ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ                                                                   118 антитезу гуморальному учению. Учение Вир-хова (1856) о том, что в основе всех болезненных процессов лежит изменение клеток, из к-рых построены все органы и ткани, и что как раз эти клеточные изменения являются первичными, чрезвычайно быстро вытеснило гуморальные теории и получило всеобщее признание. Этому особенно способствовало то обстоятельство, что Вирхов обосновал свое учение детальным изучением пат. изменений клеток и блестящим разъяснением сущности целого ряда пат. процессов (напр. лейкемии, хлороза, эмболии, тромбоза, воспаления, туберкулеза, сифилиса, опухолей и мн. др^г.). Значение Вирхова в развитии П. а. громадно. Он не только разработал целый ряд отделов ее, но и дал метод, имеющий первенствующее значение до настоящего времени. Благодаря этому последующие годы были временем пышного расцвета П. а., причем целлюлярная патология оставалась непоколебленной в течение более чем 50 лет. Как раз к этому периоду относится блестящая разработка пат. анатомии воспаления (классические исследования Конгейма и школы Маршана); туберкулеза (работы Риндфлейша, Ьаумгартена, Орта, Бирх-Гиршфельда), опухолей (Борет, Риб-•берт, Ганземан) и пр. Однако уже с начала 20 в. начинается процесс синтеза гуморального и целлюлярного направлений, что и дает картину современной патологии, к-рую можно охарактеризовать как «целлюлярно-гуморальную». Представления о сущности болезненных процессов должны были несколько отойти от вирховского, чисто клеточного понимания на основании большого количества фактов, установивших, что ряд как нормальных жизненных проявлений, так и пат. нарушений их первично протекает не в клетках, а в межклеточных субг станциях и в соках организма; эти внеклеточные процессы могут лежать в основе целого ряда изменений. Такому пониманию сущности пат. процессов много способствовало развитие учения об иммунитете, развитие физ. и коллоидной химии, громадные шаги, к-рые сделала эндокринология, и наконец эволюция учения о мезенхиме и межуточных субстанциях, заменившая прежние предположения о мертвом, пассивном состоянии межклеточных веществ взглядом, что все межклеточные субстанции являются живыми, деятельными образованиями, принимающими видное участие в обмене веществ; точно так же и противопоставление клетки и внеклеточного оказалось несостоятельным и было вытеснено понятием биол. единства клеток и межклеточных образований. Наконец в настояшее время является вполне ясным, что взгляд на организм как на агрегат клеточных элементов и вирховское воззрение на болезнь, как следствие изменений определенных групп этих элементов, представляет собой механистические, а следовательно неправильные концепции. Всем вышеуказанным определяется направление П. а. наст, времени. Современная П. а. естественно не должна сохранять в основе то целлюлярное направление, к-рое было ей дано Вирховым; оставаясь морфологической диспиплиной при описании и регистрации изменений, лежащих в основе болезненных процессов, П. а. должна в суждениях о сущности этих изменений постоянно выходить за пределы клеточных пред- ставлений, принимая во внимание также и всю среду, в к-рой клетки находятся; словом П. а. наст, времени в своих толкованиях болезненных процессов видит анат. субстрат последних не в изменениях групп клеток, а в изменении всей ткани и всей данной системы в целом; кроме того П. а. постоянно стремится при оценке значения анат. изменений принимать в соображение состояние всего организма как единства, закономерностям к-рого подчиняются процессы, протекающие как в целом, так и в отдельных тканях и клетках. Еще можно отметить, что современная П. а. уже перестала быть чисто описательной дисциплиной; накопление фактического материала, относящегося к самым разнообразным стадиям болезненных процессов, а также применение в П. а. экспериментального метода сделали то, что современная П. а. включает в себя уже не столько изучение картин пат.-анат. изменений как таковых, сколько выяснение всей динамики пат. процессов в смысле самого начала их возникновения «'гистогенеза), дальнейшего развития, течения, исхода, влияния на другие органы и ткани, а также на весь организм. Наконец П. а. нашего времени имеет еще в значительной степени клинико-анат. характер; патологоанатомы, работая рука об руку с врачами-клиницистами, к чему призывал еще Вирхов, стремятся оценивать обнаруживаемые ими изменения также с точки зрения их клин., прижизненных проявлений, подводя, когда это возможно, анат. базу под различные выражения б-ни и объясняя с точки зрения пат.