САНИТАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

САНИТАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. В понятие С. о. включают обыкновенно не только определенный состав того сан. персонала, к-рый ведет дело сан. надзора, но и все вопросы самой структуры сан. дела на той или иной территории, объем и формы деятельности соответствующих сан. органов, а также и другие организационно-практические области их работы. Поэтому в изучении дела здравоохранения и его постановки в целом Со. является важной составной проблемой, зачастую выдвигаясь на первое место среди всех проблем здравоохранения. Если в наст, время является бесспорно установленным то положение, что предупредительные и сан. мероприятия должны лежать в основе всего дела здравоохранения, то также очевидно, что для проведения этих предупредительных мероприятий необходимы: а) определенные сан. органы, ответственные за практическую работу в этой области, б) определенная система законодательства, определяющего структуру, задачи и права этих органов, а также объем их деятельности, и в) точно разработанные и намечаемые^ планы оздоровительных мероприятий и текущей сан. работы. Вместе стем совершенно очевидно и то, что структура и формы деятельности С о. в целом тесно связаны с общим состоянием социально-экономического уровня данной страны и отвечают соответствующим классовым интересам господствующих классов населения (см. Здравоохранение, Гигиена, Медицина). В зависимости от исторического хода развития, а также и от данного социально-экономического уровня и всей суммы бытовых и других материальных факторов окружающей обстановки С о..может принять различные типы структуры и формы деятельности. Основным моментом в развитии С о. в прошлом и настоящем является постепенное, все более и более усиливающееся вмешательство государственной власти в это дело. Из сферы личных интересов отдельных лиц сан. дело стало постепенно входить в сферу деятельности коллектива и оформляться в виде определенных гос. органов. В наст, время повсюду С. о. существует как организация гос. воздействия в области охраны здоровья населения, вернее здоровья гл. обр. тех или иных господствующих классов (капиталистические страны). С развертыванием социалистических форм народного хозяйства выдвигаются вопросы не только пассивной охраны здоровья населения от тех или иных вредных влияний внешней среды и обстановки, но и активного воздействия в направлении преобразования внешней среды на основе гиг. требований. Роль и значение Со. при социалистическом строительстве возрастают во много раз, ибо на нее возлагаются задачи внести и свою долю участия в социалистическое строительство. Защита здоровья от вредных влияний среды и их ликвидация и создание новых форм труда и быта, укрепляющих здоровье, повышающих производительность труда и создающих новые импульсы к оздоровлению всей окружающей жизни,—все это вкладывает новое содержание в работу С. о. и видоизменяет в известной степени ее структуру и взаимоотношения с другими органами гос. власти и различными группами общественных, профессиональных и кооперативных организаций. Вследствие этого формы С. о. могут значительно видоизменяться в зависимости от задач данного момента, оставаясь в то же время все шире и шире развертывающейся функцией государства. С о. в дореволюционной России. Как и во всех странах, первые зачатки С. о. в примитивных ее формах были связаны в России при своем появлении с задачами борьбы против эпидемий. Некоторые указы Петра I, особенно в области военной медицины, а также некоторые другие законы первой половины 18 в. впервые намечают организацию нек-рых групп врачей для этой цели. Указ Сената от 10/V 1737 года требует учреждения в ряде го- родов особых лекарей с жалованием в 12 руб. в месяц. Эти лекари должны нести административные функции, а также пользовать больных («губернское дворянство,магистратское купечество и всякого чина обывателей»). Особо указ определяет и первые сан. функции этих лекарей—«пользовать больных паче всего во время иногда умножающихся, как бывает весной или осенью всяких б-ней, да сверх того, ежели когда являться будут от чего Боже сохрани в которых провинциях и уездах какие сумнительныя или поветривающия и прилип-чивыя болезни». Это начинание осталось в значительной степени на бумаге, и к 1756 г. вместо 56 узаконенных вышеуказанным указом Сената городских лекарей их оказалось лишь 26. Существовавший тогда центральный орган,т.н. Медицинская канцелярия, наметила в те же годы создание и первых сан. учреждений так-области борьбы с заразными б-нями. Ею разработан был проект организации в городах особых нарочных домов «в отвращение страждущих заразительными и прилипчивыми болезнями». Однако указом Сената от 20 мая 1763 года постановлено было «особых домов не строить и докторов и лекарей нарочных не определять», предоставив эти функции уже имевшимся городским лекарям. В целях борьбы с эпидемиями предложено было «оным городовым лекарям для истребления прилипчивых болезней в деревни ближние от городов ездить». С учреждением в 1775 г. Приказов общественного призрения связано постепенное устройство в городах России богаделен, б-ниц, аптек и т. д., влачивших жалкое существование в виду отсутствия средств и общего архаического строя местного управления. Одновременно с этим были введены должности уездных врачей, а законом 19 января 1797 г. оформлена гос. организация этого дела в виде учреждения в губернских городах врачебных управ. Закон устанавливает, что «должность Врачебной управы, кроме той помощи, которую находящиеся в ней чины обязаны подавать страждущим людям... основывается на том, чтобы посредством преподаваемых правил и наставления, соблюдаемо было народное всей губернии здравие; равно и о сбережении скотоводства подаваемы были полезные советы». Интересно указать, что в законе перечисляются и более точные функции врачебных управ в области борьбы с эпидемиями, а также и в некоторых областях сан. дела вообще. К обязанностям,врачебных управ по указаниям закона относятся: 1) «физическое и топографическое описание всей губернии с подробным изъяснением того, что паче всего вливается в часть врачебную»; 2) «во время повальных болезней немедленно отправиться... и по прибытии к означенному месту, вступив в рассмотрение оказавшейся болезни, стараться ко-лико возможно о пресечении оной»; 3.) «понеже всякого рода съестные припасы и чистота относятся к соблюдению народного здравия, то Врачебная управа при всяком случае, когда приметит что-либо такое, от которого вред распространиться может, немедленно представляет губернскому начальству, описав в своем представлении .* буде того надобность потребует и способ, посредством которого предусматриваемое зло отвратить можно». Т. о. к началу 19 в. старая дореформенная Россия уже создала нек-рые примитивные формы сан. органов, вернее наметила нек-рые сан. функции своих административно-врачебных ор- ганов. В общем это совпадало с такими же заг чаточными формами сан. дела и европейских стран. Фактически никакой правильной сан. работы созданные правительственными указами врачебные управы и уездные врачи не вели; эпидемии беспрепятственно распространялись в стране, и сан. уровень населения был чрезвычайно низок. Достаточно вспомнить громадные чумные эпидемии 1770—73 гг., когда жестоко поражена была одна из столиц России— Москва, причем вспышка чумы в этом городе сопровождалась крупными народными беспорядками. Наряду с этими бюрократическими попытками в области сан. дела можно отметить и нек-рые более обоснованные и глубокие предложения, направленные к охране здоровья населения. Таково известное письмо М. В. Ломоносова И. И. Шувалову «Рассуждение о размножении и сохранении "Российского народа». В этом письме Ломоносов намечает ряд мероприятий сан.-профилактического характера по охране младенчества (дома для детей), по борьбе с б-нями (мед. образование и увеличение количества врачей по всем городам), по борьбе с алкоголизмом и т. д. Ломоносов предполагал, что при проведении предлагаемых им мероприятий правительство могло бы сохранить для России ежегодно до полумиллиона человек. Однако какой-либо конкретной формы С. о. он конечно не давал.—Первая половина 19 в. дала нек-рые изменения в организации центральных мед. органов, мало отразившиеся в общем на организации сан. дела в стране. Оно попреж-нему оставалось в том же зачаточном состоянии, с теми же лишь номинальными сан. функциями существовавших уездных врачей и врачебных управ. Организованный в составе министерства полиции, а затем министерства внутренних дел медицинский департамент, а также и созданный в те годы медицинский совет являлись типичными бюрократическими надстройками, не внесшими никакого улучшения в постановку сан. дела в стране. Давая оценку мед. дела в России, даже правительственная комиссия акад. Г. Е. Рейна (1910 г.) должна была указать совершенную неудовлетворительность всего этого дела и в частности подчеркнуть «полную утрату самостоятельности мед. управления в стране». Отдельные распоряжения правительства за те же годы дают лишь частичные указания по отдельным вопросам борьбы, с эпидемиями (указы об извещении о случаях заразных болезней—1839 и 1842 гг., об учреждении карантинов—1837 г. и т. д.). Закон 1865 года еще раз пересмотрел объем и задачи врачебных управ и снова ограничил их функции в области охраны народного здравия лишь распоряжениями по борьбе с эпидемиями. Так наз. Врачебный устав, действовавший в России до революции, также не содержал каких-либо развитых сан. требований и норм, повторяя .