ЛЕКАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ

ЛЕКАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ. До Октябрьской революции Л. п. в России осущест-. влялась учреждениями трех типов: государственными, общественными и частновладельческими. Гос. организация Л. п. началась с учреждения придворной (царской) аптеки в 1581 г. По истечении почти целого столетия (1672) была открыта вторая казенная аптека, но в отличие от первой она предназначалась «для продажи всяких лекарств всяких чинов людям». В дальнейшем непосредственное участие государства в организации аптечного дела выразилось в учреждении аптек лишь при военных и морских госпиталях. Первая гарнизонная аптека учреждена в Петербурге в 1704 г. При этих аптеках возникли и огороды для разведения лекарственных растений и лаборатории. Они же и служили первыми фарм. школами для обучения врачей и фармацевтов. Полуказенного типа были аптеки Приказа общественного призрения (см. Здравоохранение, период до падения крепостного права). Частные аптеки впервые были учреждены Петром I. В России начала 18 в. не было фармацевтов, способных взяться за организацию Л. п. Аптечные товары и оборудование почти целиком привозились из-за границы. Из Голландии доставляли не только лекарства, но и вспомогательные аптечные товары, как-то: уксус, деревянное масло, стеклянную посуду и даже нитки. Товары от Архангельска-порта до Москвы шли около 6 месяцев. В то .же время народ, привыкший к своим знахарям и москательщикам, не доверял иностранным врачам и аптекарям. Имеются челобитные бояр с просьбой «пожаловать их, не велеть лечиться у заморского доктора», а прислать им «практикованного знатца», т. е. знахаря. При таком положении вещей и в особенности при сильно развивавшейся торговле зеленщиков не было особых охотников приезжать в Россию— в чужую, неведомую и некультурную страну и затрачивать капиталы на покупку дома, оборудование и товары. Только гарантией больших доходов можно было привлечь иностранных аптекарей. Вот почему Петр I, приступая к созданию аптек, прежде всего устранил их конкурентов. 27/Х 1701 г. был издан указ «зеленому ряду, что в Китае-городе, также и по улицам, где есть в Китае и в Белом городе что-нибудь лавки, в которых торгуются и продаются товары, всякие зелья и масти будто за лекарства, и тем лавкам не быть, никакими зельями и травами и мастьями и лекарствами никому в тех местах мимо аптек не торговать и не продавать, и тот зеленый ряд по улицам и перекресткам лавки очистить, и продавцам тем товаром выехать вон из Ратуши». Затем последовало распоряжение об открытии частных аптек: «Для всяких надобностей и потребностей лекарств быть на Москве вновь осьми аптекам, и построить те аптеки в Китае, и в Белом, и в Земляном городах на больших и пространных и многолюдных улицах; без всякого стеснения держать и продавать в тех аптеках всякие лекарства и лекарственные спирты и иные тому принадлежащие потребные и целительные напитки». Но привычка к зеленщикам была очевидно слишком велика, и они не думали сходить со сцены, почему вскоре на них обрушивается другой указ: «и зеленому ряду и по всем улицам и перекресткам лавки, в которых всякие потребные травы и зелье будто вместо лекарства продавали, по прежнему его великого государя указу велено перенесть и в тех улицах и перекрестках лавки все сломать и очистить, а в том зеленом ряду торговать иными товарами, какими пристойно». В развитие грамоты Петра интересы частного аптекаря защищал аптекарский устав 1789 г., ст. 4-я к-рого гласит: «дабы аптекарь, употребляя необходимые издержки и труды на изготовление запасов, не понес убытков, то наблюдаемо будет, чтобы нигде никто кроме аптек лекарств в разброд не продавал». Т. о. возникла частная аптечная монополия, к-рая защищалась аптекарями и правительством на протяжении более двух столетий. С возникновением земских учреждений (см. Здравоохранение, земская медицина) начинается организация общественной Л. п., но развитие ее тормозится и ограничивается системой частной аптечной монополии. Земские аптеки были первоначально закрытого типа, при б-цах. Сильно ограниченные в средствах и предназначенные для бедного люда, земские аптеки строились весьма примитивно, без необходимого оборудования и приборов, обслуживались зачастую неквалифицированным, а иногда и безграмотным персоналом и во всей постановке дела значительно отставали от тогдашних частных аптек. Значительно лучше были организованы земские «вольные» аптеки, получив- «29 шие право свободной продажи лекарств. Но развитию сети этих аптек противодействовали частные аптекари, ссылаясь на нарушение земствами их (аптекарей) права частной собственности, т. е. привилегии. Стремясь удешевить Л. п., наиболее передовое Тверское земство еще в 1887 г. задумало организовать свой аптекарский склад и выписывать медикаменты из-за границы, минуя частных перепродавцов. Но оказалось, что русские дрогисты заранее обеспечили себя от подобных попыток со стороны общественных учреждений заключением «конвенции» с заграничными фирмами, в силу которой эти последние имели право продавать русским покупателям медикаменты исключительно через посредство русских дрогистов. Прошло не мало времени, пока Тверской губернской земской управе удалось найти комиссионную контору, согласившуюся за известное вознаграждение выписывать медикаменты на свое имя и затем доставлять их в губернскую больницу. Особенно остро развивалась борьба между земством и частным аптеко-владельцем на селе, где по закону могло быть не более одной вольной аптеки. Сельский аптекарь протестовал и против удешевления лекарства, практиковавшегося в нек-рых земских б-цах, где наряду с бесплатным лекарством отпускались рецепты по 5—10 коп. в среднем. Особого рвения к правильной организации Л. п. однако у большинства земских самоуправлений не было, и дело это развивалось очень медленно и лишь в единичных земствах. Так, в 90-х гг. возникли аптекарские склады в Елисаветграде и при Московской городской управе, а в 900 гг.