ИНСТИТУТЫ

ИНСТИТУТЫ научно-исследовательские, учреждения, занятые специальной разработкой научных проблем и ведущие научные изыскания и исследования в соответствующих областях. Задачей научно-исследоват. И. является объединение научн. сил вокруг определенных проблем, лежащих в области одной какой-нибудь дисциплины или требующих постановки исследования комплексного характера в ряде смежных областей. Т. к. современные И. свою деятельность тесно связывают с запросами жизни , то наряду с теоретическими проблемами в них всегда разрабатываются и непосредственные практические вопросы и осуществляются практические мероприятия в известной области работы. Правильная организация И. требует, чтобы они, разрабатывая научные проблемы, были в состоянии давать практические выводы и, наоборот, ведя практическую работу, ставили ее таким образом, чтобы на основе накопленных данных можно было разрешать вопросы теории и методологии. Кроме научно-исследовательской работы И. ведут также педагогическую работу по подготовке специалистов, несут часто и производственные функции (изготовление приборов, лечебных и профилактических препаратов и т. п.). Исторически И. являются во всех областях научной работы наиболее поздней формой научно-творческого и культурного строительства. Одним из первых, осознавших значение подобных исследовательских учреждений, является Вильгельм фон Гумбольд. В своем большом плане правильной организации науки и высшего образования, составленном еще в 1810 г., он предусматривает 3 типа научных учреждений: ун-ты, академии наук и вспомогательные И. (Hilfsinsti-tute); последние соответствуют современ. И. По его идее, каждый из этих типов учреждений должен иметь самостоятельное значение, определенную целевую установку и находиться под общим руководством государства. Развитие наук и экономические условия в начале 19 века еще не давали достаточных предпосылок для полного осуществления этой идеи. Официальная наука была сосредоточена либо в ун-тах либо в академиях. Деятельность последних развивалась по преимуществу в области гуманитарных и точных наук в соответствии с тогдашним уровнем науки и требованиями времени. Ун-ты до 18—19 вв. являлись исключительно учебными учреждениями, где абсолютистские правительства готовили себе образованных специалистов и чиновников. С дальнейшим развитием науки в 19 в. исследовательская работа начинает приобретать и в ун-тах все возрастающее значение. Сеть высших учебных заведений расширяется и крепнет, основывая свою деятельность на исследовательской работе и обрастая специальными для этой цели лабораториями. Этому содействовало и углубление научной работы и ее специализация уже внутри каждой научной дисциплины. Большое значение имело также торжество экспериментального метода и проникновение его в самые различные области естествознания и медицины. Сама техника исследовательской работы значительно осложняется. При этих условиях исследовательское дело настолько выросло, к нему стали предъявлять такие требования, что оно не могло уже нормально развиваться при ун-тах. Постановка дела в ун-тах. их оборудование, размах работы уже не удовлетворяли всем требованиям жизни в области современных научных исследований. Резче стало выступать несоответствие задач педагогической и исследовательской работы: с одной стороны преподавательская деятельность должна быть построена на основе проверенных и твердо установленных факторов; с другой стороны задача исследовательского дела—разработка вопросов, еще ждущих своего разрешения. Педагогическая работа в ун-тах, являясь основной, подавляла т. о. исследовательскую. Выходом было создание И. как самостоятельных учреждений вне ун-тов. Интересы развития промышленности и народного хозяйства и рост знания и культуры во всех культурных государствах вызвали в конце 19 в. и начале 20 в. особенно быстрое развитие научно-исследовательских И. во всех областях знания.—Наиболее широко исследовательское дело развилось за последние годы в САСШ, хотя там приступили к созданию И. совсем недавно. На это ныне тратятся там большие средства как государством, так и частными лицами. Среди других вопросов особое внимание обращается на работу в области естественных наук, экспериментальной и практической медицины.           t Научно-исследовательские И. стали играть определенную роль в области здравоохранения только с конца 19 века. Толчком для их развития явились открытия и работы Па-стера и Коха. Исключительные по своей важности открытия этих ученых и их ближайших учеников ознаменовали переворот в ме- дицине. Работами этих ученых были созданы новые отрасли мед. знания—мед. микробиология, иммунология, учение об инфекционных б-нях и эпидемиология. В этих работах медицина впервые становится экспериментальной научной дисциплиной. Давая новые понятия об инфекции, эпидемиологии и гигиене, эти работы заодно также указывали новые пути не только для изучения этиологии заразных б-ней, но и для предупреждения их и борьбы с ними. Для осуществления этих целей в 80-х гг. 19 вэка были открыты первые научно-исследовательские мед. И.: им. Пастера в Париже и им. Коха в Берлине (см. Бактериология). Результатом работы в этих ин-тах явилось то, что в ближайшие годы во многих местах при активной материальной поддержке частных лиц и отдельных государств стали возникать ин-ты по типу Пастеровского и Коховского. Наиболее важные из них: Британский ин-т предупредительной медицины им. Листера (основан в 1891 г.), И. инфекционных болезней в Токио им. Китасато (1892) и др. В основном программа работ этих ин-тов везде одна и та же: изучение этиологии и методов лечения инфекционных болезней с обращением внимания на б-ни, распространенные в данной стране, профилактика и борьба с эпидемиями на местах их возникновения, подготовка -специалистов (курсы), консультация по вопросам своей специальности. Из теоретического учения об иммунитете были сделаны практические выводы. К ним относится приготовление бактерийных препаратов — лечебных и профилактич. сывороток, вакцин и т. д. Открытие Беринга иРу (1894), давшее способ приготовления антитоксических сывороток (противодифтерийной и противостолбнячной), является новым побуждающим моментом как к расширению уже существующих, так и к строительству новых И. К ним относятся Серотерапевтич. И. в Вене (1894), Пастеровские ин-ты в Лиле (1894), Брюсселе, Тунисе, Алжире, Танжере, Индокитае, Киндли (Гвинея), И. экспериментальной патологии в Рио-де-Жанейро (1901) и многие другие. Работы по приготовлению сывороток и" других бактерийных препаратов (вакцин) имели не только практическое значение: они способствовали дальнейшему изучению проблем иммунитета. В этом отношении приходится особо отметить И. экспериментальной терапии во Франкфурте, созданный Эрлихом (1896). Его основная цель— осуществить гос. контроль леч. сывороток. Здесь впервые стали разрабатываться вопросы иммунитета под углом зрения физико-химии. В этом деле имеют большие заслуги и Пастеровский И. в Брюсселе, возглавляемый Борде, и Серотерапевтич. И. в Вене, основанный Пальтауфом и ныне возглавляемый Р. Краусом. Блестящая эра бактериологии, паразитологии и иммунитета за последние 20—30 лет везде непосредственно связана с исследовательской деятельностью в этой области И., рассеянных ныне по всему земному шару. Именно в них были открыты возбудители многих б-ней, разработаны методы их диагносцирования, выработаны способы борьбы с ними. Эти работы являются затем стимулом и для дальнейшего развития и рас- ширения строительства И. В этом отношении особенно большую роль сыграли работы Борде-Жангу, Вассермана и Эр лиха. Вслед за работой И. в области бактериологии и инфекционных б-ней та же тенденция развертывания И. стала проявляться и в других отраслях медицины. Эпохой в медицине последних десятилетий являются работы