в нек-рых статьях буквально тексты вышеупомянутого Положения 1797 года. Та же правитель? ственная комиссия акад. Г. Е. Рейна (1912п+-1916 гг.) и здесь указывает, что «после 1865 г. законодательная деятельность правительства по организации и устройству губ. и уездных правительственных органов охранения народг ного здравия совершенно лишена была общего характера и сводилась исключительно к изданию маловажных разъяснений, дополнений и частичных поправок к отдельным главам ранее изданных законоположений». Общий строй гос. управления страны и социально-экономическая структура народного хозяйства не создавали необходимой почвы для развертывания гос. сан. органов и гос. сан. законодательства. Однако нараставшие противоречия между этим отсутствием гос. забот о сан. устройстве страны и растущими потребностями последней в этом отношении, особенно после отмены крепостного права и развития новых капиталистических форм хозяйства (промышленность, торговля, рост городов, рост пролетариата), должны были все же в той или иной форме поставить сан. вопросы перед правительством. И здесь поводами к постановке этих вопросов были эпидемии. Громадные эпидемии холеры с начала 19 века, а также Севастопольская кампания с ее колоссальными вспышками тифов и других б-ней выдвинули вопросы борьбы с эпидемиями как очередную задачу и для того времени. Как известно, холерная эпидемия 1848 года поразила 50 губерний и дала по официальным данным 1 742 439 случаев заболеваний с 40% смертности, та же холера в 1853 г. дала 249 788 заболеваний и в 1855 г.—331 025 случаев. В мед. прессе того времени обсуждались вопросы реформы мед. и сан. дела. С 1865 г. стал издаваться первый в России журнал, в известной степени посвященный вопросам гигиены и санитарии. Это был «Архив судебной медицины и общественной гигиены», где в первые годы был помещен ряд статей первых пионеров сан. дела в России (Эрисман, Молес-сон и др.)- В этом журнале отразились и те формы и методы сан. работы, к-рые начали применяться в то время отдельными группами врачей на местах. Пробуждению интереса к сан. вопросам способствовали также и общий культурный подъем той эпохи (т. н. 60-е годы и реформаторская деятельность правительства), а также и расцвет гиг. знаний того времени (Пет-тенкофер). В том же журнале в приложении к нему печатается эпидемиологический листок с соответствующими данными из европейской литературы и пр. Это оживление сан. мысли пошло в дальнейшем не по линии реорганизации правительственных мед. органов и создания государственной С. о., а по линии возникновения первых сан. ячеек на местах в ведении созданных тогда местных самоуправлений (земства, города—см. ниже). К этой же категории фактов пробуждающегося интереса к сан. вопросам следует отнести и появление ряда сан.-топографических описаний отдельных местностей и городов, напечатанных в различных мед. журналах того времени. Из правительственных попыток, направленных к реорганизации сан. дела и тому или иному практическому вмешательству государства в это дело, за весь'период второй половины 19 в. и вплоть до революции 1917 года следует остановиться на: 1) работах так наз. Боткинской комиссии (1886—87 гг.), 2) организации центральной противочумной комиссии (1897 г.) и местных сан .-исполнительных комиссий и 3) создании эфемерного главного управления здравоохранения (акад. Г. Е. Рейн, 1916). Поводом для работ Боткинской комиссии были постановления Международной сан. конференции в Риме в 1883 году, подчеркнувшей опасность заноса в Европу холеры и чумы из пределов России. В связи с этим в Об-ве русских врачей в Петербурге был заслушан в 1835 году доклад д-ра Н. Экка (делегата России на конференции в Риме) на тему «О чрезмерной смертности в России и необходимости оздоровления». Этот интересный доклад с рядом, цифр и сопоставлений, напечатанный в журнале «Международная клиника» за 1886 г., был подвергнут обсуждению в Об-ве русских врачей, на усмотрение к-рого автор предложил следующие три пункта: «1) 'смерть от большинства б-ней есть смерть насильственная, а не естественная, и зависит от непринятия соответствующих предупредительных мер, указанных наукой и польза которых доказана опытом многочисленных городов и целых стран; 2) чрезмерная смертность среди российского населения Низводит его рабочую способность и доводит^ народное хозяйство до убыточности; 3) повышение рабочей способности населения, а с тем вместе и благосостояния и просвещения в нашем отечестве, невозможно без уменьшения смертности, а потому уменьшение смертности и ближайшие к тому средства—оздоровление, составляют нашу первую государственную потребность». Соответствующее постановление Об-ва доведено было до сведения правительства и последнее образовало при Мед. совете особую комиссию «По вопросу об улучшении сан. условий и уменьшении смертности в России». Председателем комиссии был назначен Боткин. В указанном докладе Д-ра Экка подчеркивались высокие цифры смертности в России. В 1878 г. общая смертность в России на 1 000 населения равнялась 37,2; в 1882 г. она была еще выше— 39. В том же 1882 г. число всех умерших было 3 464 404, причем только для 11 % из этого числа была определена врачами причина смерти, а 89% умерло без того, чтобы их видел врач. Среднюю продолжительность жизни человека, живущего в России, автор определял для того времени в 29 лет; для Германии она исчислялась в 37 лет и для Англии в 53 г. В сравнении со смертностью в нек-рых европейских странах (Англия) Россия теряла ежегодно ок. 1 500 000 ненужных жертв благодаря своей высокой смертности. Боткинская комиссия обратилась на места с целью собрать мнения по поставленному перед ней вопросу. Сводка этих данных была опубликована (см. Здравоохранение). В комиссию была представлена Докладная записка известного гигиениста проф. А. П. Доброславина, к-рый, наметив ряд общих мероприятий, подчеркнул необходимость «преобразовать существующие учреждения в том отношении, чтобы они могли действительно и постоянно удовлетворять первые государственные потребности (оздоровление населенных мест) или же создать совсем новые сан. учреждения и органы». Приняв эту докладную записку за основу обсуждения, комиссия Боткина пришла к заключению, что «1) дело предупреждения и прекращения повальных заразных заболеваний есть дело общегосударственное и что производство оздоровительных работ и ведение и соблюдение сан. мер должны находиться под постоянным правительственным контролем, обязательным для всех и каждого; 2) необходимо центральное правительственное учреждение, которое бы ведало все сан. дела империи как по устранению вредных для здоровья влияний, так и по изысканию и приведению в исполнение условий, способствующих улучшению здоровья общественного и частного, к-рое бы руководило всеми начинаниями местных учреждений по введению сан. преобразований». Сообразно изложенному комиссия пришла к единогласному постановлению,' что необходимо учредить главное управление по делам здра- вия, где и сосредоточить все сан. дела империи и постоянный правительственный надзор за производством оздоровительных работ и применением сан. мер. Работы комиссии СП. Боткина не были закончены; собранный анкетный материал остался лишь материалом и никаких практических шагов со стороны правительства принято не было. Само либеральное общественное мнение мед. кругов отнеслось скептически к этим проектам. Соответствующие доклады на Пироговских съездах в те годы также не встретили сочувствия (доклад д-ра П. Г. Розанова—«О необходимости в России отдельного министерства народного здравия» и д-ра А. Л. Эбермана—«Об учреждении министерства народного здравия»—VІ съезд). Продолжающиеся эпидемии (холера 1892 г.— 620 051 случай; 1893 г. —106 600), а затем опасности чумных вспышек (крупные эпидемии чумы в Индии 1896 г.) привели ко второй попытке, уже несколько более реальной, в области государственного вмешательства в сан. дело. Указом 11 января 1897 года была учреждена особая «Комиссия о мерах предупреждения и борьбы с чумной заразой». Этой комиссии даны были широкие полномочия, и она фактически должна была заменить отсутствующий центральный правительственный орган в этой области. В распоряжение ее были отпущены известные средства. В 1900 г. в функции этой комиссии была введена также борьба с холерой и желтой лихорадкой, а в 1908 г.—с сыпным тифом. Председателем комиссии был назначен принц Ольденбургский, а с 1900 г.— министр внутренних дел. Как указано выше, в развитие этого общего постановления правилами 11 августа 1903 г. были утверждены на местах т.н. Санитарно-исполнительные комиссии по борьбе против чумы, холеры (а в дальнейшем и сыпного тифа). Означенные комиссии должны были создаваться в губерниях и по жел. дорогам немедленно после того, как центральная комиссия объявляла ту или иную местность страны неблагополучной по этим инфекциям. Местные сан.-исп. комиссии должны были руководствоваться в своей деятельности указаниями центральной комиссии. В состав местных сан.-исп. комиссий входили гл. обр. административные лица вплоть до представителей духовенства; председательство находилось в руках губернатора и, как указано в § 9 Правил, «кроме того в комиссию входят— по 1 врачу от губернской и городской управы». Приблизительно такой же состав был и в уездных сан.