ПЕДИАТРИЯ

ПЕДИАТРИЯ (от греческ. pais—мальчик, ребенок и iatreia—врачевание), учение о детских заболеваниях. Как отдельная специаль- ность П. является одной из самых младших мед. дисциплин, ведя свое начало с первой половины 19 века. Древняя медицина мало интересовалась детьми. Детская жизнь в то время ценилась чрезвычайно дешево, а нередко в определенных социальных условиях при ограниченности продуктов питания лишние дети являлись даже обузой, и узаконенное детоубийство существовало как бытовое явление у многих 'древних, даже сравнительно более культурных народов на протяжении ряда веков (законы Ликурга в Спарте). Поэтому у врачей эпохи Гиппократа, Галена и их учеников встречаются только случайные отрывочные описания тех или иных детских заболеваний или краткие наставления относительно вскармливания. Так например Цельс (1 век хр. э.) указывает, что детей следует лечить иначе, нежели взрослых. Только жизнь детей—наследников господствовавших классов представляла по тем временам известную ценность, и не случайно одним из первых руководств, спецально посвященных вскармливанию и уходу за ребенком является сочинение римского врача Сорануса (2 в. хр. эры), «врача знатных и богатых» по выражению одного из его современников. Средневековье, задержавшее на несколько столетий всякий прогресс научной мысли, ничего не могло дать и в области П. Дошедшие до нас небольшие руководства по детским болезням эпохи Возрождения—Багеллардо (Bagellar-do; Падуя), Метлингера (Metlinger; Аугсбург), Релантса (Roelants; Mecheln) (все три 15 в.), Меркуриали (Mercuriali; 16 в.)—представляют только повторения воззрений Галена и его учеников. Только с зарождением и развитием промышленного капитализма, предъявившего усиленный спрос на рабочие руки и на людской материал для численно возросших армий, начина'ет повышаться интерес врачей к жизни и здоровью ребенка. На основе успехов естествознания и медицины конца 17 и 18 вв. начинает развиваться и знакомство с детскими заболеваниями, носившее в то время характер чисто эмпирического наблюдения и изучения отдельных болезненных симптомов и выделения определенных клин, картин. Первой значительной педиатрической работой является исследование Глиссона «О рахите» (1650), который он рассматривал как конституциональную дискразию на почве пониженного тонуса спинномозговых нервов. К этому же времени (17 в.) относятся классические работы Сиденгама(8уйеппат)окори, скарлатине и коклюше, представлявшие однако не только педиатрический интерес, так как все заразные б-ни в то время поражали одинаково как детей, так и взрослых. Первое обстоятельное педиатрическое руководство, появившееся в середине 18 в. и переведенное спустя 40 лет на русский язык, принадлежит перу шведского врача Розен фон Розенштей-на. Наряду с целым рядом ошибочных взглядов оно дает и много ценных сведений, в особенности по вопросам вскармливания и ухода за ребенком. Несколько позже появились исследования немецкого врача Гуфеланда (Ни-feland) о золотухе (1785), Гофмана о наследственном сифилисе и ряд других. Настоящий расцвет П. начался только вскоре цосле Великой французской революции и всецело обязан трудам французских врачей. Франция того времени в экономическом и куль- турном отношениях являлась самой передовой из западноевропейских стран, причем интерес к здоровью подрастающего поколения еще усугублялся большой убылью мужского населения в результате наполеоновских войн и обнаруживавшейся уже к тому времени незначительной рождаемостью французского населения. Отрешившись от спекулятивного мышления и господствовавших в медицине конца 18 века натурфилософских и гуморальных воззрений, французская П. прочно стала на путь клин, изучения картины заболеваний и выяснения ее связи с пат.