САНАЦИЯ ПОЛОСТИ РТА

САНАЦИЯ ПОЛОСТИ РТА, систематическое излечивание наличных и заблаговременное пресечение вновь возникающих пат. процессов в полости рта, а также регулярное врачебное наблюдение над ней за весь период формирования постоянных зубов, т. е. с 6 до 15-летнего возраста, совпадающего в основном ст. н. школьным возрастом. Лишь в СССР дети трудящихся широко охвачены гос. сетью школьно-профилактических амбулаторий, в которых проводится систематическая бесплатная санация их полости рта по единому плану и по единой методологии. В основу последней положена система проф. Канторовича с соответствующей модификацией, внесенной П. Дауге и вытекающей из особенностей организационных форм советской медицины, с одной стороны, и из специфических условий народного образования в СССР—с другой. В наст, время в СССР нет ни одного крупного городского или фабрично-заводского центра, где бы не проводилась среди детей трудящихся С. п. р. В феврале 1931 г. НКЗдр. издал в связи с изданием декрета об обязательном школьном обучении циркуляр «об обязательной С. п. р. детей школьного возраста». Циркуляр этот прежде всего имеет в виду промышленные центры, а также социалистический сектор деревни, где санация проводится при широком участии зубоврачебной общественности, в порядке шефской работы и пр. Принципы и методика С.п.р. Основной чертой проводимой в СССР санационной системы является принцип последовательной плановости. Отсутствие строгой плановости и непригодность установившейся десятилетиями индивидуалистической формы оказывания зубоврачебной помощи привели к тому, что все прежние попытки массовой санации детей были неудачны. Даже в Страссбурге,колыбели школьного зубоврачевания, в 1905—06 гг. из 7 491 ребенка, охваченного профилактической зуб. амбулаторией, 4 885 детей обратились в последнюю по поводу боли, т. е. не с целью предупреждения порчи зубов, а с целью их индивидуального излечивания или экстракции глубоко испорченных зубов. Количество экстракций молочных и постоянных зубов в большинстве городов Германии превалировало над количеством профилактических пломбировок. Общий охват детей был ничтожен. В 1912 г. из школьников Берлина лечилось лишь 5%, Лейпцига— 8%, Кельна—12%, Страссбурга—35%, Бонна— 20%. Между тем Канторовичу уже в 1920 г. удалось добиться в Бонне и окрестностях поголовного санационного охвата детей школьного возраста и довести процент санированных, т. е. полностью оздоровленных, до 95—98%, причем экстракции доведены до минимума и почти полностью ограничивались молочными зубами. Практика кроме того показала, что количество потребных для проведения систематического планового профилактического оздоровления полости рта подрастающего поколения врачей во много раз меньше, чем при применении методов беспланового индивидуального излечивания запущенных детских ртов. «Т. к. постоянные зубы начинают прорезываться в шестилетнем возрасте и т. к. они в это время еще здоровы, то первый школьный год (в Германии обязательное обучение установлено с 6-летнего возраста) является самым подходящим моментом, чтобы приступить к лечению только-что возникающего кариеса. В это время лечение такого зуба требует от 5 до 10 минут времени, между тем как через 3 года оно потребует 60 минут» (Канторович). В одной из более поздних работ Канторович довел потребное для санационной пломбировки время до 3—5 минут. Т. о. мы видим, что задача систематической С. п. р. заключается в том, чтобы не пропустить момента только-что начинающейся порчи зуба, т. е. она требует строжайшей организованности. Основные моменты санации сводятся к следующему: органы здравоохранения, ведающие делом санации, должны установить самую тесную связь с органами просвещения. Каждая зуб. амбулатория должна точно знать количество школ 1 ступени и детских садов данного района, а также контингент детей отдельных возрастных групп, начиная с 6-летнего возраста. Выяснив количество детей, можно заранее вычислить потребное количество врачей для проведения санационной работы. После этого заранее подготовленный персонал приступает к первичному обследованию детей. Лучше всего это производится в школе, в целях установления тесного контакта между амбулаторией и школьными работниками, задача которых заключается в наблюдении за аккуратным прибытием детей к назначенному сроку в амбулаторию и в надзоре за правильным посещением ее школьниками, вызываемыми на.