-исп. комиссиях. Т. о. основные работники сан. д^ла—врачи—являлись в этих комиссиях единицами. Самые правила в значительной степени повторяли общие требования, содержащиеся в Международных санитарных конвенциях (Парижская конвенция 1903 г.). Комиссиям предоставлены были широкие права по принятию отдельных мероприятий—карантины, оцепления, принудительная изоляция, развертывание б-ниц, мобилизация мед. персонала, закрытие тех или иных предприятий или учреждений, меры по железным дорогам и водным путям и пр. Вместе с тем в практике применения этих правил сразу выяснился их основной недостаток—чисто" бюрократический подход к организации мер борьбы, некомпетентность самого состава комиссии, отсутствие местных постоянных сан. органов, могущих вести оперативную работу, и сохранившаяся разобщенность всей мед. организа- ции между отдельными ведомствами. Поэтому деятельность этих комиссий была чисто внешней, и известное значение она имела лишь по организации мер борьбы с чумой в ее эндемических очагах, где на средства этой центральной комиссии были организованы первые чумные станции. По отношению же к холере и сыпному тифу роль этих комиссий была ничтожна. Необходимо указать, что создание этих комиссий вместе с тем вызвало повсеместный протест со стороны общественных мед. органов и местных самоуправлений, справедливо подчеркнувших бюрократический характер этих Правил и сокращение и без того незначительных прав общественных организаций. Возглавлявшие общественное медицинское мнение того времени Пироговские съезды также отрицательно отнеслись к этим правилам, и на местах фактически был проведен бойкот этих комиссий со стороны ряда земских и городских сан. организаций. Правительство ответило сна-чала репрессиями, а затем известными уступками. В 1905 г. (закон 17 марта) в состав губернских и уездных сан.-исп. комиссий введены были как постоянные члены местные сан. врачи и врачи городских больниц. В дальнейшем Центральная противочумная комиссия ограничила свою деятельность лишь разассигнованием местам тех небольших Денежных кредитов, к-рые находились в ее распоряжении (2—3 млн. руб. в год). Т. о. эта попытка правительства создать на местах хотя бы нек-рые временные сан. органы с ограниченными функциями борьбы с некоторыми инфекциями не Дала по существу никаких результатов. С 1905 г. по 1916 г. имеются новые попытки правительства реформировать сан. дело Страны. В 1905—06 гг. при Медицинском совете работала комиссия под председательством проф. Анреп по выработке проекта устройства врач.-сан. части в Империи. Новая холерная эпидемия 1907—10 гг. (в 1910 г.—230 232 случая) была толчком к новой постановке этого вопроса. Материалом дтя этого послужила докладная записка акад. Г. Е. Рейна, состоявшего тогда председателем Медицинского совета. Новая комиссия под продзеДательством С. Е. Крыжановского в 1910—11 гг. снова обсуждала вопросы о «недостатках действующей в" Империи организации врач.-сан. дела и об установлении общих оснований переустройства этой организации». Вместе с тем в том же 1910 г. последовало законодательное заявление 83 членов Государственной думы в порядке ст. 55 Учр. Гос. думы о проекте нового закона об улучшении общегосударственного санитарного состояния в России (фракция октябристов). Наконец даже Государственный совет в заседании 10 мая 1911 г. вынес пожелание, чтобы «правительство приступило в первую очередь к реорганизации и объединению врачебно-санитарной части в Империи». Записка 83 членов Гос. думы, написанная в очень высоком и патетическом стиле, не стесняется в выражениях для характеристики безотрадного сан. состояния страны и дает материалы как по организационной путанице в завеДывании этим делом, так и по высоким цифрам заболеваемости и смертности населения. Как вывод записка предлагает создание центрального независимого врачебного органа, к-рый занялся бы детальной разработкой несуществующего в России санитарного законодательства, объединил разрозненную сан. деятельность городов, зеа*- ских и местных административных органов, а также разработал положение и план общего оздоровления страны и немедленных мер к сокращению пандемий и эпидемий. Организационной формой такого центрального учреждения должно было быть, по мнению записки, создание Министерства государственного'здравоохранения. Записка патетически подчеркивает, что «мы, представители народа, не можем больше молчать; не имеем на то права и будем бесконечно виноваты перед теми, которые нас уполномочили, если теперь не скажем: далее в деле государственной общественной гигиены народа так продолжать нельзя, всякий лишний день и час общегосударственного нездоровья и нашего антисанитарного состояния мы больше терпеть не вправе, каждая минута замедления есть государственное преступление». Совершенно очевидно, что все эти постановления, предложения и резолюции, шедшие с самых верхов тогдашних правительственных органов j имели свои обоснования в тех экономических потерях, к-рые несли развивающаяся промышленность и помещичье хозяйство от непрерывных эпидемий и малой производительности труДа рабочих вследствие той же высокой заболеваемости их. Дореформенное состояние сан. дела в стране становилось во все более резкое противоречие с запросами хозяйственного развития. Однако методы решения вопроса оставались естественно в рамках существовавшего политического строя и не пытались затрагивать коренных вопросов в этой области. Следствием всех указанных выше предложений было образование последней по счету при старом режиме в России междуведомственной комиссии для пересмотра врач.-сан. законодательства (Высочайший указ 1912 года), причем и здесь имелась пометка Николая II: «вести Дело ускоренным ходом». Председателем комиссии был назначен акад. Г. Е. Рейн. Означенная ' междуведомственная комиссия приступила к работе с 16 июня 1912 г. и разработала в течение 1912-—15 гг. обширный материал по намеченным вопросам. В составе этой комиссии была образована особая сан. подкомиссия, в задачи которой входила разработка сан. законодательства в его материальном выражении, а также и организационная подкомиссия, в задачи к-рой входили вопросы о создании органов сан. надзора центральных и местных. Как известно, результатом работ комиссии Г. Е. Рейна было: 1) составление ряда проектов отдельных законов как по общей организации мед. дела, так и по отдельным разделам сан. дела и 2) организация Главного управления государственного здравоохранения, образованного по образцу существующих министерств (см. Здравоохранение). В обширных объяснительных записках комиссия еще раз характеризует сан. состояние страны как очень тяжелое, снова приводит соответствующие цифры и делает соответствующие экономические подсчеты убытков. Комиссия указывает, что по данным за 1910 г. в Европейской России умерло 30,5 на 1 000 жителей, тогда как в Германии sa тот же год умерло всего 16,2. Если перевести разницу в этой смертности в абсолютные цифры, то оказывается, что за один только 1910 г. в России умерло бы на 2 288 000 человек меньше, если бы смертность у нас сравнялась с таковой в Германии. Коеф. детской смертности за 1907 г. составил 23,2 на 100 родившихся; из 5 221 369 родившихся умерло в возрасте до 1 года—1 217.436 детей. От острозаразных б-ней за пятилетие 1905—09 гг. умирало в России в год на 100 000 жителей 527,7 человек (Норвегия— 50,6). Наконец лримерный опыт исчисления убытков от высокой смертности и заболеваемости в России при смертности в 28,9 на 1 000 в 1909 г. дал следующие цифры: при понижении смертности хотя бы до 18,0 на 1 000 получилось бы сбережение жизней в год в количестве 1383 808, а сбережение в средствах— 615241420 р. (лечениеб-ных, пропущенные дни работы, преждевременные смерти и пр.). В: составе Главного управления гос. здравоохранения намечено было создание особого сан. департамента.- Этому департаменту поручалось заведывание сан. организацией в стране, предупреждение и прекращение эпидемий и борьба с заразными и проф. б-нями и алкоголизмом. Кроме того в составе Главного управления гос. здравоохранения находились'также особые санитарно-техническая и строительная части с соответствующим техническим пер-„ соналом. При Главном управлении создавался Главный санитарный совет, на который возлагалось обсуждение законодательных предположений, рассмотрение местных заявлений и вопросы дотации местам. Сан. совет должен собираться сессионно два раза в год; в состав его входили и представители земств и городов . На местах создавались окружные и губернские врач.-сан. управления и соответствующие врач .-сан. советы, а в уездах уездные врач.-сан. инспектора и их помощники (а также и уездные врач.-сан. советы). В перечислении функций этих местных органов главная роль отводилась общему административному руководству и контролю за деятельностью сан. органов земств и городов. На время эпидемий права всех этих органов расширялись. Положение об учреждениях Главного управления гос. здравоохранения было утверждено в порядке ст. 87 Осн. гос. зак. 3 сентября 1916 г., и т. о". была создана в стране централизованная врач.-сан. правительственная организация на основе единого закона. В жизни она не была осуществлена, т. к. Гос. дума в том же году отвергла этот закон. Все эти проекты комиссии Г. Е. Рейна вызвали резкое отрицательное отношение со стороны общественных врач.