ЗООЛОГИЯ

ЗООЛОГИЯ, одна из наук биологического цикла, занимающаяся изучением животных организмов. Основание 3. как науки в ее первоначальной описательной форме положено Аристотелем за три века до хр. эры. В своей «Истории животных» Аристотель не только дает внешние описания многих животных, но касается также анатомии, развития нек-рых форм и делает первую попытку классификации животного царства, деля животных на «обладающих кровьюи бескровных». Дальнейший ход греко-римской цивилизации в общем далек от естествознания и не дает имен крупных зоологов, кроме некоторых компиляторов, вроде Плиния. Весь длинный период средневековья был тоже чрезвычайно неблагоприятен для развития опытных наук, т. ч. 3. после многих веков затишья начинает нормально и непрерывно развиваться лишь с XVI—XVII вв. Вначале 3. идет вперед гл. обр. трудами крупных анатомов—Везалия, Евстахия, Фаллопия, Фабриция, к-рые, разрабатывая гл. обр. анатомию человека, уделяли часть своего внимания и различным животным. К этой же эпохе относится и открытие Гарвеем кровообращения. В это время зоологические исследования носят довольно смешанный, энциклопедический отпечаток. В конце XVII в. и в XVIII в. 3. вступает в систематический период своего развития, тесно связанный с именами Джона Рея и Карла Линнея. К этому времени в руках ученых, особенно за период эпохи великих географических открытий, накопился громадный, но хаотический описательный материал по фауне различных стран, требовавший приведения в порядок. Первую попытку в этом направлении сделал Д. Рей, впервые точно формулировавший понятие о виде и отчасти о роде, а также давший краткую систему животных, основанную на анат. признаках.—-Труд, намеченный Реем, был блестяще развит шведским натуралистом Линнеем. Он ввел для обозначения каждого вида организмов строгую бинарную номенклатуру на лат. языке, применил ее для обозначения большинства известных в его время животных и растений и дал систему животных, базирующуюся на столь существенных морфологич. признаках, что она частично сохраняется и теперь. Линней делил животных на 6 классов: млекопитающих, птиц, гадов (афмибий и рептилий), рыб, насекомых и червей. По своему научному мировоззрению Линней являлся строгим приверженцем понятия о постоянстве видов.—Самый конец XVIII в. и первые две трети XIX в. характеризуются расцветом вЗ. сравнительно-анатомического направления, на фоне к-рого постепенно развертывается эволюционное учение. Соединяясь у т. н. натурфилософов (Окен, Карус, Гете и др.) с рядом б. ч. беспочвенных и бесплодных гипотез, сравнительная анатомия нашла себе блестящего поборника в лице Кювье. Овладев огромным анат. материалом, Кювье устанавливает нек-рые сравнительно-анат. законности, напр. принцип корреляции органов, а также намечает в животном мире 4 главных плана строения, соответственно с чем и делит всех животных на 4 «ветви» (embranchements): позвоночных, членистых, моллюсков и лучистых. Свои срав-нительно-анат. принципы Кювье проводили при изучении остатков ископаемых животных, вызвав к жизни новую отрасль зоологических наук—палеонтологию. Будучи подобно Линнею защитником теории постоянства видов, Кювье вступает в борьбу с пробивающимся в это время эволюционным учением, представленным среди его современников Ж. Ламарком и Жоффруа Сент-Илером. Несмотря на полную победу Кювье в его знаменитом споре с Жоффруа Сент-Илером, эволюционная идея уже вскоре после смерти Кювье стала руководящей не только в биологии, но и в ряде других дисциплин; окончательно же она восторжествовала с появлением (1859) сочинения Чарльза Дарвина «О происхождении видов» (см. Дарвинизм). Параллельно с развитием теоретич. вопросов, время, предшествующее и последующее за появлением знаменитого труда Дарвина, изобилует рядом крупных сравнитель--ных анатомов, каковы Гёксли, Гегенбаур, И. Мюллер, А. Дорн и мн. другие. В начале XIX в. и особенно во второй его половине центр тяжести зоологических исследований переносится в область эмбриологии, т. е. изучения развития отдельных животных. В этом эмбриологическом периоде наряду с Бэром (1-я половина XIX в.), Э. Геккелем, формулировавшим биогенетический закон, и братьями Гертвигами, давшими во второй половине XIX в. теорию зародышевых пла- стов, следует отметить блестящие работы русских ученых—Мечникова, А. Ковалевского, Заленского и др. В последние два десятилетия XIX в. развивается еще одна ветвь 3.