КОЧЕГАР

КОЧЕГАР, «лицо, ведущее нагрузку топлива в топку котла, чистку топки, продувание котла, надзор за арматурой и гарнитурой котла, надзор за питанием котла водой и общее наблюдение за котлом» (определение III Всесоюзного теплотехнич. съезда в ноябре 1926 г.). По приблизительным данным в СССР имеется не менее 100.000 К., работаю- щих на разного рода котлах. К исполнению обязанностей кочегара согласно постановлению СТО от 13/VI 1923 года допускаются только лица, специально обученные и выдержавшие соответственное испытание. С точки зрения проф. гигиены профессия К. до сих пор недостаточно изучена, и б. или м. полные данные имеются только об условиях труда К. судовых и паровозных.—Основы. проф. вредности труда К. следующие: работа в замкнутом помещении с значительным содержанием пыли и вредных газов (СО, С02, S02, H2S и др.), с высокой и неравномерной t°, со значительным выделением лучистой теплоты, в вынужденном стоячем положении, с частым сгибанием туловища, со значительным напряжением всей мускулатуры, зрения, внимания. Работа К. связана также с непосредственной опасностью ожогов и повреждений. К. всегда угрожает также опасность взрыва. Кроме наблюдения за манометром, водомерными стеклами, водопробными кранами, инжектором, сифоном и др. приборами, требующего гл. обр. напряжения внимания и зрения, главная мышечная работа К. складывается из ряда элементарных работ, повторяющихся обычно в определенном порядке, а именно: 1)   открывание дверец топки через каждые 8—10 минут для наблюдения за горением; 2)  заброска топлива (обычно через каждые 10—12 мин.) лопатой весом около 3 кг, причем за один оборот забрасывается обычно 5—8 лопат, а на каждую лопату набирается в среднем 5—6 кг угля; 3) подрезка горящего угля длинным ломом весом от 20 до 25 кг; 4) шуровка (равномерное распределение горящего угля лопатой по всей топке); 5) очистка топки и поддувал (обычно 1 раз в смену) особой длинной кочергой, весом до 20 кг в течение 20—25 мин.; 6) заливка выброшенного шлака водой и удаление охлажденной золы теми или другими способами (обычно 1 раз в смену в течение 20—30 мин., причем вес выбрасываемой золы составляет обычно около 15% веса сжигаемого угля); 7) перелопачивание или пересыпка угля из угольной кучи, ямы, тендера или другого складочного места непосредственно к топке котла (обычно производится в 2—3 приема в течение смены). Условия труда К. в различных предприятиях промышленности и транспорта резко отличаются друг от друга и в первую очередь зависят от размера и количества обслуживаемых котлов (в малых стационарных установках 1 К. обслуживает один котел, а в больших котельных при электрических станциях на большом котле работают обычно 2 К., на паровозе большой котел обслуживается 1 К., а на пароходах обычно 1 К. обслуживает два котла) и от топлива, на к-ром работает данный котел. Наиболее тяжела работа К. при твердом топливе (дрова, уголь, торф), когда загрузка его производится вручную, и наиболее легка она при нефтяном отоплении, когда у К. отпадает почти полностью мышечная работа и труд его сводится почти исключительно к наблюдению за состоянием пара в котле и установкой необходимых условий тяги в топке, т. е. к действиям, требующим гл. обр. напряже- ния внимания и зрения. Особенно тяжелы условия труда судовых К. на твердом топливе, т. к. помимо большого мышечного труда им приходится работать в трюмной части судна, мало доступной наружному воздуху, и кроме того рабочие помещения на судах значительно меньше, чем в котельных стационарных, а вследствие этого метеорол. условия значительно ухудшаются. Приблизительные (преуменьшенные) подсчеты расхода энергии паровозного К. (Смирнов) на маневровом паровозе при расходе каменного угля около 13 тонн дают общую сумму энергии за 12-часовую смену в 3.850 кг/м, а на пассажирском паровозе при расходе угля в 40 тонн—11.970 кг/м. На морских пароходах СССР по преуменьшенным подсчетам Углова расход энергии на 1 К. в 6-часовой рабочий день при суточном расходе угля в 18 тонн составляет 6.930 кг/м; подсчеты нем. авторов определяют расход энергии судового К. в течение 1 часа в 2.600 кг/м (A. Kurrer) и даже 6.600 кг/м (P. Schmidt). Работа К. протекает при тяжелых метеорол. условиях: вследствие большого количества тепла, отдаваемого обширными поверхностями котлов и выделяющегося из периодически открываемой топки, t° в рабочей зоне К. обычно держится между 30—50° (при относительной