-сан. кругов и мест: ного самоуправления,. видевших в них те же прежние попытки умаления своих прав. Это отрицательное отношение перенесено было такт же и на те проекты сан. законов, к-рые были разработаны комиссией (законы об охране воды, воздуха и почвы, жилищ, пищевых продуктов и пр.), хотя в них и содержались различные неооходимые сан. нормы, отсутствовавшие ранее. И в них отмечено было преимущественно формальное разрешение вопросов, без достаточной проработки организационных сторон и участия самого населения. К периоду Февральской революции 1917 г. страна оставалась попрежнему без центрального органа, руководящего сан. делом, без единого гос. сан. законодательства и без повсеместно проведенной на периферии правомочной С. о. Вместе с тем на сан. дело затрачивались в стране ничтожные суммы. По данным доклада А. И. Шингарева на II Пироговском съезде 1910 г. на предупредительную медицину затрачивалось лишь всего 5,3% общих расходов на здравоохранение. Душевой расход на медицину и общественное призрение составлял в России в те годы 62 коп. При этом государство своими центральными средствами не участвовало по существу в этих расходах; ассигнования. шли почти полностью за счет местных средств. Период от Февральской революции 1917 г. до Октябрьских дней, т. е. период власти временного правительства, не внес каких-либо практических изменений в общее положение еан. дела. Сан. состояние страны еще более ухудшилось вследствие войны и связанных с ней продовольственной разрухи, беженства и эпидемий. Постановлением Временного правительства от 16 июня 1917 г. были упразднены комиссия по борьбе с чумой (см. выше 1897 г.), а также Управление верховного начальника сан .-эвакуационной части, созданное в период военных действий в 1914 году. В том же постановлении утверждено Положение о со^ здании Временного центрального врач.-сан. совета, на который возложен ряд функций руководящего и объединяющего характера, в том числе и по сан. вопросам. Центральный врач.-еан. совет являлся коллегиальным органом, куда входили представители разных ведомств, вещественных организаций, а также и представители Совета рабочих депутатов. Первая сессия этого совета состоялась в Петрограде 22—26 августа того же года, на ней были заслушаны некоторые Доклады организационного характера, носящие преимущественно текущее значение. Каких-либо крупных вопросов, меняющих всю структуру сан. дела и сан. надзора в стране, Центральный врач.-сан. совет не поставил. Принципиальная установка совета шла, согласно Директивам и настроениям Пироговских съездов, по линии полной передачи всех сан. функций местам, т. е. реорганизованным земствам и городам. Организация центрального сан. органа оставалась крайне неясной; так же неопределенны были и вопросы центрального сан. законодательства. Эти тенденции проявились и в единственном документе, к-рый отчасти пытался реорганизовать санитарное дело на местах. Циркуляром Министерства внутренних дел на имя губернских комиссаров Временного правительства от 17 июня 1917 года предложено было изъять из ведения местных врачебных управлений (правительственных) общий сан. надзор, «если соответственными земствами и городами будет изъявлено согласие всецело принять на себя этот надзор. Равным образом Врачебные управления могут быть освобождены от обязанности . по участию в мероприятиях по борьбе с заразными б-нями при условии принятия на себя этих обязанностей' земствами и городами». Полная неудовлетворительность положения сан. дела и санитарной организации в стране оставалась попрежнему без перемен. Это отсутствие гос. С. о. в связи с растущими требованиями жизни повело в Дореволюционной России к созданию своих своеобразных форм т. н. общественной санитарии в рамках Деятельности земских и городских мед. организаций. Согласно положению, о земских и городских самоуправлениях на обязанность последних возложены были заботы о народном здравии; однако расходы на это дело отнесены были в группу необязательных. Т. о. закон не только не фиксировал и здесь создания каких-либо постоянных местных сан. органов, но и самые мероприятия в этой области даже текущего характера передал на усмотрение каждой отдельной городской и земской единицы (городские думы и земские собрания)-. Это при- вело к тому, что никакой единой организации сан. дела в руках земств и городов создаться также не могло. Само положение о земском и городском самоуправлении охватывало только часть территории страны (34 старых земских губернии и 9 т. н. земств западного края). Большое количество городов также имело лишь т. н. упрощенное городовое положение. Т. о. значительная часть территории страны не могла быть обслужена сан. помощью даже в пределах их местных прав. Земские и городские самоуправления, стоявшие все же ближе к непосредственным требованиям жизни, чем правительственные органы, не могли оставаться в стороне от вопросов сан. порядка. Эпидемии, особенно в сельской России, и различные другие сан. недочеты не могли не быть предметом внимания местных органов; однако классовый характер земств и городов сказался и в этом отношении. В земствах с преобладанием помещичьих интересов и крупного кулацкого хозяйства, а в городах с преобладанием в них ку* печества и мещанства сан. вопросы сформля-лись прежде всего в мероприятиях, охраняющих гл. обр. интересы этих классов. Наряду с развитием лечебной помощи земствами и городами (см. Здравоохранение) стали возникать и сан. органы с своеобразным содержанием их работы. Наибольшее развитие эти органы получили в земствах промышленных губерний (Московская. Екатеринославская губ.) и губерний с крупным перемещением сел .-хоз. рабочих (Саратовская, Херсонская и др. губернии). В городах эти органы стали возникать прежде всего в связи с ростом про^ мышленности и общего усложнения городской жизни (большие города). Основным типом местных сан. органов явились земские С. о.; по Этому типу с нек-рыми уклонениями строились и городские "С. о. Хронологически одна из первых попыток создать местные земские С. о. относится к 1868 г., когда Об-во врачей в Казани (председатель проф. А. В. Петров) разработало проект созД-шия в губернии института врачей-гигиенистов. Проект этот был внесен в Казанское земство, но не был принят. Такая же безуспешная попытка была проделана в Полтавском земстве (1869 г.), где дело также ограничилось соответствующими проектами. Далее, в 1872 г. в Перми началась работа первого сан. врача (И. И. Молессон). Более планомерно это дело, началось в Московской губернии, где в 1876 г. также был приглашен первый сан. врач (Е. А. Осипов). Через несколько лет, в 1885 г., в Московской губ. было создано губернское сан. бюро и введены уездные сан. врачи по 1 на уезд. Такие же начинания, выражавшиеся в приглашении отдельных сан. врачей, шли и в нек-рых Других губерниях (Самарская, Херсонская/ Курская и Др.), но по Данным д-ра Жбанкова к началу 20 в. эти попытки в общем отмечены были лишь в 11 земствах. К периоду перед революцией (1910 г.) по данным того же Жбанкова эти попытки коснулись уже в той или иной форме 31 губернии. Как выражается этот автор, в этих 31 Губернии или были или существуют и в настоящее время (1910 г.) санитарные бюро. В этом году С. о. по России отмечены лишь в 20 губерниях (Владимирская, Вологодская, Воронежская, Екатеринославская, Калужская, Костромская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Пензенская, Пермская, Рязанская, Петербургская, Саратовская, Смоленская, Тав- рическая, Тамбовская, Уфимская, Харьковская, .Херсонская). В ряде губерний С. о. то открывались то закрывались; особенно много было их закрыто в 1905—06 гг. в связи с революционными событиями того времени. Причинами этого закрытия были политические соображения черносотенных земств. Наиболее принятой формой земских Со. были: а) губернское сан. бюро в составе одного или нескольких сан. врачей; б) периферические сан. врачи, обычно 1 на уезд, и в) сан. советы как коллегиальные органы в губернии и уезДе. Попыткой создания низовых сан. органов были т. н. сан. попечительства. Периферические сан. врачи— наиболее существенная часть С. о.—крайне медленно увеличивались в числе. Причиной этого было, как указано выше, отсутствие директивных указаний закона и враждебность местных настроений имущих классов. К 1910 г. только в 12 земствах существовали периферические сан. врачи. Общее же количество сан. врачей в 20 земских губерниях, где были те или иные С. о., составило к 1910 г. 142 врача, из них 20 заведующих сан. бюро, 8 их помощников, 90 санитарных и сан.-эпидемических врачей и 24 постоянных эпидемических врача. При этом в части губерний этих врачей был так сказать полный штат—по 1 на уезд, а в других по 1—3 врача. По данным 3. Г. Френкеля {Всероссийская гигиеническая выставка 1913 г:) в 34 старых земских губерниях было 221 сан. врач и в 6 западных—36; итого 257 врачей. По данным Чертова и Жбанкова количество сан. врачей в городах было значительно меньше, если не считать Москвы и Петербурга, где понятно были уже и в то время более значительные контингенты сан. врачей. В Москве первая сан. комиссия при городской управе была создана в 1878 году в связи с оспенной эпидемией. Более прочное оформление эта комиссия получила в 1884 году, что и можно считать началом городской С. о. Москвы. До самой войны (1914 год) количество сан. врачей г. Москвы не менялось и составляло 20 обще-сан. врачей и 10 т. н. базарных; в городском сан. бюро к концу этого периода было 2 врача. В большинстве других городов число сан. врачей исчислялось единицами (Н.