-анат. изменениями, находимыми на трупе. Результатом этого клин. направления явились ценные исследования Бийараи Byuno(BiIlard, Bouchut) о болезнях новорожденных и грудных детей; Бартеза и Рилье (Barthez, Rilliet) о tbc бронхиальных желез, ревматизме и его связи с эндокардитом; Бретонно и его ученика Труссо (Bretonneau, Trousseau) о дифтерии и крупе. Дифтерийная ангина была выделена ими в самостоятельную болезненную форму и впервые введена операция трахеотомии. Вышедшее в 1838-—43 гг. классическое руководство Бартеза и Рилье «Traite clinique et pratique des maladies des enfants» надолго стало настольной книгой педиатров. В 1847 г. вышло руководство первого русского педиатра Степана Хотовипкого иод названием «Педиатрика» (СПБ). Влияние французской школы (казалось и за пределами Франции, преодолев господствовавшие в то время в Германии заимствованные из Англии виталистические теории. Результатом явились многочисленные немецкие работы, посвященные изучению семиотики и клиники детских заболеваний: Беднара о болезнях новорожденных и грудных детей, Гейне о детском параличе, ряд работ венской школы Видергофера и его учеников, в том числе разработка пат.-анат. классификации жел.-киш. расстройств у детей, которой педиатры пользовались в течение более х/4 века. К этому же периоду относятся более поздние исследования Гохзингера о врожденном сифилисе и русские работы К. А. Раухфуса о гнойных воспалениях суставов у детей, о врожденных пороках сердца, о б-нях гортани у детей, о постройке детских б-ц и мн. др., Е, А. Покровского о физ. воспитании у разных народов и московского профессора Н. Ф. Филатова, из них главные: инфекционные болезни с описанием раннего признака кори (симптом Фи л атова-Коплика), выделением самостоятельной скарлатинозной краснухи и рядом исследований по дифтерии. Его оригинальная «Семиотика и диагностика детских болезней», вышедшая 1-м изданием в 1890 г. и переведенная на ряд иностранных языков, сохранила свое педагогическое значение и до сих пор (9-е изд., М.—Л., 1930 г). К концу 80-х гг. 19 в. намечается однако нек-рое разочарование в клин, и пат.-анат. направлении французской школы, поскольку оно не давало ответа на ряд важнейших вопросов этиологии и патогенеза детских заболеваний. 70—90-е гг. 19 в. были эпохой интенсивного развития германского капитализма и связанного с этим сильного изменения социально-экономических условий жизни населения. Рост больших городов, пролетаризация масс, вовлечение женщин в производство. сопровождавшееся в условиях буржуазной страны, при отсутствии гос. охраны бере- менной и кормящей женщины, заметным уменьшением грудного вскармливания и усиленной заболеваемостью*и смертностью грудных детей, обусловили новое направление научно-исследовательской мысли немецких педиатров. В первую очередь изучаются вопросы искусственного вскармливания и острые жел.-киш. заболевания детей раннего возраста. Успехи: же бактериологии конца 19 в. и одновременный расцвет хим. наук в Германии, обусловленный быстрым ростом ее хим. промышленности, определили на ближайшие годы и новые методы научного исследования: из клиники оно переходит преимущественно в лаборатории—бактериологическую и биохимическую. На ближайшие десятилетия вплоть до империалистской войны немецкая школа занимает ведущее место в П. Бактериологическая разработка вопросов инфекции, иммунитета, серотерапии, серовакцинации естественно находилась в руках бактериологов (работы Коха, Беринга, Ру и многих др.). П. широко использовала их для профилактики и лечения детских инфекций. Кроме того благодаря им полностью выяснилось значение асептики в деле безболезненного развития ребенка и соответственно значительно пополнились наши сведения по гигиене и уходу за ним. Практически это повело к полной реорганизации детских учреждений и б-ц—устройству изоляторов, боксов, комнат новорожденных в род. домах и т. п. Научная же разработка вопросов вскармливания потребовала предварительного изучения физиологии ребенка и. условий его роста и развития; этому посвящены работы Фирордта по физиологии детства г Гейбнера и Рубнера об энергетическом обмене,. Камерера о