Рентгена, получившие широкое ■ применение в диагностике и лечении. В еще боль-щей мере это можно сказать об открытии радия супругами Кюри. Изыскания Павлова в области физиологии пищеварения и высшей нервной системы являются важным этапом в исследовательской работе. Особой главой в научно-исследовательской деятельности являются работы по культурам тканей, по внутренней секреции и т. д. Вместе с этими успехами и достижениями науки вообще и медицины в частности росла и указанная потребность в создании новых И. для изучения и разрешения этих специальных мед. проблем, куда надо прибавить и другие проблемы,напр.: социальные б-ни, б-ни жарких стран, злокачественные опухоли, б-ни обмена веществ, физические методы лечения, питание и т. п. Самыми крупными исследовательскими учреждениями этого нового типа являются учреждения Rockefeller Foundation в САСШ (1913), располагающие в наст, время капиталом в 183 миллиона долларов. В центре внимания его стоят вопросы этиологии болезней, эпидемиологии, общественной профилактики и т. д. Цель этой организации формулируется следующим образом: «Производить, содействовать и поощрять исследования в области гигиены, медицины, хирургии и смежных областях, изучая природу и причины болезней и методы их предупреждения и лечения. Добытые таким образом знания применить для охраны общественного здоровья и усовершенствования методов лечения болезней». Рядом с исследовательскими И. (б. ч. практического характера), построенными в разных местах Америки и др. стран, был создан в 1901 г. богато обставленный Rockefeller Inst. for Medical Research, включающий в себя 1) экспериментальные лаборатории, распадающиеся на отделения: патологии и бактериологии, химии, экспериментальной хирургии, общей физиологии, биофизики и хим. фармакопеи, 2) клинику и 3) отдел патологии животных. Благодаря громадным средствам эта организация создала условия для исследовательской работы небывалого масштаба. Другой наиболее крепкой организацией в Америке является Carnegie Institution, организованный в Вашингтоне в 1902 году на пожертвованный капитал в 27 млн. долларов; он состоит из 10 отделов (Departments of Research); из них связаны с биологией и медициной отделы: эмбриологический, биологии растений, геофизический, питания, генетики, состоящий из Station for Experimental Evolution и Eugenics Record Office. В Германии было положено начало широкой организации исследовательского дела основанием в 1910 г. Kaiser Wilhelm Gesell-schaft (KWG). В его создании и строительстве принимали участие государство и пред- ставители промышленности. Основные его задачи: «Содействовать развитию науки, главным образом путем создания и поддержания исследовательских институтов в области естествознания». В наст, время KWG располагает 30 отдельными И. в разных частях Германии, а отчасти и в других странах, работающими в области химии, физики, технологии, гуманитарных наук, биологии и медицины. Научно-исследовательских мед. И. в KWG имеется шесть: И. физиологии в Галле, близко стоящий к нему И. физиологии труда в Дортмунде, И. микробиологии в Сао-Пауло (Бразилия), И. по исследова--нию мозга в Далеме (около Берлина), И. по психиатрии в Мюнхене, И. по антропологии, наследственности и евгенике в Далеме. К строительству И. приступили и возникшие после войны государства, как напр. Польша (Гос. гиг. институт). Бурный рост И. наблюдается и в Италии. Особо следует отметить Национальный раковый ин-т им. Виктора Эммануила III с отделениями клиническим, экспериментальным и статистическим, открытый недавно в Милане (1928). На создание его было собрано 10 миллионов лир. Аналогичным этому является И. экспериментальной медицины (раковый И., существует с 1923 года) с отделениями: клиническим, экспериментальным (с лабораториями: химии, физико-химии, биологии, экспериментальной патологии, клин, диагностики) и учебным.—Одновременно с развитием исследовательских учреждений по государственной и частной инициативе стали создаваться в дальнейшем большие производственные и аналитические учреждения, к-рыми ведется и крупная научная работа, непосредственно связанная с их производственной деятельностью. К ним относятся: Ньюиоркский И. здравоохранения (Bureau of laboratories of the department of health of the city of New York, 1892), И. Департамента здравоохранения (Reichsgesundheitsamt) в Берлине (1874), Санитарно-бактериологический и Санитарно-химический ин-ты Берлинск. отдела здравоохранения, Гиг. И. в Гамбурге. В Гамбурге существует (с 1901 г.) знаменитый И. тропических и судовых б-ней, руководимый Нохтом. Здесь создана школа специалистов по борьбе с б-нями жарких стран Америки, Африки и Азии. Последним по времени в Германии является Гамбургский И. по изучению tbc (1928). Исследовательская работа в России до революции была очень ограничена и сосредоточена главным образом при Академии наук и в ун-тах. Имевшиеся же специальные исследовательские учреждения носили по преимуществу прикладной характер. Старейшим русским И. исследовательского типа в области медицины является И. экспериментальной медицины (ЭКСЕМ), основанный в Петербурге в 1890 г. Основные задачи ЭКСЕМ 'а формулируются им следующим образом: «Всестороннее изучение причин болезней, главным образом заразного характера, а равно практическое применение способов борьбы с заболеваниями». Здесь разрабатываются вопросы по разным отраслям медицины и биологии, ведется также и производство бактерийных препаратов. Начало строительства исследовательских институтов в России связано также с развитием'бактериологии и применением ее достижений для изучения заразных болезней и борьбы с ними (приготовление профилактических и лечебных сывороток, вакцин и т. д.)- Из первых И., развивших у себя работу в этом направлении еще раньше И. экспериментальной медицины, следует назвать: Одесскую бактериологическую станцию (1886), ныне Сан.-бакт. И. им. Мечникова, Бактериологический И. Харьковского медицинского об-ва (1887), Бактериологический И. им. Габричевского в Москве (1896) и ряд лабораторий губернских земств (Самара, Смоленск, Пермь, Тамбов, Уфа и др.).' Одной из причин развития бактериологических И. как самостоятельных учреждений являлось в России то, что долгое время эта новая дисциплина не включалась в университетскую программу. Это со своей стороны призывало И. к педагогической деятельности (курсы и пр.). После революции отношение к исследовательской работе в корне изменилось. Становится общепризнанным, что исследовательская работа должна создать научную базу для работы гос. и хоз. органов. Сообразно с этим в СССР научно-исследовательск. деятельность планируется органами гос. власти, направляется ими для разрешения очередных задач социалистич. строительства. При наркоматах создаются специальные учреждения: Ученый медицинский совет при НКЗдр., Главнаука при НКПросе, Научно-техническое управление (НТУ) ВСНХ СССР, Опытный отдел при НКЗеме и т. д. Особенно велика сеть И. при Научно-техническом управлении ВСНХ СССР. Это управление является центром, объединяющим крупные научн. учреждения, ведущие большую научно-исследовательскую работу по всем видам промышленности (текстильной, сахарной, строительной, химической, электропромышленной,теплотехнической и т. д.). По электропромышленности имеются два И. — Государственная физико-техническая лаборатория (ГФТЛ) и Всесоюзный электротехнический институт (ВЭИ), отдельные работы которых имеют косвенное значение и для медицины. К таковым относятся их работы в области акустики, вакуумной техники, рентгенотехники, светотехники и др. Кроме того в ведении НТУ находится Химико-фармацевтический И., который своей работой непосредственно связан с органами здравоохранения. По постановлению ЦК ВКП (б) от 5 декабря 1929 г. по вопросу о реорганизации управления промышленностью, намечено слияние НТУ и Планово-экономич. управления (ПЭУ) ВСНХ СССР. По этому плану ряд научно-исследовательских И., непосредственно связанных с промышленностью (как например сахарной промышленностью, вышеотмеченный Всесоюзный электротехнический институт и т. д.), передается непосредственно в ведение соответствующих концернов. И. же, имеющие общее значение (как например химические И., по металлу и др.), остаются в ведении вновь организуемого Управления. Организация Наркомздрава, сначала в РСФСР (1918), а затем и в других советских республиках, способствовала быстрому и широкому развитию у нас исследовательского дела, т. к. трудная задача широкой организации здравоохранения на новых началах требовала авторитетных научных обоснований. За 12 лет (1918—29) число исследовательских И. значительно выросло. Их мощность увеличилась, и в наст, время они обслуживают почти все отрасли медицины. Как показывает прилагаемый список И., органами здравоохранения было раньше всего обращено внимание на профилактические и соц.