— в Костроме, Екатеринославе и Екатеринбурге. Самый значительный склад был в Твери; он снабжал около 100 уездных земств и выдвинул идею общеземской выписки медикаментов, осуществленную только вовремя империалистской войны. При земских складах строились и лаборатории. Но развитие лабо-раторно-заводского дела опять натолкнулось на противодействие закона об аптечной монополии. Организовать лаборатории со свободной продажей продукции разрешалось только при вольных аптеках, а в открытии таковых земства были сильно ограничены. Даже развившийся до больших размеров Тверской фарм. завод вынужден был существовать полулегально, числясь при аптеке закрытого типа. Ходатайство Петербургской городской думы в 1907 г. об открытии 14 городских вольных аптек было отклонено, а в том же году частным лицам было разрешено открыть 24 новых аптеки в Петербурге и 16 в'Москве. Так, система аптечной монополии, вначале сыгравшая положительную роль как фактор развития рациональной фармации, впоследствии превращается в свою противоположность и становится тормозом дальнейшего развития Л. п. Длительная борьба нек-рых местных самоуправлений против аптечной монополии, поддержанная организациями служащих-фармацевтов, вскрывавших все отрицательные стороны частной аптеки, не осталась без результата, и в 1912 г. был издан закон, в силу к-рого уемствам и городам предоставлялось преи- мущественное право открытия вольных аптек. Реакционные в громадном большинстве самоуправления того времени не спешили однако воспользоваться этим правом, и до самой революции число вольных муниципальных аптек не достигало даже 300 (частных аптек в России было по данным 1914 г. 4.791; из них в городах—2.029, в селах— 2.762; рецептов было приготовлено в этих аптеках за год 32.412.972). Постановка дела в земских вольных аптеках была значительно лучше, чем в больничных и участковых аптеках. Т. о. и здесь Л. п. была организована по чисто классовому принципу: квалифицированная и образцовая для обеспеченных слоев населения за деньги и второсортная—для бедных. Особую роль играла сельская частная аптека. Этот вид аптеки возник на основании особых правил 1881 г. Сельская аптека в отличие от «нормальной» не обязана была иметь лабораторию,производить судеб-но-химич. анализы, подготовлять учеников; список медикаментов и приборов был ограничен, и к управлению сельской аптекой допускались аптекарские помощники. Т. к. главной финансовой базой для частной аптеки была частная врачебная практика, а на селе таковой почти не было, то сельские аптекари заинтересованы были в развитии т.н. «ручной продажи». Пользуясь темнотой населения, крайней недостаточностью правильно организованной мед. помощи, а также исконной привычкой крестьян лечиться у знахарей, сельский аптекарь широко развивал самолечение и приучал население к обращению за помощью непосредственно в аптеку, минуя врача. Мед. советы и лечение практиковались конечно во всех частных аптеках, но сельская аптека создала в этом отношении более законченную и упрочившуюся систему. Такая деятельность не могла не вызвать резкого осуждения со стороны прогрессивно настроенных врачей. Организации служащих-фармацевтов, боровшиеся против эксплоатации труда и за правильную постановку дела в аптеках, стали указывать на лучшую постановку дела в вольных земских аптеках. Уже с 1905 г. все чаще выдвигалось требование муниципализации аптек. В 1910 г. об-во фармацевтов-Служащих представляет XI Пироговскому съезду доклад о преимуществах муниципализации аптек, а врач А. Воскресенский на том же съезде требует изъятия аптек на селе из частных рук и передачи их земству, конечно путем «выкупа». Об-во фармацевтов-служащих требовало немедленной отмены монополии как-необходимого этапа в переходе аптек к самоуправлениям. В упомянутом докладе об-во фармацевтов говорит: «Будучи принципиальными сторонниками бесплатного лечения всех неимущих, мы предполагаем, что ближайшим путем к достижению этой цели .является наиболее широкое распространение городских и земских сан. учреждений. Вторым и весьма серьезным поводом к передаче аптечного дела в ведение муниципалитетов служит то соображение, что лекарственные продукты являются наименее доступными контролю самого потребителя и наибольшей гарантией их доброкачествен- ности явилось бы устранение побудительных к недоброкачественности мотивов», т. е. наживы за счет больных. Не малую роль в отпуске лекарственных средств играли и аптекарские магазины. Цены монопольной аптеки были очевидно не по карману населению, и оно непрестанно ищет способов удовлетворения потребности в лекарствах вне аптеки. Под давлением этой потребности Гос. совет вынужден был в нарушение вышеупомянутой монополии еще в 1814 г. постановить о «дозволении продавать простые безвредные аптекарские средства во всяком количестве травяным лавкам в москательных и зеленных рядах». С тех пор стала развиваться внеаптечная торговля медикаментами. Аптекарские магазины стали быстро расти, содержались часто фармацевтами и не только продавали безвредные средства, но