количестве пищи, русских педиатров—Гундобина и его учеников—об анатомо-физиол. особенностях детского возраста, Троицкого о росте, ван Путерена и Коровина по-физиологии пищеварения и ряд других. В-это же время (1886) Сокслет (Soxhlet) предложил свой метод стерилизации молока, что-не мало продвинуло практическую сторону искусственного вскармливания. Основоположником биохим. разработки вопросов искусственного вскармливания явился Бидерт, впервые выдвинувший вопрос о-значении чужеродных белков в этиологии: детских поносов. Его сменила бреславльская школа Черни, направившая изучение острых расстройств питания преимущественно в сторону исследования нормального и пат. обмена, а затем Финкельштейн и его ученики t занявшиеся выяснением роли отдельных ингредиентов пиши в пищеварительных процессах и их этиологич. значения при поносах. Взамен старого термина «желудочно-кишечные» заболевания вводится новое понятие— «расстройство питания», более полно характеризующее сущность происходящих при этом процессов. На основе полученных данных в отличие от старой пат.-анат. классификации Видергофера строятся новые — этиологическая (Czerny) и клинические (Финкельштейн, Лангштейн, Марфан), все однако несовершенные и не вполне удовлетворяющие практическим требованиям. Успешно разрабатывается методика диететического лечения расстройств питания; диететика грудного ребенка обогащается многочисленными новыми питательными и лечебными смесями во всевозможных видах и модификациях, сильно затрудняж практическому врачу возможность разобраться во всех этих нередко противоречивых предложениях. Не осталось без влияния на немецкую П. и быстрое развитие в Германии социалистических идей, заставившее врачей впервые обратить серьезное внимание на социальные факторы детских заболеваний (работы Мейнерта и Ричеля о зависимости детских поносов от жилищных условий). Наряду с инфекцией и расстройствами питания разрабатывается и ряд других проблем: вопросы детской конституции (артритизм—Комби, эк-•судативный диатез—Черни, лимфатический-— Пальтауфа, работы Маслова) и детского tbc (реакция Пирке, работы Гамбургера, русские работы Медовикова, Киселя и его учеников) , изучение рахита (Кассовиц, Шабай и друг.). Русская П. того времени вплоть до империалистской войны за исключением уже упомянутых работ Филатова почти всецело находилась под влиянием немецкой школы. Несмотря на все успехи П. конца 19 и начала 20 вв. основные вопросы, касающиеся приближения искусственного вскармливания к естественному, этиологии и патогенеза острых расстройств питания, сущности конституции, рахита и мн. др., остаются и по наст, время неразрешенными. В послевоенные годы замечается определенный застой в западноевропейской П.; новые пути не намечаются, крупных интересных работ не появляется. Многочисленные экспериментальные североамериканские работы в области специально П. лока тоже не дали особо ощутительных результатов. Советская П. после Октября пошла своим •самостоятельным путем. Полностью учитывая достижения зарубежной педиатрической мысли и активно участвуя в общей научной работе (работы Молчанова по патологии роста, Маслова и его учеников о пищеварительных -ферментах, Красногорского об условных рефлексах у детей, многочисленные работы Московского, Ленинградского и Харьковского ага-тов Охматмлада по вопросам вскармливания, расстройств питания, tbc, врожденного сифилиса и мн. др.), советская П. одновременно обратила свое преимущественное внимание на изучение организационной стороны дела охраны младенчества и детства и тесно связанных с этим вопросов гигиены и диететики, в особенности в условиях закрытых и полузакрытых учреждений,—вопросов коллективного питания, госпитализма, профилактики и др. В научной разработке всех этих вопросов деятельное участие наряду с клиниками и научными ин-тами принимают и рядовые врачи детских учреждений во всех концах Союза. Постепенно советская П. вплотную подходит и к вопросам