ГИМНАСТИКА

ГИМНАСТИКА (от греч. gymnos—обнаженный) в современном понимании этого слова представляет ту или другую систему специально подобранных телесных упражнений, имеющих определенную целевую установку и определенное воздействие на организм. В зависимости от этого Г. бывает педагогическая, военная, врачебная, прикладная, эстетическая, атлетическая и т. д., а в зависимости от влияния ее на организм ее делят на дыхательную, коррегирующую, координирующую и т. д.— Свое о бразность гимнастических упражнений заключается в том, что они имеют определенное, иногда очень ограниченное воздействие на ту или другую группу мышц с целью создания и развития навыков в движениях (двигательные рефлексы), полезных в том или другом отношении. Педагогическая гимнастика, синтезируя физические упражнения, дозирует упражнения и добивается правильной координации движений, подчиняет все произвольные мышцы воле упражняющегося,— это значит, что она научает напрягать и расслаблять мышцы по желанию, производить то или другое усилие с расчетом, с экономией энергии; она подчиняет движения определенному ритму. Участие центральной нервной системы в Г. очень велико, и с этой точки зрения гимнастика имеет высокое образовательное значение; гимнастика требует сообразительности, внимания, точности в движениях, памяти; поэтому урок гимнастики не может быть очень продолжителен, он не может считаться отдыхом после утомительных умственных занятий, должен прерываться играми и другими физическими упражнениями, более динамическими и эмоциональными. В педагогическую гимнастику входят так называемые корретирующие упражнения, прямая задача которых исправлять дефективные формы тела и неправильные привычные движения, но этого рода физ. упражнения допускаются и с профилактической целью—предунре-•кдать аномалии развития. Гимнастические упражнения часто совершаются поневоле в комнатах; этим гиг. их ценность очень умаляется, поэтому требуется уделить особое внимание гигиенической обстановке, в которой гимнастика совершается. Гимнастика требует рациональной методики и систематических упражнений. Гимнастика в школах по существу есть педагогич. процесс, регулируемый врачебной наукой. С этой точки зрения гимнастика должна быть доступна данному возрасту и полу и согласована с биол. особенностями растущих. Движения ее должны быть понятны, истолкованы согласно анат. данным и по возможности подвергаться анализу со стороны исполнителей. В дошкольном возрасте такой анализ невозможен, но в этом возрасте гораздо большее значение имеют игры и другие свободные движения детей. История гимнастики. Гимнастика получила стройную систему в древней Греции. (iymnastike— система физич. упражнений, к-рая позволяла руководителям при изучении пластики тела (пластическая анатомия) лучше контролировать все движения и исправлять их заблаговременно. Г. того времени имела у греков большое значение; она по существу имела образовательный характер, служила целям воспитания, она представляла систему физ. образования господствовавшего класса древней Греции, ставившего себе идеалом гармоническое развитие, умственное и физическое. Г. греков делилась на 4 основных вида: 1) диететическая Г. (сохранение здоровья и общего физ. развития), 2) эстетическая Г. (развитие красивых форм тела и прекрасных движений), 3) военная Г. (развитие силы и стойкости в боевой жизни) и 4) этическая Г. (развитие отваги, быстроты сообразительности и пр.). Кроме того Г. делилась на «палестрику», «орхестрику» и «игры». В первую входили упражнения в пятиборьи, военные упражнения (метания), верховая езда, езда на колесницах, плаванье и упражнения с мячом (сферистика). К «орхестрике» принадлежали приготовительные и имитационные танцы и наконец в раздел «игры» входили различные игры и развлечения. В общей установке физ. упражнений у греков следует также различать Г. от агонистики, в к-рую, в противоположность образовательным упражнениям первой, входили упражнения, имевшие целью подготовку к публичным состязаниям. Занятия по Г. производились сначала в палестрах, а затем в специально сооружаемых помещениях—гимназиях, возглавлявшихся гимназиархамп. Руководителями занятий были гимнасты. Среди последних были и врачи (первые из них—Геродик и Филострат). Все упражнения у греков были распределены в строгой последовательности для отдельных возрастов. В Греции же впервые нашли себе применение физ. упражнения в качестве метода борьбы с профессиональными вредностями. Г., занесенная из Греции в Рим, приняла там главным образом военный уклон. IS                                                                         ГИМНАСТИКА                                                                         1в В последующие исторические периоды Г., наравне с самой идеей о физ. воспитании, на долгие столетия была забыта. Лишь в эпоху Возрождения и Реформации ряд видных деятелей, касавшихся в своих трудах постановки воспитания, вновь поднимает вопрос о значении физ. воспитания (Коменский, Рабле, Монтень, Ж.-Ж. Руссо, Лютер). В открытых в Германии, но мысли Руссо, школах-филантропинах Фи-том (1763—1836) и почти одновременно с ним Гутс-Мутсом (1759—1839) было полошено практическое начало системе физ. упражнений, выросшей позднее в системе немецкой гимнастики. Гутс-Мутс, созидая свою национальную систему Г., собирал материалы из исторических памятников древности, изучал на большом материале физические упражнения древних греков, римлян, персов, рыцарей средних веков и вместе с Фитом должен считаться пионером систематических аанятий но Г. не только в Германии, но и в других странах, т. к. идеи системы Гутс-Мутса были распространены его последователями и в других странах— Аморосом во Франции, Клиасом гл. обр. в Швейцарии и Нахтигаллем в Дании. Свое оформление немецкая система Г. получила благодаря работам Ф. Яна (1778—1852), поднявшего (в сильной степени под влиянием неудачных войн с Наполеоном) широко вопрос о государственном значении физ. воспитания. В свою систему «turnen», помимо добавления ряда снарядов (параллельные брусья, козел, конь, турник), Ян первый ввел вольные (т. е. без снарядов) упражнения. Упражнения на снарядах, оставшиеся и по сейчас характерными для немецкой Г., в системе Яна носили атлетический характер и, несмотря на большую физиологическую нагрузку и одностороннее влияние на физ. развитие, допускались им и для детей. Интересно для тогдашнего состояния медицины, что этот вопрос о снарядах подвергался в 1862 г. специальному обсуждению комиссией видных профессоров (Вирхов, Ленерт и др.), которая пришла к выводу: «Упражнения на параллельных брусьях могут быть оправданы с медицинской точки зрения и не должны быть отвергнуты». Примерно в это же время знаменитый физиолог Дюбуа-Реймон по поводу научного подхода к оценке основ немецкой системы высказался еще более решительно: «Чтобы отыскать телесные упражнения и привести их в известный порядок, не нужно ни философских рассуждений, ни анатомии, ни физиологии», т. к. «все, что телу возможно,—разумно, и только оно само должно ограничить свои действия». Системы гимнастических упражнений. Специально в гимнастику входят след. виды упражнений. 1. Вольные, или суставные движения по трем главным осям тела (фронтальной, сагитальной и вертикальной): flexio et extensio, abductio et adductio, pronatio et supinatio, rotatio. Главное их назначение— дать полную амплитуду движений в суставах. 2. Порядковые движения, приучающие к дисциплине и к координированным движениям отдельных групп и масс. 3. Упражнения со снарядами (булавы, палки, флажки, гири, гантели), увеличивающими напряжение в мышцах при производстве разных движений. 4. Дыхательные упражнения, приучающие к правильному дыхательному ритму, к-рый выдерживается и во время всех других упражнений. Дыхательные упражнения научают правильно пользоваться дыханием и во время отдыха между упражнениями; они успокаивают и регулируют работу сердца. Правильно поставленные дыхательные упражнения во время занятий Г. делают специальную дыхательную Г. излишней. Последняя нужна как коррегирующая и врачебная. 5. Коррегарующие упражнения в том смысле, как было указано раньше. 6. Упражнения на снарядах (параллельные брусья, трапеции, кольца, лестницы, канаты, бум, шведская стенка, шведская скамеечка, козел, кобыла, станок с веревочкой для прыжков и т. д.). Снаряды требуются лишь как вспомогательное средство для усиления движения (кобыла, козел,веревочка—-при прыганий) или для движений нужных, но без снаряда невозможных (лестница, аппараты для висения на руках и т. д.). Аппаратной Г. молодежь часто увлекается, переходит грани разумного и полезного и предается акробатике. Ходьба, бег, прыжки, метание, борьба (естественные движения) и игры входят часто в урок Г., но они входят и в спорт и в атлетику, а потому характерными для Г. не являются. Шписс (1810—58) положил начало собственно школьной немецкой Г. Им были введены порядковые упражнения, вольные и свободные движения, классифицированы упражнения на снарядах, введены снаряды для массовых упражнений. Но все же, по оценке Лесгафта, гимнастика Шписса «есть не что иное, как собрание всевозможных упражнений, не связанных общей целью и без всякого приноровления к постройке и деятельности молодого организма». Немецкая система Г. оказала большое влияние на развитие других систем, но в чистом виде получила распространение гл. обр. только в самой Германии.

