ФАРМАКОЛОГИЯ

ФАРМАКОЛОГИЯ (от греч. pharmakon—лекарство, яд и logos—слово, учение), наука о действии лекарственных веществ на живой организм. Самое слово Ф. впервые появилось в 17 в.; в 1693 г. Dale озаглавил свое сочинение по фармакогнозии «Pharmacologia, s. manuductio ad materiam medicam». Лишь спустя почти сто лет Gren напечатал (в 1790 г.) руководство о врачебных веществах с учением об их терап. и физиол. действии под заглавием Handbuch der Pharmacologie. Экспериментальная Ф. развивалась в первое время благодаря трудам физиологов (Клод Бернар, Станниус, Шифф и др.); первая школа фармакологов возникла во главе с Бухгеймом, создавшим в 1847 г. первую фармакол. лабораторию в Дерптском ун-те. Экспериментальный метод обследования действия лекарственных веществ состоит в изучении влияния на здоровых животных, на их системы и отдельные органы; исследование часто производится также на одноклеточных организмах, как инфузории, грибы, бактерии; нередко подопытным материалом служат и растения. После изучения фармакодинамики на здоровых животных исследование средств продолжают на больных животных, т. к. восприимчивость здорового и больного организмов часто неодинакова. При таком порядке исследования удается часто наметить основы для терап. применения лекарства, благодаря чему еще больше уясняются пригодность, ценность и возможные способы применения изучаемого вещества у б-ного. Последний этап экспериментального изучения вещества протекает уже в клиниках, где определяется терап. действие лекарственного вещества со всеми его особенностями и побочными явлениями. По такому же плану исследуют лекарственные вещества, давно уже употребляемые, поскольку требуется установить механизм их действия, судьбу в организме, места залегания в нем, пути выделения, кумулятивное или синергнческое влияние и т. п. при условии болезненного состояния организма. Предметом фармакол. исследований могут быть и такие вещества, к-рые не применяются в терапии, но заслуживают внимания, напр. вследствие своей ядовитости. По своему содержанию Ф. подразделяется на т. н. общую Ф. и частную Ф. Содержанием о б щ е й Ф. служит, кроме определения предмета и задач Ф., установка границ Ф. в ряду дисциплин, изучающих различные свойства лекарственных веществ, выяснение сути местного и общего, resp. резорптивного, действия лекарственных или ядовитых веществ на организм, рефлекторного, избирательного или специфического, выяснение различных фаз действия и различных условий со стороны организма и со стороны лекарственного вещества, влияющих на проявление действия лекарств или ядов, с учетом характера их действия, путей введения, распределения в организме и путей выведения из организма, а также и тех изменений, к-рые претерпевают сами лекарства или яды в организме. Т. о. в отделе общей Ф. находят место и вопросы общей токсикологии.—Ч а с т н а я Ф. изучает отдельные лекарственные вещества в отношении их действия на цельный организм и на его системы, на органы животных in situ, на изолированные органы, на обмен веществ, на t°; изучает и все вопросы, указанные в общей Ф., но относительно каждого лекарственного (resp. ядовитого) вещества. Фармакол. изучение захватывает жизнь животного в условиях 1) начального действия лекарства—физиол. действие; далее 2) развитого действия лекарства, но еще в границах б. или м. здорового состояния организма; такое воздействие приближается к действию лекарства, употребляемого в т. н. средних терап. дозах; в обоих случаях явления, наступившие от влияния лекарственного вещества, характеризуются своей обратимостью; наконец лекарство изучается в условиях, когда его действие нарушает обычное состояние равновесия и появляются признаки токсического действия; реакция может и в этих случаях быть еще обратимой, но не всегда; 3) когда организм умирает от изменений, наступивших под влиянием введенного вещества (смертельные дозы)—реакция необратимая. Меры помощи больному, отравленному лекарством, также вырабатываются Ф. Частная Ф. устанавливает принципы показаний к терап. назначению лекарственного вещества, равно как и противопоказаний при тех или иных условиях со стороны б-ного, и находится в теснейшей связи с физиологией и физиол. химией, пользуясь и их методикой и всеми результатами и выводами. Ф. изучает действие лекарств и на больной организм, поэтому связь Ф. с пат. физиологией представляется также вполне естественной, тем более, что лекарствами могут быть вызваны также самые разнообразные пат. явления в организме. В свою очередь Ф. способствует успехам и развитию указанных