и подпольно готовили лекарства, давали мед. советы, конкурируя с аптеками. В 1913 г. число аптекарских магазинов достигло 7.256 (в Европейской России и на Кавказе), т. е. почти двойного против числа аптек количества. В первом десятилетии 20 в. частная аптека, атакуемая муниципалитетами, магазинами и гл. обр. фабричным производством медикаментов, получившим широкое развитие за границей, лишилась своих обеспеченных доходов, стала приходить в упадок и растеряла остатки своих научно-производственных и лечебно-санитарных задач. Л. п. прогрессивно ухудшалась и требовала кардинального разрешения, образец к-рого стали искать в других государствах. Заграничное законодательство издавна ставило лекарственный промысел в особые условия большей или меньшей регламентации и гарантии доброкачественности. В отдельных государствах существовали и поныне существуют различные системы концессий, привилегий или др. ограничений, при к-рых учреждение аптек строго нормируется, за-ведывание и право работы обусловливаются особой квалификацией и т. п. Концессионная система в наст, время существует в Австрии, Германии, Греции, Дании, Италии, Латвии, Литве, Люксембурге, Норвегии, Польше, Румынии, Финляндии, Швеции, Югославии, Эстонии. В др. странах (Англия, Бельгия, Голландия, Испания, Португалия, Турция, Франция, Швейцария) существует явочная система, т. е. открытие аптек без предварительного разрешения, но функционирование их обусловлено особыми правилами, надзором и контролем. Все эти мероприятия однако цели не достигают, и страны с концессионной системой весьма мало отличаются от стран явочного порядка в смысле рационального обслуживания потребностей здравоохранения. И тут и там аптека является проводником сан. невежества, лекарственного фетишизма, самолечения, а порой простого обирательства. Идея обобществления аптечного дела как единственно правильной формы его организации возникла также и за границей. Еще в 19 в. в нек-рые парламенты с.-д. фракциями были внесены законопроекты о муниципализации аптек. Было указано, что всякого рода концессии, надзоры и ревизии не могут изменить основного характера учреждения — служить источником наживы отдельных лиц. При частновладельческой системе организации Л. п. государство бессильно бороться с наводнением бесполезных патентованных и тайных средств, насчитывающихся десятками тысяч, бессильно пресечь врачевание в аптеках, потворство самолечению и т. п. Поэтому идея муниципализации аптек уже в дореволюционной России была весьма популярна среди передовых слоев врачебной и фарм. общественности. Во время же империалистской войны вырождение частновладельческой аптеки достигло предела, т. к. аптека стала вдобавок рассадником пьянства, используя запрещение водочн. изделий для распространения спиртосодержащих растворов , настоек и чистого спирта по фиктивным рецептам. Лекарственный голод вызвал безудержную спекуляцию медикаментами, в которой редко какая аптека не принимала участия. Февральская революция вызвала волну забастовок служащих аптек. Забастовки принимали затяжной характер * вследствие распыленности аптек, малых штатов и организованного противодействия аптекарей. Требования об изъятии аптек из частных рук становятся все более настойчивыми, но решить этот вопрос смог только Октябрьский переворот, разрубивший запутанный узел ин-та частной собственности. По инициативе организации служащих-фармацевтов, аптеки с начала 1918 г. изымались из частных рук и передавались в ведение местных советов. Все это делалось стихийно, без указаний, а иногда и вопреки указаниям центра. Аптечное дело не принадлежало к экономическим командным высотам пролетариата, национализация к-рых была необходима в первую очередь. Кроме того блокада, саботаж и спекуляция привели к истощению последних запасов медикаментов. Органы управления, контроля и снабжения еще не были налажены. Все это заставляло опасаться результатов немедленного огосударствления таких мелких и разбросанных по всей стране предприятий, почему декрет о национализации аптек б. издан только 28/ХП 1918г.; этот декрет завершил национализацию в общегосударственном масштабе. Согласно декрету «все аптеки, кому бы они ни принадлежали и в чьем бы ведении они ни состояли, со всем находящимся в них инвентарем, со всеми принадлежностями и запасами, с существующими при них лабораториями и складами, а также с оборотными капиталами, становятся собственностью Республики (РСФСР). Национализированные аптечные предприятия поступают в ведение Народного комиссариата здравоохранения и управляются согласно правилам и инструкциям, издаваемым Комиссариатом». Общее руководство, контроль и направление деятельности национализированных аптек и аптечных предприятий было возложено на Фарм. отдел, а непосредственное управление—на местные фарм. подотделы. Для снабжения были учреждены губ. аптечные склады с лабораториями при них. Средства отпускались из сумм гос. казначейства по сметам, утвер- ждаемьш Наркомздравом. Для согласования деятельности и выработки общей линии был созван в начале 1919 г. Всероссийский съезд фарм. подотделов. Главнейшие формулированные съездом задачи по организации Л. п. сводятся к следующему: Л. п. должна быть скорая, доступная и рациональная. Производство медикаментов, могущих быть изготовленными в запас, должно перейти на фабрики и заводы. Все аптеки разных ведомств и учреждений должны строиться по единому типу. Аптеки должны быть укрупнены и они же должны обслуживать население всеми предметами санитарии н гигиены. Мед. советы