Рисунок 1.

Система шведской гимнастики получила значительно большее развитие. Начало ее было положено П. Лингам (Ling, 1776—1839). Цель шведской Г.: «правильное развитие человеческого тела посредством точно определенных движений» (Лес-гафт), подобранных с большой тщательностью, проверкой и осторожностью. Характерной особенностью шведской системы Г. (Линга) была положенная в основу ее мысль создать такой комплекс строго продуманных физ. упражнений, к-рые содействовали бы гармоническому развитию тела, для чего необходимо было точное изучение всех механизмов тела и его движений (начало биомеханики). Эта задача была чисто научная; идя по этому пути, Линг и его последователи отбрасывали все вредное, бесвкусное, бесполезное и в первую очередь исключили всю акробатику немецкой Г. с ее кувырканиями на аппаратах. Шведская Г. сделалась не самоцелью, а средством к достижению намеченной цели, и это был огромный шаг вперед, признанный лучшими авторитетами (Лагранж, Демени, Тисье, Лесгафт и др.)-— Педагогическая идея о гармоническом развитии человека, известная со времен древней

Рисунок 2.

Греции, получила особое развитие, когда возникла врачебная Г., потребовавшая индивидуального подхода, и здесь-то разумный эмпиризм сочетался в гимнастике с началами научного знания. Постепенность и последовательность упражнений, сознательное отношение ко всем движениям, строгий анализ каждого упражнения в отдельности приучили гимнастов к анализу и синтезу движений. Этим было положено начало н а-учному методу в Г. На этой почве развились оригинальные мысли и требования, примененные на практике шведской Г., а именно: необходимость в упражнении правой и левой руки, необходимость в сосредоточении внимания -на дыхательных упражнениях (дыхательная Г.); возникла корре-гирующая Г., получившая применение при различных школьных искривлениях и др. деформациях тела. Шведская коррегирую-щая Г. пользуется мировой известностью и по наст, время, а шведская стенка и шведская скамейка являются незаменимыми аппаратами всякой Г.(см. рисунки 1, 2 и 3). Педагогическое значение шведской Г. сказалось и в правильной постановке вопросов относительно методики преподавания. Правильный курс, взятый вначале, должен был удовлетворить как требования педагогические, так и медицинские (физиологические). ^~                                     В мед. отношении JjP\                                 'важно не брать ^уц*.                             нагрузку больше, ffilll^                           чем позволяют Ш|1г\                          силы упражняю- ^ЙрзЛ                         щихся (возраст, Т№С>\                  пол, данное физ. i '"i-So^          '( Развитие)>ипосле т-----г "^^ц^. k занятия Г. вер- / -■ \ ^S^fesM нУться к первона- L--------\           ^^Ну чалыгому состо- Рисунок з.                 янию организма, ослабив возбуждение, причиненное упражнениями. Эта задача одновременно и педагогическая: урок Г. не должен мешать другим урокам в школе. Педагогическая сторона шведской гимнастики больше всего сказалась в «дневном уроке», к-рый выражен в представленной кривой урока (см. рисунок 4). Особенности урока следующие: 1) Шведский урок планомерен, всегда обдуман, допускает всевозмож- ные вариации в зависимости от разных обстоятельств (всегда мотивированных), продолжительность его точно установлена, введен хронометраж, т. е. продолжительность отдельных элементов урока точно фиксирована в минутах. 2) На занятия, требующие большого напряжения сил, напр. на бег и прыжки, отводится сравнительно короткое время, а на более легкие упражнения—больше времени (см. кривую урока). 3) Упражнения, требующие большого расхода энергии, чередуются с более легкими. 4) В начале урока—всегда легкие упражнения—для втягивания в работу; в конце урока—успокаивающие упражнения и «отвлекающие» (рассчитанные на приведение к норме работы сердца и дыхания). Благодаря этим основным качествам урока шведской Г. ученики кончают урок бодрыми и неутомленными, способными производить всякую другую работу. Принципы этой шведской методики широко использованы другими системами Г. Шведская Г. имеет однако некоторые довольно существенные недостатки: 1)Она мало динамична; движения довольно однообразны, несмотря на вариации упражнений

Рисунок 4.

