ИНТЕЛЕКТ

ИНТЕЛЕКТ (от лат. intelligere — понимать), рассудок, разум, ум—понятие, объединяющее группу высших кортикальных (психических) функций человека, филогенетическое совершенствование которых в ря-ДУ других моментов определило виду Homo sapiens его доминирующую роль на земном шаре. Рассматриваемый в более широком смысле И. является равнозначащим познанию, традиционно противополагаемому чувству и воле, и тогда в состав И. входят ощущение, восприятие, представление, процессы ассоциации, образования понятий и мышление; каждому из перечисленных актов посвящена соответствующая глава в многочисленных трактатах субъективной психологии (напр. у Гефдинга, Вундта, Джемса, Эббингауза и т. д.). В более тесном смысле И. есть лишь наиболее сложное проявление познавательной деятельности человека—мышление, характеризуемое как познание связей и отношений и предвидение возможности таких перемен, к-рых еще нет налицо в данный момент. В этом—соц.-биол. значение и высокая ценность И., представляющего собой наиболее совершенный вид приспособления человеческого организма к непрестанной изменчивости условий среды. Учение об И. в этом смысле было до последнего времени наиболее трудной и мало разработанной областью субъективной психологии. Долго господствовало убеждение, что мышление представляет собой лишь комбинацию обыкновенных ассоциативных процессов, но только более сложного и «высокого» порядка. Считалось очевидным, что всякое мышление протекает при посредстве вспомогательных наглядных представлений и что «без образов» никакая деятельность ин-телекта, в конечном счете сводимая к ощущениям, невозможна. Против этого положения выступила так назыв. вюрцбургская школа (Kiilpe, Ach, Messer, Buhler и др.), специально изучавшая мышление в его наи- более отвлеченных формах при помощи предложенного ею «систематического экспериментального метода самонаблюдения». Она пришла к заключению, что мышление есть качественно особое переживание, не сводимое к законам ассоциации и не обязательно связанное с образностью; оно характеризуется или как непосредственное усмотрение какого-либо «правила» или «отношения» или же состоит из переживания своеобразной внутренней активности (интенсии). Выводы вюрцбургской школы далеко не получили всеобщего признания. Вообще проблема П., как впрочем и многие другие, оказалась не по силам субъективной психологии. В наст. время этот вопрос, связанный с учением о речевых реакциях, получает новое объективное освещение.                           Ю. Каннаблх. И.,или интелектуальное поведение, в объективной психологии обозначает поведение, обычно характеризующееся плановой комбинацией отдельных навыков, направленных на решение известных сложных задач. В этом смысле интелект. поведение отличается напр. от инстинктивного, рефлекторного, привычного. Поведение этих последних видов может разрешать сложные и новые для организма задачи лишь путем б. или м. случайной удачи, происшедшей в результате смены проб и ошибок; т. о. интелектуальное поведение отличается особой структурой самого акта поведения. Для этой структуры характерны след. фазы: 1) торможение примитивных рефлекторных импульсов, вызываемых теми или иными элементами воспринимаемой ситуации или эндогенными стимулами, 2) предварительная планировка того внешнего акта, к-рый будет направлен на разрешение предложенной ситуации, 3) самое осуществление данного приспособительного акта. Из этого следует, что интелек-туальный акт является не процессом непосредственного приспособления организма к поставленной перед ним задаче, но всегда опосредствованным, проходящим через фазу предварительной планировки, играющую здесь исключительно вспомогательную, функционально особую роль и служащую лишь подготовкой к окончательному моторному действию. Т. о. (если отбросить первый момент торможения непосредственных, импульсивных реакций) йнтелектуальный процесс в своей структуре характеризуется наличием двух вполне определенно очерченных фаз: фазы подготовительной (или планирующей) и фазы активной, моторной, или исполнительной . Значительно бблыиая сложность интелектуального процесса по сравнению с рефлекторным или инстинктивным дает однако возможность преодолевать несравненно более сложные и новые ситуации именно благодаря предварительному организованному планированию приспособления. Внутренним (интроспективным) выражением интелектуальной деятельности является серия переживаний,характеризуемых как мышление. Специфическая структура интелектуального процесса предполагает и совершенно особые механизмы, с помощью которых осуществляется такое плановое, организованное поведение. Роль одного из таких вспомогательных механизмов в человече ском поведении играет прежде всего речь. У ребенка (и иногда у взрослого-примитива) речь эта носит незаторможенный характер, у взрослого чаще всего становится внутренней, неслышной. Экспериментальная изоляция этого внутреннего речевого процесса обычно сильно затрудняет