в аптеках, как равно и отпуск секретных и сомнительных средств, должны быть прекращены. Эти общие принципы легли в основание всего последующего строительства аптечного дела. Помимо общего направления съезд разработал детальные указания о методах управления государственными аптеками, об их финансировании, снабжении, об организации губернских складов и уездных распределителей, лабораторий и др. II съезд фарм. подотделов, состоявшийся в июле 1920 г., развил и углубил работу по организации Л. п. Съезд санкционировал ликвидацию сельских аптек и объединение больничных аптек с внебольничными, значительно сократив число последних и установив числовые нормы для аптечной сети. Съезд установил порядок управления аптеками при леч. учреждениях и нормальные штаты, указал меры к поднятию производительности труда, к организации статистики, отчетности, делопроизводства и бухгалтерии. Были разработаны вопросы финансирования, снабжения, образования и др. (см. Аптека и Аптечная сеть). и. Левишптейн. Период военного коммунизма в деле Л. п. характеризуется централизацией управления, администрирования и снабжения. Все медикаментозные ресурсы состоят на учете НКЗдр.; местные организации снабжаются по определенной строгой разверстке последнего. Блокада, слабое развитие фарм. промышленности, невозможность пополнения лекарственных запасов, необходимость удовлетворения общих нужд страны и многочисленных фронтов требовали установления жестких норм потребления и самого экономного расходования лекарств и мед. имущества. Из национализированных (бывш. частновладельческих) аптек отпуск лекарств стал производиться бесплатно, так же как и из аптек при мед.-сан. учреждениях. Постепенно к концу периода военного коммунизма состояние Л. п. очень ухудшилось, запасы медикаментов почти иссякли.—С введением новой экономической политики постановлением СНК от 9/1 1922 г. было разрешено открытие частных аптек под контролем НКЗдр. и местных органов здравоохранения. Циркуляром НКЗдр. РСФСР от 1/VII 1922 г. предложено отделам здравоохранения перевести внебольничные аптеки на хоз. расчет. Наряду с этим было дано указание о сдаче внебольничных аптек в аренду, причем сдача в аренду могла и должна была иметь место только в том случае, если она оказалась бы более выгодной и целесообразной, чем переход на хоз. расчет. Как разрешение на открытие частных аптек, так и сдача в аренду вызывались необходимостью того времени. НКЗдравом было дано указание местам, чтобы в аренду сдавались аптеки наименее благоустроенные, плохо снабженные, аренда могла допускаться на ограниченный срок. По мере восстановления общего гос. хозяйства, по мере роста всей промышленности аптеки постепенно отбирались обратно из рук частных владельцев-арендаторов и переходили в руки государства, т. ч. к концу 1928 г. уже не было ни одной аптеки (за исключением гомеопатических) в арендном пользовании и частном владении. В наст, время вся сеть аптек, через к-рую осуществляется Л. п., находится в руках государства и состоит из аптек хозрасчетных и аптек при мед.-сан. учреждениях. Число хозрасчетных аптек в 1928/29 г. было по РСФСР: в городах—1.124, в сельск. местностях—1.033. При мед.-сан. учреждениях на 1/Х 1929 г. было аптек: по РСФСР—5.733; по УССР—957; по БССР—52; по ЗСФСР—92 (неполные сведения). Кроме того аптек, обслуживающих транспорт, находящихся при мед.-сан. учреждениях транспорта, на 1/1 1929 г. было 924. На то же число было хозрасчетных аптек по РСФСР 2.124, по УССР—■ 1.126, по БССР—169, по ЗСФСР—326, по остальным республикам—83, по всему Союзу—3.828. Количество отпущенных рецептов по основным видам помощи из всех аптек РСФСР кроме транспортных за 1928/29 г. равно 221 млн.; из них хозрасчетными аптеками отпущено 50 млн.; из общего количества рецептов отпущено застрахованным 68 млн., в том числе из хозрасчетных аптек 45 млн.; для сельского населения—127млн., в том числе из хозрасчетных аптек—5 млн.; за плату отпущено. 26 млн. рецептов, что составляет к общему количеству отпущенных в 1928/29 году рецептов 11,76%.— Всю рецептурную Л. п. за исключением хозрасчетных аптек здравотделы осуществляют за счет своих средств. В 1927/28 году общий бюджет здравоохранения без капиталовложений составлял 357,8 млн. р.; из них на медикаменты и перевязочный материал израсходовано 35,8 млн. р., т. е. 9,8% к бюджету здравоохранения. Расходы на перевязочный материал достигают приблизительно 50% всей этой суммы, т. ч. расходы на медикаменты составляют только около 5% к бюджету здравоохранения. За 1927/28 г. расход медикаментов, проведенный аптекоуправлениями за счет органов здравоохранения и по хозрасчетному сектору, составил 40 млн. р., из которых за счет органов здравоохранения пришлось 21 млн., а по хозрасчетному сектору—19 млн. Средняя по РСФСР стоимость одного рецепта для застрахованных составляет 22 коп. Средняя по РСФСР стоимость платного рецепта равна 63 коп. (довоенная средн.—56 коп.). Средняя стоимость одного рецепта, отпускаемого из аптек при мед.