одного типа. 2) В шведской Г. почти отсутствуют эмоции и элемент развлечения; она носит слишком деловой характер и, по выражению Геккеля, напоминает священнодействие (литургию). 3) Педантичная точность движений и их старательное заучивание приводят к автоматизму движений. Упражнения становятся чрезвычайно легкими, правильными, но скучными, мало интересными, когда они хорошо заучены. Между тем шведская Г.—по существу подготовительная Г., и все движения, как и все гимнастические движения, искусственны, т. е. в жизни мало приложимы, хотя и подготовляют человека в смысле умения действовать. 4) В шведской Г. преобладает местный эффект над общефизиологическим, и потому было бы большой ошибкой, пользуясь шведской Г., отказаться от игр, от спорта. Современные шведы этой ошибки не делают, широко пользуясь в школах и тем и другим. Сокольская система Г. зародилась в Чехии. Основатель ее Я. М. Тырш (1832— 1884), выученик последователей немецкой Г., имел целью создать систему, приближающуюся к античным идеалам. Это стремление получило нек-рое отражение в Сокольской системе в виде красивых хороводов, вольных движений, построении пирамид из живых тел и т. д. Но главные средства Сокольской Г. почти тождественны с немецкой Г. (например упражнения на снарядах), хотя с изменением в методике. Впоследствии в Сокольскую систему вошло многое и из шведской Г. Задачи Сокольской Г. можно разделить на 4 основные группы: 1) гигиенические, 2) закаливание организма, 3) образовательные и 4) художественно-гимнастические. Классификация упражнений построена не на биологических признаках, а на чисто внешних: 1) упражнения без снарядов (ходьба, бег, порядковые, вольные); 2) упражнения снарядовые (со снарядами— палками, булавами и пр., на снарядах— конь, стол, брусья и т. д.); 3) упражнения групповые (пирамиды и др.) и 4) упражнения боевые (приемы защиты и сопротивления, борьба, фехтование). Кроме того для применения упражнений в соответствии с задачами Г. употребляется и другая классификация, а именно: упражнения с опорой па йогах, на руках и со смешанной опорой. Сокольская Г., имея как система ряд достоинств (динамичность, красота движений масс, эмоциональность, совершенствование нервной системы, достаточное развитие мышц, приобретение навыков), обладает и существеннейшими недостатками; главные из них—большое внимание упражнениям на снарядах. В них преобладают висы и упоры, дающие работу по преимуществу мышцам верхнего пояса и нередко уродующие формы тела. У занимающихся долгое время исключительно снарядовой гимнастикой отмечается ряд физ. недостатков: отставание лопаток, круглая спина, одностороннее физ. развитие. Существенным недостатком Сокольской системы является также отсутствие элементов коррегирования. Совершенно неприемлема классификация физических упражнений. Демени (1850—1917), внес много нового в изучение движений, связывая теорию с практикой и придавая большое значение естественным движениям (бег, прыжки, метание и т. д.) и прикладным упражнениям. Он внес их и в предложенную им схему гимнастического урока. При этом Демени, основываясь на разнице биологических особенностей мужчины и женщины, сделал попытку разбить физические упражнения на эти 2 группы. Система Демени для юношей состоит из двух главных отделов: 1) упражнения подготовительные для развития гибкости и ловкости и 2) упражнения прикладные для развития двигательных способностей. В план урока, состоящего из 7 частей, входят: 1) порядковые упражнения и маршировка, 2) вольные упражнения без снарядов и со снарядами, 3) висы и равновесие, 4) бег, игры и танцы, 5) более трудные вольные движения, 6) наиболее сильные упражнения и 7) дыхательные упражнения и медленная маршировка. Многие ценные методические указания Демени нашли себе практическое применение в физкультурной работе нашего времени. П. Ф. Лесгафт—крупнейший педагог, врач, мыслитель, положил начало идеологии физического образования (см. Физическая культура). В свою систему гимнастики и в задачи физического образования он внес новый тезис, выраженный им так: «Приучиться с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физич. работу или действовать изящно и энергично». Система Г. изложена им в книге «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста», имевшей большое принципиальное значение. Предлагаемые упраяшения Лесгафт делит на следующие группы: 1) простые, 2) сложные, или с увеличивающимся напряжением, 3) изучение пространственных отношений и распределение работы по времени, 4) применение систематических упражнений в виде сложных действий (игры, прогулки, нек-рые виды спорта), 5) элементарная работа (ручной труд). Важнейшие методические указания Лесгафта следующие: движения должны производиться сознательно, для чего применяются пояснения, а не показ. Упражнения не должны быть однообразными, должны постепенно усиливаться и усложняться, при упражнениях необходимо избегать всяких прибавочных и сильных раздражений. Интересная по целому ряду мыслей система Лесгафта широкого распространения не получила. Причина этого—с одной стороны слояшость проведения занятий для руководителей (подробных описаний упражнений автор не дал), а с другой—малая увлекательность в построении занятий. Ритмо-пластические системы Г. Начал их разработку Дельсарт (Delsartes; 1811—71). Цель его системы сводилась 1) к гармонич. развитию тела на основании законов движения и 2) к воспитанию тела как орудия выразительности для повседневной жизни, для сцены и для пластического изображения музыкальных впечатлений. Дельсарт считал главными элементами эстетической гимнастики дыхание, расслабление и напряжение мышц.—Э. Жак-Далькроз положил в основу системы, разработанной и проводившейся в школе Хеллерау (под Дрезденом), принцип подчинения движения музыке и передачи в телодвижениях любой музыкальной длительности. Система Жак-Далькроза распадается на 3 части: 1) ритмическая гимнастика, 2) развитие слуха (сольфеджио) и 3) импровизация или музыкальная пластика. В отношении ритмо-пласти-ческих систем позднейшего времени представляют интерес работы Маккея, Стеббин-са, Лабини, Дункан, Мензеидика, Варалья, Кинцеля и особенно Боде. Последний, в противоположность Дельсарту и Жак-Даль-крозу, обращает главное внимание на физиологическую сторону и ставит целью создание пластической системы физ. воспитания. Все эти системы движений тесно связаны с художественным воспитанием. Интересен был съезд по этому вопросу в октябре 1922 г. (Берлин), в к-ром приняли участие известнейшие врачи, педагоги и художники. Гимнастика Зурена представляет скорее систему физич. воспитания. Она получила большое распространение в Германии, в последнее время приобретает известность и в других странах. Среди упражнений Зуреп различает несколько стадиев. Подготовительные упраяшения делятся на 12 групп и производятся со значительным напряжением и применением резинового шнура. Упражнения сопровождаются «потрескиванием» и поколачиванием мышц (расслабление и своего рода массаж). До перехода к последующему Зурен считает необходимым подготовку к спортивным упражнениям, в к-рую он включает: упражнения со штангой, со снарядом, борьбу, упражнения в ловкости метания (медицинские мячи, молот и т. д.), бег, плавание и игры, стрельбу. Перечень рекомендуемых упражнений очень велик. В этой системе увязываются с физ. упражнением вопросы личной гигиены, гигиены труда и отдыха, использование естественных сил природы. Индивидуальная (комнатная) Г. при распространении физкультуры имеет большое значение. Первое руководство по индивидуальной Г. вышло еще в 1855 г. (врач Schreber). Позднее, с выходом руководства Клосса (Kloss), а вслед за ним ряда других авторов (Сандова,Шмидта, Дебонне), популярность получила гантельная Г. На смену увлечению гантелями ряд др. авторов предлагает целую серию различных снарядов (пружины, резиновые шнуры и т. д.), назначением которых было увеличить работу мышц и тем самым ускорить их развитие. К этой цели ведет в основном и метод Прошека и его русского последователя Анохина, которые не прибегают к отягощениям, а пользуются волевым, сознательным сокращением мышц («психо-физические системы Г.»). Общим недостатком всех этих систем является трудность правильно нормировать нагрузку, и легкая возможность нанести вред сердечно-сосудистой системе, а при Г. Прошека кроме того и нервной.—Особой популярностью пользуется гимнастика М ю л-л е р а. В противоположность предшественникам, его целеустановка не в развитии силы, а в укреплении здоровья (гигиеническая). Для своей системы Мюллер взял гл. обр. упражнения из шведской системы, уделив особое внимание упражнению мышц живота и дыхательным. В качестве гиг. мероприятия Мюллер добавил к упражнениям обтирание и самомассаж.—Ряд систем индивидуальной Г. предложен и советскими авторами—Кальпусом(наиболее разработанная), Бляхом, Крадманом и др. Для правильного применения индивидуальной Г. особенно необходим перед началом занятий совет врача в отношении выбора упражнений. Индивидуальная Г. всегда будет вспомогательным средством физкультуры, особенно при ее массовом распространении, так как индивидуальности бесконечно разнообразны и сознавший необходимость культуры тела найдет нужным пополнить или изменить для себя то, что массовые занятия дать не могут. В этом разнообразии требований состоит трудность в выборе руководства. Единой универсальной системы индивидуальной гимнастики быть не может, а потому так необходимо сознательное отношение к физкультуре. Необходим также при применении индивидуальной гимнастики самоконтроль, Коррегирующая Г.—система упражнений, имеющих специальным своим назначением исправление неправильностей физ. развития, врожденных или приобретенных (школа, производство). Более разработанной является школьная коррегирующая Г. Наравне с известными ранее упражнениями из шведской системы, за последнее время предлагаются новые, напр. по методу проф. Кляппа («метод ползания», распространенный в Германии). Коррегирующая Г. может входить в качестве отдельных упражнений в общий урок физкультуры (напр. в школе), а равно проводиться и как самостоятельное занятие. Под зарядковой Г. имеют в виду гл. обр. групповые физ. упражнения, направленные к возбуждению жизнедеятельности организма после сна и к подготовке его к дневной работе. В программу «зарядки> включаются упражнения неутомительные (но вместе с тем достаточно активные) и технически легкие (вольные движения, дыхательные упражнения, ходьба, легкий бег и т. п.). В качестве утренних упражнений зарядковая Г. находит себе довольно широкое применение в школе, в домах отдыха, в Красной армии, а в последнее время начинает распространяться и на производствах, в виде групповых занятий.—«Производ-с т в е п н а я Г.» представляет попытку применить специально подобранные физ. упражнения для облегчения выработки двигательных навыков, необходимых в той или иной профессии. В этом отношении интересны опыты работы Центрального института труда (ЦИТ). Гимнастика аппаратная (снарядовая). В виду злоупотреблений Г. аппаратной, следует строго придерживаться врачебных показаний, имея в виду гл. обр. возраст упражняющихся. 1. Бум шведский состоит из горизонтальной перекладины и из двух вертикальных стоек, в пазах к-рых скользит перекладина, устанавливаемая на разной высоте. Стойки неподвижно укреплены на полу или делаются переносными, имея в этом случае широкое основание. Верхняя сторона перекладины закруглена, нижняя—плоская. На концах перекладин имеются отверстия. через к-рые пропускаются железные стержни, удерживающие перекладину на желаемой высоте. Служит для подтягиваний всех

