ЗАМОЩЕНИЕ

ЗАМОЩЕНИЕ, верхнее покрытие прочными материалами проездных дорог, улиц, площадей, дворов и пр. Замощение устраивается гл. обр. для облегчения транспорта; оно является безусловно необходимым при сколько-нибудь развитом движении. Особенно повышенные требования предъявляются теперь к замощению в связи с развитием автомобильного транспорта. Основные технические требования к мостовым: 1) быть удобными для езды, 2) не вызывать порчи и быстрой изнашиваемости транспорта, 3) не изнашиваться быстро и не требовать частого ремонта. Всякий вид 3. должен кроме того удовлетворять требованиям и экономики, т. е. не вызывать больших расходов в эксплоатации, и соответствовать виду транспорта (гужевой, авто-, преимущественно грузовой, легковой, смешанный). Кроме технических и экономических требований 3. должно удовлетворять и санитарным. 1. 3. должно защищать почву от загрязнения выделениями животных, грязными водами, отбросами и пр., т.е. материал 3. должен обеспечивать непроницаемость мостовой. 2. Мостовая должна служить ЗАМОЩЕНИЕ                                                                                  472 началом сооружений для отвода поверхностных вод, что является необходимым как в целях охраны почвы от загрязнения, так и в целях борьбы с заболачиваемостью почвы; поэтому мостовая должна иметь правильный и равномерный уклон как в поперечном, так и в продольном направлении, обеспечивающий сток вод. Размеры уклонов бывают различны в зависимости от рельефа местности', а также от материала замощения; наименьшие уклоны допускают асфальтовые мостовые, наибольшие—мостовые с негладкой поверхностью (булыжные); принятые уклоны для поперечных профилей—1—4°, для продольных—1—10°, хотя как исключение встречаются и большие. 3. Поверхность мостовой не должна давать большого количества пыли, для чего она должна быть гладкой, состоять из нелегко стираемых материалов и обеспечивать удобную и быструю уборку улицы. 4. Мостовая не должна давать шума при езде по ней.—Всем этим техническим, экономическим и сан. требованиям могут отвечать разнообразные типы мостовых, выбор к-рых зависит от целого ряда местных условий: назначения проезда (транзитная магистраль с большим грузовым движением, жилая улица, авто-и гуже-транспорт), наличия финансовых и технических средств у города, нахождения поблизости местных строительных материалов и пр. Города Зап. Европы и Америки давно уже вступили на путь покрытия проездов усовершенствованными типами мостовых, при чем наибольшим распространением за границей пользуются каменная брусчатка, асфальт всех видов и кроме того бетон (для междугородн. автосообщения). Завоевывает себе место и клинкерное 3. Города Союза ССР в отношении 3. своих проездов отстали чрезвычайно сильно. Значительная часть городских проездов остается в СССР обычно без всякого покрытия, а наиболее распространенным способом 3. является булыжник, очень мало удовлетворяющий перечисленным выше основным требованиям. По данным НКВД в РСФСР к началу 1925 г. 11,7% всех городов не имели совершенно мостовых, а в остальных был замощен лишь 21% площади улиц. Виды 3. Шоссе. Простейшим видом замощения дороги является устройство шоссе. Устройство заключается в следующем: сперва закладывается основание из песка слоем толщиной в 15—20 см, поверх основания засыпается щебень слоем также около 20 см, промежутки между щебнем заполняются мелочью—отсевом от просеивания щебня или обломками от дробления камня. Сверху шоссе засыпается песком и укатывается катком при смачивании водой. Недостатками его являются: 1) непрочность , так как отдельные щебенки неплотно соединены друг с другом, при движении соединения их расстраиваются, от движения колес происходит трение частей друг о друга, копытами лошадей щебенки могут вырываться на поверхность; 2) пыль, образующаяся от стирания поверхности; 3) наличие т.