РОРШАХА ЭКСПЕРИМЕНТ

РОРШАХА ЭКСПЕРИМЕНТ (Rorschach), психологический метод для исследования «характера восприятий субъекта (не воображения, как-обычно думают) как ассоциативного сравнения. имеющегося в памяти с непосредственно данными комплексами ощущения» (определение самого Роршаха). Материалом служат таблицы с пятнами причудливых контуров, причем часть таблиц с цветными пятнами («чернильные пятна»). Испытуемому предлагается называть все образы, возникающие в его памяти по сходству с рассматриваемыми пятнами (оригинал Роршаха содержит 10 таблиц). При оценке результатов учитывается как количественная сторона ассоциативного процесса (скорость возникновения образов, их количество), так и качественная (типы ассоциативных образов). Разработкой методики занимались многие известные психологи (Бине и Анри, Дж. Дирборн, Кирк-патрик, Уипл), но полного единообразия не достигнуто. Сам Р. отмечает, как велико число ответов, как длительно время реакции, как часто происходят отказы; определяются ли ответы одной формой пятен или также цветом пятна и двигательными восприятиями, охватывается ли картина в целом или в частях и в каких, и наконец, что именно замечают в пятнах. Э. Креч-мер (Kretschmer) считает метод Р. стоящим на границе между экспериментом и наблюдением и поэтому недостаточно точным; однако по мнению Кречмера при помощи метода чернильных пятен можно получить богатый материал для характерологического изучения, напр. для отделения схизотимических и циклотимических темпераментов. Тем самым Кречмер считает метод Р. подтверждающим его группировку и классификацию характеров. Сам Р. указывает, что самые частые ответы по форме—это фигуры животных; процент животных уменьшается при развитой фантазии, увеличение этого процента указывает на стереотипность мышления. У олигофреников часты указания на части человеческого тела. Абстрактные обозначения часты у шизофреников. Ответы, в к-рых имеет-значение цвет, свойственны представителям импульсивных, аффективнолябильных типов, эпилептикам; чем стабильнее аффекты, тем больше преобладают ответы по форме, без обращения внимания на цвет. Имеет значение явление «цветового шока»: если он резко выражен, мы имеем перед собой невротика, замыкающего в себе аффект. Чем выше Интел ектуальная продуктивность, тем больше число ответов с движением. При повышенном настроении их больше, чем при угнетенном; движения сгибания свойственны угнетенным, а выпрямления—активным, уверенным в себе людям. По методике профессора Балтиморского ун-та Г. М. Уипла при обработке результатов эксперимента вычисляется среднее арифметическое количество различных ассоциаций, а также средняя скорость каждой ассоциации. Подробное описание методики проф.Уипла имеется в его (переведенном на русский язык) труде: «Руководство к исследованию физ. и психической деятельности детей школьного возраста». Ряд психиатров (Enke и другие) применял метод Роршаха для быстрой предварительной амбулаторной диагностики, для различения типов темперамента и получал очень удовлетворительные результаты, подтверждаемые впоследствии длительным клиническим наблюдением. Для такой предварительной, быстрой диагностики метод Роршаха заслуживает большого внимания. Лит: уиппл Г., Руководство! исследованию физической и психической деятельности детей школьного возраста, М., 1913; Rorschacli H., Psychodiag-nostik. Methodik und Ergebnisse eines wahrnehmungsdia-gnostischen Experiments (Deutenlassen von Zuiallsfor-inen), Lpz., 1921.                                               А. Сурков.
Смотрите также:
  • РОСС Рональд (Ronald Ross, 1857 — 1932), известный английский микробиолог и паразитолог, в 1881 г., по окончании курса, уехал в Индию, в 1899 г. во главе английской экспедиции—в Зап. Африку для ...
  • РОССОЛИМО Григорий Иванович (1860— 1928), известный русский невропатолог, профессор Московского ун-та. Семья Р. греческой национальности. Окончил Московский ун-т в 1884 г. Вся деятельность прошла почти исключительно в Москве и была отдана ...
  • РОССОЛИМО МЕТОДЫ. Э лементарный метод — экспериментально - психологическое исследование элементарных представлений у детей дошкольного возраста (конец «первого детства», приблизительно 4-летний возраст). Метод исходит из элементарных интелектуаль-ных процессов ...
  • РОССОЛИМО НЕВРИТ, рецидивирующая форма прогрессивного гипертрофического интер-стициального неврита детского возраста (описанная Россолимо в 1899 г.), forme recurrente de la polynevrite interstitielle hypertrophique progressive de l'enfance. Заболевание очень редкое.— Этиология и патогенез. ...
  • РОССОЛИМО ПРИБОРЫ. Динамометр индивидуальны й—прибор для исследования силы сжатия кисти; представляет модификацию пружинного динамометра, усовершенствованного в той части, к-рая предназначена для приложения силы (охвата кистью): рукоятка устроена в виде двух параллельных ...