видов и упоров. Удобен тем, что на нем одновременно может заниматься несколько человек. Он применяется и для упражнений в равновесии (перевернуть перекладину его плоской стороной вверх). Этот аппарат допускает больше разнообразных применений. чем такой же одноосный снаряд сокольскои Г. (турник). 2. Скамейка шв едская. гимнастическая (см. рисунок 5), ценный аппарат для разнообразных целей: она дает точки опоры в разных частях тела, напр. при напряженных выгибаниях, необходимых для укрепления брюшного пресса и спинных мышц (коррегирующие упражнения) ; она годится для упражнений в равновесии, для взбеганий по наклонной поверхности и т. д. Ножки скамейки представляют

2 широкие вертикальные доски, в к-рые врезана во всю длину рейка 7—8 см шириной, служащая для ходьбы по ней, когда скамейка перевернута вверх ногами; для того же, чтобы упражняться в ходьбе по наклонной поверхности, на одном конце скамейкивделаны 2 железных крюка, с помощью к-рых скамейка прикрепляется к шведской стенке или к буму.—Стенка шведская (риб-стул) весьма полезный аппарат для пользования им в школе. На нем исполняются: вис на руках, освобождающий ноги для разных движений, напряженные выгибания, имеющие такое большое значение для коррекции, и целый ряд специальных упражнений. Риб-стул имеет вид вертикально поставленных лесенок, соединенных общим станком в одно целое.—К а н а т ы для лазания употребляются пеньковые, толщиной не больше, чем может обхватить кисть руки. Канаты бывают вертикально-висящие и наклонные, одиночные и парные. Так как шведы допускают только лазание при помощи рук и ног, то i Рисунок 6. у них канаты висячие снабжаются утолщениями в виде груш, обшитых кожей для опоры о них ногами. Прикрепляется канат верхним концом к потолку или балке. Висячий канат подвижен во всех направлениях.— Лестница веревочная (трап) состоит из двух висячих канатов, соединенных через каждые 30 см веревочными перекладинами; расстояние между вертикальными канатами 35 см. Вышеозначенные снаряды и аппараты—наиболее необходимые принадлежности шведской педагогической Г. Во многих случаях ими можно пользоваться и в целях врачебной гимнистики. Аппараты Сокольской и нем. Г. менее пригодны для этой цели. Сюда относятся след.наиболее употребительные аппараты. Брусья параллельные (см. рисунок 6) состоят из двух брусьев, расположенных параллельно друг к другу на определенной высоте, чтобы служить точками опоры для кистей рук и других частей тела во время движений. Брусья укреплены на 4 ножках, к-рые покоятся на тяжелом основании, прочно связанном с ними, т. ч. вместе они составляют крепкую стойку для брусьев. Ножки стойки полые и в них входят 4 вертикальных бруска, связанных при помощи металлических соединений с параллельными брусьями всего снаряда. Вертикальные брусья должны скользить внутри полых ножек без качаний, а для того, чтобы параллельные брусья можно было установить на желаемой высоте и на желаемом расстоянии друг от друга, существуют специальные приспособления. Брусья параллельные бывают деревянные и железные,* разных размеров и конструкций, в зависимости от целевой установки, которая довольно разнообразна; главное их назначение все-таки вис и упоры, упражнения для укрепления верхнего пояса. Гимнасты часто злоупотребляют этими движениями, достигая большой гипертрофии всех мышц этого пояса, иногда в ущерб развитию грудной клетки (спирометрия дает незначительные величины при постоянных упражнениях на этом снаряде).— Трап ец и я—горизонтально на двух веревках подвешенная перекладина, допускающая следующие движения: висы и упоры, размахивания и качания висящего тела, повороты, вышмыги, меты и т. д. по Сокольской и немецкой системе. Большого воспитательного значения не имеют, провоцируют склонность к акробатике.—Кольца гимнастические—подвижной снаряд нем. и сокольской Г., состоящий из железных Рис 8. или деревянных колец от 15 до 20 см в диаметре и толщиною в 2,5 см, подвешенных на веревках или на ремнях к потолку. Кольца гимнастические допускают почти те же упражнения, что и трапеция, давая больше возможностей для оборотов и поворотов и перенесения тяжести тела то на одну, то на другую руку. Высота колец и расстояние между ними может меняться, когда они подвешены на станке.—К онь и козел гимнастический (см. рисунок 7 и 8). Назначение этих аппаратов — служить опорой для рук при прыжках через препятствия или для того, чтобы вскочить на предмет. Для общего развития тела и для задач прикладного характера эти аппараты очень полезны; они состоят из следующих частей: туловища и ножек, широко расставленных под углом для придания большей устойчивости всему аппарату. Козел имеет более короткое туловище, а у коня туловище удлиненное в среднем до 170 см и заканчивается более узкой частью аппарата, к-рая называется шеей. Ножки делают б. ч. выдвижными [для изменения высоты аппарата (в среднем 90— 100 еж) колебания от 80 до 180 см]; к Сокольскому коню приделывается «седло» в виде вертикально прикрепленных ручек, и эти ручки могут сниматься. Шведский конь значительно шире, ручек не имеет, но при надобности к нему приспособляются особые накладки; и козел и конь покрыты кожаным тюфяком. Оба аппарата могут быть заменены ящиком, со вставленной в него бочкой наполненной песком и покрытой мягким тюфяком или ковром, стягиваемым ремнями или веревками, чтобы покрышка не съезжала.— Трамплин (мостик для прыжков). Цель этого аппарата по возможности увеличить амплитуду прыжка; для этого трамплины делаются иногда с пружиной, более простые представляют наклонную плоскость под тем или другим углом. Шведы не признают таких искусственных приспособлений в целях педагогических. Несколько большее значение имеют трамплины при водном (прыжок в воду) и лыжном спорте (прыжки с гор).—Т у р н и к—горизонтальная перекладина, прикрепленная к неподвижной стойке. Внутри деревянной перекладины проходит б. ч. стальной стержень. Высота может меняться по желанию. Вис, упор и сед (сидячее положение) являются основными упражнениями и вместе с тем исходными положениями для многих типично Сокольских и немецких упражнений на снарядах (см. выше—параллельные брусья), не имеющих большого педагогического или врачебного значения.—С танок для прыгань я— необходимый снаряд при всякой системе Г. Горизонтально повешенная веревка или легкий брусок, благодаря особым простым приспособлениям, должны помещаться на той или другой высоте.—Б ревно гимнас т и-ч е с к о е имеет весьма большое значение при воспитании функции равновесия и координации движений и, т. к. этот жизненно-важный условный рефлекс должен быть своевременно развит, закреплен и усовершенствован в течение всего периода роста, то этот простой по существу аппарат должен видоизменяться в зависимости от сложности задач. Бревно может быть горизонтальное и наклонное, широкое и узкое, положенное на большой и малой высоте от земли. Вариации конструкции и применения не представляют затруднений. Как использовать шведскую скамейку для упражнений этого вида было указано выше. Хождение и всякого рода упражнения на гимнастическом бревне, на рейке или невысоком заборчике должны быть использованы как упражнения еще в дошкольном возрасте. Гимнастика в Красной армии, входя в числе других видов физ. упражнений в систему физ. подготовки бойца, имеет значение гигиеническое (общеразвивающее и укрепляющее здоровье) и кроме того служит це-

