбы с tbc. Департаменты здравоохранения ведут борьбу путем организации диспансеров, бесплатной выдачи лекарств частным врачам, сан .-просвет, работы и т. д. В США во многих штатах по закону требуются заявки врачей о вен. б-ных, к-рые прекратили лечение до выздоровления, особый карантин для б-пых, не желающих лечиться, и т. д. В 1926 г. имелись сведения о 416 общественных клиниках и в 1932 г. о 533 клиниках, посылающих данные в Федеральный департамент здравоохранения, но большинство» клиник—частные, никаких сведений не дает и только соблюдают «врачебную тайну» в целях эксплоатации больных.—Проституция всюду в США запрещена, но фактически она крайне развита, и никакой борьбы с ней, кроме полицейской, не ведется. Со времени кризиса и безработицы проституция распространилась очень широко и она-то является главным очагом венерических болезней. Рак. Заболеваемость раком непрерывно растет; так, в 1921 г. (на 100 000 жит.) она была 85,6, а в 1930—97,2. Смертность от рака за 29 лет возросла на 51,6%. В Бостоне в 1927 г. была создана первая гос. клиника раковых болезней. Аналогичные клиники теперь создаются во многих городах (раковая больница в Буффало и т. д.). Рак изучается также в Рокфеллеровском институте в Нью-Йорке. Большинство государственных лабораторий в штатах имеет раковое отделение для бесплатных патологоанатомических исследований. Психические больные. Наблюдается быстрый рост психических заболеваний, обгоняющий даже прирост населения. Это находит свое выражение в росте психических больных в больницах. Табл. ю. Годы Число псих. больных в б-цах Годы Число псих. больных в б-цах 1910 1922 1928 159 098 222 406 264 226 272 252 280 251 291 077 На состоявшейся в 1930 г. в Белом доме конференции по охране детства было выяснено, что из 45 млн. детей в США 5 630 000 страдают физическими или психическими расстройствами. У 1 млн. имеются расстройства речи, 450 000—■ умственно отсталые дети. Почти все б-цы для псих, больных—государственные. В 1929 г. в США числилось 561 б-ца для псих, и нервных б-ных с 356 457 койками, т. е. в среднем по 631 койке на б-цу. Большинство б-ц крупного размера. Так, около Вашингтона имеется б-ца на 8 000 псих, б-ных. По сравнению с обычной роскошью американских б-ц псих, б-цы кажутся очень бедными, крайне переполненными, имеют вид тюрьмы с решотками на окнах. В Федеральном департаменте здравоохранения имеется отдел псих, гигиены, на нем лежит забота об организации б-ц, борьба с наркоманиями, психиатрическая помощь в местах лишения свободы,изучение методов борьбы с псих. заболеваниями. В 1929 г. прошел закон об ор- з гянизации центральных учреждении для псих. больных (Narcotic Farms), одно из них уже построено в Лексингтоне в Кентукки (1932 г.). В 1928 году в 28 штатах существовали законы о стерилизации психических больных, слабоумных и «закоренелых» преступников. В большинстве штатов существуют специальные классы для умственно-отсталых детей. Въезд в США слабоумным, идиотам, врожденным психическим больным, алкоголикам, больным туберкулезом и заразными болезнями воспрещен. Алкоголизм. США всегда были страной высокого потребления алкоголя. Этому способствовало тяжелое положение трудящихся масс, низкий культурный уровень прибывающих из Европы иммигрантов, отсутствие культурной жизни. В эпоху бурного развития капитализма и недостатка рабочих рук алкоголизм наносил серьезный вред промышленности, увеличивая число прогулов. Кроме того он уменьшал производительность труда негров, безжалостно эксплоатируемых плантаторами южных штатов. Именно эти штаты первыми, еще до 1910г., приняли законы о принудительной трезвости (Канзас, Миссисипи, Сев. Каролина, Ок-лагома и Теннесси, а из северных—Сев. Дакота—против горных рабочих—и Мэн). Во время мировой войны, из боязни беспорядков, были запрещены спиртные напитки. В 1920 г. Конгрессом, по предложению Вольстеда, был принят, в виде 18-й поправки к конституции США, закон о принудительной трезвости (Prohibition Law). Первые годы после этого закона наблюдалось понижение алкоголизма и связанных с ним б-ней. Но постепенно организовалась контрабанда спирта и развилась крупнокапиталистическая и откровенно бандитская эксплоа-тация населения контрабандистами (бутлеге-рами), сорганизованными в тресты. Одновременно приспособились к новому положению и фермеры, изготовляющие в огромном количестве самогонное виски и т. д. В конце 1932 г., под влиянием кризиса и связанного с ним обеднения масс, уменьшения поступлений от налогов, а также явного краха запретной системы, отмена принудительной