и протекание выраженной во-вне интелектуальной деятельности. Наоборот, каждое серьезное затруднение во внешней деятельности обычно вызывает резкое переключение на речевую продукцию; это ясно видно у ребенка, у к-рого при внешнем затруднении операции сразу наблюдается взрыв речевых реакций. Эти же проявления не носят обычно коммуникативного характера, т. е. не направлены на контакт с окружающими; они обычно связаны с вызвавшим их затруднением и носят характер предварительной планировки будущих действий; известные реальные манипуляции с вещами заменяются здесь предварительными операциями на словах с позднейшим осуществлением этого в действии. В этих условиях осуществление каждого отрезка интелектуальной операции носит (как указывает КбЫёг) характер единого замкнутого движения.—В виде предвосхищения отдельных элементов указанного процесса и в классических теориях И. встречаются указания на механизмы, объективно характеризующие интелектуальное поведение; однако свое достаточно полное значение каждое из этих положений получает лишь в сопоставлений со всей системой интелек-туального поведения. Эббингауз (Ebbing-haus) считает И. способностью комбинировать/подчиненной в то же время одной определенной установке. Штерн (Stern) считает интелект способностью посредством психических операций приспособляться к новым внешним ситуациям. Липман (О. Lip-mann) исходит в понятии И. из анализа структуры интелект. реакции; он указывает, что каждый интелектуальный акт направлен обычно на определенную вещь (и тогда он носит характер узнавания известной структуры) или на определенную цель (тогда он носит характер трансформации этой структуры). Исходя из этого, он считает возможным различать несколько отдельных видов И., характеризующихся однако организованным приспособлением индивида к различным сложным ситуациям. Наконец Ах и его школа видят в И. процесс, к-рый складывается из следующих отдельных элементов: 1) умение ставить и понимать известные задачи, 2) осуществлять их, мобилизуя соответствующие средства, опираясь на детерминирующие тенденции, возбуждаемые в индивиде соответствующей ситуацией. Так. обр. и у Аха интелектуальная операция распадается на восприятие (схватывание) известной задачи или ситуации и разрешение ее с помощью детерминирующей тенденции, к-рую он понимает исключительно как известные субъективные состояния.—Во всех этих построениях (обладающих, правда, неодинаковой степенью ясности и объективности) подчеркивается неизменно, что интелектуальный акт не представляет простой комбинации ассоциаций (как это думали ассоциационисты 19 века) или навыков и ре- флексов (как это часто пытались доказать современные авторы, стоящие на механистической точке зрения), но имеет свои особые по структуре механизмы, столь же объективные, как и иные механизмы поведения, но лишь отличающиеся функционально иными чертами. Совершенно неоспариваемый в применении к человеку процесс- интелектуального поведения возбудил большие споры, поскольку речь идет о животных. Торндайк (Thorndike) вслед за целым рядом авторов пытался показать, что поведение животного лишено планового, интелектуального характера; в своих опытах с кошкой он показал, что животное, поставленйое в трудную для него ситуацию, решает задачу путем известного совпадения привычных движений и закрепления тех из них, к-рые сопровождались удачей. Удавшееся движение, подкрепляемое известным стимулом, может, по мнению Торндайка, образовать определенный навык, и постороннему взгляду будет казаться, что животное совершает данный процесс путем интелектуального решения, хотя на самом деле никакого предварительного планировочного процесса не имеется. В целом ряде интересных исследований, посвященных И. человекообразных обезьян, Кёлер (Kohler) дал материалы, опровергающие точку зрения Торндайка, и показал с бесспорной ясностью наличие своеобразных форм интелектуального поведения у антропоидов. Опыты Кёлера сводились к тому, что он помещал обезьяну (шимпанзе) в ситуацию, где действующий на животное привлекающий стимул (плод) лежал от него на таком расстоянии, что непосредственно достать его было невозможно. Наблюдая обезьян, Кёлер отметил, что они оказываются все же в состоянии разрешить данную задачу, причем решают ее не случайной комбинацией навыков, но известным организованным действием, используя довольно сложные обходные пути и иногда даже применяя известные внешние орудия. Обезьяна отказывалась от непосредственного, импульсивного решения задачи, тормозила примитивные попытки, обращалась сначала к приготовлению или добыванию нужного ей орудия (палки, крючка, нагромождения ящиков, если плод был помещен высоко, и т. д.) и уже затем с помощью этого орудия обращалась к решению данной задачи. Процесс поведения и здесь носил явно выраженный «интелектуальный» характер, распадаясь на две фазы, первая из к-рых была подготовительной, а вторая—исполняющей. В «интелектуальной» операции животного до последнего