ОЧИСТКА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

ОЧИСТКА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ, система мероприятий, имеющих целью собрать и удалить посредством вывоза отбросы, образующиеся в населенных местах. Удаление нечистот посредством канализации (см.) представляет собой самостоятельную отрасль сан. техники и должно рассматриваться особо. О.н.м. имеет первостепенное значение для поддержания сан. благоустройства городов и поселков. Количество отбросов,образующихся в городах и др. крупных центрах, чрезвычайно велико. При отсутствии правильной очистки большинство их остается в почве, загрязняет ее и почвенную воду, которой население пользуется. В особенности тяжело положение городов, имеющих водопровод, но не имеющих канализации, в к-рых кроме твердых отбросов, мусора, смета вывозу подлежит огромная масса. грязных вод, что обходится очень дорого, вследствие чего обычно невозможно добиться полного удаления и обезвреживания отбросов в неканализованных городах. По Хлопину, практически доступно вывозу лишь 10% жидких отбросов, по данным г. Москвы в неканализованных владениях вывозится только 6%. Кроме загрязнения почвы и воды плохая О. н. м. ведет к загрязнению воздуха газообразными продуктами разложения отбросов и пылью грязно содержимых улиц. Недостаточность очистки является одним из факторов развития в населенных местах эпид. заболеваний, т.'к. отбросы являются средой, где могут долго сохраняться жизнеспособными патогенные микробы (брюшной тиф, холера, дизентерия, tbc, сибирская язва и др.), и местом выплаживания мух. Имеются наблюдения, что рациональная О. н. м. от отбросов ведет к понижению заболеваемости населения глистами. Сан. значение очистки подтверждается примерами как русских, так и заграничных городов, в к-рых смертность, заболеваемость и эпидемическая пораженность пали после проведения ряда сан.-техническ. мероприятий (канализация, замощение, мусоросжигание). Несмотря на важное сан. значение О. н. м. r большинстве наших городов поставлена очень примитивно, и даже крупные центры в СССР в отношении своего благоустройства пока еще намного отстают от городов Зап. Европы и Америки. Лишь за последние годы наряду с другими областями коммунального строительства начинает отмечаться ряд улучшений и в постановке дела очистки городов СССР. В 1931 г. положение вещей характеризуется следующими данными. В СССР 42 города имеют канализацию, причем в большинстве этих городов она охватывает лишь меньшую часть населения. Даже такие крупные центры, как Москва и Ленинград, не являются полностью канализованными: в Москве в 1931 г. насчитывается около 900 000 жителей, живущих в домах без канализации. Ленинград начал строить у себя канализацию только после революции (начало функционирования 1930 г.). Лишь в 7 городах СССР существует система удаления твердых- отбросов силами коммунальных хозяйств (коммунальная очистка) , но почти повсюду она осуще- . ствляется частично, не охватывая всего города в целом, а именно: Москва обслуживает 400 000 человек (15%), Ленинград — 300 000 чел. (18%), Харьков— 150 000 человек (33%), Одесса—220 000 чел. (30%), Киев—80 000 чел. (13%), и лишь Ялта обслуживает 75% своих жителей, а Баку— весь город полностью. Уборка улиц почти всюду остается весьма неудовлетворительной, т. к. осуществляется в большинстве случаев силами дворников, находясь на ответственности отдельных домовладений. Не менее слабо обстоит дело с обеспечением городов местами обезвреживания отбросов. Мусоросжигательные станции существуют лишь в Москве, Ленинграде, Одессе, Баку и Киеве (с 1931 г. закрыта), в остальных городах имеются лишь примитивные свалки. Поля ассенизации по данным обследования 304 городов, проведенного Наркомздравом РСФСР в 1926—27 гг., имеются лишь в единичных случаях (Вологда-, Кострома, Ленинград, Таганрог, Владимир, Ковров); 76 городов ведут б. или м. правильное свалочное хозяйство, остальные вывозят свои нечистоты в совершенно неприспособленные для этого места. К тому же в 79,5% городов свалки расположены на расстоянии не более 2 км от жилых строений.— Не менее остро стоит вопрос в городах УССР. В 1927 г. на Украине имелось всего лишь 4 канализованных города, количество же благоустроенных выгребов составляет не более 40% в крупных городах и 10% в мелких; отсутствуют пневматические бочки, недостаточен обоз, не урегулированы свалки и пр. Июньский пленум ЦК ВКП(б) (1931) ярко подчеркнул отставание коммунального хозяйства городов СССР от общего развития страны, роста промышленности и культурных запросов населения. Помимо этой причины, общей для различных отраслей городского благоустройства, в отношении О. н. м. действовала еще и особая причина, заключавшаяся в отсутствии ясного понимания со стороны работников коммунального хозяйства того значения, к-рое имеют удаление и обезвреживание отбросов с точки зрения улучшения мг-териально-бытовых условий жизни городско- го населения, и недоучете значения чистоты для борьбы за культуру. Постановления упомянутого пленума ЦК ВКП (б) не только констатируют этот разрыв и требуют пересмотра прежнего отношения к благоустройству городов, но и дают конкретную программу действий для налаживания в городах каждой из отраслей городского хозяйства, связывая борьбу за эту программу с общими задачами социалистической реконструкции городов. В отношении О. н. м;. в означенном постановлении «О московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР» дана