повторное лечение . Первый осмотр детей в школе имеет двоякий смысл: 1) чисто организационный, учебный, причем администрация школы должна всячески облегчить врачу-обследователю его задачу: составить предварительно алфавитные списки обследуемых групп, заполнить заголовки санационных карточек и т. д.; 2) воспитательный: врач знакомится с детьми, с школой и воспитателями,'ведет с ними краткие беседы, объясняя материальное и терап. преимущество раннего вмешательства, несомненно меньшую его болезненность, быстроту и т. д. В амбулаторию дети вызываются по группам в 15—20 чел. в соответствии с ее пропускной способностью, в сопровождении классного руководителя, представляющего заранее специальные санационные листки в алфавитном порядке и с заполненными заголовками. Желательно захватить одним приемом всю группу целиком (обязательно начиная с младшей группы) и санировать ее в один сеанс, невзирая на количество кариозных зубов. Это требование в основном вполне выполнимо, т. к. в первом году мы имеем дело лишь с младшей шестилетней группой, у к-рой только-что прорезались первые шестилетние моляры, коеф. порчи к-рых на седьмом году равняется от 0,2 (по Шапиро) до 1,34 (по Канторовичу). Дело осложняется, когда мы имеем дело не с детским садом, а со школой I ступени, обязательный возраст детей к-рой в РСФСР установлен в 8 лет. Тут коеф. кариеса соответственно повышается до 0,9—2,59 зуба. При этих условиях младшая, т. е. 8-летняя, группа отнимает лишние 1 или 2 сеанса. Пломбировка фиссурного или апро-ксимального кариеса должна производиться самым тщательным образом, чтобы гарантировать зуб от вторичного кариеса,—в коренных зубах амальгамой, в передних преимущественно силикат-цементом. Время, потребное для профилактической пломбировки поверхностного кариеса, на основании тщательно проверенного хронометража установлено для советской зуб. амбулатории в 10 минут (Дауге), что составляет одну труд, единицу. При санации школьного возраста должно быть обращено внимание на заблаговременное обезвреживание молочных зубов, поскольку они представляют опасность для соседних постоянных зубов: глубоко испорченные удаляются или стачиваются, крепкие молочные с поверхностным кариесом и с отдаленным сроком смены (напр. клыки) пломбируются. Систематическая С. п. р., как сказано, должна быть начата с младшей группы, принципиально с шестилетнего возраста. В первом санацион-ном году врач имеет дело с первыми постоянными молярами. Т. к. эти зубы находятся рядом со вторыми молочными молярами, то последние, в случае кариозности, должны быть немедленно обезврежены в целях предохранения первых постоянных моляров от апроксимального кариеса. Во втором школьном году, кроме наблюдения над интактностью первого моляра, гл. обр. мезиальной его поверхностью, задача врача должна быть сосредоточена на средних постоянных резцах, нормальный срок прорезывания к-рых наступает на 8-м году. В случае наличия испорченных соседей, т. е. боковых молочных резцов, последние немедленно удаляются. В третьем году внимание должно быть сосредоточено кроме наблюдения над интактностью наличных первых моляров и средних резцов на прорезывающихся на 9-м году боковых-резцах, к-рым может угрожать опасность от кариозного молочного клыка, срок выпадения к-рого-наступает через 2—3 года. Крепко сидящий молочный клык надо излечить и запломбировать по общим, для постоянных зубов правилам. В 4-м году внимание должно быть обращено кроме тщательного наблюдения над предыдущими группами зубов на прорезывающийся первый премоляр, к-рому может угрожать опасность с мезиальной стороны от кариозного молочного клыка, а с дистальной стороны от кариозного второго молочного моляра. В случае такой опасности эти соседи должны быть во-время удалены. В дальнейшие годы, до конца смены молочных зубов, вся санацион-ная работа ведется на тех же принципах. Что касается зуба мудрости, то он в виду его позднего прорезывания исключается из школьного санационного плана.