педологии, и все яснее вырисовывается профиль советского педиатра, совмещающего в себе элементы детского врача-профилактика и педолога. Школы. До начала 19 в. детские заболевания не составляли предмета специального ' изучения. Заболевания новорожденных и самых маленьких детей находились в ведении ■акушеров, патология же старших детей не отделялась от патологии взрослых. Потребность ■в более детальном изучении особенностей детских заболеваний появиласьтолько с развитием научной П. в начале 19 в. и удовлетворить этой потребности могли только те немногие существовавшие в то время детские б-цы, во главе к-рых стояли авторитетные врачи, снискавшие себе известность в области детской медицины. Таким первым педиатрическим центром, сохранявшим свое педагогическое значение до 80-х гг. 19 в., стал парижский H6pital des enfants malades, куда в течение десятилетий стекались врачи всех национальностей для работы под руководством Герсо, Труссо, Роже, Бушю и др. (Guersaut, Roger, Bouchut) и где уже с 1862 г. Роже вел официальный курс детских б-ней. Другим таким центром вскоре (в 50-х гг.) стала б-ца св. Анны в Вене с Маутнером, а затем Майром (Мауг) во главе, а затем детское отделение ун-тетской больницы Charite в Берлине, руководимое с 1858 г. знаменитым Генохом (Henoch). Введение самостоятельного преподавания П. на медфаках долго встречало в Западной Европе (в особенности в Германии) упорное сопротивление со стороны косных профессорских коллегий. В Германии оно велось при внутренних клиниках и б.ч. только на амбулаторном материале. Первая самостоятельная кафедра детских б-ней была учреждена только в 1872 году в Берлине (Генох), но еще спустя 36 лет (в1906 г.) из 20 германских ун-тов таковые имелись только в 12. Во Франции первая кафедра детских б-ней была организована в 1879 г. при парижском медфаке (Parrot), а вслед затем вскоре и в провинциальных медфаках. В русских университетах преподавание П. было связано с акушерской клиникой. Даже ун-тетский устав 1884 г. не предусматривал отдельной педиатрич. кафедры и устанавливал общую кафедру акушерства, женских и детских б-ней. Тем не менее при Военно-медицинск. академии в Петербурге педиатрическая кафедра была открыта уже в 1874 г. (Быстров). В Москве же существовавшая с 1866 г. небольшая детская клиника (Тольский) до 1891 г. оставалась соединенной с акушерской и только с этого времени (Н. Ф. Филатов) была значительно расширена и получила самостоятельное помещение. Со смертью Н. Ф. Филатова в 1902 г. центрами педиатрического образования врачей в Москве надолго стали Ольгинская б-ца, а затем детская клиника Высших женских курсов, руководимые А. А. Киселем, а по грудному возрасту «Дом грудного ребенка», во главе к-рого стоял Г. Н. Сперанский. В 1887 г. педиатрическая кафедра была учреждена в Киеве, в 1892 г. в Харькове и Томске, в 19(0 г. при женском медицинском ин-те в Петербурге и в 1903 г. в Одессе. Казанский, Юрьевский и Варшавский медфаки еще в 1911 году не имели самостоятельной кафедры. С перенесением центра внимания педиатров в конце 19 в. на грудной возраст встал вопрос о специальном преподавании гигиены, диететики и патологии грудного ребенка. Первая самостоятельная кафедра «гигиены и клиники раннего детства» была открыта при Парижском медфаке в 1914 г. (Марфац). Второй появилась клиника проф. С. И. Федынского при медфаке 2 МГУ в 1924 г., просуществовавшая однако за смертью Федынского только три года и замененная отдельным доцентским курсом. Такие же самостоятельные доцентские курсы гигиены и патологии грудного ребенка вскоре были введены почти при всех педиатрических кафедрах Союза. В наст, время в СССР в связи с общей реформой мед. образования подверглось коренному преобразованию и преподавание П. В зави- симости от потребностей реконструктивного периода и массового вовлечения женщин в производство явилась нужда в большом количестве врачей-педиатров для обслуживания многочисленных вновь открывающихся детских учреждений. С целью успешнейшей подготовки таких кадров при нек-рых мед. ин-тах выделены специальные факультеты охраны материнства,младенчества и детства с 4-годич-ным курсом, специальной программой и дополнительным годом практического врачебного стажа. 