Рисунок 1.

совершенно четкая директива: «развернуть в. течение 1932 г. производство коммунальных [поливных, мусорных (рис. 1) и др.] автомобилей, построив соответствующие цехи при новых автозаводах», в частности в Москве как в городе, коммунальное хозяйство к-рого должно быть образцом для других городов; все дело очистки должно быть механизировано в течение 2—3 лет. Это решение кладет конец недооценке значения О. н. м. и должно послужить толчком к большой и плодотворной работе на местах для приведения наших городов в сан. состояние. Работа эта доля-сна быть проделана силами коммунальных хозяйств и санитарного надзора на основе использования в наших условиях последних достижений западноевропейской и американской техники и практики и максимальной степени инициативы со стороны общественности и наших специалистов. Сан. техника сделала за последние годы очень большие успехи в деле своевременного удаления и обезвреживания отбросов. Заграницей введены в практику большинства городов стандартные металлические приемники для отбросов, широко применяются авто- и электромобили для удаления как твердых, так и жидких отбросов; многие города (Англия, Германия, Франция и САСШ) обезвреживают городские отбросы при помощи му-соросжигания на крупных, технически хорошо оборудованных станциях или в домовых мусоросжигательных печах. Попутно с этим разрешается и задача утилизации городских отбросов либо путем раздельного от других домовьгх отбросов собирания утильсырья либо на центральных сортировочных станциях. Уборка улиц производится механич. путем при помощи подметальных, моечных и поливочных машин. Эти технические достижения сделались возможными лишь после того, как муниципалитеты стали рассматривать очистку города от мусора, снега и нечистот как свою непосредственную задачу. Из крупных городов лишь один Париж сохраняет у себя систему сдачи очисток концессионеру в лице акц. об-ва, которое обязано ежедневно удалять как весь домовый мусор, так и уличный смет на 4 мусоросжигательные и утилизационные станции. Из городов, сумевших поставить очистку на очень большую высоту, можно назвать Кельн, где мусор удаляется по системе сменной посуды (см. Мусор) на мусоросжигательную станцию, расположенную за городом, а сборники подвергаются мойке и дезинфекции на специально оборудованных мо-ечно-перегрузочных станциях. Очень тщательно проводится очистка улиц в Вене, где она производится специальными поездами, состоящими из нескольких моечных и подметальных машин. Благодаря правильной организации дела и хорошей эксплоатации производительность моечных и подметальных машин достигает очень высоких цифр (до 120 000 м2 за 8 часов работы). Одной из причин отсталости наших городов в деле очистки надо признать отсутствие у большинства работников коммунального и сан. дела ясного понимания проблемы О. н. м. как единой системы мероприятий, направленных на охрану почвы от загрязнения. Обычно очистка находится в раздробленном состоянии в руках различных организаций, к-рые не несут ответственности за все дело поддержания чистоты в городе в целом (коммун-хозы, коммунтресты, ведомства, домовладения, частные лица). Этому же отсутствию ясного понимания очистки в целом соответствует и слабая разработанность вопросов очистки в общей системе сан.-технических знаний. До последнего времени в СССР отсутствовали и высшие учебные заведения, к-рые подготовляли бы специалистов соответствующей квалификации по очистке городов (инженеры, техники, сан. врачи). Лишь теперь можно полагать, что этот пробел будет заполнен в виду постановки соответствующих курсов в вузах (ин-ты коммунального строительства в Ленинграде, Москве, Казани и Новочеркасске, сан.-профилактич. факультеты мед. ин-тов). Большое значение для развития этого дела имеет также создание Академии коммунального хозяйства, открывающейся согласно постановлению того же июньского пленума ЦК ВКП(б). О. н. м. должна включать в себя все мероприятия, к-рые имеют целью удалить и в дальнейшем обезвредить отбросы. Соответственно современному пониманию О. н. м. в нее должны входить следующие части: сбор отбросов на месте их образования, транспорт и обезвреживание. В последнее время к этим трем моментам присоединяется четвертый—утилизация. По роду отбросов очистку можно разделить наследующие разделы: 1) очистка владений от мусора, 2) очистка неканализовап-ных владений от фекалий и жидких помоев, 3) очистка улиц и площадей, 4) удаление и обезвреживание хозяйственных и промышленных отбросов животного происхождения (бо-енских, испорченных пищевых продуктов, трупов животных), 5) удаление и обезвреживание прочих промышленных отбросов. Во всех стадиях очистки применительно ко всем видам отбросов необходимо деятельное участие сад. врача. Сан. требования сводятся к удалению полностью всех видов отбросов, к установлению сроков очистки, к-рые должны быть минимальными, к гигиеничности самих приемов очистки: герметически закрытые при- емники для отбросов, плотно закрытые экипажи для их вывоза, по возможности полное и быстрое обезвреживание путем превращения органической части отбросов в минеральное вещество. Кроме того с точки зрения гигиены, а также охраны труда рабочих, занятых по очистке, необходимо стремиться к возможно полной механизации всех приемов обработки отбросов. Практика городов за границей показывает, что только в тех местах очистка поставлена удовлетворительно, где она является такой же функцией органов городского самоуправления, как и другие отрасли коммунального, городского хозяйства (водопровод, канализация, транспорт). Худшие результаты дает