-анат. находок симптомы б-ни. К вышеуказанному надо прибавить, что в наст, время П. а. ставит перед собой еще новую задачу: выяснять особенность течения и проявления б-ней у лиц, принадлежащих к той или иной профессии, а также лиц, живущих в тех или иных социальных и бытовых условиях. Эта задача, имеющая в основе разработку П. а. социальных коллективов, еще более сближает П. а. с клиникой и тесно связывает ее с профилактическими дисциплинами. Такого рода установки послевирховской П. а. с переносом центра тяжести в оценке морфол. изменений с клетки на ткань в целом и на организм и с б-ни на б-ного с учетом условий внешней среды имели громадное значение в дальнейшем прогрессе не только самой П. а., но и нек-рыхиз соприкасающихся с ней дисциплин. Можно отметить, что дальнейшая разработка П. а. воспаления в смысле зависимости картины воспалительного процесса от состояния организма (исследование Ресле, Герлахаи др.), детальное выяснение П. а. большинства инфекционных б-ней, расшифровка П. a. tbc, сифилиса, б-ней почек и мн. др. связаны с этим направлением П. а. Мало этого: данные П. а. оказали громадную помощь в разработке некоторых отделов эмбриологии, гистологии и физиологии. Напр. наблюдения, касающиеся нек-рых врожденных пороков развития сердца, мочевого пузыря, позвоночника, помогли установить ход нормального эмбрионального развития этих органов; исследования очаговых поражений центральной нервной системы способствовали выяснению нормальной функции пораженных отделов и пр. Работами патологоанатомов разработана гистология ат-риовентрикулярной системы сердца, учение о рет.-энд. системе, физиология селезенки; наконец пат.-анат. исследования желез внутрен- ней секреции имели громадное значение в выяснении гистологии и физиологии этих желез. Структура предмета П. а. Выше уже указывалось, что П. а. включает в себя изучение как макроскопических, доступных невооруженному глазу изменений, так и гистологических, определяемых при помощи микроскопа. То, что относится к микроскоп, изменениям, в прежнее время было принято выделять в качестве «патологической гистологии»; нужно однако отметить, что последняя вовсе не составляет отдельной дисциплины,как это напр. имеет место с нормальной гистологией, к-рая как в смысле изложения ее в учебниках и руководствах, так и при преподавании, идет в значительной степени как самостоятельная дисциплина, отдельно от анатомии. В современной П. а. ее гист. часть не отделяется вовсе от макроскоп. П. а.; изучение и описание микроскоп. изменений всегда теснейшим образом переплетаются с макроскопией; другими словами, П. а. как наука включает в себя изучение макро- и микроскопических пат. изменений нераздельно друг от друга. На основании этого употребление названия «патологическая гистология» в смысле особой части или отдела П. а. или появление специальных учебников по «патологической гистологии» с точки зрения структуры современной П. а. надо считать анахронизмом. Издавна П. а. разделяется на две части: I— о б щ у ю и II—ч астнуюП. а. Общая II. а. касается обших пат. процессов, как-то: расстройств кровообращения, нарушений питания и обмена веществ в тканях (атрофия, некроз, перерождения, отложения), проявлений пат. роста (гипертрофия, регенерация. опухоли), воспалений, уродств. Частная П. а. занимается рассмотрением пат. процессов по органам и системам—именно, как они выражаются напр. в крови и органах кроветворения, в органах кровообращения, дыхания, пищеварения и т. д. Такое разделение сохраняет и современная П. а. Однако в последнее время возникло сомнение в целесообразности изложения частной П. а. по органам, к-рое является слишком абстрактным и далеким от тех выражений, которые свойственны пат. процессам в действительной жизни, т. е. при наблюдении их у б-ных. На самом деле б-ни редко представляют собой заболевания отдельных органов, чаще это—нарушение нормального состояния всего организма, а отсюда и необходимость изучения и изложения П. а. не органов, а всего организма при б-нях. Эта дискуссия о структуре П. а. решается в наст. время следующим образом: общая П. а. должна сохранить свое прежнее значение; частная П. а. органов играет несомненно важную роль для справок о том, как выражается тот или иной процесс в том или ином органе или какие пат. процессы свойственны тому или иному органу; упразднение частной П. а. органов было бы ошибкой, т. к. при этом была бы устранена возможность выяснять многое, что касается местных пат. изменений органов и что часто не входит в понятие б-ней как определенных нозологических единиц; поэтому эта часть П. а. должна сохраниться. Однако наряду с этим необходима третья часть П. а., именно специальная П. а. болезней; особенно это важно для целей преподавания, чтобы после ознакомления учащегося с общими пат. процессами ввести его в соприкосновение с П. а. того реального материала, с к-рым он будет иметь дело. Это и проводится в жизнь-у нас в СССР, где в медвузах преподавание-П. а. реконструировано соответственным образом (см. ниже) и где готовятся соответствующие учебники. Такая же замена при преподавании частной П. а. органов специальной П. а. б-ней введена кое-где в Германии (в Берлине, Лейпциге). Школы. П." а. после Вирхова наибольшего расцвета достигла в Германии, где в-начале второй половины 19 в. стали быстро-организовываться пат.