н. «обочин», т.е. незамещенных боковых частей дорожного полотна, к-рые необходимы для придания упора и устойчи- вости одежде полотна. Шоссе недопустимо вследствие указанных недостатков для 3. городских улиц, а также дорог с преимущественным автодвижением.'—Г удрониро-ванное шоссе. Для улучшения каче-честв шоссе поверхность его подвергают гудронированию, т. е. покрывают ее слоем гудрона (от франц. goudron—смола) или битумом естественным или нефтяным. Различают поверхностный гудронаж, при к-ром уже готовое шоссе покрывают сверху горячей смолой, и глубокий гудронаж, при к-ром в особых аппаратах (котлах) готовят смесь щебня и смолы и эту смесь распределяют по поверхности дороги. Последний способ дает наилучшие результаты. Гудронирование придает прочность поверхности шоссе и препятствует образованию пыли. При надлежащем уходе гудронированное шоссе допустимо для жилых улиц со средним движением, а также для загородного, преимущественно автомобильн. движения.—Каменные мостовые. Наихудшим типом является простая булыжная мостовая (рис. 1), устраиваемая из крупных камней-булыжников, укладываемых на песочном основании . Пазы между булыжниками заполняются щебенкой, мелочью и песком. Недостатками булыжной мостовой, являются непрочность основания, неровность поверхности, проницаемость для жидкости, обилие пыли, шум. Все эти недостатки устраняются при устройстве мостовой из гранитной брусчатки, имеющей правильную форму, вследствие чего камни плотно прилегают друг к другу. Брусчатка (рис. 2, 5, 6 и 7) бывает крупная (12x25x15 см), средняя— «брюкенштейн» и мелкая—«клейнпфлястер» (кубики размером 6—'8 см). Брусчатка должна укладываться на твердом бетонном основании, т. к. мягкое песчаное основание скоро вызывает расстройство поверхности мостовой и явление т. н. «обулыживания», при к-ром края камня делаются круглыми и пазы между ними увеличиваются. Швы между камнями должны заливаться асфальтом, гудроном или заделываться цементом для создания непроницаемости мостовой. В СССР имеются на Онежском озере огромные залежи камня, т.н. диабаза, служащего прекрасным материалом для брусчатки.— Деревянная брусчатка—торцовая мостовая, устроенная из сосновых шашек, на бетонном основании с залитием швов гудроном, имеет также свои достоинства, в том числе и бесшумность (рисунок 3). Но она дорога, менее прочна и требует очень внимательного ухода. Асфальтовые мостовые. Из разного рода усовершенствованных мостовых сан. и техн. требованиям более всего удовлетворяют мостовые из асфальта (рис. 4). Асфальт (см.)—природная смесь битума с известняками. Употребляется в виде трамбованного, литого и синтетического асфальта. Для всех видов асфальтовых мостовых необходимо бетонное основание. Трамбованный асфальт употребляется в виде порошка, который разогревается, распределяется по бетонному основанию, после чего трамбуется и укатывается. Литой асфальт—смесь битума с минеральной породой, песком, мел- [ОЩЕНИЕ