концессионная система, при к-рой город сдает на определенных условиях производство очистки концессионеру. Наконец к наихудшим результатам приводит оставление очистки в руках отдельных частных организаций," домовладений, частных лиц. Поэтому очередной задачей сан. надзора и коммунальных хозяйств является оргайизация во всех городах Союза коммунальной очистки. Необходимым условием ее осуществления является наличие в системе коммунальных хозяйств специального органа, к-рый ведал бы очисткой и являлся за нее ответственным. Кроме того необходимо наличие обязательных постановлений, делающих обращение населения к данному органу за оказанием данного вида коммунальных услуг обязательным, т. е. создающих монопольное право для коммунального хозяйства, с одной стороны, а с другой—возлагающих на него соответствующие обязанности. Такая система коммунальной очистки возможна только там, где коммунальные хозяйства .располагают достаточно мощными техническими средствами для осуществления этой обязанности. Очистка владений и дворов. Из всех без исключения владений подлежат удалению твердые отбросы и мусор (см.), в неканал из ованных—кроме того еще и жидкие отбросы: нечистоты и помои (см. Ассенизация, Выгреб, Клозеты). В сан. отношении из всех существующих систем удаления твердых отбросов предпочтение следует отдать ежедневному вывозу мусора по системе сменной посуды. Такая система требует устройства разгрузочных станций, на которых .происходят смена ящиков, мойка, дезинфекция их, вследствие чего она дороже других систем. Помимо системы сменной посуды вполне удовлетворяет сан. требованиям применение экипажей, обеспечивающих беспыльную перегрузку мусора из приемника в кузов экипажа. Та и другая система предполагают установку во владениях металлических переносных приемников, ящиков с крышками, емкостью от 80 до 120 л (подробности этих систем—см.Мусор). Для перевозки мусора используются различные виды тяги: гужевая, автомобильная, электровозы, применяется также трамвай и перевозка по воде и жел. дороге. Вид тяги не имеет сан. значения; важно лишь технически обеспечить беспыльную перевозку мусора, гарантирующую от рассыпания его по дороге, отсутствие зловония и пр. Дальнейшая судьба отбросов заключается в их обезвреживании или путем сжигания (см. Мусоросжигание), или почвенным методом, или по системе «Бек-кари» в термических камерах, в к-рых мусор бродит и разлагается, превращаясь в удоб- рение (см. Мусор). В наст, время стараются в максимальной степени утилизировать мусор. Достигается это тем. что стремятся отсортировать ценные части мусора из общей массы или в домах до его вывоза или на центральных мусороутилизационных станциях. В первом случае на местах сбора устанавливают вместо одного два или три сборника—в зависимости от того, собирают ли отдельно только утиль или также и пищевые отбросы для корма скота. На мусороутилизационных станциях мусор пропускают через конвейер, причем бумагу отсасывают сильным эксгаустером, металлические части выделяют при помощи электромагнита, остальное (кости, тряпки, стекло и пр.) отбирают руками. Мусор кроме того просеивают для выделения мелочи, идущей "на удобрение или на изготовление строительных материалов. Кроме того мусор можно использовать, закладывая его, в парники или пре- |S;§illl вращая в ценное удобрение '*ч#йШз=— ~ путем компостирования. Сроки вывоза твердых отбросов должны быть минимальными: лучше ежедневно или через день, но не более 5—7 дней, имея в виду сроки выплаживания мух.—Система очистки неканализованных владений должна заключаться в устройстве непроницаемых приемников: выгребов и помойниц(см. - Выгреб, Помойная яма). Допустимы также системы отхожих мест с засыпкой торфом. Должны быть обеспечены своевременная (не реже одного раза в месяц) очистка выгребных ям и помойниц и вывоз нечистот в специально оборудованной посуде, лучше всего пневматической (см. Ассенизация). Обезвреживание нечистот производится путем запахивания на полях ассенизации, а также путем переработки их на удобрение. Для последней цели может служить торф, при смешивании с к-рым получается торфофекалий (см. Утилизация). Наконец для очистки неканализованных владений применяется также смешанная система, при к-рой нечистоты вывозятся в бочках на т. н. сливные станции (см.), откуда они сплавляются по общей системе канализации на очистительные сооружения последней. Очистка улиц и площадей заключает в себе удаление с мостовой и тротуаров смета и пыли. Непроницаемость и гладкость мостовой — два основных качества, дающие возможность правильно наладить очистку. Наилучшую очистку допускают усовершенствованные мостовые, к числу к-рых причисляются все виды асфальта, брусчатки, клинкер (см. Замощение). Все эти виды усовершенствованных замощений дают возможность механизировать очистку улицы, чего не допускают несовершенные покрытия: булыжник, макадам. Большое значение для борьбы с пылью имеет устройство швов каменной мостовой. В целях гигиены улиц необходимо требовать заделку швов гудроном или цементом. Также необходимо, чтобы улицы были обеспечены водостоками, т. к. только при наличии их возможна надлежащая мойка улицы. Хорошие водостоки, правильный уклон и профиль улиц не позволяют застаиваться >воде на поверхности мостовой. — Большое значение имеет организация очистки. Наихудшие результаты очистки получаются в том случае, если очистка проезда лежит на обязанности прилегающего домовладения. Эта система не позволяет механизировать самый процесс уборки, так как соответствующие машиныцёлесо-образно применять лишь на всем протяжении проезда.

