АКАДЕМИИ МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКИЕ

АКАДЕМИИ МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКИЕ, высшие мед. учебные заведения, основанные в конце XVIII в. в Петербурге и Москве в связи с развитием регулярной армии и потребностью во врачах для нее. Первоначально подготовка врачей производилась 1гои больших военных госпиталях в Москве (с 1707 г.), Петербур ге и Кронштадте (с 1733 г.). В 1786 г. эти школы получили название медико-хирургических училищ. Окончившие их приобретали звание лекаря или подлекаря. В 1798 г. мед.-хир. училища в Петербурге и Москве были преобразованы в А. М.-Х. Московская А. просуществовала недолго и в 1804 г. была закрыта с передачей слушателей ее в Петербургскую А., затем она была вновь открыта в 1808 г. (см. ниже). Гораздо дольше (с 1798 по 1881 г.) существовала Петербургская А., с 1798 по 1804 г., состоявшая в ведении Медицинской коллегии. Управление А. было возложено на конференцию ее профессоров. В А. было всего 7 кафедр: патологии и терапии, хирургии, повивальной и врачебно-судной науки, анатомии и физиологии, ботаники и фармакологии, химии, математики и физики. На все кафедры, кроме профессоров, было 7 адъюнктов, рисовальный мастер, лаборант, библиотекарь и 2 помощника. Слушателей было 120 чел., называвшихся на первых двух курсах учениками, на двух старших—студентами; им было определено содержание по 100 руб. в год на человека и 8—12 р. на покупку книг и пособий. Для клинических занятий служили петербургские Сухопутный и Адмиралтейский воен. госпитали. В 1802 г. к Петербургской академии был присоединен Медико-хирургический институт, основанный в 1783 году при петербургской Калинкинской больнице. Слушатели и преподаватели иы-та были немцы (русские и иностранные подданные); преподавание (3-летний курс) велось на нем. языке. В 1804 г. А., перейдя в ведение министерства внутренних дел, получила более отчетливое административное устройство и была расширена за счет закрытой Московской А. Число «казеннокоштных» слушателей увеличилось до 160; кроме того, были «волонтеры». Требования к поступающим в отношении их общей подготовки были повышены; введены экзамены. Для окончивших А. было установлено звание кандидата хирургии; для получения звания лекаря требовался годовой стаж в военном госпитале. Преподавание, однако, продолжало оставаться на низком уровне. А. была недостаточно обеспечена клин, материалом, учебными пособиями и руководством; устарели учебный план и методика преподавания: преподаватели читали свои курсы, а слушатели под диктовку записывали. В это время к реорганизации академии привлечен был известный западно-европейский ученый Иоган Петер Франк (см.), назначенный ее ректором. Он, но своему времени, широко подошел к своей задаче. Количество кафедр и самостоятельных курсов увеличивалось до 15, устанавливалась последовательность в прохождении отдельных наук, определялись задачи отдельных кафедр, в частности, ставились задания клин, кафедрам, вводились ветеринарные и фармацевтические науки и военная медицина. Число учащихся увеличивалось до 400. Соображения Франка легли в основу утвержденного в 1806 г. устава А. По новому уставу, А. подчинялась непосредственно министру внутренних дел. Устав 1806 г. действовал всего лишь два дня, т. к. вследствие возражении со стороны влиятельного придворного врача Виллье (см.), действие этого устава было приостановлено. Новый устав, разработанный комиссией проф. Загорского, был утвержден в 1808 г. Многое в этом уставе было заимствовано из устава 1806 г., но внесены и значительные изменения в смысле ограничения прав профессуры. Во главе А. ставился ее президент, непосредственно подчинявшийся министру внутренних дел, а во главе московского отделения—вице-президент. А. определялась как «Ученое сословие, учрежденное для образования юношества во всех частях врачебной науки». В составе А. предусматривались три части: медицинская, ветеринарная и фармацевтическая. А. разделялась на два отделения: в Петербурге (главное) и в Москве. Число профессоров увеличивалось до 24, адъюнктов также до 24. Устанавливалось преподавание на русском языке. Число учащихся увеличивалось до 720. Срок обучения сохранялся четырехлетний, 5-й год посвящался практике в госпиталях. Президентом А. был назначен в 1806 г. сам Виллье, несший эти обязанности до 1838 г. В 1810 г. Петербургская М.