Типы мостовых покрытий. 1. Поперечный профиль булыжной мостовой. 2. Поперечный профиль мостовой «брюкенштейн» с заполнением швов цементом. 3. Поперечный профиль торцовой мостовой с заполнением швов цементом. 4. Поперечный профиль асфальтовой мостовой. 5. Поперечный профиль мостовой «клейнпфляетер» с заполнением швов песком. « и 7. Поперечный профиль брусчатой мостовой на. песчаном осповании и на булыжном основании, а—тротуар асфальтовый; б—бетонное основание тротуара; в—бортовой камень; г—песчаный шов; д—песчаное основание мостовой; е—цементная подушка; сие—булыжное основание под мостовой.

ким гравием—в расплавленном виде распределяется по бетонному основанию. Недостатки асфальтовых покрытий—их скользкость для лошадей во время морозов и способность размягчаться летом от высокой t°—заставили перейти к т. н. синтетическому асфальту, т. е. изготовлению искусственных смесей из асфальта и песка, асфальта и щебня (ас-фальто-бетон) и т. п. Умелым подбором материала в нужных пропорциях можно достичь очень хороших результатов. С сан. стороны асфальтовое покрытие дает наилучшие мостовые: отсутствие пыли, гладкость, непроницаемость, бесшумность. В практике употребляется не только естественный битум из руды, но и искусственный, получаемый при обработке нефти. За последнее время начали получать распространение мостовые из клинкера, изготовляемого из глины, плавящейся при очень высокой темп. Выделанные из такой глины кирпичи отличаются прочностью и являются хорошим материалом для замощения. Кроме того техника дает много других материалов, которые используются дли 3.: различные виды искусственного камня «вулканоль», шлак мусоросжигательных печей (в виде шлака-бетона или шлакового асфальта) и ряд других. Все эти материалы, прежде чем найти себе широкое применение, должны быть испытаны как в техническом, так и в сан. отношении. Данные о продолжительности службы различных замощений, т. е. времени, после к-рого требуется перестилка их, таковы: булыжная мостовая—3—7 лет, торцовая-деревянная—7— 10 лет, литой асфальт—до 25 лет, клейнпфляетер—-40 лет, гранитная брусчатка—50 лет. В общей сумме расходов по городскому благоустройству 3. составляет очень крупную и нередко доминирующую часть. В то же время и в общей системе мероприятий по оздоровлению городов 3. играет весьма большую роль. Расходы на 3. прежде всего определяются размерами поверхностей, подлежащих 3. Прежние планы городов СССР обычно страдали преувеличенными размерами сети улиц по густоте, длине и ширине. Эти недостатки старой планировки создают преувеличенные поверхности, требующие замощений, и зачастую ведут к непосильным для коммунхозов расходам. Стремясь к экономии, города нередко выбирают менее совершенные и более дешевые типы 3., неизменно оказывающиеся очень дорогими в экс-плоатации. Сан. значение 3. при этом теряется, внутригородской транспорт несет потери, ремонты часты, содержание в исправности таких 3. оказывается невозможным. И в техническом и в сан. отношениях рационально часть уличной площади использовать под газоны и насаждения,оставив под проездами лишь действительно необходимой ширины промежутки. В соответствии с этим 3. должно вестись по правильно разработанным .проектам (общая планировка, выбор типов, трассировка, продольные и поперечные профили, уклоны, вязка перекрестов и пр.). Правильная постановка дела городского замощения требует 1) сокращения излишней густоты, длины и ширины улиц и проездов'; 2) правильной технической

проектировки улиц и самого .замощения; 3) применения прочных оснований; 4) применения более совершенного типа замощения. Все эти требования леясат в плоскости как экономики, так и гигиены городов.

Лит.: Арцишевский С. О выборе типов мостовых в связи с гигиеной улиц, Труды I Всесоюзного водопроводного и санитарно-технического съезда в г. Баку в 1925 г., выпуск 2, Москва, 1927; Френкель 3., Основы общего городского благоустройства, Москва, 1926; Szalla J., Strassenhygie-ne (Weyls Handbuch d. Hygiene, B. II, Abteilung 4, Leipzig, 1919).                                                В.Горбов.
Смотрите также:
  • ЗАМЯТИН, Александр Иванович (род. в 1873 году), крупный военносанитарный работник. По окончании Юрьевского ун-та, в 1901 году поступил на военносанитарную службу. Принимал участие в русско-японской войне; с 1906 г. работал ...
  • ЗАНОС (пузырный, кровяной, мясистый), термин, обозначающий ряд различных по своему происхождению образований, являющихся последствием гибели развивающегося яйца как внутри матки, так и в трубе. Из этих различных образований наибольшего внимания по ...
  • ЗАПАСНЫЙ ВОЗДУХ, объем воздуха,который можно выдохнуть после обычного выдоха. Он равен в среднем 1.600 см3. 3. в. называется такя-се резервным воздухом. Вместе с остаточным водухом образует альвеолярный воздух (см.).
  • ЗАПАХ. Для обонятельного органа адекватными раздражителями являются хим. вещества, к-рые в ничтожных количествах (напр. в одном литре воздуха—0,00000004 мг меркаптана) в парообразном или жидком виде, либо в виде взвеси мельчайших ...
  • ЗАПОЙ, см. Дипсомания. ЗАПОРЫ. Содержание: Этиология и патогенез..............482 Клиническая картина..............489 7Г,иагноз .....................4S2 Профилактика..................4S2 Лечение . ....................493 Запоры у детей..................497 Запоры ...