— экспериментальная 3., привлекающая к себе в настоящее время большой интерес. Эта область, охватывающая большое число весьма различных вопросов, трактует о влиянии на развитие и изменение животных различных внешних факторов, изучает общие закономерности в ходе процесса индивидуального развития (механика развития), занимается исследованием явлений регенерации и трансплянтации и т. д. Главными представителями этого направления могут считаться Ру, Барфурт, Чайльд, Дриш, Гербст, Кам-мерер, Лилли, Лёб, Морган, Пржибрам и мн. другие.—Наконец с самого начала XX в. вырастает новая ветвь зоологич. исследований—г е н о т и к а, занимающаяся вопросами наследственности. Хотя основные законы наследования различных морфологических признаков были открыты еще в 70-х гг. XIX века Грегором Менделем, идеи последнего не получили сначала широкой известности, и лишь в 1900 году проверка работ Менделя сразу тремя видными ботаниками (де Фрис, Чермак и Корренс) привлекла к этим вопросам всеобщее внимание, после чего генетика приобретает доминирующее значение среди современных биологич. направлений. С развитием генетики тесно связаны имена Бетсона, Иогансена, Нильсона-Эле, де Фриса, Т. Моргана и целого ряда других.— Из этого очерка выясняется отчасти и тот круг вопросов, к-рыми занимается 3. Основу З.образуетт. н. описательная 3., рассматривающая морфологию и анатомию, т. е. общие принципы строения животных, а также гистологию, т. е. микроскоп, строение органов и тканей животных. Исследование в тех же направлениях, но не взрослых животных, а последоват. стадиев их развития, падает надолго эмбриологии. Изучение остатков ископаемых я-сивотных объединяется под названием палеонтологии или, точнее, палеозоологии, тогда как исследование распространения различных животных групп, не во времени, а в пространстве, на поверхности земли, принадлежит к области зоогеографии. Руководствуясь результатами всех перечисленных отделов, 3. строит свои выводы относительно систематики животных, а также разрабатывает фи-л о г е н и ю, т. е. учение о взаимных родственных связях между отдельными группами. Наконец различного рода эксперимент, исследования рассматриваются либо в экспериментальной 3. либо, если они касаются вопросов наследственности, в генетике. Существует подразделение 3. и в зависимости от групп животных, над которыми ведется исследование. Соответственно с этим нередко говорят о маммалогии (изучение млекопитающих), орнитологии (изучение птиц), ихтиологии (изучение рыб), энтомологии (изучение насекомых) и т. д. Наконец, объединяя вопросы зоологии, имеющие какое-нибудь практическое значение, получают прикладную зоологию, медицинскую ЗООЛОГИЮ И Т. П.                                          В. Догель. 3. медицинская. Объектом ее изучения являются все животные, имеющие.в наст, время какое-либо мед. значение в самом широком смысле этого понятия. Содержание мед. 3. менялось в различные периоды истории. Несомненно, что первобытный человек в качестве лекарственных средств пробовал применять и части тела различных животных. Поэтому естественно, что при длительном и постепенном историческом процессе превращения первобытной медицины в медицину научную, последняя первоначально унаследовала множество лекарственных средств животной природы, действенность к-рых определялась по принципу—pest hoc, ergo prop-tor hoc. Такими средствами например считались жабы, скорпионы, пауки, летучие мыши, голуби, дождевые черви, клопы, вши и др. Помет, моча, желчь, кровь и другие продукты животных также применялись в качестве лекарств. Поэтому в состав materia medica долгое время входили сведения о различных зоологических материалах. По мере подведения под мед. науки экспериментальней базы «фармацевтические» узы, соединявшие 3. и медицину, рушились, и в наст, время остались лишь единичные виды животных, имеющих иек-рое леч. применение (например нарывниковые жуки, мускусная кабарга, бобр и др.). Но вместо них прочно установились новые, стойкие интересы, общие 3. и медицине; в наст, время 3. уже не является «объяснительным текстом к аптекарскому материалу, взятому из животного царства»; значение ее многосторонне; содержание мед. 3. определяется а) пользой, какая может быть в медицинском (resp. сан.-гигиенич.) отношении извлечена из различных животных, и б) вредом, причиняемым здоровью человека животными. Польза животных для человека в мед. отношениях такова. 