ЗАМЕЩЕНИЕ

ЗАМЕЩЕНИЕ, замена сложной ассоциативной группы каким-нибудь одним элементом последней или даже отдельным образом, не входящим прямо в ее состав, но находящимся с ней лишь в той или иной связи. Понятие это введено в психопатологию Фрейдом (S. Freud), первоначально—для объяснения динамики сновидений. По мнению Фрейда «явное» содержание сна, составленное совсем из другого материала, чем его действительное содержание («скрытое»), как бы замещает в сознании спящего последнее. Дело в том, что действительное содержание сновидений всегда имеет, по Фрейду, сексуальную основу и соответствует инфантильным влечениям субъекта, подвергшимся вытеснению как непримиримые с моральными и социальными установками личности («сверх-я»). Поэтому хотя оно и находит выражение в образах сна, однако выражение это не прямое, а искаженное, как бы прошедшее через цензуру, при чем не пропущенные последней мысли и желания замещены образами и положениями, кажущимися поверхностному взгляду невинными, в действительности же символически выражающими (замещающими), задержанные цензурой тенденции. Подобные замещающие образы обыкновенно возникают в тех местах представляющейся во сне ситуации, на к-рые падает особое аффективное ударение и которые являются центрами, собирающими вокруг себя наибольшее количество псих, энергии. Дело происходит так, как-будто некая «псих, власть» с одной стороны лишает силы действительно важные псих. элементы, а с другой—из маловажных «творит новые ценности». Т. о. процесс 3. связан с динамическим преобразованием, именно— перемещением псих, энергии с одних элементов на другие. Из изложенного ясно, что именно на 3. основана символика сновидений. Как и родственное ему сгущение, 3. характеризует не только работу сна, но и символическое симптомообразование в картине неврозов (навязчивые мысли, фобии, телесные явления, символизирующие аффективные состояния, напр.рвота—отвращение, и пр.) и символику схизофренических речи, бреда и галлюцинаций, а также и образное «архаически-примитивное» мышление, и даже нек-рые формы поэтического творчества. Понятие 3. (совершенно независимо от общей оценки психоанализа в его целом) должно быть признано чрезвычайно важным вспомогательным средством психопатологического анализа, позволяющим во многих случаях проникать в самые основы механизмов аффективного мышления. Лит.: Кречмер Э., Медицинская психология, М., 1927; Фрейд 3., Лекции по введению в психоанализ, вып. 1—2, М.—П., 1922—23. П. Зиновьев.
Смотрите также:
  • ЗАМКНУТОСТЬ, характерная для аути-стической установки к окружающей среде особенность психики, свойственная схизо-френикам, схизоидным психопатам и нормальным людям схизотимического склада. Особенное значение замкнутость получила в связи с тем, что ряд характерологических ...
  • ЗАМОЩЕНИЕ, верхнее покрытие прочными материалами проездных дорог, улиц, площадей, дворов и пр. Замощение устраивается гл. обр. для облегчения транспорта; оно является безусловно необходимым при сколько-нибудь развитом движении. Особенно повышенные требования ...
  • ЗАМЯТИН, Александр Иванович (род. в 1873 году), крупный военносанитарный работник. По окончании Юрьевского ун-та, в 1901 году поступил на военносанитарную службу. Принимал участие в русско-японской войне; с 1906 г. работал ...
  • ЗАНОС (пузырный, кровяной, мясистый), термин, обозначающий ряд различных по своему происхождению образований, являющихся последствием гибели развивающегося яйца как внутри матки, так и в трубе. Из этих различных образований наибольшего внимания по ...
  • ЗАПАСНЫЙ ВОЗДУХ, объем воздуха,который можно выдохнуть после обычного выдоха. Он равен в среднем 1.600 см3. 3. в. называется такя-се резервным воздухом. Вместе с остаточным водухом образует альвеолярный воздух (см.).