КНИГА

КНИГА является постоянным объектом работы органа зрения у грамотного населения страны; качества ее, как показывают научные исследования и наблюдения, влияют на состояние зрения всего населения, в особенности тех его групп, для к-рых книга является объектом проф. деятельности. Для последних групп особое значение приобретает также формат К., в значительной мере определяющий рабочее положение лица, работающего с К. Кроме того К. как предмет массового обихода должна удовлетворять известным требованиям в смысле уменьшения возможности передачи через нее инфекции .—С точки зрения гигиены заслуживают наибольшего внимания следующие виды печатных произведений: 1) К. учебные, или, как их часто называют, рабочие; 2) К. для чтения (литературные произведения, художественные печатные издания, детская литература, журналы); 3) справочные издания (справочники, словари, каталоги); 4) мае- I совая брошюра (обществ.-политич., научно-популярная и пр.). Все перечисленные типы и виды К. предъявляют различные требования для работы глаз: рабочие книги требуют длительного напряжения, справочные—короткого напряжения', книги для чтения и массовая брошюра—ненапряженной, свободно регулируемой работы зрения. В смысле гигиены и рационализации труда К. должна обладать свойствами, представляющими наилучшие условия для работы зрения, при к-рых работа наименее утомительна и наиболее производительна, т. к. в одну и ту же единицу времени можно проработать большее число страниц хорошо напечатанной К., чем книги плохо напечатанной.—'Утомление зрения ослабляет восприятие знаков, т. е. замедляет чтение, вызывает мелькание в глазах, головную боль, неприятное самочувствие. Обследование зрения у учащихся неоднократно указывало весьма значительное развитие близорукости,. возрастающее с возрастом (продолжительность обучения). Конечно на развитие близорукости учащихся, помимо наследственности, кроме напряженного чтения влияли и другие факторы внешней обстановки и трудового режима, как напр. плохое освещение и т. д.; но несомненно при всех этих обстоятельствах плохо изданная школьная К. играла основную роль.—Гиг. требования к учебным книгам были экспериментально разработаны нем. учеными Коном (Cohn), Вебером (Weber) и др. В законодательном порядке нормы были впервые опубликованы в России при ближайшем участии Хлопина (1905) («Нормы для сан. контроля за учебниками и учебными пособиями»), а в последнее время в Америке и в СССР—комиссией Московского отдела народного образования и Ин-том методов школьной работы (1928). Экспериментальными работами и наблюдениями разных авторов установлено, что для легкого восприятия и меньшего утомления органа зрения буквенные знаки должны иметь определенную величину. Элементами для установления этой величины являются составные части буквы—ее штрихи, к-рые должны иметь определенные размеры в длину (высоту), ширину (толщину) и должны быть расположены на определенном расстоянии друг от друга. Читаемая страница находится нормально на расстоянии около 36 см от глаз. Буквы воспринимаются гл. образом по начертанию основных штрихов, в первую очередь вертикальных. Чем мельче штрихи, чем ближе один к другому расположены они, тем больше напряжения требуется от глаз при чтении (утолщение хрусталика, приближение глаз к книге, а следовательно наклон головы и пр.). Большинство исследователей (и опубликованные нормы) принимают следующие размеры шрифта рабочей К. 2-го и следующих годов обучения: высота основных штрихов—1,5— 1,75—2,0 мм., толщина—0,25 мм, расстояние между ними—0,5 мм; толщина связующих (вспомогательных) штрихов—0,1 мм. Этим нормам удовлетворяют шрифты «латинский» и «обыкновенный—гарнитура 6» (по общесоюзному стандарту—шрифты № 8 I и № 2) размером от 10 до 16 типографских пунктов (крупный корпус, цицеро и терция). Для К. особого назначения нормы изменяются: напр. для азбук и книг первоначального чтения они увеличиваются (высота шрифта—до 3—4 мм, т. е. в типографских мерах—кегль 16—28, по стандарту шрифтов -№ 3, «учебный»); для К. справочных—уменьшаются (высота может быть меньше 1,5 мм, но более 1 мм). Помимо размеров основным гиг. требованием к шрифту является его четкость, разборчивость для глаза, т. е. -простота начертания. Шрифт должен быть прост, без вычурности, добавочных штрихов и «украшающих» элементов, т. к. каждая лишняя черточка затрудняет работу зрения. С этой точки зрения наиболее удовлетворительны шрифты «обыкновенного» и «латинского» рисунка (станд. №№ 2, 3 и 8). По тем же соображениям в учебниках для ■первых лет обучения не рекомендуется применение курсива (который следует заменять