СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, система обеспечения гос. или общественными организациями лиц, нуждающихся в помощи в связи с нетрудоспособностью стойкой или временной, а также случайно впавших в нужду. Единственная страна в мире, где С. о. существует как единая система гос. помощи во всех случаях нуждаемости,—это СССР. В СССР помощь эта основана не на принципе милости или благотворительности, как в капиталистических странах, а вытекает из права трудящихся на помощь со стороны своего социалистического государства. С. о. в СССР охватывает все группы трудящихся (в том числе и иностранцев) во всех случаях нуждаемости. Программа ВКП(б) следующим образом определяет задачи Советской власти в-области С. о.: «В области Со. ВКП(б) стремится организовать широкую государственную помощь не только жертвам войны и стихийных бедствий, но и жертвам ненор-мальностей общественных отношений, ведет борьбу со всякого рода паразитизмом и тунеядством и ставит своей задачей вернуть к трудовой жизни каждого, выбитого из трудовой колеи».—В области социального страхования рабочих царская Россия и другие капиталистические страны вынуждены были под давлением рабочих масс в отдельные моменты итти на небольшие уступки. Т. о. было создано социальное страхование, охватывающее очень узкий круг рабочих, причем это страхование проводилось в преобладающей части за счет самих рабочих (см. Социальное - страхование). Такое же положение было и в отношении инвалидов войны: ведя захватнические войны, капиталистические правительства принуждены были организовать помощь для пострадавших СОЦИАЛЬНО» ОБЕСПЕЧЕНИЕ на войне, хотя бы в ограниченном объеме. Для других же контингентов нуждающихся—инвалидов труда, стариков, слепых, глухонемых и т. п.—система гос. помощи не существует, как не существовала и в царской России. Помощь нуждающимся в.,царской Р о с с и и. В истории призрения бедных в царской России, как и в других буржуазных странах, можно отметить три основных момента: 1) личное чувство милосердия, 2) гос. репрессию и 3) трудовое начало. Принцип личного чувства милосердия обычно осуществлялся в форме подачи милостыни; среди сельского населения личное чувство милосердия проявлялось б. ч. в форме натуральной помощи. С конца 10 в. гос. власть предоставляет право призрения бедных духовенству. Призрение не являлось актом благотворительности со стороны церкви, т. к. последняя получала на эту цель не только пожертвования и вклады от частных лиц, но и постоянный доход от казны в форме «десятины» (одна десятая гос. налогов). Судя по колоссальным богатствам, накопившимся в монастырях, можно определенно сказать, что «принцип милосердия, покоящийся на требованиях морали и религии» (Ключевский), являлся далеко не убыточным делом для церкви. Помощь, оказываемая церковью нуждающимся, была крайне ничтожна: нищие обычно получали подаяние на церковной паперти от прихожан. Со второй половины 17 в. гос. власть постепенно прибирает к своим рукам «дела о бедных» вместе с доходами; организуются особые приказы. Начинается период гос. репрессии; борьба против нищенства мотивируется наличием многих воров и здоровых среди нищих, при этом ссылаются на пример «Еуропейских стран». Особенно резкие формы принимает гос. репрессия с эпохи Петра I. Формы репрессии достаточно многочисленны и разнообразны: выселение из городов на родину, ссылка, телесные наказания, лишение свободы, отдача в солдаты, заключение в смирительные дома. Для того чтобы заставить жертвовать на богадельни, был установлен штраф с тех, кто подает милостыню. Принцип гос. репрессии против нищенства проводится гос. властью в царской России вплоть до Октябрьской революции. Царское правительство, ведя борьбу с притворным нищенством, ставило- себе единственной целью скрывать причины нищенства: эксплоатацию трудящихся и беспримерную бедность их. Трудовое начало. Швиттау в своей работе «Трудовая помощь в России» (Петроград, 1915 г.) следующим образом определяет роль государства в проведении трудового начала: «Современное государство не может непосредственно и немедленно реагировать на постоянно вновь возникающие запросы, столь живые и изменчивые, как запросы и интересы современной общественности. Для того, чтобы брать на себя удовлетворение даже самых важных из возникающих в обществе потребностей, современное государство не имеет в своем распоряжении ни сил, ни средств». Естественно трудовое начало не могло найти применения ни в царской России ли в других буржуазных странах. В царской России насчитывалось несколько «работных домов», похожих больше на арестные дома, чем на трудовые учреждения. С конца 18 в. возникает ряд благотворительных обществ с благозвучными названиями: «человеколюбивое общество», «общество доброчинно- сти», «общество благотворения» и т. п. Делаются отдельные попытки организовать трудовые учреждения для бедных. Но даже благонадежные общества не пользовались особым доверием царского