трезвости была вотирована Сенатом и вошла в силу 5 декабря 1933 г. Даже во время принудительной трезвости смертность от алкоголизма в США была значительно выше смертности в большинстве европейских стран. Алкоголики составляют очень крупный процент больных в психиатрических б-цах США. Наибольший процент смертности от алкоголя среди негров (11,9 на 100 000 жит.), затем среди ирландцев (11,5). Наркомании являются серьезным со-щгальным бичом в США и не имеют тенденции снижаться за последние годы. В 1900 г. число наркоманов (морфиноманов и кокаиноманов) исчислялось в 264 000, в 1932 г. по предположениям Бюро наркотиков гос. казначейства— в 110 000, т. е. в среднем около 1 наркомана на 1 000 жит. Наркотики доставляются в огромном количестве контрабандистами. Сперва борьба с наркотиками велась штатами, но постепенно она централизовалась и перешла в ведение федерального правительства. Введено строгое федеральное законодательство о выдаче наркотиков в аптеках. Больничное дело. Больницы в США разделяются на правительственные (принадлежащие штатам, федеральному правительству и городам), принадлежащие частным филантро- пическим (бездоходные) организациям и частные, коммерческие, созданные с целью извлечения дохода. Все три категории включают большинство платных коек. Неимущие б-ные оплачиваются графствами или штатами, филантропическими организациями и т. п. В 1900 г. в США числилось 2 070 б-ниц, с тех пор рост пошел очень быстро. В 1932 г. значилось 6 613 б-ниц с 974 115 койками. Кроме того имелось в 1928 г. 458 незарегистрированных б-ц с 12 000 коек. Одновременно с ростом числа б-ниц происходило и укрупнение их. В среднем в 1928 г. на одну б-ницу приходилось 130 коек. В среднем в 1929 г. одна койка приходилась на 240 жит. В 1929 г. имущество, принадлежащее всем б-цам, оценивалось в 5 млрд. долл., в среднем по 4 714 долл. на койку, но в то время как некоторые частные б-ницы отличаются необычайной роскошью оборудования, далеко не все население обслужено больничной помощью. По данным Комитета стоимости медпомощи, пропорция больных, нуждающихся в больничном уходе и попавших в/>-цу, такова: годовой доход до 1 200 долл.—процент попавших в б-цу 59,4; доход 1 200—2 000 долл.—52,4; доход 2 000—3 000 долл.—59,4; доход 3 000—5 000— 63,1; доход 5 000—10 000 долл.—79,3; доход свыше 10 000 долл.—98,0. Иначе говоря, возможность попасть в б-ницу пропорциональна доходу б-ного, и б-ные с доходом свыше 10 000 долл. обслуживаются почти полностью. Число служащих во всех б-цах достигало в 1929 году 647 658. В связи с кризисом процент наполнения растет в гос. б-цах. Табл. 11. Процент наполнения и распределение больниц в 1928 г. Категория Число С-ц Число коек Процент наполнения коек Б-цы федеральные . . . 303 769 63 231 39 710 69,7 92,9 80,9 55,6 В 1928 г. из 3 072 графств 1 765 имели общественные б-цы, обслуживающие одно или несколько графств. За последние 25 лет пропорция государственных и коммунальных б-ниц быстро растет. По специальностям б-цы распределялись так (1929 г.): Табл. 12. Специальность | Число б-ц ! Число коек Кожные и раковые..... Для выздоравливающих и 4 925 497 141 51 9 12 014 1567 8 028 2 829 381 079 12 308 356 457 Ухо, нос, горло, глаза . . . Нервные и психиатричес- В местах заключения . . . 3 705 58 498 12 185 Для х ронических и неизле- 2а 424 4 488 Больничная помощь в США распределена очень неравномерно, к населению не приближена и классовый характер ее очень ярок. Почти все бездоходные специальности лежат на содержании штатов или государства. Аптечное дело находится целиком в руках частных фирм и аптекарей. Правительственные организации (штаты и федеральный департамент) ограничиваются тем, что выдают бесплатно частным врачам арсенфенамин и сыворотки для лечения и прививок неимущим больным. Только некоторые сыворотки и вакцины во многих штатах изготовляются правительственными лабораториями. Аптек, торгующих исключительно аптекарскими товарами, в США очень мало. Обычно аптека является своего рода универмагом, в к-ром продаются сладости, игрушки, книги, табак, часы, фотоаппараты, имеется ресторан и бар. Все большее и большее количество частных аптек также переходит в собственность трестов. В 1929 г. в США числилось 61 865 аптек, из к-рых 57 812 индивидуальных и 4 053 принадлежащих крупным фирмам. Число фармацевтов было около 75 000. В 1928 г. оборот этих аптек составлял 7 630 987 519 долл. Все сыворотки и биологические продукты, выпускаемые частными фирмами для продаяш на территории США, должны быть разрешены Федеральным департаментом