ЕВФЕНИКА

ЕВФЕНИКА (от греч. ей — хорошо и phai-по — проявляю), учение о хорошем проявлении наследственных задатков—необходимое дополнение к евгенике (см.), т. е. учению о хороших наследственных задатках. Современное учение о наследственности ясно различает два понятия: гены и фены. Гены, наследственные задатки, заложены в гаметах (яйце и сперматозоиде); при оплодотворении однородные гены обоих родителей сходятся, а при процессе созревания расходятся пораз-ным гаметам, не подвергаясь при этом изменениям. Внешние признаки организма, или фены зависят от определенных генов и являются внешним, доступным для нашего наблюдения проявлением этих генов. Скрытые от непосредств. наблюдения, гены обладают большой стойкостью; мы не научились изменять их по своему произволу и в лучшем случае у некоторых организмов можем при помощи рентгеновских лучей и других подобных факторов вызывать те или иные изменения генов—геновариации, или мутации,—характера к-рых заранее предвидеть мы не можем. Поэтому практические мероприятия по евгенике человека и домашних животных, т. е. по изменению их наследственных свойств, сводятся лишь к искусственному отбору ценных для размножения генотипов и к устранению от размножения тех генотипов, к-рые мы считаем плохими. Зато результаты евгенического отбора оказываются очень стойкими, а иногда и быстрыми: если мы в стаде из коров красной и черной масти оставим в качестве производителей только красных особей, то получим чистое стадо, в котором и в будущем черных коров не окажется. В противоположность генотипу фенотип гораздо более доступен для прямого воздействия в определенном направлении, т. к. процесс развития генотипа оплодотворенного яйца во взрослый организм с теми или иными фенотипными признаками определяется внешними, поддающимися воздействию условиями. Эта зависимость фенотипа от внешних влияний особенно точно выяснена экспериментальным путем на плодовой мухе—дрозофиле. Среди ее многочисленных мутаций есть одна, получившая название Abnormal abdomen и отличающаяся ненормально изуродованным брюшком. Можно получить чистые расы этой мутации,все пред- ставители которой будут носителями этого гена. Опыты показывают однако, что далеко не всегда этот ген проявляется в фенотипе, а только в тех случаях, когда личинки, несущие этот ген, воспитываются на влажном корме. Если же держать культуру в условиях недостаточной влажности, то этим проявление гена подавляется и генотипно ненормальные мухи кажутся фенотипно нормальными. Есть еще одна мутация Droso-phila funebris, еще более ненормальная, чем Abnormal abdomen. У этой мутации при резком проявлении наблюдается дегенерация почти во всех органах: крылья оказываются с различными недочетами, иногда совсем рудиментарными, глаза также редуцируются и могут исчезнуть, вместо 5 члеников лапок иногда остается один. Экспериментатор по своему желанию может или усилить проявление генотипа и получить много сильно дегенеративных фенотипов или, наоборот, воспрепятствовать проявлению и получить из того же генотипа внешне нормальных особей: в первом случае он должен держать развивающихся личинок при 25°, во втором при 15°. Последняя методика в этом случае может быть названа евфенической. Таким образом из одного и того же генотипа мы можем получить разные фенотипы. Евфеника изучает те способы, при помощи к-рых мы можем, не изменяя генотипа, получать наиболее ценные для нас фенотипы культурных растений, домашних животных и человека. Так, в области растениеводства к евфеническим мероприятиям принадлежат механическая обработка почвы, искусственное удобрение почвы, искусственное орошение, борьба с вредителями и другие меры, при помощи к-рых урожай поля, засеянного определенными семенами, можно поднять на 100% и более. Наоборот, евгеническим мероприятием в области агрономии является селекция семян, подбор такого генотипа, который при одинаковых условиях дает лучшую плодовитость, устойчивость к изменениям погоды, к холоду и засухе, обладает наследственным иммунитетом по отношению к известным заболеваниям и пр. Современная агрономия использует как евфенические, так и евгенические методы, но признает, что, в то время как селекционированные семена передают свои ценные свойства длинному ряду последующих поколений, все евфенические мероприятиядолжны повторяться снова для каждого поколения, т. к. их воздействие на следующее поколение не передается через семена сколько-нибудь прочно. Очень ясно сказывается различие между евгеническими и евфеническими методами и практическим животноводством. В значительной части центрального земледельческого района разводится ярославская «порода» крупного рогатого скота. В бедном крестьянском хозяйстве телята воспитываются плохо, страдают от холода и голода, молочные коровы кормятся совершенно неправильно, и в результате низкорослая, тощая крестьянская коровенка дает каких-нибудь 700 л молока в год. Но если ту же самую телушку воспитывать в хороших условиях и кормить правильно, то она будет давать по 2.500 л молока. Такой успех достигается чисто евфеническими