1. Применение животных или их продуктов в качестве лекарств [шпанская мушка (кантаридин), бобровая струя (мускус)], использование (пока в порядке разработки вопроса) ядов пчел и змей для лечения некоторых болезней. 2. Применение органов внутренней секреции для пересадок хирургическим путем человеку; использование этих органов для опо-терапии и добывания инкретов. 3. Добывание продуктов, подсобных в фармацевтическом деле, или применяемых в иных случаях: сало, ланолин, спермацет, воск, шелк, рыбий пузырь, бараньи кишки (кетгут), кости для пересадки и др. 4. Использование животных в качестве «фабрик» для выработки антито-ксич. сывороток и вакцин, 5. Использование животных продуктов для диетического питания и лечения—белое мясо, рыба, рыбий жир, печень, кровь и т. д. 6. Специальные формы применения зоологических дисциплин в мед .-сан. и суд.-мед. отношениях: а) определение чистоты водоема по характеру его животного населения (см. Биологический анализ); б) использование естественных врагов против животных—вредителей здоровья человека для борьбы с последними (напр. разведение личинкоядных рыб как мера борьбы с малярийными комарами, см. Гамбузия); в) определение давности смерти по наличию тех или других животных (насекомых и клещей)—разрушителей трупа. Вредоносность животных по отношению к здоровью человека определяется наличием в природе патогенных животных; таковыми являются: 1) наружные и внутренние, постоянные или временные паразиты; 2) переносчики возбудителей заразных и паразитарных болезней человека; таковыми переносчиками являются большей частью различные членистоногие, как паразитические (например Anopheles и малярия), так и непаразитические (комнатная муха, тараканы и другие); 3) ядовитые животные. Кроме того важны а) промежуточные и основные хозяева паразитов, бывающих и у человека; б) животные-резервуары вирусов (трипаносомоза, спирохетоза и других); в) животные, вредящие пищевым запасам, складам (см. Амбарные вредители), мебели, платью, белью, г) животные, б-ни к-рых могут переходить и на человека, и т. д. Все эти разделы медицински интересных животных должны находить себе место в рамках медицинской зоологии, так как своей совокупностью они определяют ее содержание. Практически объем медицинск. 3. определяется разнообразием фауны данной страны. Изучение мед. 3. имеет громадное значение как для врача-практика, так и для профилактики, при чем уже теперь можно дифе-ренцировать различие интересов их к этой дисциплине. Врач-практик долл-сен уметь зоологически правильно определить паразитов своего больного (точность определения их так же должна быть обязательной, как и аналогичные требования к бактериологической диагностике), иметь ясное представление о патогенных свойствах паразитов и учитывать их этиологическое значение в той или другой болезни. Наконец врач-практик должен знать способы изгнания или иные меры борьбы с паразитом. Врачу-профилак-тику кроме того необходимо уметь найти вредных животных в окружающей человека среде и знать как пути их распространения, так и меры борьбы с ними. Мед. зоология разбилась на специальности; прежде всего выделилась паразитология, которая в свою очередь подразделяется на протозоологию, гельминтологию и энтомологию, включая в нее и учение о паукообразных, т. е. арахнологию. В программах мед. вузов на первом курсе имелся, и в некоторых вузах имеется и теперь, курс 3.; однако он носит прежде всего характер чисто зоологического предмета с большим или меньшим паразитологическим уклоном. Придать ему необходимый специфический характер на первом курсе в полной мере нельзя, так как для оценки его специального мед. значения слушателям необходимо иметь подготовку—в виде пройденных Kypj сов бактериологии, патологии и знакомства с клиникой. Поэтому наиболее целесообразным является - преподавание небольшого курса частной 3. (как подготовительного к курсу общей биологии) на 1-м курсе и организация специального курса мед. паразитологии не ранее второго семестра 3-го курса. В остальных медицинских вузах в соответствии с новыми учебными планами отдельные курсы зоологии и ботаники заменяются курсом общей биологии. Если при этом не обеспечивается преподавание мед. паразитологии, может получиться разрыв между паразитологическими требованиями, предъявляемыми врачу-жизнью, и той долей зоологической подготовки, которую он может получить в вузе.