Рисунок 9.

л ям прикладным—развитию психо-физиче-ских качеств бойца. Она входит 1) в ежедневные 15—20-минутные утренние упражнения (в виде упражнений дыхательных и простых), 2) в занятия обязательной физ. подготовки. Физ. упражнения, включаемые в эти занятия, делятся на 2 отдела: подготовительные упражнения и военно-приклад- ные. В первый из этих отделов, имеющий целью общее воспитание психо-физ. качеств, входят след. гимпастич. упражнения: 1) простые движения, 2) с винтовкой, 3) напряжен-

ные выгибания, 4) упражнения в сопротивлении, 5) в равновесии, 6) в лазании, 7) в висе и упоре, 8) прыжки, 9) успокаивающие упражнения. Во втором отделе гимнастические упражнения уже носят военно-прикладной характер: 1) поднимание и переноска тяжестей (см. рисунок 9), 2) передвижение пригнувшись и ползание, 3) переход по бревну или дереву через ров (см. рисунок 10), 4) влезание и пе-релезание через препятствия (см. рисунок 11), 5) прыжки через препятствия, 6) метание учебной гранаты. Приобретаемые бойцами на обязательных занятиях прикладные навыки подвергаются постоянной тренировке в процессе упражнений на полевых городках (искусственные препятствия — рвы, заборы, палисады и т.д.),атакже— в порядке тактической подготовки в поле (пре-одолевание в обстановке, близкой к боевой, встречающихся естественных препятствий). Кроме того занятия гимнастикой ведутся во внешкольной работе—в спортивных кружках частей и военноучебных заведений Красной армии. Гимнастика в общей системе физич. культуры в СССР занимает определенное место и имеет значение, вытекающее из особенностей и ценности гимнастических упражнений как воспитательных, гигиенич., кор-регирующих и дающих определенные двигательные навыки. Не играя роли самодовлеющих упражнений, Г. входит как подготовительные упражнения во все отдельные системы физкультуры, нашедшие у нас применение в массовой работе (система Гос. центр, ин-та физкультуры, «Муравей», «Спартак» и др.). В качестве самостоятельной системы гимнастические упражнения находят себе применение лишь в секционных занятиях кружков физкультуры, к к-рым допускаются лишь лица, имеющие достаточное физ. развитие и прошедшие перед специализацией по Г. общую подготовку. Г. в трудовой школе вводится в общую систему физ. упражнений школьника для правильного физического развития и обучения его отдельным двигательным навыкам. В число

Рисунок 11.

