ИНСТИНКТЫ

ИНСТИНКТЫ (лат. i nsti nctum от i nsti ngue-re, instigare—побуждать), понятие, служащее для обозначения нек-рых типов поведения животных и человека, до сих пор еще не имеющее единого толкования. Вообще говоря, инстинктом называют обычно сумму биологических реакций, наследственных, имеющих. существенно важное жизненное значение для особи или рода, причем однако конечная цель означенных действий не является объектом ясного сознания .(постройка гнезда, преследование добычи, защитные движения и т. д.). I. Историческое значение вопроса об И. История учения об И. животных и человека есть в то же время история психологии и пункт наиболее тесного контакта психологии с естествознанием (Ziegler). Вопрос, имеют ли животные разум, подобный человеческому, или же обходятся при помощи И., с неослабным интересом обсуждается со времен Платона. Пифагор, как известно, не различал еще душевных способностей животных от таковых же человека и в связи с этим допускал даже переселение души из тела животных в тело человека. Аристотель, защищая права человеческого разума, дал довольно полную, но весьма искусственную схему, согласно к-рой душа разделяется на чувствующую (свойственную и животным) и разумную (принадлежность свободного человека) и еще ряд других «душ» (питающую, движущую). Стоики, введшие в лексикон психологии самое слово И., хотели им обозначить, что животные иногда в своих проявлениях чувственной разумности обнаруживают такое высокое совершенство, что кажутся даже стоящими выше человека. Заметим, что А. Бергсон (Bergson) пытается в наши дни поставить инстинктивные способности выше разумных способностей на том основании, что якобы И. никогда не ошибается. В средние века учение о таинственной целесообразности И.животных служило одним из источников всякого рода верований. Даже домашние животные (кошка, собака), сделавшись эмблемой дьявола, сжигались нередко на кострах вместе с их хозяевами, «колдунами», во славу инквизиции. Фома Аквинский приписывал животным только способность к чувственному влечению, но отрицал у них ум и свободную волю. На границе нового времени Декарт, не без влияния классического учения об И., провозгласил животных «непричастными духовной субстанции» и следовательно автоматами, причем указал на главный механизм действия нервного автомата—рефлекс. Это утверждение имело несомненное положит. следствие, т. к. было допустимо изучать «автоматы» общими для всех естественных наук способами, что и было сделано трудами Галлера, Белла (Haller, Bell) и др. Ч. Дарвин связал учение об И. с явлениями эмоций («выражением душевных движений»). Он дал образцы глубокого анализа нек-рых И. и тем проложил путь к экспериментальному изучению И. Хотя Дарвин и не дал нигде законченного определения И., но считал доказанным, что инстинктивные действия по своему механизму подобны привычным. Спенсер считал инстинктивные действия сложными рефлексами, к-рые отличаются от обычных рефлексов лишь в том отношении, что в И. вслед за комбинацией раздражений следует комбинация движений. Карл Маркс в следующих словах охарактеризовал различие между деятельностью общественно живущих животных (пчел), «индустрией» пауков и деятельностью человека: «Паук совершает операцию, напоминающую операцию ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет нек-рых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что прежде, чем построить ячейку из воска, он построил ее в своей голове». II. Биологическое значение и происхождение И. Приведенные выше толкования И. состоят из различных комбинаций нескольких бесспорно биолог, компонентов или понятий. Авторами отмечаются 1) сложность И. как актов поведения, 2) постоянство (косность) проявлении И., 3) безличность И., 4) безошибочность И.,5) строго наследственный характер И. К этим прибавляются еще следующие компоненты более спорного характера: а) бессознательность, б) целесообразность И. По существу только одна из этих характеристик (сложность И.) не встречает возражений с современной биол. точки зрения, хотя она и не исчерпывает всего содержания. Не кто иной как Ч. Дарвин показал, что И. способны изменяться под влиянием тех же факторов, что и черты строения тела, т. е. под влиянием факторов борьбы за существование, естественного и искусственного отбора, и что для этого, так же как для возникновения всяких новых черт строения, требуются большие периоды времени (пример—анализ И. домашних млекопитающих и птиц по сравнению с дикими видами). Исследования перелетов птиц показывают, что путь перелета птиц не представляет одной линии, но широкий «фронт», иногда в 300—400 км, и что в пределах этого фронта возможна широкая индивидуализация проявления данного И. (сравнение крайних вариантов). То же касается и времени отправления птиц в путь (Дерюгин). Кроме того доказано, что старые птицы легче переносят перелет (влияние индивидуального опыта). Огромной заслугой Ч. Дарвина является обнаружение большого числа явно небезошибочных И. [движения зарывания остатков пищи домашними собаками на гладком полу комнаты, продолжение раз начатых инстинктивных действий (несмотря на то, что изменение ситуации лишило эти действия всякого значения для животного), явления лактации у неоплодо-творенных сук (наблюдения Л. Шимке-вич) и пр.]