—Различные отрасли мед. 3. преподаются в школах тропических б-ней (Лондон, Ливерпуль и др.), курсах при ин-те тропических б-йей (Гамбург), при па-разитологической лаборатории мед. факультета в Париже и мн. др. местах. В СССР преподавание мед. 3. наиболее обеспечено в Во-енно-мед. академии, в Казанском и Иркутском ун-тах, т. е. там, где введен особый курс паразитологии. Отдельные ветви мед. 3. преподаются на курсах при Тропическом ин-те в Москве (протозоология, гельминтология, энтомология). Исследовательская работа связана с зоологическими лабораториями—Военномедицинской академии, некоторых мед. вузов и физ.-мат. факультетов, с тропическими институтами, нек-рыми микробиологическими ин-тами и малярийными станциями, с Зоол. музеем Академии наук СССР и находящейся при нем Постоянной комиссией по изучению малярийных комаров и других эктопаразитов, Гельминтофау-нистической комиссией и др. учреждениями (см. Гельминтология). Проблемами мед. 3. занимается Русское паразитологич. общество (Ленинград). Крупнейшим в СССР собранием объектов по медицинской зоологии является «Музей патогенных животных» при кафедре зоологии в Военномедиц. академии. При Тропическом ин-те в Москве положено начало Музею тропических болезней, в состав которого входят нек-рые объекты по мед. зоологии. Лит.: Аверинцев С, Основы зоологии, М.—П., 1923; Книпович Н., Курс общей зоологии, Л., 1924; Кюн А., Краткий курс общей зоологии, М.—Л., 1926; Шимкевич В., Биологические основы зоологии, томы I—IT, М.—П. —Л., 1923—25; Brehras Tierleben, Bande I—XITI, 1911-18 (имеется несколько рус. изд., СПБ); Bronns Klag-sen u. Ordnungen des Tierreichs, B. I—VI, Lpz., с 1880; Burckhardt R., Gescliiclite der Zoologie, T. 1—2, В.—Lpz., 1921; Hertwig It., Lehrbuch der Zoologie, Jena, 1924 (рус. изд., М., 1915). Медицинская зоология. — Богданов А., Животные по отношению к человеку и медицине, М., 1876; Т р е т ь л к о в Д., Медицинская зоология, Одесса, 1923; Холодков с кий Н., Учебник зоологии и сравнительной анатомии, СПБ, 1914 (со-кращ. изд., Л., 1925); Щелкановцев Я., Краткий курс зоологии, М.—П., 1924; В eauregardH., Matiere medicale zoologique, Paris, 1901; Brandt J. und Ratzeburg J., Medizinische Zoologie, Bande I—If, Berlin, 1827—34; Gervais P. et van В e n e d e n P., Zoologie medicale, t. I—II, P., 1859; II e g n e r R., Cort W. and Root F., Outlines of medical zoology, New York, 1923; M a u q u i n -T a u d о n A., Elements de zoologie medicale, Paris, I860; Mingazzini P., Trattato di zoologia me-dica, Roma, 1898; R a i I 1 i e t A., Traite de zoologie medicale et agricole, P., 1895. Периодические издания.—Русский архив протистологии, М., с 1922; Русский зоологический журнал, М.—П., с 1921. Из иностранной периодики приводятся только важнейшие реферативно-Виблио-графические издания: Zoological record, L., 1864— 1905; Zoologischer Bericht, Jena, с 1922; Zoologische ■Tahrbucher, Jena, с 1886; Zoologischer Jabresbericht, Lpz., с 1879.                                        E. Павловский.
Смотрите также:
  • ЗООНОЗЫ (от греч. zoon—животное и no-sos—болезнь), слово, первоначально употреблявшееся в своем буквальном смысле и обозначавшее вообще все б-ни животных. Постепенно его содержание суживалось, и оно стало обозначать лишь б-ни, передающиеся от ...
  • ЗООСПОРЫ (синоним—«бродяжки», нем. Schwarmer, Schwarmsporen), мельчайшие подвижные особи, образующиеся путем бесполого размножения (споруляции, схизо-гонии) у Protozoa или Protophyta. Некоторые применяют этот термин лишь к соответствующим жгутиковым стадиям (flagello- spora) водорослей, другие ...
  • ЗООФИЛИЯ (от греч. zoon—животное и philia—любовь), склонность комаров (в частности Anophele's) к предпочтительному по сравнению с человеком или исключительному питанию кровью животных, была в общей форме отмечена для млекопитающих Грасси (Grassi). ...
  • ЗОРНАЯ ЛИНИЯ, линия, соединяющая фиксируемый предмет с центром вращения глаза. Т.к. этот центр находится на зрительной оси, а следовательно кнутри от зрительной линии, соединяющей фиксируемый предмет с желтым пятном, то 3. ...
  • ЗРАЧКОВЫЕ ВОЛОКНА, РЕФЛЕКСЫ, ЦЕНТРЫ.Зрачком (pupilla) называется отверстие в радужной оболочке глаза, служащее для прохождения света в полость глаза. По внешним очертаниям зрачок представляет правильный круг с ровным краем; ширина его при ...