правительства: так, общество посещения бедных в СПБ, организованное Одоевским в конце 1-й половины 19 века и развившее значительную деятельность, было закрыто в 1855 г. правительством. Помощь нуждающимся, организованная земскими и городскими «самоуправлениями», также была мизерна. Отмечены только единичные случаи организации учреждений помощи—за счет населения, т. е. крестьян. Хотя Городовое Положение 1892 г. обязывало городские самоуправления заботиться о нуждающихся и о прекращении нищенства, однако же согласно разъяснению сената «городам предоставлено право устраивать благотворительные учреждения, но это отнюдь не является их обязанностью». Можно определенно сказать, что городские самоуправления очень редко пользовались этим правом—количество учреждений исчисляется единицами. Начиная с 1872 г. выработан ряд законодательных предложений о трудовой помощи. В 1892 г. была организована специальная комиссия под председательством Грота. Комиссия рассмотрела, несколько проектов; в 1897 г. комиссия, не закончив своей работы, была закрыта «в виду болезненного состояния председателя». Законопроект о трудовой помощи так и не был рассмотрен и даже не дошел до Государственного совета. Царская Россия оставила в наследие миллионную массу инвалидов империалистской войны, массу слепых, глухонемых и прочих инвалидов. По количеству слепых и глухонемых царская Россия занимала одно из первых мест в мире как по числу, так и по отношению к населению. Вся эта масса совершенно не была обеспечена. Советская власть с первых же дней своего существования провозгласила право трудящихся на обеспечение во всех случаях нуждаемости (болезнь, инвалидность, стихийные бедствия и т. д.). Рабоче-крестьянская власть* предоставив всем трудящимся право на труд* гарантировала им также право на обеспечение в тех случаях, когда они лишены возможности работать. Это крупное завоевание Октябрьской революции нашло свое оформление в декретах Совета народных комиссаров от 30/Х 1917 г., 30/IV 1918 г. Советское правительство переименовало Народный комиссариат государственного призрения в Народный комиссариат социального обеспечения. При этом правительство указало, что на место милостыни и благотворительности должна быть поставлена гос. помощь. На Народный комиссариат социального обеспечения возложена была обязанность по обеспечению крестьян, инвалидов войны и их семей, стариков, детей, слепых и глухонемых и инвалидов случая. Наряду с социальным страхованием^ охватывающим всех работающих по найму (социальное страхование с 1922 г. выделилось в особую систему—cmi Социальное страхование), упрочилось государственное Со. всех групп населения, не относящихся к категории лиц, работающих по найму. Обеспечение этих групп проводится за счет центрального и местного гос. бюджета. Помощь предоставляется всем нуждающимся, не экс-плоатирующим чужого труда. Советская власть взяла на себя в годы гражданской войны тяжелую задачу, т. к. нуждающихся в гос. помощи насчитывалось колоссальное количество. К массе инвалидов империалистской войны и жертв социальной- несправедливости царского строя прибавились инвалиды гражданской войны, семьи их, семьи красноармейцев, а также жертвы голода в 1921 г. Для удовлетворения нужд этих масс пришлось итти раньше всего по пути натурального обеспечения. Народный комиссариат С. о, развернул значительную сеть домов инвалидов, детских домов, в больших размерах развернул пенсионирование, раздачу продуктов питания и предметов первой необходимости. О размерах этой помощи можно судить по количеству лиц, получивших помощь в 1920 г. от органов С. о.,—свыше 8 млн.; в домах инвалидов находилось свыше 93 тыс. С колоссальным напряжением удалось Советской власти в первые годы своего существования, отбиваясь от врагов, наладить помощь огромной массе нуждающихся. Контингент инвалидов империалистской войны в массе своей состоял из крестьян. В гражданскую войну городской пролетариат играл решающую роль, заполняя ряды Красной гвардии, отряды красных партизан и добровольцев Красной армии (на отдельных предприятиях весь персонал уходил в армию), но в Красной армии крестьяне составили значительную часть. Большинство инвалидов-крестьян, особенно не относящихся к категории «тяжелых» инвалидов, вернулось в деревню. Эта масса нуждалась в помощи и получила право на восстановление своего хозяйства за счет государства, трудовую помощь и обработку земли, посев и уборку урожая, а также снабжение семенами, сел .