САНИТАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

САНИТАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. С. 3. СССР охватывает совокупность норм и распоряжений, установленных центральными и местными органами власти в рамках их полномочий и направленных к обеспечению наилучших возможных на данном этапе социалистического строительства гиг. и сан. показателей (см. Гигиена, Санитария) и к переустройству быта на социалистических началах. С. з. дооктябрьской революции в основном сводилось к установлению полицейского сан. надзора, гл. обр. в целях предупреждения распространения эпидемий. При этом большинство законодательных норм носило случайный половинчатый характер, что обусловливалось отсутствием материального базиса для их осуществления, т. к. и правительство и органы местного сан. управления затрачивали на здравоохранение ничтожные средства;кроме тогой вся политика правительства исключала возможность широких и эффективных оздоровительных мероприятий. Даже обязательное оспопрививание установлено было законом от 21/VІ 1914 года лишь частично только для определенных групп населения (чиновники, учащиеся, фабрично-заводские рабочие, заключенные и др.), состав- лявших в среднем 15—20% всего народонаселения России, а остальные 80—85 % (почти все крестьянство) не подпадали под действие этого закона. Заменяющим актом С. з. являлся т. н. Устав медицинской полиции, находившийся в XIII томе Свода законов Российской империи. Устав делился на 5 разделов: I—-положения общие; II—об общих мерах к охранению народного здравия; IIIоб особенных мерах к охранению здравия народного от повальных болезней; IV — об учреждениях и мерах для предупреждения и прекращения эпидемических б-ней и о карантинной страже; V—о ветеринар-но-полицейских мерах. В разделе первом регламентированы права отдельных учреждений в области С. з., втом числе и органов местного сан. управления, на к-рые возложена «выработка в пределах своего района руководящих указаний для применения законоположений о са-^ нитарных мероприятиях». В основном установление обязанностей по санитарии и благоустройству повсеместно гл. обр. осуществлялось лишь в форме обязательных постановлений земских и городских органов; эти постановления содержали ряд сан. требований, обязательных. для каждого из жителей в отдельности, и меры взысканий за неисполнение этих требований. В общем С. з. дореволюционной России достаточно ярко охарактеризовано в известной работе д-ра Н. Г. Фрейберга «Врачебно-санитарное законодательство в России» (ряд изданий, последнее— М., 1913), где автор указывает, что основной смысл С. з. в России «лежит в обязанности обывателя исполнять известные сан. требования и в надзоре за тем же обывателем, чтобы он не уклонялся от исполнения этих требований». Определенных указаний на обязанность правительственных или общественных органов совершенствовать сан. благоустройство.общими мерами в Уставе медицинской полиции не содержится. Правда, на целый ряд правительственных и общественных учреждений возлагается обязанность заботиться о сан. благоустройстве, но при ближайшем рассмотрении обязанность эта является фактически лишь б. или м. точно выраженным правом и вместе с тем таким правом, для применения которого закон не дает достаточно прочной опоры. Более разработано было С. з. только в части, касающейся мер против заноса эпидемических б-ней по границам. Детальные мероприятия в этой области предусмотрены были в особых правилах, изданных в развитие ст. 854 Врачебного устава. В этом отношении необходимо упомянуть об издании в 1897 г. закона об учреждении особой Противочумной центральной комиссии, в функции которой вошли вопросы борьбы с чумой, холерой и затем позднее и с эпидемическим сыпным тифом; в развитие этого закона созданы были и на местах т. н. сан.-исполнительные комиссии (см. Санитарная организация). Закон имел в виду предоставление местной администрации, при помощи этих органов, чрезвычайных полномочий в случае возникновения и развития указанных эпидемий (объявление местности неблагополучной по чуме, холере и пр.). Он не давал каких-либо норм и определенных указаний по самым методам и способам борьбы с заразными б-нями и не отразился ни в какой степени на эффективности постановки этого дела в стране. Позднее постановлением совета министров от 16/111912 г. образована была междуведомственная комиссия для пересмотра врачебно-сани-тарного законодательства. Председателем ко- etS миссии назначен был профессор Г. Рейн. В конце 1916 г. комиссия разработала и опубликовала проект Устава здравоохранения, в к-рый вошел в качестве составной части и устав санитарный. Однако этот Устав не успел вследствие войны и революции пройти через законодательные инстанции и сделаться законом. Временное правительство в 1917 г. также не предприняло никаких радикальных реформ в области С. з. Октябрьская революция 1917 г. сдала в архив истории и все существовавшее дореволюционное С. з., а также и указанный проект устава здравоохранения комиссии Рейна. Этапы развития советского С. з, Среди широких сан. мероприятий, намеченных к проведению по программе ВКП(б), значится также «создание санитарного законодательства» [п. «г» § 1 ст. 25 программы ВКП(б)]. Поэтому, когда декретом от 1/VІI 1918 г. организован был в РСФСР центральный орган (НКЗдр.), ведающий делом здравоохранения в целом, то в его функции вошла и разработка и внесение на утверждение правительства законопроектов и по санитарному делу. Первые же годы советской власти ознаменовались рядом важных декретов в области С. з. Постановления СНК от 16/VІ 1919 г. о сан. охране жилищ, от 29/IV 1920  г. и от 1.6/ІX 1921 г. об охране зеленых насаждений, декрет от 21/Ш 1921 г. «О мерах по улучшению водоснабжения, канализации и ассенизации в Республике», утвержденные СНК положения «Об охране здоровья подростков и детей» (закон от 15/ІX 1921 г.) и «О детской социальной инспекции» (закон от 26/ІX 1921  г.), имеющие назначением также улучшение сан. условий для детей,—все это отдельные акты С. з., означающие переход в наступление советской власти для ликвидации сан. не благоустройства и общего улучшения сан. условий. В этих законах содержатся уже не запретительные нормы «полицейского характера» для отдельных граждан, составлявшие характерный признак дореволюционного С. з., а нормы положительного порядка, осуществление к-рых должно создать определенные предпосылки конкретного улучшения сан. состояния страны. Постановление СНК РСФСР от 15/ІX 1922 г. «О <анитарных органах республики» впервые подвело общий законодательный базис для