-анат. ин-ты при мед. факультетах и при б-цах, многие из которых в ближайшие же годы стали привлекать. большое количество работников, приезжавших для повышения квалификации из самых различных стран. Эти же пат.-анат. учреждения Германии явились местами, из к-рых вышли наиболее выдающиеся исследования по П. а. Самыми известными школами П. а. в Германии являются (научное значение и особенности отдельных пат.-анат. школ—см. в биографиях перечисляемых ученых): 1) основанная в Берлине Вирховым, возглавлявшаяся после Вирхова Ортом, Любаршем, а в наст, время Ресле; 2) организованная в Лейпциге Мар-шаном и руководимая в наст, время Гюком; 3) основанная в Фрейбурге (Баден) Цигле-ром и с успехом развившаяся под руководством Ашофа; 4) организованная в Мюнхене Боллингером и продолжаемая в наст, время Борстом; 5) основанная в Франкфурте-на-Май-не Вейгертом, сильно развитая Альбрехтом и руководимая в настоящее время Фишер-Ва-зельсом.—Помимо того, что Германия имеет крупнейшие пат.-анат. учреждения, она объединяет патологов всех стран своим специальным обществом (Deutsche pathologische Gesell-schaft), ежегодные съезды к-рого имеют международное значение; далее только Германия издает целый ряд специальных пат.-анат. журналов (см. ниже). Все это объясняет то, что Германия до наст, времени сохраняет ведущую роль в П. а. всех стран. Из австрийских школ известна основанная в Вене Рокитанским, возглавлявшаяся в дальнейшем Вексельбаумом, Пальтауфом а теперь Марешом.—В Швейцарии, Швеции, Финляндии и многих других странах П. а. всегда находилась под сильным германским влиянием и нередко (напр. в Швейцарии) обслуживалась германскими патологоанатомами. Из школ в этих странах можно отметить основанную в Женеве Цаном, руководимую в наст. время Асканази и организованную в Гельсингфорсе Гоменом.—Развитие П. а. в Японии и Китае точно так же идет всецело из Германии, и до сих пор еще практикуется приглашение из Германии специалистов для организации пат.-анат. дела или возглавления кафедры в одном из городов Японии или Китая. Впрочем за последние 15—20 лет в Японии уже имеется ряд пат.-анат. школ, возглавляемых японскими учеными, хотя и получившими свою квалификацию в Германии, напр. школы проф. Кавамура в Нигате, Танабе в Окаяме, Вийоно в Киото, Ямагива и Нагайо в Токио.—В противоположность всему этому во Франции, Англии и в Америке П. а. не получила развития как самостоятельная дисциплина и до наст, времени остается в положении спепиальности как бы подсобного харак-i тера; в связи с этим напр. во Франции почти нет врачей-специалистов патологоанатомов, а нек-рые из клиницистов одновременно работают в области П. а. (в Париже прежде Шар-ко, Корниль, Летюль, в наст, время Русси, Массой). В Америке патологоанатом («pathologist») часто ведает главн. образом лабораторной (клинической) работой. Пат.-анат. школ в Америке нет; имеются лишь отдельные патологи, известные своими работами, напр. Мек Коллем, Маллори. В Америке работает много германских патологов. РусскаяП.а. развивалась в значительной степени под влиянием германской П. а. и хотя у нас не было случая, чтобы для организации кафедры или ин-та приглашался немецкий ученый, все же весьма многие из первых русских патологоанатомов получили свою квалификацию в Берлине у Вирхова, в Фрейбурге у Циглера, в Лейпциге у Маршана ж т. д. Однако уже с 60-х годов 19 в. в России организовались свои самостоятельные пат.-анат. школы в Петербурге и в Москве, из которых вышел ряд патологоанатомов, возглавивших кафедры и прозектуры в разных' городах СССР и положивших начало новым школам. Петербургская школа была основана М. М. Рудневым (1837—1878) и имела его продолжателями Н. П. Ивановского (1843— 1912), К. Н. Виноградова (1847—1906), А. И. Моисеева и возглавляющих главные ленинградские кафедры пат. анатомии в наст, время—Г. В. Шора, Ф. Я. Чистовича, Н. Н. Анич-:кова. Основателем московской школы надо считать А. И. Полунина (1820—1888), после к-рого ею руководили И. Ф. Клейн (1837— 1922), М. Н. Никифоров, Г. В. Власов, В. И. Кедровский, а в наст, время А. И. Абрикосов (1 ММИ) и И. В. Давыдовский (2 ММИ). Из петербургской школы вышел В. П. Крылов, организовавший харьковскую школу патологоанатомов, развитие к-рой продолжил Н. Ф. Мельников-Разведенков, вышедший из московской школы. Последняя дала также Д. П. Кишенского и М. М. Тизенгаузена, •основавших одесскую школу П. а., а из харьковской школы вышел И. Ф. Пожариский, к-рый сначала занимал кафедру П. а. в Варшаве, а с 1915 г. в Ростове-на-Дону, где организовал крупнейший в СССР пат.