ПИЩЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ПИЩЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО охватЫваст-совокупность норм и распоряжений, установленных центральной гос. властью и отдельными ведомствами, в рамках предоставленных им центральной властью прав и полномочий и направленных; К обеспечению доброкачественности и полноценности пищевкусовых продуктов. П ищ'ев ое законодатель ств о и надзор в России д о О к т я б р ь ско й- революции. В России довоенного, периода специального единого пищевого закона не было. В первом издании Свода законов 1832 г. (том XV, книга 1) имелись статьи, карающие фальсификацию пищевых продуктов. В дальнейшем при изменении Свода законов П: з. ограничивалось рамками кары только за фальсификацию. В этом, как и во всем сан. Законодательстве капиталистических стран, выявилась основная черта полицейско-санитарных функций государства, обилие в законодательстве ' запретительных норм при полном отсутствии норм положительного порядка. В результате при специфичности своей работы полицейский аппарат дореволюционной России не уделял.^внимания пищевому надзору, а если и выполнял эти функции, то со свойственными полицейской системе атрибутами (взяточничество, укрывательство виновных из среды имущих классов, влиятельных лиц и т. д.). Наряду с полицией надзор за доброкачественностью пищевых продуктов возлагался и на правительственных врачей и мог осуществляться также городскими и земскими врачами. Лабораторий для,исследования пищевых продуктов у, врач, управлений не было, и исследования возлагались в необходимых ' случаях на аптеки. Специального компетентного сан.-пищевого персонала совершенно не было. В различных городах этот надзор за пищевыми продуктами производился поэтому различными случайными органами", в одних городах—общесанитарными врачами, в других— ветеринарными, в третьих—членами городских управ, в иных—полицией или особо созданными сан. комиссиями, торговыми. депутатами, торговой полицией и т. д. Законом не были установлены также ни понятие, о доброкачественном пищевом продукте ни единая "система надзора за продуктами. Только в столицах— Петербурге и Москве—существовали особые сан. органы, которые в той или иной степени проявляли, свою деятельность; но отсутствие единого-П. з. крайне затрудняло проведение в жизнь указаний и' этих т. н. торгово-сани-тарных врачей. В Москве эти врачи долгое время (до 1913 Г;) носили название «базарных врачей». Сан. лаборатории, где производились такие исследования пищевых продуктов, существовали в Москве, Петербурге и в нек-рых других крупных городах России. Шсь персо- . нал их выражался в 1908 г. крайне малой цифрой—55 чел. Только перед войной был разработан проект закона «об обеспечении доброкачественности пищевых и вкусовых продуктов и напитков» (Комитетом по борьбе с фальсификацией и министерством внутренних дел) и внесен в Государственную думу, но опубликован он также не был. Пищевое законодательство за границей. Отдельные меры по охране доброкачественности пищевых продуктов можно отметить в нек-рых европейских государствах еще > я 19 в. Первым законодательным актом об охране пищевых продуктов является франц. закон 1851.г. о фальсификации пищевых продуктов. В 1905 г..этот закон изменен и значительно дополнено! издан в виде «Закона против обмана при продаже товаров' и против подделки пищевых продуктов» («L'oi sur la repression des frau-4es dans la vente des marchandises et des falsifications des denrees alimentaires et des produits ■agricoles»). В Германии в 1879 году принят был «Закон, об обращении съестных продуктов», действовавший до 1927 г., когда он заменен был утвержденным рейхстагом новым законом «об обращении съестных продуктов и предметов лервой необходимости» («Gesetz fiber den Ver-Itehr mit Lebensmitteln und Bedarfsgegenstan-•dgn-Liebensmittelgesetz»). В Англии первый закон об охране пищевых продуктов от фальсификации («Adulteration of Food Act») был утвержден парламентом в 1860 г'Г; в 1875 г. этот закон изменен и вошел в общесанитарный закон 1875 г.; с дополнениями, принятыми в 1899 г., •он действует и поныне. В законах французском, германском и английском в основном предусмотрены лишь меры ответственности за фальсификацию и подделку пищевых продуктов и за выпуск их в обращение под неподлежащими обозначениями, и оформляется право государства на осуществление санитарного контроля над продуктами. Согласно германскому закону этот контроль осуществляется полицией или специальными экспертами. Регламентации требований к отдельным продуктам в этом законе не содержится. Эти требования подробно регламентированы в австрийском