дисциплин, служа им своими данными о лекарственных и ядовитых веществах, применяемых для изучения различных физиол. и пат. функций и процессов. Бактериология и микробиология, помимо своего соприкосновения с Ф. по проблемам общебиологического характера, работают вместе по вопросам о фармакодинамических свойствах лечебных сывороток, о действии токсинов и эндотоксинов, предохранительных сывороток, антисептических и дезинфицирующих веществ и др. Мор фол. мед. науки во главе с микроскоп, анатомией также обоюдосторонне £29 с Ф. обслуживают нужды друг друга; первые предоставляют Ф. материальный субстрат, действие лекарств и ядов на к-рый изучается ею, а последняя своими исследованиями приходит на помощь первым не только в определении динамического значения изучаемых аппаратов, но и их морфол. структуры (Лаврентьев). Ф. своим развитием и успехами обязана также химии и физике, с к-рыми связь ее все крепнет и является фундаментом дальнейшего прогресса фармакол. знаний. Учение физ. и коллоидной химии самым коренным образом влияет на решение проблем фармакол. характера об интимной стороне действия лекарственных веществ на клетку и на организм как целое, о распределении лекарственных веществ в организме и о точках приложения действия ядов, об условиях действия лекарств в организме, об изменениях в крови и тканях и т. д. Развитие химии и в частности фармацевтической химии с ее методами синтетического получения лекарственных веществ помогло решению вопроса, намеченного еще Бухгеймом, о зависимости действия лекарств и ядов от их физ .-хим. свойств и дало возможность установить принцип сходства фармакол. действия у химически родственных тел. Разнообразное многовековое использование лекарственных средств'с терап. целью связало Ф. со всеми видами терапии. Ф., обслуживая клиники, в свою очередь стремится все новейшие средства, а также и новое об употребляющихся веществах провести через клин, анализ. Смежность Ф. с судебной медициной устанавливается через отдел Ф.—токсикологию. Эта последняя в наст, время получила большое значение, особенно в СССР, где дело устранения вредностей, влияющих на здоровье и производительность труда рабочих, было поставлено во всю ширь. Поэтому санитария и гигиена со всеми своими подотделами, в частности проф. гигиеной и гигиеной питания, вплотную занявшись изучением фармакодинамики многих веществ, действие к-рых может неблагоприятно отразиться на здоровьи рабочих при определенных условиях производства или питания, или употребления приготавливаемых предметов, работают рука об-руку с Ф. В особенно тесном соприкосновении Ф. находится с фарм. химией, с фарм. рецептурой и через последнюю с технологией лекарственных препаратов и форм; данные этих дисциплин в значительной мере разрабатываются и фармакологией. Современная Ф. концентрирует свое внимание на следующих задачах: 1) найти и свести в одно целое те главнейшие закономерности, к-рые позволят определять характер и направление действия лекарств на организм; 2) изучить превращение лекарственных средств в организме животных, в частности у человека, места распределения в организме, пути выведения и действия как введенного вещества, так и его продуктов превращения в организме, в связи с изучением среды, в к-рой лекарственное вещество действует. Важнейшие частные проблемы в этом аспекте следующие: 1) проблема действия тяжелых металлов в связи с электролитич. диссоциацией их соединений; 2) вопрос о фармакол. раздражителях в связи с вопросами изоионии и изотонии окружающей клетку среды; 3) проблема наркоза в связи с работами о средствах для ингаляционного, внутривенного и ректального наркоза; 4) вопрос о снотворных; 5) яды автономной нервной системы с симпатикотропным и парасймпатико-тропным действием; 6) изучение наперстянки,. спорыньи и других растительных препаратов; 7) синергетическое действие вешеств и соотношение в действии между простыми смесями и соединениями; 8) явления привыкашш к нек-рым лекарствам или ядам; 9) вопрос о потенциальных ядах; 10) изучение силы, ско-' рости и продолжительности действия лекарственных средств; 11) разработка проблемы соотношения между хим. структурой и фармакол. действием лекарственных и ядовитых. веществ; 12) изучение камфоры натуральной (получаемой из различных растений) и синтетической; 13) проблема проникновения и циркуляции иода в организме и его действия на обмен веществ, на питание и на строение тканей; 14) проблема употребления лекарственных средств с профилактическими целями; 15) изучение действия лекарственных веществ, вводимых в организм в минимальных количествах;. 