здравоохранения, но отдельные штаты могут воспретить у себя продажу этих продуктов, даже если они разрешены этим департаментом. Для антидифтерийной сыворотки, скарлатинозного антитоксина и других сывороток тем же департаментом установлены стандарты, которые должны соблюдаться при изготовлении этих продуктов частными фирмами. Такого рода центральный контроль над биол. продуктами, помимо научных оонований, имеет и экономические. Продукты эти вырабатываются теперь почти исключительно крупными фирмами, заинтересованными в сосредоточении дела в своих руках ив захвате всего рынка США (Park, Davis a. Co и т. д.). Им легко изготовлять в роскошно оборудованных лабораториях продукты, соответствующие стандартам, мелкие же фирмы этого делать не могут. Так гос. контроль способствует концентрации фарм. промышленности. В США имеется 58 фарм. школ, входящих в Американскую фармацевтическую ассоциацию фармацевтических колледжей, и 28 не входящих в нее. Курс обучения длится 2—3 года, кандидаты должны сперва окончить колледж. Федеральным департаментом здравоохранения составлена и издана Американская фармакопея, принятая во всех штатах. Охранаматеринстваи младенчества, Основная работа в области охраны материнства идет по линии гиг.-профилактической и заключается в организации консультаций для беременных, а главное в организации сестер соц. помощи для подачи советов матерям в области гигиены женщины и ребенка. Почти никакой лечебной помощи все эти учреждения, государственные или частнофилантропические, оказывать не имеют права. Следовать профилактическим советам трудящиеся женщины не имеют возможности. Здоровье женщины-матери фактически, за исключением- нескольких штатов, законом не охраняется. Этим объясняется высокая материнская смертность в США, особенно среди негритянок. Средняя материнская смертность в США за последние годы составляет ок. 6 на 1 000 родов, превосходя смертность всех европейских стран. Эта смертность не имеет никакой тенденции к уменьшению. Главная причина смертности — родильная инфекция и аборт. Число абортов за последнее время снижается в виду все большего распро- странения противозачаточных средств. Со времени кризиса материнская смертность в США еще несколько увеличилась. Только в 4 штатах беременная женщина имеет право на отпуск в 4 недели после родов или же 2 недели до, но этот отпуск не оплачивается, и предприниматель но обязан принимать обратно на работу. В 1927 г. в 10 штатах существовали законы о помощи матерям и детям, находящимся на чужом иждивении. Аналогичные законы есть теперь и в других штатах, но все это имеет вид филан-тропич. помощи, а не законодательной охраны. В 1927 г. по официальным данным 1 034 000 дгтей до одного года и дошкольников были охвачены частными и гос. учреждениями по охране детства и материнства (на 11 444 390 детей до 5 лет в 1930 г.). Детская смертность за последние годы в США быстро понизилась. Тем не менее смертность среди негров попрежнему очень высока. Табл. 13. Детская смертность (до 1 года) в США (на 1000 род.). Годы Среди белых Среди негров общая в городах в сел. мест. общая в городах в сел. мест. I1II1II1I 72,5 73,2 73,5 66,8 68, S 70,0 60,6 64,0 59,6 74,7 77,3 74,5 68,7 69,4 70,9 61,0 64,6 70,1 68,7 72, Я 64,7 67,2 69,4 60,:! 63,4 108,5 110,0 117,4 112,9 110,8 111,8 100,1 107,2 102,4 128,2 127,0 188,1 126,7 125,0 127,2 113,1 121,3 99,8 101,7 106,0 104,9 100,5 100,8 92,2 93,5 Около 50% смертности приходится на первый месяц жизни. В наст, время многие штаты и графства дают небольшие кредиты для помощи детям и улучшения гигиены. В 44 штатах имеются законы о помощи беспризорным детям. В 1933 г. насчитывалось до 400 000 таких детей, ушедших от родителей, так как им было нечем питаться. В 1908 г. был открыт первый отдел детской гигиены при департаменте здравоохранения в Нью-Йорке. В 1909 году была созвана первая конференция для предупреждения детской смертности. В 1912 году возникло федеральное бюро детской гигиены (Federal Children Bureau). В марте 1920 г. возник Национальный совет детского здравия (National Child Health Counsel). Первые дневные ясли .