ИЗОЛЯЦИОННО-ПРОПУСКНЫЕ ПУНКТЫ

ИЗОЛЯЦИОННО-ПРОПУСКНЫЕ ПУНКТЫ,особый вид леч.-сан. учреждений, к-рые устраиваются в определенных (б. ч. узловых) пунктах жел.-дор. и водных путей сообщения для борьбы с распространением заразных б-не& среди движущихся масс населения и в своем развернутом виде осуществляют следующие задачи: 1) мед .-сан. осмотр движущихся организованных групп населения, 2) временную изоляцию выделенных из этих групп заразных и подозрительных больных, 3) эвакуацию их в леч. учреждения, 4) сан. обработку самих движущихся групп населения и 5) мытье и дезинфекцию их белья и одежды, а также вагонов, в к-рых эти массы передвигаются. Для правильного выполнения указанных задач И.-п. п. должны иметь следующие учреждения и установки с соответственным оборудованием и инвентарем: а) приемную и амбулаторию с аптекой (амбулатория имеет очень большое значение для вылавливания подозрительных больных); б) изолятор с возможностью размещать отдельно различные виды инфекции до отправки б-ных в леч. заведения; в) помещение для обсервации подозрительных по заразным заболеваниям или карантинируемых; г) баню пропускного типа с парикмахерской; д) прачечную; е) дезинфекционные установки и аппараты и ж) транспорт для перевозки б-ных и разных хоз. нужд. Указанный круг задач И.-п. п. и нормальный тип их устройства и оборудования выявился лишь постепенно в процессе их развития, который может быть разделен на 3 периода, резко отличающиеся по объему и характеру деятельности И.-п. п.: 1) от 1914 г. до 1918 г., 2) от 1919 г. до 1923 г. и 3) от 1924 г. до настоящего времени (1929). И.-п. п. возникли впервые в качестве временных учреждений во время войны, когда по приказу верховного начальника санитарной и эвакуационной части от 9 ноября 1914 года они были организованы Министерством путей сообщения (у которого тогда была самостоятельная врачебная служба) на главных путях эвакуации раненых и военнопленных с театра военных действий и производили осмотр только проходящих эшелонов с ранеными и пленными, выделяя из них заразных б-ных, к-рых передавали на излечение в соответств. леч. учреждения. Когда под влиянием большой беженской волны в стране рассеялись.очаги холеры и тифов, а с другой стороны усилилось движение других организованных групп населения, то тем же верховным нач. сан. и эвак. части в марте 1916 года были изданы «Правила санитарной службы План Брянского санитарно-пропускного пункта: 1—прием багажа; 2—багажная кладовая в два яруса; 3—главный вход; 1—приемный покой; 5—кабинет врача; 6—аптека; 7—запасный выход; 8—ожидальная прибытия пассажиров; 9—изоляционно-банное отделение; 10—караульное помещение; 11—кладовая; 12—сени; -ГЗ—ожидальная прибытия публики; It и 14а—мужская и женская уборные; IS—проход; 16 и 1ва—мужская и женская раздевальные; 17—прием вещей в дезинфекцию; 18—раздача мыла; 19—дезинфекция волос; 20—мыльная; 21—души; 22—дезинфекционная камера; 23 и 23а—мужская и женская бельевые (выдача полотенец); 24 я 21а—одевальные мужского и женского отделений; 25—выдача вещей; 26 и 2г—общая чайная-ожидальная для публики, прошедшей через санитарный пункт; 28—главный выход; 29—сортировка грязного белья; 30—стиральная комната прачечной; 31—сушилка; 32—каток; 33—коридор; 34—-починочная чистого белья; 35—гардеробная персонала; 36—канцелярия; 37—калорифер; 38—труба; 39—слесарная мастерская и электрическая станция; 40—кочегарка на два паровоза; 41— кочегарная яма. И.-п. п. на жел. дорогах», к-рьши врачебный осмотр был распространен также и на поезда воинские, с рабочими, с беженцами, и в отдельных случаях даже на пассажирские поезда. Несмотря на то, что в этих правилах были регламентированы все детали устройства и оборудования самих И.-п. п. и был установлен порядок их работы, фактическое устройство и оборудование И.-п. п. было крайне пестрое, и работа их не носила регулярного характера. Число всех И.-п. п. к концу 1918 г. не превышало 40, большинство пунктов не было выделено в самостоятельные единицы из состава постоянных жел .-дор. врачебных участков, в которые они входили, и все они сплошь и рядом загружались работой по обслуживанию инфекционных больных среди постоянного железнодорожного населения. Поэтому уже после революции, в конце 1919 года, в целях борьбы с эпидемиями тифов во всей стране и особенно в Красной армии решено было создать планомерную сеть карантинных и И.-п. пунктов, чтобы с их помощью организовать полный и систематический надзор за воинскими эшелонами на всем пути их формирования и продвижения. Наряду с восстановлением некоторых железнодорожных И.-п. п. Отдела путей сообщения НКЗдр. (к к-рому со времени образования НКЗдр. перешли все врач .