времени оставался неясным лишь механизм, с помощью которого обезьяна осуществляет предварительный, планирующий стадий своего поведения. При отсутствии планирующей речи данный процесс должен был бы опираться на нек-рые другие механизмы. Ряд исследований указывал на то, что в «интелектуальной» поведении обезьян огромную и функционально-своеобразную роль играет зрение и что по механизму решения задач обезьяну можно было бы назвать «оптоидом». Достаточно было поместить цель и орудие в одном зрительном поле, чтобы сделать решение задачи доступным и достаточно легким для обезьяны. Помещение цели и объекта в различные зрительные поля делало для обезьяны задачу почти неразрешимой. Эта специфическая роль зрительного поля в интелектуальных операциях была с особой тщательностью изучена Еншем (Е. Jaensch) в его опытах над так наз. эйдетиками. У лиц, обладавших весьма яркими и устойчивыми наглядными остаточными образами, Енш наблюдал своеобразную форму решения «интелектуальных» задач, влияя известным образом на оптические эйдетические образы. Если испытуемому предъявлялись на экране палка и яблоко, от фиксации которых у него оставались соответствующие яркие эйдетические образы, то после предложения сильно захотеть получить яблоко испытуемый начинал ощущать сближение эйдетических образов указанных предметов, причем ему казалось, что крючок палки захватывал яблоко. Целый ряд данных заставляет предполагать, что такое предварительное оптоидное решение задачи путем сближения оптических следов воспринятых образов отражает наличие того особого механизма, к-рый заменяет предварительную, планирующую речь там, где она отсутствует. Понятно, что наличие этого примитивного механизма делает «интелектуаль-ное» приспособление на этих ступенях весьма несовершенным, ограничивает его пределами наглядных действий и с трудом позволяет выходить за пределы одного оптического поля. Сказанное выше дает возможность различить по крайней мере три стадия в развитии И., преобладающие каждый на различных генетических ступенях. 1. Стадий до-интелектуальных процессов, при к-ром каждый стимул вызывает немедленный моторный импульс; поведение еще не расчленено на подготовительную и исполняющую фазы, и приспособление происходит путем непосредственно возникающей манипуляции с внешними объектами на основе соответственных проб и ошибок. Такое поведение бывает свойственно и нек-рым видам умственной отсталости. 2. Стадий оптоид-ного И., для которого характерно предварительное решение задач в наглядном зрительном поле и последовательное осуществление их в действии. 3. Стадий речевого И., который характеризуется предварительным планированием действия с помощью речи, хотя бы и внутренней, и уже последующим организованным осуществлением спланированного. Совершенно естественно, что на каждом из описанных стадиев деятельность И. отличается специфи^ ческими особенностями, и поэтому в высокой степени метафизичной является попытка рассматривать И. как всегда неизменное образование. В связи с генетическими ступенями, но не исчерпываясь ими, стоит вопрос и о видах И. Понятие единого, общего И. за последний период в развитии науки сильно пошатнулось и заменилось целым рядом отдельных, более частных, но зато и более конкретных понятий. Так, современная психология различает по крайней мере два основных вида П.: практический, связан- ный с известной внешней деятельностью, и гностический, или речевой, связанный с операциями при помощи известных логических категорий и осуществляемый с помощью речевых механизмов. Развитие этих обоих видов И. может часто и не совпадать у одного и того же лица; в целом ряде случаев они обнаруживают достаточно резкое расхождение один от другого. Так. Штерн, Линдеман (Lindeman) и др., исследовавшие деятельность глубоко отсталых детей, констатировали почти всегда значительное снижение гностического И. наряду с сохранившимся в целом ряде случаев практическим интелектом. Совершенно понятно, что такие различные по своей структуре процессы, как практический и гностический интелект, подлежат изучению совершенно различными методами. Для изучения первого существуют схемы Липмана, Штерна, спец. практич. тесты, как напр. «клетка Бо-гена», и т. п.; для исследования второго применяются тесты, носящие речевой характер. Особенно большое внимание исследователей занимал вопрос об измерении И. Значительная сложность и разнообразие процесса сделали этот вопрос очень трудным для разрешения, и можно сказать, что единой установившейся методики измерения И. нет и до сих пор. Торндайк считает возможным выразить развитие И, в трех основных измерениях: 1) высоте, или мощности И., определяемой по разрешению известного количества возрастающих по трудности задач; 2.) «площади» И., выраженной в колич. различных типов задач одинаковой трудности, к-рые оказываются доступными для решения, и 3) скорости И., измеряемой по времени, к-рое затрачивается на решение данных задач. Совершенно