были учреждены в 1858 г. В 1919 г. было всего 63 яслей в 40 городах и 18 штатах. Вообще ясли развиваются очень медленно и ими мало интересуются. В 1928 году было всего около 100 учреждений ясельного типа. Школьная гигиен а—одна из наилучше поставленных областей здравоохранения в США. Почти в каждой школе, даже в сельской, всюду, где имеются местные отделы здравоохранения, практикуются периодические осмотры учеников, делаются противодифтерийные прививки, осматриваются зубы и применяется кое-какое зубное лечение. Особое внимание обращается на гигиену полости рта и зубов, на чистоту, надзор за зрением и слухом. Для страдающих расстройствами их и для отсталых детей почти всюду имеются особые специально оборудованные классм. В 1928 г. было около 500 спец. психиатрических клиник для школьников. Обязательные школьные осмотры детей в 1930 г. существовали в_ 42 штатах, но только в 16 школьная инспекция была обяза- тельна во всех графствах. В 1929 г. в 21 штате существовали законы об обучении ненормальных и увечных детей. В 29 штатах было 47 учреждений с курсами для родителей по детской психологии. В 95 городах было 350 спец. классов для детей, страдающих расстройствами зрения. Институт сестер (School nurses) теперь существует почти во всех штатах, и это дает наибольшие результаты. Кроме официальных учреждений и филантропических сестры существуют при крупных фирмах, торгующих мылом, детскими продуктами питания (овсянка) и т. д. Сестры эти, одновременно с пропагандой чистоты, ведут пропаганду в пользу употребления мыла, овсянки, молока и т. д. Такой же пропагандой гигиены в школах и среди родителей занимается мощная Ассоциация детского здравия, построенная по тому лее принципу, что и Туберкулезная ассоциация. В 1912 г. в Нью-Йорке были созданы первые пять клиник для лечения заболеваний горловых миндалин. В 1915 г. их пришлось закрыть из-за противодействия частных врачей. В 1925— 1926 гг. в Теннесси 139 500 школьников были под наблюдением школьной врачебной инспекции, а в 1929—30 гг.—уже 526 000. В Пенсильвании в 1929—30 гг. свыше 1 100 000 школьников были охвачены инспекцией. Начиная с 1928 года целый ряд штатов принял законы об обязательном преподавании физкультуры в школах, учредил бесплатные мед. консультации при школах и в случае неотложности бесплатное лечение. Муниципальная гигиена и санитар и я. Развитие санитарии в США относится гл. обр. к последним 25 годам и шло бурным темпом. Наибольшие успехи достигнуты в области водоснабжения, почти всюду стандартизированного, согласно нормам,выработанным Американской ассоциацией здравоохранения (American Public Health Association). Почти все города и поселки снабжены водопроводом. Там, где пользуются колодцами, существует соотв. сан. надзор со стороны города или штата. Во многих городах пользование колодцами запрещено, т. к. это наносит убыток эксплоата-ции водопровода. Потребление воды па одного жителя в США самое большое в мире, в среднем свыше 400 л в день, причем во многих городах эта норма превышена почти в 2 раза. В 1925 г. Федеральный Департамент здравоохранения выработал правила, к-рым должна удовлетворять питьевая вода, и правила эти были приняты в виде «междуштатных карантинных правил». Канализация имеется также почти во всех городах, даже самых мелких. Она также принадлежит либо городу либо частным обществам. Обычно стоки не очищаются, а прямо выпускаются в реку или в море, но за последние годы многие города создали системы очистки с различными методами ее. Обычно система канализации единая для стоков и дождевых вод.— Уборка мусора налажена менее удачно. В США, при крайне дешевой промышленной продукции, утилизация отбросов не представляет экономического интереса, между тем количество мусора в США огромно, причем в виду громадного потребления овощей и фруктов высок процент'органических отбросов. В последнее время широко применяется система мусоросжигательных печей, причем мусор сжигается целиком., без всякой сортировки, а зола выбрасывается в свалку или в море.—За по- следние годы в городах растёт число бассейнов для плавания. В 1900 г. их было всего 67, в 1918 г.—3 212, в 1928 г.—свыше 6 000. В 1915 г. только в одном штате пользование ими было регламентировано, в 1928 уже в 27 штатах. Контроль пищевых продуктов поставлен образцово. Улучшение контроля явилось прямым следствием концентрации пищевой промышленности:' крупные предприятия, к-рым легко было организовать строгий контроль и производить продукты хорошего качества, вытесняли с рынка предприятия мелкие. Стандартизация продуктов также явилась следствием трестирования промышленности. В наст, время и штатные и федеральные власти имеют право издавать законы и правила о пищевых продуктах. Федеральным принадлежит право в отношении продуктов, ввозимых из-за границы или пересылаемых из одного штата в другой, а штатным—в пределах штата. Надзор за выполнением федеральных правил лежит на химическом отделе Департамента земледелия в Вашингтоне. Молоко по федеральному закону разделяется на 3 категории: А, В, С. А—сырое молоко, полученное от коров в наилучших условиях гигиены и чистоты, проверенных реакцией на туберкулин, и могущее потребляться сырым. В—пастеризованное молоко, может по1 ступать даже от не проверенных на tbc корову но при дойке должны соблюдаться правила чистоты. Наконец С—пастеризованное молоко, не входящее в первые две категории. На бутылках при продаже должна быть обозначена категория и дата дойки. В 1929 г. 375 городов в 20 штатах применяли федеральные правила. В 1927 г. в городах с населением свыше 10 000 жит. пастеризовалось 81,8% всего поступаю-1 щего в продажу молока, а в 1931 г.