-сан. учреждения бывшего Министерства путей сообщения) функции И.-п. п. были возложены на особые врачебно-пита-тельные пункты секции НКЗдр. по оказанию- врач.-сан. помощи эвакуированным больным и раненым воинам, военнопленным и беженцам (так стал называться бывш. отдел врачебно-питательных пунктов Земского и Городского союзов), а также на врачебно-питательные и обсерва-ционно-продовольственные пункты Центро-пленбежа и сменившего его Центроэвака. В течение 1919—20 гг. всеми этими учреждениями по приказам РВСР была организована сеть И.-п. п., составленная с таким расчетом, чтобы каждый воинский эшелон во время своего пути один раз в сутки подвергался осмотру на' одном из И.-п. пунктов и один раз в 5—7 дней подвергался на более крупном И.-п. п. полной сан. обработке (мытье в бане, смена белья и дезинфекция одежды). Вся эта сеть охватывала к концу 1920 г. 172 И.-п. п. на мсел.-дор. путях, в том числе 42 И.-п. п. было организовано Отделом путей сообщения, 71—Отделом врачебно-питательных пунктов НКЗдр. и 59 И.-п. п. было организовано Центроэваком; кроме того было устроено 78 И.-п. п. на водных путях, в том числе 37—Отд. путей сообщения НКЗдр., 23— Отд. врачебно-пит. пунктов НКЗдр. и 18— Центроэваком. Хотя все эти И.-п. п. находились в ведении разных организаций, но они все были конструированы по одинаковым типам, работали по единому плану, единой инструкции, под контролем Главного воен.-сан. управления и под общим руководством Чрезвычайной воен.-сан. комиссии при РВСР; типы, штаты и инструкции были утверждены для всех И.-п. п. и опубликованы соответственными прика- зами РВСР, так как они обслуживали преимущественно красноармейцев и получали от органов военного ведомства все виды довольствия и топлива. Т. к. все же эта работа через посредство различных организаций не всегда выполняла с достаточной быстротой и четкостью все задания военно-сан. ведомства,- то в октябре 1920 г. в наиболее ответственных и крупных (по объему воинского движения) железнодорожных узлах (Москва, Харьков, Полтава, Дарница, Батайск, Смоленск, Полоцк, Гомель, Челябинск, Сызрань и Пермь) принадлежавшие разным организациям И.-п. п. были переданы непосредственно военно-сан. ведомству; последнее усилило их материальными и личными средствами и под названием «литерных И.-п. п.» превратило в мощные сан. фильтры, через которые проходили все без исключения воинские эшелоны и команды и поезда с контингентами военнопленных, беженцев, рабочих, причем все организованные группы движущегося населения подвергались на этих литерных И.-п. п. полной сан. обработке. Образцом для организации мощных литерных И.-п. п. послужили привокзальные И.-п. п., или, как они назывались, санитарно-пропускные пункты г. Москвы, к-рые были организованы в срочном порядке летом 1920 г. по декрету СНК от 13/V 1920 г. в целях борьбы с распространением эпид. заразных б-ней в Москве прибывающими в нее пассажирами дальнего следования. Согласно этому декрету СНК и были организованы сан.-пропускные пункты на 7 вокзалах г. Москвы со специально построенными для них мощными пропускными банями (с пропускной способностью от 3.000 до 8.000 человек в сутки), специальными дезинфекционными камерами, отапливавшимися горячими дымовыми газами от паровозов, приемными покоями, ожидальнями,чайными, столовыми и изоляционными отделениями для временного пребывания заразных больных, снимаемых с поездов. Об устройстве привокзальных сан. пунктов можно судить по прилаг. чертежу (см. ст. 213—214). Все И.-п. п. по мощности своего оборудования разделялись на 5 типов (см. таблицу на ст. 217—218). Т. к. развитие эпидемий и передвижение разных групп населения в 1921 г. увеличилось, то количество И.-п. п. в этом году возросло. Происходило постепенное собирание И.-п. пунктов различных ведомств в секции И.-п. п. Отдела путей сообщения НКЗдр., причем, вследствие передачи в эту секцию И.-п. п. военно-сан. ведомства и упомянутых сан.-пропускных пунктов г. Москвы, число всех И.-п. п. в одной этой секции доходило до 186. На долю их пала большая работа по обслуживанию всех демобилизованных из армии, по изолированию холерных больных, а также по обслуживанию голодающих и переселенцев на всех путях сообщения. О размерах работы И.-п. п. в это время можно судить из того, что в 1921 г. за 574 дня работы И.-п. п. на 7 сан.-проп. пунктах г. Москвы прошло через полную сан. обработку 411.547 человек (в том числе 211.468 красноармейцев и 28.423 изоляционные дома Размеры и оборудование учрешдеиий И.-п.п. Типы И.-п. п. Баня с про- Прачечная Изолятор пускной способностью с пропускной способностью Дезинфекц. камера в день в день Четвертый тип 25— 50 коек 200—100 чел. 80—160 кг белья Жаровая или Третий » 50—100 » 400—600 » 160—240 » » серная Жаровая или Второй » 100—150 » 600—800 » 240—320 » » серная Паро-форма- линовая Первый » 150—200 » Проходная на 500—1.000 чел. спарикмахерской 400—800 к » Паровая или паро-форма-линовая Литерные И.