пищевом кодексе <«Codex alimentarius austriacus»), первое издание к-рого относится к 1908 г., а второе к 1925 г., и в швейцарском своде стандартов съестных продуктов («Lebensmittelbuch»), утвержденном Союзным советом в 1917 г. Менее детально э'ти требования регламентированы в новом законе •САСШ в 1927 г. Обширное П. з. имеется в Бельгии (см.) и Голландии (см.). Пищевоезаконодательство в СССР {установки). В СССР основные установки П. з. направлены на реконструкцию базы продовольственного снабжения, на создание мощной пище- вой индустрии, на переключение питания в основном на рельсы общественного питания. В дореволюционной России при избытке рабочей силы производство пищевых продуктов в большей своей части носило характер промысла, в к-ром большая часть работы производилась вручную. СССР, наоборот, заинтересован . в максимальном повышении производительности труда, в . максимальной экономии рабочей энергии. 1930 и 1931 гг. были годами собирания распыленной пищевой промышленности, годами ее реконструкции. В Сталинграде и на Кубани закончены постройкой и вступили в строй новые мощнейшие, вооруженные усовершенствованными машинами консер~вные заводы; в Москве и в Днепропетровске построены крупнейшие мельничные комбинаты, где от вагона, в к-ром доставлено зерно, до вагона, принимающего муку,1 не прикасается к продуктам человеческая рука: все процессы механизированы. В 1932 г. вступают в строй 9 новых крупнейших маслоэкст-ракционных заводов—на Украине, Северном Кавказе, в Средней Азии и на Дальнем Востоке—и 8 новых маргариновых,заводов, превосходящих по своему техническому вооружению лучшие аналогичные предприятия Зап. Европы. Заканчиваются постройки Московского, Ленинградского, Семипалатинского и Орского мясокомбинатов. Объем продукции пищевкусовой промышленности вырастает в 1932 году до 17 млрд. руб. Соответствующие интересам социалистического строительства темпы реконструкции и дальнейшего развития пищевкусовой промышленности должны быть обеспечены наухежащими нормами П. з. Закон 1930 г. о сосредоточении всей пищевкусовой промышленности в ведении Наркомснаба СССР и нарком-снабов союзных республик, организация мощных отраслевых объединений пищевкусовой промышленности являются основными законодательными предпосылками, обусловленными интересами социалистического строительства, Стимулирующими развитие пищевой индустрии. В период социалистической реконструкции таким образом П. з. базируется на следующих предпосылках: 1) должны быть максимально обеспечены доброкачественность пищевых продуктов и сан. условия их производства, распределения и общественного потребления; 2) нормы законодательства должны стимулировать развитие пищевой промышленности и расширение базы продовольственного снабжения страны; 3) нормы должны строиться из расчета, что основным поставщиком пищевых продуктов является обобществленный сектор народного хозяйства; 4) в П. з. должно найти соответству- , ющее отражение общественное питание с учетом его тенденций к укрупнению.—Принципиальные установки, из к-рых исходит П. з. СССР, существенно отличаются поэтому от установок капиталистических стран, общими чертами пищевых законов к-рых являются: 1) установка на частного предпринимателя; 2) преимущественные задачи—лишь борьба с фальсификацией и обманом; 3) обилие мелочных ограничений и карательных санкций с диференциацией их по отдельным видам проступков, которые в итоге чувствительны для мелкого производителя и торговца и легко обходимы для крупных предпринимателей и фирм. Совершенно вне пол» зрения законодателя буржуазных стран остается т. о. общественное питание, к-рое там имеет больше характер ресторанного частновладельческого питания; не отражены также в загра- ничном законодательстве и принципы предупредительного сан. надзора и участие последнего в- проектировании и строительстве пищевых предприятий. — Помимо правительств (ЦИК, СНК) общесоюзных и республиканских, отдельные акты, регулирующие пищевое дело в СССР, издают: 1) Наркомснаб СССР и наркомснабы союзных республик—в части пищевой промышленности, снаожения пищевыми продуктами, ■ включая и общественное питание; 2) Нарком-зем СССР и наркомземы союзных республик—в части добычи и переработки продуктов сельского хозяйства и животноводства; 3) наркомздра-вы союзных республик—по линии сан. охраны; 4) НКПС и НКВод—в части перевозок пищевых продуктов; 5) Всесоюзный комитет по стандартизации при СТО и республиканские комитеты по стандартизации—в части стандартов пищевкусовых .