16) действие лекарственных веществ в зависимости от их лекарственной формы; 17) проблемы гормонотерапии, органотерапии, лиза-тотерапии, протеинотерапии; 18) проблема изучения средств народной медицины. Методы. Ф. как наука, примыкающая к циклу биол. дисциплин, пользуется всеми методами экспериментальной физиологии, аналитической, биол. и коллоидной химии, микрохимии, методом биол. анализа, во многих случаях настолько приспосабливая и специализируя их, что по существу тот или другой метод упрочивается за Ф. Метод изолированных органов в отношении печени, почек и сердца, введенный физиологами, проработанный Кравковым и его учениками на сердце, печени, ухе и др. частях организма, в целом считается за Ф., поскольку методика применяется для изучения лекарственных и ядовитых веществ. Выяснив качество и интенсивность фармакологического действия лекарственного агента, дальше его подвергают клин, испытанию и применению.—История фармакол. экспериментального метода знает еще т. н. терап. методы, куда относятся: 1) древнейший терап. метод—эмпирический, грубо опытный, давший громадный, но не освещенный научной теорией материал о лекарствах; 2) статистический метод; применяемый со всей строгостью научной критики, он становится необходимым и строгим судьей современных экспериментальных методов лабораторного и клин, исследования лекарственных средств; 3) симптоматический метод, состоящий в том, что регистрируются наблюдения об устранении или облегчении при помощи лекарственных средств конкретных тягостных симптомов заболеваний, основная же причина и сущность б-ни остается без внимания; 4) метод внушения, когда на действие лекарства смотрят не как на результат влияния определенных материальных сил, а как на средство воздействия на психику б-ного; поэтому вкус лекарства, его запах, особенно новизна препарата и новизна способа применения высоко ценятся при методе внушения. В то время как экспериментальный метод изучения лекарственных веществ с 40-х годов 19 в. особенно стал культивироваться в Германии, французские ученые сосредоточили изучение лекарственных веществ в клиниках, используя для этого преимущественно терап. методы. Так создались две основные фармакол» школы; к французской примкнули специали- сты в Англии и Италии, к немецкой—ученые других европейских стран, в частности и русские, получавшие и дополнявшие специальное образование обычно в Германии. Разработка вопросов фармакодинамики в лабораториях -была так успешна, что немецкая школа фарма* кологов все учение о действии лекарственных веществ перенесла в лабораторию, сосредоточив изучение лекарственных средств только на животных; в 60-х годах 19 в. немецкие фармакологи высказывали даже мнение, что Ф. нет .дела, будет ли изучаемое вещество применяться в клиниках, важно только, какое фи-зиол. действие оказывает изучаемое вещество на организм. Это взгляд фармако-физиологов. От такого взгляда теперешняя научная Ф. далека. В наст, время и французская фармакол. школа под руководством Tiffeneau, Fourneau и Florence значительно углубила свои исследования лекарственных веществ изучением их и по экспериментально-лабораторному методу на животных, проводя в то же время над теми же средствами и обычные терап. методы изучения. В сторону клип, обследования лекарственных средств в немецкой школе наметился уклон в 70-х годах 19 в., когда Шмидеберг «совместно с клиницистом Наунином организовал фармакол. журнал, дающий место статьям с клин, анализом влияния лекарственных средств; во втором 'десятилетии настоящего .века в лице Г. Мейера (Вена) немецкая школа поставила вопрос о необходимости присоединения клин, отделений к фармакол. ин-там для изучения фармакодинамических свойств лекарственных веществ во всем многообразии их дей->ствия на людях. После того Heutmer (Геттин-ген, Берлин) организовал в ун-те по нек-рым ъопросам действия лекарственных средств совместное преподавание с терапевтом. Bornstein (Гамбург) систематически исследовал действие лекарств параллельно в лаборатории на животных и в клинике на людях. В России Богословский (Москва) еще в 90-х годах 19 в. обставлял преподавание Ф. так, что студенты видели действие лекарств не только на животных, но и на б-ных в клинике. Кравков пошел по этому же пути в своих исследованиях. Кафедра фармакологии 1 ММИ (Николаев) поставила вопрос о необходимости реформирования преподавания Ф. в направлении параллельного изучения студентами лекарственных веществ в лаборатории на животных и в кли-лике на людях. Новейшие лекарственные вещества, выпускаемые советской фарм. промышленностью, изучаются экспериментально в фармакол. лаборатории и в клиниках на б-ных и -только после такого испытания рекомендуются .