влажности воздуха в 60—65%), естественно уменьшаясь по мере удаления от топки. На Центральной электрической станции в Киеве в кочегарке с общим объемом в 9.100 мг при 6 действующих котлах t° летом составляла 39° (при t° наружного воздуха в 22°), на расстоянии 1 м от топки она была 42°, при открытых топках она повышалась до 63°, во время загрузки топлива—до 65°, при подрезке угля и при шуровке—даже до 82°, т. к. при последней операции топки открываются на более продолжительное время. Измерения t° в кочегарке морского парохода дают следующие цифры: у самых топок—56°, в расстоянии 0,5 ж от топки—49,6°, в 1,5 м от топки—44,8° и в 2,5 м от топки—38,3°, и даже непосредственно под вентилятором, подающим свежий воздух со скоростью 6 м в 1 сек., t° равняется 29,7°. Кататермометрические наблюдения в разных местностях также доказывают значительные затруднения для теплоотдачи организмом рабочего: Ангус (Angus) в октябре 1922 г. нашел в кочегарке американского судна в Атлантическом океане t° в 27°, причем показания сухого ката колебались от 4,3 до 3,9 (вместо нормальных 6), а показания влажного ката составляли от 16,3 до 17,2 (вместо нормальных 16). По наблюдениям Углова на морском пароходе в Балтийском море при t° в кочегарке под вентилятором в 32° «Н» равнялось 4,5, а «Н^— 14,3. По наблюдениям Шварца (L. Schwarz) в кочегарке германского парохода t° была 29,5° (при t° наружного воздуха в 16,5°), а относительная влажность воздуха равнялась 64%, причем сухой ката показывал 2,7. Высокая t° кочегарки в связи с большой мышечной работой приводит к «физиол.» повышению t° тела К. и учащению пульса: у 9 К. Центр, киевской электростанции t° непосредственно после окончания работы была в среднем 37,6°, а пульс колебался в среднем от 90 до 110 ударов; при обследовании К. на русских морских пароходах Углов и Рамм находили у всех К. непосредственно после окончания работы учащение дыхания от 2 до 10 дыханий в минуту, повышение t° тела от 0,1° до 1,0° и учащение пульса от 6 до 38 ударов в мин., причем наибольшие повышения дали молодые К. со стажем в 1—2 года, а более старые К. с многолетним стажем обнаружили меньшие колебания. Тяжелые условия труда К. отражаются на потере в весе тела у К., к-рая за 4-часовую вахту у судовых К. составляет в среднем 800 г, а иногда доходит и до 2 кг несмотря на то, что К. во время вахты выпивает в среднем 1,5 л воды. Эта потеря в весе идет главным образом за счет обильного потоотделения во время работы и обычно восстанавливается во время 12-часового отдыха. Воздух котельных помещений содержит в обычное время от 30 до 40 мг пыли в 1mz, а во время пересыпки угля в кочегарку содержание пыли доходит до 100—150 мг и более в зависимости от сорта применяемого угля. Еще больше пыли, притом очень мелкой и едкой, собирается в помещении кочегарки при обдувке котлов и очистке дымоходов. Угольная пыль глубоко проникает в поры кожи и в слизистую оболочку дыхательных путей и является причиной постоянного раздражения кожи и заболеваний дыхательных путей. Из газов кроме С02, количество которой в котельных достигает 5—б мг на 1 л воздуха, постоянно встречается в кочегарке СО, начиная от едва заметных следов и кончая 0,4—0,6 мг на 1 л, т. е. в количествах, во много раз превышающих токсические дозы; особенно много СО наблюдается в машинных отделениях судов, работающих на двигателях внутреннего сгорания, т. к. при изнашивании дизеля пропускают много газов (Забелин находил в машинных отделениях волжских теплоходов 1,19 мг СО на 1 л воздуха). Количество S02 и H2S в воздухе котельных помещений находится в зависимости от сорта применяемого угля и содержания в нем серы (в то время как донецкий антрацит и кардиф-ский уголь содержит от 3% до б % серы, подмосковный уголь содержит до 12%); но при всяких сортах угля количества S02 резко повышаются во время чистки топки (доходя до 60—70 мг на 1 л), а количества H2S резко увеличиваются во время заливания выбрасываемого угля водой. Оба эти обстоятельства делают особенно тяжелой работу по очистке топок, тем более что кочегар совершает ее при усиленном и учащенном дыхании и вынужден в течение 20—25 мин. находиться в атмосфере этих едких и вредных для здоровья газов. При отоплении котлов нефтяными продуктами в воздух кочегарок попадают довольно большие количества тяжелых и легких углеводородов жирного, а иногда и ароматического рядов. ' В результате тяжелых условий труда у К. наблюдается