АКАДЕМИЯ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ

АКАДЕМИЯ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ, высшее военно-мед. уч. завед., основанное 10 июня 1881 г. путем реорганизации Петербургской медико-хирургической академии (см. Академии медико-хирургические). Причины, вызвавшие эту реорганизацию, были политического характера и заключались в желании правительства «положить конец тем беспорядкам, которые постоянно повторялись в среде громадной и недисциплинированной массы студентов и слушателей Медико-Хирургической Академии» (из постановлений Особого совещания при военном министре Милютине). Реформа была намечена Милютиным еще в 1878 г. и постепенно должна была приблизить Медико-хирургическую академию к типу других военных академий. Число курсов сокращалось до трех старших с тем, чтобы укомплектование производить молодыми людьми, прошедшими два первые курса на мед. или естеств. факультетах ун-тов. Для облегчения слушания мед. наук студентами, переводящимися с естественных факультетов, был учрежден «приготовительный» курс. Студенты Академии считались на военно-медицинской службе, принимали военную присягу и получали казенную стипендию; согласно «Временного Положения о В.-М. А.» 1881 г., ветеринарное отделение упразднялось, фармацевтическое отделение с этого года перестало существовать и юридически, т. к. фактически оно не существовало уже с 1875 г. в виду отсутствия желающих обучаться на этом отделении. Для наблюдения за поведением студентов были учреждены должности курсовых штаб-офицеров. Реформа, однако, оказалась нежизненной, т. к., благодаря новым порядкам в А., понизилось стремление молодежи итти в нее и возникли серьезные затруднения в укомплектовании А. Выпуски из А. врачей количественно резко понижались и не покрывали потребности армии во врачах. Положение об А. в.-м. было переработано вновь, и в 1890 г. в ней восстанавливается пятилетняя система обучения, вводится порядок назначения преподавательского состава и предоставление ученых званий, аналогично принятому для университетов. Приват-доцентура получает очень широкое развитие. Этому содействовало ежегодное оставление при А. для подготовки к учено-учебной деятельности молодых врачей (так наз. «Институт для усовершенствования врачей»). За период с 1890 по 1898 г. были учреждены новые кафедры истории медицины, заразных болезней с бактериологией, произведено значительное улучшение в оборудовании учебных и научных лабораторий и клиник. Некоторое смягчение политического режима содействовало оживлению и научной и учебной деятельности. Общественно-политические настроения студентов находят нек-рый легальный выход в деятельной работе по борьбе с голодом и эпидемиями тифа и холеры (1891—1892 гг.), летучих глазных отрядах, основанных проф. Бел-лярминовым, в противоэпидемических отрядах земств, в отрядах Красного Креста (как напр., в Итало-Абиссинскую войну 1896 г.). Революционное движение студентов А. за этот период истории А. получает идеологически более выраженный характер, проходит под лозунгами революционных рабочих партий и нередко является откликом солидарности на рабочие и студенческие движения других городов. В 1912 г. и в начале 1913 г. студенческое волнение, возникшее в связи с введением обязательного отдания чести слушателями А., приняло широкий размер, повело к ряду кровавых столкновений со строевыми офицерами и явилось причиной ареста нескольких сот слушателей и временного закрытия А. 12 марта 1913 г. для А. издается новое «Положение», имеющее целью бблыпую военизацию слушателей Академии и установление более тесной связи с глав, воен.-сан. инспектором: А. ставится в непосредственное подчинение гл. воен.-сан. инспектору, значительная часть дел, ранее разрешавшихся лично военным министром, отходит к ведению военно-санитарного инспектора. За военным министром сохранено право утверждения избранных конференцией профессоров, а также и непосредственное их назначение. Слушатели двух младших курсов полностью приравнены в военно-правовом отношении к вольноопределяющимся действит. службы, а трех старших—к зауряд-врачам. Учрежден дисциплинарный комитет Академии. Программа академического курса расширена введением военного законоведения, военной и военно-санитарной администрации, учения о войсковых болезнях. Установлены обязательные для слушателей лагерные сборы и дежурства в воен. госпиталях.—Положение об А. 1913 г., проведенное в порядке военного законодательства, помимо Государственной Думы, не встретило сочувствия среди широких кругов русского общества и было оппозиционно принято слушателями. За годы мировой войны научная и учебная деятельность А. слабеет, т. к. значительные преподавательские силы были отвлечены в действующую армию, перед А. же была поставлена задача произвести ряд досрочных выпусков военных врачей.