ФОТОГРАФИЯ

ФОТОГРАФИЯ (греч. светопись) представляет механизированный способ получения изображений при помощи специального аппарата на светочувствительных поверхностях. Фотографический аппарат в своей схеме представляет камеру-обскуру—вычерненную внутри коробку, на одной стороне к-рой находится комбинация оптических стекол, называемая объективом (см.), а на другой, противоположной,— матовое стекло; объектив отбрасывает на матовое стекло изображение находящихся перед ним предметов. Матовое стекло служит для наилучшей установки этого изображения. С объективом соединяется затвор—механизм, позволяющий открывать и закрывать объектив на определенное время, желательно на Vioo» V50 и т. д. секунды или на какое угодно продолжительное время. Процесс получения изображения распадается на несколько стадиев. 1) съемка: при съемке на место матового стекла ставят светонепроницаемый ящик—кассету, в к-рой помещается светочувствительная поверхность, способная воспринять будущее фотографическое изображение. При съемке кассету открывают, затем на определенное время открывают и объектив («экспонируют пластинку»), давая достаточное время свету подействовать на светочувствительное вещество; таковым является бромистое серебро, размешанное в желатине (броможелатинная эмульсия), тонкий слой которой наносится на прозрачную подложку—стекло или целдюлоидную пленку, где и засыхает. Закрыванием кассетной крышки и затвора съемка заканчивается. Пластинку, на которой снято изображение, «экспонированную пластинку», нельзя подвергать действию света из-за возможности испортить изображение. Ее можно рассматривать и подвергать дальнейшей обработке только в «темной» лаборатории—светонепроницаемой комнате, освещенной тёмнокрасным светом, к которому светочувствительное вещество очень мало восприимчиво. Экспонированная пластин- ка на взгляд ничем от чистой не отличается: изображение на ней невидимо, находится в скрытом состоянии («скрытое изображение»), природа к-рого до сего времени с полной определенностью не установлена. Следующим стадием получения изображения является 2) проявлен и е—процесс превращения невидимого изображения в видимое. Проявление состоит в погружении экспонированной пластинки в раствор особых веществ, преимущественно органических (гидрохинон, параамидофенол, «метол»—сернокислый метил-параамидофенол), в к-рых бромистое серебро в тех местах, где оно подвергалось действию света, восстановляется в серебро, черный осадок к-рого и составляет существо изображения. Осадок этот имеет плотность, в известных пределах пропорциональную количеству упавшего на пластинку в данном месте света. В результате проявления мы получаем зеркально обращенное изображение, называемое негативом, светораспределение к-рого—обратное по сравнению с моделью. Самые темные места негатива будут соответствовать наиболее светлым местам модели, а самые прозрачные— наиболее темным. Промывкой негатива (3—5 минут в проточной воде) заканчивается проявление. В проявленном негативе, особенно в его тенях, остается еще значительное количество бромистого серебра, не измененного ни светом ни проявителем. Это оставшееся количество может еще изменяться от действия света и проявителя и тем испортить изображение; поэтому этот остаток надо удалить из негатива, что производится погружением последнего в 20—25%-ный раствор гипосульфита (серно-ватистокислого натрия), Na2S203, растворяющего бромистое серебро и не действующего на осадок серебра. Эта операция называется фиксированием негатива; оно продолжается 15—20 мин. и сопровождается часовой промывкой теперь уже светопостоянного негатива. Проявление и фиксирование составляют негативный процесс, дающий в результате изображение с обратным распределением светотени. Для получения изображения, имеющего надлежащее светораспределение, приходится провести позитивный процесс, состоящий в перепечатке изображения на другую светочувствительную поверхность с бумажной подложкой (позитив) или стеклянной (диапозитив). В современном позитивном процессе имеются те же три стадия, что и в негативном (экспозиция, проявление, фиксирование). Съемка, негативный и позитивный процессы, схема к-рых изложена выше, составляют основной или элементарный фотографический процесс, дающий в результате одноцветное плоское неподвижное изображение. Уже и этот процесс имеет обширное применение в медицине как чрезвычайно ценное пособие при наглядном методе обучения. Он дает возможность произвести съемку б-ных, съемку нормального расположения наружных частей человеческого тела (анат. препараты) или их болезненного изменения. Он дает возможность иллюстрировать мед. книги не от руки сделанными неточными изображениями, а абсолютно точными, сделанными с натуры снимками, производство к-рых может быть всяким научным работником усвоено без труда и в короткое время. Съемка одного и того же объекта через определенные промежутки времени, б. или м. продолжительные, произведенная по проду- манному плану, позволяет уяснить процесс ■естественного развития; развитие болезненного процесса или результат примененного лечения и составляет один из мед. методов. Успеху его способствует то, что между моделью и ее фотографическим изображением существует определенное геометрическое соответствие, дающее возможность сделать по размерам снимка заключение о размерах модели. Изучение методов измерения фотоизображений составляет ■важные специальные отделы прикладной фотографии: фотограмметрию и стереофотограммет-ршо (см. также Микрофотография). Кроме основного фотографического процесса в медицине применяются еще специальные методы фотографии: 1) цветная фотография, 2) рентгенофотография, 3) микрофотография, 4) стерео- и 5) киносъемка.