-гиг. дисциплины; при этом не оставлялись в стороне и вопросы теоретич. характера, как наследственность, питание и т.д. На этом принципе был построен прежде всего Государственный научный И. народного здравоохранения РСФСР в Москве (ГИНЗ), институты к-рого работают по трем основным линиям: 1) борьба с заразными б-нями— микробиология, эпидемиология, иммунитет; 2) гигиена, санитария, питание; 3) биология. Немного раньше ГИНЗ 'а был создан И. био-логич. физики, одно время входивший в его состав. Следует отметить создание И. социальной гигиены, имеющего огромное значение для разработки методологии изучения быта и труда и для постановки исследовательских и нормативных работ в этой области. И. этот играет также большую роль в развитии преподавания прсфилактич. наук в мед. вузах. Далее возникли И. со специальным назначением—изучение отдельных б-ней края, как напр. Государственный краевой И. микробиологии и эпидемиологии юго-востока (Саратов, 1918) гл. обр. для изучения чумы в степях юго-востока GCCP, ряд тропических И.—для изучения малярии и др. б-ней на южных окраинах Советского союза. Те немногие И., которые существовали уже раньше, получили сейчас исключительное развитие и значительно переустроены и расширены. (О том значении, какое в СССР имеют бактериологические и сан.-бактериологические И., существующие во всех крупных центрах,—см. Бактериология.) Следует также отметить, что помимо производственной и практической деятельности они ведут большую научную работу в области микробиологии, иммунологии, гигиены, санитарии и эпидемиологии. В связи с профилак-тич. и социальным направлением советской медицины новыми являются в СССР И. в области изучения социальных причин б-ней и способов борьбы с ними. Большую роль в этом отношении' играют туб. и вен. И. Впервые они изучают во всей широте tbc, венерические, кожные б-ни с микробиолог., биохимической, клин, и соц. точек зрения. Здесь также заняты разработкой научных обоснований соц. борьбы с этими болезнями. Совершенно новым является стремление объединить все три раздела, к-рые входят в понятие социальных болезней, а именно: туберкулезный, венерологический и наркологический. По этому принципу построен московский И. соц. болезней. Другая новая группа И., работающая в области охраны материнства и младенчества, ставит себе целью широкое и углубленное изучение организмов матери и реоенка как в здоровом, так и в больном состоянии. Они с одной стороны охватывают вопросы, касающиеся биологии женщины и ее здоровья, функции деторождения, а с другой—физиологии, патологии, педологии раннего детского возраста. В своей практической работе они устанавливают тесную связь со многими учреждениями охматмлада. Близкими к этой группе являются И. охраны детей и подростков, к-рые на основании всестороннего педологического и соц.-гиг. изучения заняты разработкой проблем нормального детства, психически и физически анормального детства. Своими работами они подводят научную базу под практические мероприятия НКЗдр. в области охраны здоровья детей и подростков. Особо следует отметить сеть И., которые работают в области изучения и предотвращения опасностей, связанных с трудовыми процессами. Они заняты изучением вопросов физиологии, гигиены и патологии труда и сопутствующих внешних условий. Вся работа этих II. проходит в тесном контакте с производством и его требованиями. В связи с этим вопросы мед. проф. отбора, мед. экспертизы, инвалидности и др., как и вопросы рационализации труда, его оздоровления, также входят в круг деятельности этих И. Изучение вопросов травматологии и физ. методов лечения пустило у нас ростки только во время войны (И. физ. методов лечения им. Сеченова в Севастополе). Сейчас в области физ. методов лечения, как и в родственной ей области курортологии, имеется солидная сеть крупных и мелких И. В таком же положении находятся рентгенологические и радиологич. И. Работа последних сводится к изучению влияния лучей Рентгена и радия на растительный, животный и человеческий организмы и экспериментальному изучению злокачественных опухолей и способов борьбы с ними, к разработке методов рентгенодиагностики, рентгено- и радиотерапии. Все эти учреждения помимо их профилактически-лечебной деятельности ведут большую научно-исследовательскую и учебную работу.—Совершенно новая у нас группа—это И., работающие в области курортологии и физкультуры; они заняты изучением действия на здоровый и больной организмы различных физ. агентов, курортных факторов и научным обоснованием применения последних в медицине. Курортные И. кроме того изучают леч. свойства курортов, рассеянных у нас по всей стране. Многие из перечисленных групп И. связаны в своей работе с цепью учреждений практического характера (диспансеры и др.), в результате деятельности к-рых собирается ценный материал для разработки и изучения. При их помощи подготовляются благоприятные условия для обследовательской работы на местах, предпринимаемой центральными И. Большую научную работу ведут и институты для усовершенствования врачей (см. Медицинское образование). В наст, время мед. исследовательские И. стали строиться и при Главнауке НКПроса. Их отличие от И. НКЗдр. состоит в том, что они в своей установке более теоретичны. Но и они выполняют большую практическую задачу, подготовляя кадры молодых работников. Таких PL при Главнауке РСФСР имелось в 1929 г. шесть. Наиболее мощным из них является И. Медико-биологич., где широко применяется комплексный метод в изучении вопросов биологии и медицины. Из И., не находящихся в полном ведении НКЗдр., но в к-рых НКЗдр. принимает участие, т. к. они представляют большой интерес для врача, следует назвать И. по изучению преступности и преступника. В его биоиси-хологич. секции разрабатываются вопросы о вменяемости и невменяемости, о психиатрических экспертизах, о реактивных психозах заключенных, об ответственности обвиняемого и т. д. Химико-фармацевтические И. ведут большую работу по изысканию новых лекарственных средств и форм и по исследованию лекарственного и душистого растительного сырья, произрастающего на территории Союза. С развитием самостоят, исследовательских И. исследовательская работа в ун-тах не прекращается. При ряде вузов создаются отдельные Й. и их ассоциации. Значение научно-исследовательских И. в СССР, несмотря на их недавнее возникновение, исключительно велико. В их стенах изучаются с разной стороны вопросы о заболеваемости, устанавливаются причины ее развития, подводится научная база под необходимые мероприятия в борьбе с болезнями и т. д. Здесь же указываются пути к оздоровлению широких масс трудящихся. Ведя разностороннюю научную работу, эти И. служат центром подготовки специалистов. Рост деятельности И. можно видеть на всесоюзных съездах по различным дисциплинам, число участников которых, как и количество докладов, выходящих из лабораторий П., систематически растет. Также растет участие И. и в научной литературе. Все большее значение приобретают специальные библиотеки, развивающиеся при И. За границей проявляется большой интерес к научным работам в СССР, и многие журналы, особенно—немецкие, уделяют им весьма солидное место. Т. о. ин-ты играют видную роль в деле практического осуществления культурной связи с заграницей. СПИСОК НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ИНСТИТУТОВ СССР (МЕДИЦИНА И СМЕЖНЫЕ ОБЛАСТИ). * I. И. биологические. ' Бактериологический И. им. Пастера Лекздрава, Ленинград, 1924. Отделы: 1. Бактериологич. 