—Общий характер дореволюционной А. отражал все отрицательные черты дореволюционной высшей русской мед. школы. Преобладала тенденция к подготовке врача-лечебника, профилактические мед. науки были в загоне, изложение мед. дисциплин в плоскости соц.-политического анализа безусловно не допускалось. В преподавании преобладали методы чисто лекционные, оставлявшие мало места для самодеятельности учащихся. Последний недостаток несколько ослаблялся высококвалифицированным подбором профессоров и преподавателей и богатым учебным оборудованием Академии. С начала революции 1917 г. Академия переживает судьбу всех высших русских школ. Количество слушателей ее быстро достигает трех с лишним тысяч (вместо штатного— 875). Управление Академией переходит к ее конференции и избранному ею президенту Академии. Состав конференции демократизируется введением младших и старших преподавателей, а затем и слушателей. Учебная и ученая деятельность значительно нарушаются, как в силу переполнения А. и недостаточной общей подготовленности слушателей к прохождению курса, так и вследствие ухудшившегося ее материального положения.—После Октябрьской Революции борьба внутри А. диференцируется по соц.-классовому составу преподавателей и слушателей. Однако, в 1919 г. эти процессы по существу были уже закончены, и непримиримые противники нового государственного строя совершенно утратили свое влияние и выбыли из преподавательского и слушательского состава А. (одни эмигрировали за границу, другие бежали к белым армиям и т. д.). Состав А. в своем подавляющем большинстве определился как вполне лой-яльный и сочувствующий новому строю, и на основе требований гражданской войны Академия широко развернула свою работу. Организация ряда ускоренных выпусков врачей для действующих частей Красной армии, формирование сан.отрядов из составаА. для наиболее нуждающихся в них участков фронтов, личное и непосредственное участие профессоров и преподавателей А. в организации отдельных видов санит. обслуживания действующих частей, составление для Красной армии ряда медико-сан. руководств и справочников силами А. и ряд других форм участия А. в деле содействия победам Красной армии и новому социалистическому строительству имели большое и техническое, и политическое значение. Тяжелое экономическое положение страны и блокада затрудняли надлежащее материальное обеспечение А.; однако, и в тяжелые годы гражданской войны научная и учебная работа А. совершалась без перерыва. С окончанием гражданской войны и изданием в 1925 г. нового «Положения» А., в дальнейшем дополненного и уточненного, А. получила свое настоящее правовое положение и точное определение своих задач. Согласно действующему законодательству, А. получила название Военно-Медицинской Академии Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Ее задачи определены как а) подготовка военно-врачебного состава для РККА, б) повышение специальной квалификации военных врачей, прикомандированных к А. для научного усовершенствования, в) подготовка научных работников в области военной и морской медицины и санитарии, а равно и в области других преподаваемых в А. наук, г) содействие, путем исследовательской работы, развитию преподаваемых в А. наук, с уделением особого внимания вопросам, связанным со здравоохранением РККА, д) научно-практическая разработка, по заданиям ВСУ РККА, вопросов воен.-сан. дела, е) организация специальных курсов для медико-санитарного состава РККА. Во главе А. поставлены Начальник и Военный Комиссар А., подчиненные непосредственно Н-ку ВСУ РККА. Научная и учебная деятельность Академии осуществляется профессорами, заведующими кафедрами, самостоятельными преподавателями, ведущими самостоятельные курсы, старшими и младшими преподавателями, а также и врачами, оставленными для подготовки к научно-учебной деятельности и прикомандированными для усовершенствования. Для обеспечения большей полноты и наглядности преподавания допущены и сверхштатные преподаватели. Назначение преподавательского состава производится путем конкурса, назначаемого на старшие должности Н-ком ВСУ РККА, на младшие— Н-ком А. При П-ке состоит Совет А., являющийся совещательным органом для обсуждения вопросов научно-учебного характера. В Совет А. входят Н-к и Комиссар, их помощники, Н-к Учебного отдела, все профессора и самостоятельные преподаватели, представители от прочего преподавательского состава, из расчета 10% от общей его численности, представители от слушателей по одному от каждого курса, главный врач и комиссар военного клин, госпиталя. Для обеспечения наиболее полной разработки вопросов