повсеместного и единообразного развертывания сан. организации и сан. надзора в стране и дало столь необходимое, отсутствовавшее раньше законодательное оформление значительно выросшей и окрепшей уже к тому времени советской санитарной организации. С окончанием гражданской войны и с переходом страны к мирному социалистическому строительству, с упрочением экономического базиса страны открылась возможность дальнейшего развития С. з. путем установления сан. норм, требующих больших затрат и наличия значительных материальных ресурсов. Такие нормы содержатся уже в постановлениях СНК от 18/Х 1923 г. «О производстве гидротехнических работ», от 11/ІX 1924 г. «Об обязательном оспопрививании», от 12/V 1924 г. «О мероприятиях по борьбе с малярией», от 21/ХП 1926 г. «О мерах борьбы с бешенством животных», от 6/VІI 1928 г. «Об установлении зоны санитарной охраны водных источников» и т. д. Углубление успехов социалистического строительства в СССР, гигантские размахи индустриализации, коллективизации сельского хозяйства, промышленного, жилищного и культурно- го строительства, рост благосостояния трудящихся масс выдвинули затем и другие новые проблемы перед С. з. и вызвали к жизни новые нормы закона, определяющие дальнейшее наступательное движение советского здравоохранения соответственно остальным участкам социалистического строительства.—Постановление июньского (1931 г.) пленума ЦК ВКП(б) «о городском хозяйстве», на основе директив которого появились два важнейших одноименных законодательных акта: а) СНК РСФСР от 10/VІII1931 г. и б) СНК СССР от 9/ІX 1931 г. «О мероприятиях по улучшению сан. состояния рабочих районов, рабочих общежитий и учреждений общественного питания», положивших фундамент для организации сан. инспекции в системе НКЗдр., постановление СНК РСФСР от 14/V 1932 г. «Об улучшении сан. состояния городов и новостроек» и предшествовавшие им постановления СНК РСФСР: а) от 7/VІI1929 г. «О сан. состоянии РСФСР», б) от 20/V 1930 г. «О сан. минимуме» (см. Санитарный минимум), в) от 19/VІII 1930 г. «О борьбе с эпидемиями» и г) от 6/VІ 1931 г. «О нормах сан. органов» (см. Санитарная организация)—все это документы огромного значения, из к-рых каждый является определенной вехой на путях развития С. з. в стране, документы, содержащие законодательные нормы периода социалистической реконструкции, имеющие целью «связать задачи и работу здравоохранения с основными задачами и насущными потребностями социалистического строительства» (М. Ф. Владимирский). Основные установки С. з. периода социали-стич. реконструкции сформулированы в наст. время в проекте Санитарного кодекса, составленном по поручению Коллегии НКЗдр .РСФСР от 21/VІ 1931 г. особой комиссией и изданном в конце 1932 г. отдельной книгой. В этом проекте сделана попытка общей систематизации С.з. РСФСР и более четкого приспособления его к интересам социалистической реконструкции экономики и быта. Проект содержит 631 статью и делится на 12 глав: 1) общая часть; 2) сан. условия строительства населенных мест; 3) сан. требования к благоустройству населенных мест; 4) сан. требования по обслуживанию населения; 5) пищевая санитария; 6) промышленная санитария; 7) профилактика и борьба с эпидемическими и другими массовыми б-нями; 8) сан. охрана границ СССР; 9) сан. охрана на внутренних путях сообщения; 10) сан. охрана специальных групп населения; 11) охрана здоровья детей и подростков; 12) физкультура; 13) курортная санитария и 14) карательные санкции. В основном советское С. з. периода социалистической реконструкции имеет своей целеустремленностью содействие социалистическому строительству и подведение правового фундамента под деятельность санитарн ой организации (ем.), к-рая должна, осуществляя санитарный надзор (см.), обеспечить «проведение мероприятий по оздоровлению условий труда и быта трудящихся, по предупреждению и устранению сан. непорядков городов, рабочих районов и рабочих поселков, совхозов, колхозов и прочих населенных мест и росту их коммунального благоустройства, улучшению рабочих жилищ и общественных зданий, учреждений общественного питания и т. п., а также организацию борьбы с заразными, массовыми и профессиональными заболеваниями». Компетенция отдельных органов власти в области С.з. Ведению верхов- ных органов СССР согласно пункта «т» ст. 1 Основного закона (конституции) СССР подлежит «Установление общих мер в области охраны народного здравия». Уточнения понятия «общие меры» ни в каком законодательном акте не имеется. Фактически на практике правительство СССР воспользовалось вышеизложенным своим правом только в области издания нескольких законов, как напр. закон 23/VІII1931 г. «О сан. охране границ» (см. ниже) или закон 9/ІX 1931 г. «О мероприятиях по улучшению сан. состояния рабочих районов, рабочих общежитий и учреждений общественного питания»; последним законом предложено правительствам союзных республик образовать в системе своих республиканских органов здравоохранения инспектуру по сан. надзору (см. Санитарная инспекция). О том же говорит и постановление СНК от 23/ХП 1933 г. «о гос. санитарной инспекции». В основном С. з. осуществляется в наст, время по -СССР правительствами союзных и автономных^республик, ведомствами и местными исполкомами и горсоветами; последними—в форме местных обязательных постановлений. В РСФСР порядок издания последних урегулирован постановлением ВЦИК и СНК от 30/Ш 1931 г. (Собрание узаконений 1931 г., № 17, ст. 186). Местные исполкомы и советы, а'также их президиумы имеют право в пределах соответствующей территории издавать обязательные постановления, устанавливая в них для всего населения или для отдельных его групп и для учреждений определенные обязанности, несоблюдение которых влечет за собой наложение административных взысканий (предупреждение, штраф до 100 руб., принудительные работы до 30 дней), а в случаях, предусмотренных законом, предание виновных суду. Отделы исполкомов и горсоветов правом издания обязательных постановлений не пользуются. Составление проектов местных обязательных постановлений осуществляется обычно соответствующим отделом исполкома (горсовета), а по части санитарной—органами здравоохранения и сан. инспекции. В каждом обязательном постановлении должны быть предусмотрены: а) район действия, б) срок вступления в силу, к-рый должен быть не менее 15 Дней, исключая чрезвычайные обстоятельства (борьба с вспыхнувшей эпидемией и т. п.); в) ответственные лица по наблюдению над выполнением; г) пределы ответственности за нарушение. Согласно закону от 30/Ш 1931 г. отдельные органы местной власти имеют различную компетенцию в части круга вопросов, по к-рым они имеют право издавать обязательные постановления. В области санитарии эта компетенция отдельных органов местной власти сводится к следующему: 1) Сельсовет имеет право издать обязательные постановления по вопросам сан. охраны мест общего пользования, водоемов и колодцев, торговли на рынках, базарах и ярмарках и по борьбе с эпизоотиями. 