2. Сывороточный. 3. Вакцинный. 4. Эпидемиологический. Лаборатории: а) исследовательская, б) экспериментальная, в) у четно-эпидемиологическая. 5. Парази-тологический с отделением диагностическим. 6. Биохимический. Надает «Микробиологический журнал» с 1925 (ежемесячно). Бактериологический центральный И. гос. НКЗдр., Москва, 1919. В 1891—1917 гг. существовал как «Химико-бактериологический И. д-ра Блюменталя». Отделения: 1. Сывороток и вакцин. 2. Диагностическое и серологическое. 3. Биохимическое. 4. Микробиологическое. 5. Курсы для усовершенствования врачей по лабораторной технике. Музей живых культур. * В список И. не вошли нек-рые И., находящиеся при университетах, и И. для усовершенствования врачей (см. Медицинское образование). Сан.-бакт. И., ведущие научно-практическую работу и имеющие местное значение,—см. Бактериология. Бактериологический И. гос. НКЗдр. ССР Грузии (переименован из Лаборатории союза городов), Тифлис, 19.8. Отделения: 1. Сывороточно-вакцинное. 2. Протозойное. 3. Серологическое. 4. Гематологическое. 5. Химическое. Биологии экспериментальной лаборатория (помещается при Коммунистическом ун-те им. Свердлова), Глаинауки РСФСР, Москва, 1926. Отделы: Физиологии желез внутренней секреции, условных рефлексов и пищеварения. Биологии экспериментальной И. НКЗдр., Москва, 1920.* Отделения: 1. Физико-химическое. 2. Цитологическое. 3. Физиологическое. 4. Экспериментальной хирургии. 5. Зоопсихологии. 6. Гидробиологии. 7. Экспериментальной морфологии и культуры тканей. 8. Генетики и биометрии (при них открыты станции в окрестностях Москвы). 9. Евгеники и антропологии. Издает «Успехи экспериментальной биологии» с 1922; «Журнал экспериментальной биологии» с 1925. Биологической физики И. НКЗдр., Москва, 1918. Отделения: 1. Общей биофизики. 2. Молекулярной физики. 3. Физиол. оптики. 4. Физиол. акустики. 5. Физической оптики. 6. Электрофизиологии. 7. Геофизики. Биологической химии И. им. А. Н. Баха НКЗдр., Москва, 1921.* Отделения: 1. Энзимологическое. 2.   По изучению промежуточного обмена веществ. 3.   Биохим. методики. Биохимический И. Украинский Главнауки, Харьков, 1925. 1. Отделение по вопросам обмена веществ и т. д. 2. Научно-учебный сектор. Издает ежегодный сборник «HayKoBi записки Украшського б1охемичного институту». Инфекционных болезней И. им. Мечникова Мос-облздрава, Москва, 1919. Отделы: 1. Эпидемиологический. 2. Сывороточно-вакцинный. 3. Патолого-анатомический. 4. Паразитологический. 5. Биохимический. 6. Антирабический (станция Пастера). 7. Курсы для врачей. Медико-биологический И. научно-исследовательский Главнауки, Москва, 1924. Отделы: 1. Физиологический. 2. Патологический. 3. Биологический. 4.  Клинический с подотделом эндокринологии. 5. Генетики и конституции человека. 6. Кабинет истории и методологии медицины. Издает труды. Микробиологии и гигиены II. Азербайджанский им. Мусабекова НКЗдр. АССР, Баку, 1924. Отделения: 1. Сывороточно-вакцинное. 2. Бактериологическое. 3. Тропическое. 4. Пастеровское. 5. Химическое. 6. Патолого-анатомическое. Издает труды. Микробиологии и эпидемиологии И. краевой гос. юго-востока СССР, Саратов, 1918. С 1923 г. И. является противочумным центром НКЗдр. Отделения: 1. Чумное с 14 лабораториями. 2. Протозоологиче-екое. 3. Бактериологическое. 4. Сывороточно-вакцинное. 5. Оспенное. 6. Эпидемиологическое. 7. Санитарно-гигиеническое. 8. Химическое. 9. Антира-бическое. 10. Музей. Курсы для врачей по микробиологии и специальные курсы по чуме. Издает «Вестник микробиологии и эпидемиологии» с 192Z. Микробиологический И. НКЗдр., Москва 1921.* Отделения: 1. Медицинская микробиология. 2. Экспериментальная эпидемиология. 3. Иммунология. 4.  Биоколлоидов. 5. Фильтрующихся вирусов. 6. По изучению бактериологии. 7. Гистология. Микробиологический И. научно-исследовательский Главнауки НКПроса, Москва, 1929. Отделы: 1. ОС-щей микробиологии. 2. Медицинской бактериологии. 3. Иммунобиологии. 4. Медицинской протозоологии. 5.  Химико-синтетический. Издает труды. Микробиологический И. гос. НКЗдр. (реорганизован из Бактериологической лаборатории Всероссийского союза городов), Ростов н/Д., 1916. Отделения: 1. Эпидемиологическое. 2. Санитарно-химиче-ское. 3. Сывороточное. 4. Вакцинно-оспенное. 5. Пастеровское. 6. Эпизоотологическое. 7. Протистологи-ческое. 8. Чумное с 3 чумными лабораториями. Лаборатории: а) серологическая, б) по изучению туберкулеза. Издает «Известия государственного микробиологического иштитута НКЗдр. в Ростове н/Д.» с 1928 отдельными выпусками. Микробиологический и эпидемиологический И. научно-исследовательский Украинский Главнауки,Киев, * Входит в состав Гос. научного И. наводного здравоохранения им. Л. Пастера (ГИНЗ) НКЗдр., Москва, 1920. Объединяется Научным советом и Правлением. Состоит из семи самостоятельных И.: 1. Экспериментальной биологии. 2. Биологической химии им. А. Н. Баха. 3. Микробиологического. 4. Экспериментальной терапии и контроля сывороток и вакцин им. Л. А. Тарасевича. 5. Санитарно-гигиенического. 6. Тропического. 7. Института питания. Издает «Журнал экспериментальной медицины и биологии» с 1925. 1928: 1. Микробиологический с отделениями: а) общей микробиологии, б) мед. микробиологии. 2. Эпидемиологический с а) лабораторией экспериментальной эпидемиологии, б) кабинетом соц. эпидемиологии. 3. Патолого-иммунологический с лабораториями: а) патофизиологической, б) патогистологическоп, в) биохимической. Издает труды. Оспенный центральный И., Москва, 1920. Находится в 30 верстах от Москвы (ст. Перхушково, М.Белорусской ж. д.). Отделения: 1. Оспенное. 2. Бактериологическое. ' Патолого-анатомический ин-т Украинской Главнауки, Харьков. Отделения: 1. Танатологическое. 2. Онкологическое. При И. состоит Общество украинских патологов с харьковским, киевским, одесским и днепропетровским филиалами. Издает «Украшський медлчний apxiB» с 1927. Питания И. (до 1928 г. — «И. физиологии питания») НКЗдр., Москва, 1920. * С 1916 г. существовал как лаборатория Моск. научного общества. Отде-, ления: 1. Общехимическое по исследованию общего обмена веществ. 2. По исследованию газового обмена и обмена энергии. 3. По исследованию одностороннего кормления и искусственного вскармливания. 4. Клиническое—для проведения опыта на людях по усвоению пищевых средств и пищевых смесей, о. Операционное. 6. Анатомо-гистологическое. 7. Социально -гигиеническо е. Санитарно-бактериологический И. гос. Белорусский, НКЗдр. БССР, Минск, 1924. Отделения: 1. Сывороточно-вакцинное. 2. Бактериологическое. 3. Пастеровское. 4. Оспенное. 5. Серодиагностическое. 6. Санитарно-гигиеническое. 7. Судебно-медицинское. 8. Клинической диагностики. Санитарно-бактериологический И. первый Украинский НКЗдр'., Харьков, 1920. Существует с 1887 г., раньше—под названием «Бактериологический ин-т Харьковского медицинского об-ва». Отделы: 1. Экспериментальный. 2. Физико-химический. 3. Санитарно-гигиенический. 4. Сывороточный. 5. Вакцинный. 6. Эпидемиологический. 7. Пастеровский. 8. Педагогический . Тропический И. гос. НКЗдр., Москва, 1920.* Отделения: 1. Протозоологическое. 2. Медицинск. энтомологии с гидробиологическим отрядом. 3. Мед. гельминтологии. 