для врачебного применения. Виднейшие терапевты (Плетнев) высказываются за своевременность экспериментального изучения лекарств и на людях, а не только на животных. В Италии, где прежде в Ф. господствовало направление французской школы, в дальнейшем под влиянием немецкой школы, воспитавшей большое количество современных итальянских фармакологов (Baldoni, Cervello), учение о действии лекарств сильно уклонилось в сторону лабораторного исследования. В Англии Cuslmy сочетал в изучении лекарственных веществ экспериментальный и терап. методы и сумел повернуть английскую Ф. на этот комбинированный путь. Японская школа фармакологов во главе с Моришима и Хайаши, учениками немецкой экспериментальной школы, ра- ботает, используя и экспериментально-лабораторный и клинико-терапевтический методы- Вта-ком же направлении работают и американские фармакологи.—В СССР Кравков создал видную ленинградскую школу фармакологов, возглавляемую теперь Лихачевым. Школа Казанская (Догель), Томская (Буржинский), Московская (Червинский) небогаты учениками; первая и последняя по .своему характеру экспериментально-физиологические , вторая—экспериментальная с клин, уклоном^ Ф. изучается в наст, время в Западной Европе в специальных фармакол. ин-тах при ун-тах. Прекрасно устроены и оборудованы фармакол. ин-ты во Фрейбурге (Баден), Мюнхене, Бонне, Дюссельдорфе. Нек-рые занимают отдельные корпуса в 3—4 этажа. В ин-тах находятся отделения: экспериментально-вивисекционное, химическое, кое-где бактериологическое; библиотека, музейная, материальная, фотолаборатория; аудитория, отдельные комнаты для работ профессора, ассистентов и врачей-специалистов; в нек-рых институтах есть комнаты для практических занятий студентов, комната для подопытных животных, комната с пониженной t°. Виварий устраивается при ин-те в особом помещении с отделениями для различных животных; ранарий; ледник, подвал. В Италии есть фармакол. экспериментальные ин-ты, но есть ин-ты смешанного типа—ин-ты Ф. с токсикологией и ин-ты фармакологии с фармакогно-стическими (Materia medica). В Америке—фармакол. отделения, лаборатории, отделения Materia medica and Therapeutics. Япония во всех ун-тах имеет специальные фармакол. ин-ты немецкого типа. В СССР фармакол. инты помещены в одном здании с ин-тами других кафедр. Ин-ты и лаборатории имеют демонстрационные коллекции фармакол. и фармакогно-стического материала, рисунки и таблицы, изготовленные в соответствии с читаемым курсом. Более старые ин-ты и лаборатории располагают собственными библиотеками. В СССР.фармакологи не объединены в отдельное общество, а входят членами в Союзное общество физиологов, биохимиков, фармакологов и гистологов, в съездах к-рого принимают участие, образуя отдельную секцию. Фармакологи СССР принимают участие и в краевых съездах физиологов, фармакологов и биологов, созываемых в По-волл«ьи и очень регулярно на юге в республиках Закавказья и Кавказа; последний съезд был в Эривани в октябре 1934 г. Отдельного печатного органа советские фармакологи не имеют; в физиол. журнале СССР им. Сеченова фармакология имеет свой отдел. Преподавание Ф. сложилось в большинстве государств под преимущественным влиянием немецкой школы и состоит из лекционного курса, сопровождающегося демонстрацией действия лекарств на животных (Австрия, Швейцария, Польша, Чехо-Словакия, Норвегия, Прибалтийские государства, отчасти Италия, Япония); в других же Странах практикуется французская система клин, изучения лекарственных средств; Англия,' Италия и Америка перешли к смешанной системе лабораторно-клин. метода. СССР следует образцу немецкой школы. Преподавание экспериментальной Ф, у нас началось в шестидесятых годах с курса Соколовского в Казани. До того лекарствоведение преподавалось на кафедре «Врачебное веществословие, фармация и врачебная словесность» в соответствии с фар- макогностическо^герап, содержанием сборников по Materia medica и состояло в описании препаратов с фармакогностической стороны и указании их терап. применения. По университетскому уставу 1863 г. на мед. факультетах были созданы две кафедры вместо одной: одна—«Фармакогнозия и фармация», другая— «Фармакология теоретическая и экспериментальная». С 1884 г. кафедра Ф. обязана была учить не только «фармакологии», но и «рецептуре, токсикологии и учению о минеральных водах»; фармация и фармакогнозия преподавались на 2-м курсе по 6 час. в неделю два семестра, а Ф.