-анат. ин-т, •ныне возглавляемый Ш. И. Криницким. Харьковская школа дала также известного В. К. Высоковича (1854—1912), к-рый после Г. Н. Минха занял кафедру П. а. в Киеве и основал здесь видную пат.-анат. школу; его продолжателями были Константинович, И. Т. Титов (ныне руководитель кафедры П. а. в Минске), а в наст, время П. А. Кучеренко. В Казани развитие П. а. шло самостоятельно; ■организовано пат.-анат. дело здесь было А. В. Петровым и особенно Н. М. Любимовым, продолжено Ф. Я. Чистовичем, а ныне И. П. Васильевым. Казанская школа дала П. И. Забо-лотнова, организовавшего кафедру .П. а. в •Саратове. Все перечисленные школы, так сказать 2-й очереди, также дали и продолжают .давать немало молодых работников патологоанатомов, к-рые занимают кафедры в мед. ин-тах СССР или являются прозекторами в различных больничных учреждениях. Характерным для большинства ленинградских школ нового времени является разработка проблем атеросклероза с постановкой широкого эксперимента. Для московских школ характерен инфекционный уклон и клинико-анатомиче- ская постановка соответствующих проблем как в научной разработке их, так и в преподавании. Методы П. а. тесно связаны с тремя источниками, из к-рых П. а. черпает свои данные: 1) вскрытия трупов, 2) исследование материала, добываемого при жизни б-ных (биопсия, хир. операции), 3) эксперименты на животных. -—1. Вскрытия трупов лиц, умерших от различных б-ней, представляют главный научный материал П. а. Можно с определенностью сказать, что все современное состояние П. а. обязано этому источнику ^непрерывный прогресс ее основывается на обогащении ее все новыми данными из этого же источника. При вскрытии трупа при помощи разнообразных методов (см. ниже) изучаются изменения, лежащие в основе данного болезненного состояния, и делаются заключения о их сути, происхождении и развитии. Накопление соответствующих наблюдений и лежит в основе развития П. а. как науки. Вскрытия имеют также очень большое значение в преподавании П. а. как лучшая иллюстрация тех изменений, к-рые лежат в основе б-ней. 2. Исследование материала, взятого при жизни б-ных, касается случаев биопсии с диагностической целью и хир. операций с удалением той или иной ткани; поэтому этот источник имеет ограниченный круг применения. Однако добываемый этим путем материал имеет ту ценность, что он является только что отделенным от живого организма и может исследоваться в состоянии, близком к живому. 3. Эксперименты на животных применяются для искусственного воспроизведения различных болезненных процессов, причем в разные периоды развития б-ыи животное убивают и подвергают пат.-анат. исследованию. Положительной стороной этого метода является то, что при помощи его можно разнообразить условия воспроизведения болезненных изменений и изучать изменения в любом стадии их развития, выяснять влияние на основной процесс различных побочных факторов и пр. Недостат ком экспериментального метода является то обстоятельство, что далеко не все заболевания, свойственные человеку, можно вызывать на животных и далеко не все заключения, которые делают на основании экспериментов на животных, могут быть без оговорок переносимы на человека. Методы изучения материала, получаемого при вскрытиях, биопсиях и операциях, а также при экспериментах на животных, разнообразны. Вскрытия трупов людей и животных производятся согласно специальной методике пат.-анат. вскрытий (см. Вскрытие). Органы и ткани трупа, так же как и материал с биопсий и операций, изучаются макроскопически в смысле определения данных, касающихся величины, веса, формы, цвета, консистенции и других свойств, доступных невооруженному глазу, а затем и микроскопически—соответ-. ственно правилам гист. техники с применением различных методов обработки материала, окраски, микрофиз. способов и микрохим. реакций. При обследовании пат.-анат. материала нередко имеет значение бактериол. исследование, а в нек-рых случаях и хим. исследование объектов. Чрезвычайно большое значение в пат.-анат. методике имеет сохранение материала; оно важно как в смысле сохране- ния объектов, представляющих научный интерес, так и в целях преподавания, именно для того, чтобы иметь всегда возможность иллюстрировать учащимся картины различных пат. процессов. Сохранение микроскоп, препаратов не представляет затруднений; они занумеровываются и сохраняются в спепиальных шкапах, будучи записанными в соответствующий каталог. В тех случаях, когда необходимо запечатлеть и сохранить определенное место ьикроскопич. препарата, прибегают к зари овыванию и к микрофотографии; диапозитивы с микрофотограмм могут быть использованы для проекции кикроскоп.картин. Объекты в виде кусков органов, опухолей и пр., ценные лишь в смысле микроскопии, держат в растворе формалина или в спирте. Более сложным является сохранение макроскоп. препаратов в виде органов и их частей в таком состоянии, чтобы они могли иллюстрировать изменения,как они выглядят непосредственно при вскрытии (см. Препараты). Чрезвычайно важной является такая постановка дела в пат.