4. Хемотерапии. 5. Медико-ветеринарное. 6. Токсикологическое. 7. Лепрозное. 8. Клиническое. 9. Музей. Издает «Русский журнал тропической медицины» с 1923. Физиологический И. научно-исследовательский Главнауки РСФСР, Москва, 1929. Отделы: 1. Биофизический. 2. Биохимический. 3. Морфологический. Экспериментальной медицины И. гос. (ЭКСЕМ) НКЗдр., Ленинград, 1890. Отделы: 1. Физиологии. 2.   Физико-физиологии. 3. Биохимии. 4. Общей микробиологии. 5. Медицинской микробиологии с отделениями: а) протистологическим, б) паразитологический, в) музеем живых культур. 6. Патологической анатомии. 7. Экспериментальной патологии. 8. Сравнительной патологии. 9. Инфекционньгх б-ней. 10. Эпидемиологии с отделением эпизоотии. 11. Экспериментальной фармакологии. 12. Экспериментальной невропатологии. 13. Антирабический. 14. Сывороточно-вакцинный. Издаст «Арх. биол. наук» с 1892. Экспериментальной терапии п контроля сывороток и вакцин И. им. Л. А. Тарасевича НКЗдр., Москва', 1918.* Отделения: 1. Контроля вакцин и приготовления вакцинных стандартов. 2. Контроля противодифтерийных и противостолбнячных сывороток. 3.   Контроля противодизентерийных, противоеибире-язвенных и пр. сывороток. 4. Контроля оспенного детрита и противотуберкулезной вакцины. 5. Биологических и серологических реакций. 6. Музей живых культур. Экспериментальной эндокринологии И.гос.НКЗдр. (до 1925 года именовался «И. органотерапевтических препаратов»), Москва, 1918. 1. Научно-исследовательская часть. Отделения: а) биохимическое, б) фармакологическое, в) морфологическое с музеем при нем, г) экспериментальное. 2. Научно-практическая часть: а) клиники, б) поликлиника. 3. Производственная часть (приготовление органотерапевтических пренаратов). 4. Питомник обезьян в Сухуме. Организуются отделы: 1) биологический, 2) зоотехнический. Издается ежемесячный журнал «Вестник эндокринологии» с 19 25. Издание специальных брошюр по отдельным вопросам эндокринологии. II. И. гигиенические, соц.-гигиеническне, труда, проф. болезней. Гигиены труда и техники безопасности И., Ленинград, НКТ РСФСР, 1927. Отделы: 1. Промыщ- * Входит в состав ГИНЗ'а (см. подстрочное примечание на ст. 475. ленно-гигиенический: а) лаборатория химическая; б)  физическая; в) физиологическая; г) биологическая; д) психотехническая; е) бюро вентиляции: 1) вентиляционная лаборатория, 2) отделение по сан.-гиг. оценке вентиляционных установок; т) бюро освещения с лабораториями: 1) светотехнической, '.'.) физиологии глаза, 3) отделение по приемке и оценке осветительных установок. Z. Отдел техники безопасности: а) отделение по изучению причин травматизма и по выработке мер борьбы с ним, б) экспериментальная лаборатория по изучению причин травматизма, в) лаборатория по электротравматизму. 3. Учебный сектор: а) курсы по поднятию квалификации технической и санитарной инспекции, б) курсы для врачей медпунктов и заводов, в) Народный ун-т (вечерний) по охране труда. Издает труды. Охраны труда научный И. гос. НКТ, НКЗдр. и ВСНХ. И. возник путем слияния отдела проф. гигиены Сан.-гиг. И. и хим. и психотехнической лаборатории Отд. охраны труда НКТ, Москва, 1925. 1. Группа биологическая, физиологическая. Лаборатории: а) физиологии труда, б) биофизики труда, в)  психологии труда, г) проф. токсикологии, д) статистическое отделение. 2. Группа производственно-техническая: а) гиг. отделение, б) хим. лаборатория, в) физ. лаборатория, г) лаборатория спецодежды и защитных приспособлений, д) отделение техники безопасности, е) отделение промышленной вентиляции. 3. Консультативное бюро. 4. Педагогический сектор. Издает труды (сборник) и бюллетень. Патологии и гигиены труда И. Всеукраинский гос. (реорганизован из бывш. Украинского И. рабочей медицины) НКЗдр. УССР, Харьков, 1923. Секторы: I. Проф.-гигиенический с отделениями: а) общей проф. патологии, б) частной проф. патологии, в) физиологии труда, г) химическим. 2. Экспериментальной биологии. Отделения: а) токсикологическое, б) патофизиологическое, в) гистопатологическое, г) неврогисто-логическое, ,д) бактериологическое. 3. Клиника обследовательская. Отделы: а) стационар, 0) клин. лаборатория. 4. Статистический. 5. Организационно-учебный. 6. Сан.-просветительный. 7. Центр, бюро врачебной экспертизы. 8. Курсы для сан. врачей. По изучению профессиональных болезней И. им. В. А. Обуха Моск. обл. отд. здравоохр.,Москва, 1923. I. Лечебная часть. 1. Стационар. Отделения: а) терапевтическое, б) нервное, в) хирургич. 2. Полустацио-иар-профилакторий (ночной санаторий, диет, столовая). 3. Поликлиника. 4. Проф. консультация. 5. Специальные отделения в других мед. учреждениях Моск. обл. отд. здравоохр. 6. Научно-исследовательские лаборатории: а) лат.-анатомическая,б)физиологическая, в) биохимическая, г) экспериментальной патологии. 7. Подсобные лаборатории: а) клинико-диагностическая, б) химическая, в) психофизиологическая, г) кардиологическая, д) по изучению газообмена. II. Сан. часть. Лаборатории: 1) санитарно-гиг., 2) физическая. Кабинет статистики. Музей. Издает труды («Оздоровление труда и революция быта») с 1923. По изучению проф. болезней на транспорте цеп-тпальнап лаборатория НКПС и НКЗдр., Москва, 1925. Отделения: 1. Санитарно-гигиеническое. 2. Физиологическое. 3. Психологическое. 4. Клиническое: а) стационар, б) поликлиника. При лаборатории имеется психофизиологический вагон. По ивучению профессиональных болезней центральный И. гос. НКЗдр., Москва, 1929 (преобразовался из Клиники проф. и соц. б-ней, существовавшей с 1923 г. при 1 МГУ). Отделы: 1. Лечебный. Отделения: а) стационар, б) поликлиника, в) клинико-диагностическая лаборатория с кабинетами всех специально стей. 2. Экспериментально-патологический. 3. Профессионально-медицинского отбора. 4. Общей и профессиональной нетрудоспособности (экспертиза). 5. Сан.-гигиенический. D. Статистики проф. заболеваний. 7. Курсы и консультация. По изучению профессиональных заболеваний И. Облздравотдела, Ленинград, 1924. Отделы. 1. Массовых исследований: а) отделения (кабинеты) по всем мед. специальностям, б) сан.-гигиеническое, в) статистики. 2. Клинико-диагностический. 3. Психофизиологии труда. 4. Экспериментально-биологический. Отделения: а) диагностическое, б) биохимическое, в) патологическое. 5. Бюро по изучению заболеваемости. Издает труды. Санитарно-гигиенический И. НКЗдр., Москва, 1920.» Отделы: 1. Общей коммунальной санитарии. 2. Пищевой. 3. Водный с опытной станцией по очистке сточных вод. 4. Эпидемиологический. 5. Дезинфекции и дезинсекции. Издает «Труды сан.-гиг. ин-та» с 1929. Социальной гигиены И. гос. НКЗдр., Москва, 1919. До 1923 г.—Гос. музей соц. гигиены. Отделения. 1. Биометрическое с кабинетами: а) антропоме- * Входят в состав ГИНЗ'а (см. подстрочное примечание на ст. 475). трическим, б) психометрическим, в) мед. исследований, г) центр, антропометр, бюро. 2. Санитарно-ста-тистическое с кабинетами: а) методическим, б) демографии и смертности, в) для обработки материалов других отделений. 3. Соц. гигиены национальных меньшинств. 4. Сан. просвещения. 5. Организации здравоохранения с кабинетами: а) общих организационных вопросов, б) больничного дела, в) истории здравоохранения, г) соц. страхования. 6. По изучению проблем коллективной жизни, с кабинетами: а)  алкоголизма, б) жилища, в) евгеники, г) питания, д) половой жизни, е) материальных и социальных воздействий на развитие ребенка. 7. Вспомогательные учреждения: а) музей соц. гигиены, инфекционных б-ней и соц. б-ней, б) музейно-выставочное бюро, в) мастерская учебных пособий и экспонатов. 8. Учебный сектор. Санитарной культуры И. Мосздравотдела, Москва. 1928. Отделы. 1. Соц. гигиепа. Секторы: а) раннего детства и материнства, б) школьный и дошкольный, в) молодежи, г) взрослых групп (производственных рабочих и крестьян), д) организации здравоохранения. 