4-й курс имеет 2 отделения—раннего и старшего детства, причем в программе последнего особенно видное место отведено педологии. Такие факультеты открыты в 1931 г. в Москве при 2-м Мед. ин-те, в Ленинграде, Харькове, Одессе и Томске и наряду с этим сохранены и самостоятельные педиатрические кафедры при лечебно-профилактических факультетах мед. ин-тов. Видную роль в деле педиатрического образования врачей играют в наст, время у нас в СССР Научные ин-тыохмат-млада в Москве (1925), Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе. Такие же институты в последнее время организованы и еще организуются в ряде союзных республик и областей: в Баку, Ташкенте, Минске, Ростове н/Д., Областной ин-т в Москве и др. Такую же роль играют и институты ОЗДиП. В этих институтах наряду с научно-исследовательской и организационной Деятельностью ведется педагогическая работа с различными категориями врачей: специализация молодых врачей, переквалификация и усовершенствование работников с" мест, подготовка молодых врачей (аспирантов) к научно-исследовательской и педагогической работе. Общества, съезды. Необходимый для прогресса науки живой обмен мнений осуществляется в многочисленных педиатрических обществах, существующих почти во всех б. или м. крупных научных центрах, и при посредстве специальной текущей литературы. Первое самостоятельное об-во детских врачей (в Берлине) существует с 1883 г.; в том же году была организована отдельная педиатрическая секция при Германском об-ве естествоиспытателей и врачей, ежегодно собирающихся на съезд. В России первое об-во детских врачей было основано в б. Петербурге в 1885 г. (в Москве в 1892 г.); до этого несколько лет под руководством Н. Ф. Филатова неофициально существовал кружок детских врачей. Американские педиатры объединились в 1888 г., парижские только в 1899 г., Лондонские в 19U0 г. На всемирных мед. конгрессах имелась самостоятельная педиатрическая секция. Специальный педиатрический всемирный конгресс состоялся впервые в Париже в 1912 г. Второй—в Стокгольме в 1930 г. В России первый съезд детских врачей был созван f в тогдашнем Петербурге в 1912 г.; 2-й состоялся в Москве уже после Революции весной 1923 г. и прошел с необычайным подъемом; 3-й—в Ленинграде в 1925 г. "и 4-й в Москве в 1927 г. Программными вопросами ближайшего съезда являются острые расстройства питания, воспаления легких и организационные вопросы охраны младенчества и детства. Текущая педиатрическая литература чрезвычайно обширна на всех языках. Первым журналом, специально посвященным П., явились «Analekten iiber Kinderkrankheiten»,H3fla-вавшиеся в Штутгарте (Германия) с 1834 по 1837 г. С 1843 г. начал выходить «Journal fur Kinderkrankheiten», существовавший до 1872 г. В 1857 г. Майр в Вене основал «Jahrbuch fur Kinderheilkunde», выходящий (в Берлине) до сих пор. В России первым педиатрическим журналом была «Детская медицина», издававшаяся в Москве Л. П. Александровым при ближайшем участии Н. Ф. Филатова с 1896 по 1905 г. Ее сменила «Педиатрия», выходившая в Петербурге под редакцией Соколова с 1911 по 1914 г. и возобновившаяся в Москве в 1924 году под редакцией Молчанова и Радина. В 1914 г. в Москве под редакцией Г. Н. Сперанского вышли «Материалы по изучению грудного возраста». С 1922 года в Москве начал выходить под его же редакцией «Журнал по изучению раннего детского возраста». В Ленинграде—с 1929 г. выходят «Вопросы педиатрии, педологии и охраны материнства и детства» под редакцией Ю. А. Менделевой. Из немецких журналов в наст, время наиболее популярны, кроме упомянутого Jahr-buch'a, «Archiv f. Kinderheilkunde», основанный в 1880 г. Багинским и Монти, «Monats-schrift f. Kinderheilkunde» (с 1902 г.) и «Zeit-schrift f. Kinderh.»