продуктов, их упаковки и т. п. (см. ниже). Постановления, регулирующие добывание и обращение продуктов в местном масштабе, издаются местными исполкомами—до районных включительно—в рамках соответствующих законов и ведомственных распоряжений. Многие моменты регулируются междуведомственными постановлениями, как-то: 1) правила НКЗдрава, НКТорга, НКЗема, НКВД и НКЮ РСФСР о надзоре за молочными хозяйствами; 2) НКЗдр. и НКЗема овет.-сан. надзоре за мясными продуктами и т. п. Пищевое законодательство в СССР до 1929 г. После Октябрьской революции в СССР начались разработка и создание определенной системы сан. охраны пищевых продуктов. Перед новыми сан. органами стала тогда впервые новая и важная задача—охрана пищевых продуктов как гос. достояния, а кроме того задача, практически неизвестная раньше,—-установление норм питания. В первом периоде советской властр начинается и работа НКЗдр., организованного в-4шле 1918 г., по сан. обслуживанию пищевого дела. Эта работа, выходя за узкие рамки надзора, начинает принимать характер положительных мероприятий, имеющих-своим назначением не только контроль, но и сан. консультацию, экспертизу, непосредственное руководство со стороны сан. органов по осуществлению определенных оздоровительных мероприятий в этой области. В 1921 г. издаются за подписями наркомов здравоохранения, продовольствия, земледелия и председателя ВСНХ . (цирк. JM» 453 от 6/XI1921 г.) правила, регулирующие взаимоотношения НКЗдр. и других ведомств в области народного питания. В этих правилах предусмотрен ряд мероприятий со стороны НКЗдр. в областях текущего и предупредительного сан. надзора и участие органов" здравоохранения в разрешении всех других вопросов, касающихся питания. Положительные мероприятия со стороны санит. органов предусмотрены и в циркуляре НКЗдр. и правления «Нарпит» № 167 от 16/VІII 1924 г. «О связи санит. органов с.органами „Нарпит"» (Бюллет. НКЗдр., 1924 г., №1-6). В этом циркуляре предложено сан. органам принимать участие и кон* сультировать при 'строительстве и оборудовании столовых, наблюдать за правильной обработкой продуктов и за приготовлением пищи. Пищевое законодательство СССР в 1929—31 гг. Сосредоточение в ведении государства основной массы пищевой промышлен-. ности обеспечило возможность углубленной работы по улучшению качества пищевых продуктов, что нашло в дальнейшем отражение в П. з. в виде стандартизации последних (см. ниже). Расширение ^успехов социалистического строительства, переход из периода восстановительного в период реконструкции всего народного хозяйства на социалистических началах, осуществление коллективизации сельского хозяйства на 62% и ликвидация кулачества как класса на базе сплошной коллективизации, почти полная ликвидация частного сектора в торговле и производстве пищевых продуктов открыли за последние годы еще новые возможности для развития П. з. в СССР. Это нашло свое отражение в ряде новых правительственных и ведомственных актов за 1929—32 гг. Постановление СНК РСФСР от 11/XI 1929 г. «О мерах к усилению сан. надзора и контроля за пищевой промышленностью» и позднейшее постановление СНК от 20/V 1930 г. «О санитарном'минимуме» дали ' толчок к углублению и интенсификации работы сан. органов в области питания и к проведению ими систематических положительных сан! мероприятий. Директива ЦК ВКП(б)от 19/ VІI11931r. «О мерах улучшения общественного питания» (опубликовано в журн. «На фронте здравоохранения», 1932, № 1-2) и изданные в связи с ней постановления СНК СССР №762 от 3/IX1931 г., приказ Наркомснаба СССР № 697 от 5/1Х 1931 г. и инструкция НКЗдр. РСФСР № 157 от 25/IX 1931 г. знаменуют собой начало решительной борьбы за улучшение общественного питания. "Постановлением ЦК ВКП(б) от 1-9/VІII 1931 г. предложено а) перейти от фабрик-кухонь с термосной системой к фабрикам-заготовочным с сетью столовых при фабриках и заводах; б) построить не менее 250—300 фабрик-заготовочных со снабжаемой ими сетью в 3—4 тыс. столовых; в) обязать заводоуправления выделить помещения для подогрева и раздачи пищи и снабдить их оборудованием; г) установить специальное наблюдение со стороны органов НКЗдр. за санит. состоянием предприятий общественного питания; д) организовать при Рабоче-крестьянской инспекции специальную инспекцию с участием пролетарской общественности для контроля над общественным питанием; е) выделить из системы потребительской кооперации общественное, питание в Москве, Ленинграде, Харькове, Донбассе, Шахтинском районе и Уральской области, передав его в ведение специального объединения «Союзнарпит», находящегося в ведении Наркомснаба СССР. Поворот в области сан. обслуживания пищевого дела, начатый с первых шагов советской власти в форме внедрения в этом обслуживании положительных мероприятий санит. органов и нашедший