МОРГАН

МОРГАН Томас Гент (Thomas Hunt Morgan, род. в 1866 г.), один из крупнейших современных биологов, профессор эксперимен-

тальной зоологии Колумбийского ун-тета *(Нью Иорк), президент Американской национальной академии наук. Первые работы М. посвящены вопросам экспериментальной эмбриологии и регенерации. Однако наибольшее значение имеют его работы в области генетики. Взяв в качестве объекта плодовую муху дрозофилу (см.), впервые примененную в качестве научного объекта незадолго до него Карпентером и Кастелем (1905— 1906), М., начиная с 1910 г., обнаружил множество мутаций, изучение которых привело к установлению целого ряда научных Ik закономерностей, Р легших в основу современной генетики и заслуживших даже названия «морганизма». В 1910 году наблюдением наследования генов, сцепленных с полом, М. начинает обоснование хромосомной теории наследственности с недостигнутой до него ясностью и конкретностью. В 1911 г. М. наблюдает наследование двух генов в одной хромосоме и, воспользовавшись теорией хиаз-мотипии цитолога Янсенса, создает теорию сцепления и кроссинг-овера (см. Перекрест хромосом), к-рая позже заслужила наименование закона Моргана. В дальнейшей разработке этих вопросов принимает участие группа талантливых молодых научных работников, собравшихся в лаборатории М. и давших огромную научную продукцию (Стер-тевант, Бридже, Мёллер и многие другие). Из работ школы Моргана надо особо отметить построение первого плана расположения генов в хромосоме, в основе которого лежит теория линейного расположения генов (Стертевант; 1913). Из других обобщений наибольшее значение имеют теория числа групп сцепления, теория множественного аллеломорфизма и идентичных мест и теория пола Бриджса. Открытия школы М. имеют большое значение при решении вопросов эволюционной теории. (Подробнее о морганизме—см. Наследственность.) Кроме очень большого числа специальных работ Мсрган написал: «The development of frogg's egg» (Nework, 1897); «Regeneration» (N.Y., 1901); «Evolution a. adaptation»(N.Y., 1903); «Experimental zoology» (N. Y., 1907; рус. изд.—M., 1909); «Heredity and sex» <N. Y., 1913); «The mecanism of Mendelian heredity» (совместно со Стертевантом, Мёл-лером и Бриджсом, N. Y., 1915; 2-е изд., 1923); «A critique of the theory of evolution» (Princeton, 1916; рус. изд.—«Теория эволюции в современном освещении», Л., 1926); «Evolution and genetics» (Princeton, 1925); «The physical basis of heredity» (Philadelphia—L., 1920; рус. издание—«Структурные основы наследственности», М.—-П., 1924); «The genetics of Drosophila» (совместно с Бриджсом и Стертевантом; 's-Gravenhague, 1925); «The theory of the geno» (New Haven,

1926; рус. изд.—Л., 1927); «Experimental embriology» (N. Y., 1927).
Смотрите также:
  • МОРГАНИЗМ, учение Т. Г. Моргана (см.); им самим названо корпускулярной теорией наследственности (particular theory of heredity). В наст, время М. разросся в сложное учение о локализации наследственных зачатков, или-генов в ...
  • МОРГАНЬЕВЫ ГИДАТИДЫ, hydatides Morgagni (от греч. hydatis -пузырек с водянистым содержимьш;. небольшие пузырьковидные образования, которые встречаются на поверхности яичка и его ...
  • МОРГАНЬИ Дяюванни Баттиста (Giovanni Battista Morgagni, 1682—1771), знаменитый итальянский анатом и патолого-анатом; ученик Вальсальвы и учитель целого ряда крупнейших анатомов (среди них Скарпы). В течение 59 лет занимал в Падуе кафедру ...
  • МОРГАНЬИ БОЛЕЗНЬ, см. Адамс-Стокса симптомокомплекс.
  • МОРЕЛЬ Огюст Венедикт (Auguste Benedict Morel, 1809—1873), психиатр, выдающийся представитель франц. школы психиатров середины 19 в., ученик Эскироля; медиц. образование получил в Париже; был близок с Клод Бернаром, привлекшим его внимание ...