-анат. учреждениях, чтобы все сохраняемые в них материалы были бы систе-мати: ированы и легко доступны в смысле отыскания отдельных объектов и для различных подсчетов и статистических выкладок. Это достигается путем карточной системы; картотеки протоколов вскрытий, микроскоп, коллекций, музейных препаратов должны иметься в каждом из пат.-анат. учреждений. Преподавание П. а. всегда играло важную роль в системе мед. образования в силу того значения, к-рое имеет П. а. в усвоении конкретных представлений о морфол. сущ- ■ ности болезненных процессов. Однако план и методы преподавания П. а. в разных странах различны. В Германии и многих других странах, подражающих Германии в постановке мед. образования, П. а. считается основным предметом медфаков и преподаванию П. а. отводится значительное количество часов. Преподавание П. а. на медфаках Германии было организовано Еирховым и до наст, времени состоит из. 1) чтения лекций с демонстрациями по систематическому курсу П. а.—ок. 2* О часов, 2) практических занятий по пат. гистологии—ок. 150 часов и 3) практического секционного курса с упражнениями во вскрытиях трупов—около 120 часов. В нек-рых ун-тах (напр. в Берлине) ведется еще особый демон-страьионный курс для студентов старших курсов—ок. 120 часов. Особенностью преподавания П. а. в Германии и нек-рых других странах является то, что лекции по первой, общей части П. а. захватывают также и данные общей патолоши; отдельных кафедр по общей патологии или пат. физиологии в большинстве германских ун-тов не существует. Во Франции, Англии и Америке П. а. преподается в виде отдельного предмета, однако до сих пор имеет второстепенное значение и состоит из лекпий и небольшого числа практических занятий. В Ро'сии преподавание П. а. было введено с самого начала открытия при ун-тах Мед. факультетов, причем преподавание П. а., с одной стороны, и общей патологии (пат. физиологии)—с другой, осуществлялось всегда на двух отдельных кафедрах. Преподавание П. а. в русских ун-тах особенно стало развиваться во второй половине 19 в. под сильным влиянием той постановки этого преподавания, которая осуществлялась в Германии. В связи с этим и у нас преподавание П. а., как в Германии, складывалось из трех частей: 1) чтение лекций по систематическому курсу П. а. с демонстрацией макро- и микропрепаратов на 3-м курсе медфаков—ок. 150 часов, 2) практические занятия по пат. гистологии, к-рые шли сначала на 5-м курсе, а позднее на 4-м курсе,— Oi€. f>0 часов на студента, и 3) практические занятия на трупном материале, осуществлявшиеся на 5-м курсе,—ок. 60 часов на студента. Детали постановки этих трех частей преподавания несколько разнились в различных ун-тах в зависимости от характера оборудования и других местных условий. В таком виде преподавание П. а. держалось до времени реорганизации всего мед. образования, которое началось вскоре после Октябрьской революции. В отношении преподавания П. а. реорганизация в первое время проявилась в том, что всему преподаванию был придан более практический характер. С 1924 г. во многих ун-тах по почину кафедры П. а. 1 МГУ было произведено объединение лекций с практическими занятиями; другими словами, на 3-м курсе каждая глава П. а. сначала излагалась на лекции для всего курса, а за этим следовали групповые практические занятия на эту же тему. В дальнейшем при сокращении срока обучения в медвузах до 4 лет, при расширении преподавания профилактических дисциплин и развитии непрерывной производственной практики объем преподавания П. а. был сокращен. В наст, время (1931—32) по учебным планам мед. ин-тов РСФСР на лечебно-профилактических факультетах на П. а. дается 120 часов и кроме того ок. 24—30 часов на секционный курс (занятия на трупах) в порядке производственной практики. Реорганизовалась и методика преподавания П. а. Согласно общим принципам активного лабораторного метода главная работа студентов идет в групповом: порядке. Комплексы групп, подходя к той или иной теме, слушают вводную лекпию руководителя, после чего группы самостоятельно разбираются в пат.-анат. материале (макро- и микропрепаратах), относящемся к данной теме, пользуясь вспомогательными указаниями преподавателя; за этим следует конференция, на к-рой идет беседа студентов и преподавателя (или руководителя) на ту же тему. Секционный курс проходится в виде прикрепления группы студентов на 1—1х/2 декады к пат.-анат. учреждению, в к-ром они практикуются во вскрытиях, в пат.-анат. диагностике, составлении протоколов вскрытий, сохранении препаратов для музея и пр. Большим шагом вперед в деле преподавания П. а. в СССР явилась замена в преподавании обычной частной П. а., излагавшей пат.