Рисунок 2.

Эта система не обеспечивает также одновременности уборки, что лишает значения мероприятия со стороны отдельных домовладений-. В городах СССР применяется смешанная система очистки, при к-рой на обязанности коммунальных хозяйств лежит уборка лишь некоторых проездов (площадей, набережных, мостов, бульваров и пр.), остальные же проезды очищаются домоуправлениями. Уборка тротуаров обычно при всех системах остается на обязанности домоуправления. Для собирания

Рисунок 3.

и временного хранения уличного смета т улицах устраиваются приемники надземноп (в виде металлических или деревянных ящиков) (см. Мусоросжигание) или подземного типа. Последние заслуживают предпочтения, т. к. не загромождают проездов, удобны для сбрасывания смета и не портят вида улицы. Смет при этом попадает в вынимающиеся ящики, к-рые при помощи специального приспособления на автомобиле поднимаются кверху и удаляются к месту разгрузки (рис. 2). Для сбора сора (бумажки, окурки и пр.) на тротуарах устанавливаются урны. Для ручной уборки улиц применяются чаще всего обыкновенные метлы и совки для переноски смета. Гладкие мостовые допускают мытье улицы швабрами, специальными резиновыми движ- 503                                                                   ОЧИСТКА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ                                                                   504 -           -                                                                         ,-                     |-            .......... ками. Для удаления смета применяют ручные тележки с опрокидывающимся кузовом. Ручная уборка ни в санитарном ни в экономическом отношении не дает хороших результатов, вследствие чего всюду, где это возможно, необходимо стремиться вводить механизацию этого дела при помощи специальных машин. Машины для очистки по своему назначению распадаются на моечные и подметальные (рис. 3 и 4). Последние перед подметанием

Рисунок 4.

смачивают поверхность мостовой, а самый смет со щетки забирают в кузов, вследствие чего при их работе не получается пыли. Щетки для мытья и подметания употребляются из пиассавы или металлические. Щетки эти быстро стираются и часто требуют смены. Производительность таких машин очень велика— от 8 000 до 15 000 м2 в час. При ручной уборке производительность не превышает на 1 рабочего 2 500 м2 летом и 1 250 м2 зимой. Кроме ежедневного удаления смета с мостовой обычно требуется еще применение специальных мер для борьбы с пылью. В простейшем виде это достигается обычной поливкой водой, к-рая производится или из брандспойтов или при помощи поливочных бочек. Наилучшие результаты дает применение поливочных автоцистерн (рис. 5), дающих очень

Рисунок 5.