—Кроме предупреждения кариеса в задачу С. п. р. входит также внимательное наблюдение над состоянием мягких тканей рта, а также над гипопластическими поражениями зубов и вообще внедрение в сознание детей всех правил гигиены зубов и полости рта. Кроме того требуется систематич. (2 раза в год) контроль над санированными группами. Т. к. изложенная выше санационная методика имеет в виду охват школьников с 6-летнего возраста, а у нас обязательное обучение установлено с 8-летнего возраста, то в вышеизложенный санац. план приходится внести коррективы. Это достигается разными путями: наилучшим способом является организованный охват всех шестилетних детей, находящихся в детских домах, садах и пр. детучреждениях дошкольного типа. Это у нас в большинстве случаев достигается в порядке шефской и пр. общественной работы. Где такая дошкольная санация не удается, там плановая санация должна проводиться в строго организованном порядке, начиная последовательно с младшей школьной группы. Но т. к. в 8—9-летнем возрасте уже встречается значительный процент глубоко пораженных зубов с пульпитами, гангреной, парадентитами и пр., то для такой запоздалой санации требуется значительно большая затрата времени, чем лишний раз доказывается колоссальное преимущество ранней санации, совпадающей с моментом прорезывания первой группы постоянных зубов. Методика регистрации и учета санац. работы. Для последовательной С. п. р. подрастающего поколения в гос. масштабе необходим централизованный учет. Последний требует точной, единой регистрационной системы. На основании опыта санац. работы в различных областях и районах РСФСР за несколько лет, а также детского отделения ГИСО, проводимой на основании регистрационной карточки Канторовича, в последнюю внесен П. Дауге ряд коррективов и разработана максимально упрощенная система регистрации. Согласно последней устанавливаются 4 формы карточек: 1) индивидуальная санационная карточка; 2) календарная ведомость врача; 3) школьная ведомость и 4) годовая отчетность. Годовая отчетность составляется из подытоженных школьных ведомостей всех охваченных санационным планом учебных заведений таким образом, чтобы из сопоставления всего количества организованных в данной области (рес-^ публике, крае) детей дошкольного и школьного возраста (с 6 до 15 лет) и количества детей, охваченных санацией, получалась ясная картина о степени фактического оздоровления полости рта подрастающего поколения. При систематической С. п. р. вся основная работа сводится к ряду наипростейших механических манипуляций-—мелкой пломбировке, чистке зубов, удалению молочных зубов с рассосанными корнями, к элементарному санитарно-гигиеническому просвещению,—которые целиком могут быть поручены квалифицированному среднему медицинскому персоналу, в то время как на обязанности врачей остается общее руководство и вся сложная терапевтическая, хирургическая, ортодонтическая работа. С. п. р. дошкольного возраста и взрослого населения. С.п.