2) Райисполком и горсовет—по вопросам: а) осуществления сан. мероприятий по водоснабжению и благоустройству; б) сан. охраны общественного питания и всей системы снабжения пищевыми продуктами; в) сан.-быт. условий населения; г) предупреждения и борьбы с заразными и массовыми б-нями; д) сан. охраны мест общего пользования и культурно-просветительных учреждений; е) борьбы с эпизоотиями. 3) Областные и краевые исполкомы вправе издавать обязательные постановления по всем вопросам санитарии. Как общее правило местные обязательные постановления не должны противоречить действующим постановлениям правительства, ведомственным распоряжениям (в части санитарной—НКЗдрава) и обязательным постановлениям вышестоящего исполкома. Органы сан. обслуживания и их права (см. также Санитарный надзор, Санитарная организация). Наблюдение над выполнением норм и требований санитарного законодательства осуществляется санитарными органами, права которых установлены: а) по РСФСР положениями о санитарных органах республики (пост. СНК от 8/Х 1927 г., СУ 1927 г.. № 104, ст. G95) с добавлением от 22/Ш 1928 г. и о сан. инспекции (пост. СНК от 10/VІII 1931 г. за № 849), б) по УССР—пост. СНК от 19/VІ 1923 г. и 25/VІI 1931 г.; в) по БССР-пост. СНК от 16/Х 1926 г.; г) для ж.-д. транспорта—пост. СНК СССР от 28/ХП 1931 г. (см. также указанное выше постановление СНК от 23/ХП 1933 г.). Аналогичные законы изданы и в других союзных республиках. В основном права сан. органов сводятся к нижеследующим: а) право входа во все здания, учреждения, предприятия и сооружения; б) право получать объяснения, сведения и документы, необходимые в связи с сан. осмотром; в) право производить выемки пищевых продуктов и других необходимых материалов для сан. анализа; г) право предъявлять требования об устранении замеченных сан. недочетов и нарушений; д) право налагать на лиц, виновных в невыполнении сан. требований, штраф в размере до 100 рублей и привлекать виновных к административной и судебной ответственности; е) право производить дознание в случаях привлечения к уголовной ответственности и выступать в суде в качестве обвинителя; ж) право запрещать к пользованию, употреблению или продаже предметов оборудования, продуктов и напитков, вредных для здоровья, а в необходимых случаях и уничтожать эти продукты и напитки; з) право предварительно до разрешения вопроса административными и судебными органами закрывать учреждения и предприятия в случае, если их эксплоатация сопряжена с явным вредом или опасностью для здоровья трудящихся; и) право изолировать заразных и подозрительных по заразе б-ных. Права, перечисленные в пунктах а—г включительно принадлежат гос. сан. инспекторам, их помощникам, а также общественным сан. инспекторам, а прочие права (д—и)—только гос. сан. инспекторам. Советскими законами предоставлены таким образом сан. органам очень большие права и полномочия как необходимые средства для осуществления ими возложенных на них чрезвычайно ответственных функций по коренному оздоровлению всех условий труда и быта трудящихся. Особо следует остановиться на праве сан. органов накладывать административные взыскания и привлекать виновных в нарушении санитарного законодательства к уголовной ответственности. Там, где не помогли обычные формы работы сан. инспектора (см. Санитарный надзор), в тех случаях, когда инспектор по сан. надзору встретил со стороны отдельных лиц сопротивление проводимым им мероприятиям, когда налицо игнорирование предложений инспектора, в результате чего имеются определенные сан. нарушения,—инспектор должен воспользоваться предоставленными ему за- коном правами по применению административных взысканий, роль к-рых в советской практике в основном—предупреждать повторение аналогичных поступков. Порядок и формы наложения сан. инспектором штрафа предусмотрены по РСФСР в инструкции НКЗдр., НКЮ и Главмилиции (№ 2/мв от 4/1 1932 г.). Согласно этой инструкции наложение штрафа оформляется составлением протокола об отмеченном сан. нарушении и постановлению о наложении штрафа и его размере. Постановление вручается в копии нарушителю, к-рый в 15-дневный срок обязан внести штраф добровольно в соответствующее кредитное учреждение; в случае невнесения производится через милицию принудительное взимание штрафа или замена штрафа принудительными работами. Постановление может быть обжаловано вышестоящему сан. инспектору или в райисполком (горсовет). Поданная в 3-дневный срок жалоба приостанавливает взимание штрафа. Порядок производства сан. инспектором дознания в случаях привлечения виновных к уголовной ответственности предусмотрен в РСФСР в специальной инструкции по этому вопросу НКЗдр. и НКЮ за № 139/мв от 7/V 1928 г. (по УССР то же от 3/IV 1928 г.). В процессе производства дознания сан. инспектор обязан руководствоваться указаниями ■соответствующих следователя и прокурора. Сан. инспектор, как и всякий другой орган дознания, вправе допрашивать подозреваемых, свидетелей, потерпевших, принимать в необходимых случаях в отношении подозреваемых меры, предупреждающие возможность их уклонения от явки к суду и следствию, назначать экспертизу. Дознание должно быть закончено не позже чем в месячный срок. Материалы дознания препровождаются сан. инспектором в случае предания суду: а) если по статье УК, ло к-рой предъявляется обвинение, может быть назначено мерой социальной защиты лишение свободы на срок свыше 1 года,— на проверку и утверждение к следователю; б) в прочих случаях—непосредственно в суд. Помимо инструкции НКЗдрава и НКЮ сан. инспектор руководствуется при производстве дознания соответствующими статьями УК и УПК. С. з. по отдельным вопросам. С. з. по охране границ. Основным действующим законом в этой области является постановление СНК СССР от 23/VІII1931 г. за №14/671 (Собр. зак. 1931 г., № 55, ст. 355). Этот закон издан во исполнение международной сан. конвенции, ратифицированной в 1929 году правительством СССР (см. Конвенции), и предусматривает для охраны границ СССР от заноса из-за границы в пределы Союза и обратно заразных б-ней—чумы, холеры, желтой лихорадки, сыпного тифа и оспы—право применения мер медико-санитарных и административно-санитарных. К мерам медико-санитарным