большую производительность: до 75 000 лг2 в час. Хороший эффект дает применение для поливки мостовых нек-рых хим. средств, из к-рых можно назвать: 1) хлористый кальций, обладающий гигроскопическими свойствами, вследствие чего поверхность мостовой долго поддерживается во влажном состоянии; применяется в растворах различной крепости (напр. 1 кг СаС12 на 2 л воды; на 1 лг2 мостовой требуется от 0,33 до 0,40 хлористого кальция). Для этого употребляется т. н. технический плавленный хлористый кальций, являющийся отбросом производства соды, уксусной к-ты и нек-рых др. При производстве опытов в Москве оказалось достаточным применять его не более 4 раз в лето; в промежутках мостовая поливается чистой водой 1 раз в день; при этом мостовая оставалась влажной круглые сутки; стоимость применения около "25 коп. на 1 jh2 в лето. 2) Различные эмульсии, назначение к-рых связывать пыль на мостовой, не давая ей подняться, имеют большое применение за границей. В СССР производились опытные испытания Нефтяным ин-том в Москве, давшие хорошие результаты. В состав приготовляемой им эмульсии входят гудрон, технический вазелин, нашатырный спирт, вода. По заграничным данным считается достаточной обработка поверхности эмульсией 2—3 раза в год, чтобы получить полное обеспыливание. 3) Битум и гудрон применяются гл. обр. для обработки поверхности шоссе (гудронированное шоссе, см. Замощение) и булыжной мостовой. Имеется очень много способов гудронирования. Важное значение в благоустройстве населенных мест имеет вопрос оборьбе со снегом и гололедицей зимой. Вопрос этот имеет значение преимущественно в связи с задачей урегулирования уличного движения. Косвенно он затрагивает и сан. благоустройство (удаление загрязненного снега, опасность заболачивания почвы весной при таянии снега). Обычно применяемый способ удаления снега на снеговые свалки гужевым транспортом не может быть признан рациональным: он требует применения большого количества рабочих рук для сгребания снега в кучи, накладывания в колымаги и транспорта для удаления его. Снеговые свалки, к-рые обычно устраиваются в черте города, на берегах рек и пр., к весне превращаются в скопления огромных масс загрязненного снега и скола, к-рые подвергаются таянию очень медленно, а иногда не успевают стаять до следующей зимы. Рационализация этого дела заключается в применении а) снегоочистителей, сгребающих снег в сторону и расчищающих мостовую; б) машины для погрузки снега в автомобили и в) таянии его в специальных снеготаялках. На основании ряда наблюдений за границей и в СССР для снеготаяния возможно использование тепла отходящих вод (банных, промышленных); можно рекомендовать также применение снеготаялок финляндского типа, примером к-рых может служить снеготаялка системы «Фения». Для борьбы с гололедицей применяют скалывание льда при помощи ручных или механич. кирок, посыпание мостовой и тротуаров песком и золой. Очистка колхозов и совхозов.. Особо нужно подчеркнуть новую задачу, выдвинувшуюся в связи с коллективизацией сельского хозяйства и созданием крупных аг-ропоселений,—удаление и обезвреживание отбросов в населенных местах сельского типа. В них очистка должна строиться неразрывно с задачей утилизации всех видов отбросов в сельском хозяйстве: мусора, нечистот и навоза как