ИДЕНТИФИКАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ (от французск. identification—отождествление), отождествление себя с другим существом; одно из основных понятий психоанализа. Особенно отчетливо процессы И. проявляются в сновидениях, где они представляют частичный вид сгущения, т. е. соединения в одном образе признаков нескольких предметов. Действительно, во сне иногда бывает, что спящий видит себя в видах и положениях, присущих другим людям, как бы принимая последних в свою личность. Иногда И. бывает полной, иногда—частичной, но всегда она представляет процесс полного слияния, в котором оба отождествляемые лица, как бы покрывая друг друга (вроде двух изображений, снятых на одно и то же место фотографической пластинки), непосредственно переживаются как одно «я». Чаще всего И. объединяет личность спящего с людьми, к к-рым у него есть те или иные аффективные отношения, к-рые обладают чертами и свойствами, приятными или ненавистными ему в самом себе, или же совершают действия, о каких субъект мечтает или мечтал наяву. Как и другие механизмы сновидения, И. находит себе место и в генезе некоторых невротических симптомов и в картине таких психозов, как схизофрения (построение бреда, галлюцинации).—Гораздо более Спорной является роль, отводимая Фрейдом И. в происхождении т. н. Эдипова комплекса, определяющего, по его мнению, психологическое развитие каждого ребенка и юноши. Маленький мальчик, говорит Фрейд, проявляет особый интерес к своему отцу: он хотел бы стать таким, как тот, быть на его месте во всех случаях. Отец является его идеалом, лицом, к-рое ему хотелось бы заменить. Будучи эротически привязан к матери, ребенок в конце-концов замечает, что отец стоит на его дороге, и с этого времени И. его принимает враждебный оттенок, становясь равнозначной желанию уничтожить отца и занять его место у матери. Ребенок однако идентифицирует себя не только с отцом, но и с матерью, а позднее, когда подрастет, и с другими взрослыми, особенно воспитателями, любимыми героями и пр. Отождествляя себя с ними, развивающаяся личность образует постепенно свое «сверх-я», или «идеальное я», которое на основе И. с окружающими людьми и принимает в себя общие данной среде моральные принципы и социальные чувства, формируя то, что называется совестью личности. Бессознательная И. лежит в основе всякого добровольного подчинения: гипнотизируемого—гипнотизеру, последователя—вождю и т. д. В общем учение об И. является несомненным углублением наших знаний о некоторых психопатических процессах, однако чрезмерно широкое распространение его на всю область генетической и соц. психологии должно быть ограничено и дополнено другими объяснительными принципами социологического порядка. Лит.: Кречмер Э., Медицинская психология, Москва, 1927; Фрейд 3., Психология масс и анализ человеческого «я», М., 1925; Ш и л ь д е р П., Очерк психиатрии на психоаналитической основе, Одесса, 1928.                                            П. Зиновьев.
Смотрите также:
  • ИДЕНТИФИКАЦИЯ В СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЕ, установление тождества (идентичности) личности на основании определенных признаков и особенностей, являющихся отличительными для того или другого лица. И. пользуются в целях выяснения личности преступников-рецидивистов, при опознавании трупов неизвестных лиц ...
  • ИДЕНТИЧНЫЕ ТОЧКИ СЕТЧАТКИ, симметрично расположенные на сетчатках обоих глаз точки, одновременное раздражение которых оптическими образами вызывает представление об одиночном предмете. Расположение этих точек легче всего уяснить симметричным наложением сетчаток левого и правого ...
  • ИДЕОКИНЕТИЧЕСКАЯ АПРАКСИЯ,подвид, по Липману (Liepmann), идеомоторной апраксии. При идеомоторной апраксии, несмотря на сохранение общего плана действо-вания, б-ной не в состоянии осуществить его, т. к. не знает, как осуществить каждый из составляющих ...
  • ИДЕОМОТОРНЫЙ РЕФЛЕНС, рефлекс внимания, или рефлекс Пильца (Piltz), наблюдается в зрачке и характеризуется расширением зрачка при одном только пред- ставлении темных предметов, темной комнаты; представление делаемых усилий, болезненных ощущений также вызывает ...
  • ИДИОГРАММА (от греч. idios—свой и graplio—пишу), термин, введенный Наваши-ным для обозначения совокупности морфологических особенностей хромосом как основного и постоянного признака вида, при этом обнаруживающегося ранее всех остальных— еще при первом делении ...