ЦВЕТООЩУЩЕНИЕ

ЦВЕТООЩУЩЕНИЕ есть составная часть комплексного зрительного восприятия, обеспечивающая нашему сознанию различение цветности видимых объектов. Эта способность различения цвета часто называется также цветовым чувством. В показаниях его различают 2 категории: 1) бесцветный ряд от самого яркого белого до самого глубокого черного со всеми лежащими между ними ступенями серого цвета и 2) ряд цветных тонов, соответствующий солнечному спектру. Этот последний ряд может быть превращен в круг через пурпурные тона, не содержащиеся в спектре и образующиеся путем смешения красного и фиолетового. Т. о. в спектре на сравнительно небольшом пространстве собраны все те световые лучи, к-рыми вызывается весь ряд цветовых ощущений. Если связать качественную сторону ощущений с длиной волны простых (монохроматических) лучей спектра, то границы ряда даны (по Гельмгольцу) длиной волны 761,7 т/л (около Фраунгоферовой линии А)—самые крайние красные, доступные еще глазу, и 310,8 т\л (около линии К)—самые крайние ультрафиолетовые. В этих пределах различается однако очень большое число цветных оттенков, т. к. переходы одного цветного тона в другой совершаются в спектре с большой постепенностью. Кроме цветности, зависящей от длины световых волн, Ц. дает возможность различать 1)   яркость, определяемую энергией луча, и 2)   насыщенность, зависящую от количества примешанных белых лучей. В солнечном спектре при условиях дневного освещения наиболее ярким является желтый цвет, за ним следуют зеленый и красный и наиболее темными являются синий и фиолетовый. Спектральные цвета представляются нам наиболее насыщенными из всех наблюдаемых в природе, однако и они могут стать для нас еще более насыщенными в силу одновременного или последовательного контраста. Так, красное (даже спектральное), рассматриваемое рядом с зеленым или непосредственно после него, представляется более насыщенным, густым, чем будучи рассматриваемо в одиночку. Цветное видение имеет место лишь при средних яркостях света. При значительном повышении яркости не только повышается яркость спектральных цветов, но вместе с тем изменяется их цветность и насыщенность, так что в конце-концов ощущение цветности исчезает и все цвета становятся бесцветными, причем максимум яркости все же остается в сфере желтого цвета. При достаточном уменьшении яркости освещения (сумеречное зрение) цветность спектральной полосы становится бесцветной, но с различной в различных участках яркостью, причем максимум этой последней перемещается в участок, соответствующий желто-зеленой части спектра (Шатерников). Однако и в условиях дневного освещения Ц. полностью посредствуется лишь центральными частями сетчатки (см. Периметрия),—их окружает пояс, посредствующий восприятие лишь желтого и синего цветов,—и наконец периферия сетчатки дает возможность различения лишь различной яркости бесцветного света. Отсутствие Ц. при сумеречном зрении и наличие при этих условиях центральной скотомы дало основание Крису (J. v. Kries) вслед за Шульце и Парино (М. Schultze, Parinaud) для т. н. теории двойственности, согласно к-рой воспринимающим аппаратом при сумеречном, бесцветном зрении являются палочки, а при дневном, связанном с Ц.,—колбочки, реагирующие однако и на бесцветный свет достаточной яркости.—Уже Ньютон (1675), исходя из аналогии между слуховыми и цветовыми ощущениями, разделил видимый солнечный спектр на 7 участков, ширина к-рых была взята им пропорционально величинам интервалов музыкальной шкалы. Эти участки и соответствуют 7 основным цветам Ньютона, показавшего, что смешением их на вращающемся кружке получается исходный белый (серый) цвет. Т. о. все разнообразие Ц. было сведено к ограниченному числу основных цветов, различные комбинации к-рых могли бы обусловливать все остальные. Всю совокупность воспринимаемых нами цветов и их оттенков можно изобразить пространственно в виде двух конусов, сходящихся основаниями (рис. 1). Разрез АВ дает круг (рис. 2), разделенный на 8 секторов соответственно 7 цветам Ньютона+ пурпурный. На параллельных основанию плоскостях верхнего конуса будут лежат тона с примесью белого^ цвета, увеличивающейся по направлению к вершине, на к-рой будет находиться белая точка. На плоскостях нижнего конуса- будут лежать тона с примесью черного цвета (красный + черный = коричневый; оранжевый+черный=бурый;зелено-голубой-|-+ черный =оливковый и т. д.), а на его вершине—черная точка.—Дальнейший шаг в учении о Ц. был сделан Томасом Юнгом (Th. Young, 1807), одним из основателей волновой теории света. Юнг редуцировал систему Ньютона до 3 основных цветов: красного, зеленого и синего и высказал

Рисунок 2.