-сан. учреждениях сельских местностей, значительно ниже стоимости одного рецепта застрахованным в виду недостаточности ассигнований на Л. п. для сельского населения; Застрахованные, наряду с бесплатной лечебной помощью, получают и бесплатную лекарствен, помощь. Циркуляром НКЗдр. РСФСР от 6/1II 1925 г. за № 57 предложено здравотделам производить отпуск лекарств застрахованным не только из аптек медико-санитарных учреждений, где им оказывается лечебная помощь, но и из всех хозрасчетных аптек. Это мероприятие приблизило Л. п. к застрахованным и значительно улучшило ее. Л. п. застрахованным оплачивается органами здравоохранения по себестоимости, без начисления прибыли. Циркуляром НКЗдрава РСФСР от 31/Ш 1926 г. за № 39 этот порядок обслуживания лекарственной помощью распространен и на фабрично-заводские районы, расположенные вне городов. Постановлением СНК РСФСР «о порядке обслуживания сельского населения медицинской помощью» от 31/1 1930 г. предусматривается, что те группы сельского населения, которые принимают активное участие в деле переустройства сельского хозяйства на социалистических началах, обслуживаются бесплатно в первую очередь. Сюда отнесены: рабочие и служащие промышленных предприятий, совхозов и колхозов, а та.кже батраки, пастухи, лесорубы и другие группы застрахованного населения. Члены колхозов (коммун и артелей) и члены их семей в отношении медицинского обслуживания в сельских местностях приравниваются к членам семей перечисленных выше групп и обслуживаются преимущественно перед остальным сельским населением. Это постановление о медицинском обслуживании относится всецело и к лекарствен, помощи. Для увеличения средств на Л. п. сельскому населению НКЗдравом проведен закон (постан. СНК от 28/ХП 1927 г.) о том, что прибыль аптекоуправлений должна быть направлена на улучшение Л. п. в сельских местностях. В развитие этого закона НКЗдравом был издан ряд указаний о порядке использования прибыли, в результате чего 29% чистой прибыли аптекоуправлений должно быть израсходовано по указанию здравотдела на улучшение лекарственной помощи, оказываемой из аптек при мед.-сан. учреждениях в сельских местностях; остальная прибыль должна быть направлена на расширение аптечной сети в сельских местностях, в первую очередь в районах сплошной коллективизации. Эти дополнительные ресурсы в некоторых местах составляют до 30% ассигнований местного бюджета на Л. п. в сельских местностях. В 1927/28 году прибыль аптекоуправлений составляла 4.760.000 р., в 1928/29 году— 6.063.000 р., т. е. соответственно 3,93% и 4,3% к обороту. В пятилетнем плане НКЗдрав предусматривает дальнейшее увеличение ассигнований на Л. п. для сельского населения; расширение и строительство аптечной сети намечено гл. обр. в сельских местностях и в первую очередь для обслуживания социалистического сектора сельского хозяйства. Существующее деление на аптеки хозрасчетные и аптеки при мед .-сан. учреждениях было признано однако нецелесообразным, и поэтому НКЗдравом было предложено строительство аптечной сети, особенно в сельских местностях и фабрично-заводских центрах, проводить по принципу единой аптеки, т. е. аптеки, обслуживающей одновременно и амбулаторного и стационарного больного и отпускающей одинаково всем за плату как лекарства, так и предметы санитарии и гигиены (циркуляр НКЗдр. № 158/64 от 4/V 1930 г.).—Несколько обособленно находится Л. п. на транспорте, как и все дело мед.-сан. обслуживания транспорта. Сеть транспортных аптек расположена исключительно при мед.-сан. учреждениях транспорта и обслуживает только работников транспорта. Вопрос об объединении этой сети аптек с территориальной возможно разрешить только при решении общего вопроса о постепенном плановом слиянии транспортной мед.-сан. сети с территориальной. Кроме аптек лекарства отпускаются еще из магазинов санитарии и гигиены, число к-рых по РСФСР достигло на 1/Х 1929 г. 374, по УССР—250, по БССР—20, по всему СССР—651. К отпуску из магазинов санитарии и гигиены разрешаются только простейшие лекарства, применяемые обычно в домашнем быту без рецептов врачей. С введением нэп'а была разрешена оптовая торговля медикаментами частным лицам, но уже в 1925 г. НКЗдравом были приняты меры к полному устранению частных лиц от торговли медикаментами, и таковая находится теперь исключительно в руках государства.—К внеаптечной торговле медикаментами нужно еще отнести отпуск нек-рых лекарств из кооперативных лавок в сельских местностях по определенному списку (цирк. НКЗ от 11/VI 1925 г., № 123, Бюл! НКЗ, № 11, 1925). Это мероприятие вызывалось крайне недостаточной аптечной сетью в сельских местностях и необходимостью хотя бы в нек-рой мере удовлетворить нужду крестьянства в необходимейших леч. препаратах. Это приводит однако к целому ряду отрицательных явлений. Кооперативная лавка не может создать условий, гарантирующих сохранность качества отпускаемых лекарств; кроме того продавцу кооперативной лавки нельзя поручить отпуск лекарства, в к-ром он совершенно несведущ; поэтому НКЗдравом даны последующие указания о том, чтобы отпуск лекарств по определенному списку из кооперативных лавок допускался только в тех сельских местностях, где нет аптек или магазинов санитарии и гигиены, и чтобы строительство аптек производилось бы в первую очередь и гл. обр. в сельских местностях путем организации единых аптек. Одновременно с переводом аптек на хозрасчет НКЗдравом даны указания об организации аптекоуправлений (см.). Управление аптечной сетью сосредоточено в аптекоуправлениях (хозрасчетная аптечная сеть) и в здравотделах (аптеки при мед.-сан. учреждениях). До районирования аптекоуправления были губернского и уездного масштаба, и на 1/Х 1929 г. их было 89. После районирования аптекоуправления соответственно укрупнены в областные и краевые организации, находящиеся при соответствующих здравотделах, и число их равно количеству укрупненных административных в37 областей и краев.