. Нельзя не согласиться с тем, что И. суть наследственные (видовые) действия; но уже приведенных выше соображений достаточно, чтобы убедиться в способности И. к значительному совершенствованию в ряде поколений. Уже широкие колебания в отношении проявления различных И. (напр. полового И. у людей различных рас под различными широтами) говорят о чрезвычайной пестроте наследственного поведения. Это особенно подтверждается опытами с воздействием на И. путем изменения внутренней секреции животного, а также наблюдениями над животными в естественном состоянии (напр. сравнение И. амблистомы, не обладающей половыми И., и ее личиноч- ного стадия, аксолотля, который этими И. обладает в полной мере). Что касается бессознательности и целесообразности И., то эти «определения», употребляемые к тому же в метафизическом смысле, меньше всего помогают разобраться в природе И., а скорее мешают установлению правильного взгляда на него: так, бессознательность есть чисто отрицательное определение; оно требует установления, что такое сознание животного; все попытки, произведенные в этом отношении, оказались неудачными. Целесообразность есть еще более спорная черта инстинкта, чем сознательность (см. Витализм). Целесообразность многих И. опровергнута целым рядом наблюдений Дарвина и опытов его последователей. Некоторые авторы, идя по стопам Ламарка (Вундт, Семон), описывают И. как закрепленную в потомстве привычку («инстинкт—память вида»). Однако с этим определением также нельзя согласиться. Ч. Дарвин показал, насколько в методич. отношении важно отличать действия, зависящие от самого устройства нервной системы (собственно И.), от полезных ассоциированных привычек. Данные последнего времени (см. ниже) показывают, что вторые (привычки) как бы наслаиваются, надстраиваются над первыми, т. е. инстинктивными действиями, иногда видоизменяют их до неузнаваемости, но никогда не заменяют И., а тем более не становятся сами инстинктом. Т. о. определение И. как закрепленной в потомстве привычки ведет лишь к путанице психологических и биол. понятий и в то же время ничего не дает в методическом отношении. III. Анатомическая база и механизм действия И. Из всего сказанного явствует, что прежнее учение об И. как о самостоятельной до-псих, функции отжило свой век; оно никого уже не удовлетворяет. Для того, чтобы усвоить современное понятие об И. как об основной и в то же самое время- о сложнейшей форме поведения животных, необходимо ознакомиться со следующими понятиями анат.-физиол. характера, многие из к-рых небыли известны авторам 19 в. и даже начала 20 в. А. Понятие о нервном возбуждении и проведении в современном их аспекте (опыты Леба, Лазарева, Кольцова). Б. Понятие о нервном центре как о сложной системе связей в мозгу, спинном и головном, в частности в подкорковых центрах (работы И. П. Павлова о пищевом центре). В. Понятие о деятельности симпат. нервной системы.Г. Понятие о взаимном торможении и координации рефлексов; принцип общего поля и интегративные функции нервной системы в смысле Шеррингтона. Д. Понятие о рефлексах положения и движения (стато-кинетических) в духе Магнуса и его школы. Е. Понятие о взаимодействии условных и безусловных рефлексов, в частности цепных (см. ниже).—Классический опыт с собакой Гольца, повторенный Зеленым, показывает, что проявления основных И. наблюдаются и у животного, лишенного самого верхнего (переднего) участка центральной нервной системы (коры больших полушарий). У этой собаки все проявления И. (голодные и пр. движения) значительно, ярче выражены, особенно—что касается пе- риодичности их наступления. Кроме того взрослая собака без полушарий играет, т. е. обнаруживает ряд движений, какие производят б. ч. молодые животные при общении между собой. При этом она реагирует на внешние раздражения оскаливанием зубов и взъерошиванием шерсти («выразительные движения» в смысле Дарвина). Опытами Магнуса и его школы доказан цепной характер сложных рефлексов, в частности разложена на свои составные части (звенья) цепь тех