—-87,5%. В тех же городах процент молока от коров, к-рым делалась реакция на туберкулин, или же пал стеризованного поднялся с 99,1% в 1927 году до 99,83% в 1931. Процент же молока, пастеризованного и полученного от проконтроли^ рованных коров, поднялся с 50,8% в 1927 до 74,5% в 1931. Мясо. Убой скота производится на частных бойнях, при крупных мясоторговлях (так, в Детройте в 1933 г. имелось 38 боен). Муниципальных боен почти нигде нет. Во время убоя скота на каждой бойне присутствует ветеринар от города, немедленно по убое осматривающий тушу и внутренности и кладущий клеймо. При крупных фабриках консервов также имеются бойни. С 1891 года всюду введена федеральная инспекция мяса. В виду строгой инспекций скота и мяса качество последнего в наст, время очень высокое. В большинстве штатов особые правила устанавливают сан. надзор за ресторанами (обычно не-врачами), за магазинами, торгующими пищевыми продуктами, и за здоровьем служащих в них, Сапитарно-просветительной работой занимаются: Федеральный департамент здравоохранения, такие же департаменты в штатах, ряд крупных общественных организаций (туберкулезная, социальной гигиены и т. д.), многочисленные филантропические фонды (рокфеллеровский, Милбанк, Коммонуелс и т. д.), страховые общества, частные фирмы, торгующие продуктами питания, сан. принадлежностями и т. п. Сан. пропаганда всюду ведется в огромном размере. Масштаб ее прямо противоположен убогому масштабу реальных сан. мер в области охраны труда и здоровья трудящихся. Цель этой пропаганды—пытаться улучшить гигиену в стране, не касаясь социального строя. В каждом департаменте здравоохранения различные отделы (венерический, туберкулезный, детский, инфекционных б-ней) ведут сан .-просвет, работу по своей специальности. Особенно сильна пропаганда по радио. Большинство департаментов помещает регулярно сообщения в печати, устраивает лекции, печатает брошюры, листовки, афиши. Один из излюбленных методов сан. пропаганды в США—организация показательных округов, в к-рых сосредоточивается максимум организаций по охране здоровья. На организацию таких показательных округов даются огромные средства филантропическими фондами (больше всего Рокфеллером, несколько десятков миллионов долларов в год). Демонстрация эта не столько содействует широкому распространению сап. просвещения, сколько рекламе данных учреждений. Результаты санитарно-просветительной работы в США еще ярче подчеркивают всю ее относительную бесплодность в существующих социальных условиях. Медицинское образование в США совершенно не стандартизовано. Наряду с замечательно поставленными и оборудованными мед. школами (Иэл, Джон Гопкинс, Гарвардская) имеются и очень плохие. Все мед. школы могут быть разделены на 2 категории: государственные или городские и частные, созданные на капиталы, пожертвованные богатыми филантропами. Первые существуют на городские или гос. пособия, плата в них довольно низкая, но большинство мед. школ частные, с очень высокой платой—от 300 до 500 долл. в год, не считая расходов на учебные пособия, инструменты, микроскопы и т. д. Так создается классовый отбор студентов. Стипендий в школах мало. Оканчивающим крупные частные университеты легко найти и место, и заработок, и богатую клиентуру. Оканчивающим дешевые государственные ун-ты это трудно, и врачи из них попадают сразу на полозкенис интеллигентных пролетариев. Нек-рые частные мед. школы и ун-ты обладают огромными капиталами (Гарвард—117 204 250 долл., Иэл—95 575 043, Джон Гопкинс—свыше 30 млн., Вандербильт— 21 млн. и т. д.). Всего имеется свыше 80 колледжей и мед. школ с капиталами свыше 2 млн. каждый. Обычно курс продолжается от 3 до 4 лет, но для поступления в мед. школу требуется пройти двухлетний курс колледжа. В 1904 г. из 160 мед. школ только в 60 для поступления требовались дипломы, в 100 никаких документов не спрашивали. С тех пор число школ сильносократилось, преподавание стало более серьезным и приближается к европейскому, имея в ,то же время более практический характер. Табл. 14. Число мед. школ и студентов в США. Число школ Число студентов Студентов па ЮО ооо !