свое отражение в П. з., уже в 1921 г.. углублялся С каждым годом; в 1931 году этому повороту дан вышеуказанным законодательством новый толчок. Постановлением СНК РСФСР от 10/VІII 1931 г. (Собр. узаконений, 1931, № 57, ст. 422) предложено организовать гос. и общественную инспектуру по сан. надзору, в сферу работы к-рых входит и сан. обслуживание питания. Декретированное этим постановлением вовлечение широкого рабочего актива в виде общественных инспекторов в дело борьбы за качество питания, является важнейшим фактором на пути к решающим успехам в этой борьбе и совершенно реформирует систему сан. надзора, выводя ее из ведомственных рагч мок на рельсы массового участия в нем передовых пролетариев. П. з. в СССР развивается и расширяет размах своего влияния в уровень с развитием социалистических форм хозяйства, с внедрением в СССР новыхформ экономических. отношений; законодательные нормы по пищевому делу вытекают из последних, являясь их производным, и сами в свою очередь оказывают на них воздействие, стимулируя их развитие в сторону углубления успехов социалистич. сектора добычи и производства пищевых продуктов и снабжения ими общественного питания. Органы пищевого надзора. Надзор за выполнением предписаний П. з. и за доброкачественностью пищевых1 продуктов в СССР осуществляют санит. органы НКЗдр. союзных республик, Гос. инспекция по качеству Нар-комснаба и вет.-сан. органы НаркомЗема. Законодательной основой деятельности сан. органов в области пищевого надзора по РСФСР является постановление СНК РСФСР от 8/Х 1927 года «О санитарных органах республики» < (Собрание узаконений, 1927, № 104, ст. 695). Согласно ст. 3 этого положения на санит. органы «возложена сан. охрана 'пищевых продуктов, напитков и общественного питания». Согласно ст. 5—10 сан. врачам предоставлено право входа во все государственные, общественные и частные помещения, учреждения, предприятия и сооружения в целях проведения в них осмотра и обследования, производства выемки пищевых -продуктов и др. материалов для сан. анализа, предъявления требований об устранении сан. нарушений и недочетов, привлечения к ответственности, изъятия из пользования, потребления и продажи продуктов и напитков, вредных для здоровья, и уничтожения таковых. Пункт «г» ст. 18 постановления устанавливает; что текущему и предварительному сан. надзору под-. лежат тлеста изготовления, хранения, потребления и продажи съестных продуктов и напитков. Надзору транспортных сан. врачей подлежат также и1 пищевые грузы (ст. 4). Постановлением СНК СССР от'9/ГХ 1931 г. предоставлено инспекторам по, сан- надзору право непосредственного наложения штрафов в административном порядке'в сумме до 100 рублей. 'В УССР действует постановление СНК от 12/11 1925 г. «О санитарном надзоре за изготовлением, хранением и продажей пищевых продуктов, вкусовых веществ и напитков». В БССР действует по-, ложение о сан. органах■республики от 16/Х 1926 г.; в Азербайджане—то же от 12/VІ1925 г., в Туркменистане—то же от 5/VІII1926 г. и т. д. Законы всех союзных республик в основном совпадают с вышеуказанным постановлением Совнаркома РСФСР от 8/Х 1927 г. Существующие ныне в РСФСР нормы сан.-нищевого надзора установлены постановлением СНК от 6/VІ 1931 г. (Собр. узаконений, 1631, № 29, ст. 262): 1 сан. врач и 1 помощник на 50 000 населения. В городах и фабрично-заводских поселках при наличии в них 10 000 промышленных рабочих ведущих производств устанавливается также должность 1 санитарно-пищевого врача.и 1 помощника, если даже общая численность населения в них не достигает 50 000. Сверх того установлены специальные должности сапитарно-пищевых врачей для обслуживания нижеперечисленных предприятий: а) фабрика-кухня; б) маргариновый завод; в) крупная бойня, имеющая при себе сеть подсобных предприятий для утилизации и переработки отходов и отбросов; г) консервные заводы-— по особым спискам, устанавливаемым ежегодно местными органами здравоохранения и Наркомснаба. Гос. инспекция по качеству Наркомснаба ведает 1) наблюдением за соот- ветствием пищевых продуктов общесоюзным стандартам, а при отсутствии последних временным республиканским или ведомственным стандартам или специальным кондициям, установленным Наркомснабом; 2) сортировкой продуктов и их сертификацией; 3) надзором за соблюдением надлежащих условий хранения и упаковки пищевых продуктов. Органы ветеринарного надзора-осуществляют в соответствии со ст. 55а—74 Ветеринарного устава (М., 1924) надзор за передвижением животных и сырых животных продуктов, а также за бойнями и местами хранения мясных и прочих сырых животных продуктов. Из постановлений НКЗдр. РСФСР в области осуществления сан .