относятся: врачебный осмотр, выделение и изоляция б-ных и подозрительных по состоянию здоровья, бактериол. исследования, врачебное наблюдение, обсервация, сан. осмотр грузов, багажа и транспортных средств, дезинфекция, дезинсекция, дератизация и т. п. К мерам административно-санитарным относятся: воспрещение отдельным лицам въезда и выезда, воспрещение ввоза и вывоза грузов и багажа, закрытие отдельных местностей для въезда и выезда, закрытие границ и пр. Все вышеперечисленные мероприятия по сан. охране границ осуществляются органами здравоохранения, исключая закрытия границ и закрытия местностей для въезда и выезда; эти мероприятия проводятся распоряжением Главного управления пограничной охраны по согласованию с НКЗдр. союзных республик и с другими заинтересованными ведомствами. На основании закона от 23/VІII 1931 г. изданы в его развитие Общесоюзным бюро заграничной сан. информации по согласованию с НКИД, НКВТ, ОГПУ, НКВод и ВОГВФ «Правила санитарной охраны границ» от 25/ІX 1931 г., выпущенные отдельной брошюрой (Медгиз, М. — Л., 1931). Нарушители этих правил подвергаются в соответствии с § 6 закона «О сан. охране границ» штрафу в административном порядке в размере до 100 р., а в надлежащих случаях—судебной ответственности по УК союзных республик. Жилищно-коммунальное законодательство. Важнейшими законодательными актами в области жилищной санитарии являются не утратившие своего значения и в наст. момент два закона, являющиеся одними из первенцев советского С.з.: а) пост. СНК от 18/VІ 1919 г. <Ю сан. охране жилищ» и б) то же от 6/VІ 1921 г. «Об объединении всего дела сан. охраны жилищ в НКЗдраве». В первом законе определены задачи жилищно-санитарной инспекции: а) обследование жилищно-санитарных условий населения и разработка мероприятий по их улучшению; б) ведение совместно с другими статистическими учреждениями, жилищной сан. статистики; в) участие в разработке планов городского и сельского строительства и других общих вопросов жилищной строительной практики; г) участие в рассмотрении планов новых построек, дача по ним своих заключений и предварительный осмотр вновь выстроенных жилых помещений; д) текущий надзор за выполнением жилищных сан. правил; е) содействие делу правильного расселения в жилых помещениях необеспеченных групп населения; ж) участие в работах по сан. просвещению в области жилищного вопроса. Важнейшей гарантией для трудящихся в смысле обеспечения их бытовых условий и возможности лучшего сан. содержания жилищ является наличие в законодательстве сан. нормы жилой площади, к-рая установлена по РСФСР в 8,25 м2 жилплощади пола на 1 человека (цирк. НКВД и НКЗдр. от 5/19/Х 1928 г.). При уплотнениях и переселениях не допускается снижение этой санитарной нормы. , Сан. нормы учтены и в единых нормах строительного проектирования, утвержденных комитетом по стандартизации при СТО и имеющих силу закона; в этих нормах в части объектов жилищного строительства учтены все требования сан. порядка. Сан. правила по постройке жилых зданий изданы НКЗдр. и Стройкомом РСФСР за № 247/мв от 26/VІI 1929 г. (прил. к журналу «Вопросы здравоохранения», № 29, 1929 г.). Помимо того к С. з. в области жилищной санитарии следует отнести ряд других ведомственных и междуведомственных распоряжений, правил, инструкций (НКЗдр. по согласованию с НКВД, с НККХ, Стройкомом), среди них важнейшие: а) правила по использованию под жилье подвалов и полуподвалов— № 308/мв от 29/ІX 1929 г. (прил. к журналу «Вопросы здравоохранения», №37,1929г.); б)   о заселении вновь выстроенных жилищ— № 230/мв от 1/VІI1929 г. (то же, № 27,1929 г.); в)  инструкция сан. органам по приему вновь построенных и капитально ремонтированных зданий № 19 от 17/Х 1929 года (то же, № 40, 1929 г.); г) сан. правила по содержанию жилых помещений—№ 268/81 от 15/ІX 1928 г. с изменениями от 28/1 1929 года («Вопросы здравоохранения», № 19, 1928 г. и прил. к журн. «Вопросы здравоохранения», 1929 г.). В области коммунального благоустройства и очистки в основном сан. моменты регулируются местными обязательными постановлениями (см. выше). Из постановлений центральной власти в этой области следует отметить: а) закон от 20/VІII 1932 г. (СУ 1932 г., № 76) «Об устройстве мостовых и тротуаров»; б) закон от 7/III 1932 г. (СУ 1932 г., № 25) «Об организации добровольных обществ», «Друзья зеленых насаждений». Роль этих обществ — стимулировать и охранять зеленую площадь в городах и рабочих поселках; в) пост, комиссии ВЦИК по культам от 2/1 1932 г. «О порядке устройства, закрытия и ликвидации кладбищ». — О сан. охране питьевой воды — см. Водное законодательство и Зоны санитарной охраны. Существеннейшим актом С. з. в области жилищно-коммунальной санитарии по РСФСР является постановление СНК от 14/V 1932 г. «О мероприятиях по улучшению сан. состояния городов и новостроек» (СУ 1932 г., № 14, ст. 196), в котором содержатся четкие указания местным горсоветам в следующих областях: а) санитарного содержания жилищ и мест общественного пользования; б) охраны и развития зеленых насаждений; в) водоснабжения; г) канализации и д) банно-прачечного хозяйства. Большое значение имеет также и закон «Об устройстве населенных мест» (о планировке) от 10/VІII 1932 г.—С а н и т а р н о-п и щ е -вое законодательство — см. Пищевое законодательство. С. з. по охране труда и производства. Ряд норм, относящихся к этой области, содержится в Кодексе законов о труде, а именно (нумерация статей дана по кодексу РСФСР): а) обязательность осмотра каждого предприятия— вновь открытого, реконструированного пли переведенного в другое здание—до его пуска в ход органами сан .-промышленного надзора (ст. 138); б) обязательность содержания мест работы в надлежащем сан.-гиг. состоянии (ст. 139); в) выдача в целях компенсации проф-вредностей спецодежды, специальных приспособлений (ст. 141) и спецпродуктов (жиры, нейтрализующие вещества) (ст. 142); г) предварительный мед. осмотр и периодическое переосвидетельствование лиц, занятых в особо вредных производствах, отдельных групп рабочих (женщин, подростков, ст. 143); д) специальные льготы для беременных, для женщин вообще и для подростков, работающих по найму (сокращенный рабочий день, дополнительные отпуска и т. д.; ст.ст. 129—137 включительно) и др. Наконец важнейшим оздоровительным мероприятием является декретирование семичасового рабочего дня в большинстве промышленных предприятий, установление восьмичасового дня как максимального, крайнее ограничение законов сверхурочных работ, сокращение рабочего дня для лиц, работающих во вредных условиях, и т. п. нормы советского трудового законодательства. Постановлением СНК СССР от 4/VІI 1932 г. за № 1054 (Собр. зак. СССР 1932 г., № 52, ст. 317) «О разграничении работы органов труда и здравоохранения на предприятиях»на органы здравоохранения возложено наблюдение за сан. состоянием всей территории предприятия, всех бытовых учреждений, обслуживающих предприятие (столовые, ясли и т.