-анат. процессы по органам, специальной пат. анатомией б-ней (см. выше). Т. о. в наст, время в мед. ин-тах СССР на 4-м семестре проходится вышеуказанным методом общая П. а., на 5-м семестре—специальная П. а. б-ней (инфекционные б-ни, б-ни крови, б-ни сердца и пр.), а на 7—8-м семестрах—секционный курс. П ат.-анатомич е с кие у чр е жд ени я: бывают двух типов: 1) одни из них служат для целей преподавания П. а., 2) другие, находящиеся при больничных учреждениях, относятся к т. н. прозекторской части больничного дела. Нужно заметить, что в наст, время в; громадном большинстве медвузов СССР и за- 12В- граничных те учреждения, в которых преподается П. а., одновременно являются и учреждениями, выполняющими прозекторские функции той б-цы или клиники, с к-рыми связан медвуз; другими словами, кафедры П. а. в своей педагогической работе тесно связаны с трупным больничным материалом. Исключением из этого правила являются медвузы Франции и Англии и единичные медвузы и у нас, в СССР, в к-рых кафедра П. а. ведет свою работу в виде чтения лекций и практических занятий на препаратах в «пат.-анат. лаборатории», тогда как соприкосновение преподавания со вскрытиями трупов идет вне кафедры и имеет в системе преподавания второстепенное значение, что конечно является крайне ненормальным. Более крупные пат.-анат. учреждения, имеющие характер отдельных, специально оборудованных зданий, называют «пат.-анат. ин-тами», более мелкие учреждения относятся гл. обр. к больничным «про-зекториям»или «анатомическим театрам» больниц. Они же иногда обозначаются как пат.-анат. отделения б-ниц, родильных домов и т. п. П а толого анатомические институты распространены особенно в Германии, где они, в виду того что ведут работу вообще по патологии, чаще называются пат. ин-тами («Pathologisehes Institut»); не только в тех б-цах, к-рые связаны с медвузами, но и вообще в крупных б-цах Германии имеются пат. ин-ты в виде 3—4-этажных зданий, включающие в себя кроме морфологического экспериментальное, бактериологическое, химическое, фотографическое и рентген, отделения, аудитории, специальные комнаты для практических занятий и для научных работ, музей, мацерационную, кремационную и проч.^секционный зал обычно имеет не менее 10—12 столов для вскрытий; хранилища (подвал) для трупов и органов снабжены искусственным охлаждением. Самые крупные из пат. ин-тов в Германии имеются в Берлине при б-це Charite, два в Мюнхене (один из них построен в последние годы и открыт лишь в 1930 г.), в Гамбурге при б-це Eppendorf (открыт в 1926 j .), в Лейпциге, в Франкфурте-на-Майне, в Вюрцбурге. Совершенно заново перестроен, расширен и переоборудован в 1929г. пат. ин-т в Вене. Во Франции и Англии учреждений типа пат. и пат.-анат. ин-тов не имеется. В Америке они единичны (напр. большой пат. ин-т, включающий также функции бактериологического ин-та, в Балтиморе). Во Франции, Англии, Америке пат.-анат. работа по большей части ведется в «пат. отделениях» или «кабинетах», «лабораториях» при больничных учреждениях. В СССР пат.-анат. институты в виде специальных крупных зданий даже при мед. институтах единичны, и оборудование их стоит далеко позади германских ин-тов; самый крупный пат.-анат. ин-т (3-этажное здание) имеется в Ростове-на-Дону, где он был отстроен в течение 3 918—19 гг. .Хороший ин-т есть в Одессе. При многих медвузах СССР пат.-анат. ин-ты объединены в одном здании с ин-тами нормальной анатомии или судебной медицины и оперативной хирургии, напр. в Москве. Нек-рые мед. ин-ты имеют свои кафедры по П. а. в прозекториях больниц, напр. в Москве: Гос. ин-т по усовершенствованию врачей—в Бабухинской б-це, 2 ММИ—в б-це Мед-сантруд, в Ленинграде: 1 ЛМИ—в б-це им. Эрисмана, 2 ЛМИ—в б-це им. Нечаева. Прозектории и анатомические театры при б-цах СССР, не связанные с медвузами, имеют главным назначением служить местом вскрытий и обследования трупов лиц, умерших в б-цах. Характер и оборудование их крайне различны. Во многих, даже крупных городах специальных прозекто-риев при б-цах нет, вскрытий не производится' вовсе или они иногда делаются лечащим врачом в подвале для хранения трупов; иногда при таком морге имеется комната для вскрытий. Наконец кроме того в каком-нибудь из помещений б-цы может быть организована лаборатория для пат.-анат. работы специального штата; иногда такая лаборатория и ее-штат одновременно выполняют функции аналитической больничной лаборатории. Следующей ступенью является отдельное здание анат. театра тех или иных размеров и оборудования. В последи* е время в виду громадного значения, которое придается вскрытиям трупов и всему прозекторскому делу, во всех новых б-цах уже имеются отдельные здания анат. театров и небольших пат.