—Ц в е т н а я Ф., дающая возможность получить изображение в естественных цветах, обладает в наст, время двумя общедоступными способами: 1) трехцветным способом, позволяющим получить цветное изображение, слагая три изображения одноцветных, окрашенных в цвета красный, зеленый и синий, и 2) аутохромным процессом Люмьера, где цветное изображение получа-■ется на особо приготовленных аутохромных пластинках, снабженных цветной сеткой. Специальные отделы Ф. также имеют обширные применения в медицине: так, стереосъемка, .дающая возможность при рассматривании снимка воспринимать его глубину и рельеф, особенно важна для съемки анат. препаратов. Строение внутренней стороны черепной коробки, совершенно непонятное на одном снимке, .делается совершенно ясным на стереоснимке.— Кино с ъ ем к и—^см. Кинематография. — Рентгенография — см. Рвнтгенодиа-.еиостика. Были попытки (удачные) соединения стерео-, кино- и рентгенометода, причем изучалась работа легких и сердца (Дессауер и Эйкман). Как ни велики успехи Ф., как ни ценны и ни разнообразны ее приложения, следует однако признать, что Ф. все же не является методом, до жонца механизированным, и успех работы все еще существенно зависит от умения, теоретической подготовки и ловкости оператора. При отсутствии этих качеств Ф. не только не может быть до конца использована, но может дать и дурные результаты, способные вызвать ложные заключения. Для избежания этого надо в особенности усвоить •себе главнейшие принципы съемки, экспозиции и проявления. Съемка производится при естественном и искусственном свете (дуговые лампы, лампы Нернста, полуваттные и др.), а также при свете электрических искр в нек-рых научных опытах. В наст, время наиболее удобной является съемка при свете полуваттных ламп, к-рые можно присоединять к обыкновенной осветительной сети и экспозиция при к-рых продолжается несколько (немного) секунд: при двух 500-свечных лампах, поставленных недалеко от модели (1 м), свет может быть хорошо урегулирован и экспозиция продолжается 3—4 секунды. При дневном свете экспозиция чрезвычайно разнообразна и может длиться от 0,001 сек. до нескольких минут (в комнате, в темном лесу). Она зависит от очень многих факторов: 1) времени года и часа дня, 2) облачности, 3) широты места, 4) светосилы объектива и 5) чувствительности пластинки. Для планомерного учета этих факторов построены таблицы и специаль- I ные приборы (экспометры). Недостаточное освещение (недодержка) дает жесткие негативы, лишенные деталей в менее освещенных местах (тенях). Излишнее освещение (передержка) дает монотонные, лишенные контрастов негативы, дающие темные, невыразительные отпечатки. Расположение предмета относительно источника света должно быть заботливо выбрано оператором, но во всяком случае следует избегать яркого одностороннего света, при котором получаются грубые, контрастные отпечатки. Следующей операцией, которой важно овладеть практически, является проявление, т. к. при умелом ведении этого процесса представляется возможным в известных пределах изменять контрастность негатива: применяя разбавленные растворы проявителя (в 2—3 раза против нормальной концентрации), можно смягчить контрасты, применяя более концентрированные растворы—увеличить их. Умение управлять контрастами при проявлении есть основное умение фотографа, применяющееся и при художественной и при научной фотографии. Проявление не следует прерывать слишком рано, но лишь тогда, когда на просвет контрасты будут достаточно сильны; определение момента, когда можно считать проявление оконченным, дается б. или м. продолжительным опытом. Подробные указания можно получить в литературе. То же следует сказать об экспозиции. Ф. есть способ чисто практический, имеющий однако же прочные научные основы, и овладеть им, не зная этих основ и не производя множества сознательных опытов, нельзя.                                                               А. Донде. Фотография в судебноймеди-ц и н е. Судебная Ф., применяющаяся в процессе расследования преступлений, вошла и в суд.