-Новгород—3, Пенза—1, Киев—4). Многие города совершенно не имели сан. врачей. Деятельность земских и городских С. о. тесно была связана с деятельностью лечебных организаций. В своем историческом развитии Со. (особенно в земствах) прошли известный путь своего отпочкования от лечебных органов, в недрах которых они по существу и зародились и лишь постепенно заполняли содержание своей работы сан. вопросами. В этом и состояла та своеобразная особенность довоенной С. о. в России в противоположность соврр-шенно иному типу С о. в Европе. Последние возникли повсюду как государственные органы на основе определенных законов, с резко очерченными санитарными функциями. Земско-городские С. о. возникли при отсутствии государственной регламентации их и при наличии в их работе прежде всего административно-организационных функций в области общей постановки медицинской помощи. Возникшая в ряде земств врачебная сеть участков, организация больниц и эпидемические нужды вызвали необходимость в разработке ряда вопросов организационного характера. Сюда относятся составление общих отчетных данных о деятельности мед. учреждений, мед .-статистические обзоры данных обращаемости за мед. помощью и о заболеваемости, подготовка вопросов о дальнейшем развертывании врачебной сети (нормы обслуживания), вопросы строительства б-ц, вопросы оборудования больничного хозяйства (аптечное дело, питание б-ных и пр.). Поскольку земская и городская медицина находилась в ведении самоуправлений и содержалась за их счет, все эти материалы должны были докладываться и входить в годовые отчеты. Для проведения всей этой работы обычно выделялся один из врачей губернии или уезда, который к своим обычным служебным функциям присоединял и эту деятельность. Эта последняя исторически и вошла как первое содержание в работу будущих сан. врачей. С другой стороны, вопросы борьбы с эпидемиями— собирание и разработка данных эпидемической заболеваемости, организация оспенных прививок и устройство телятников, организация эпидемических отрядов и заразных бараков и некоторые зачатки сан.-просветительной работы—составили вторую группу тех вопросов, к-рые вошли в круг деятельности сан. врачей первых призывов. Т.о. для первых десятилетий работы земских С. о. (1870—1900 гг.) характерно было прикладное значение их работы по отношению к лечебной помощи. С о. того времени не ставила себе самостоятельных сан. задач или вернее ставила их крайне недостаточно, обращая главное внимание на организационные вопросы мед. дела в целом и на сан. обслуживание мед. учреждений. По этой же причине получили большое распространение сан.-статистические работы, давшие в ряде губерний обширный и интересный сан.-статистический материал. Для этих работ составлены были особой комиссией Пироговского об-ва единообразные программы и схемы, что дало возможность сопоставлений и выводов по ряду губерний (работа П. И. Куркина). Эти ограниченные сан. функции земских и городских С. о. отражены и во всех тех инструкциях, к-рые регламентируют их работу. В той же работе Жбанкова сделана сводка, суммирующая все эти программы и инструкции. Для сан. бюро эти функции выражались в следующем: 1) сан. бюро при губернской управе есть исполнительный орган по всем врачебно-сани-тарным делам, входящим в круг ведения земства; 2) сан. бюро составляет все обзоры и доклады по врачебно-санитарной части губернии; 3) сан. бюро организует съезды врачей; 4) сан. бюро разрабатывает данные о деятельности врачебных учреждений и о заболеваемости населения и об естественном его движении; 5) бюро ведает борьбой с эпидемиями; 6) бюро принимает участие в сан. мероприятиях; 7) бюро несет консультативные и посреднические функции (снабжение вакцинами, выписка медикаментов, приглашение врачей, завгДывание межуездными участками и пр.). «Таковы сложные функции сан. бюро»,—отмечает Д. Н. Жбанков. Однако большая часть этих сложных функций имеет лишь косвенное отношение к санитарной работе, и в этом сказывалось своеобразие содержания деятельности сан. органов того времени в России. Действительного значения реальных сан. органов они приобрести не могли. Если расшифровать тот пункт этих инструкций, который говорит о сан. мероприятиях, "то и здесь резко отмечается ограниченность этой деятельности. В эти мероприятия, участие в к-рых принимает сан. бюро, входят по данным земских инструкций: а) сан. обследования и описания, б) составление обязательных постановлений, в) сан. надзор за фабриками, сел.-хоз. рабочими, школами, г) исследования водоснабжения, д) устройство лечебных продовольственных пунктов в местах движения рабочей силы, е) устройство яслей, ж) сан. просвещение. Лишь в нек-рых программах намечаются работы лабораторного характера. Как видно из изложенного, целый ряд областей сан. надзора не входил даже формально в деятельность земских С. о.; таковы жилищно-сан. надзор, пищевой надзор, общее благоустройство и пр. Наряду с этим в практике С. о. того времени отсутствовали и сан. учреждения как таковые, т. е. крайне слабо была развита организация сан. лабораторий, сан. станций, Дез. бюро, прививочных пунктов и пр.лВсе это было крайне случайно и раздроблено. Каких-либо планов развертывания по губернии сети сан. учреждений и установок обычно не составлялось. Только нек-рые губернии организовали у себя в довоенное время свои бактериологические институты (7—8 губерний); в нек-рых губерниях созданы были местные телятники. Все остальные учреждения носили спорадический характер и в известной части отражали классовые интересы тех же господствующих классов. Таковы напр. т. н. лечебно-продовольственные пункты, которые образовались в местах найма сел .-хоз. рабочих. Пункты эти давали дешевую пищу и проводили медицинское обслуживание рабочих, прибывавших на летние работы в крупные помещичьи экономии, и тем самым обслуживали экономические интересы помещичьих групп. По данным 3. Г. Френкеля за 1913 г. все сан. учреждения вместе исчислялись в конце-концов ничтожными цифрами. Так, лечебно-продовольственные пункты организованы были в 5 губерниях (31 пункт), летние ясли—в 6 губерниях (122), т. н. гидротехнические бюро для помощи сельскому водоснабжению—в 16 губерниях. Не приходится говорить о том, что специализация сан. дела в этот период также не существовала. Только в нек-рых городах были пищевые сан. врачи и то с ограниченными функциями (Москва—базарные врачи). Вся остальная масса сан. врачей не была диференцирована. В то же время кадры сан. врачей комплектовались гл. обр. из состава участковых врачей, часто с большим лечебным стажем. Специальной сан. подготовки врачи не проходили и специальные методы сан.-гиг. и сан.-бактериол. исследований были им обычно недоступны. Это в известной степени подчиненное отношение С. о. к общей мед. организации и отсутствие самостоятельных широких задач вызвали в последнее время перед войной известную реакцию. Псд влиянием тех же запросов жизни, роста промышленности и городов к С. о. стали предъявляться более сложные санитарные и сан.-технические запросы, требовавшие большей компетенции. Одновременно с этим стали намечаться новые области сан. дела. Эти моменты отразились в соответствующих докладах и выступлениях на съездах и в печати, причем в общественно-сан. мысли оформилось новое течение, т. н. сан .-техническое. По существу это были просто правильно поставленные задачи сан. надзора как определенной отрасли врачебной деятельности. Это направление подчеркивало необходимость освобождения С. о. от ад- министративно-организационных функций общего характера и поднятия специальной сан. работы. На первое место выдвигались здесь мероприятия сан.-технического характера по оздоровлению населенных мест и по поднятию общей санитарной культуры. Подчеркивалась также необходимость большей квалификации сан. врачей, их подготовки и овладения ими-экспериментальными методами. Т. о. в дореволюционной России к моменту организации Советской власти имелось следующее положение в отношении постановки сан. дела в стране. С одной стороны, отсутствовали гос. сан. законодательство и центральные органы, ведающие сан. делом в правильном и широком понимании этого слова. С другой стороны, на местах существовала местная С. о., разбросанная неравномерно и в крайне недостаточном количестве по территории, не оформленная единым законодательным актом и подверженная всяким случайностям в смысле самого своего существования. Объем и характер деятельности этих Со. лишь в известной степени регламентировался в общественном порядке постановлениями общественных съездов, но по своему содержанию был крайне ограничен и неполон.—Следует лишь упомянуть для полноты сведений об отдельных С. о., к-рые существовали в отдельных ведомствах. Таковы органы путей сообщения, тюрем, переселенческого ведомства и др. Везде однако обособленных С. о. не существовало; лишь известные сан. функции возлагались на общие врачебные органы и т. о. считалось, что в известной степени осуществляется и сан. надзор. Развитие С. о. в СССР. Решительный перелом в построении и практической деятельности С. о. начался после Октябрьской революции. Принципиальной основой этого дела являются соответствующие пункты в программе партии ВКП(б), а также и ряд последующих директивных постановлений партии, из к-рых надо особо отметить постановление ЦК партии (декабрь 1929 г.) «О мед. обслуживании трудящихся». В программе партии как основные задачи в области поднятия сан. культуры и оздоровления трудящихся масс населения выдвинуты следующие разделы: решительное проведение сан. мероприятий в интересах трудящихся. как-то: а) оздоровление населенных. мест, б) постановка общественного питания на научно-гиг. началах, в) организация мер, предупреждающих развитие и распространение заразных б-ней, и г) создание сан. законодательства. После некоторых отдельных шагов в направлении создания нек-рых коллегиальных центральных органов в области врач.