понятно, что для подобных измерений необходимо применение ряда специальных тестов, охватывающих отдельные конкретные интелектуальн. функции. Торндайк выделяет для этой цели т. н. серию CAVD (тесты на дополнение текста, арифметические операции, богатство словаря и умение управлять своими действиями по определенной инструкции), др. авторы дают другие комбинации тестов. Все тесты,направленные на исследование интелектуального развития, можно разбить на две большие группы: одни из них выделяют ряд по возможности более простых и в то же время важных для И. функций (внимание, память, комбинаторные функции и т. д.) и аналитически исследуют отдельн. тестами каждую из подобных функций (так составлена напр. система тестов Россолимо); другие изучают не отдельную функцию, но целую комплексную группу интелектуальных процессов (на этом построена напр. система тестов Бине). Все означенные системы могут иметь не только измерительное, но и диагностич. значение, вскрывая отдельн. дефекты в интел ектуаль-ной деятельности испытуемого, остающиеся без такого исследования недостаточно заметными. Особенно же серьезное значение для исследования И. имеет ряд лабораторно-психологических методов, приложение к-рых дает возможность изучить самые механизмы интелектуальных операций. Еще в начале 20 века вюрцбургская школа пыталась про- следить механизмы интелектуальной деятельности методом систематического экспериментального самонаблюдения. Однако данные показали, что изучить эти механизмы чисто субъективным путем не представляется возможным и что при этом характерные механизмы интелектуальной деятельности часто ускользают. Ряд авторов (Aschaffenburg, Ziehen, Jung и др.) пытался вскрыть ряд интелектуальных механизмов, прослеживая ассоциативную деятельность личности; особенный интерес представляли попытки генетически и сравнительно-патологически проследить речевые и интелектуальные механизмы (Ziehen, Jung, Иванов-Смоленский, Лурия). Существенные данные в исследование И. внесла школа Аха, разработавшая методику исследования одного из важнейших интелектуальных процессов—образования понятий—и проследившая этот процесс у нормальных взрослых, детей и больных. Изучение И. получает существенную помощь со стороны патологии. Особенно большое значение для уяснения механики И. имеют случаи с такими заболеваниями, как афазия, агнозия и т. п., при к-рых удается вскрыть многие механизмы интелектуальных процессов и вычленить в них же моменты, к-рые относятся за счет деятельности речи, функции восприятия и т. п. Природа как бы выполняет здесь работу экспериментатора. С другой стороны теория интелектуальных процессов, разработанная психологами, оказывает значительную помощь клинике, заменяя суммарное представление о «демен-ции», слабоумии, совершенно определенным представлением о нарушении тех или иных конкретных механизмов И.            а. Лурия. Лит.: Мейман Э., Лекции по экспериментальной педагогике, т. II, М., 1917; А с h N., Uber die Willenstatigkeit u. Denken, Gottingen, 1905; о н ж е, T3ber die Begriffsbildung, Bamberg, 1921; Kotl-k a K., Grundlagen der psychischen Entwicklung, Osterwieck, 1925; Kohler W., Intelligenzpriifuh-gen an Anthropoiden,B., 1917; L i p m a n n O., tFber Begr,ff u. Formen der Intelligenz, Ztschr. f. angew. Psyehologie, Band XXIV, 1924; Lipmann 0. und Bogen H., Naive Physik, Lpz., 1923; S t e rn W., Person und Sache, Lpz., 1923; T h о г n d i k e E., Animal intelligence, N. Y.—L., 1911; он ш е, The measurement of intelligence, N. Y., 1927; Yerkes R., The mind of a gorilla {Genetic psychology monographs, v. II, 1—2 and 6, Worcester, Massachusets, 19 ^ 7); он ж e, The great apes (Comparative psychology monognphs, v. V, ■№ 2, Oxford, 1928).
Смотрите также:
  • ИНТЕНЦИИ (от лат.intentio—намерение), термин, встречающийся в схоластике и означающий отношение сознания к своему объекту. Этот термин был введен в новейшую психологию Брентано (Brentano), а затем укрепился в т. н. вюрцбургской школе ...
  • ИНТЕНЦИОННОЕ ДРОЖАНИЕ,дрожание, полностью или почти полностью отсутствующее в покое и резко усиливающееся при движении: при попадании пальцем в кончик носа, при поднесении стакана с водой ко рту и т. д. Дрожание ...
  • INTER VALLA LUCIDА (лат.), светлые промежутки, термин, употребляемый в психиатрии и невропатологии для обозначения полного отсутствия у больного в течение некоторого времени' болезненных явлений. В психиатрии он применялся для определения промежутков нормального ...
  • ИНТЕРКИНЕЗ (син. интерфаза), термин, предложенный для обозначения промежутка между I и II редукционными делениями (Gregoire; 1905). Чаще употребляется для обозначения «покоящегося», или «вегетативного» состояния ядра.
  • INTERMITTENS LARVATA, название, даваемое иногда приступам малярии, протекающим без лихорадки и проявляющимся в различного рода невральгиях, головных болях или в кратковременных вспышках псих, расстройства, к-рое представляет т. о. в этих случаях ...