гимнастических упражнении входят следующие (программа НКП, изданная в 1928 г.): 1.  Порядковые: а)  построения б)  фигурная маршировка 2.   Ходьба :!. Бег 4. Прыжки :>. Лазание 6. Балансирование Т. Метание а. Борьба и приемы нападения и защиты 0. Поднимание, переноска, тяга и таскание грузов Как навык организованного передвижения массы и как средство воспитания ритма и дисциплины Навыки, необходимые для свободного передвижения в любой местности Навыки в риемах нападения и защп- 1 npi { дев / ты Навыки, необходимые для отыскивания, преследования, добывания и охоты 10. Подготовительные упражнения Элементы пляски Навыки,позволяющие выполнять трудовые задачи Как средство местного физиологического влияния. Развитие полноты и независимости в движениях частей тела л как средство противодействия вредным элементам Как средство воспитания эстетического чувства и ритма, гибкости и пластичности движения и обучения пляске Урок физ. упражнений состоит из 6 отделов и строится на следующих принципах: 1) постепенное нарастание нагрузки (кривой) при максимуме в 5-М отделе, с падением в 6-м, 2) напряжение внимания (кривая психич. нагрузки), достигающее большой высоты во 2-м отделе, падающее в последующих и вновь нарастающее несколько к концу, 3) кривая эмоционального напряжения соответствует кривой нагрузки, 4) урок должен включать такой подбор упражнений, к-рый дал бы возможность вовлечь в работу весь организм. Н. Бункин, В. Гориневский. Дыхательная гимнастика имеет целью развитие дыхательного аппарата и улучшение его работоспособности. В связи с этой основной целью задачи ее различны: 1) она служит целям правильного физ. воспитания, вырабатывая гиг. навыки в правильном дыхании с детства, 2) служит целям профилактическим, когда сидячий или другой проф. труд оказывает пагубное влияние на развитие дыхательного аппарата, 3) применяется с целью коррекции начавшихся изменений в этом аппарате, 4) входит как элемент во врачебную Г. при разных болезнях. Когда дыхательная Г. применяется в целях правильного физ. воспитания, весьма важно следить за тем, чтобы акт дыхания совершался всегда, при всех случаях, правильно (задача образования у воспитанников гиг. навыков). Весьма важно связать все движения и физические упражнения с правильным дыхательным ритмом. Ряд авторов (Лагранж, Лесгафт, Гориневский и др.) считают, что лучшей школой дыхания является работа мышечного аппарата, на основе естественных движений типа ходьбы, бега, плавания, где регулирование дыхания происходит в полном соответствии с количеством энергии, затрачиваемой па движение. Эту точку зрения можно назвать динамической. Здесь происходит саморегуляция в работе дыхательного аппарата в зависимости от количества и интенсивности производимой мышечной работы и ассимилированного кислорода. Некоторые авторы подчеркивают необходимость «специальной*ды- хательной Г. в виде разнообразных упражнений, не связанных с передвижением с места (Крамаренко, Иде, Смирнов, Лобанова). Сторонники «.специальной» дыхательной Г. указывают на то, что естественные движения (бег, плавание, гребля), хотя и развивают дыхательный аппарат, но не всесторонне, почему является необходимым вводить еще «специальную» дыхательную Г. (Крамаренко). Дыхательная Г. этих авторов опирается гл. обр. на анатомич. основу строения дыхательного аппарата. Они стремятся развить отдельные его части для своих специально поставленных целей. Здесь ими выделяются типы дыхания в зависимости от того, какая часть дыхательного аппарата по преимуществу вовлечена в работу. Они выделяют ключичное, верхнереберное, нижнереберное, боковое и диафрагмальное дыхание. Кроме того ими выделяется смешанный тип дыхания, т. е. сочетание реберного и диафрагмального дыхания. Вовлечение полностью всего дыхат. аппарата в работу отмечается как полное дыхание. Глубокое дыхание выделяют как дыхание, производимое с максимальной амплитудой его между вдохом и выдохом. Здесь становится также вопрос о необходимости сознательного проведения упражнений, т. е. точно согласованного взаимоотношения между вдохом, выдохом и характером производимых движений. Все движения производятся обычно на одном месте, вследствие чего эта дыхательная Г. получила название статической. В тех случаях, где физ. развитие протекает правильно, где существуют уже навыки в правильном дыхании и имеется полная возможность играть, бегать, плавать, заниматься спортом на чистом воздухе, специальная дыхательная Г. представляется излишней, особенно в тех случаях, где требуется большая затрата сил и времени на ее производство. В другом свете представляется дыхательная Г., когда дело идет о коррекции наступивших изменений в кост-но-мышечном аппарате грудной клетки или о врачевании при ее помощи нек-рых б-ней. Это прежде всего те случаи, когда б-ной не научился дышать, когда вид б-ни не допускает ни ходьбы, ни бега, и дыхание в статическом состоянии является единственно возмолшым. При ряде заболеваний функции дыхательного аппарата ослабевают и надо наладить его работу, чтобы тем самым через него укрепить и улучшить работу всего организма. В этих случаях вполне уместно применение «специальной» дыхательной Г. Опыты франц. авторов показали, что от чрезмерного применения специальных дыхательных упражнений появляется иногда головокружение, а при усиленной гипервентиляции легких могут появиться даже судороги. Т. о. к применению дыхательной Г. у б-ных надо подходить с осторожностью и проводить ее должен только врач, хорошо знакомый с ней. С другой стороны, применение статической Г. может иметь место при тех профессиях, где необходимо специальное развитие дыхательного аппарата, т. е. у певцов, стеклодувов, ныряльщиков и т. п. Но здесь дыхательная гимнастика идет по линии привития специальных дыхательных навыков, облегчающих производственную работу. В физкультурной практике речь о специальной дыхательной Г. может итти в том случае, когда требуется тренировка дыхательного аппарата для специально поставленных целей (напр. научить дышать при некоторых стилях плавания, при нырянии, гребле и т. п.). В обычных условиях физкультурных занятий со здоровыми специальной дыхательной Г. применять не требуется, т. к. дыхание находится в полном соответствии с производимой мышечной работой. Проблема специальной дыхательной Г. стоит остро при ряде профессий, связанных с пылью, плохой вентиляцией, вредными газами, или же у тех лиц, к-рым приходится при своей работе пользоваться дыхательным аппаратом для своих проф. целей: напр. стеклодувам, музыкантам на духовых инструментах и т. п.                   К>. Жаворонков. Гимнастика для грудных детей полезна гл. обр. в тех случаях, когда ребенок, в зависимости от условий окружающей среды (закрытые учреждения, отсутствие правильного ухода), лишен возможности в достаточной для своего возраста степени удовлетворять врожденному стремлению к движению. Результатом этих условий является замедленное и недостаточное развитие двигательных умений, слабость мышц, связок, костей и суставов. В нормальной обстановке, при правильном режиме и уходе, ребенку обычно предоставляется достаточно возможности для правильного развития своего двигательного аппарата. Тем пе менее н здесь планомерная Г. для грудных детей может принести пользу, когда путем упражнений профилактического назначения укрепляются группы мышц, в большой степени способствующие йредстоящему ползанию, держанию тела в сидячем и стоячем положении, развитию брюшного пресса и т. д. Такими упражнениями являются: временное положение на животе (вызывающее активную игру мышц шеи, спины и верхних конечностей), переход от лежачего положения в сидячее, с придерживанием ножек и предоставлением пальца для захвата кистями рук ребенка (упражнение для брюшного пресса), сопротивления и т. д. Инициатором планомерной Г. для грудных детей явился Нейман-Нейроде (не врач), выработавший целую серию последовательных упражнений. По Нейман-Нейроде, Г. можно начинать с 5 мес. Упражнения производятся до оды и до купанья, на столе, покрытом матрасиком, с валиком или свернутым одеялом в изголовьи у стенки для предохранения от ушибов. В случае заболевания Г. отменяется. Начинают с простых вращательных движений верхних конечностей; затем следует легкий массаж грудной клетки и реберной мускулатуры. Постепенно переходят к более сложным приемам: приподнимание ребенка, держа его за икры, из брюшного почти до вертикального положения; поворот из брюшного положения вправо и влево на 1/4 оборота, держа ребенка за бедра и фиксируя таз указательными пальцами или же охватив его плечевой пояс; приподнимание из брюшного положения, при чем ребенок сам держится за указательные пальцы взрослого; держание ребенка в вытянутом горизонтальном положении—затылок ребенка покоится на кисти взрослого, ноги близ щиколоток придерживаются другой рукой; приподнимание ножек и вращение их в тазобедренном суставе, подталкивание лежащего на животе ребенка вперед за ножки. Значительно более сложными приемами, вообще допустимыми только у достаточно крепкого ребенка и требующими большого навыка и ловкости от лица, производящего манипуляции, являются напряженное- выгибание тела, приподнимание туловища из положения выгибания, вращение туловища. Упражнения продолжаются от 3 до 10 минут и прекращаются при первых признаках утомления ребенка. По наблюдениям Ланг-штейна, испытывавшего метод Нейман-Нейроде у себя в клинике, состояние ребенка в общем обыкновенно улучшается, статические функции нередко быстро прогрессируют, охота к движению и уверенность в выполнении его увеличиваются с каждым днем. По наблюдениям в I физиологическом отделении Научного ин-та охр. мат. и млад. НКЗдр., Г. по Нейман-Нейроде—выбор движений и продолжительность их — требует строго индивидуального подхода. Хорошо реагируют на нее, получая видимое удовольствие от упражнений, живые, крепкие дети с хорошо развитой мускулатурой; после Г. они хорошо едят и хорошо спят. Чем слабее, пассивнее и флегматичнее ребенок, тем чаще и скорее он реагирует плачем и активным сопротивлением. Хуже всего переносят Г. невропаты, у к-рых нередко после нее наблюдаются потеря аппетита, ухудшение сна и остановка веса. В основе этой гимнастики лежит здоровая идея, но для широкого применения у грудных детей необходимо путем дальнейших наблюдений выработать точные показания для применения и выбора отдельных приемов и их точной дозировки.                                    р. лунц. Гимнастика врачебная, система методических движений избирательного характера, к-рые б-ной производит с лечебной целью, по выбору врача, самостоятельно или совместно с врачом. История врачебной Г. восходит за 3.000 лет до хр. з. Так, уже в древнекитайской литературе Kong-Phou находят рисунки и указания, свидетельствующие о признании терапевтического значения отдельных гимнастич. упражнений для лечения искривлений, вывихов и пр. То же нуяою сказать об индусских книгах Veday (1800 г. до хр. э.). Наибольшее развитие гимнастические упражнения получают в Греции и Риме во времена Геродота, Цельзия, Галена. В средние века Г. как врачебный метод потеряла свое значение. В 1684 г. Борелли (Borelli G. А.) в своей знаменитой книге «De motu animalium» (Hagae, 1743), указывая новый путь к изучению механизма движений, тем самым дает мощный толчок к появлению многочисленного ряда работ по вопросам методики упражнении, влияния движений на организм и т. д. Во Франции Андри (Andry; 1658—1742), в Германии Гофман (Hoffman; 1718) публикуют свои работы о теран. значении для организма активных п пассивных движений. Тиссо (J. Tissot) издает свои исследования: «Gymnastique medicinale et chirurgicale ou essai sur l'utilite du mouvement ou des different^ exercices du corps et du repos dans la cure des maladies» (P., 1780); «Gymnastique inudicale ou l'exercice applique aux organes de l'liomme d'apres les lols de la physio logie, de l'hygifine et de la therapeutique» (P., 1881). В 1808 г. выходит работа Еаркли (Barkley) под названием «The muscular motion of the human body». Позднее появляется классическое сочинение Линга (Ling P. II., Gymnastikens allmanna Grunger, Upsala, 1840). выдвинувшее врачебную Г. как научный и лечебный метод iia первое место. Распространению врачебной Г. после Линга содействовали Branting, Bishop, Roth, Hoffman, Rothstein, Neuman, Richter, Becquerel, в России—Mondalini, Берглинд и др. Врачебная Г. представляет собой научный метод, основанный на анатомо-физиологи-ческом изучении человеческого тела; применение ее отдельных приемов всецело определяется характером заболеваний и фнкц. изменений со стороны органов нашего тела.