-сан. дела постановлением партии и правительства были созданы, как известно, народные комиссариаты здравоохранения союзных республик, в задачи к-рых вошли и сан. функции. Как и все органы советской власти, НКЗДр. и все дело сан. оздоровления страны увязывается с общим переустройством хозяйственных и соц.-экономических отношений и строится на конкретном непосредственном участии самих трудящихся в этом деле. Первым практическим органом в системе НКЗдр. (РСФСР) была т. н. Санитарно-эпидемиологическая секция НКЗдр., составными частями к-рой являлись сначала отделы— санитарный, санитарно-технический, эпидемиологический и сан. просвещения; в дальнейшем сюда вошли еще отделы пищевой санитарии и борьбы с проф. б-нями. На местах сан. функции, как и вообще заботы о народном здравии, являлись согласно конституции СССР задачами местных Советов рабочих и крестьянских депутатов. Впервые т. о. основным законом государства была установлена обязательность для всех местных органов власти вести сан. работу и тем самым быть ответственными за сан. состояние своих районов и территорий. В то же время, поскольку местные органы власти (Советы рабочих и крестьянских депутатов) были организованы повсюду, постольку повсюду же стали возникать и соответствующие местные сан. органы. В первые же месяцы возникновения советской власти началось поэтому широкое, хотя и не вполне сначала оформленное и организованное, строительство сан. делав стране. Широкая инициатива мест и самих рабочих масс являлась чрезвычайно существенным фактором в развертывании этого дела; потребности жизни повсюду властно поставили вопросы практического осуществления ряда сан. мер. 28—31 октября 1918 г. было создано при НКЗдр. РСФСР в Москве первое при сов. власти совещание сан. врачей и представителей мед.-сан. отделов Совета рабочих и крестьянских депутатов. В задачи этого совещания были поставлены организационные вопросы о структуре сан. органов в центре и на местах и о,ближайших задачах их деятельности. Основные принципиальные установки и по этим вопросам даны были на совещании во вступительной речи наркома Н. А. Семашко. Совещание приняло намеченную схему организации в пределах НКЗдр. центрального сан. органа (Санитарно-эпидемиологическая секция) с приглашением в него ряда специалистов — врачей и техников—и установило необходимость проведения вместе с тем ряда подготовительных шагов для осуществления общих оздоровительных планов в связи с переустройством всего хозяйственного и политического строя страны. Сюда должны были войти: а) организация государственной сан. статистики; б) разработка общегосударственного санитарного, сан .-технического и противоэпидемического законодательства; в) создание центральных научных ин-тов и лабораторий; г) установление системы финансирования мест на оздоровительные мероприятия; д) организация и выработка определенного типа местных сан. органов (доклад А. Н. Сысина). Далее на совещании были проработаны вопросы об организационных формах местной сан. работы. Первоначальная наметка состава местных сан. органов в губерниях и городах имела в виду приглашение Для этой цели следующих лиц: 1) заведующий сан. подотделом (общая санитария), 2) врач-эпидемиолог, 3) школьно-санитарный, врач, 4) сан. инженер и 5) врач по фабрично-сан. надзору. Состав уездной сан. организации намечался следующий: сан. врач, врач-эпидемиолог, школьно-санитарный врач и сан. техник. Как рабочие органы должны были быть везде созданы сан.-гиг. и бактери-ол. лаборатории, дезинфекционные бюро, консультативные сан.-техн. бюро и периодические печатные сан. органы (губерния). Все эти планы в значительной степени сохраняли старую терминологию и некоторые старые навыки земской работы, но по своему содержанию, объему и масштабу деятельности и методам работы создавали основу для построения новой советской С. о. Как указывает отчет об этом совещании, все заслушанные доклады с мест «определенно устанавливали факт изживания периода организационной разрухи на местах, наличие широкой и в значительной мере уже систематической сан. работы, увеличение сан. персонала и т. д.». Кроме того было отмечено, что «повсюду наблюдается быстрый рост сан. организаций, нарождение таковых там, где они ранее отсутствовали, расширение сан. деятельности и стремление к ее специализации»: Вместе с тем совещание констатировало, что «основная причина этого подъема сан. деятельности заключается в общих соц.-правовых условиях жизни страны, созданных ныне советской властью». Совещание констатировало и определенный факт «нарастания сан. запросов. со стороны широких масс населения и деятельное участие последнего в самой постановке сан. работы». Наконец совещание подчеркнуло необходимость определенного выделения санитарных функций в составе местных мед.-сан. отделов советов. Первые годы революции (1917—1922) являются периодом указанного выше широкого развертывания на местах сан. органов, причем их структура, права и обязанности отличались значительным разнообразием и подвергались ряду изменений в связи с местными условиями. Главное содержание работы С. организации в центре и на местах в эти годы заключалось в борьбе с крупными эпидемиями тех лет;1' с продовольственной разрухой и ее сан. по-^ следствиями и в первоначальных мероприятиях в области коммунального благоустройства. Численность сан. врачей в ближайшие годы значительно возросла; к 1922 г. общее число их превысило 1 000. Одновременно стала развертываться и сеть различных сан. учреждений. Происходившие в первое время ежегодные съезды сначала бактериологов и эпидемиологов, а затем и сан. врачей подытоживали постоянно растущее расширение сан. работы и сан. кадров. Одновременно началась работа и в области санитарного законодательства (см.). Т. о. в этот первый период революции сан. дело страны перестроилось на совершенно новых основах, соответствовавших советскому строю, а именно: 1) оформление государственного характера С. о.; 2) повсеместное развертывание сан. органов как обязательной части здравотделов на местах; 3) расширение, функций сан. органов и распространение их на новые области сан. дела—жилищный, пищевой надзор.и пр.; 4) участие трудящихся и развитие общественной самодеятельности в сан. деле; 5) тесная связь сан. дела со смежными областями коммунальной работы, охраны труда и пр.; 6) сан .-просвет, работа. Все эти факты быстрого роста С. о. в связи с вопросами борьбы с эпидемиями, широко распространенными в то время, поставили общую задачу издания единого общего закона о сан. органах республики. На основании отчетного-доклада НКЗдр. РСФСР о холерной эпидемии 1921—1922 гг. Президиум ВЦИК предложил разработать соответствующее законоположение, и в 1922 г. декретом СНК от 15 сентября была установлена общая организация сан. дела в республике (декрет «О сан. органах республики»); Этот декрет, в общих чертах повторенный и в' других союзных республиках, оформил окончательно общую структуру С. о. в стране и определил точно права и обязанности сан. органов. Декрет этот был расширен и дополнен в дальнейшем и вновь рассмотрен и утвержден уже в измененном виде СНК РСФСР в 1927 г. («-Положение о сан. органах республики» от.8 октября 1927 г.). Ст. 2 этого закона устанавливает, что сан. надзор в республике осуществляется сан. органами, находящимися в ведении НКЗдр. РСФСР, НКЗдр. автономных республик, краевых, областных и Других отделов здравоохранения. В соответствии с Кодексом законов о труде промышленно-сан. надзор за условиями труда на предприятиях осуществляется сан. инспекцией НКТ (ныне ВЦСПС). Ст. 3 закона определяет предмет ведения сан. органов: а) сан! охрана воды, воздуха и почвы; о) сан. охрана населенных мест; в) сан. охрана жилищ и мест общественного пользования и специального назначения; г) сан. охрана пищевых продуктов и напитков и общественного питания; д) предупреждение и борьба с заразными заболеваниями и организация противоэпидемических мер; е) борьба с заразными заболеваниями; ж) борьба с профзаболеваниями и смертностью; з) охрана здоровья детей и подростков; и) сан. охрана и содействие развитию физ. культуры; -к) проведение мероприятий по сан. просвещению; л) ведение сан. статистики; м) участие в сан. охране труда; н) участие в профилактической работе леч.-сан. учреждений и в организации дела здравоохранения. В позднейшие годы в распределении работы сан. органов на местах произошел ряд изменений, но общий широкий размах сан. деятельности, установленный декретом 1927 г., остается попрёжнему очень крупным. Ст. 5 закона перечисляет те должности, к-рые входят в состав сан. органов. Это: а) общие сан. врачи— районные, городские, участковые; б) сан. врачи транспорта; в) сан. врачи, ведающие отдельными отраслями сан. дела,—жилищно-санитар-ные, коммунальные, пищевые, эпидемиологи, промышленные сан. врачи и т. д.; г) сан. врачи центральных органов НКЗдр. республик. Ст. 