предположение о наличии в сетчатке трех родов нервных окончаний по одному для каждого из основных цветов. Одновременное, достаточное и равновеликое раздражение всех трех окончаний лежит в основе ощущения белого, т. е. смешанного света. Серое является лишь различными степенями раздражения тех же самых окончаний, черное—ощущение состояния покоя. Экспериментальное обоснование и дальнейшее развитие теория Юнга получила в трудах Максвела (Maxwell) и особенно Гельмгольца по изучению смешения цветов. Последнее достигалось или путем наложения друг на друга спектральных цветов (от одного и того же или двух спектров) или же путем быстро чередующихся (30—50 раз в сек.) воздействий на одно и то же место сетчатки цветных секторов вращающихся кружков. Максвел дал очень удобную форму кружков, позволяющую легко изменять число, величину и цветность секторов. Если на одной и той же оси заставить вращаться 2 кружка различного диаметра, то можно напр. составить маленький кружок из секторов белого и черного, а большой—из секторов красного, зеленого и голубого, подобрав величину последних так, чтобы серое центра и периферии было одинаково, т. е. составить цветное уравнение. Напр. 100° белого + 260° черного = = 165° красного + 122° зеленого + 73° голубого, или 141° зеленого + 219° красного =73° желтого + 52° белого + 235° черного. Гельмгольц показал, что если к 7 цветам Ньютона прибавить 3: желто-зеленый, зелено-голубой и пурпурный, то все цвета можно расположить в 2 колонны: 1) красный оранжевый желтый желто-зеленый зеленый 2) зелено-голубой голубой синий фиолетовый пурпурный Цвета, расположенные в обоих колоннах на одном уровне, напр. желтый и синий, дают при смешении белый (resp. серый) цвет и называются дополнительными. Смешением крайних цветов колонны можно получить все промежуточные цвета колонны в зависимости от про- порции смешиваемых цветов, напр. из первой колонны красный и желто-зеленый дадут оранжевый или желтый, из второй колонны голубой и пурпурный дадут синий или фиолетовый. Цвет смеси будет тем насьгщеннее, чем ближе друг к другу смешиваемые цвета. От смешения цветов, стоящих друг от друга далее, чем до-полнителеные, получаются пурпурные тона. Здесь цвет смеси будет тем насыщеннее, чем более удалены смешиваемые цвета друг от друга. Т. о. вся сумма цветных ощущений, вызываемых как простыми лучами спектра, так и смешениями их, может быть воспроизведена смешением трех спектральных цветов, два из к-рых должны лежать у кош;ов спектра, третий же где-либо посредине. Основными цветами Гельмгольц принял красный, зеленый и фиолетовый и, удовлетворяя принципу специфической энергии, признал вместе с Юнгом наличие в каждой цветовоспринимающей точке сетчатки троякого рода нервных окончаний. Каждое из них возбуждается не только своим, так сказать, цветом (т. е. лучами определенной длины волны), но и остальными двумя, но лишь в значительно меньшей степени (см. Зрение). Этим обстоятельством объясняется немаксимальная насыщенность (См. выше) спектральных цветов и переход их при увеличивающейся интенсивности цвета в белый цвет. Цветная слепота (см. Дальтонизм) рассматривается как выпадение (или ослабление у аномальных трихроматов) функции соответствующих перципирующих элементов. Последовательный контраст объясняется утомлением сильно возбуждавшихся элементов, чем и обусловливается видение белого или серого в дополнительном цвете. Одновременный (симультанный) контраст объясняется психологически—обманом суждения. Теория Юнга-Гельмгольца устанавливает ряд закономерностей, связывающих воздействие объективных раздражителей с функцией^ зрительного аппарата, в центральных частях* к-рого возникают физиол. процессы, являющиеся коррелятом соответствующих ощущений. Эти последние могут возникать в центральной части зрительного аппарата и без внешнего воздействия, под влиянием тех или других эндогенных факторов (см. Галлюцинации, теории). Слабой стороной теории является трактование ею ощущения белого и черного, психологическое объяснение одновременного контраста, видение желтого при красно-зеленой слепоте, случаи слепоты на желтый и синий цвета и наконец распределение цветочувствительных зон сетчатки. Теория противоположных цветов (1872) Э. Геринга (Е. Hering), исходя из анализа ощущений, считает черное не влиянием состояния покоя, а ощущением, противоположным белому, и различает в спектре 4 основных цвета: первичные красный, желтый, зеленый и синий, попарно противоположные, т. к. в красном мы никогда не чувствуем примеси зеленого, в синем—желтого. В соответствии с этим Геринг принимает наличие в зрительном аппарате 3 зрительных субстанций: бело-черной, красно-зеленой и желто-синей. Исходя же из своих общебиол. представлений, в соответствии с которыми в живой субстанции протекают непрерывно и параллельно процессы распада, диссимиляции и восстановления потерь, ассимиляции, Геринг предположил, что аналогичные процессы протекают в его зрительных субстан-