повышенная заболеваемость: не говоря о тепловых ударах, встречающихся почти исключительно у судовых К., для всех вообще К. характерна повышенная заболеваемость простудными и ревматическими заболеваниями, катарами дыхательных путей, пневмокониозами и кожными заболе- ваниями. Кроме того у К. встречаются проф. отравления СО, S02, H2S. Поскольку основной вредностью труда К. является большая мышечная работа, наиболее радикальным средством борьбы с этой проф. вредностью является переход на отопление нефтью взамен твердого топлива. В тех случаях, когда переход на нефтяное отопление невозможен, приходится применять всякие меры по механизации погрузки топлива (автоматическая засыпка угля из бункеров, механическая подача опилок и твердого топлива), очистки топок (качающиеся колосники, автоматическая очистка зольников) и обдувки котлов. Для борьбы с высокой t° необходима максимальная изоляция котлов и паропроводов асбестом и другими материалами, а кроме того приточная вентиляция, где возможно, соединенная с воздушными завесами и душами. Независимо от этих специфических мероприятий самые кочегарки должны строиться с соблюдением сан.-технических норм, имеющихся в Обязательном пост. НКТ СССР от 14/XI 1923 г., причем особенное внимание необходимо обратить на объем кочегарки, освещение, тамбур для защиты от холодного воздуха, вентиляцию в смысле подачи достаточного количества свежего воздуха и удаления дыма и других газов и устройство душей или ванн для умывания кочегаров после смены. К работе К. должны допускаться лица после предварительного медиЦ. освидетельствования согласно постановлению НКТ и НКЗдр.РСФСР от 2/II 1925 г. и опубликованному ими списку б-ней, препятствующих поступлению на должность К. Для судовых и паровозных К. требования к их здоровью содержатся в правилах врачебного освидетельствования работников транспорта. Согласно действующему законодательству все К., работающие на твердом топливе, при загрузке вручную получают дополнительный 2-недельный отпуск, а К., работающие на подмосковном угле, получают этот отпуск независимо от способа нагрузки; паровозные К. также пользуются дополнительным 2-недельным отпуском независимо от способа нагрузки, а К. судовые получают дополнительный отпуск лишь на судах, плавающих круглый год. Рабочий день сокращен до 6 часов лишь у кочегаров судовых, работающих на твердом топливе, во время хода судна. Лит.: Попов В., Материалы к изучению условий труда нижних команд на судах, Гигиена и эпидемиология, 1928, № 3; У г л о в В., Материалы к изучению условий труда кочегаров и машинной команды на пароходах Совторгфлота, Ленингр. мед. журнал, 1927, № 1; Шретер В., Паровые котлы и пароприемники, отд. 1—Гигиена в кочегарках (Серия монографий по технике безопасности, под ред. А. Пресса, вып. 6, Москва, 1926); Pfeiffer E., Studien iiber Warmeregulation bei Heizern auf Tro-penschiffen, Arch. f. Schiffs- u. Tropenhygiene, B. XXIX,Beitieft 1, 1926; Sannemann K., Seeleu-te (Hndb. d. soz.Hyg.,hrsg. v. A. Gottstein, A.Schloss-mann u. L. Teleky, B. II, 1926); Sciiwarz L., Hygiene des Heizpersonals auf Schiffen, Zentralbl. f. Gewerbehyg., 1928, Beiheft 2.                  M. Рафес.
Смотрите также:
  • КОШЕНИЛЬ (Coccionella), засушенные самки насекомого Coccus cacti (сем. Coccideae). Имеют вид овальных телец, в к-рых с помощью лупы можно различить голову и 8 колец и полное отсутствие крыльев. Водятся в центральной ...
  • КРАВКОВ НиколайПавлович(1865—1924), выдающийся русский фармаколог. Окончил курс естественного отделения физ.-мат. факультета Петербургского ун-та, а затем продолжал образование в Военно-мед. академии, при к-рой был оставлен в 1892 г. для научного усовершенствования. Научную ...
  • КРАЙЛЬ Георг (Georg Crile, род. в 1864 г.), один из виднейших американских хирургов наст, времени. Среди Ж место занимают ра-самых больших материалов в мире. До-. статочно -сказать, ...
  • КРАНИОМЕТРИЯ (от греч. cranion—череп и metron—мера), измерение размеров черепа и головы. Простейшим и наиболее употребительным краниометром является скользящий циркуль, ножки которого, будучи сложены, соприкасаются друг с другом плотно только на половинном ...
  • CRANIOPAGUS (от греч. cranion—череп и pegnumi—-плотно соединяю), син. cephalo-pagus, разновидность двойного уродства, заключающаяся в том, что черепа двух плодов оказываются сращенными; такое сращение может быть симметричным, напр. в затылочных или лобных ...