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16 подробно определяют права сан. врачей в их работе—право входа, право выемок, право предъявления требований, право производства судебных дознаний, право изоляции заразных б-ных и пр. (см. Санитарное законодательство). Отдельными статьями закона 1927 г. установлены обязательства для всех административно-хозяйственных органов представлять сан. врачам все необходимые для них сведения. Закон 1922 г. указывал также (ст. 3 и 4) основные нормы сан. работников на местах. В 1927 году отдельным постановлением СНК от 19 февраля были установлены новые нормы сан. органов для обслуживания населения РСФСР. Нормы эти были расширены сравнительно с нормами 1922 г. Потребности жизни выдвинули в Дальнейшем необходимость нового пересмотра этих норм, и ныне на территории РСФСР действуют уже новые нормы, пересмотренные в сторону их расширения, квалификации и преимущественного обслуживания промышленного пролетариата и обобществленного сектора сельского хозяйства. - Согласно постановлению Совнаркома от 6 июня 1931 г. («О нормах сан. органов РСФСР») установлены следующие нормы. В городах и рабочих поселках: а) по общесан. надзору— 1 должность сан. врача и 1 должность помощника сан. врача на каждые 25 000 жителей. В городах и рабочих поселках с числом индустриальных рабочих горной, химической, металлургической и текстильной промышленности свыше 5 000 указанные должности вводятся и -тогда, когда общее число жителей не достигает 25 000, б) По специальному сан. надзору: 1) 1 должность жилищно-коммунального врача с 1 помощником на каждые 25 000 жителей (при наличии промышленного пролетариата указанных выше отраслей промышленности нормы повышаются так же, как и в пункте а); 2) 1 должность по пищевому надзору с 1 помощником на каждые 50 000 жителей (наличие того же промышленного пролетариата свыше 10 000 дает право на эти должности и в городах с числом жителей менее 50 000). Кроме того на фабриках-кухнях, бойнях, консервных и рыбных промыслах, маргариновых и маслобойных заводах учреждаются отдельные должности сан.-пищевых врачей; 3) 1 должность промышленного сан. врача на каждые 10 000 рабочих в горной, химической, металлургической и текстильной промышленности и на каждые 15 000 рабочих, занятых в других отраслях промышленности; 4) 1 должность сан. врача-эпидемиолога с помощником на каждые 50 000 жителей. В сельских местностях: а) 1 должность сан. врача и помощника по общему сан. надзору на. каждый район; б) должности санитарных врачей специалистов по жилищно-коммунальному или пищевому санитарному надзору в районах расположения крупных совхозов и МТС, а также в районах промышленной переработки продуктов питания. Тот же закон от 6 июня 1931 г. установил также и нормы сан. учреждений. В городах и рабочих поселках: а) сан.-бактериол. ин-ты или лаборатории с Пастеровской станцией, ин-'г по профзаболеваниям и дом сан. просвещения в каждом главном городе автономной республики и в каждом областном и краевом центре; б)   одна сан.-бактериол. лаборатория и одна дезинфекционная станция во всех городах й рабочих поселках с числом жителей свыше 50 000; расчет дезинфекционного персонала— 1 дезинфектор на каждые 25 000 жителей; в)   одна сан.-бактериол. лаборатория и 1 дезинфекционный пункт во всех городах и рабочих поселках с числом жителей свыше 25 000, а также во всех остальных поселениях с числом индустриальных рабочих не менее 5 000; г)  оспопрививательные отряды во всех городах, рабочих, дачных и курортных поселках из расчета 1 оспопрививатель на каждые 25 000 жителей. В сельских местностях нормы этих учреждений следующие: одна сан.-бактериол. лаборатория на каждый район, один дезинфекционный пункт при каждом больничном участке, оспопрививательные отряды из расчета один оспопрививатель на каждые 20 000 жителей. Эти учреждения организуются в первую очередь в районах крупного совхозного строительства и сплошной коллективизации. Для водного и железнодорожного транспорта закон 1931 года устанавливает свои детальные нормы (см. текст закона, журн. «Гигиена и эпидемиология», 1931, № 6—7). Все эти законы о сан. органах ре§публик подводят точную законодательную базу под. деятельность С. о. и регулируют как расширение количества сан. органов, так и повышение качества их работы. Общее количество сан. врачей как общих, так и по отдельным специальностям, так же как и сеть сан. учреждений за эти годы, резко повысилось, содействуя повышению сан. уровня страны и общему оздоровлению условий труда и быта. В 1929 году по докладу Наркомздрава РСФСР в СНК по- следний вынес следующее постановление (от 7 июля 1929 г. см. «Вопросы здравоохранения», оф. отд., 1929 г.. № 32): «1) констатировать в области сан. оздоровления РСФСР наличие ряда достижений, характеризующихся снижением за последние годы как общей, так и детской смертности, значительным падением ряда эпидемических заболеваний, в особенности паразитарных тифов и оспы, а также снижение заболеваемости tbc и сифилисом в городах и промышленных районах;2) признать, что несмотря на наличие указанных достижений сан. состояние страны остается все еще неудовлетворительным». Подчеркнув отдельные недочеты в этом деле, €НК постановил (ст. 5) «предложить Нарком-здраву РСФСР, советам народных комиссаров автономных республик, краевым и областным исполнительным комитетам уделить в дальнейшем особое внимание задачам сан. оздоровления основных промышленных районов, а также районов, где развертывается строительство крупных советских и коллективных хозяйств». Эта констатация известных дефектов в сан. обслуживании наряду с быстрыми темпами хозяйственного и культурного строительства была подчеркнута ив известном постановлении ЦК партии от 23 декабря 1929 г. «О мед. обслуживании рабочих и крестьян». В этом постановлении даны были директивные указания о перестройке практической работы органов Здравоохранения, а следовательно и сан. органов, отражая в ней более четко классовую линию и выделяя на первое место основные индустриальные районы, совхозы, и колхозы. В связи с этим, а также в связи с выполнением пятилетних планов социалистического ■строительства структура сан. органов и объем их работы значительно видоизменились. Постановлением СНК СССР от 9 сентября 1931 г. «О мероприятиях по улучшению сан. состояния рабочих районов и поселков и учреждений общественного питания» введена была по Союзу новая организация сан. надзора в составе органов здравоохранения—Гос. сан. инспекция по сан. надзору. Соответствующие декреты СНК Союзных республик провели это мероприятие по территории всего Союза. Согласно положению о гос. инспекторах по сан. надзору (приложение к постановлению Совнаркома РСФСР от 10 августа 1931 г.) эти инспектора выделяются прежде всего для борьбы с антисанитарным состоянием крупных предприятий коммунального хозяйства и питания, а также крупных новостроек. На инспектора по сан. надзору (ст. 4 Положения) возлагается: а) повседневное наблюдение за сан. состоянием указанных выше'учреждений и предприятий и б) организация и инструктаж по проведению сан. мероприятий, а также непосредственное руководство и участие в проведении мер борьбы за выполнение сан.-гиг. требований. Ст. 5 Положения устанавливается выделение из сан. актива местной общественности особых так наз. общественных инспекторов по сан. надзору. На обязанности этих инспекторов лежит надзор за проведением сан. мероприятий на тех же предприятиях, причем эти инспектора прикрепляются каждый к одному определенному предприятию. Гос. инспектора по сан. надзору (ст. 8) имеют право: а) привлекать виновных в нарушении сан. требований лиц к дисциплинарной и судебной ответственности и б) налагать на виновных в неисполнении сан. требований лиц штрафы в размере до 100 рублей. В остальных статьях Положения подтверждаются и другие права сан. инспекции, аналогичные указанным в общем законе о сан. органах республики 1927 г. Во главе сан. инспекции на местах стоят краевые (областные) и республиканские инспектора по сан. надзору. Эти инспектора одновременно являются заместителями заведующего край- и облздравотделами и замнаркомами автономных республик. Закон о сан. инспекции усилил контрольные функции сан. органов и увеличил права последних. Вместе с тем он, в значительной мере конкретизировав текущую сан. работу, выделил основные объекты сан. надзора, наиболее важные в наст, время (жилища рабочих, бараки, столовые, бани и пр.). Закон о создании общественной санитарной инспекции усилил в свою очередь кадры органов санитарного надзора. В ближайшее же время в ряде промышленных центров выявились эти новые многочисленные кадры, причем и здесь проведенный принцип прикрепления санитарно-общественных инспекторов к определенным продприятиям и объектам («борьба с обезличкой») должен давать конкретные результаты. Необходимость более тщательного и близкого сан. обслуживания обстановки и быта трудящихся поставила далее вопрос о привлечении к простейшим формам сан. надзора и других ведомств и организаций, а также к расширению и созданию новых методов самой работы. Этой цели отвечали соответствующие распоряжения Правительства о привлечении к делу сан. надзора органов милиции и массовых общественных организаций (Красный крест и др.) и декрет СНК о санитарном минимуме (см.). В1931 году (25/X) было издано совместное постановление НКЗдр. (РСФСР), ЦК РОКК, Осоавиахима и Центросоюза о вовлечении пролетарской общественности в сан. обслуживание населения; в том же году (19/Х) опубликовано было такое же совместное постановление НКЗдр. и Главного управления милиции и Наркомхоза (РСФСР) («Инструкция о разграничении обязанностей сан. врачей, рабоче-крестьянской милиции и Наркомхоза»). Т. о. ныне можно считать, что в состав сан. органов на территории СССР входят не только квалифицированные сан. врачи (отчасти сан. инспектора), но также и ряд других сил—помощники сан. врачей, общественные сан. инспектора, работники нек-рых массовых общественных организаций (РОКК и др.), работники и агенты милиции. На все эти добавочные силы возложены в том или ином объеме функции текущего сан. надзора, где зачастую не требуется углубленного специального знания (очистка дворов, жилищ и пр.). Вместе с тем квалифицированный