КИТ. 12 930 17 728 18 200 18 840 19 662 16,5 21 597 19S2 22 135 — ■' Постепенно под давлением Американской ассоциации врачей почти все штаты вводили оди- наковые правила для приема. В 1924 г. в 42 штатах, включая и Аляску, от кандидатов требовалось не менее 4 лет средней школы и специальная подготовка в колледже. В наст, время все школы разделяются по номенклатуре Американской ассоциации врачей на две категории; А и В; 80% их зависят от ун-тов. Из 80 школ 74 чцрто медицинские, 2—гомеопатические, 4—разные. В 1927 г. уже 95,4% студентов учились в мед. школах категории А, тогда как в 1913 г. всего 65,4%. В 69 школах от кандидата требуется не менее двухгодичного курса в колледже и 4-летний курс в мед. школе с минимумом 3 600 часов преподавания. В 10 школах курс пятилетний, причем последний год проходится в качестве интерна. Кончающие мед. школу студенты для получения права практики в штате должны сдать экзамены перед особой гос. комиссией. Полученный диплом действителен только в выдавшем его штате, но за последние годы многие штаты заключили между собой соглашения о действительности дипломов школ категории А. В1927 г. дипломы этой категории были действительны в 39 штатах. В лучших мед. школах—Иэл, Вандербильт, Гарвард — число студентов не превышает 250, и принимают не свыше 50 чел. в год. В 1904 г. в среднем было по 176 студентов на школу, в 1919—152, в 1925—228. При некоторых крупных мед. школах (Гарвард, Джон Гопкинс) существуют особые школы здравоохранения (Public Health School) для врачей-гигиенистов, будущих сан. чиновников. В среднем этими школами выпускается от 80 до 100 гигиенистов в год. Число женщин в мед. школах очень невелико. Многие мед. школы женщин не принимают. Большинство школ не принимает студентов-негров. В Южных штатах для них есть отдельные мед. школы (в Джорджтауне в Вашингтоне, в Филадельфии). В некоторые школы ограничен прием евреев (Ун-т Джона Гопкинса, лучший в США). Кроме мед. школ имеется много ин-тов и курсов для усовершенствования врачей. В 1927 г. числилось 35 ин-тов, и в 265 б-ницах были места для интернов, желающих специализироваться.—Большинство зубоврачебных школ теперь входит в состав ун-тов. Преподавание в них сильно улучшилось за последние годы.— От зубного врача требуется не меньше 2 лет средней школы и три года в ун-те.—В 1930 г. при 25 мед. школах имелись специальные школы для сестер с 2-годичным курсом. До 1875 г. для открытия аптеки не требовалось диплома, и развитие фарм. школ шло медленно. С 1875 г. в большинстве штатов от аптекаря требуется диплом. В 1932 г. было 60 фарм. школ, в большинстве зависящих от ун-тов. Курс в них обычно двухгодичный.-—В 1928 году было 16 сан.-технич. школ для подготовки сап. техников и инженеров. В 4 шкблах курс длился 5—6 лет. Врачи, сестры и прочий медперсонал. США наиболее насыщенная лицами мед. профессии страна в мире. Классовая борьба среди врачей разного экономического положения очень сильна и на почве общей жизни США вызвала крайнее понижение этического уровня и коммерциализацию медицины. С одной стороны, имеются богатые врачи с большой практикой, окончившие известные ун-ты, с другой стороны,—огромная пролетаризированная масса врачей. Коммерческий характер врачебной профессии, отсутствие законов, охраняющих право практики, невежество населе- ния, поддерживаемое церковью, вызвали невероятный рост мед. шарлатанства. В 1929 г. в США занимались мед. практикой 36 150 шарлатанов (остеопаты, хиропракто'ры и т. д.). В 1913 г. один врач приходился на 640 жит. В 1919 г., после реформы мед. школ, один врач приходился на 720 жит., в 1924 г.—на 770, а в 1929 г.—на 800, т. е. рост числа«врачей отстает от роста населения. В 1925 г. числилось всего 147 010 врачей, в 1926—149 521, в 1929— 152 203, в 1931—159 139 (из них около 22 000 на службе в учреждениях) и 63 334 зубных врача, кроме того 335 000 дипломных сестер. В год в среднем выдается от 7 000 до 8 000 дипломов врачей. Распределение врачей в стране неравномерно. В Сев. Дакоте один врач приходится на 1 386 жит., а в округе Колумбия—на 242, в Калифорнии—на 455. Несмотря на кажущееся перепроизводство врачей обслуживание ими населения совершенно недостаточно. Кризис только обострил это противоречие,^ к. несмотря на рост заболеваемости б-ные реже могут обращаться к врачам. Охрана труда. Фактически, если