(c 1906 г.). Кроме того с 1908 г. выходят содержащие отдельные монографии «Ergebnisse i. innere Medizin u. Kinderheilkunde». Из французских журналов наибольшим распространением пользуются «Archives de medecine des enfants» (с 1898 г.), «Le nourrisson» (ред. Марфан) с 1913 г. и «Bulletin de la Societe de pediatrie» (Париж); на английском—«Amer. journal of children's diseases», издающийся с 1911 г. в Чикаго, «Arch. of pediatrics» и «The British journal of children's diseases» в Лондоне. В Италии—«La pe-diatria». Реферативная сводка всей текущей педиатрической литературы дается в немецком «Centralblatt fur diegesamte Kinderheilk.»,сме-нившемв 1914 г. выходивший с 1911 г. реферативный «Zeitschrjf. Kinderheilk.», а исчерпывающим библиографическим указателем ее является с 1911 г. выходящая ежегодно «Bibliographic d. gesamten Kinderheilk.» Путцига, первые годы редактировавшаяся Бардтом. Лит.: История.—Б ы с г р о в Н., Краткий очерк истории клиники детских болезней Военно-медицинской академии, СПБ, 1898; Маслов М., Обзор научной деятельности клиники детских болезней (глава в книге—Военно - медицинской академии, Научно - исследовательская деятельность 1918—28, М., 1929); Соколов Ф., К истории русской педиатрии, Педиатрия, 1911, № 1—2; Bakay'j., Die Geschichte der Kinderheilkunde, В., 1922; G ar r i s о n F., History of pediatrics (Abt's Pediatrics, v. I, p. 1—170, Philadelphia, 1923): J а с о b i A.., The history of pediatrics, Archives of pediatrics, v. XXI, 1904; R u h г а с h J., Pediatrics of the past (без города), 1925; Skill &., History of pediatrics, N.-Y., 1931. Руководства и справочные издания.—Б е л о у с о в В., Профилактика и терапия детских болезней, Харьков, 1930; Венерические болезни у детей, под ред. В. Броннера, М., 1930; Г у н д о б и и Н., Общая и частная терапия болезней детского возраста, СПБ, 1900; он же, Особенности детского возраста, СПБ, 1900 (2-е нем. изд., В., 1921); Г у р е в и ч М., Психопатология детского возраста, 2-е изд., М., 1932; Даниле-в и ч М., Профилактика детских инфекций, М.—Л., 1931; он же, Заразные болезни у детей, М.—Л., 1930; ЗаблоцкийМ., Руководство по лечению болезней детского возраста, П., 1917; он ж е, Диэтическое и лекарственное лечение детей,М., 1929,-ИогихесМ., Органические заболевания нервной системы у детей, М.—Л., 1931; Карницкий А., Развитие ребенка и особенности его возрастов, ч. 1, Баку, 1927; Колтыпин А., Детские инфекционные болезни, М.—Л., 1928; Л у ст Ф., Детские болезни, Л., 1930; М айзельИ.иСим-с о н Т., Нервные и психические заболевания раннего детского возраста, М., 1928; Маслов М., Основы учения о ребенке, т. I—II, Л.—М., 1930—'2; Медовиков П., Физиология, патология и терапия детского возраста, П.,1921; онше, Профилактика детских б о- лезней, М.—Л., 1928; Моргулис М., Органические заболевания нервной системы у детей, М.—Л., 1931; Троицкий И., Учение о детских болезнях, Харьков, 1908; Феер Е., Руководство по детским б-ням,М.— Л., 1932; Филатов Н., Клинические лекции, 4-е изд., М., 1900—1902; о н щ е, Лекции об острых инфекционных болезнях у детей, 6-е изд., М., 1908; он же, Краткий учебник детских болезней, 13-е изд., М.—П., 1923; о н ж е, Семиотика и диагностика детских болезней, 9-е изд., М.—П., 1924; Abt J., Pediatrics, v. I— VІI, Philadelphia, 1923—26; Baginsky A., Lehrbuch der Kinderlieilkunde, В., 1882 (последи, рус. изд.—-СПБ,1899); "Bendix В., Lehrbuch der Kinderheilkunde, 8. Aufl., В.—Wien, 1923; В i r k W., Kinderkrankheiten, Bonn, 1922 (рус. изд.—ч.1—2, Л., 1927—30); С от by J., Traitedemaladie de l'enfance, P., 1920; Feer E., Diagno-stik der Kinderkrankheiten, В., 1924 (рус. изд.—M.