—Снабжение всех аптекоуправлений осуществляется центральными производственными и торговыми организациями по генеральному договору, в к-ром устанавливается как сумма, так и спецификация товаров. Свои учреждения и учреждения здравотделов аптекоуправления снабжают через свою сеть складов. В значительной мере снабжение производится аптекоуправлениями транзитным путем, без завоза товара на местные центральные склады, и через аптеки-распределители. Источниками снабжения являются наше внутреннее производство и импорт. Фарм. промышленность до Октябрьской революции была развита крайне слабо и гл. обр. ограничивалась изготовлением галеновых препаратов и различных готовых средств. Хим. медикаменты (салициловая группа и др.) стали готовиться у нас во время империалистской войны и то в незначительных количествах. Соотношение импорта и внутреннего производства иллюстрируется следующей таблицей (в тыс. рублей). Годы Иод и хинин 1912 . . 1923/24 .1924/25 1925/26 1926/27 1927/28 внутр. произв. импорт 5.100' —      : 2.400 —      ! 2.650 —        3.000 Пр. медикаменты внутр. произв. импорт 41% 1 59% ; 5.300 72% | 28% 1 8.100 72% ! *8% 84% 16% 85% 15% 88% ! 12% * На территории всей бывш. Росс, империи Эта таблица свидетельствует о неуклонном росте нашего внутреннего производства. Галеновые препараты готовятся внутри страны, причем этот вид производства децентрализован, т. е. каждое областное аптекоуправление готовит самостоятельно в своих лабораториях и на заводах галеновые препараты для удовлетворения нужд населения своего района. Производство хим. медикаментов сосредоточено в одной организации—Госмедторгпроме—за исключением отдельных препаратов, производство к-рых в единичных случаях находится в других организациях (аптекоуправлениях и республиканских медторгах); все производство регулируется единой программой ВСНХ СССР, согласованной с НКЗдравом РСФСР. Производственная программа фарм. промышленности регулируется НКЗдравом РСФСР при участии НКЗдр. союзных республик как по номенклатуре, так и количеству каждого препарата; устанавливается очередность производства каждого наименования с точки зрения наиболее правильного удовлетворения нужд здравоохранения. Распределение проводится согласно нормам, установленным наркомздравами в соответствии с показателями, характеризующими состояние здравоохранения в данной области или крае. Регулированию со стороны НКЗдрава под- вергаются также товары производства других отраслей промышленности: химической, текстильной и т. п.—Распределение импортных медикаментов и оборудования производится также по коефициёнтам, устанавливаемым наркомздравами. —Реализацию всех импортных заявок Госмедторгпром проводит на комиссионных началах, без завоза заказов аптекоуправлений на свой склад. Регулирующая роль НКЗдравов заключается не только в установлении лимитов сумм импортного контингента, но и в установлении номенклатуры медикаментов" и медицинского оборудования, допустимых к ввозу. К импорту разрешаются наиболее важные предметы, без которых здравоохранение не может обоЙТИСЬ.                                                     М. Хаймович. Помимо налаживания управления, финансирования, снабжения и т. п. организационных сторон Л. п. преобразования захватили и внутреннюю сторону дела. Л. п. становится важнейшей составной частью здравоохранения не только как часть терапии, но и как одно из существенных мероприятий по предупреждению заболеваний. Борьба с заразными б-нями (дезинфекция, предметы гигиены, хим. вещества сан. обихода), с переносчиками инфекций (насекомые, вредители, грызуны) и др. мероприятия по оздоровлению населения не могут обойтись без применения лекарственных средств в широком смысле слова. Задача состоит лишь в том, чтобы поставить Л. п. вровень с современными потребностями и рационализировать ее, а главное, чтобы установить правильное отношение к лекарству и его роли. С этой целью был прежде всего пересмотрен лекарственный каталог. Ни в одной области производства нет такого огромного количества продуктов и такой богатой их номенклатуры, как в фармацевтической. На протяжении веков человек все и вся пробует для преодоления своих недугов. Тысячелетняя эмпирия оставила нам массу всевозможных лекарственных материалов и средств. Многие из них то отвергались то вновь входили в употребление. Средства, долго игнорируемв1е как «народные» или знахарские, вдруг получают обоснование и широкое применение (адонис, эфедра, гармала и др.). В таксе 1911г. имелось свыше 4.000 средств, в любом заграничном прейс-куранте можно насчитать многие тысячи препаратов; одних патентованных средств, обращающихся на заграничном рынке, насчитывается несколько десятков тысяч. Лекарства одного и того же состава маскируются разнообразными наименованиями и путем всевозможной рекламы вводятся во всеобщее употребление. Один и тот же препарат выпускается в разных видах и формах, напр.: порошок, водный настой, спиртная настойка, экстракт жидкий, полужидкий и сухой и т. п. При превалирующем значении частной врачебной практики и частной организации Л. п. нет стимула к кардинальному пересмотру всего этого арсенала средств и к основательной его чистке. Но уже при первых шагах национализированной аптеки был выдвинут у нас вопрос о пересмотре каталога, и в 1920 г. был опубликован твердый список медикаментов, содержащий лишь 324 названия. «39 64© Помимо этого первоочередного списка были разработаны списки второй и третьей очереди. В ныне действующих правилах о порядке устройства аптеки список доведен до 300 предметов (цирк. НКЗ № 286, 1927 г.). С патентованными средствами, если они не являются целесообразными, проводится