-пищевого надзора следует отметить: 1. Циркуляр от 4/VІ1923 г. № 126 «О санитарном надзоре за пищевыми продуктами» (Бюлл; НКЗдр., 1923, № 11),'к-рый содержит следующие директивы: а) в целях осуществления' планомерного сан. надзора за пищевыми продуктами на местах издаются обязательные постановления, руководствуясь распоряжениями НКЗдр. и сообразуясь с местными условиями. Означенные обязательные постановления должны быть согласованы с заинтересованными органами (адмотделы, снаботделы, земуправле-ния и др.); б) при оценке доброкачественности продуктов; относительно к-рых нет утвержденных центральной властью норм, здравотделы руководствуются общегигиеническими нормами; в) все предприятия пищевой промышленности и торговли до их открытия подвергаются сан. осмотру, а вырабатываемые ими продукты—исследованию в лаборатории здравотдела. В случае, если местные здравотделы затрудняются дать заключение о продукте, об этом запрашивается НКЗдрав, заключение которого является окончательным. 2. Циркуляр «Обусилении санитарно-пищевого надзора» № 106/31 от 21/11930 г. («На фронте здравоохр.», офиц. отд., 1930, л№ 5), в к-ром предложено местным здравотделам развить более активную деятельность в этом направлении, в особенности по линии , общественного питания. 3. Инструкция по сан.-эпидемиол. обследованию острых пищевых отравлений № 196/30 от 29/VІI1930 г. («На фронте здравоохр.», офиц. отд., 1930, № 27). Карты отравлений должны быть пересланы по их заполнении в научный ин-т питания. 4. В «Инструкции сан. органам по пищевой санитарии» № Б-182/31 от 25/V 1929 г. («Вопросы здравоохранения, офиц. отд., 1929, № 21) детально очерчены функции последних как в области предупредит., так и текущего' сан. надзора. Особо выделены (§ 14) задачи, лежащие на сан .-пищевых врачах в области общественного питания, и обязанности здравотдела в части обеспечения санитарно-пищевого врача (§ 22) а) помещением для занятий и телефоном; б) инструментарием; в) необходимой литературой; г) транспортными средствами; д) возможностью пользоваться ближайшей сан.-бактериологической лабораторией; е) помощником, канцелярскими средствами, печатью, бланками, формами и т. п.; ж) возможностью пересылки материалов, документов и пр. В развитие и дополнение инструкции НКЗдр'. обл-крайздравотделы издают местные правила и инструкции, регулирующие более конкретно и подробно в зависимости от местных условий деятельность санит.-пищевых врачей (§ 29 инструкции). Пищевое законодательство по отдельным объектам. Мясо и мяс- —■ / н ы е продукты. Боенское дело урегулировано изданными в междуведомственном порядке «Правилами открытия,.устройства, оборудования, эксплоатации и осуществления вет.-сан. надзора на бойнях и убойных пунктах» [циркуляр НКЗдрава, НКЗема, НКВД и НКТорга за № 93/мв от 8/IV 1Q27 г. (Бюллетень НКЗдр., 1927, Ms 9)]. В основном боенский надзор находится в ведении вет. органов. Ст. 4 «Правил» предусматривает участие и сан. надзора. Кроме того положение НКЗдрава, НКЗема, НКВД, НКТорга и НКЮ «О вётеринарно-санитарной части боен» за М° 226/же от 13/IX 1927 г. (Бюлл. НКЗдр., 1927, М» 18) указывает на обязательность согласования мероприятий по боенскому надзору с сан. органами здравотделов. «Правила осмотра убойных животных и браковки мясных продуктов» (Цирк. НКЗдрава за № 34 от 5/Ш 1925 г.; Бюлл. НКЗдрава, 1925, Х° 3) дают основные указания вет. и сан. надзору при проведении ими осмотров мяса. Они предусматривают 1) осмотр убойных животных; 2) исследование туш и органов убойных животных; 3) браковку мясных продуктов; 4) порядок отнесения мясных продуктов к категории «условно годные»; 5) обезвреживание условно годных продуктов убоя; 6) деление мяса по категориям; 7) клеймение туш; 8) вопрос о кожах убитых животных. «Инструкция по борьбе с ящуром» <Бюлл. НКЗдр., 1926,М° 16) предписывает убой на мясо животного из неблагополучного по ящуру района или пункта допускать с разрешения и под контролем вет. врача. Указания об усилении сан. надзора за местами заготовки, хранения и продажи мяса содержатся и в циркуляре НКЗдрава РСФСР М» Б-259/31 от 6/VІII 1929 г. («Вопросы здравоохранения», офиц, отд., 1929, -Ms 31), в котооом предложено 1) войти с ходатайством в местные исполкомы об издании специальных постановлений о наложении штрафов за невыполнение сан. правил на бойнях, Мясных складах ив розничных мясных лавках и палатках;, 2) приступить к плановому сан. обследованию боен и мест хранения и продажи мяса, связавшись с вет. надзором и органами Наркомторга (ныне Наркомснаба);' в дальнейшем вести систематическое и постоянное сан. наблюдение за бойнями и местами хранения и продажи мяса; 3) обратить внимание на условия- гужевой перевозки мяса.