-хоз. машинами и лесом. Работа по обеспечению инвалидов деревни, как и нуждающихся из среды батраков, бедняков и середняков, с 1918 г. проводилась в комитетах бедноты, а с конца 1921 г. сосредоточилась в комитетах крестьянской общественной взаимопомощи. В городах же осталась масса инвалидов из городских кон-тингентов и немало инвалидов-крестьян, не связанных с хозяйством в деревне или страдающих тяжелыми формами инвалидности, а также нуждающихся в систематическом лечении ж долечивании. ./Для инвалидов, обладающих остаточной трудоспособностью, была организована система проф. обучения или переобучения для подготовки к трудовой жизни. Советская власть, поставив своей задачей вернуть к трудовой жизни инвалида, преследовала цель улучшить не только материальное положение инвалида, но и его моральное состояние. Привитие трудовых навыков, как обучение и переобучение, началось в домах инвалидов, затем развернулась сеть специальных курсов и учебно-производственных мастерских. Инвалиды, обладающие проф. квалификацией или получившие подготовку в мастерских С. о., в значительной части устроились в общей промышленности. Часть инвалидов организовала первые артели, положившие основу кооперации инвалидов. К этому времени был издан закон о кооперации инвалидов (8/ХП 1921 г.). Т. о. забота об обеспечении сельского контингента инвалидов и нуждающихся была передана общественным организациям—крестьянским комитетам, систематически получавшим также значительную материальную поддержку от государства (земли, угодья, предприятия, сел.-хоз. машины, продукты, деньги). Центром этих комитетов явился Центральный комитет крестьянской взаимопомощи. Работа же по ор- ганизации труда инвалидов в артелях концентрировалась в системе кооперации инвалидов, возглавляемой в центре Всероссийским союзом кооперации инвалидов. В 1923 г. по инициативе слепых было организовано Всероссийское общество слепых (см. Слепота), а в 1926 г.—Всероссийское общество глухонемых (см. Глухонемота). В 1926 г. организованы в системе НКСО кассы взаимопомощи кооперации инвалидов для взаимопомощи и страхования членов артелей инвалидов. Эти кассы впоследствии объединились во Всероссийский союз касс взаимопомощи. Структура органов С. о. В союзных и автономных республиках делом С. о. ведают народные комиссариаты, а в областях и краях—-отделы С. о., в районах—инспектора С. о., в городах—отделы С. о. или инспектора С. о., в сельских местностях—сельсовет, кассы взаимопомощи колхозов. В своей работе органы Со. опираются на общественные организации, входящие в систему НКСО (кооперация инвалидов, кассы взаимопомощи колхозов,общество помощи б-ным и раненым красноармейцам, общества слепых, общества глухонемых и кассы взаимного страхования инвалидов). Основные в и д ы С. о.: 1) натуральное обеспечение, 2) пенсионирование, 3) трудовое устройство. В дома инвалидов направляются лица, совершенно неспособные к труду вследствие старости, инвалидности или хрон. заболевания, при условии, что эти лица не нуждаются в систематическом лечении и что они не представляют для окруясающих опасности в смысле заражения (в противном случае инвалиды направляются в б-цы). Сеть домов инвалидов' насчитывала в 1934 г. 37 925 мест. Уменьшение количества мест по сравнению с первыми годами советского строя обусловлено огромным улучшением социально-бытового положения инвалидов, в том числе бблыним охватом трудоустройством и систематическим лечением в б-цах. Пенсии назначаются в тех случаях, когда инвалид не в состоянии работать или не может вследствие инвалидности получить заработок в соответствии с квалификацией до инвалидности. Право на пенсию предоставляется всем инвалидам войны и приравненным к ним категориям. Инвалиды гражданской войны получают более повышенные нормы пенсии, чем инвалиды империалистской войны. Пенсии могут также получать и другие хсатего-рии инвалидов. Всего пенсионеров Со. насчитывается на 1934 г. свыше 550 тыс. (военные пенсионеры, семьи их и прочие контингенты). Кроме обыкновенных пенсий, назначаемых инвалидам или в случаях смерти их—членам семей (для инвалидов гражданской войны более повышенные, чем для инвалидов империалистской войны), установлены особые пенсии—• персональные, за выслугу лет и т. п. Право на получение персональных пенсий предоставляется лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой в области революционной, военной, профессиональной и общественной деятельности, советского строительства, а также в области науки, искусства и техники. Персональные пенсии назначаются в случаях установления нетрудоспособности или при достижении 55-летнего возраста для мужчин и 50-летнего для женщин. В случае смерти лица, получающего персональную пенсию или имеющего право на получение таковой, право па пенсию предоставляется нетрудоспособным или несовершеннолетним членам семьи умершего, находившимся к моменту смерти на его иждивении; нетрудоспособным—пожизненно, а несовершеннолетним—до 18-летнего возраста ^ленам семьи, обучающимся в учебных заведениях,—до окончания курса, но не более чем до достижения 25-летнего возраста. Вопросы, касающиеся назначения персональных пенсий и пособий, разрешаются центральными комиссиями по персональным пенсиям при СНК союзных республик под председательством народного комиссара С. о. или его заместителя. Персональные пенсионеры могут быть лишены пенсий лишь в случаях лишения их избирательных прав или решений суда о лишении пенсий. Персональным