Рисунок 12.

Этим она отличается от гигиенической, в задачи к-рой вносится профилактика организма, или эстетической, главной целью к-рой является забота о гармоническом развитии человеческого тела. В то время как в гигиенической или эстетической Г. упражнения построены на принципе широкого свободного выбора движений, во врачебной Г. выбор упражнений строго ограничен и должен удовлетворять следующим требованиям: движения должны быть точны, ло1сализо-ваны и правильно дозированы. Физиологические основы. Физиологическое действие врачебной Г. весьма образно охарактеризовано Lucas-Champion-шёге'ом следующими словами: «Le mouve-ment c'est la vie» (движение—это жизнь). Из всех органов человеческого тела наиболее могущественное физиологическое действие оказывают движения на самый двигательный прибор. Движение растягивает укоротившиеся мышечные волокна, усиливает артериальное обращение в тканях, спо-

Рнс. 13.

собствует правильному обмену веществ. Сустав, как и мышца, живет движением. Подвижность сочленовных поверхностей, гладкость хрящей, правильное отделение синовиальной жидкости, словом все те анатомич. особенности, к-рые необходимы для функционирования суставов, сохраняются лишь при наличии движения. Посредством движения можно влиять на усиление функций кровеносной и лимф, систем, а также изменять распределение крови в организме. Там, где существует вялость жизненных функций кровеносной системы, где требуется произвести оживление кровообращения, поднять питание, усилить возбудимость сосудистых стенок, там назначение движений может дать прекрасный целебный эффект. В прямой зависимости от мышечной работы находятся органы дыхания. Влияние движений на органы дыхания сводится к следующему: поверхность и объем легких увеличиваются, плевритические спайки, рубцовые стяжения растягиваются, сморщенные легкие расправляются, нея-:ная легочная ткань делается эластичнее, крепче и лучше противостоит различным вредным влияниям. Влияние физических упражнений широко сказывается также и на органах пищеварения. Под влиянием движений укрепляются стенки брюшного пресса, усиливается отделение кишечных желез, улучшается питание жел.-киш. аппарата и оживляется весь хим. процесс пищеварения. Что касается влияния движений на нервную систему, то еще Дюбуа-Реймон (Du Bois-Reymond) указал, что гимнастика мышц с еще большим правом может называться гимнастикой нервов. Под влиянием определенных, размеренных движений достигается координация, четкость, экономия в расходе нервно-мышечной энергии; посредством движения мы можем проторять новые нервные пути, создавать новые координационные механизмы. Не менее велико вли-яние физических упражнений на обмен веществ. Количество выделений организма при усиленном движении увеличивается; увеличивается и перспирация кожи. Повышение обмена веществ придает силу и бодрость, уменьшает утомляемость и поддерживает рабочую способность организма. Техника врачебной Г. Во врачебной гимнастике нужно различать следующие виды движений: а) активные движения (см. рисунки 12, 13,14,15 и 16), б) пассивные и в) двойственные. а) Активные движения выполняются произвольно самим больным без постороннего вмешательства. Физиологическим признаком активных движений является волевое усилие. Активные движения должны производиться плавно, без толчков, не вызывая резких болезненных раздражений. Они применяются там, где необходимо повысить нервный тонус, возбудить и укрепить ослабевший мышечный аппарат и т. п. б) Пассивные д.виже-н и я выполняются над б-ным посторонней силой, без всякого участия с его стороны. Физиологическим признаком пассивных движений является отсутствие волевого напряжения у б-ного при движении. На практике трудно удается отделаться сразу же от напряжения и полностью расслабить мышцы при выполнении пассивного движения. Объяснения этого факта нужно искать в том, что активное движение является для нас привычным, даже автоматическ. движением

Рисунок 14.

S3

Рисунок 15.

для пассивного же движения больной должен каждый раз устранять это автоматическое действие. Правильное выполнение пассивного движения получается только после систематических упражнений. Пассивное движение применяется гл. обр. с механической целью при лечении мышечных контрактур, тугоподвижно-сти суставов и т. п. в) Двойственные движения производятся двумя лицами — врачом и больным, при чем один производит движение, другой оказывает сопротивление, его тормозит, и наоборот. Физио-логич. признаком двойственного движения является элемент сопротивления, который вносится в активное движение. Если б-ной производит движение, а врач оказывает сопротивление, то такое движение называется активно - пассивным (см. рисунок 17). Если больной оказывает сопротивление, а движение выполняет врач, то это будет пассивно - активное движение (см. рисунок 18). В зависимости от того, приближаются ли друг к другу конечные точки сокращающихся мышц (сгибание руки в локтевом суставе) или удаляются (разгибание руки в локтевом суставе), движение будет называться концентрическим или эксцентрическим. Врачебная цель этого приема—создать избирательное воздействие на отдельные мышцы или мышечные группы. Исходное положение. Во время упражнений нужно стараться принимать такое положение, при к-ром мышечная работа происходила бы наиболее экономно, легко и свободно. Такое положение во врачебной Г. носит название исходного. Во врачебной Г. принимаются следующие основные исходные положения: стояние, сидение и лежание. Различают еще стояние на коленях и висение. Эти основные положения могут подвергаться разнообразным изменениям: наклоненное стояние, стояние на носках ит.д. Выбор упражнений. При выборе того или другого упражнения мы должны произвести тщательную оценку физиологического влияния избираемого упражнения и биомеханического действия этого упражнения как на подлежащий лечению орган, так и на весь организм. Только совместный анализ этих двух факторов может дать действительное представление об общей сумме физиологического влияния упражнения на организм, а следовательно и о полезности или вредности данного упражнения. «Выбор упражнения,—говорит Лагранж,—это все равно, что формула, в

Рисунок 16.