источника тепла для парников и удобрения и пищевых отбросов как корма скота. В качестве приемников для отбросов в таких поселках можно рекомендовать отхожие места, устраиваемые над навозохранилищамл или при скотных дворах, затем отхожие места с засыпкой нечистот торфом, землей и т. п. Для крупных зданий общественного значения и общежитий вполне применимы также люфт-клозеты. Хозяйственные отбросы, мусор за 5 ОГ. исключением использованных для корма скота могут собираться в компостные кучи для перегнивания или употребляться для набивки парников вместе с навозом. Система отхожих мест над навозохранилищами, где нечистоты смешиваются с навозом, торфяных или земляных люфт-клозетов, а также компостирование нечистот и мусора значительно облегчают вывоз отбросов, к-рый может происходить при этом в несравненно более гиг. условиях, чем обычно из холодных отхожих мест и помой-ниц. Обезвреживание отбросов, осуществляемое в процессе использования в сельском хозяйстве, также не может вызвать возражений в сан. отношении, т. к. перепревание отбросов в парниках, компостах, а также запахивание их в землю при правильном ведении дела являются мерами, вполне отвечающими интересам гигиены. Нек-рое сомнение вызывает использование отбросов в сельском хозяйстве с гельминтологическ. стороны, вследствие чего в подобных хозяйствах рабочие должны быть хорошо проинструктированы в отношении соблюдения сан. правил: мытья рук, обмывания овощей и пр. Лит.: Березовский И., Устранение отбросов в городах Зап. Европы, М., 1903; Никитин А., ■Санитарные правила по собиранию, удалению и обезвреживанию нечистот и отбросов в неканализованных населенных местах городского типа, М., 1928; Put-7, е у s F., Quest ienne P., S с h о о f s F. et Rulot H., Traite de technique sanitairc, v. VІ,—As-•sainissement des villes et cimeticres, P., 1925. Периодическое издание. — Die Stadtereinigung, Feu-dingen, с 1908. См. также лит. к ст. Мусор, М усоросжигание, Навоз и Отбросы.                                                             В. Горбов.
Смотрите также:
  • ОЧКИ, простые или сложные оптические -системы, к-рые преследуют различные цели, а именно: 1) коррекцию аномалий рефракций и аккомодации; 2) исправление нек-рых недочетов в функции мышечного аппарата глаза и 3) защиту ...
  • ОЩУЩЕНИЕ, состояние сознания, вызываемое раздражением органов чувств, связанных центростремительными проводящими путями с высшими этажами центральной нервной системы—корковыми центрами. Так. образом ощущение как свойство сложного, по преимуществу коркового, процесса является конечным ...
  • ПАВЛОВ Иван Петрович (род. в 1849 г.), академик, знаменитый русский физиолог, получивший мировую известность благодаря своим работам в области физиологии пищеварения и особенно в области физиологии высшей нервной деятельности. Он является ...
  • ПАВЛОВСКИЙ Евгений Никанорович (род. в 1884 г.), известный зоолог; окончил курс Еоенно-мед. академии: с 1913 года состоит приват-доцентом, а с 1921 года профессором зоологии, а потом общей биологии и паразитологии в ...
  • PAVOR NOCTURNUS, ночной испуг, нередко встречающееся у детей в возрасте 2—8 лет своеобразное расстройство сна. Ребенок, заснувший с вечера спокойно, через несколько часов вскакивает с б. или м. резким выражением страха ...