неуклонная борьба (см. Готовые средства). Помимо жестких правил регистрации в СССР ограничивается реклама мед. средств. Совершенно не допускаются средства тайного состава. Вместо прежней системы—допускать к обращению все, что не вредно, вводится правило—допускать лишь то, что безусловно полезно. Ценность новых средств предварительно проверяется в фарм. лабораториях и клиниках. Предприняты меры к рационализации Л. п. путем стандартизации действующих начал, выяснения рациональности той или иной лекарств, формы, рационализации прописей, замены импортного сырья внутренним и т. д. В целях борьбыс симптоматическим самолечением и аптечным знахарством изданы распоряжения (цирк. № 134, 1919 г. и № 73, 1926 г.) о прекращении отпуска из аптек средств с названием б-ни, при которой они применяются, как напр. «зубные капли», «капли от кашля», «порошки от головной боли», «желудочные капли» и т. п. Этими же циркулярами воспрещается отпускать какие бы то ни было средства без указания состава и запрещается лечение в аптеках. В целях рационализации Л. п. издан целый ряд инструкций об изготовлении и отпуске лекарств, о порядке выписывания рецептов и др. (см. Рецепт).—Одним из видов рационализации Л. п. является механизация лекарственных форм и стандартизация рецептурных прописей (см. Дозированные препараты). Из проектируемых в пятилетнем плане 395 млн. рецептов в год по РСФСР по основным видам мед. помощи (по СССР свыше 500 млн.) 70—75% будет заготовлено на заводах и лабораториях по стандартным прописям. Эта огромная работа выдвигает ряд научных и технических проблем, для разрешения к-рых требуются соответствующие специалисты и исследовательские учреждения. Новая организация Л. п. выдвинула вопрос о надлежащем оборудовании и устройстве аптечных учреждений. С другой стороны огосударствление аптеки вызвало концентрацию аптечного дела. В 1914 г. на одну частную аптеку падало 6.700 рецептов (в среднем), а в 1928 г.—около 32.000. В городах аптека, делающая 200 рецептов в день, ранее считалась весьма крупной, а сейчас нередки аптеки, выпускающие 1.000 и больше рецептов в день. Эти обстоятельства вызвали необходимость перестройки аптек и рационализации трудовых процессов. На переустройство и новое оборудование затрачены большие средства. Так напр. Московским аптекоуправлением за 6 лет истрачено на эту цель свыше 1х/2 млн. р., а на устройство новых аптек—около 1 млн. р. Целью всех перестроек было обеспечить наилучшие сан.-гиг. условия для хранения материалов, для работающих и для посетителей и ■создать условия для наиболее производи- тельного и наименее утомительного аптечного труда. Проведены значительное разделение * труда и специализация, устроены удобные, приспособленные к новым заданиям ассистентские столы, коктории, дежурные комнаты и пр. В смысле внешнего устройства мы достигли значительных успехов и дали нигде до сих пор невиданный образец новой современной аптеки. Для дальнейшего усовершенствования и.улучшения Л. помощи организована опытная станция НКЗдр. по рационализации работы аптечн. учреждений, в задачи к-рой между прочим входят рационализация Л. п. на основе повышения качества, ускорения отпуска и удешевления, исследование трудовых и технологических процессов работы, рационализация изготовления и хранения лекарств, устройства и оборудования аптек, складов и лабораторий, разработка стандартов лекарственных форм, аппаратуры и т. д.— Новая аптека вызвала потребность в работниках новой формации, и подготовка персонала была в корне изменена. Вместо прежней ученической выучки в аптеках с последующим экзаменом открыты были особые средние и высшие фарм. учебные заведения (см. Фармацевтическое образование). Надзор за доброкачественностью медикаментов как продуктов, не поддающихся контролю самого потребителя, играет особую роль. До революции каждая аптека обязана была производить анализ всех поступающих медикаментов, но это требование за самыми редкими исключениями нигде не соблюдалось. Ревизии аптек производились редко и б. ч. под руководством некомпетентных в аптечном деле врачебных инспекторов. Контроль часто сводился к выполнению формальных процедур. Разрозненность предприятий мешала установлению правильной системы надзора. В советской аптеке для этой цели разработана последовательная система мероприятий. Установлен порядок контроля производства фарм. препаратов на заводах (цирк. НКЗдрава №"114, 1928 г.), периодических ревизий складов и аптек (цирк. НКЗдр. № 114, 1922 г. и № 134, 1923 г.). Каждый склад обязан иметь аналитическую лабораторию для проверки всех поступающих лекарственных материалов (цирк. НКЗдр. № 141, 1924 г. и № 125, 1929 г.). Во многих местах практикуется периодическая выемка из аптек изготовленных там по рецептам врачей лекарств для проверки в лаборатории. Для общего наблюдения за деятельностью всех аптечных учреждений и систематических ревизий при здравотделах были учреждены фарм. подотделы, а в наст, время имеется должность инспектора-фармацевта. При НКЗдр. РСФСР существует фарм. контрольно-испытательная лаборатория,в обязанности к-рой входит: а) разработка новых методов исследования лекарственного сырья, фарм. препаратов и готовых лекарств; проверка и видоизменение существующих методов исследования; б) изучение и разработка вопросов фарм. практики по приготовлению лекарств, хранению сырья, фарм. препаратов и готовых средств; в) изучение и разработка вопросов по рационализации «41 лекарственного каталога; г) изучение и разработка вопросов по фитотоксикологии. Кроме того лаборатория производит проверочные анализы и экспертизы по вопросам исследования лекарственных материалов. В ведении НКЗдр. Украины имеется экспериментальный фарм. ин-т, в задачи к-рого входят опытная разработка научных вопросов фармации, изыскание новых лекарственных средств, исследование лекарственных растений УССР, контроль доброкачественности лекарств, забота о повышении квалификации фарм. работников и пр. Научно-исследовательской работой в РСФСР в области лекарствоведения занимается химико-фарм. ин-т ВСНХ, обслуживающий главным образом нужды фарм. промышленности. Сан.