не считать ответственности предпринимателей за несчастные случаи, никакой серьезной охраны труда в США нет, все предоставлено «свободным» отношениям рабочих с предпринимателями, и тут лучше всего вскрывается вся суть американского капитализма. Федерального законодательства в этой области почти пет, в каждом штате существует свое. Федеральные законы имели целью не охрану труда рабочих в США, а лишь регулирование притока иностранных рабочих в них. В начале 1933 г. во всех штатах были законы, ограничивающие рабочий день, но обычно они относятся к труду женщин и детей и почти не касаются взрослых мужчин. Ограничение рабочего времени в большинстве штатов считается противоречащим конституции, и во многих случаях Верховный суд США отменял законы отдельных штатов в этой области. Охрана женского и детского тру-д а. Законодательство в этой области имеет крайне расплывчатый характер. В 1907 г. в сенат США был внесен законопроект о запрещении детского труда во всех штатах, но не прошел. В 1916 г. законопроект был снова внесен, принят и вошел в силу в 1917 году. Но в 1918 г. закон этот был объявлен Верховным судом США противоречащим конституции и отменен. В 1924 г. конгрессом была вотирована поправка к конституции США, дающая конгрессу полномочия регламентировать или запрещать в штатах труд детей до 18 лет. Поправка эта не ограничивала права штатов, но отменяла местные законы, противоречащие этой поправке. Для вхождения в силу она должна была быть вотирована 3/^ штатов. До 1933 г. ее вотировали только 10 штатов и то наименее промышленных. Поправка до сих пор не имеет силы. В 1931 г. всего в одном штате запрещен детский труд до 16 лет; в 2 запрещен прием детей до IS лет па работу в рудниках, в 25 штатах для приема на работу детей нужно мед. свидетельство о здоровьи и т. д. Т. о. налицо почти полное отсутствие законодательной охраны труда, в то время как существует тщательно разработанная и применяемая система охраны пищевых продуктов, медикаментов, водопровода и т. д. Поэтому-то результаты системы здравоохранения в США отнюдь не соответствуют материальным возможностям этой страны. Страхование рабочих и ответственность предпринимателей. В США пет ни одного из видов обязательного страхования трудящихся. Этому противятся не только правительства всех штатов, но даже Общая конфедерация труда, объединяющая рабочую аристократию. В наст, время в США нет нигде обязательного страхования от б-ни. Федеральные законы страхуют в обязательном порядке всех гражданских служащих федерального правительства и округа Колумбии, капитанов дальнего плавания и портовых рабочих, а также и частных рабочих в федеральном округе (Колумбия). Почти всюду законы о вознаграждении не распространяются на домашних работников, земледельческих рабочих, случайных служащих (временных) и во многих штатах на предприятия, в к-рых работает меньше определенного законом числа рабочих. Почти всюду для получения вознаграждения требуется, чтобы несчастный случай произошел «во время и по причине работы», только в редких штатах «во время работы», независимо от причины. В некоторых штатах сюда отнесены и профессиональные болезни. Огромное большинство рабочих и служащих страхуют себя сами от несчастных случаев и от б-ни в частных предприятиях или обществах взаимопомощи. Если они перестают платить взносы, страховка автоматически прекращается, т. о. безработные фактически не застрахованы. Также не застрахованы дети до 18 лет и старики свыше 55 и 60 (их отказываются страховать), обычно не застрахованы и женщины. Хотя для каждого вида страхования обычно есть особые полисы, но за последние годы часто применяются комбинированные полисы. Страхование теперь обычно покрывает б-пь, несчастные случаи, потерю трудоспособности, смерть от б-ни или несчастного случая и все мед. расходы. Теперь сильно развивается тенденция осматривать рабочих перед приемом на работу, что интересно для предпринимателя. Социальное страхование абсолютно отсутствует. Противодействие соц. страхованию исходит от предпринимателей, страховых обществ (частных), рабочих профсоюзов и от врачей. Все они как-будто согласны, что соц. страхование необходимо, но «не желают, чтобы эта операция производилась государством», т. к. это увеличит налоги и т. к. государство не имеет права вмешиваться в отношения между работодателями и рабочими. Бюджет здравоохранения. В США нет единого бюджета здравоохранения, т. к. каждый штат имеет свой независимый бюджет, так же как и Федеральный департамент здравоохранения. Бюджеты каждого штата тоже не едины, т. к. в большинстве штатов у каждого графства свой независимый местный бюджет. Только иногда в нем значатся субсидии от штата. У каждого города также отдельные бюджеты здравоохранения. В 1923—24 г. сумма бюджетов здравоохранения всех штатов составляла 12 158 886 долл., в 1926 г. бюджет 48 штатов составлял 25 549 000 долл., в 1927 г.