организационно-учебного характера и проведения в жизнь мероприятий учебного порядка в составе А. создан Учебный отдел. В ведении Учебного отдела состоит и фундаментальная библиотека А. Установленное число слушателей—895. Слушатели комплектуются из лиц, командированных из рядов Красной армии, а также из граждан от 18 до 25 лет, имеющих познания по общеобразовательным наукам в объеме рабочего факультета, выдержавших приемные испытания и годных к военной службе по физ. своему состоянию. Все слушатели считаются состоящими на военной службе, получают все виды положенного начальствующему составу Красной армии довольствия. По окончании 5-летнего обучения обязаны службой в Красной армии из расчета двух лет службы за год обучения. Учебные программы и планы А. подверглись капитальной переработке в направлении создания военно-врачебных кадров, отвечающих принципам организации вооруженных сил СССР и профилактическому направлению сов. медицины. В этих целях значительно расширены курсы профилактических мед. дисциплин. Для обеспечения их развития учрежден (в 1925 г.) при А. Профилактический ин-т им. 3. П. Соловьева, в составе кафедр: общей и военной гигиены, соц. гигиены, микробиологии, военных и воен.-сан. курсов. Кроме того, большое развитие получил отдел физиологии труда в общем отделе физиологии, учрежден самостоятельный курс психо-физиологии военного труда и т. д. Серьезной реформе подверглось преподавание воен.-саи. и военных наук. Учреждены кафедра военно-полевой хирургии, курсы военной гигиены, воен.-сан. администрации и тактики, военной администрации, военной топографии, общей военной тактики, истории военного искусства, стратегии и др. Программа А. пополнена циклом наук соц.-полит. характера. Введено обязательное изучение новых языков. Для практического ознакомления с условиями военной врачебной деятельности установлены для слушателей лагерные сборы и дежурства в военных госпиталях. Для обеспечения А. клиниками в состав ее включен клин. воен. госпиталь, объединяющий все ранее разрозненные клин, учреждения (клин, госпиталь, клин, больницу им. Виллье, клинику душевных заболеваний и т. д.). А. обеспечена возможность использования, в целях клинического преподавания, военного и морского госпиталей Ленинграда. При А. создана дезинфекционная станция, учреждены школы военных лекарских помощников (1925 г.) и курсы дезинфекторов (1926 г.). В 1925 г. основан воен.-сан. музей. Число кафедр возросло до 32; самостоятельных курсов— до четырех. Установлено ежегодное оставление на три года в порядке конкурса по 5 врачей для подготовки к учено-учебной деятельности, и ежегодно командируются в А. до 100 военных врачей на один и два года для усовершенствования в различных областях воен.-сан. дела. Методы преподавания подверглись значительному изменению в целях пробуждения большей самодеятельности слушателей, в соответствии с чем, наряду с лекциями, получили широкое развитие семинарские и др. практические занятия. Материальное оборудование А., в особенности ее учебных и научных лабораторий и кабинетов, значительно амортизировавшееся за годы войны, за последнее пятилетие значительно пополнено и расширено. Научная деятельность А., имеющей в своем составе ряд выдающихся ученых (СП. Федоров, Г. И. Турнер, Г. В. Хлопин, В. И. Воячек, Н. Н. Аничков, Д. К. Заболотный и др.), по своему значению выходит далеко за пределы СССР.                            Н. Зеленев.
Смотрите также:
  • АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПАРИЖСКАЯ (Academie de medecine et de chirurgie), основана в 1820 г. и состоит из 100 действительных членов (membres titulaires), к-рые должны иметь звание доктора медицины, 10 «вольных» членов (membres Hbres), к-рые ...
  • АКАДЕМИЯ НАУК СССР,оенованав1725г. в Петербурге, по мысли Петра I, который, создавая А., советовался с Лейбницем и другими крупными учеными того времени. Открылась А. Н. уже после смерти Петра I (при Екатерине I). ...
  • АКАЛЬКУЛИЯ (от греч. а—отриц. част. и calculi—камешки, служившие для счета), утрата способности совершать арифметические действия. Нередко страдающие А. не понимают значения чисел и условных знаков, Рисунок 1. Место укуса ...
  • АКАМУШИ, Akamushi (синонимы: японская береговая лихорадка, цуцугамуши, кедани), лихорадочное заболевание, передающееся через укусы личинок клеща Trombicula akamushi, к-рый, в свою очередь, заражается от мелких грызунов. Болезнь эта была впервые выделена ...
  • ACANTHOSIS NIGR1CANS (от греч. асап-tha — шип и лат. niger—черный), папиллярно-пигментная дистрофия кожи, редкий дерматоз, в тяжелой прогрессирующей форме наблюдающийся в пожилом возрасте и во многих случаях сочетающийся со злокачественными новообразованиями ...