пенсионерам предоставлен ряд специальных льгот: оплата занимаемой ими жилищной площади со скидкой в 50% по сравнению с рабочими и служащими; льготный порядок пользования коммунальными услугами, дополнительная отдельная комната, оплата излишков площади в ординарном размере наравне с основной; приравнение к рабочим промышленности и транспорта в отношении получения жилищной площади. Персональные пенсии освобождаются от всех налогов и сборов на пенсию вне зависимости от размера пенсии. Персональные пенсионеры пользуются также льготами по местным налогам. Персональные пенсионеры и их дети принимаются в первую очередь в учреждения С. о. и здравоохранения; иждивенцы персональных пенсионер ов принимаются в учебные заведения и получают стипендии вне очереди. Такое же право предоставлено и самим пенсионерам. Лицам, имеющим выдающиеся заслуги местного значения, персональные пенсии назначаются по постановлению ЦИК' автономных республик или краевых (областных) исполкомов. Для научных работников установлена особая форма обеспечения пенсией за выслугу лет. Правом на указанную пенсию (т. н. академическая пенсия) пользуются штатные профессора и преподаватели высших учебных заведений, действительные члены и научные сотрудники первого и второго разрядов научных учреждений, состоящих на государственном и местном бюджете, штатные преподаватели рабочих факультетов, преподаватели и заведующие совпартшколами, преподаватели, воспитатели и инструктора по труду школ и учреждений для слепых, глухонемых, физически дефективных, трудно воспитуемых и умственно отсталых детей и подростков. Право на пенсию связано со стажем, продолжительностью научной и преподавательской работы. Профессора и преподаватели высших учебных заведений, а также научные работники научных учреждений—при условии, что они проработали в качестве научных работников не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет при Советской власти, в случаях же достижения 65-летнего возраста для мужчин и 60 для женщин указанные лица приобретают право на пенсии, если они прослужили в учебном заведении или научном учреждении не менее десяти лет при Советской власти. Пенсия указанным лицам выдается в размере оклада по последней должности, занимаемой ими ко дню возникновения права на пенсию или оставления службы; размер пенсии не должен превышать размера зарплаты по высшей ставке ответственных политических работников (считая вместе с платой за нагрузку). Лица, получающие пенсию и продолжающие работать по специальности, в течение не менее 2 лет получают пенсию в размере оклада за последние 6 ' месяцев, но во всяком случае не ниже размера первоначальной пенсии. Профессора, научные работники и преподаватели в случае потери ими трудоспособности до достижения 65-летнего возраста, если они прослужили в соответствующих должностях не менее 25 лет, в том числе 10 лет при' Советской власти, имеют право на получение пенсии в размере полного оклада, а прослужившие 15 лет, в том числе 10 лет при Советской власти,—в размере поло-вины оклада. В случаях потери трудоспособности при исполнении или в связи с исполнением научных или служебных обязанностей право на пенсию в полном размере наступает независимо от стажа. Для преподавателей рабочих факультетов и школьных работников, пси ступивших на службу до 1925 г., один год службы за этот период считается за 2 года. В случае смерти лица, имеющего право на пенсию, это право приобретают несовершеннолетние или нетрудоспособные члены семьи, состоявшие;па его иждивении; пенсия выдается нетрудоспособному супругу в размере половины оклада пенсии, а прочим членам семьи в размере одной четверти; общая сумма пенсии не может превышать полного оклада пенсии. Льготы и преимущества для инвалидов. В соответствии с общей линией советского законодательства, направленного к защите интересов трудящихся и в первую очередь беднейшего населения, инвалиды пользу-' ются обширной системой льгот, изъятий и преимуществ в области налоговой, народного образования, здравоохранения, коммунальной, земельной и т. д. Льготы эти распространяются не только на отдельных инвалидов, но и на организации, объединяющие их (крестьянские комитеты общественной взаимопомощи, кооперация инвалидов, общества слепых, общества глухонемых и т. д.), а также предприятия, в к-рых работают инвалиды. Главнейшие льготы для инвалидов, состоящих на учете органов С. о.: бесплатная мед. помощь во всех лечебных заведениях-—б-цах, амбулаториях, диспансерах, физ.-терап. учреждениях и т. д.—как для самих инвалидов, так и для всех членов семей их (инвалиды гражданской войны пользуются рядом особых льгот); санаторно-курортная помощь и пребывание в домах отдыха за счет гос. или общественных организаций; преимущественный прием детей инвалидов в школы, детские дома, а также льготы при поступлении в учебные заведения для самих инвалидов; значительное снижение квартирной платы и другие льготы в этой области; бесплатный проезд на. трамваях, целый ряд льгот и изъятий по налогам и сборам, в том числе и сел.