набором в разрядку). Нормальная буква однако еще не определяет условий работы зрения в целом; последние даются гиг. компановкой всей страницы. Длинная строка требует постоянного движения головы и глазного яблока и излишнего напряжения внимания при переходе от одной строки к другой; скученность букв также затрудняет чтение. Поэтому к набору К. предъявляются следующие гиг. требования. Длина строки определяется от 81,2— 100 мм (4х/2—57г типографских квадратов) для младшего возраста и до 108 мм и более (6—6V2 квадратов) — для старшего; расстояние между строками (интерлиньяж)—3 мм (что означает необходимость применения при наборе корпусом 3-пунктовых шпон, а при «цицеро—2-пунктовых); наименьшее расстояние между отдельными словами (аппрош)— не менее 2 мм (5—6 типографских пунктов); ^наконец расстояние между отдельными буквами—не менее 0,5 мм. В сумме эти требования определяют плотность шрифта (т. е. число букв на 1 см2), к-рая не должна превышать 14 букв. К этому надо прибавить, что большую гиг. роль играют «поля» книги: узкие поля способствуют утомлению, более широкие—-облегчают чтение. Указанные нормы длины строки определяют и наиболее желательный с гиг. точки зрения формат книги, что было учтено при введении общесоюзных стандартов форматов бумаги. В системе этих стандартов для учебной книги предусмотрены форматы А5 (148 х 210 мм) и Бв (125 х 176 мм), при к-рых и соблюдается желательная длина стр®ки. Формат книги часто помимо зрения влияет и на самое положение (позу) лица, работающего над К., особенно когда читатель должен делать выписки из нее: большой формат обычно вынуждает его занимать неудобную позу (прислоняться грудью к столу и т. д.). Отсюда также вытекает необходимость возможного ограничения форматов рабочих книг.—При всех этих условиях необходимо также соблюдать четкость самой печати, интенсивность и равномерность окраски всех букв и штрихов; буквы не должны расплываться и пестрить, интенсивность окраски букв на каждой странице и средняя на разных страницах данной книги должна быть одина- ковой. Применение цветных типограф, красок, особенно—красноватой, для печатания текста недопустимо. Не меньшее значение, чем шрифт, имеет и качество бумаги, на к-рой печатается К., так как даже при соблюдении всех указанных выше условий К. может оказаться неудовлетворительной, если окажется неудовлетворительной бумага; последняя должна иметь ровную, гладкую, без глянца, чистую поверхность белого или слабожелтоватого цвета и не должна просвечивать (подробнее—см. Бумага). Методика гиг. контроля за К. несложна: штрихи букв измеряются лупой с миллиметровой линейкой (с делениями в 0,5 или 0,25 мм, а лучше в 0,1 мм), а плотность шрифта—счетом букв в квадратное отверстие, вырезанное в кусочке тонкого картона (1 см2); длина строки измеряется миллиметровой линейкой. Для измерения элементов буквы данного шрифта предпочтительно брать букву «н».— Русские учебные и рабочие К., начиная с девяностых годов 19 в. и до наст, времени, подвергались многочисленным и подробным исследованиям в гиг. отношении (всего исследовано более 1.000 К.). Эти исследования показали, что большинство изданий неудовлетворительно в том или ином отношении. Так, исследование Никитиным 348 книг (1907) показало следующие проценты неудовлетворительных К.: по качеству бумаги — около 80%, по длине строки—57%, по интерлиньяжу—-76,5%, по аппрошу—5%,по плотности шрифта—15,4%; высота шрифта—-редко ниже нормы; расстояние между основными штрихами— ниже нормы в 5%, неудовлетворительная толщина штрихов отмечена в 14% книг. Следовательно главные недочеты были со стороны бумаги и набора. Результаты исследования К. новейшего издания таковы: Калашников, исследовавший 230 К. в 1928 г., Кизеветтер, исследовавшая 125 К. (I и II ступени) в 1929 г., отметили следующие недостатки: плохое качество бумаги— 100% и 89%; неудовлетворительный интерлиньяж—79% и 70%; большая длина строки—63% и 68%; неудовлетворительная высота шрифта—-21% и 24% (для старшего возраста) и 75% (для младшего возраста); недостаточная толщина основных штрихов—13% и 23,5%; неудовлетворительное расстояние между буквами—2%;плотностьшрифта—8 %; бледность печати—45%. Следовательно и новейшие исследования подтверждают необходимость гиг. контроля за изданием учебных, или рабочих К. Строгое проведение гиг. требований, предъявляемых к К.,особенно—■ учебной, обычно встречает ряд экономических затруднений, так как применение более крупных шрифтов, больших полей и меньшего формата, увеличивая объем книги, повышает ее себестоимость и продажную цену. Поэтому устанавливаемые в обязательном порядке нормы предусматривают нек-рые отклонения от гиг. требований, что и отразилось в частности в «Положении о внешнем оформлении учебной книги», утвержденном Гос. ученым советом в 1928 г.—Имеются наблюдения, что книги, находившиеся в пользовании инфекционных больных, могут представлять опасность в смысле передачи т л