—Правила перевозки мясных грузов по железным дорогам утверждены НКПС в 1927 г. и помещены в приложении Мг 23 к ст. 95 Устава жел. дорог (глава X, М., 1930). Нормы для колбасных изделий предусмотрены циркуляром НКЗдрава РСФСР за Ml Б-60/31 от 27/XII 1928 года («Вопросы здравоохранения», официатъныЧ отдел, 1929, № 1) (см. также 'Мясо—ветеринарно-санитар-ный надзор). Рыба и рыбные пр ом ы с л ы. Об устройстве и содержании рыбных промыслов в РСФСР издано междуведомственное постановление НКТруда и НКЗдр., согласованное с ВЦСПС, за М» Б-284/.ш от 5/IX-1929 г. («Bqnpo-сы здравоохранения», офиц. отд., 1929, М» 34). В нем содержатся детальные нормы по устройству рабочих и вспомогательных помещений, по водоснабжению,- канализации, удалению нечистот и правила безопасности. В циркуляре НКЗдр. М»Б-224/31 отЗ/VІI 1929 г. («Вопросы ■здравоохранения», офиц. отд., 1929, № 26) предложено при производстве сан. осмотров рыбных "товаров и при определении их качества руководствоваться нижеследующим: 1) установить испытаний хлеба (ОСТ № 519). 2) В постановлении НКТорга СССР и НКЗдрава РСФСР за № Б^237/жв от 18/VІI1929 г. («Вопросы здравоохранения», офиц. отд., 1929, № 28) «О качественных признаках печеного хлеба, подлежащего выбраковке». 3) В постановлении НКТорга РСФСР от 27/XII 1929 г. «О мероприятиях по улучшению качества печеного хлеба» (Законодательство по хлебному делу, 1930, № 2) содержится подробный перечень мероприятий для улучшения качества хлеба как по линии хлебо-выпекающих организаций, так и по линии мукомольной промышленности и хлеботоргующей сети. Необходимость особого внимания к качеству печеного хлеба отмечена в постановлении СНК РСФСР «О мероприятиях по улучшению качества печеного хлеба» от 4/V 1930 года («Вопросы здравоохранения», официальный отдел, 1930, № 20). В отношении муки, идущей на хлебопечение, б. Наркомторг СССР издал циркуляр за № 265 от 4/XI 1930 г. (Законодательство по хлебному делу, 1930, № 67), согласно которому 1) воспрещается выпечка хлеба из незрелой муки; 2) воспрещается применять для хлебопечения муку t° ниже 12°; 3) устанавливаются оптимальные сроки выдержки муки: а) пшеничной односортной—10—15 дней; б) то же отсейной— 7 дней; в) ржаной—7 дней. Контроль за соблюдением этого ципкуляоа возлагается на Государственную инспекцию по качеству. Специальными правилами НКЗдрава, НКЗема и Нар-комторга за № 182/ли от 19/VІI 1927 г. (Бюллетень НКЗдр., 1927, № 15) регулируются мероприятия по борьбе со спорыньей. Мероприятия по борьбе с заражением муки картофельной палочкой предусмотрены в циркуляре НКЗдр. РСФСР № 239 от 21/XII 1925 г. (Бюллетень НКЗдр., 1925, № 24). Маргарин. Производство и сбыт маргарина регулируются в РСФСР сан. правилами-, изданными НКЗдр., НКТоргом и ВСНХ РСФСР за № Б-204/.мв от 15/VІ1929 г. («Вопросы здравоохранения», офиц. отд., 1929, № 23—24)., Согласно этим правилам гос. и кооперат. учреждения, желающие открыть завод для производства маргарина, обязаны заявить о том местному здравотделу на предмет регистрации и сан. осмотра его помещений. Производство маргарина частными лицами не допускается (§ 1). Производство маргарина разрешается в промышленных заведениях, устроенных исключительно для этой цели. Открытие отделений для производства маргарина при маслодельных и других заводах не разрешается (§ 7). Далее, в правилах приведен перечень помещении завода и требования, к-рым он должен удовлетворять. Вторая часть правил содержит нормы, касающиеся'тор,-говли маргарином. Последняя частным лицам воспрещается, а гос. и кооперативные учреждения обязаны получить на право торговли маргарином санкцию местного здравотдела. В обдце-продуктовых магазинах разрешается хранение и торговля маргарином при условии выделения для этой цели обособленной части помещения и хранения маргарина отдельно от других продуктов. Хранение маргарина в местах розничной торговли должно производиться при температуре не свыше 5°. Маргарин должен отпускаться из мест его продажи или хранения лишь в неповрежденной оригинальной упаковке. В третьем разделе правил содержатся определение и классификация маргарина и требования, которым должны удовлетворять материалы, служащие для приготовления маргарина (см. также Маргарин). Консервы. Санитарные, правила, регулирующие производство консервов, ни в РСФСР ни в других союзных республиках не изданы. (О содержании свинца в таре консервов—см. Полуда.) Помимо того изданы ОСТ ы, касающиеся тары для консервов: № 514—жестянки^ для консервов круглые, цилиндрические, и № 547-—кольца резиновые для консервных жестянок. Напитки.. Довольно полно регламентировано производство вица (см.). О производстве водочных изделий, виноградной водки и коньяка—см. Водки. К водочным изделиям разрешается прибавление веществ, список которых установлен НКЗдравом в циркуляре № 231 от 8/VІII1927r.