-анат. ин-тов: или отделений; более крупные из них находятся в Москве в б-цах Боткинской, Бабухинской, Красносоветской, Медсантруд; в Ленинграде—в б-цах им. Боткина (3-этажное здание), им. Жертв революции, им. Эрисмана. им. Нечаева. Точно так же заметно стремление-и в старых б-цах, не имевших прозекториев, таковые организовывать. В Москве и Ленинграде в наст, время все б-цы имеют самостоятельные прозектуры (в Москве—-35, в Ленинграде—20). Специальный научно-исследовательский ин-т по П. а. в СССР имеется лишь. один в Харькове (директор акад. Н. Ф. Мель-ников-Разведенков); впрочем таких специальных научно-исследовательских учреждений по П. а., не связанных с трупным материалом, нет и за границей. Вся научная работа по П. а. успешно идет в пат.-анат. ин-тах медвузов и б-ц, а также в больничных анат. театрах и прозекториях. Патологоанатомические музеи,. т. е. собрания демонстративных или же редких пат.-анат. препаратов, имеются во всех пат.-анат. ин-тах и при многих больничных прозекториях; самым крупным из них за границей является музей, основанный Вирховым при Берлинском пат. ин-те при- б-це Charite-(ок. 35 000 препаратов), в СССР—Московский при Пат.-анат. ин-те 1 ММИ (ок. 6 000 препаратов). Особое положение занимает Дюпюи-треновский музей в Париже, имеющий характер самостоятельного учреждения и включающий кроме собственно препаратов большое количество слепков, моделей, муляжей и пр. Общества и съезды. Из пат.-анат. об-в наиболее крупную роль играет Германское пат. об-во (Deutschepathologische Gesell-schaft), основанное при участии Вирхова в 1898 г. и в наст, время насчитывающее более 400 членов, относящихся к ученым не только Германии, но и других стран. Это об-во ежегодно в одном из городов Германии организует съезды, уже давно имеющие международное значение; в 1931 г. в Мюнхене состоялся 26-й съезд Германского пат. об-ва. Ежегодно-об-во выпускает солитный том своих трудов. В нек-рых друтич странах, например в Италии, Японии, имеются пат. об-ва чисто местного значения. В СССР первое об-во патологов было организовано в 1909 г. в Ленинграде; деятельность его состояла в регулярных заседаниях и печатании еже годно (до 1916 г.) своих трудов. В 1914 г. было организовано Московское об-во патологоанатомов, к-рое просуществовало до 1922 г., когда из обоих вышеупомянутых об-в образовалось одно Российское об-во патологов («РОП»—преде. А. И. Абрикосов) с отделениями в Ленинграде, Москве, Нижнем-Новгороде и Краснодаре. В 1926 г. на Украине возникло Украинское общество патологов («УКРОП»—преде. Н. Ф. Мельников - Разведенков) с отделениями в Харькове, Киеве, Одессе, Днепропетровске. В то же время об-во патологов было основано в Баку (преде. И. И. Широкогоров). Съезды патологоанатомов в СССР ведут свое начало с 1921 года, когда в честь 100-летия со дня рождения Вирхова в Ленинграде состоялся съезд Ленинградского об-ва патологов и Московского общества патологоанатомов; затем в 1923 г. в Ленинграде и в 1925 г. в Москве были созваны Российские съезды патологов, на которые съехались представители патологии и П. а. всего Союза ССР, а в 1927 г. в Киеве и в 1930 г. в Баку состоялись 1-й и 2-й Всесоюзные съезды патологов; третий такой Всесоюзный съезд намечен на осень 1932 г. в Москве. Лит.: Руководства, справочники, атласы и обзоры.— Абрикосов А., Техника патолого-анатоми-•ческих вскрытий трупов, М.—Л., 1925; о н ж е, О направлении и достижениях патологии и пат. анатомии в СССР за последние годы (1917—27), Центр, мед. т., т. II, вып. 2, 1928 (также отд. нем. изд., В., 1929); Атлас анатомо-патол. препаратов морских госпиталей в Кронштадте, вып. 1—4, СПБ, 18 74,- Киари X., Техника патолого-анатомических вскрытий, СПБ, 1896; Куле-га а Г., Курс патологической анатомии, ч. 1—2, М.—Л., 1930; Мандельштам М., Пособие к практическому курсу патол. гистологии, М.—Л., 1930; Никифоров М., Атлас патол .-гистологических изменений, вып. 1—2, М., 1898—1913; Никифоров М. и А б р и-косов А., Основы патологич. анатомии, ч. 1—2, М.— Л., 1931; По жа риск и й И., Основы патологич. анатомии, вып. 1—3, М.—П., 1916—20; Чистович Ф., Курс патологич. анатомии, Общая часть, Казань, 1920; о н ж е, Практический Kvpc патологич. гистологии, М.—П., 1924; AschoffL. u. GaylordH., Kursus der pathologischen Histologie mit einem mikro-•skopischen Atlas, Wiesbaden, 1900; Atlas der pathologischen Gewebelehre, hrsg. v. C. Karg u. G. Schmorl, Lpz., 1893; BeitzkeH., Pathologisch-anatomische Diagnos-tik an der Leiche.Miinchen, 1926; BoIlingerO., Atlas *und Grundriss der pathologischen Anatomie, B. I—II, Mimchen,1901;ChristellerE.,AtlasderIIistotopographie gesunderund erkrankter Organe, Lpz., 1927; ClercA., Problemes actuels de pathologie medicale,P., 1931; Gi e r-k e b., Tasehenbuch der pathol. Anatomie, B. I—II, Lpz., 1930; a lug e G., Atlas der pathologischen Anatomie, B.I—II, Jena, 1843—50; Goldschmi dE.,Entwick-iung u. Bibliographie der pathol.