Рисунок 17.

к-рой должно быть прописано известное лекарство». Упражнения во врачебной Г. выполняются или вручную или на специальных гимнастических снарядах. Наиболее часто употребляются «шведская стенка» (шпалера), бум простой, двойной и параллельный. Общие правила. 1) Назначение врачебной Г. должно совершаться исключительно врачом, ог к-рого требуется кроме уменья поставить правильный диагноз заболевания еще и знание биолог, действия упражнений на организм. 2) Время для занятия врачебной Г. не должно следовать тотчас же за усиленным фи-зич. трудом,» а также за принятием пищи; в последнем случае промежуток должен быть не менее 2 часов. 3) Длительность упражнений не может быть регламентирована какими-нибудь определенными нормами времени. Продолжительность упражнений в каждом отдельном случае определяется объективными признаками усталости: учащением дыхания, ускорением пульса, дрожанием конечностей, усиливающимся напряжением мускулов и т. д. 4) Занятия врачебной Г. должны обязательно происходить в хорошо проветренном помещении или еще лучше—на чистом воздухе. 5) Движения не должны быть стеснены одеждой, стягивающими поясами и т.д. 6) Упражнения рекомендуется производить в обнаженном виде, чтобы можно было лучше следить за избирательнымдей-ствием упражнения. 7) При назначении упражнений — не браться сразу за трудные и              Рис 18 сложные. 8) Следует тщательно избегать бесполезных мышечных сокращений. 9) Прежде чем развить силу в мышцах, нужно добиваться анатомически правильного, точного выполнения движений. 10) Не ускорять темпа, не переходить к нагрузке раньше, нежели движение не будет хорошо усвоено и правильно и точно выполнено. 11) Во время упражнения нужно дышать спокойно, глубоко и синхронично.—Врачебная гимнастика так же относится к лечебной физкультуре, как гимнастика к физкультуре: она составляет некоторую часть ее, т. к. существуют и другие двигательные средства (т. н. естественные движения, игры и спорт), к-рые с большим успехом могут применяться не только с профилактической, но и с лечебной целью. Область применения врачебной Г. весьма обширна, она охватывает болезни двигательного аппарата, дыхательного аппарата, сердца и сосудов, обмена веществ, периферической и центральной нервной системы; но при всех этих болезнях кроме гимнастики применяются и другие виды физической культуры (показания и противопоказания—см. также ст. Мототерапия). Гимнастика координационная— см. Мототерапия.                            А. вербов. Лит.: Общие сочинения.—Л е с г а ф т П., Руководство по физическому образованию детей школьного возраста, ч. 1, СПБ, 1912; ДюпперонГ., Система шведской педагогической гимнастики, СПБ, 1911; 3 и к м у н д А., Основы советской системы физкультуры, М., 1926; Ивановский В., Научно-врачебный контроль над физическим развитием, М., 1927; Программа и методические записки единой трудовой школы, вьщ. 1—3, М., 1928; Мюллер Н., Пять минут в день, Л., 1927; е г о ж е, Моя система дыхат. упражнений, Л.,1929; А н о х и н А., Здоровье—сила, Петроград, 1917; Кальпус В., Физкультура для всех, М., 1926; Б л я х В., Индивидуальная гимнастика, Харьков, 1927; Ш т о р к К., Система Далькроза, II.—Л., 1924; Зурен Г., Гимнастика, Л., 1926; Блях В., Физическая подготовка бойца, М., 1927; ГориневскийВ., Культура тела, М.—Л., 1926; его ж е, Физическое образование, СПБ, 1913; Манохин Н., Подробный курс Сокольской гимнастики, Вятка, 1922; К loss M., Katecliismus der Turnkunst, Lpz., 1887; Bode R., Ausdrucksgym-nastik, Miinchen, 1923; Hecker R. u. S i 1 b e I'll о г n С п., Deutsche K3rpererziehung, Miinchen, 1923; M 0 1 1 e г F., Die Leibesiibungen, Hire Anatomie, Physiologie u. Hygiene, Lpz., 1924; Stlmell W., Biologie u. Hygiene der Leibesiibungen, B.—Wien, 1922; Mandl F., Chirurgie der Sportunfalle, B.— Wien, 1925; D e m e n у S., Education physique des adolescents, P., 1927; его же, Education et harmo-nie des mouvements, P., 1922. Г. для грудных детей.—H е tt м а н-Н е й р о д е А., Гимнастика для детей грудного возраста, М., 1925; С z a p s k 1 Е., Gyranastische Obungen im S&ugiings-alter. Med. Klinik, 1923, № 5; В г ti n i n g H., "Ober Sauglings- und Kieinkinderturnen, Therapie der Ge-genwart, 1927, 8. Г. врачебная.—В е р б о в А., Механические способы лечения (Руководство по физическим методам лечения, под ред. С. Бруштейна, полутом I, 1923); его ж е, Задачи функционального восстановления при двигательных расстройствах, «Клин, мед.», 1928, № 3; Ш и м ш и л е в и ч Б., М о ш к о в В. и Никитин Т., Лечебная физкультура, М., 1929; Слетов И., Массаж и врачебная гимнастика, М.—Л., 1928; Блях В., Школьная коррегирующая гимнастика по Кляппу, «Теория и практика физ. культуры», 1927, №2; Schreber D., Arztliche Zim-mergymnastik, Lpz., 1855; Kirchberg F., Hndb. der Massage u. Heilgymnastik, B. I—II, Lpz., 1926; К on u n d j у Р., Precis de kinesitherapie, P., 1922.
Смотрите также:
  • ГИНАНДРОМОРФИЗМ (от греч. gyne — женщина, aner—мужчина и morphe—вид), сочетание у особи нормально раздельнополого вида мужских и женских признаков, при чем отдельные участки носят или чисто мужской или чисто женский характер. ...
  • ГИНАТРЕЗИИ, или гинекологические атрезии, сужения или закрытия каналов и отверстий в области женской половой сферы. Различают Г. врожденные и приобретенные.—В рожденные Г. представляют собой частные случаи неправильного развития женских половых ...
  • ГИНГИВИТ (от лат. gingiva—десна), воспаление десен. Покраснение, припухлость с отечностью, болезненность, кровоточивость при легких нажимах на десну характеризуют это заболевание, выступая б. или м. резко при различных формах его, осложняясь иногда ...
  • ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ, можно разделить на две группы: 1) для исследования полового аппарата и 2) для гинекологических операций. Инструменты для последних в значительной части являются общими и для хирургии. Специально Г. инструменты ...
  • ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, в тесном смысле слова обозначает все применяемые в наст. время методы наружного и внутреннего исследования при женских заболеваниях .Перед каждым Г. и. необходима подготовка б-ной в смысле опорожнения мочевого ...