(«Bonpocbi здравоохранения», 1928, №16 и 1930, №8). Согласно циркуляру НКЗдр. РСФСР №86 от 11/IV 1925 г. воспрещена продажа вин под названием «лечебных» (Бюллетень НКЗдрава, 1925, № 7-8).—Из других напитков регламентированы выпуск и продажа искусственных минеральных леч. вод циркуляром НКЗдр. РСФСР №29 от 25/11 1931 г. («На фронте здравоохранения», официальный отдел, 1931, №9). Производство и розлив этих вод может осуществляться только с разрешения НКЗдрава. Производство и продажа фруктовых вод регламентируются обязательным постановлением НКЗдрава, ВСНХ и НКВД РСФСР «Об открытии, устройстве и содержании заведений для изготовления искусственных минеральных и фруктовых вод, а также торговле ими» за № 143/же от 3/IV 1930 года («На фронте здравоохранения», официальный отдел, 1930, № 13). Краски для подкрашивания пищ'е-вых и вкусовых продуктов. В циркуляре НКЗд'р. №32 от 4/П 1925 г. (Бюллетень НКЗдр.-, 1925, № 3) содержится-список растительных красок, допущенных для окрашивания пищевых продуктов; воспрещено употребление для указанной цели минеральных и каменноугольных красок.—К онсерван т,гы. Вопрос о допустимых нормах примесей антисептических консервирующих средств к пищевым продуктам урегулирован по РСФСР постановлением НКЗдр. и НКСнаба № 94/же от 22/Х 1931 г. («На фронте здравоохранения», офиц. отд., 1931, № 20—21). Согласно этому постановлению разрешены к добавлению а) бензойнокис-лый натрий в яблочное пюре и плодо-ягодные полуфабрикаты в дозе 1,0 на 1 кг (0,1%) и в мармелад, пастилу и крахмально-паточные продукты в соответствии - с ОСТ'ами №№ 552—3, 201-^3; б) салициловая к-та^в фруктовое пюр*> в дозе 0,2 на 1 кг (0,02%); в) сернистый ангидрид—в плодо-ягодные полуфабрикаты, десуль-фитирусмые в процессе переработки в дозе-0,15—-0,3%; в томат-пюре при условии его последующего уваривания до 50% объема в дозе 0,15%; в сухие фрукты для приготовления полуфабрикатов—0,15%; В готовых кондитерских продуктах и в сухих фруктах, предназначенных для непосредственного потребления, допускается не свыше 0,003% свободной сернистой кислоты (0,01 % общей); в вине и сусле допускается 0,002% свободной сернистой кислоты (0.02% общей). Посуда для приготовления, хранения и приема пищи. Законодательством урегулированы: а) нормы предельного содержания свинца в полуде и припое (см. Полуда и Лужение). Эмаль и глазурь посуды, применяемой для хранения или варки пищи, при кипячении в ней в течение 3.0 мин. 4%-ной уксусной к-ты не должны отдавать в эту жидкость свинца, б) Сан.-гиг. требования к посуде, применяемой в предприятиях общественного питания, содержатся в положении для последних от 25/IX 1931 г. (см. ниже). В этих требованиях указано, из каких материалов разрешается к применению посуда для тех или иных целей. Сан.-гиг. требования к пищевым предприятиям устанавливаются нарком-здравами союзных республик непосредственно или по согласованию с заинтересованными ведомствами, если касаются моментов, регулируемых последними. По РСФСР в. наст, время действует «Положение для предприятий общественного питания» от 6/Х 1931 г., опубликованное за № 164 в журнале «На фронте здра-ворхранения», офиц. отд., № 40-41, 1931. Согласно этому положению: а) выбор земельного участка и проекты вновь строящихся предприятий должны быть предварительно согласованы с санитарными органами; б) оборудование и инвентарь должны быть в полной исправности и содержаться опрятно; в) стены и потолки должны быть оштукатурены; нижняя часть стен (1,5 м) должна быть окрашена масляной краской; г) полы должны быть устроены из непроницаемого материала, легко поддающегося очистке и мыты^. В положении подробно нормированы устройство, оборудование и содержание кухонь,-заготовочных, кладовых, моечной, борьба, с грызунами и насекомыми, способы мытья и чистки посуды и правила полуды. В основном требования сводятся к установлению максимума гарантий соблюдения в столовых гиг. норм, обеспечивающих здоровые условия питания в них. В виде приложения даны таблица допускаемых к применению посуды и утвари, правила хранения продуктов в предприятиях общественного питания и инструкция по борьбе с грызунами и насекомыми. Примерный санитарный минимум для предприятий общественного питания опубликован НКЗдр. РСФСР по согласованию с Все-копитом и Союзнарпитом («На фронте здравоохранения», офиц. отд., 1931, № 38-39). Примерный сан. минимум для хлебопекарен и хлебозаводов опубликован там же, в № 35-36 за 1930 г. Сан.