—на 3-м курсе 6 час. в неделю, тоже в течение двух семестров. Преподавали по лекционному способу с демонстрациями опытов и препаратов во время лекции. Практические занятия по Ф. организовывали в исключительных случаях (Лихачев, Болдырев, Николаев). При реорганизации всего преподавания в СССР кафедра фармации и фармакогнозии в 1923 г. была на мед. факультетах ликвидирована, а на кафедру Ф. возложена обязанность включить в курс Ф. с рецептурой сведения по фармакогнозии и по фарм. химии, нужные для усвоения Ф. и умелого распоряжения лекарственными средствами. На преподавание Ф. было дано 5 часов в неделю в обоих полугодиях на 3-м курсе. Обязательные практические занятия были введены с 1926 г. С осени 1934 г. для Ф. отведено 150 часов на 3-м курсе в двух полугодиях; по новому плану добавлено еще 22 часа, что для преподавания Ф. надо считать достаточным. Введением обязательных для студентов практических занятий по Ф. преподавание ее у нас выгодно отличается от заграничного. Лит.: Б о л дbfp ев В., Краткое пособие для практических занятий по фармакологии, Казань, 1913; Вершинин Н., Фармакология как основа терапии, Томск, 1933; Гаркави-Дандау Д., Краткое руководство по экспериментальной фармакологии, Баку, 1927; Црамепицкий М., Общая фармакология, Л.—М., 1931; о н ж е, Учебник фармакологии, Л.—М., 1935; К е ш н и А., Руководство по фармакологии, т. I— II, М., 1930—31; Кравков Н., Современные проблемы фармакологии и материализм, СПБ, 1903; он же, Основы фармакологии, ч. 1—2, Д.—М., 1933; Лавров Д., Основы фармакологии и токсикологии, Одесса, 1923; Любу шин А., Скворцов В., Соболев М. иШишов И., Пособие к практическим занятиям по фармакологии с токсикологией, М., 1933; Мюллер Ф., Фармакология теоретическая и клиническая, Берлин, 1921; Правдив Н., Опытное введение в изучение фармакологии, М., 1926; Скворцов В., Учебник фармакологии, М.—Л., 1933; Сошествен-ский Н., Курс фармакологии и фармакотерапии домашних животных, ч. 1—2, М.—Л., 1930—31; Тиф-но М., Фармакологические обзоры, сб. 1—Фармакология за 1928—29, М., 1932; Frobner E., Руководство по фармакологии, М., 1934; Handbuch der experimentellen Pharmakologie, hrsg. v. A. Heffter u. W. Heubner, B. I-III, В., 1923—29 (лит.); H a n d о у 8 k у R., Pharmakologie in ihrer modernen Problemstellungen, Dresden— Jjpz., 1931; Magnus It., Einfaches pharmakologisches Praktikum f. Medizlner, В., 1921; Meyer H. u. G о t-t li e b R., Experimented Pharmakologie, В.— Wien, 1925 (рус. изд.—СПБ, 1913); Poulsson E., Lehrbuch der Pharmakologie, Lpz., 1920; Tap peiner H. u. Schmie-deberg 0.,Grundriss der Pharmakologie, Lpz., 1909. Периодические издания,—Русский физиологический журнал им. Сеченова, Л., с 1917; Archives internationa-les de pharmacodynamie, P., с 1898; Archiv fur experi-mcntelle Pathologie und Pharmakologie, Lpz., с 1873; Bericnte iiber die gesamte Physiologie und experimentelle Pharmakologie, В., с 1920; Japanese journal ol medical sciences, Tokyo, с 1922; Journal of pharmacology and experimental therapeutics, Baltimore, с 1909. См. также лит. к ст. Физиология.                                   В. Николаев.
Смотрите также:
  • ФАРМАКОПЕЯ (от греч. pharmakon—лекарство и poieo—делаю), сборник стандартов лекарственных препаратов и предписаний об изготовлении нек-рых лекарственных форм. Издание первой официальной книги подобного рода относится к 9 в. (арабский Крабаддин). В России ...
  • ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, отрасль хозяйства, объединяющая производство лекарственных препаратов и лечебно-профилактических средств. К Ф. п. относятся производства: 1) хим.-фармацевтических препаратов, получаемых путем хим. синтеза и методами хим. технологии, имеющих преимущественно лекарственное или ...
  • ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ, отдел химии,. предметом к-рого являются лекарственные средства. Ф. х. изучает и излагает получение, свойства и анализ лекарственных средств. Так. обр. Ф. х. охватывает изучение и изложение физ. и хим. ...
  • ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, комплекс дисциплин, составляющих содержание преподавания в фармацевтических школах (вузах и техникумах), имеющих целью подготовить кадры работников для изыскания, распознавания, изготовления, хранения и отпуска лекарственных средств. Первые зачатки Ф. о. ...
  • ФАРМАЦИЯ, комплекс наук и знаний по лекарствоведению, касаюшцхся вопросов добывания, обработки, контроля, хранения, изготовления и отпуска всякого рода лекарственных и лечебно-профилактических средств. В хозяйственном отношении к Ф. относятся учреждения по ...