—Л., 1930); G б р р е г t F., Die Nasen-, Rachen- und Ohren-krankheiten des Kindes in der taglichen Praxis, В., 1914; Handbuch des allgemeinen Pathologie und der patholo-gischen Anatomie des Kindesalters, hrsg. v. H. Briining und E. Schwalbe, B. I—II, Wiesbaden, 1912—14 (лит.); Handbuch der Anatomie des Kindes, hrsg. v. K. Peter, G. Wetzel u. F. Heiderich, B. I—II, Munchen, 1927—28; Handbuch der Kinderheilkunde, hrsg. v. M. Pfaundler u. A. Schlossmann, 4 Aufl., B. I—IV, В., с 1931 (лит.); H eu b n ег О., Lehrbuch der Kinderheilkunde, Lpz., 1903 (рус. изд.—M., 1908); Hutchison R., Lectures on diseases of children, L., 1904; Hutinel V., Les maladies desenfants, P.,1909; KassowitzM.,Prak-tische Kinderheilkunde,В., 1910; Koplik H., The diseases of infancy and childhood, N.-Y., 1906; Lehrbuch der Kinderheilkunde, hrsg. v. E. Feer, Jena, 1922; Les maladies des enfants, sous la dir. de V. Hutinel, v. I—V, P., 1909; Meyer M., Die Hals-, Nasen-, Ohrenkrank-heiten des Kindes, B. I—II, В., 1930; Nobecourt P., Precis de medecine des enfants, 5-e ed., P., 1925 (рус. изд.—M.—Л., 1928); он же, Clinique medicale des enfants, v. I—VІI, P., 1925—31; Nobecourt P. etSchreider G., Hygiene sociale de l'enfance, P., 1921 (рус. изд.—Харьков, 1925, M., 1926); Traite des maladies de l'enfance, sous la dir. de J. Comby, J. Grancher et A. Marfan, P., 1903—05; Weill E. et Mouri-quand &., Precis de medecine infantile, P., 1928. Библиография.-—Б агашева А., Указатель русской педиатрической литературы за 1930 г., Охрана здоровья детей и подростков, т. I, 1931; Игнатьев В., Обзор русской педиатрической литературы за 1883, 1884,   1885 гг., Мед. обозр., т. XXI, 1884, т. XXIII, 1885, т. XXVІ, 1886; СарыловаК., Указатель литературы по педиатрии за 1925—29,Педиатрия,т. X—XIII, 1926—30; Zentralblatt fur die gesamte Kinderheilkunde, Berlin, с 1896. Периодические издания.—Вопросы педиатрии, педологии и охраны материнства и детства, Л., с 1929; Детская медицина, М., 1896—1905; Журнал детских болезней, Л., 1925; Журнал по изучению раннего детского возраста, М., с 1922 (с1932 подназванием—«Журнал по раннему детскому возрасту»); Охрана здоровья детей и подростков, М., с 1931 (продолжение «Педиатрии»); Педиатрия, СПБ, 1911—1914, М., 1924—1930; Труды об-ва детских врачей, состоящего при Московском университете, М., 1893—1916; American journal of diseases of children, Chicago, с 1911; Archives de medecine des enfants, P., с 1898; British journal of children's diseases, L., с 1904; Bulletin de la Societe de pediatrie de Paris, P., с 1899; Ergebnisse der inneren Medizin u. Kinderheilkunde, В., с 1908 (монографические обзоры отдельных вопросов с исчерпывающей лит.); Jahrbuc.h f. Kinderheilkunde u. physische Erziehung, Wien—В., с 1857; La pediatria, Napoli, с 1893; Monatsschrift f. Kinderheilkunde, Lpz., с 1902; Zeitschrift f. Kinderheilkunde, В., с 1910.                                               P. Лунц,
Смотрите также:
  • ПЕДОГАМИЯ (от греч. pais—ребенок, дитя и gamos—брак), один из типов полового процесса, наблюдаемых у Protozoa. Термином П. обозначается половой процесс между двумя сестринскими клетками, получающимися посредством деления одного материнского организма (см. ...
  • ПЕДОЛОГИЯ, наука о растущем и развивающемся ребенке и подростке, изучающая за- кономерности развития в определенной социально-исторической классовой среде. Некоторые авторы считают первым провозвестником педологических идей Тидемана, написавшего в 1787 г. ...
  • ПЕК, называемый иногда также каменноугольной смолой, является конечным продуктом разгонки каменноугольного дегтя. Пек находит весьма обширное и разнообразное применение как в неизмененном виде (создание непроницаемых для воды или кислот поверхностей ...
  • ПЕКТИНОВЫЕ ВЕЩЕСТВА, растительные слизи, содержащиеся в соках, плодах (яблоки содержат 1% П. в., лимоны 1,95%), сочных корневищах (в свекле более 25%). Открыты в 1825 г. Браконно (Braconnot). Получили применение в пищевой ...
  • ПЕЛЛАГРА (от итал. pelle кожа и agra шершавая), б. ч. хронически протекающая б-нь с проявлениями со стороны кожи, жел.-киш. тракта и психики (классическая триаДа трех «Д»: дерматит, диарея и деменция); имеет ...