— 27 824 963 долл. Сумма всех расходов на здравоохранение, сосредоточенных в разных департаментах и в графствах, в 1928 году составляла 134 931 779 долл. В 1923—24 г. бюджет 72 городов с населением свыше 100 000 жит. в области здравоохранения составлял 20 979 717 долл. (в среднем по 47,1 цента на человека). За последние два года (1931—32) большинство штатов урезало бюджеты здравоохранения от 30% до 40%. Бюджет Федерального департамента здравоохранения был: с 1 июля 1926 по 30 июня 1927 г.—9 600 000 долл.; с 1 июля 1931 по 30 июня 1932 г.—15 126 892, 69 долл. В 1932/33 г. этот бюджет также сильно урезан. Сильно вырос за последние годы федеральный бюджет па содержание б-ниц, но Федеральный департамент должен лечить бесплатно моряков торгового флота и ветеранов войны. Самый большой материал по изучению затрат на здравоохранейие в США дают труды комиссии по изучению стоимости мед. помощи (Comittee on the Costs of Medical Саге). С 1928 по 1931 г. Комитетом были обследованы бюджеты 36 668 лиц. Вот данные этого обследования: т а б я. 15. Размеры дохода в год % лиц, не получающих никакой мед. помощи 46,6 42,2 3f,3 38,4 24,4 13,8 1200— 2 000ДОЛЛ........... 2 000— 3 000 » ........ 3 000— 5 000 » .......... 5 000—10 000 » .......... Иначе говоря, процент лиц, не могущих пользоваться услугами врачей, в США растет с уменьшением годового дохода и достигает почти половины для лиц с доходом ниже 1 200 долл. в год. Классовый характер мед. помощи в США ярко выявляется в этих данных. По данным того же комитета в 1929 г. населением США было затрачено 3 656 000 000 долл. на все виды мед. помощи, в среднем по 30 долл. в год на человека. Расходы на здравоохранение распределяются следующим образом (в тыс. долл.): вся сумма расходов составляет 3 656 000, из них 2 885 790 (79% общей суммы) платят сами б-ные,509 500 (14%)—правительство, 181710(5%)—филантропические учреждения и 79 000 (2%)—промышленность. В процентном отношении эти расходы распределяются так: на частнопрактикующих врачей—29,8%, па б-цы (частные и государственные)—23,4%, на зубных врачей—12,2%, сестер всякого рода—5,5%, мед. шарлатанов (легальных)—3,4%, общественное здравоохранение—3,3%, прочие виды расходов—4,2%. Лит.: A half century of public health, American Public Health Association, N. Y., 1921; Animal rep irt of the surgeon general < f the Public Health Service of United States, с 1920, Washington; Falk I., Rufu4s С. а. о., The costs о I medical care, Chicago, 1933; Lev en M., The incnmes of physicians, Chicago, 1933; Medical care f»r the American people, The University of Chicago Press, Chicago, 1932; Public health reports, US Treasury Department, Washingt n, с 1878; S c-h m e с k e b i e r L., The Public Health service, its hist :ry, activities, and organisation, Baltimore, 192 3; The Rockefeller Foundation, Annual reports, N. Y., с 1914.                                   А. Рубакин.
Смотрите также:
  • СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ. Определение С. т. неоднократно изменялось по мере развития гистологии в смысле все большего расширения этого понятия, и в настоящее время существует наряду друг с другом несколько определений, отражающих собой ...
  • СОЗНАНИЕ. В эмпирической психологии под С. понимается такая связь одновременных и сменяющих друг друга во времени псих, процессов, к-рая ведет к познанию действительности и регулированию взаимоотношений личности с окружающим миром ...
  • СОКРАТИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, специально диференцированные внутренние участки протоплазмы, изменение формы к-рых приводит к перемещению в пространстве, т. е. движению всего организма или его части. В наиболее при- ■IK ЭЛЕМЕНТЫ        ...
  • СОЛАНИН, гликоалкалоид, находящийся в различных видах пасленовых: в черном паслене (Solanum nigrum L.), в томатах (Solanum ly-copersicum L.), в сладко-горьком паслене (Solanum dulcamara L.), в картофеле (Solanum tuberosum L.), в ...
  • СОЛЕСТИН, дихлорметан, CH2C12, бесцветная, прозрачная жидкость, смешивающаяся со спиртом, эфиром и маслом, нерастворимая в воде, удельный вес 1,335, точка кипения 40°. Предложен для наркоза в комбинации с местной анестезией. В ...