Рисунок 3.

красный-^~

циях, причем диссимиляция бело-черной субстанции лежит в основе ощущения белого, а ассимиляция—черного; диссимиляция желто-синей дает ощущение желтого, ассимиляция— синего; диссимиляция красно-зеленой дает ощущение красного, ассимиляция—зеленого. Эти

соотношения представлены в схеме рис. 3. В соответствии с этими представлениями о 3 парах противоположных цветов цветное тело, по Герингу, должно иметь вид двойной пирамиды, как это показано на рис. 4. Геринг допускает далее, что диссимиляция любого из веществ благоприятствует его ассимиляции и наоборот, и это взаимодействие объясняет одновременный контраст. Кроме того он допускает, что «белая валентность» присуща диссимиляции обоих цветных субстанций. Теория Геринга удовлетворительно объясняет вышеуказанные затруднения теории Гельмгольца, однако для нее трудно объяснение протанопии и дейтеранопии (см. Даль-ешт{ тонизм), а также ощущения белого в условиях дневного и сумеречного зрения. В виду неудовлетворительности обоих основных теорий существует множество попыток усовершенствования каждой из них; ни одна из этих попыток однако не получила достаточно широкого признания. Лит: Heri ng E., Physiologische Optik (Hndb. d. gesamten. Augenheilkunde, hrsg. v. Tb. Saemisch u. A. Elschnig, B. Ill, Lpz., 1906—1920); NagelW. u. К r i e s J., Die Lehre v. d. Gesichtsempfindungen (Hndb. d. physiologischen Optik, hrsg. v. H. Helmholtz, B. II, Hamburg—Lpz., 1911); S с h a t e r n 1 k о f Г М., Neue Bestimmungen iiber die Verteilung der Dammerungswerte im Dispersionspectrum des Gas- und des Sonnenlichts, Zeit-schr. f. Psychol. u. Pnysiol. d. Sinnesorg., B. XXIX, 1902.                                                          M. Шате^шшов.
Смотрите также:
  • ЦВИТТЕР-ИОНЫ (от нем. Zwitter—гермафродит), гермафродитные, или двойственные, ам-фотерные ионы (иначе—амфиионы). Этим названием обозначают ион, несущий равное количество свободных положительных и отрицательных электрических зарядов и образующийся при электролитической диссоциации амфолитов (см.). В ...
  • ЦЕГЕ-МАНТЕЙФЕЛЬ Вернер Германович (1857—1926); хирург; образование получил на мед. факультете Дерптского (Юрьевского) ун-та, где состоял сначала доцентом по урологии, затем профессором госпитальной хир. клиники до 1905 г., а с 1905 по ...
  • ЦЕЗИЙ, Cs, хим. элемент с ат. в. 132,7. Принадлежит к II группе щелочных металлов. По своим свойствам Ц. очень похож на элементы калий и рубидий. Ц. открыт в 1860 г. ...
  • ЦЕЗОЛ, хлорметилат метилового эфира никотиновой к-ты; в наст, время его заменяет неоцезол — бромметилат метилового эфира N-метилгексагидропиридин- /?-карбоновой кислоты. Бесцветные кристаллы, растворимые в воде, трудно растворимые в спирте, t° пл. ...
  • COELENTERATA, тип кишечнополостных животных; к нему принадлежат низшие беспозвоночные. Тело С. состоит из двуслойного мешка; его спинка образована эктодермой и энтодермой, между к-рыми залегает базальная перепонка или б. или м. ...