мерами, т. к. генотип при этом не меняется. Однако улучшить далее молочность коровы таким путем мы не можем, хотя и знаем, что есть коровы, дающие молока гораздо больше, чем 2.500 литров в год (свыше 10.000 л). Но эти молочные коровы отличаются от наших ярославок уже по своему наследственному генотипу. И среди наших ярославок встречаются разные генотипы, т. к. в одном и том же стаде при одних и тех условиях одни коровы дают больше молока, а другие меньше. Улучшить стадо там,где уже не удается достигнуть каких-нибудь результатов путем евфенических мероприятий, можно только тщательным отбором лучших производителей, т. е. евгеническим путем. Что касается человека, то для улучшения его физических свойств и способностей Е. играет особенно существенную роль. У человека больше, чем у какого бы то ни было вида животного и растений, фенотип определяется внешними условиями. Мы наблюдаем повсюду, что воспитание ребенка в плохих гиг. условиях и при плохом питании ведет кослаблению его, быть может здорового и сильного, генотипа, ослабляет его природную способность бороться с инфекциями (туберкулез). Наоборот, воспитание и жизнь в хороших условиях повышают его наследственные силы и сопротивляемость ряду заболеваний. Гигиена, и в особенности соц. гигиена, физкультура, профилактика, охрана материнства и младенчества и вся медицина вообще являются могущественными методами Е. Но в особенности значительно влияние среды и внешних условий на развитие психических способностей человека. Человек рождается на свет без единого условного рефлекса, а запас его безусловных врожденных рефлексов совершенно недостаточен для поддержания его существования, так как в этом отношении человек одарен от природы беднее, чем другие виды животных, а в особенности насекомые, обладающие сложными врожденными инстинктами, достаточно полно регулирующими все их поведение. Кроме того человек—социальный организм, существование которого повидимому невозможно вне соц. среды. Только в вымышленном и плохо вымышленном романе ребенок Тарзан смог вырасти и даже научиться языку, не видя ни одного человека. На самом деле очевидно, что в генотипе человека заложены только способности к разговорной речи, а самая речь, равно как и вся остальная система условных рефлексов, дается внешней соц. средой с великим богатством накопленного человечеством и передающегося по традиции из поколения в поколение опыта. Поэтому вся система воспитания и обучения относится к области Е. В виду этих особенностей человека, во многих случаях очень трудно за внешним, легко наблюдаемым фенотипом определить его природные способности—генотип. Если человек воспитывался в хороших гиг. условиях и имел возможность воспользоваться хорошим воспитанием и образованием, но все-таки остался и хилым и мало развитым, то мы с достаточной уверенностью заключаем о его физ. и псих, неполноценности. Но такого заключения нельзя сделать по отношению к человеку, который развивался в неблагоприятной среде: хилый рабочий, с детства отравляющийся свинцом, на самом деле может быть одарен от природы хорошим здоровьем и физ. силой, к-рые он может передать и своим детям, если они будут воспитываться в гиг. условиях. Пастух, наигрывающий на дудке свои собственные композиции, может быть окажется более одаренным музыкантом, чем иной бесталанный пианист, которого с детства обучали музыке. В совершенном социальном строе все дети должны быть поставлены в хорошие гиг. условия, обеспечивающие их нормальное физ. развитие; дети с нек-рой недостаточностью физ. генотипа могут быть в значительной степени исправлены соответствующим уходом. Соответствующим воспитанием и в некоторых случаях лечением могут быть исправлены врожденные недостатки темперамента. В нашем распоряжении имеется уже теперь много методов, чтобы определить одаренность ребенка в различных отнршепиях. Е. требует, чтобы каждый ребенок был поставлен в такие условия воспитания и образования, при которых его специальные наследственные способности нашли бы наиболее полное и наиболее ценное выражение в его фенотипе. Лит.—см. лит. к ст. Евгеника.           Н. Кольцов.
Смотрите также:
  • ЕГИПЕТСКОЕ ВОСПАЛЕНИЕ ГЛАЗ, см. Трахома.
  • ЕДКИЕ ЩЕЛОЧИ, растворимые в воде гидроокиси металлов:. гидроокись калия, едкое кали, КОН; гидроокись натрия, едкий натр, NaOH, применяемый в технике в нечистом виде под названием каустической соды; гидроокись кальция, едкая известь, ...
  • ЕЗДА ВЕРХОВАЯ, пользование лошадью для передвижения, связанное с умением прочно держаться на ней, управлять ею и целесообразно использовать ее силы. Е. в. как развлечение и средство физкультуры не имеет широкого распространения, ...
  • ЕЙСК, город и курорт Сев.-Кавказского края,: на вост. берегу Азовского моря, на высоте 18 м над уровнем моря, у основания косы, выходящей в море. С восточной стороны к городу примыкает ...
  • EQUINUS, термин, употребляемый как в анатомии, так и в патологии для обозначения сходства, существующего между частями человеч. тела и частями тела лошади. Так, в анатомии совокупность нижних корешков спинного мозга ...