-мед. практику как один из методов исследования. Задачи судебной Ф. заключаются во-первых в точной фиксации и воспроизведении различных предметов, имеющих отношение к преступлению, и во-вторых в выявлении и исследовании не воспринимаемых глазом мелких деталей и незначительных цветовых оттенков. Различают поэтому запечатлевающую и исследующую судебную Ф. В соответствии с этими задачами в судебной Ф. научно разработаны способы фотосъемки и применяется специальная аппаратура. Из этого следует, что не каждый фотоснимок может служить целям расследования. В суд.-мед. практике Ф. приходится пользоваться: 1) для фиксирования места преступления, 2) орудий преступления и других предметов, имеющих к нему отношение (вещественных доказательств), 3) трупа и живых лиц (для определения тождества личности, характера повреждений, с целью регистрации), 4) различных следов (пальцевых отпечатков, отпечатков ног, зубов, кровяных пятен и т. п.). В суд. медицине следовательно применяется гл. обр. запечатлевающая Ф., тогда как исследующая Ф. является собственно разделом научно-технической экспертизы (судебно-фотографическая экспертиза). В процессе судебного следствия нередко очень важно бывает восстановить обстановку преступления. Одно описание места происшествия (протокол осмотра) естественцо не может дать такого ясного представления, какое даст Ф. Для этой цели Бертильоном была предложена метрическая Ф. (фотограмметрия), позволяющая по снимку вычислить размеры изображенных предметов и расстояния между ними, бла- годаря чему представляется возможность составить план места происшествия. . Метрическая съемка производится в строго постоянных и определенных условиях, к-рые давали бы возможность вычислить действительные размеры предметов и расстояний на снимке. Отсутствие метрического аппарата не исключает необходимости производить фотосъемку места происшествия. При регистрации преступников кроме других способов регистрации (см. Дактилоскопия, Словесный портрет) применяют и Ф.; фотографические снимки наклеиваются на регистрационную карточку. Эта т. н. сигнали-тическая, или опознавательная Ф. также обставлена определенными условиями. При опознавательном фотографировании делают два поясных снимка: в профиль справа и в фас в 1/, натуральной величины с непокрытой головой; правое ухо должно быть свободно, не покрыто волосами. Для сигналитической съемки, предложенной Бертильоном, употребляются предложенные им же фотокамеры и особая подставка с неподвижно устанавливающимся стулом и головодержателем. Опознавательная Ф. применяется и для съемки неизвестных трупов—см. Идентификация в судебной медицине, Фотографирование следов (пальцевых отпечатков, отпечатков ног, пятен крови и т. п.) производится на месте происшествия или же предметы, имеющие на себе следы, фотографируются в лаборатории, если доставление их может быть выполнено без ущерба для целости следа. Некоторые следы перед съемкой требуют иногда специальной обработки (пальцевые отпечатки). Судебно-фотографическая съемка требует от фотографа высокой квалификации и специальной подготовки в области судебно- фОТОГрафичеСКОЙ Экспертизы.                 М. Авдеев- Лит.: Ангерер Э., Научная фотография, Л., 1933; Не б лит К., Общий куге фотографии, т. I—III, M., 1930; Потапов С, Судебная фотография, М., 1926; Оальков А., Искусственное оживление трупа неизвестной личности с целью его опознания, Суд.-мед. эксперт., 1928, № 7; С у х а р е б с к и й Л. иПтушко А., Специальные способы киносъемки, М., 1930; Эм дин, Киносъемка в медицине, Врач, дело, 1927, № 1; Энг-лиш Е., Основы фотографии, М.—Л., 1931; Я штолд-ГоворкоВ.иМархилевичК., Курс фотографии, М., 1934; Handbuch der wissenschaftHchen und angewandten Photographie, hrsg. v. A. Hay u. M. Rohr, B. I—VІII, В., 1929—32; Keiserling C, Praktikum der wissenschaftHchen Photographie, В., 1908; Urban W., Kompendium der gerich.tlicb.en Photographie, Lpz., 1910.
Смотрите также:
  • ФОТОПСИЯ (oTrpe4.phos—свет и opso—вижу), scintillatio, ненормальные световые ощущения в глазах в виде искр, блеска, молний, огненных поверхностей, светящихся колец, линий и т. д., чисто субъективного характера. Ф. относятся к т. н. ...
  • ФОТОРЕЦЕПТОРЫ, чувствительные аппараты животных, служащие для восприятия светового раздражения. В животном мире удается отметить постепенное усложнение в строении и функционировании фоторецепторов. Наиболее примитивной их формой иногда считают особые «чувствительные пятна», ...
  • ФОХТ АЛЕКСАНДР Богданович (1848—1930), известный патолог. По окончании Московского ун-та в 1871 г. первое время работал по пат. анатомии, сперва в качестве ассистента, а с 1874 г.—штатного доцента. По возвращении из заграничной ...
  • ФОХТ ОСКАР (род. в 1869 г. в Германии), крупнейший современный невролог-морфолог, ученик знаменитого психиатра-невролого-анатома Августа Фореля. С самого начала своей научной деятельности Ф. является разносторонним по своим знаниям в психиатрии, психологии, невропатологии, ...
  • ФОШАР Пьер (Pierre Fauchard; 1690—1762), французский хирург и зубной врач, создатель современного зубоврачевания.- Его знаменитый труд «Le chirurgien dentiste ou traite des dents» (v. I—II, P., 1728) является первым по времени ...