-гиг. требования для хлебозаводов и хлебопекарен также предусмотрены в обязательном постановлении НКТруда СССР № 56 от 24/11 1930 г. «Об устройстве хлебопекарен и хлебозаводов» (Известия НКТруда СССР, 1930, № 11). Сан.-гиг. требования для других видов пищевых предприятий изданы: а) ЙКЗдравом, НКЗемом, НКВД и НКТоргом в части боен и убойных пунктов (№ 93/мв от 8/IV 1927 г.); б) НКЗдр. в отношении колбасных заведений (№132/31 ОТ 15/V 1928 г.); в) НКЗдр., НКВД, НКЮ, НКЗемом и НКТоргом в отношении молочных заведений (№ 76/жв от 19/III192J7 г.); г) НКЗдр. и ВС ИХ в отношении предприятий, изготовляющих искусственные минеральные и фруктовые воды (№ 143/жв от 3/1V 1930 г.) («На фронте здравоохранения», офиц. отдел, 1930, №13); д) НКЗдр. и Центросоюзом—для закрытых распределителей, снабжающих пищевыми продуктами (№ 106 от 7/VІ 1931 г.). Во всех этих официальных постановлениях содержатся следующие общие нормы: 1) обязательность предварительного разрешения санит. надзора;: 2) выполнение ряда условий, касающихся выбора участка, распланировки помещений, их оборудования и содержания; 3) порядок осуществления текущего надзора. В циркуляре-НКЗдрава РСФСР № 75 от 21/IV 1931 года («На фронте здравоохранения», офиц. отд.,1931,. № 16) предложено привлекать к осуществлению текущего сан. надзора за пищевыми предприятиями рабочую общественность (секции совета, комиссии — столовые, кооперативные-и т. п.). В развитие и дополнение центральных ведомственных постановлений санитарно-гигиенические требования к пищевым предприятиям' устанавливаются обязательными постановлениями местных органов власти (до райисполкома включительно). Стандартизация пищевых продуктов и напитков. -Важной областью-П. з. является стандартизация. Проекты общесоюзных стандартов (см. ОСТ) на пищевые про-' дукты разрабатываются в соответствующих хо-сяйственных объединениях (Союзмясо, Союзмо-локо и т. п.) и через Бюро стандартизации Нар-комснаба СССР вносятся на утверждение в Комитет по стандартизации при Госплане СССР.' До 1/11932 г. издано около 500 ОСТ'ов на пищевые продукты. До издания ОСТ'а на отдельные продукты могут устанавливаться временные республиканские и ведомственные стандарты. Имеются ОСТ'ы на печеный хлеб разных сортов, большинство зерновых продуктов, на основные сорта рыбных продуктов, на масло коровье, молоко; из мясных—только на бэкон, свинину, битую птицу; на соль, кондитерские изделия, консервы разных сортов, почти на все виды применяемых .в пищу овощей, плодов, ягод, фруктов и т. п. Попытки международного пищевого законодательства. На XIV Международном гиг. съезде в Берлине в 1907 г. сделана первая попытка международных мер по охране пищевых продуктов, а именно—было постановлено, что для обеспечения доброкачественности пищевых продуктов, являющихся одним из важнейших объектов мировой торговли, необходимо заключить международные соглашения по вопросам о нормах их состава, применения единых методов исследования и единых мер борьбы с фальсификацией. В соответствии с этим постановлением Международное об-во Красного креста созвало в 1908 году в Женеве международный конгресс для разрешения вышеуказанных вопросов. В основу программы первого конгресса положено было определение понятий о «нормальных продуктах». Конгресс дал некоторый толчок для развития в отдельных странах работы по П. з. Со времени империалистской войны 1914 года с Прекращением созыва международных гиг; съездов вопрос о подготовке международной конвенции по пищевому законодательству больше не'поднимался. Лит.; Бычков И., Пищевое законодательство-СССР и РСФСР по санитарии и качеству продукции, М., 19 32;'Общесоюзные стандарты (ОСТ), отдел 9, М.; Проект пищевого' кодекса, Пищевая промышленность, Москва, 1926; Ч'ерняк С. и Каранович Г., Сборник действующего законодательства по здравоохранению, гл. 3—Пищевая санитария, Москва—Ленинград, 1930. '                                     * Э. Бархан, И. Бычков.
Смотрите также:
  • ПИЩЕВЫЕ ИНФЕКЦИИ, ОТРАВЛЕНИЯ, заболевания, при к-рых как правило пища является главным способом передачи инфекции или отравляющего начала человеку или по крайней мере придает заболеванию особый харак- тер, связанный с передачей болезненного ...
  • ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ, или пищевые средства, представляют многочисленные объекты, которые человек употребляет в пищу. Они в подавляющем большинстве случаев слагаются из нескольких так. наз. пищевых веществ; к последним относятся белки, жиры, углеводы, ...
  • ПИЭЛИТ, см. Пиелит.
  • ПИЭЛОГРАФИЯ, см. Пиелография.
  • ПЛАВАНИЕ, см. Водный спорт.