2. Методы и формы. Секторы: а) литературно-издательский, б) наглядного метода, в) библиотечно-библиографический, г) рампы и эстрады, д) живого слова, е) кино. 3. Учебный. Санитарный московский И. им. Эрисмана Мое-здрава, Москва, 1921. Организован в 1889 г. как сан. станция при Моск. гиг. И. 1 МГУ. Отделения: 1. Коммунальное. 2. Пищевое. 3. Технико-химическое. 4. Общей биологии. 5. Проф. б-ней. Ш. И. лечебно-профилактические. Венерологический И. гос. им. В. М. Броннера НКЗдр., Москва, 1921. Отделы. 1. Клинический. Отделения: а) сифилидологическое, б) дерматологическое, в) мужской гонореи, г) женской гонореи, д) поликлиническое. 2. Экспериментальной венеро логии и дерматологии. Отделения: а) пат.-анатомич., б)   микробиологическое, в) серологическое,, г) вакцинное, д) гематологическое, е) химическое, ж) клин. анализов. 3. Социальной венерологии с показательным диспансером. Отделы построены по принципу кафедр, где ведутся специальные курсы по подготовке и усовершенствованию врачей-венерологов. Венерологический И. гос. НКЗдр. УССР, Харьков, 1923. Отделы. 1. Социальный. Кабинеты: а) соц.-гиг. исследований, б) статистический, в) сан. просвещения, г) научно-консультативное бюро, д) музей. 2. Клинический (каждое отделение клин, отдела состоит из поликлинического приема и стационара). Отделения: а) сифилитическое, б) мужской гонореи, в)  женской гонореи, г) детское, д) кожное, е) рент-гено-физиотерап. кабинет. 3. Экспериментально-ана литический. Лаборатории: а) серолог., б) бактериол.. в) микроскоп., г) биохим., д) пат.-гистол., е) экспериментальная. Издает сборник трудов. Диететики и лечебной физкультуры И. гос. научный им. Н. А. Семашко НКЗдр., Москва, 192 0. До 1929 г. существовал в виде санатория. Отделы: 1. Диететики. 2. Лечебной физкультуры. 3. Диспансер по желудочно-кишечным болезнями нарушениям обмена веществ. Дермато-венерологический И. им. Е. С. Главче НКЗдр. УССР, Одесса, 1919. Отделения. 1. Клиническое: а) сифилитическое, б) кожное, в) мужское урологическое, г) женское урологическое. 2. Поликлиническое: а) диспансерное, б) вспомогательных кабинетов, в) социальной венерологии. Социальных болезней И. Моск. областного отдела здравоохранения, Москва, 1928. Реорганизован из 1 Московского туб. И. путем слияния с ним туб. больницы и больницы им. Достоевского. Секторы: 1. Туберкулезный. 2. Наркологический. 3. Венерологический. Отделения: а) клиники легочного tbc; б) клиники хирургического tbc; в) клиники the верхних дыхательных путей; г) социальной патологии (по всем трем секторам); д) экспериментальной патологии (все лаборатории); е) пат. анатомии; ж) диспансер туберкулезный; з) диспансер наркологический. Кабинеты: а) физиатрии; б) рентгеновский; в) стоматологический; г) по туберкулину; д) биоклиматический; е) биометрический; ж) по санитарному просвещению; з) по статистике; и) по трудовой терапии. Филиалы: люпозорий, детская туберкулезная больница, санаторий «Высокие горы», «Либ-кнехта», «Сергиево», вен. диспансер. Курсы усовершенствования врачей (4-месячные). Туберкулезный И. НКЗдр., Москва, 1921. Отделы. 1. Клинический. Отделения: a) tbc взрослых, б) детский tbc. 2. Экспериментальный. Отделения: а) микробиологическое, б) биохимическое, в) патолого-анато-мическое. 3. Социальный. Туберкулезный И. государственный, Ялта, 1922. Отделения. 1. Клиническое: а) терапевтическое (легоч- 4Н0 иое), б) хирургическое, в) горлового tbc, г) детское. 2. Биопатологическое (пат.-анат.) с иммунно-биологи-ческим. 3. Социальной патологии и профилактики. 4. Био-климатическое. 5. Диспансер с ночным и детским дневным санаториями. В использовании И. находятся группы: массандровские санатории, Пироговская, Боткинская, Морская санатории и .'Здравница. Издает научные труды института. Туберкулезный украинский И. гос. НКЗдр. УССР, Одесса, 1924. Отделы: 1. Социальной патологии и гигиены. 2. Патолого-анатомический. 3. Иммунно-Сшологический. 4. Стационар для туб. б-ных, взрослых и детей. Отделения: а) внутренних органов, С) костей и суставов. 5. Туб. диспансер для взрослых и детей: а) постоянный, б) ночной. 6. Диспансеры. 7. Курсы для усовершенствования врачей. IV. И. охраны материнства и здоровья детей. Акушерско-глнекологичсскпй И. гос. НКЗдр., Ленинград. Отделы (кафедры). 1. Нормального и патологического акушерства. Отделения: а) беременных, <5) родильное, в) послеродовое, г) жен. консультация. 2.    Гинекологии. Отделения: а) гинекологическое, С) физ. методов лечения, в) общая гинекологическая амбулатория, г) амбулатория физ. методов лечения. 3.  Госпитальной гинекологии и акушерства. Отделения: а) родильное, б) гинекологическое, в) после-подовых заболеваний, г) амбулатория. 4. Послеродовых заболеваний. 5. Физиологии и патологии новорожденных. 6. Пат. анатомии. 7. Нормальной и пат. гистологии в акушерстве и гинекологии. 8. Техникум для подготовки акушерок. Охраны здоровья детей и подростков И. им. 10-летия Октябрьской революции гос. НКЗдр., Москва, 1928. Отделы. 1. Нормального ребенка и подростка. Секции: а) натическая, б) педологическая, в) рефлексологическая, г) физиологическая, д) труда подростков. 2.   Физически нормального ребенка. Секции: а) туберкулезная, б) профилактики детских б-ней, в) ортопедическая. 3. Психически анормального ребенка. Секции: а) психоневрологическая, б) биохимическая. Надает труды (сборник). Охраны адоровья детей и подростков всеукраин-«кий И. гос., Клев, 1924. Отделения: 1. Нормального ребенка. 2. Физически анормального детства. 3.    Психически анормального детства. Кабинеты: л) конституции, наследственности и антропометрии, б) внутренних органов, в) полости рта и зубов, г) уха, горла и носа, д) глазной, е) изучения детского труда и быта, ж) НОТ в школе и профориентации, г)   психо-неврологический, и) физкультуры с моторной и коррегирующей гимнастикой, к) изучения поведения детей и подростков, л) санитарно-педаго-тическин с лабораторией пткольно-гигиенической, м) физиолого-химическая лаборатория. Охраны здоровья детей и подростков И. НКЗдр., Гостов н/Д., 1919. Отделы. 1. Научно-исследовательский. Секции: а) антропологическая, б) физиологическая, в) кардиологическая, г) гематологическая, д)    педологическая, е) психотехническая. 2. Вра-чебно-педологический. 3. Педагогический. Охраны материнства и младенчества PI. гос. научный им. В. П. Лебедевой, Москва, 1925. Кафедры. 1. Акушерства и женских б-ней. Отделения: а) физиологического акушерства, б) гинекологии оперативной и консервативной, в) послеродовых заболевании, г) беременных, д) урологии, е) новорожденных. ?.. Патологии раннего детского возраста. Отделения: si) клиническое, б) для недоносков, в) амбулатория, т) пбщеклиническая лаборатория, д) светолечебный кабинет, е) рентгенологический кабинет. 3. Физиологии, гигиены и диететики раннего возраста. Отделения: а) физиологическое, б) ясли, в) молочная кухня. 4. Общей физиологии и биохимии в при-ложепии к матери и ребенку с отделением эндокринологии. 5. Общей и экспериментальной патологии о отделениями: а) патолого-анатомическим, б) бактериологическим, в) экспериментальной патологии. 6. Педологии и практической педагогики раннего возраста с педологическим кабинетом. 7. Соц. гигиены матери и ребенка. Отделения: а) социально-правовой кабинет, б) статистический кабинет, в) центральная комиссия по изучению противозачаточных средств, г) консультация для детей, д) консультация для женщин, е) выставка-музей по охране материнства и младенчества. Издает «Журнал по изучению раннего детского возраста» (с 1922) и монографии. При ин-те функционирует Центр, техникум для акушерок л сестер охраны материнства и младенчества. V. И. психо-неврологии. Невроп-ихиатрической профилактики И. гос. научный НКЗдр., Москва, 1927. Отделы: 1. Клинико-нвофилактич.: состоит из а) диспансера, б) диагноста-цпояара, в) отделения лечения заикания и дефектов I речи. 2.