-anat. Abbildung, Lpz., 1925; GraupnerK.u.ZimmermannF., Tech-Tiik und Diagnostik am Sektionstisch, B. I—II, Zwickau, 1899; G r a w i t z P., Atlas der pathologischen Gewebelehre, Lpz., 1893; Handbuch der speziellen pathologischen Anatomie u. Histologie, hrsg. v. F. Henke u. O. Lubarsch, B. I—XIV, В., с 1925 (исчерпывающее руководство, обширная лит.); HerxheimerG., Grundriss der pathol. Anatomie, B.I—II, Wiesbaden, 1927; J o-r es L.,Anatomische Grundlagenwichtigster Krankheiten, В., 1913; К a s t A. u. R u m p e 1 Т., Pathologisch-anatomische Tafeln nach frischen Praparaten, Lief. 1—15, Hamburg, 1892—97; Kaufmann E., Lehrbuch der speziellen pathologischen Anatomie, B. I—III, 11 Aufl., В., 1931—32; L e t u 1 1 e M.. Anatomie pathologique, v. I—III, P., 1931; M а с С a I 1 u m W., Textbook of pathology, Philadelphia, L., 1924; Martin, Atlas of pathological anatomv, N.Y., 1928—1930; M u i r R., Textbook of pathology, L., 1924; Pathologische Anatomie, hrsg.v.L. Aschoff, B. I—II, Jena, 1928; Ribbert H., Lehrbuch d. allgemeinen Pathologie u. pathol. Anatomie. Lpz., 1923: Roussy G., Bertrand J., Grahdelaude Ch. et H u g u e n i n R., Travaux pratiques d'anatomie pathologique, Paris, 1929—31; Schmorl G., Pathol.-histologische Untersuchungs-methoden, Lpz., 1922; Textbook of pathology, ed. by E. Bell, London, 1930. Патологическая анатомия животных.—Б о л ь К., Основы патол. анатомии домашних животных и птиц, т. I—II, М.—Л., 1926—29; JoestE., Spezielle pathologische Anatomie der Haustiere, B. I—V, В., 1920—26; Lund L., Grundriss der pathologischen Histologie der Tiere,Hannover, 1931; NieberleK. u. Cohrs P., Lehrbuch der speziellen pathologischen Anatomie der Haustiere, Jena 1931. Руководства, имеющие историческое значение.— Бирх-Гиршфельд, Руководство к патологич. анатомии, ч. 1—2, Харьков, 1877; В и р х о в Р., Целлю-ляриая патология, Si., 1865; Ивановский Н., Учебник общей патологической анатомии, СПБ, 1885; о н ж е, Краткий учебник частной патологической анатомии, СПБ, 1888; Р'у д н е в М., Записки патологич. анатомии и гистологии, под ред. И. Бурцева, СПБ, 1881; Schmaus Н., Основы патол. анатомии, М., 1897 (поел. нем. изд.—Wiesbaden, 1907); С о г n i 1 A. et Ranvier L., Manuel d'histologie pathologique, P., 188 i; Cruveilhier Z., Anatomie pathologique du corps humain, v. I—II, P., 1829—1842; LebertH., Traite d'anatomie pathologique, v. I—"V, Atlas, v. I—II, P., 1857—61; О r t h J., Lehrbuch der spez. pathol. Anatomie, B. I—II, В., 1894; RokitanskyC, Handbuch der pathblog. Anatomie, B. I—III, Wien, 1841—46; Z i e g 1 e r E., Lehrbuch der allg. u. spez. pathol. Anatomie, B. I—II, Jena, 1892. Периодические издания.—Acta pathologica et micro-biologica Scandinavica, Kebenhavn, с 1923; Annales d'anatomie pathologique et d'anatomie normale medico-chirurgicale, P., с 1924; Archives de medecine experimen-tale et d'anatomie pathologique, fondees par J.-M. Char-cot, P., 1889—1919; Archives of pathology, Chicago, с 1926; Archivio italiano di anatomia e istologia patologi-ca, Milano, с 1930; Bulletin d'histologie appliquee a la physiologie et a la pathologie et de technique microscopi-que, P., с 1924; Centralblatt (Zentralbl.) f. allgemeine Pathologie und pathologiche Anatomie, Jena, с 1890; Frankfurter Zeitschrift f. Pathologie, Wiesbaden—Miin-chen, с 1907; Japanese journal of medical sciences, Tokyo, с 1922; Journal of pathology a. bacteriology, Edinburgh, с 1892; Verhandlungen der deutschen pathologischen Ge-sellschaft, Jena, с 1899; Virchows Archiv fur pathol. Anatomie u. Physiologie, В., с 1847; Zieglers Beitrage z. pathologischen Anatomie u. aJlgemeinen Pathologie, Jena, с 1886.                                              А. Абрикосов.
Смотрите также:
  • ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ, наука, изучающая закономерности и функции больного организма, в противоположность нормальной физиологии, имеющей дело с законами жизни нормального, здорового организма. Данное определение является однако несколько суженным, как имеющее в виду ...
  • ПАТОЛОГИЯ (от греч. pathos—страдание и logos—учение), дословно наука о болезнях. В связи однако с диференциацией наших знаний П. давно уже не является цельной наукой. Ее вполне обособившимися, самостоятельными ветвями ныне являются ...
  • ПАТОЛОГИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЖИВОТНЫХ (нозология) очень разнообразна как по своим проявлениям, так и по анат. изменениям. П. морских свинок, белых мышей и крыс, а в особенности кроликов привлекла наибольшее внимание исследователей. Достаточно хорошо известны ...
  • ПАТРОНАЖ (франц. patronage—наблюдение, покровительство, попечение), обычно— организованное наблюдение за развитием и воспитанием ребенка в условиях домашней обстановки. Слово «патронаж» нужно отличать от «патронат» (см. Подкидывание), под к-рым понимают систему отдачи на ...
  • ПАТРОНАТ, см. Подкидывание.