д.), а также внесение в органы труда предложений, касающихся оздоровления технологических процессов производства. Под всей территорией здесь надо понимать не только двор, но также помещения цехов и мастерских, где по закону от 4/VІI 1932 г. вся оздоровительная работа должна вестись под наблюдением органов здравоохранения в лице их здравпунктов на предприятиях; согласно пост. НКЗдр. и НКТруда РСФСР от 28/Ш 1932 г. за № 75/мв (прил. к журн. «На фронте здравоохранения», № 10, 1932 г.) зав. здравпунктом является гос. инспектором по сан. надзору на данном предприятии и пользуется там всеми правами последнего (см. выше).'— Основные указания по работе сан. органов в области промышленной санитарии даны в инструкции НКЗдр. РСФСР № 270/31 от 22/VHI 1929 г. (прил. к журн. «Вопросы здравоохранения», № 33, 1929 г.). Важные директивы по вопросу о работе в области снижения промышленного травматизма и общей заболеваемости рабочих на предприятиях содержатся в постановлении СНК РСФСР от 20/VІ 1931 года «Об ассигнованиях на оздоровление условий труда в промышленности» (Бюллетень финансового и хозяйств, законодательства, № 22,1931 г.). Серьезнейшей нормой советского С. з. в области труда и производства следует признать наличие законодательных норм, обязывающих хозорганы не только соблюдать установленные правила по промышленной санитарии, но непрерывно улучшать сан.-технич. условия труда. Это предусмотрено в инструкции НКТруда СССР от 28/1 1929 года («Известия НКТруда», № 7—8,1929 г.), в к-рой содержится номенклатура плановых мероприятий по оздоровлению труда, подлежащих обязательному включению в промфинплан предприятия; расходование ассигнованных на оздо!эовление труда средств допускается только по их прямому назначению. Серьезной правовой гарантией учета во всех постановлениях по труду норм санитарии является требование закона(§ 1 пост. СНК РСФСР от 7/Х 1932 г., СУ 1932 г., № 79, ст. 348), чтобы все обязательные постановления по вопросам промышленной санитарии согласовывались с НКЗдр. РСФСР. С. з. по охране быта трудящихся. Сюда относится законодательство в области гигиены тела и предметов быта и в области сан.-гиг. обслуживания трудящихся. В части предметов быта и личной гигиены в РСФСР санитарное законодательство пока очень неполно. Оно представлено только двумя распоряжениями НКЗдрава, касающимися порядка выдачи разрешений на изготовление гиг. и косметических средств и их состава (циркуляр № 254/64 от 30/VІI 1929 г.; прил. к журн. «Вопросы здравоохранения», №29, 1929 г.) и правил их регистрации (циркуляр № 24/64 от 29/Х 1929 г.; то же, № 42, 1929 г.). Сан. моменты в части, касающейся мебели, одежды, обуви и т. п., нашим С. з. не урегулированы. Сан. требования к предприятиям для сан.-гиг. обслуживания населения предусматриваются в местных обязательных постановлениях (см. выше). НКЗдр. изданы правила устройства, оборудования и содержания соответствующих отдельных объектов как руководящие указания для местных органов власти при издании ими местных обязательных постановлений по этим объектам, как-то: а) для парикмахерских № 122 от 4/V 1928 г, («Вопросы здравоохранения», № 10, 1928 г.); б) для бань обычного типа—№ 253 от 30/VІI 1929 г. и для бань упрощенного типа—№ 362 от 11/ІX 1932 г. (прил. к журн. «Вопросы здравоохранения», № 30, 1929 г. и к журн. «На фронте здравоохранения», № 30, 1932 г.); в) для мест купания и купальных сооружений—№ 253 от 30/VІII 1929 г. (прил. к журн. «Вопросы здравоохранения», № 20, 1929 г.); г) для прачечных—№ 170/мв от 4/VІ1930 г. (то же, № 20,1930 г.). Постановление СНК РСФСР от 14/V1923 г. «О мероприятиях по улучшению сан. состояния городов и новостроек» (см. выше) также вменяет в обязанность горсоветов установить строгий контроль за соблюдением сан.-гиг. правил в бан-но-прачечном хозяйстве. С.з. по предупреждению и ликвидации заразных и массовых заболеваний. Растущие успехи социалистического строительства и возрастающее на их фоне благосостояние трудящихся масс открыли возможность декретирования мероприятий, направленных к радикальному изжитию в СССР эпидемических очагов.'Введение обязательного оспопрививания (по РСФСР—закон от 18/X 1924 г.), мероприятия по борьбе с малярией (по РСФСР-—закон от 12/V 1924 г.) положили начало планомерно развивающемуся С. з. в области противоэпидемической (см. также Инфекционные болезни). Постановление СНК РСФСР OT19/VІII1930 г.«0 борьбе с эпидемиями»(прил. к журн. «На фронте здравоохранения», № 28, 1930  г.) знаменует собой новый этап в этой области С. з. Этим законом предусмотрено: а) проведение решительных мероприятий по ликвидации паразитарных тифов и оспы; б) ликвидация малярийных очагов; в) широкое проведение среди населения предохранительных прививок против брюшного тифа; г) усиление сан. обслуживания детских учреждений в целях борьбы с детскими инфекциями и полное обеспечение больничной помощью детей, больных скарлатиной и дифтерией. Для осуществления этих мероприятий законом от 19/VІII 1930 г. возложен ряд обязательств на местные органы власти и на хозорганы. Большое практическое значение имеет также в УССР закон от 20/Ш 1929 г. «Об участии хозорганов в расходах по осуществлению противоэпидемических мероприятий» (СУ УССР, № 10, ст. 77, 1929 г.). Из основных законодательных норм в области борьбы с острозаразными б-нями, помимо вышеприведенных законов, следует отметить нижеследующее: а) требование законодательства об обязательной изоляции больных чумой, холерой, желтой лихорадкой, сыпным и возвратным тифами и оспой (§ 5 статьи X Правил о сан. охране границ см.выше); б) обязательность присылки мед. персоналом экстренных извещений об острозаразных б-нях (предусмотрено в УССР правительственным постановлением — пост. СНК от 25/ІX 1926 г., а в РСФСР только ведомственным распоряжением НКЗдр.