-просветительные идеи, проводимые в конкретной практической работе фармацевта и аптеки, дополняются еще просветительной пропагандой, ведущейся посредством печатания сан .-гиг. сведений на упаковках, сигнатурах, оберточной бумаге, устройством выставок, продажей популярных брошюр и т. п. Через одну оберточную 5умагу и упаковочный материал, заготовляемые Гос-медиздатом, было распространено в 1928 и 1929 гг. через аптеки около 60 млн. листовок-лозунгов . Вся огромная работа по реорганизации Л. п. была проделана при активном участии массы аптечных работников и их союзных органов. При их помощи были созданы органы управления и контроля и проработаны все руководящие положения и циркуляры. Все съезды и конференции аптекоработни-ков были посвящены общим и конкретным вопросам аптечного строительства. Помимо профсоюзных съездов следует указать на Всероссийское фарм. совещание в 1926 г. По количеству участников (587 ч.), по объему и характеру вопросов и методам их разработки этот съезд является крупнейшим этапом в строительстве Л. п. в восстановительном периоде народного хозяйства. Разработаны положения о центральных и местных органах управления и снабжения в зависимости от новых условий, установлены впервые особые формы организации Л. п. крестьянству и застрахованным, фиксировано внимание на особом значении качества Л. п., на состоянии и перспективах фармац. промышленности. Впервые с достаточной четкостью определена роль аптеки в системе советского здравоохранения. Исключительное внимание съезд уделил вопросам подготовки персонала, разработав принципиальные основы и детали высшего и среднего фарм. образования. Впервые на организационном съезде были поставлены в особой секции научные вопросы фармации с докладами об эксперимент, работах, с критикой фармакопеи , с разработкой методов анализа и т. п. Т.о. вся советская система Л. п., ведущая борьбу с лекарственным фетишизмом, с панацеями, с патентикой, с симптоматическим -самолечением за экономное и рациональное применение лекарства, выполняет свою роль в системе здравоохранения по насаждению принципов профилактики, санитарного просвещения, плановости и повышению качества.                                           И. Левинштейн. В. М. Э. т XV. Лит.: Воскресенский А., Аптечный вопрос по решению земских уездных врачебно-сан. советов. Рус. врач, 1910, № 26—27; К вопросу о самовыкугш аптечных привилегий в России, изд. Киевск. фарм. об-ва, Киев, 1904; Левинштейн И., К вопросу о реформе фармацевтического дела в России, Труды XI Съезда рус. врачей в память Н. И. Пирогова, М., 1911; он же, Основы советского здравоохранения и задачи фармации, М., 1926; о н ж е, Первые русские аптеки, Вестн. фармации, 1927, № 12; о н же, Первые частные аптеки в России, ibid., 1928, № ?>; Лекарственная помощь и мед. снабжение в пятилетнем перспективном плане здравоохранения, ibid., 1928, № 12 и 1929, № 5 (ряд статей); Материалы для истории Тверского губ. земства за 1886—1908 гг., т. IX, в. 1, Тверь, 1917; I—II Всероссийские съезды заведующих фармацевтическими подотделами, Изв. НКЗдрава, 1919, № 5—6 и 1920, № 5—6; Справочник по фармацевтическому законодательству, М., 1927; Труды Всеросс. фармацевт, совещания, М., 1927; Труды Росс, фармацевтического съезда, состоявшегося в СПБ 20—27 мая 1913 г., СПБ, 1914; X р ж а н о в -с к и й К., Положение аптечного дела в России, СПБ. 1913; Oberhard I., Zur Geschichte der russ. Apo-theken seit der Revolution 1917, Bulletin d. Haupt-versammlung d. Gesellschaft f. Geschichte der Phar-mazie, В., 1929 (также—Pharmazeut. Zeitschr., 1920, № 40).
Смотрите также:
  • ЛЕКАРСТВЕННОЕ СЫРЬЕ, естественные вещества растительного, минерального или животного происхождения или же продукты хим. промышленности, идущие для изготовления лекарств. Согласно классификации, принятой в фарм. промышленности, Л. с. делится на след. группы веществ. ...
  • ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ, растения, к-рыми пользуются при лечении различных б-ней. Использование растений для лечения было известно человеку уже в самой глубокой древности. Многие растения содержат фармакологические, действующие на животный организм вещества (ядовитые, ...
  • ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ, тот вид, в к-ром лекарственные вещества поступают в пользование лечащегося (человека, животного).— НоменклатураЛ. ф. меняется с развитием техники и медицины; новые Л. ф. возникают (напр. введенные с 1872 г. ...
  • ЛЕКЦИЯ (от лат. lectio—чтение), форма изложения знаний через связную, б. или м. длительную речь лектора (в прежнее время читавшуюся по готовому тексту). Лекционная форма обучения преобладала в русской дореволюционной высшей школе. ...
  • ЛЕМАН Карл (Karl Bernhard Lehmann, род. в 1858 г.), крупнейший нем. гигиенист. Научные работы Л. относятся ко всем областям экспериментальной гигиены и физиологии. Занимая долгие годы кафедру гигиены в Вюрцбургском ун-те, ...