рефлексов, из к-рых состоят движения кошки, брошенной с высоты. Ряд таких движений позволяет животному роковым образом («инстинктивно») падать на ноги. Цепь рефлексов начинается при этом с раздражения рецепторного аппарата ушного лабиринта, причем, сигналы отсюда идут в продолговатый мозг и рефлекторно отражаются на изменении тонуса шейной мускулатуры (первое звено). От сократившихся на определенную величину мышц шеи исходят строго определенные в опыте раздражения, к-рые достигают ряда нервных клеток, расположенных в другой части нервной системы (в четверохолмии). Отсюда раздражение опять же путем рефлекса перебрасывается на мышцы передних конечностей туловища, благодаря чему последние устанавливаются в нормальное положение к горизонту (второе звено). При этом сократившиеся до известной степени мышцы передней половины туловища посылают свои сигналы через ряд центров спинного мозга к мышцам задних конечностей, к-рые тотчас вслед за этим также устанавливаются в нормальное положение, что обычно происходит уже к концу полета-прыжка (третье звено сложного врожденного рефлекса). У нек-рых животных, живущих на деревьях (напр. белки-летяги) и пользующихся этим способом передвижения как обычным, сюда присоединяется еще четвертое звено—движения хвоста, который служит для изменения направления движения в воздухе. У птиц все эти звенья достигают наивысшей координированности, не теряя своего физиол. (рефлекторного) характера. Согласно взглядам современной физиолог. школы все без исключения акты, составляющие так сказать основной фонд поведения животного, начиная от сравнительно простых (напр. движений мигательных, кашлевых и дыхательных), переходя к более сложным движениям (напр. к движениям матки и брюшного пресса при изгнании плода, к сокращениям и расслаблениям мышечной стенки кровеносных сосудов, лежащим в основании механизма теплоотдачи) и кончая сложными координациями, имеющими место во время защиты и при нападении, при овладении самкой, при постройке гнезда и при кормлении потомства у птиц и у млекопитающих,—все это—сложные врожденные реакции, строящиеся по типу указанного цепного рефлекса со множеством звеньев.— На основании совокупности всех указанных данных следует назвать И. те сложные врожденные (безусловные) координации или рефлексы животных, строго закономерные и притом имеющие цепной характер, которые обеспечивают организму приспособление к окружающей его среде на весьма широком радиусе. Такие цепи рефлексов или координации находятся в тесной зависимости от анатом, устройства нервной системы (в том числе симпатической) и от изменений внутреннего химизма всего тела. Т. к. нек-рые из этих звеньев (напр. химические) протекают в организме скрыто и не всегда могут быть обнаружены существующими методами исследования, могло возникнуть и укрепиться учение о «таинственной силе» и внутренней целесообразности И. Поскольку конечный путь (органы движения и секреции) у большинства И. общий («общее поле» в смысле Шеррингтона), происходит постоянная борьба И., лежащая в основе периодического характера большинства инстинктов. IV. Физиологическая природа И. вытекает из сказанного о биол. природе И. (наблюдения Дарвина над «выражением ощущений») и анатом, базисе И. Если И. есть не метафизич. «влечение», а результат эволюции вида, то его должно рассматривать как совокупность рефлексов различной сложности. Учение об условных, приобретенных слюнных рефлексах И. П. Павлова дает богатый материал для того, чтобы судить, какие связи в нервной системе животного приобретаются и какие имеются в готовом от рождения виде. (См. Головной мозг—методы изучения.) Главнейшие из тех выводов относительно безусловных рефлексов, или П., к к-рым физиология высшей нервной деятельности пришла параллельно с эксперимент. разработкой учения о высшей нервной деятельности, следующие. 1. Безусловные рефлексы, или И., можно противопоставлять друг другу (напр. пищевой — половому). При этом благодаря нервной индукции тормозится тот из указанных рефлексов, к-рый в этот момент физиологически слабее заряжен. Взаимное торможение И. является временным («доминанта» Ухтомского). Победа какого-либо безусловного рефлекса ведет к временному торможению всех условных рефлексов, построенных на основе данного И. 2. Безусловные рефлексы могут быть связаны между собой путем механизма временной связи («замыкание»). Так, защитную реакцию, или рефлекс на прижигание кожи электрич. током оказалось возможным связать с пищевым рефлексом. Очень легко переключить пищевое раздражение на половой центр. Переключение, ведущее к образованию таких «цепей рефлексов», определяется индивидуальностью животного, относительной силой центров и состоянием их в данный момент; более слабый раздражитель (в данном случае болевой) принимает на себя роль «условного» по отношению к пищевому (экспериментальное опровержение постоянства проявлений И.). 