Экспериментально-лабораторный. Отделения: а) клинико-диагностическое, б) патологии нервной системы,в)психо-физиологическое.З. Невро- и психогигиены и соц. психопатологии. Отделения: а)общей ыевро-гигиены, б) психопатологии и психоанализа, в)   соц. психиатрии, г) по борьбе с наркотизмом, д) невропсихиатрической генетики. По изучению высшей нервной деятельности И. Ком. академии, Москва, 1925. Отделения: 1. Анато-мо-гистологическое. 2. Биохимическое. 3. Экспериментальной патологии. 4. Эксперимент, хирургии. По изучению мозга научный И. гос. им. В. И. Ленина, Москва, 1927. Отделения: 1. Анатомическое. 2. Анатомо-физиологическое. 3. Расовой биологии. Психо-неврологическая академия гос. НКЗдр., Ленинград, 1907. Отделы. 1. Научно-экспериментальный— И. по изучению мозга и психической деятельности. Отделения: а) биохимическое, б) физиологическое, в) хирургическое, г) гистологическое, д) общей и экспериментальной психологии, е) музей. 2.   Научно-клинический. Отделения: а) детский обследовательский И., б) ото-фонетическое, в) воспитательный клинический И. для нервнобольных детей, г)   И. нормального воспитания. 3. Педагогический И. соц. воспитания нормального и дефективного ребенка. 4. Научно-практические учреждения: а) центральный И. для глухонемых детей, б) центральная школа для дефективных детей, в) И. для социального и индивидуального воспитания. Психо-неврологический И. государственный украинский НКЗдр. УССР, Харьков, 1920. 1. Клин. группа: а) нервная клиника с отделением детской пси-хо-неврологии,б)физио-терап. кабинеты. 2. Морфолог. группа. Отделения:а)микроанатомии, б) антропологии и конституциологии, в) топографо-анатомический кабинет (связан с отделением экспериментальной и оперативной неврохирургии). 3. Экспериментально-биологическая группа. Отделения: а) экспериментальной и оперативной неврохирургии, б) нейрофизиологии с биохим. лабораторией, в) экспериментальной патологии, г) неврофиаиооЧогии труда, д) условных рефлексов. 4. Группа изучения личности. Отделения: а) психо-физиологическое, б) психо-неврологии детского возраста. 5. Группа соц.- неврологии. Отделения: а) соц. патологии, б) психо-неврологический диспансер. Отделения: 1) неврологическое, 2) психотерапевтическое, 3) логопедическое, в) наркодиспансер. Издает труды. Рефлексологический по изучению мозга И. им. В. М. Бехтерева гос. НКЗдр., Ленинград. Отделы. 1. Морфологический. Отделения: а) анатомии и гистологии, б) нервной системы, в) экспериментальной невропатологии, г) музей мозга. 2. Физиологический. Отделения: а) физиологии нервных процессов, б) биофизиологии нервных процессов, в) биохимии нервных процессов. 3. Рефлексологический. 4. Дефектологический. 5. Развитии, й. Труда: а) лаборатория прикладной рефлексологии труда, б) лаборатория по гпг. труда, в) бюро консультации по вопросам труда. VІ. И. курортологии, физических методов лечения и физкультуры. Бальнеологический И. гос. Пятигорск. Отделы. 1. Физико-химический. 2. Бальнеотехничеекий. 3.  Гидробиологический. 4. Биологический. 5. Климатологический. 6. Бальнеотерапевтическии с клиниками в Кисловодске (кардиологическая клиника). в Пятигорске, Ессентуках, Железноводске. 7. Курсы для врачей по всем специальностям курорто-ведения. Курортологии И. центральный гос. ПКЗдр., Москва. Отделы. 1. Экспериментальной физиологии и физико-биолог. исследований. Лаборатории: а) физико-химическая, б) биоклиматическая, в) биофизиологическая. 2. Гидробиолог, бюро. 3. Центральный кабинет по научному учету результатов курортного лечения. 4. Клиники. Отделения: а.) терапевтическое. б) диететическое и б-ней оргатюв пищеварения, в) неврологическое, г) ортопедо-хирургическос, д) гинекологическое, е) поликлиническое, ж) клинико-диагностическая лаборатория, з) медико-курортная отборочная консультация, и) кабинеты: электро-светоле-чебный и рентгеновский. 5. Водо-грязелечебница. Ортопедии и травматологии И. украинский гос. НКЗдр. УССР, Харьков. Клиники со стационаром и поликлиникой. Отделы: 1. Физических методов лечения: 2. Ортопедический. 3. Социальной патологии. 4. Экспериментальный с клин, „лабораторией. Иротеано-лечебпый И. Мосздравотдела, Москва. Отделения: 1. Хирургическое. 2. Протезно-ортопедическое. 3. Челюстно-лицевой хирургии и стоматологии. 4. Зубопротезная часть, о. Лечение стеноза горла. 6. Терапевтическое. 7. Отборочная комиссия. JS. Амбулаторное. 9. Клинико-диагностическая ла-I Моратория. 10. Прозекторская. Рентгеновский И. гос. НКЗдр., Москва, 1924. Отделения. 1. Рентгенотехнич. с лабораториями: а) рентгеновских лучей, б) вакуумной, в) высокого напряжения, г) высокой частоты. 2. Клиническое с поликлиникой. 3. Биохимическое и биофизическое. 4. Музей. 5. Опытно-рентгеновские мастерские. 6. Курсы но подготовке и повышению квалификации высшего и среднего рентгеноперсонала. Рентгенологический, радиологический и раковый И. гос. НКЗдр. и НКП, Ленинград, 1919. 1. Клин. отделение. 2. Поликлиника. 3. Отделение по экспериментальному раку. 4. Общей биологии. 5. Экспериментальной биологии и гистологии. 6. Ботанико-микробиологическое. 7. Биохимическое. 8. Бактериологическое и серологическое. 9. Физиологическое. 10. Анатомическое. 11. Пат .-анатомическое. Издает «Вестник рентгенологии и радиологии» (с 1920) и специальные монографии. Травматологический Ы. гос. НКЗдр., Ленинград, 1924. И. организовался путем слияния двух И.—• бывш. Физиохирургичеекого ин^га им. А. Л. Поленова (учр. в 1916 г.) и б. Ортопедического института. 1. Стационарное отделение с кафедрами: а) травматологической, б) хирурго-неврологической, в) ортопедической, г) стоматологической (челюстно-лицевая хирургия). 2. Хирургическая поликлиника (включая стоматологическое отделение). 3. Отделение физич. методов лечения. 4. Рентгеновское. 5. Мастерские: а) протезно-инструментальная, б) зуботехническая (только челюстное протезирование). 6. а) Курсы усовершенствования врачей хирургов-травматологов), 0) специалыые краткосрочные курсы. Издают учебники, руководства, брошюры. Физической культуры И. центральный гос.НКЗдр., Москва, 1918. Обслуживает помимо НКЗдр. Высший совет физкультуры, Спортинтерн и др. организации. Отделы. 1. Научно-учебный. Отделения: а) педагогическое (4-годичные курсы), б) врачебно-педологи-ческое (одногод. курсы исключительно для врачей), в)   краткосрочные специальные курсы для врачей, педагогов и физкультурников. 2. Научно-исследовательский. Лаборатории: а) антропологическая, б) физиологическая, в) гигиеническая, г) кардиологическая, д) гематологическая, е) педологическая, ж) педагогическая, з) психотехническая. 3. Научно-консультативный. Кабинеты: а) по физкультуре, б) по врачебной гимнастике, в) но психотехнике и профотбору. Издает труды в виде сборников. Физической культуры И. гос. им. П. Ф. Лесгафта, Ленинград. 1. Научно-исследовательская часть. Кафедры: а) физкультуры, б) физиологии, в) гигиены, д) педологии, е) научно-школьная, ж) анатомии и гистологии. 2. Научно-учебная часть. Отделения: а) по подготовке преподавателей по физкультуре высшей квалификации, б) курсы по усовершенствованию врачей ОЗД и др., в) курсы для усовершенствования преподавателей по физкультуре. Физиатрии и ортопедии И. гос. (ГИФО) НКЗдр., Москва, 1920. Клиника с поликлиниками по внутр., нервным, ортопедо-хирургическим, гинекологическим б-ням. Отделения. 1. Диагностическое: а) рентгено-диагностическое, б) электродиагностическое. 2. Терапевтическое: в) по электротерапии, г) гидротерапии, д) фототерапии, е) рентгенотерапии, Hi) механотерапии, з) гемо- и аэротерапии, и) грязелечение, к) радиолечение. 3 Лаборатории: а) хим.-бактериологическая и серологическая, б) прозектуры. 