сан. персонал освобождается в значительной мере от мелкой повседневной работы («туалетная санитария») и может вплотную перейти к плановой основной работе. Ту же роль приближения сан. надзора к населению сыграл и декрет о сан. минимуме, вовлекая при помощи этого нового метода работы широкие рабочие массы к сан. самообслуживанию и распространению гиг. навыков. В составе самих органов здравоохранения сан. функции текущего надзора переданы также и врачам здравпунктов и отчасти и некоторым другим категориям мед. работников. Наконец такое же значение имело и установление организационной связи сан. органов с поликлиниками и едиными диспансерами. Для объединен ния профилактической работы на местах было провед°но во многих случаях включение сан. органов в состаз единых диспансеров. Имея известную положительную сторону, такое включение в нек-ром отношении распылило С. о. и уменьшило ее общий удельный вес. Ныне намечается выпрямление этой линии, направленное к тому, чтобы, сохранив известную связь с поликлиникой и диспансером, где идет общий учет и изучение заболеваемости населения, создать и большую сплоченность С. о. в оперативном отношении, усилив ее подчинение центральному руководству сан. органов. Необходимо помнить одновременно, что наряду с руководством и инструктажем в области текущего сан. надзора на С. о. лежат ответственные функции по предупредительному надзору (см. Санитарный надзор) и по разработке плановых мероприятий. Во главе сан. органов республик СССР стоят ныне государственные сан. инспектора при НКЗдравах союзных республик. В УССР и в РСФСР кроме того существуют «Сан. советы» при НКЗдр., созываемые или по отдельным вопросам или сессионно (Украина). Общие нормативные указания по составу и структуре сан. органов по РСФСР даются ныне в сводном виде и в соотв. разделах проекта сан. кодекса. Помимо С. о., находящихся в ведении и в составе органов здравоохранения, существуют ныне С. о. и в составе нек-рых других ведомств. Таковы—сан. инспекция НКПС на жел.-дор. транспорте, сан. врачи НКСнаба и нек-рых объединений НКТПрома и др. Нек-рым из них (НКПС) предоставлены права сан. инспекции; другие несут сан. надзор, не обладая всеми этими правами (сан. врачи различных хоз. предприятий). Особое место занимают сан. инспектора труда, ныне входящие в систему ВЦСПС. Последним актом законодательного характера, внесшим новую организационную структуру Со. Союза, является постановление ЦИК и СНК СССР от 23 XII 1933 г. «Об организации государственной санитарной инспекции»: «1. Образовать в составе народных комиссариатов здравоохранения союзных республик государственные сан. инспекции, возглавляемые заместителем народного комиссара здравоохранения в качестве главного с;>н. инспектора. При наркомздравах автономных республик и органах здравоохранения исполкомов автономных областей, к аев, областей и городских советов образуются сан. инспекции, а при райисполкомах устанавливаются должности сан. инспекторов, права и обязанности которых определяются законодательством союзных республик.-—2. На государственные сан. инспекции союзных республик возлагается надзор за выполнением установленных сан.-гиг. норм и правил как общесанитарного характера, так и всех специальных видов сан. надзора, всеми общесоюзными республиканскими и местными органами, учреждениями, предприятиями и домоуправлениями, находящимися на территории соответствующей союзной республики.—-3. Народные комиссариаты здравоохранения союзных республик разрабатывают обязательные к исполнению всеми ведомствами, учреждениями, организациями и гражданами на территории соответствующей союзной республики сан.-гиг. нормы и правила, утверждаемые советами народных комиссаров союзных республик.—4. Сан.-гиг. нормы и правила в отношении пищевой промышленности и торговли продуктами питания устанавливаются Советом народных комисеа; ов Союза ССИ как единые для всего Союза-ССР и обязательные к исполнению • на всей территории Союза ССР.—-5. Предоставить право главным сан. инспекторам союзных республик за нарушение установленных сан. норм и правил возбуждать уголовное преследование, налагать штрафы и принимать меры административного характера вплоть до закрытия предприятий общесоюзного, республиканского и местного значения.—6. Предоставить право государственным санитарным инспекциям при наркомздравах автономных республик и при органах здравоохранения исполкомов автономных областей, краев и областей и городских советов за нарушение сан.-гиг. норм и правил привлекать к судебной ответственности и налагать штрафы на предприятия, учреждения и отдельных лиц в соответствии с существующим законодательством.— 7. При НКПС, НКСнабе Союза ССР и НКСнабах союзных республик и Центросоюзе образуются управления специальных сан. служб для надзора за проведением сан. мероприятий на предприятиях и в местах общего пользования соответствующих ведомств.—8. Поручить правительствам союзных республик в месячный срок издать положения о государственных санитарных инспекциях союзных республик и санитарных инспекциях местных органов власти». Этим законом устанавливается отныне, что функции гос. санитарной инспекции присваиваются исключительно соответствующим органам НКЗдравов союзных республик (НКЗдр., край- и облздравотделы, горздравы, райздра-вы); в других же ведомствах создаются соответствующие «управления санитарных служб». Основной задачей сан. инспекции является «разработка обязательных сан.-гиг. норм и правил», утверждаемых в дальнейшем СНК союзных республик, общий контроль за деятельностью всех других органов и учреждений, несущих дело сан. надзора в стране и организацию соответствующего сан. надзора по линии НКЗдравов. В развитие закона от 23'XII1933 г. в наст, время разработано новое положение о сан. органах союзных республик, получившее ныне законодательное утверждение (пост. ВЦИК и СНК РСФСР от 20/1II 1934 г.). (Статистические данные о санитарной организации в <ХСР—см. СССР. Материалы о санитарной организации в европейских странах—см. соответствующие статьи—Великобритания, Германия, Италия и т. д.). Лит.: Гигиена и эпидемиология, 1927, № 10 (посвящено 10-летию советской санитарной организации); Год работы НКЗдрава 19 18—19, М., 1919; Г у т к и н А., Здравоохранение в СССР за 10 лет, Л., 1927; Дембо Г., Врачебное Право, вып. 1, СПБ, 1914; Щбанков Д., О деятельности санитарных бюро и общественно-санитарных учреждений в земской 1 оссии, М., 1910; о н ж е, Сборник по городскому сан.-врач, делу в России, М., 1915; Здравоохранение и рабочий отдых во 2-й пятилетке, вып. 1—4, М., 1932; Материалы к пятилетнему плану здравоохранения РСФСР, М., 1930; Мате(иалыпо вра-чебНо-санитарному законодательству Англии, Франции, Пруссии, СПБ, 1912; Отчетные доклады НКЗдрава очередным сессиям ВЦИК, М., 1920—25; Попов И., Осипов Е. и Куркин П., Русская земская медицина, М., 1897; Проект санитарного кодекса 1 СФСР, М., 1932 (на правах рукописи); 5-летие Народного Комиссариата Здравоохранения, М., 1924; Страшун И., Советское здравоохранение к 15-летней годовщине Октября, М., 1933; С ы с и н А., Санитарное состояние России в прошлом и в настоящем, Соц. гигиена, 1922—23, №№ 2—3, 4; Труды Всероссийских (Всесоюзных) сьездов бактериологов, эпидемиологов и санитарных врачей (11 сьездов), М.—Харьков—Л., 1918—29; Труды Комиссии по пересмотру врач.-санитарного законодательства в России, вып. 1—8,'СПБ, 1916; Труды Пироговских сьездов, М.—СПБ, 1886—1913; Фрейберг Н.> Врачебно-санитарное законодательство 1 СФСР, т. I, M., 1922 (Сборник законов и распоряжений правительства РСФСР с 7/XI 1917 по 1/ІX 1919); о н ж е, Сборник законов и распоряжений правительства 1 СФСР по врач.-сан. делу с 1/ІX 1919 г. по 1/1 192 5 г., Москва, 1925; Френкель 3., Очерки земского врачебно-санитарного дела, СПБ, 1913; Чертов А., Городская медицина Европейской России, М., 1903; Annuaire sanitaire, Geneve, 1926—27,1929—30. Периодические издания.—Гигиена и эпидемиология, М.( 1922—31 (в 1932 под назв.—Гиг. и соц. здравоохранение); Известия Главных комитетов Всероссийского земского и городского Союзов, М., 1914—17; Профилактическая медицина, Харьков, с 1922 (в последние годы перешло на укр. яз.). См. также лит. к ст. Гигиена, Здравоохранение и Пироговское общество, съезды.                                 А. Сысин.
Смотрите также:
  • САНИТАРНАЯ РАЗВЕДКА, совокупность мероприятий военно-сан. службы РККА ио выяснению условий, в гаяющих на сан. состояние войск: и на организацию работы самой сан. службы. Соответственно целям различают сан.-эпидемиологическую и сан.-тактич. разведку. Объектом ...
  • САНИТАРНАЯ СОБАКА предназначается для отыскивания раненых в поле, для передачи им под огнем предметов первой помощи и для оповещения (анонсирования) санитара о найденном раненом, к к-рому она затем этого санитара приводит. Особенно ...
  • САНИТАРНАЯ СТАНЦИЯ, единое комплексное соц.-гиг. и сан. учреждение, включающее в ■себя все элементы сан.-эпидемической работы и имеющее своей задачей практическую работу по оздоровлению населенных мест и быта, квалифицированное санитарное обслуживание насе- ...
  • САНИТАРНАЯ СУМКА, предмет снаряжения санитара, содержащий перевязочный материал и другие средства для оказания первой медицинской помощи на месте. В РККА С. с. изготовляется из плотного брезента. Она может носиться через плечо ...
  • САНИТАРНАЯ ТЕХНИНА. Под этим термином разумеют: 1) в более узком смысле—совокупность всех тех приборов, установок и аппа- ратов, которые применяются в общежитии для целей сан. благоустройства, 2) в более ...