-хоз. налогу; проезд за счет государства, когда инвалид направлен органом Со. для протезирования, лечения и т. д. Если подсчитать реальную пользу этих льгот для инвалида, получится значительная сумма, к-рая естественно должна быть прибавлена к пенсии. Льготы же и преимущества, получаемые общественными организациями, также составляют заметные суммы. Эти льготы и привилегии, уменьшающие гос. доходы, должны рассматриваться как прямые ассигнования из гос. бюджета. Инвалиды, обладающие ограниченной трудоспособностью (неполные инвалиды), желающие работать-после лечения или долечивания> в случаях необходимости направляются для протезирования; нуждающиеся в переквалификации ■— для обучения или переобучения. Конечным этапом является трудовое устройство инвалида. Лечение и долечивание проводятся в учреждениях органов здравоохранения; протезирование, обучение и переобучение, а также трудовое устройство находятся в системе органов С. о. Учитывая, что «протезирование тесным образом связано с трудовым устройством инвалидов», СНК РСФСР 14/VІI 1930 г. постановил передать НКСО из ведения Нар-комздрава сеть предприятий и мастерских, изготовляющих протезы и ортопедическую обувь, включая Ленинградский ин-т протезирования и Томский ин-т. Сеть протезных предприятий, объединенная в управлении протезирования НКСО, насчитывает в наст, время 26 заводов и мастерских. За последние годы выпуск протезной продукции дал резкий рост; в 1931 г.— 3 947,8 тыс. рублей, в 1933 г.—6 710,9 тыс. рублей. Число рабочих в протезных предприятиях увеличилось за этот период на 30%. Проводится также значительная научная работа в области протезирования. О протезировании более подробно см. Протезы. Обучение и переобучение инвалидов. Масса инвалидов нуждалась в проф. обучении или переобучении. Опыт массового внедрения труда инвалидов СССР показал, что инвалиды могут работать во многих отраслях труда. Необходимо было поставить себе целью использовать труд их с наибольшей эффективностью для производства и наименьшим вредом для здоровья инвалида. Специальные органы врачебной экспертизы, определяя степень инвалидности, учитывали указанные обстоятельства. Для обучения и переобучения вначале были использованы дома инвалидов, затем были развернуты учебно-производственные мастерские и курсы, а также проф.-технические школы и техникумы в системе НКСО. Инвалиды, обучающиеся в техникумах и школах НКСО, получают полное содержание от государства и особые суммы на мелкие расходы. Семьи инвалидов, обучающихся в техникумах и школах НКСО, получают пенсии и стипендии от кооперации инвалидов. Специальная сеть центральных проф.-технических школ и техникумов НКСО составляет свыше 1 500 штатных мест и охватывает разные отрасли труда (промышленность, сельское хозяйство и умственный труд). В ведении органов Со. имеется специальная сеть учебно-производственных мастерских. Кроме того в артелях инвалидов организовано ученичество для инвалидов, не имеющих проф. квалификации. Эти ученики обеспечиваются за счет государства, а семьи их получают пенсии. Инвалиды также принимаются в общие высшие учебные и технические заведения, рабочие факультеты и техникумы. Инвалиды в этих случаях получают стипендии, а семьи—пенсии. Трудовое устройство инвали-д о в—форма Co., наиболее соответствующая социалистическому строительству; Задачи государства—физ. и моральное оздоровление инвалида. Масса инвалидов не желает остаться в стороне от мощного строительства своего социалистического государства. Правительство считает своей обязанностью создать условия, наиболее благоприятствующие применению труда инвалида. Основные принципы работы органов С о. в области трудового устройства: добровольность (инвалид может быть привлечен к работе только в случае действительного желания и может уйти в любое время с работы, продолжая получать пенсию); бесплатность (вернее все расходы покрываются за счет государства) и самодеятельность инвалидных масс— посредством выборности соответствующих органов и активного участия самих трудящихся в управлении предприятиями. Трудовое устройство охватывает не только инвалидов войны и труда, но также слепых, глухонемых. инвалидов случая. Целый ряд законов и постановлений правительства обеспечил благоприятные условия для внедрения труда инвалидов в промышленность, в сельское хозяйство и кооперацию инвалидов. Невиданный рост индустриализации страны, планомерное распределение рабочей силы и полное отсутствие безработицы, мыслимое только в Советском Союзе, дают возможность рационально направить инвалидов во все отрасли труда, учитывая условия работы и особенности инвалидности,— как в гос. промышленность, кооперацию и учреждения, так и в колхозы и в совхозы. Резкий поворот работы органов С. о. в сторону трудового устройства инвалидов отмечается с 1931 г. после постановления СНК РСФСР от 10/VІI 1930 по докладу НКСО о