р. школьного возраста, как видно из всего вышеизложенного, не является профилактикой в точном смысле слова,- а лишь оздоровительной процедурой в том возрасте, когда жевательный аппарат уже достиг определенного развития (часто дефективного) и зачастую значительной степени ка-риозности. С. п. р. есть пресечение и дальнейшее предупреждение пат. процессов в полости рта. Но она на данной ступени нашего соц. строительства представляет наиболее доступную, экономную и эффективную форму массового оздоровления подрастающего поколения. Настоящая' профилактика должна начинаться с утробного и лактационного периода ребенка, а санация молочного аппарата—с момента прорезывания первого молочного зуба вплоть до наступления смены зубов, т. е. до школьного возраста. Частично эта работа ведется органами охраны материнства и младенчества, но она не ведется систематически. Задача органов здравоохранения — сделать ее систематической. Принципы С. п. р. дошкольного возраста ничем не отличаются от принципов С. п. р. школьного возраста. Что касается санации взрослого населения, то в данное время она ведется лишь в крупных мед. комбинатах или единых диспансерах и ограничивается в большинстве рабочими ведущих производств и в/особенности рабочими вредных для полости рта и зубов профессий . Ценная работа в этом направлении проведена в Ростове-на-Дону С.П.Майоровым, произведшим санацию нескольких тысяч рабочих полиграфической, пищевой, кожевенной и др. промышленностей. Однако и эта работа является не санацией в точном смысле, а чисто клинической оздоровительной работой, после полного проведения к-рой сможет лишь быть речь 0   дальнейшем систематическом санационном наблюдении. Систематическая С.п.р. дает громадную пользу всем трудящимся, если после последовательного ее проведения в школьном возрасте са-национное наблюдение и все соответственные мероприятия будут продолжены среди окончивших школу I ступени как в высших учебных заведениях, так и среди заводской молодежи и молодежи соц. сектора деревни. Но это может быть достигнуто лишь в системе крупных мед. комбинатов, в к-рых будут функционировать стоматологические профилактории с широчайшей диференциацией санацион-ной работы по возрастным и трудовым группам. Лит.: Дауге П., Проект систематической борьбы с костоедой зубов в РСФСР, Вести, гос. зубовр., 1922; он же, К вопросу о подготовке зубных врачей, Труды 1  Закавказ. съезда одонтологов, Тифлис, 1926; о н ж е, Социальные основы советской стоматологии, М., 1933; ЛимбергА., О систематическом лечении зубов у детей, СПБ, 1889; о н да е, О зубах учащихся и организа-, ция зубоврачебной помощи, СПБ, 1899; М айоро в С, Практика санации полости рта у рабочих на производстве в г. Ростове н/Д., Сов. мед. на Кавказе, 1930, № 4—5; С к л иф а с о в ски й Н., Прочность зубов у обитателей столицы, Врач, 1880, № 5—6; Шапиро Я., Папернова Т. и Петрова-Горелова В., Са>-' нация полости рта, М., 1927; С о h n A., Die Zahnheil-kunde in der oeifentlichen Gesundheitspflege, Lpz., 1926; KantoroVІcz A., Die Zukunft d. Zahnheilkunde und der zahnarztlichen Sanierung des deutschen Volkes, В., 1920; Schenk E., Organisation und Finanzierung der planmiissigen Schulzahnpflege, В., 1925.            П. Дауге.
Смотрите также:
  • САНГВИНАЛ, препарат из крови животных (высушенная телячья дефибринированная кровь), содержит 10% гемоглобина и немного* марганца. В продаже в виде пилюль, в смеси с фосфорными солями и питательными вещества- ми.—С а ...
  • САНИТАР, санитарка, лицо младшего мед. персонала, обслуживающее леч.-сан. учреждения и части войск. В гражданских леч.-сан. учреждениях С. используются преимущественно для выполнения разного рода не требующих специальных мед. знаний работ по ...
  • САНИТАРИЯ. Под этим термином в наст. время объединяют обширную область практических приложений к жизни соответствующих требований гигиены, направленных к оздоровлению как отдельного человека, так и целого общественного коллектива (см. Гигиена). ...
  • САНИТАРНАЯ БАКТЕРИОЛОГИЯ, постепенно оформляющаяся отрасль бактериологии, имеющая своей задачей приложение бакт. методов к изучению отдельных объектов и областей сан. дела. Поскольку мед. бактериология, наряду с общими вопросами микробиологии, изучает преимущественно вопросы ...
  • САНИТАРНАЯ ИНСПЕКЦИЯ, институт практических сан. работников, обладающий особо им присвоенными правами по проведению сан. надзора. В различных странах термин этот применяется неодинаково; иногда под ним разумеют врачей; иногда—другой подсобный персонал. В ...