— постановление от 7/VІII 1918 г.); в) уголовная ответственность за невыполнение правил, специально изданных в целях борьбы с эпидемиями (статьи УК: по РСФСР—181, по УССР— 193, по БССР—112). Действующим законодательством нигде не предусмотрен вопрос о возможности осуществления принудительной изоляции острозаразного б-ного. Этот пробел восполняется включением соответствующей нормы в местные обязательные постановления. Вопросам борьбы с острозаразными б-нями посвящен большой ведомственный официальный материал (распоряжения НКЗдр. союзных республик), уточняющий вышеперечисленные основные законодательные акты в этой области и затрагивающий ряд новых моментов: проведение дезинфекции, борьба с бацилоносительст-вом, проведение предохранительных прививок против кори, дифтерии, скарлатины, сроки изоляции заразных больных, снабжение бактерийными препаратами и др. Борьба с проказойг являющейся довольно редким заболеванием на территории СССР, декретирована в пост. СНК СССР от 10/VІI 1928 года. Этим законом возложена на НКЗдр. обязанность учета всех прокаженных, их изоляция в лепрозории или на дому и лечение. Для провоза прокаженных по-ж. д. и водным путям сообщения установлены: особые льготные условия.— Законодательство-в области борьбы с венерическими болезнями характеризуется в РСФСР нижеследующими правительственными постановлениями (аналогичные законы изданы и в других республиках Союза): а) пост. ВЦИК и СНК от 24/1 1927 г. (СУ 1927 г., № 13, ст. 90) «О мерах борьбы с венерическими болезнями», к-рым предоставлено право здравотделам применять в нужных случаях принудительные осмотры и лечение вен. б-ных. Наличие разветвленной сети вен. диспансеров создало существенные предпосылки для того, чтобы этот закон мог быть реализован, б) Ст. 150 УК, устат-навливающая применение судом мер социальной защиты в отношении лица, заразившего вен. б-нью или ставящего в опасность заражения другое лицо; ст. 132 Кодекса законов о браке,. семье и опеке, устанавливающая обязанность для лиц, регистрирующих брак в органах ЗАГС'а, представить подписку, что они взаимно осведомлены о состоянии здоровья друг друга. Вышеприведенные законодательные акты совместно с рядом постановлений НКЗдр. образуют разветвленное С. з. в области предупреждения и борьбы с вен. б-нями. В области борьбы с tbc имеется разветвленное ведомственное С. з. Изданием Положения о специальных лечебно-профилактических учреждениях для туб. б-ных (туб. диспансер, туб. б-ца, туб. пункт, туб. санаторий) подведена правовая база под эти учреждения, рост и укрепление которых обеспечиваются общей целеуст^ ремленностью и развитием советского здравоохранения на фоне успехов социалистического-строительства. В изданном НКВД и НКЗдр. РСФСР в развитие пост. ВЦИК и СНК РСФСР от 28/11 1930 г. «О праве пользования дополнительной площадью» списке б-ней, дающих право на дополнительную площадь, предусмотрено, что: а) активная форма tbc легких и прочих органов с выделением туб. палочек дает право на отдельную комнату и б) тот же процесс без выделения туб. палочек—на дополните льну го-площадь в размере 10 м2. В цирк. НКЗдр. и НКВД № 125/мв от 7/V 1928т. даны конкретные детальные указания о порядке осуществления права туб. б-ных на дополнительную площадь или комнату. Особыми распоряжениями НКЗдр. РСФСР предусмотрены формы работы здравотделов в областях борьбы с костно-суста-вным tbc (№ 111 от 13/Ш 1929 г.) и с кожным tbc (№ 172 от 18/V 1929 г.). С.з. по охране специальныхгрупп населения [переселенцы (см.), призываемые в РККА, контингент исправительно-трудовых учреждений]. Учитывая значительную опасность в эпидемиологическом отношении передвигающихся масс населения (переселенцы), СНК РСФСР издал постановление от 11/Ш 1932 г. «О сан. обслуживании переселенцев и рабочих, переезжающих на работу в другие местности» (СУ 1932 г., №25, ст. 123). Этим законом возложено на хоз. органы, ведающие переселенцами и вербовкой рабочей силы: а) требовать от рабочих и переселенцев справок об оспопрививании; б) обеспечить проведение сан. обработки (стрижка, баня, дезинсекция одежды и белья и др.); в) сообщать заблаговременно в здравотделы необходимые сведения о количестве вербуемых рабочих и переселенцев. Строгие требования предъявляет инструкция НКЗдр. РСФСР от 27/VІII 1928 г. за Ks 323 в части сан. обслуживания в пути лиц, уволенных из РККА и принятых туда.—В отношении исправительно-трудовых учреждений основным актом С. з. в РСФСР является «Положение о мед .-сан. обслуживании мест заключения», изданное НКЗдр. и НКВД 19/V 1927 г. на основании ст. 195 Исправительно-трудового кодекса. Это положение предусматривает следующие сан. мероприятия: а) обязательность карантина на срок не менее 14 суток для вновь поступающих в исправительно-трудовые учреждения; €) регулярную сан. обработку заключенных; в) обеспечение в камерах и в* производственных помещениях нормальных сан .-гиг. условий (свет, вентиляция, надлежащая t° воздуха, наличие у каждого лишенного свободы койки, тюфяка, подушки, постельного белья); г) исключение системы «парашей» и промывных очков в камерах; д) соблюдение норм требований пищевой гигиены; е) предоставление каждому лишенному свободы ежедневно не менее чем часовой прогулки. С переходом в 1932 г. заведы-вания мед .-сан. обслуживания исправительно-трудовых учреждений в ведение НКЮ вышеприведенное положение сохранило свою силу и дополнено рядом ведомственных распоряжений НКЮ (нормы питания, формы и порядок сан. обслуживания и др.). С. з. на транспорте. По линии жел.-дор. транспорта с передачей согласно пост. СНК СССР от 8/IV 1931 г. (С. з. 1931 г., № 21) мед.-сан. дела в ведение НКПС, в составе к-рого организовано врачебно-сан. управление (Тран-санупр НКПС СССР), в основном сан. мероприятия предусматриваются в обязательных постановлениях и приказах НКПС, а на местах— управлений дорог и начальников районов, которые имеют в полосе отчуждения ж. д. силу, аналогичную местным обязательным постановлениям (см. выше).—Из правительственных законодательных актов в области С. з. основным является для жел.-дор. транспорта пост. СНК СССР за № 1179 от 28/XII1931 г. «Об улучшении сан. состояния на транспорте»; в этом законе предусмотрено образование на жел.-дор. транспорте в ведении НКПС санитарной инспекции (см.). Сан. обслуживание водного транспорта в центре находится в НКЗдр. союзных республик, а на местах—в водздравах, в ведении к-рых находится сан. инспекция водного транспорта. Положение об этой инспекции издано НКЗдр. 15/ХП 1931 г. (прил. к журн. «На фронте здравоохранения», № 5, 1932 года). О разграничении функций водного и территориального сан. надзора содержатся предписания в пост. СНК РСФСР от 23/III 1927 года (СУ 1927 г., № 29, €т. 199). Согласно этому закону в случае возник- новения или угрозы эпидемии территориальные сан. органы имеют право производить сан. обследования в полосе водного транспорта совместно с сан. организацией последнего. В области общей организации сан.