состоянии и перспективах С. о. в РСФСР. В этом постановлении СНК указывает на значение трудового-устройства как вид Co., наиболее соответствующий задачам советского государства и дающий значительное улучшение материального положения инвалидов. Кооперация инвалидов. Стремление инвалидов к труду и улучшению бытового положения нашло свое оформление в организации самостоятельных объединений •— артелей как торговых, так и производственных. Эти артели возникли по инициативе самих инвалидов и стали развиваться с 1920 г. Постановлением СНК РСФСР от 8/XII 1921 г, инвалидам предоставлено право в порядке их личной инициативы организовывать артели. Этим артелям предоставлен целый ряд льгот. Вся система. снизу доверху организована на выборных началах (правления артелей, краевых и областных объединений, -центральный орган). Кооперация инвалидов при поддержке советского правительства и общественности нашла хорошую почву для своего развития. Кроме целого ряда льгот, предоставленных кооперации инвалидов (налоговые, коммунальные, жилищные и т. д.), системе оказывается широкий гос. кредит, значительные капитальные вложения за счет государства. За инвалидами-—членами артелей—• сохраняется пенсия первый год пребывания в артели. Паевой взнос вносится за инвалида за. счет государства; все льготы и привилегии сохраняются за ними на время пребывания в артели; для членов артели установлена твердая зарплата. В настоящее время количество инвалидов, работающих в системе кооперации инвалидов в РСФСР, достигает 103 538 человек, среди них около 30% женщин; выпуск продукции за 1933 г. составил до 450 млн. рублей. Областные и краевые организации кооперации инвалидов с 1933 года реорганизованы в отдельные союзы по производственному принципу с объединенным советом, а в центре—Всекоопинсовет. Крестьянскаяобщественнаявзаи-мопомощь. 14/V 1921 г. был издан декрет советского правительства за подписью В. И. Ленина об организации крестьянской общест- ]91 венной взаимопомощи. В декрете сказано, что «Рабочая и Крестьянская власть не может оставить без помощи красноармейские и маломощные хозяйства, обрекая тем их на гибель и -эксплоатацию». В период перехода от военного коммунизма к новой экономической политике, когда продразверстка сменилась твердым ссл.-хоз. налогом, необходимо было обеспечить интересы инвалидов и впавших в нужду трудящихся путем создания специальных общественных организаций — крестьянских комитетов. Цель создания этих обществ—организация советской общественности на селе на основе самодеятельности широких масс населения, организация помощи и взаимопомощи всем нуждающимся гражданам, объединенная защита интересов батраков, бедняков и середняцких .элементов против кулачества, поддержка Советской власти в проведении мероприятий в области социалистического переустройства деревни. Крестьянские общества взаимопомощи явились массовыми организациями деревенской •бедноты и середняков и органами, проводящими соц. обеспечение в деревне. Крестьянские общества организовали широкую трудовую помощь красноармейским и маломощным хозяйствам нуждающихся крестьян (семей инвалидов, престарелых, вдов, сирот). Правительство непрестанно заботилось об обеспечении сельского контингента и отпускало обществам значительные суммы в виде субсидии по центральному и местному бюджетам. Комитетам были переданы безвозмездно значительные земельные фонды и угодья и очень много предприятий—мельницы, маслобойни, кирпичные заводы, крупорушки, сады, пруды и пр. Комитетам также передавались выморочные хозяйства и имущества, скот и т. д. Предприятия обслуживали нужды членов обществ и приносили доходы, идущие на удовлетворение нуждающихся членов. Согласно постановлению правительства сельские власти отводили для обществ участки земли под общественные запашки. Общественные запашки давали заметную доходность обществам и являлись лучшим методом пропаганды обобществления труда и улучшенной обработки земли. Крестьянские общества имели в своем распоряжении значительные семенные фонды, определяемые в несколько миллионов пудов. Семена из этих фондов выдавались наиболее нуждающимся. Общества содействовали вовлечению населения в потребкооперацию, оказывая помощь беднякам и нуждающимся путем уплаты за них паевых взносов; за счет государства отпускались единовременные пособия на восстановление хозяйства, Общества имели в своем распоряжении значительное количество сел.-хоз. машин и орудий. Машины и орудия обслуживали маломощные хозяйства и таким образом оберегали нуждающихся от эксплоатации кулаков. Комитеты оказывали значительную поддержку организации и работе культ.