3. Главнейшие мозговые центры, связанные с проявлением того или иного И., можно заряжать с помощью соответствующ. условных раздражителей, как мы заряжаем свой пищевой центр небольшими, но сильно действующими порциями еды. 4. В некоторых случаях условные, прочно выработанные рефлексы способны затормаживать проявление безусловного, врожденного рефлекса, или И. (Фролов). 5. Проявления И. находятся в зависимости от фнкц. типа нервной системы животного, что также служит к оп- ровержению прежнего учения о безличности И. 6. Более значительная зарядка цент-^ ра тех или иных инстинктивных движений сопровождается значительной иррадиацией раздражения по всей нервной системе, включая и симпат. систему, ближайшим образом также связанную с внутренней секрецией (опыты Cannon?a и Орбели). 7. Существует ряд сложных рефлексов, стоящих на границе врожденных и приобретенных, например ориентировочный рефлекс. V. Современные методы исследования И. вытекают в свою очередь из физиол. их определения и, как все естественнонаучные методы, опираются на наблюдение или эксперимент. Последняя форма более желательна, но не всегда осуществима. В зависимости от применяемых способов фиксации результатов методы могут быть разделены на числовые, словесные, фотографические и кинематографические (особенно охотно применяются в последнее время). По направлениям, в к-рых развертывается исследование И., различают: 1. Онтогенетическое направление (исследование И. молодых животных в природных условиях или в неволе). 2. Филогенетическое направление (наблюдение И. в ряде сменяющихся поколений). 3. Статистическое исследование, позволяющее установить нек-рые законы проявления И., в частности среди человеческой массы (напр. среднее время наступления половой зрелости, связанной с определенными проявлениями полового И.). 4. Клин, исследование И., широко практикуемое в наст. время; накоплено большое число наблюдений, позволяющих трактовать нек-рые формы заболеваний как результат «раскрепощения» филогенетически более старых координации, или И. (Kretschmer). VІ. Классификация И., к-рой раньше придавали большое значение, вряд ли может быть в наст, время вполне выдержанной. Помехой этому являются указанные выше взаимодействия И. друг с другом и их «обрастание» условными рефлексами, начиная с очень раннего возраста. Все же можно разбить все проявления врожденного поведения на две большие группы: а) И., связанные с сохранением жизни индивидуума («самооборонительный» и пищевой), б) И., связанные с сохранением вида (половой, устройства гнезда у птиц, логова у млекопитающих, а также все виды ухода за потомством). У многих естествоиспытателей, психологов и врачей имеется тенденция причислять к И. (т. е. врожденным рефлексам) также и соц. формы поведения («социальный» И.). Однако марксистский анализ явлений соц. жизни не дает никаких оснований к такому утверждению. С фивиол. точки зрения корни соц. жизни следует искать не в каком-то особом безусловном рефлексе, а скорее во всех указанных рефлексах (половом, пищевом и самооборонительном). Явления соц. жизни и история развития человеческого общества особенно тесно связаны с условными рефлексами, возникающими и укрепляющимися в процессе пользования т. н. орудиями производства. Все виды сложных рефлексов, или И., могут подавлять друг друга, сменять друг друга, а также складывать- ся в цепи. По своим внешним проявлениям инстинкты разделяются на активные, связанные с возбуждением деятельности ряда нервных центров и соответствующих им мышц (иррадиация возбуждения), и пассивные, связанные повидимому с выключением ряда центров—с иррадиацией торможения (рефлексы притаивания и «мнимой смерти» у животных). VII.  Современные проблемы изучения И. Хотя некоторые авторы считают необходимым вовсе упразднить термин И., однако правильнее было бы все же оставить его как наиболее краткое обозначение вполне определенных действий животных, но вложить в него строгое естественнонаучное содержание, как это сделано выше. Не следует думать, что с установлением указанного выше подхода к инстинктивной деятельности вся проблема, И. становится решенной; но все же благодаря новому взгляду самая постановка проблемы упорядочивается, и частные проблемы инстинкта становятся в ряд с другими естественнонаучными проблемами. Предстоит еще экспериментально выяснить: 1. Может ли условный рефлекс, при повторении его в поколениях в сочетании с каким-либо безусловным, сделаться возбудителем реакции при первом его применении (существует ли наследственность приобретенных фнкц. изменений). Современная генетика отвечает на это отрицательно. Однако этот отрицательный вывод базируется гл. обр. на исследованиях передачи морфолог. признаков. Здесь же мы имеем дело с функцией «передового» органа (центральной нервной системы), к-рая наиболее чутка ко всем переменам внешней среды. До экспериментальной проверки вопроса следует воздержаться от окончательного суждения. 