-профилактической работы водные и территориальные здравотделы должны вести работу согласованно на основе взаимного учета своих планов. С. з. на водном транспарте в РСФСР изобилует рядом распоряжений НКЗдр. РСФСР по отдельным отраслям сан. дела (сан. обработка, жилищно-коммунальная санитария, пищевая и т. д.). С. з. по охране здоровья детей и подростков (см. также Охрана здоровья детей и подростков). Согласно п. «е» § 4 раздела II утвержденного ВЦИК и СНК РСФСР 28/Ш 1927 г. положения о НКЗдр., на последний возлагаются «организация и руководство делом охраны здоровья детей и подростков, в том числе и в школах фабрично-заводского ученичества, а также подрастающего поколения». Т. к. общее руководство соц. воспитанием подрастающего поколения осуществляется Наркомпросом, возникла необходимость урегулирования вопроса о разграничении функций между Наркомпросом и НКЗдр., что по РСФСР осуществлено постановлением СНК от 7/III 1931 г. «Об организации педологической работы в республике, осуществляемой различными ведомствами». В § 3 этого закона возложено на НКЗдр. проведение «врачебно-педаго-гической работы через систему диспансеризации в направлении оздоровления труда и быта детей и подростков». Работа эта осуществляется в следующих формах: а) обследование биол. особенностей детей и подростков, б) участие в •обследованиях производственно- и культурно-бытовой среды, в) массовые оздоровительные мероприятия, г) проработка гиг. норм режима труда и отдыха, д) отбор физически слабых детей, е) участие в профработе, профконеульта-ции, в комплектовании детских групп и пр. Важнейшим законодательным актом, имеющим серьезнейшее значение и по линии С. з., является постановление СНК РСФСР от 15/П 1932 г. «Об упорядочении внутреннего распорядка в массовой школе» (СУ 1932 г., № 16, ст. 77). Этим законом урегулирован школьный режим, что чрезвычайно важно с точки зрения охраны здоровья школьников, и возложен ряд конкретных обязательств на НКЗдр. в части школьной санитарии. Персональная ответственность за сан.-гиг. состояние и за очистку школьных помещений возложена § 7 этого закона на заведующих школами. Изданное НКЗдр. РСФСР по согласованию с Наркомпросом за № 210 от 15/ХП 1931 г. временное положение о школьно-санитарной инспекции (приложение к журналу «На фронте здравоохранения», № 1—2, 1932 г.) определяет круг обязанностей и прав школьно-санитарных инспекторов, входящих в общую систему санитарной инспекции НКЗдр. Считая физкультуру в периоде социалистического строительства одним из важнейших звеньев в общей цепи мероприятий по оздоровлению подрастающего поколения и всех трудящихся, советское правительство уделило большое внимание законодательному регулированию этого вопроса. Общее руководство мероприятиями по физкультуре осуществляется высшими советами физкультуры при ЦИК союзных республик, а на НКЗдр. возложено санитарное обслуживание и мед. контроль над проведением физкультуры и применение по- «29 следней в качестве лечебно-профилактического и вспомогательного метода (пост. СНК РСФСР от 12/VІ 1923 года «Об усилении врачебного контроля над физкультурой»). Постановлением СНК РСФСР от 28/Х 1931 г. «О строительстве физкультурных учреждений» установлена обязательность устройства при строительстве новых зданий для учебных заведений, клубов, домов культуры, промышленных предприятий и др. особых помещений для занятий по физкультуре с установлением вида помещений для отдельных категорий учреждений и предприятий. Этим законом подведен материальный базис под дело успешного развития в стране физкультуры. Инструктивные указания по работе органов здравоохранения в части врачебного контроля над физкультурой содер ясатся в циркуляре ЫКЗдр. РСФСР за № о87/ц от 1/IV 1927 г. (Бюлл. НКЗдр., № 8, 1927 г.) и за №92 от 18/V 1931 г. (прил. к журн. «На фронте здравоохранения», № 18—19, 1931 г.); в последнем—в части физкультуры на производстве. С. з. по охране материнства и мл а-денчества в СССР (см. также Охрана материнства и младенчества) опирается в значительной степени на нормы Кодекса законов о труде (4-месячный декретный отпуск матерям, специальные льготы беременным и кормящим грудью) и законов о браке, семье и опеке (см. Алименты). Помимо того имеется обширный ведомственный материал по линии НКЗдр. об оздоровительных мероприятиях для беременных и младенцев, как-то: а) цирк. НКЗдр. за № 363 от 14/Х 1932 г. «О борьбе с инфекциями в яслях» (прил. к журн. «На фронте здравоохранения», № 30, 1932 г.); б) пост. Коллегии "НКЗдр. от 25/XI 1932 г. «О выполнении постановлений ЦК ВКП(б) и правительства о состоянии ясельного дела» (прил. к журн. «На фронте здравоохранения», № 1, 1933 г.) и др. Осуществление норм С.з. в области охраны материнства и младенчества обеспечивается подведением под это дело твердого финансового базиса, к-рое в основном предусмотрено по РСФСР пост. ВЦИК •и СНК от 20/ІX 1932 г. «О ясельном обслуживании детей в городах, промышленных центрах, совхозах, МТС и колхозах». - С.з. по курортному делу. Правительствами союзных республик, на территории которых имеются курортные местности, принимается ряд мероприятий по их сан. охране, что оформлено в законодательных постановлениях. По РСФСР законом от 12/ІX 1923 года (СУ 1923 г., № 78, ст. 751) установлена горносанитарная охрана лечебных местностей общегосударственного и местного значения. Для каждой лечебной местности установлен округ сан. охраны, согласно декрету СНК от 20/Ш 1919 г. (СУ 1919 г., № 19, ст. 231), с разделением на зоны по степени важности охраны. Осуществление сан. охраны курортов возложено на горносанитарные комиссии: а) местные—при курорте и б) центральные. Положение о горносанитарной охране издано в развитие закона от 12/ІX 1923 г. НКЗдр. и ВСНХ 20/Ш 1924 г. (СУ 1924 г., № 39, ст. 355). Положения об отдельных округах сан. охраны с уточнением районов по зонам издаются НКЗдр. Пост. ВЦИК и СНК РСФСР от 6/VІ 1925 г. (СУ 1925 г., № 43, ст. 314) районы, окружающие курорты на прибрежной полосе Черного моря, объявлены кУР0Ртными зонами общегосударственного значения. Леса в этой полосе объявлены защитными. В изданной в развитие этого положения инструкции от 5/II 1927 г. предусмотрен порядок планирования в курортных зонах деятельности в отношении сельского, лесного, горного и городского хозяйства т. о., чтобы исключена была возможность разрушительного влияния на курортные местности и чтобы обеспечено было возможно более полное их использование в качестве лечебных. В цирк, за № 72 от 16/IV 1931 г. (прил. к журн. «На фронте здравоохранения», № 16,1931 г.) НКЗдр. РСФСР предложено привести курорты в надлежащее сан. состояние и перечислены мероприятия в этом направлении. Пост, за № 38 от 17/II 1932 г. НКЗдр. установлены детальные правила сан. охраны минеральных источников (прил. к журн. «На фронте здравоохранения», № 7, 1932 г.). Утвержденные НКЗдр. 