-быт. учреждений (б-цы, ясли, столовые, бани и т. д.). Крестьянские общества пользовались целым рядом льгот и преимуществ в области налоговой, земельной и т. д. С 1924 г. крестьянские общества в соответствии с директивами правительства поставили себе задачей коллективизацию и кооперирование маломощных хозяйств и расширение общественных работ. Крестьянские общества вовлечением своих членов в работу предприятий и артелей, организуемых ими, общественными запашками, трудовой помощью и широкой взаимопомощью прививали трудящемуся населению деревни навыки коллективного труда, проводили смычку бедняков с середняцкими элементами. Крестьянские общества принимали значительное участие в коллективизации деревни, оказывая материальную и организационную помощь при организации колхозов. К началу 1932 т. 62% всех крестьянских хозяйств в СССР коллективизировано. Советский Союз из страны мелкого и мельчайшего земледелия превратился в страну самого крупного земледелия в мире на основе коллективизации, развертывания совхозов и широкого применения машинной техники. Колоссальный успех коллективизации деревни поставил перед крестьянскими комитетами совершенно новые задачи. Крестьянские общества обслуживали нужды единоличников бедняков и середняков, впавших в нужду, приходили им на помощь и защищали от эксплоатации кулака и организовывали хозяйства их в простейшие формы коллективизации. При организации колхоза значительная часть этих задач выполняется колхозом. Необходимо было обеспечить интересы колхозников, лишенных возможности работать, поэтому крестьянские общества взаимопомощи в районах, где имеются колхозы, реорганизованы в кассы общественной взаимопомощи колхозников и колхозниц. В районах же ^коллективизированных остались комитеты. Касса ставит своей целью: обеспечить колхозников и колхозниц, не. могущих работать (б-ные, престарелые, инвалиды, вдовы, сироты, беременные, семьи красноармейцев), улучшить производственные и бытовые условия колхозников, содействуя организации или организуя самостоятельные культурно-бытовые учреждения (ясли, детские площадки, б-цы, столовые, общественные бани, дома отдыха, акушерские пункты, пункты первой помощи в поле и т. д.). Кассы своей работой содействуют социалистическому переустройству деревни, борются за трудовую дисциплину и повышение производительности труда и организуют женский и молодежный актив. Работа касс имеет весьма важное значение для всей деятельности колхоза и укрепления его. Бурно идет рост касс, как и рост коллективизации деревни: к 1/1 1934 г. количество касс определяется в 44 329, а число лиц, обслуживаемых ими, считая также и семьи, доходит до 50 млн. Кассы общественной взаимопомощи являются организацией добровольной. Вступление колхоза в кассу на добровольных началах решается большинством голосов и в этих случаях обязательно для всех членов колхоза. Органы управления—выборные. Средства образуются путем отчислений от доходов колхозника до 2% и отчислений от общественного фонда колхоза в размере 0,5%. Кассам передано имущество ликвидированных крестьянских комитетов общественной взаимопомощи. На кассы распространяются льготы и преимущества, предоставленные комитетам. Кассы проводят также значительную работу в области трудового устройства инвалидов в колхозах. Всероссийский союз касс взаимного страхования кооперации инвалидов (В секоопинстрахкассоюз). В связи с развитием системы кооперации инвалидов возникла задача обеспечить членов артелей на случай временной нетрудоспособности, а также улучшить соц.-бытовые условия этих 1ЯЗ инвалидов как на работе, так и в быту.—Осо-бые формы и методы работы системы кооперации инвалидов выдвинули необходимость создания организаций, осуществляющих соц. страхование не в общих рамках органов соц. страхования, а внутри системы кооперации инвалидов. В связи с этим возникли кассы взаимопомощи кооперации инвалидов. С 1931 года, в связи с постановлением Совета народных комиссаров о расширении работы касс включением задач и функций социального страхования, кассы взаимопомощи были переименованы в кассы взаимного страхования. В задачи касс входит: страхование на случай временной нетрудоспособности, беременности, выдача всех пособий, установленных для застрахованных, на кормление, на погребение, проведение мероприятий по оздоровлению труда в артелях, санаторно-курортная помощь, улучшение социально-бытовых условий членов касс, обслуживание детей их. Низовыми органами этих касс в артелях являются уполномоченные артели, опирающиеся на ' комиссии по охране труда. Все органы касс, комиссии по охране труда и уполномоченные избираются общим собранием членов артелей. Союзы касс, областные, краевые и центральные, избираются на съездах уполномоченных артелей или с*оюзов. С целью приближения работы касс к ее членам все выплаты производятся в артели через уполномоченного. Всекоопинстрахкассоюзом области, краевым, а также республиканскими кассами развернута значительная сеть профилактических учреждений: санатории, дома отдыха, а также детские учреждения. Для характеристики работы касс кооперации инвалидов можно привести след. цифры: бюджет в 1931г.—11 млн. руб., в 1933 г.—19 млн. руб., число членов в 1931 г.— 91 тыс. ив 1933 г.—110 тыс. Санаторно-курортная помощь и дома отдыха для членов касс в 1931 г.