-Х. А., в связи с реорганизацией министерств, была передана в министерство народного просвещения, с тем, чтобы в 1822 г. вновь возвратиться в министерство внутренних дел в связи с новым переустройством министерств. Полновластным распорядителем А. за весь этот период являлся ее президент, баронет Виллье, сочетавший в своем лице заботу об улучшении преподавания с солдатской грубостью. За время президентства Виллье почти все профессора А. были уже из ее учеников. В 1835 году был введен пятый год обучения. Московское отделение М.-Х. А. было подчинено Петербургской А. в лице ее президента. В составе профессоров московского отделения А. преобладали немцы. Количество учащихся достигало 500. Преподавание было обставлено беднее, чем в Петербурге, так напр., клиник было вначале лишь 2 по 6 коек в каждой, при ветеринарном отделении не было никаких «учреждений для практических занятий студентов в лечении больных животных и ковке лошадей». Лишь в результате приезда в Москву Виллье были устроены клиники в Екатерининской больнице и предпринят ряд улучшений. Указом 1837 г. московское отделение А. было «возведено на степень отдельной А.» и получило самостоятельное существование, продолжавшееся до 1844 г., года ее расформирования. В 1838 г. Петербургская А. была подчинена военному министру. Официальным мотивом передачи было то, что А. готовит военных врачей, но, судя по нек-рым указаниям (Пирогов, Чистович, Здекауэр), действительной причиной послужило желание правительства «обратить особое внимание на нравственность воспитанников». На всем протяжении существования Петербургской А. можно отметить часто возникавшие среди ее учащихся проявления недовольства, порой доходившие до беспорядков. В ранние периоды существования А. беспорядки возникали на почве недовольства столом или экзаменационных недоразумений, но затем примешиваются уже и иные поводы. Причиной строгих дисциплинарных взысканий порой являются уже и «нелепые известия, могущие производить неприятные влияния и распространить ложные слухи». Волнения и броясения среди слушателей приводили как к действию «скопом», так и к индивидуальным, порой очень резким, выступлениям против отдельных лиц администрации и профессоров. Так, студентом Сочинским в 1838 г. было произведено покушение на проф. Нечаева. Расправы с «бунтовщиками» были жестокие: суровый карцер, назначение в войска; в отдельных случаях дело доходило до шпицрутенов, как напр., с Сочинским, когда экзекуция кончилась его смертью. С переходом Петербургской А. в ведение военного министерства ближайшими руководителями А. являлись особо назначенные попечители. Первым из них был ген. Клейнмихель, директор департамента военных поселений, правая рука Аракчеева, видевший свою задачу в том, чтобы «облагородить А. подбором учащихся, ввести благонравие среди студентов и военную дисциплину». Наказания слушателям назначаются теперь уже не по уставу, а по «высочайшему повелению», т. е. более строгие. Но надзор за А. не ограничивался только попечителями. Начальник знаменитого III отделения Дуббельт требовал на просмотр студенческие записи лекций. Вместе с тем, однако, в академической жизни происходят, хотя и в очень скромных размерах, нек-рые улучшения. Присоединение в 1840 г. к А. второго военно-сухопутного госпиталя улучшило клин, занятия студентов. В 1839 г. А. получила разрешение на издание «Журнала врачебных и естественных наук», который в последующие годы выходил под названием сначала «Записки по части врачебных наук, издаваемые при М.