-п. пункты .... 200—300 » Проходная на 5.000—7.000 ч. 1.600—2.000 кг белья Паровая или паро-форма- с парикмах. линовая пленных и беженцев), а на остальных И.-п. п. за 9 месяцев было осмотрено 14.523 красноармейских эшелона, 24.098 пассажирских поездов и 977 пароходов; кроме красноармейцев, через И.-п. п. прошло 85.928 беженцев и военнопленных, 86.626 рабочих и переселенцев и 4.282 рабочих железнодорожного и водного транспорта. Из миллионной двигающейся массы было вымыто на И.-п. пунктах в банях 607.960 красноармейцев и пассажиров и выделено больных 23.220 красноармейцев и 18.922 пассажира, а подозрительных по инфекциям—-10.330 красноармейцев и 12.188 пассажиров. На И.-п. п. было принято за 9 месяцев 1921 г. 360.193 амбулаторных больных, 45.906 стационарных заразных и 40.362 стационарных б-ных, к-рые провели в общем 371.308 госпитальных дней; кроме того выстирано белья свыше 320.000 кг и продезинфицировано вещей и белья свыше 160.000 кг и 36.503 вагона. В 1921 г. управление И.-п. п. на всех путях сообщения было централизовано в особом подотделе И.-п. п., который входил в состав Отдела путей сообщения НКЗдр. В 1922 году И.-п. п. сыграли большую роль в борьбе с эпидемиями среди голодных беженцев, а начиная с 1923 г. в связи с прекращением гражданской войны и стихийного передвижения людских масс и резким падением эпидемий во всей стране число И.-п. п. стало резко уменьшаться; с 1924 года исчезла и организация самостоятельного подотдела И.-п. п. в центре и соответственных секций на местах. С той поры и до наст, времени (1929) на жел.-дор. путях имеется 22 И.-п. п.—в Вязьме, Смоленске, Сызрани, Туле, Воронеже, Лисках, Самаре, Саратове, Челябинске^ Красноярске, Владивостоке и других пограничных и внутренних станциях жел. дорог по главным путям формирования и передвижения переселенцев в Сибирь и на Дальний Восток и рабочих в заволжские районы и в Среднюю Азию и кроме того небольшое число вспомогат. отрядов на промежуточных станциях в местах длительных стоянок переселенческих масс и в местах расположения переселенч. пунктов Наркомзема.—Т. о., возникнув в начале империалистской войны v качестве временных разрозненных вспо- могательных учреждений для врач .-сан. обслуживания воинских масс, раненых и военнопленных, И.-п. п. в период гражданской войны с ее массовыми эпидемиями и колоссальными передвижками военного и гражданского населения достигли своего максимального развития и вылились в централизованную сеть И.-п. п. с централизованным автономным управлением. С окончанием гражданской войны и переходом *к мирному Строительству они превратились в постоянную вспомогательную часть сан.-эпид. организации на путях сообщения, к-рая вместе с другими частями лечебно-санитарного аппарата обслуживает движущиеся организованные группы населения и этим самым оберегает как их, так и всю страну от распространения заразных болезней. Лит.: Ефимов А., Положение вопроса о санитарном обслуживании движущихся масс на украинских путях сообщения, Гигиена и санитария путей сообщения, 1923, № 3—4; Левинсон Я., Привокзальные санитарные пропускные пункты города Москвы, Берлин, 1922.                                М. Рафес.
Смотрите также:
  • ИЗОЛЯЦИОННЫЕ ДОМА, или квартиры, называемые также изоляторами, занимают особое место среди изоляционных учреждений другого назначения, поскольку И. д. служат определенной цели в системе противоэпидемических мероприятий, а именно изоляции здоровых людей из ...
  • ИЗОЛЯЦИЯ BOflbHblX^paHn,.isolation— разобщенность), уединение, разобщение, сан. мера, состоящая в разобщении заразного б-ного или подозрительного на заразную б-нь лица с целью предупреждения распространения б-ни. Б-ные изолируются на,срок, на к-рый они остаются заразными; ...
  • ИЗОМЕРИЯ (от греч. isomeros—составленный из равных частей), явление, состоящее в том, что вещества, имеющие одинаковую молекулярную формулу, различаются между собой физ. и хим. свойствами. Первый подобного рода случай описал Либих (Liebig) ...
  • ИЗОМОРФИЗМ (от греч. isos—равный и morphe—форма), заключается в том, что различные, близкие по своей хим.природе вещества кристаллизуются в одной и той же форме и способны выделяться из растворов в однородных кристаллах, ...
  • ИЗОМОРФНЫЙ СКЛЕРОЗ (глиоз), характеризуется разрастанием глиозных элементов, замещающих собой погибшую нервную »8 ткань и располагающихся в том же порядке и направлении, какие характерны для структуры данного отдела центральной нервной системы; при анизоморфном ...