—18,5%, в 1933 г.—20%. Детский контингент, обслуживаемый кассами кооперации инвалидов в 1931 г.—14 тыс., в 1933 г.—17 тыс. Для детей членов касс организованы ясли, детские сады, детские площадки и лесные школы. Кроме того в случаях необходимости кассы предоставляют больным детям санаторно-курортное лечение. Борьба с детским калечеством. Результатом хронического или стойкого заболевания двигательного аппарата у детей является физическое калечество—при условии значительных нарушений функций и понижения или потери трудоспособности. Физическое калечество делится на врожденное (нарушение нормального развития плода, неправильные роды) и приобретенное (туберкулез костей и суставов, заболевания центральной нервной системы и периферических нервов, инфекционные заболевания, травматические повреждения и т. д.). До 1932 г. физические калеки и умственно отсталые дети, как тяжелые, так и легкие формы калечества, обслуживались исключительно сетью • учреждений Наркомздрава и Нарком-проса. В связи с необходимостью объединить учебно-воспитательную и трудовую подготовку детей, страдающих тяжелыми формами калечества и глубоко умственно отсталых, в специальных учреждениях, а также в целях увязки этой работы с делом трудового устройства инвалидов СНК РСФСР в 1932.г. поручил Нар- комсобесу организовать трудовые колонии для физически дефективных и. глубоко умственно отсталых детей. За короткий срок удалось развернуть сеть трудовых колоний, насчитывающих в 1934 г. свыше 1 500 мест. Для разработки научно-практических проблем .в Москве развернута научно-исследовательская база по борьбе с детским калечеством им. тов. Киселева. База реорганизована из бывшего Дома увечного ребенка Деткомиссии ВЦИК. Для изучения проблем, связанных с применением труда инвалидов, в 1930 г. организован Центральный ин-т труда инвалидов в Москве. Этот институт является в настоящее время единственным в мире институтом, занимающимся изучением организации труда инвалидов. Институт изучает следующие проблемы: психофизиологические особенности инвалидов в связи с формой и характером инвалидности, способы восстановления трудоспособности, социально-экономические проблемы применения труда инвалидов, методику профессионального отбора и профессионального обучения, рациональную организацию труда и внедрение физкультуры среди инвалидов. В то время, когда положение инвалидов в капиталистических странах резко ухудшается, а правительство этих стран нередко применяет вооруженную силу против бывших «спасителей отечества», требующих хлеба и работы. Советское правительство уделяет делу социального обеспечения много внимания и забот: пер*-вая пятилетка в области Со. значительно пере^ выполнена по важнейшим показателям. Так напр. по количеству пенсионеров военных кон-тингентов план перевыполнен на 24,1%. Колоссальный рост отмечается в области трудового устройства по основному контингенту (инвалиды войны и приравненные к ним категории)— перевыполнение на 100%, а включая прочие контингеаты (инвалиды труда, колхозники и кустари, инвалиды случая, детства)—на 376%. По проф. обучению инвалидов в артелях перевыполнение на 266%, а в профшколах—на 73%. Лит.: Законодательство по социальному обеспечению, М., 1934; Г у т'ц а й т Д., Дементьев Г. и Модель Ж., Систематический сборник по социальному обеспечению, М., 1926—27; Карпов С. и С л о б о -дянский X., Страхование и взаимопомощь кооперации инвалидов, М., 1929; Социальное обеспечение к 10-й годовщине Октября, М., 1927; Швиттау Г., Трудовая помощь в России, П., 1915. Периодические издания.—Вопросы социального обеспечения (отдельные комплекты), М., с 1918. См. также литературу к статье Социальное страхование.                                                      X. Слободянскии.
Смотрите также:
  • СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ. Содержание: Социальное страхование в царской России . .    194 Социальное страхование в СССР........    196 Социальное страхование в капиталистических странах......................    204 Социальное ...
  • СОЦИАЛЬНЫЕ БОЛЕЗНИ. Под С. б. разумеют б-ни, распространение к-рых обусловлено соц.-экономич. структурой общества. К группе С. б. относят в первую очередь tbc, вен. б-ни, особенно сифилис, алкоголизм; сюда же причисляют наркомании, ...
  • СОЦОИОДОЛ, как и соцоиодоловые препараты—соли соцоиодоловой (дииодпарафенолсуль-фоновой) к-ты, в Ф VІI не включены, он J«.CeH2 /ОН 4SO.H ЗНаО (2, 6, 1, 4) ИЛИ ' М. в.«0. 03SH Получается ...
  • СОЧИ, приморская климатическая станция общегосударственного значения на Черноморском побережьи Кавказа, между Новороссийском и Батумом под 43°34' с. ш. и 39°46' в. д. от Гринвича. Курортное значение С. определяется гл. образом ...
  • СОЧЛЕНЕНИЕ (лат. articulatio), частный случай соединения костей или хрящей между собой, имеющего ту или другую степень подвижности. По степени подвижности можно различать б. или м. подвижные соединения (diarthrosis) и малоподвижные (synarthrosis). ...