.4—вертикальный разрез литеры; В—перспективный вид ее:

н н н н Различное отношение толщины основных и вспомогательных штрихов: 1—в «обыкновенном» шрифте 2-е «английском» жирном г—в «латинском» светлом 4—в «коринне» пиши Влияние подпирающих штрихов на четкость шрифта: .?—в «обыкновенном» 2—в «латинском» 1— ножка литеры; 2—заплечики; 3—очко литеры (буква); 4 — сигнатура (рубчик); ab—кегль (6 п.). Нонпарель |6п. Петит ■ 8 п. Корпус ■ 10 п. Цицеро ■ 12 п. Терция Щ 16 п. Текст ■ 20 п. Наиболее употребительные размеры книжных шрифтов; цифры указывают величину кегля в типографских пунктах. Латинский светлый; полужирный Латинский курсив светлый; полужирный Обыкновенный шрифт Обыкновенный курсив Альдине (полуанглийский) Академический светлый; полужирный Елизаветинский прямой; курсив. ПалЬмира прямой; курсив Древний прямей; курсив Названия наиболее употребительных книжных (текстовых) шрифтов (образцы даны корпусом, т. е. на 10 пунктов). 1 л1 1 . квадрат 1 1 1 1 1 1 ! : 1 1 1 1 1 1 1 ! 1 » ~Т 1 1 1!1!|Ш||1!11|П ? ем | 1 3 1 5 1 6 ) 10 i 1 типографский квадрат=48 типографским пунктам, или 4 цицеро, или 8 нонпар.; 1 типографский пункт=0,37 5 мм; 1 квадрат=около 18 мм. Для сравнения внизу показана сантиметровая линейка. Слезла Груня с лавки, взяла тряпочку yi стерла со стола. Достала с полки ложки, большую миску, солонку с солью, положила коровай хлеба, нож и вокруг стола разостлала чистое белое полотенце. Образец набора учебника для 2-го года обучения. Длина строки 100 мм (b1/,. квадратов); высота основных штрихов — 2,7 мм; толщина основных штрихов — 0,5 лш; вспомогательных — 0,2 мм; интерлиньяж (расстояние между строками) — 3,2 мм. Набрано кеглем 16 (терция), латинским шрифтом без шпон. (К ст. Книга.) I — инфекции. Экспериментальные исследования также показали, что при благоприятных условиях на бумаге могут сохраняться значительное время некоторые болезнетворные бактерии. Поэтому в подобных случаях следует производить дезинфекцию К., а главное—соблюдать гиг. правила как при хранении К., так и при пользовании ими (не смачивать пальцы слюной при переворачивании страницы и пр.). Лит.: Внешнее оформление учебной книги, Положение, утвержденное Гос. ученым советом, М.—Л., 1928; Внешнее оформление учебной книги, под ред. И. Диамидова и Я. Шапиро, М., 1928; Душкевич-ВолынскаяЕ., Бактериологическое исследование книг читального зала Росс, публичной библиотеки, Гиг. и эпид., 1926, № 2 (лит.); Манойлов И., Исследование заражения учебников бактериями, Вестн. общ. гиг., т. XLVII, 1911; Никитин А., Исследование учебных книг в гигиеническом отношении и его методика, СПБ, 1907 (лит.); Попович О., Опыт гигиенического обследования учебников (На путях к новому человеку, сборник, Киев, 1926); Харитонов Ф., К вопросу об обеззараживании книг,С.-Петербург, 1911; Шапиро Я. и Фрейд-гейм И., Учебная книга школы I ступени в гигиеническом отношении, Московский медицинский журнал, 1926, № 8; Bacteria on paper money and books, Journ. of American med. association, v. LXVII, p. 1760, 1916.                     А. Никитин, М. Каушанский.
Смотрите также:
  • CNIDOSPORIDIA, обширная группа простейших, паразитирующих в тканях и полостях холоднокровных—беспозвоночных и позвоночных. Нек-рые формы описаны в качестве паразитов у теплокровных—кролика и человека, как напр. Encephalitozoon cuni-culi и Е. rabiei (предполагаемый ...
  • КНОПА ЖИДКОСТЬ (Кпор),питательный раствор для культивирования зеленых водорослей. Состав: Aq.dest. 1.000,0; Ca(NO<,)2— 1,0; КС1—0,25; KH2P04—0,25; MgS04— 0,25; FeCl3—следы.
  • КОАГЛЮТИНАЦИЯ, не специфическая аг-лютинация эритроцитов морской свинки, описанная Борде и Жангу (Bordet, Gengou; 1911), наступающая в том случае, когда эти эритроциты оказываются в среде, в к-рой протекает реакция преципитации (см.). ...
  • КОАГУЛИНЫ, термин, имеющий различное значение. В химии свертывания крови он равнозначен фибрин-ферменту, плазмозе и тромбину. Леб (Loeb) ввел его для обозначения освобождающихся в пат. условиях фибрин-образующих веществ (тканевые К.). Эти ...
  • КОАГУЛЯЦИЯ (от лат. coagulatio—створаживание), характерный для коллоидных растворов (золей) процесс, заключающийся либо в выпадении дисперсной фазы (см. Дисперсные системы) в осадок либо в застывании всего коллоидного раствора в студень— гель. В ...