17/11 1927 года правила планировки и застройки курортов общегосударственного значения устанавливают показатели, обеспечивающие возможно лучшее сан. состояние курорта. Плановость мероприятий в втом направлении, осуществление к-рых обеспечивается тем, что весь курортный фонд находится в ведении государства, составляет основное содержание С. з. по курортцому делу. Санитарное законодательство в других странах. Развертывание С. з. в различных странах Европы связано было повсюду прежде всего с задачами борьбы с эпидемиями, резко нарушавшими экономические интересы господствующих классов населения. Эпидемии вызывали меры закрытия границ, нарушали нормальное движение путей сообщения, стесняли торговлю, особенно с колониями, и наконец отражались и на работе промышленных предприятий. Поэтому государственная власть вынуждена была непосредственно вмешаться в это дело путем издания ряда законов, регулирующих борьбу с эпидемиями. Эта последняя должна была опираться на постоянные санитарные органы, ведающие данной отраслью здравоохранения, и т. о. явилась необходимость законодательства и по общей организации сан. дела. Вместе с тем связь неблагоустройства городов с возникновением эпидемий выдвинула вопросы и о коммунальных мероприятиях, причем и здесь на первую очередь поставлены были вопросы благоустройства крупных центральных городов в их центральных частях (неблагоустройство окраин европейских городов до сих пор еще не изжито). Т. обр. С. з. европейских государств в первый период своего развития (19 в.) преследовало гл. обр. задачи борьбы с опасными эпидемиями, развитие коммунального благоустройства и отчасти затем пищевой санитарии (борьбу с фальсификацией пищевых'продуктов). Наряду с этим С. з. оформило в той или иной мере общие формы гос. сан. организации, ее права, функции и объем ее деятельности. С. з. отдельных стран дополнено было в дальнейшем международным С. з. в виде международных сан. конвенций по борьбе с нек-рыми инфекциями (см. Конвенции). Второй период С. з. в европейских странах совпадает с послевоенным временем, к-рое характеризуется рядом фактов ухудшения сан. состояния всех стран, ростом некоторых инфекций и пр.—на фоне хронически растущего экономического кризиса. Этот период вызвал в первые годы после войны создание повсюду новых центральных органов здравоохранения, т. е. министерств здравоохранения. Вместе с тем С. з. расширило область своего воздействия; за период 1919—30 гг. в ряде стран опубликованы законы по борьбе с т. н. социальными болезнями—туберкулезом, венерическими болезнями; законы по охране материнства и младенчества, по борьбе со злокачественными опухолями и пр. В ряде стран эти законы оформляются ныне в виде особых санитарных кодексов. Везде характерной чертой классового законодательства буржуазных стран является преимущественно узко медицинский и технический характер соответствующих положений и кодексов. Элементы соц. охраны населения соц.-профилактического направления в С. з. отражаются крайне недостаточно, везде характеризуя собой тот или иной стадий развертывания гл. обр. мер защиты буржуазных групп от тех или иных вредных моментов и облегчение и содействие в конце-концов новым формам эксплоатации и наживы. До войны наиболее разработанными сан. кодексами являлись: известный «Акт об общественном здоровьи» (1875) в Англии; далее «Закон об охранении общественного здоровья» (1902) во Франции и отдельные законы Германии по борьбе с инфекционными болезнями (1874, 1900). После войны такие законы общего характера изданы в Турции (Кодекс 1930 года), Болгарии, Польше и пр. Во внеевропейских странах развитие С. з. в общем идет тем же путем (США, колонии Англии, Япония). С. з. отдельных стран—см. статьи по отдельным странам: Великобрита-Германия, Италия, Испания, Польша, Бельгия, Норвегия, Румыния, Голландия, Дания, Греция и др. Лит.; Брагинский М., Обязательные постановления РИК'ов и Сельсоветов, М., 1931; Бычков И., Санитарный кодекс периода социалистической реконструкции, Гиг. и соц. здравоохр., 1932, № 10; о н ж е, Памятка госинспектора по наложению штрафа и привлечению к судебной ответственности, М., 1932; Д е м б о, Г., Врачебно-санитарное законодательство, СПБ, 1913; Малярия, Сборник декретов, инструкций и распоряжений центра по вопросам борьбы с малярией, М., 1925; Проект санитарного кодекса 1СФСР, изд. Института коммунальной санитарии и гигиены НКЗдр. РСФСР, М., 1932 (на правах рукописи); Сысин А., Санитарное законодательство, М., 1926; Фрейберг Н., Врачебное санитарное законодательство в России, СПБ, 1914;Чер-няк Си Каранович Г., Сборник действующего законодательства по здравоохранению, вып. 1—4, Москва, 1929—30 - Периодические издания. — Бюллетень НКЗдр., М., 1922—1927, Вопросы здравоохранения, орган НКЗдр. РСФСР, официальный отдел, M., 1928—1930; На фронте здравоохранения, приложение «Официальный отдел», М., 1'930.                                         И. Бычков, А. Сысин.
Смотрите также:
  • САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ в СССР, популяризация санитарно-оздоровительных мероприятий, пропаганда постановлений партии и правительства в области здравоохранения и вооружение гигиеническими и медицинскими знаниями и навыками широких масс трудящихся в целях вовлечения их в ряды ...
  • САНИТАРНО-ПРОПУСКНОЙ ПУНКТ является сан .-профилактическим учреждением, выполняющим задачу массовой сан. обработки прибывающих и движущихся по путям сообщения масс гражданского населения и воинских частей; одновременно с массовой сан. обработкой санитарно-пропускной пункт обеспечивает возможность ...
  • САНИТАРНЫЙ ВРАЧ, практический врач, специализировавшийся в области сан. дела и обычно уже не работающий в клин, областях медицины. С постепенным развитием предупредительных методов здравоохранения среди мед. врачей стали выделяться отдельные группы, ...
  • САНИТАРНЫЙ МИНИМУМ, вся та масса простейших и наиболее доступных для своего осуществления сан.-оздоровительных мероприятий, к-рые проводятся в жизнь при непосредственном участии самых широких групп населения и при привлечении дополнительных материальных и ...
  • САНИТАРНЫЙ НАДЗОР, одна из основных форм практической деятельности сан. органов. Поддержание определенного сан. уровня жизни тех или других групп населения и его постепенное улучшение, с одной стороны, и защита от вредных ...