4. Протезно-ортопедический магазин. Физиотерапевтический И. НКЗдр., Ленинград, 1918. Отделения: 1. Поликлиническое с 11 кабинетами (водолечебный, грязелечебный, света накаливания, токов низкого напряжения, токов высокого напряжения, статического электричества, рентгено-терапевтический и рентгенодиагностический, меха-нотерапевтичесний, кварцевый, эманация радия, распределительный). 2. Клиника-стационар. 3. Научно-клиническая лаборатория с отделениями: а) биомеханическим, б) биофизическим, в) биохимическим, г) физиолого-экспериментальным. Физиотерапевтический И. НКЗдр., Томск, 1920. Отделения: 1. Стационар и поликлиника по всем болезням. 2. Физиотерапевтическое с подотделами: а) гидротерапии, б) электротерапии, в) светолечения, г)   механотерапии. 3. Рентгено-радиологический подотдел: диагностический и терапевтический. 4. Радиологическая клиника для б-ных со злокачественными опухолями и др. б-ных. 5. Кардиологическое. 6. Научно-исследовательская лаборатория с отделениями: а) клинических анализов, б) гистологическим, в) бактериологическим и экспериментальным. 7. Музей. Издает сборники трудов по отдельным вопросам, монографии, учебники. Физических методов лечения И. гос. им. проф. И. М. Сеченова, НКЗдр., Севастополь, 1914. 1. Фи-зиотерапевтич. клиника и поликлиника. Отделения: а) механотерапевтическое, б) бальнеотерапевтическое, в) гидротерапевтическое, г) электротерапевтическое, д) светолечебное, е) рентгеновское, ш) радиотерапевтй-ческое, з) солярии, и) ингалятории, к) грязелечебное. Кабинеты: а) гинекологический, б) дерматологический, в) офтальмологический, г) ото-лярингологиче-ский, д) хирургический. 2.Санатории. 3. Лаборатория. Отделения: а) эксперимент.-физиологическое, б) химическое, в) физическое, г) патолого-гистологическое, д) диагностическое. 4. Метеорологическая станция. 5. Музей. Издает сбордикл трудов. Верхних дыхательных путей научно-исследовательский И. Главнауки, Саратов, 1928. Отделения: 1. Физиологическое. 2. Биохимическое. 3. Пат .-анатомическое. 4. Бактериологическое. Ь. Клиническое. Гематологии И. гос. (нереливания крови) им. Богданова НКЗдр., Москва. Отделения: 1. Научно-исследовательское. 2. Научно-учебное. 3. Производственное (стандартных сывороток, препаратов, аппаратов и принадлежностей для переливания крови). По изучению преступности и преступника И. гос. при НКВД (учреждение межведомственное—подведомственно НКВД, НКЗдр., НКЮ, НКП). Кабинеты в Москве, Ленинграде, Саратове, Ростове н/Д. Отделения: 1. Социально-экономическое. 2. Биопсихологическое. 3. Пенитенциарное. 4. Криминалистическое. 5.   Статбюро. 6. Музей. Издает труды («Проблемы преступности»). VІІ. Разные. Стоматологии И. гос. им. П. Г. Дауге (ГИСО) НКЗдр., Москва,1922. Отделения: 1. Консервативное. 2.   Хирургическое. 3. Стационарное. 4. Детское профилактическое. 5. Лаборатории: а) рентгеновская, б) химико-бактериологическая, в) патолого-гистоло-гическая. 6. Показательная поликлиника. 7. Музей. Химико-фармацевтический научный И. НТУ ВСНХ, Москва, 1922. Отделения. 1. Физиотерапевтическое. Лаборатории: а) фармакологическая, б) биохимическая, в) микробиологическая, г) экспериментальной терапии, д) экспериментальной бактериологии. 2. Ботанико-фармацевтическое. 3. Алкалоидное. Лаборатории по химии и физиол. химии. 4. Синтетической химии. 5. Эфирных масел и др. веществ. 6. Аналитическое. Лаборатории: медицинская и техническая. Фармацевтический экспериментальный институт НКЗдр. УССР, Харьков, 1920. Основан в 1913 г., существовал как Химико-фармацевтический и бактериологический институт при Харьковском фармац. обществе. Отделения: 1. Экспериментальной фармации с фармакологическим кабинетом. 2. Контрольно-аналитическое . VІІІ. Ветеринария. Ветеринарные Ин-ты научно - исследовательские НКЗема РСФСР. 1. Ленинградский областной (при нем Центр. И. усовершенствования врачей), Ленинград, б. Ленинградский вет.-бакт. И., 1898. 2. Сибирский краевой, Омск, б. Сиб. вет.-бакт. И., 1914. 3.   Средневолжский обл. П., Самара, б. Самарский нетер.-бакт. И., 1893. 4. ЦЧО обл. Воронежский И., 6.   Воронежский вет.-бакт. И., 1897. Реорганизованы с 1/Х 1924 г. Отделы: 1. Микробиологический. 2. Эпи-зоотологический. 3. Протозоо-гельминтологический. 4.   Вет.-санитарно-гигиенический. 5. Консультативно-диагностический. Ветеринарно-лоотехнический И. научно-исследовательский Сев.-Кавказский краевой, Новочеркасск, б. Донской ветер.-бакт. И., 1897, НКЗема РСФСР. Реорганизован в 1929 г. Отделы: 1. Микробиологический. 2. Эпизоотологический. 3. Протозоо-гельминтологический. 4. Ветеринарно-санит.-гигиенический. 5.    Консультативно-диагностический. 6. Зоотехнический. 7'. Зоогигиенический. Ветеринарный экспериментальный И. гос. НКЗема РСФСР, Москва (Кузьминки, ст. Люблино М.-Каз. ж. д.), 1898. До 1917 г. существовал как «Петербургская ветеринарная бактериологическая лаборатория Министерства внутр. дел». Отделы: 1. Общей микробиологии. 2. Протозоологии. 3. Патолог, анатомии. 4. Сравнительной патологии. (Существовал ранее г. Ленинграде как особый И.) 5. Физиологии. 6. Биологии размножения. 7. Биохимии. 8. Фармакологии. 9. Гельминтологии. 10. По изучению сапа с лабораторией по изготовлению маллеина. 11. По изучению tbc с лабораторией по изготовлению туберкулина. 12. По изучению сибирской язвы. 13. По изучению б-ней свиней (с Кашинцевской противочумной свиной станцией—ст. Щелково, Сев. ж. д.). 14. По изучению б-ней птиц. 15. Мясоведения. 16. Научно-плановое и экспертное бюро. 17.Клинический ин-т.Издает труды института. Перипневмоничсскпй И. гос. Левашовский сельскохозяйственный, Пугачевский округ Нижневолжского края, НКЗема РСФСР, 1924. Отделы: 1. По изучению этиологии перипневмонии. 2. По изучению методов борьбы с перипневмонией. Лит.: Десять лет советской науки, под редакцией Ф. Петрова, М.—Л., 1927; Николаев И., Научные институты, их роль и значение в деле здравоохранения, Профилакт. медицина, 1927, № 10; Педагогическая энциклопедия, под ред. А Калашникова, т. III, стр. 269—332, Москва, 1929; Carnegie Institution of Washington, Washington, 1929; Forschungsinsti-tute, ihre Geschichte, Organisation und Ziele, hrsg. von L. Brauer, Mendelssohn-Bartholdy und A. Meyer, Hamburg, B. I—II (печ.); Handbuch der Kaiser-Wilhelm-Gesellschaft zur Forderung der Wissenschat'ten, hrsg. v. A. Harnack, В., 1928; Lehmann L,., Die deutsche Forschungsstatten, Leipzig, 1929; Minerva, Jahrbuch der gelehrten Welt, hrsg. v. R. Kukula u. K. Triibner, Berlin, с 1899 (в последние годы почти исчерпывающий подробный перечень научных учреждений и обществ мира); Rockefeller Institute lor medical research, New York, 1929.                                С. Дубровинскнй.
Смотрите также:
  • ИНСУЛИН (от лат. insula—остров), представляет собой продукт внутренней секреции поджелудочной железы. Свое название он получил от островков Лангерганса, которые считаются местом его образования. Впервые выделен в 1922 г. Бентингом, Вестом и ...
  • ИНСУЛЬТ (от лат. insultare — вскакивать), термин, принятый для обозначения внезапного наступления заболевания при явлениях общего нарушения мозговой деятельности как в форме разлитого угнетения ее (потеря сознания, полная адинамия), так и ...
  • INSUFFICIENTIA (от лат. sufficere— быть достаточным), недостаточность, термин, прилагаемый чаще всего к случаям поражения сердечных клапанов, с характером дефекта последних на почве острого или хрон. воспаления эндокарда и с последующей невозможностью ...
  • ИНТЕЛЕКТ (от лат. intelligere — понимать), рассудок, разум, ум—понятие, объединяющее группу высших кортикальных (психических) функций человека, филогенетическое совершенствование которых в ря-ДУ других моментов определило виду Homo sapiens его доминирующую роль на ...
  • ИНТЕНЦИИ (от лат.intentio—намерение), термин, встречающийся в схоластике и означающий отношение сознания к своему объекту. Этот термин был введен в новейшую психологию Брентано (Brentano), а затем укрепился в т. н. вюрцбургской школе ...