-Х. А.», а затем «Академических Актов». След. период истории А., связанный с эпохой 60-х гг., является лучшим в ее жизни. В 1857 г. президентом А. был назначен проф. Дубовицкий, и одновременно с этим восстановлено непосредственное подчинение президента военному министру. На Дубовиц-кого было возложено поручение разработать новый устав, «не стесняясь в своих предположениях, лишь бы эти предположения клонились к истинной пользе Академии и могли бы, вообще, поставить в отечестве врачебную науку на ту же степень совершенства, на коей она находится во Франции и в Германии». В сотрудничестве с проф. Зиминым, Глебовым и др., при сочувственном отношении военного министра Милютина, Дубовицкий наметил и провел реорганизацию А. В соответствии с тогдашними научными воззрениями в А. значительно было расширено преподавание естественных наук, создан был Естественно-исторический институт, положено основание Анатомо-физиологическому ин-ту, увеличено число кафедр по естествознанию и гигиене, расширены их штаты, сооружены новые здания для Естественно-исторического ин-та, заново создан ряд кабинетов, лабораторий и музеев. Подверглось переработке и клин. преподавание. Учреждены новые клинические кафедры (глазных, нервных, душевных болезней и др.). Для расширения клиник построена заново Михайловская клин, больница. Госпиталь подвергся капитальной перестройке и перепланировке. На преподавательские должности был выдвинут ряд молодых сил, как напр., Балинский, Ильинский, Якубович, Руднев, Боткин, Сеченов, Юнге, Беккерс и другие. Для создания постоянного и надежного источника для пополнения преподавательского состава был учрежден Институт для усовершенствования врачей. В 1859 г. было положено основание приват-доцентуре. Реорганизация учебного дела в А. создала большой наплыв учащихся, количество к-рых порой доходило до 1.600. Семидесятые гг. в истории А. связаны с развитием революционного движения среди студенчества, подобно тому, как это происходило и в др. высших учебных заведениях. Для борьбы с создавшимися в А. настроениями правительством в 1874 г. была учреждена Комиссия для управления делами А. 'Главный военно-медицинский инспектор и конференция А. были устранены от управления А., председателями Комиссии были строевые генералы. Русско-турецкая война, вызвавшая необходимость в ускоренных выпусках военных врачей, еще более нарушила жизнь Академии. В 1881 г. Медико-хирургическая академия была реорганизована и получила название Военно-медицинской академии (см. Академия военно-медицинская). За время своего 83-летнего существования Петербургская академия, бывшая первой русской высшей мед. школой, сыграла, несмотря на описанные выше неблагоприятные условия, значительную роль как научное учреждение. Среди ее профессоров были выдающиеся ученые своего времени: Грубер В. Л. (анат.), Руднев М. М. (пат.-анат.), Сеченов И. М. (физиол.), Пашутин В. В. (общ. пат.), Боткин С. П. (терап.), Склифасовский Н. В. (хир.), Зинин Н. Н. (хим.), Брандт Ф. Ф. (зоол.), Балинский И. М. (психиатр.), Доброславин А. П. (гигиена), Пирогов Н. И. (хир.) и др.—Ви-ленская медико - хирургическая академия была учреждена в 1832 г. путем реорганизации мед. факультета Виленского университета И Закрыта В 1842 Г.           Н. Зеленев.
Смотрите также:
  • АКАДЕМИЯ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ, высшее военно-мед. уч. завед., основанное 10 июня 1881 г. путем реорганизации Петербургской медико-хирургической академии (см. Академии медико-хирургические). Причины, вызвавшие эту реорганизацию, были политического характера и заключались в желании правительства ...
  • АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПАРИЖСКАЯ (Academie de medecine et de chirurgie), основана в 1820 г. и состоит из 100 действительных членов (membres titulaires), к-рые должны иметь звание доктора медицины, 10 «вольных» членов (membres Hbres), к-рые ...
  • АКАДЕМИЯ НАУК СССР,оенованав1725г. в Петербурге, по мысли Петра I, который, создавая А., советовался с Лейбницем и другими крупными учеными того времени. Открылась А. Н. уже после смерти Петра I (при Екатерине I). ...
  • АКАЛЬКУЛИЯ (от греч. а—отриц. част. и calculi—камешки, служившие для счета), утрата способности совершать арифметические действия. Нередко страдающие А. не понимают значения чисел и условных знаков, Рисунок 1. Место укуса ...
  • АКАМУШИ, Akamushi (синонимы: японская береговая лихорадка, цуцугамуши, кедани), лихорадочное заболевание, передающееся через укусы личинок клеща Trombicula akamushi, к-рый, в свою очередь, заражается от мелких грызунов. Болезнь эта была впервые выделена ...