2.   В каком соотношении находится функция, осуществляемая данной группой нервных клеток, к форме клеток и их внутреннему строению. Сюда относятся все вопросы фнкц. архитектоники (О. и С. Vogt). Вопрос еще ждет своего решения. Методы микрур-гии могут оказать здесь большую помощь. 3. В каком отношении находится химия гормонов к химии важнейших нервных центров, регулирующих инстинктивное поведение. Из установления этих соотношений должно взять свое истинное начало учение о биол. основах индивидуальности, пока едва намеченное (W. и Е. Jaensch, Белов). 4. В каком соотношении находится соц. среда как совокупность наиболее сложных и заведомо условных раздражителей с регуляторами Й. как врожденных форм нашего поведения. Ясно, что социальная среда благодаря возникновению орудий производства видоизменяет И., но в какой степени—этот вопрос еще ждет более глубокого анализа на экспериментальной основе. VIII.  Практическое значение И. для педагогики, клиники и нек-рых соц.-экономических дисциплин несомненно очень велико. Педология, особенно—более раннего детства, немыслима без учета И., знание к-рых составляет напр. основу учения о т. н. трудном детстве. Никакие общественно-полезные навыки не могут быть планомерно закреплены, если не учитывать силы и со- отношения отдельных И. в данный момент. Клиника, особенно—нервных б-ней, из правильного определения И. черпает очень многие и ценные предпосылки для диагностики и терапии (Аствацатуров). Паркинсонизм и др. формы заболеваний связаны с расстройством сравнительно более элементарных И.—перемещения тела в пространстве. Благодаря физиологическому анализу явлений торможения и переключения инстинктов открывается путь к уразумению механизма образования так назыв. комплексов, связанных с различными безусловными рефлексами, причем половой инстинкт лишается того исключительного положения, которое ему присвоено Фрейдом. Лит.: Вагнер В., Биопсихология, П., 1923; В у н дт В., Лекции о душе человека и животных, СПБ, 1894; Дарвин Ч., О выражении ощущений у человека и животных, СПБ, 1872; Дерюгин К., Перелет птиц по новым данным, П., 1924: К е н н о н В., Физиология эмоций, Л., 1957: Л е б Ж., Вынужденные движения, тропизмы и поведение животных, М., 1924; Морган Л., Привычка и инстинкт, СПБ, 1899; Павлов И., Двадцатилетний опыт изучения высшей нервной деятельности животных, М.—Л., 1925; он же, Лек7 ции о работе больших полушарий головного мозга, М.—Л.,1927; У о т с о н Б., Психология как наука а поведении,М.—Л., 1926; Фабр Ж., Инстинкт и нервы насекомых, СПБ, 1898; Форель А., Мозг и душа, СПБ, 1908; Фролов Ю., Физиологическая природа инстинкта, Л., 1925; Циглер Э., Инстинкт, П., 1914; Sberrington С, The integrative action of the nervous system, N. Y., 1920.         H>, Фролов.
Смотрите также:
  • ИНСТИТУТЫ научно-исследовательские, учреждения, занятые специальной разработкой научных проблем и ведущие научные изыскания и исследования в соответствующих областях. Задачей научно-исследоват. И. является объединение научн. сил вокруг определенных проблем, лежащих в области одной ...
  • ИНСУЛИН (от лат. insula—остров), представляет собой продукт внутренней секреции поджелудочной железы. Свое название он получил от островков Лангерганса, которые считаются местом его образования. Впервые выделен в 1922 г. Бентингом, Вестом и ...
  • ИНСУЛЬТ (от лат. insultare — вскакивать), термин, принятый для обозначения внезапного наступления заболевания при явлениях общего нарушения мозговой деятельности как в форме разлитого угнетения ее (потеря сознания, полная адинамия), так и ...
  • INSUFFICIENTIA (от лат. sufficere— быть достаточным), недостаточность, термин, прилагаемый чаще всего к случаям поражения сердечных клапанов, с характером дефекта последних на почве острого или хрон. воспаления эндокарда и с последующей невозможностью ...
  • ИНТЕЛЕКТ (от лат. intelligere — понимать), рассудок, разум, ум—понятие, объединяющее группу высших кортикальных (психических) функций человека, филогенетическое совершенствование которых в ря-ДУ других моментов определило виду Homo sapiens его доминирующую роль на ...