ВМЕНЯЕМОСТЬ

ВМЕНЯЕМОСТЬ, в менени е, вмени-моет ь, термины, выработавшиеся в германской и русской дореволюционной литературе и обозначающие акт поставления деяния в вину, т. е. вывод о том, что, при способности быть виновником вообще, данный субъект действительно виновен. Наоборот, вывод о том, что, несмотря на наличность преступного результата, обусловленного действием человека, последний невиновен, обозначается в теории уголовного права понятием невменения. Под вменимо-стью разумеется свойство деяния (а не деятеля), наличие в нем таких условий, благодаря которым оно может быть поставлено в вину лицу, его совершившему. Понятие о вменении совпадает с понятием общего состава преступления. Вменение следует отличать от вменяемости. Последняя обозначает совокупность признаков, при наличности коих субъект способен быть виновником преступления. Т. о., В. как понятие определяет то отношение, в к-ром находится вполне здоровый гражданин к действующему уголовному закону. Если таким лицом совершено противозаконное деяние, то последнее ставится ему в вину, и против этого лица применяются требуемые законом меры соц. защиты (или по терминологии буржуазного права—налагается наказание, кара). В. и отсутствие ее — невменяемость суть понятия уголовно-правовые, которые отождествлять с различными мед. понятиями нельзя. Мед. понятия указывают лишь на причины, устраняющие В., и являются только вспомогательными. Субъектом преступления может быть лицо «вменяемое». «Наказуем лишь тот, кто действует виновно. Виновно действует тот, кто осуществляет состав наказуемого деяния умышленно или неосторожно и во время деяния находится в состоянии вменяемости»,—гласит проект германского уголовного кодекса 1919 г. Хотя, согласно советскому уголовному законодательству, субъектом преступления может быть всякое физ. лицо, независимо от того, вменяемо оно или нет, однако, и для советского права В. является весьма существенным понятием как «один из основных классификационных признаков, определяющих выбор соответствующих мер уголовного правового принуждения». Понятие В. сравнительно недавнего происхождения. В примитивном праве господствовало объективное вменение, ответственность за результат. Внутренний элемент'—вина—не составлял необходимого условия наказуемости; один факт совершения правонарушения вменялся, т. е. выполнял собой состав преступления. Уголовное право всех культурных стран древности исходило из положения, что в основе всякого наказуемого деяния лежит злая воля; рассмотрением состава какого-либо деяния исчерпывался и вопрос о личной ответственности виновника его. Однако, в римском праве уже проводится различие между homines sanae mentis и homines non sanae mentis (последние подразделяются на furiosi, de-mentes и mente capti). Каноническое право существенно нового ничего не внесло. И только в XVIII в. стали настойчиво раздаваться требования о том, чтобы не ограничиваться рассмотрением одной объективной стороны преступления, а принимать во внимание степень личной вины, свободы воли и наличие злого умысла. Кроме того, т. к. понятие о В. тесно связано с понятием об уголовной ответственности, выражающейся в наказании, то оно, естественно, должно было изменяться в зависимости от того, какие цели преследует наказание. Разнообразие теорий наказания вызвало такое же разнообразие и в теориях вменяемости. Т. о., в уголовном праве постепенно происходил процесс перехода от примитивного объективного вменения преступления к вменению, основанному на субъективном моменте, а отсюда к оценке состояния в момент деяния совершившего его. Так создается понятие о состояниях невменяемости, т. е. о таких состояниях лица в момент совершения деяния, которые исключают вменение этого деяния ему в вину. Если такого состояния у лица в момент совершения преступления не было, то оно признается действовавшим в состоянии В., и совершенное им может быть вменено ему в вину. Т. о., установление признаков вменяемости шло отрицательным путем. Законодательства исходили до последнего времени не из общей формулы вменяемости, а из чисто практического перечисления условий и состояний, ее устраняющих. Недостаток «перечневой» системы вполне понятен, так как в ней всегда оказываются существенные пробелы и так как она, кроме того, не может соответствовать постоянно изменяющейся психиатрической классификации и терминологии. Все это привело новейшее законодательство к необходимости создать обобщенную формулу, охватывающую все многообразные состояния, обусловливающие невменяемость. Классификация законодательства по данному вопросу строилась в соответствии с двумя господствующими в науке уголовного права направлениями: 1) индетерминизм понимает под невменяемостью такое состояние, когда человек не обладает свободной волей; 2) детерминизм строит понятие В. помимо свободы воли, отрицая последнюю. Образцовым признается определение невменяемости, данное русским Уголовным уложением (1903 г.): «Не вменяется в вину преступное деяние, учиненное лицом, которое, во время его учинения, не могло понимать свойства, и значения им совершаемого или руководить своими поступками 16S вследствие болезненного расстройства душевной деятельности или бессознательного состояния, или же умственного неразвития, происшедшего от телесного недостатка или болезни». Установление «психологического критерия» в законе вызвано стремлением внести ограничивающие условия, чтобы установить наличность В. в каждом отдельном случае, т. к. в состояниях, обусловливающих невменяемость, существуют различные степени. Так же понимает понятие невменяемости и советский законодатель. Ст. 11 Уголовн. кодекса (редакция 1926 г.) гласит: «Меры социальной защиты судебно-исправительного характера не могут быть применяемы в отношении лиц, совершивших преступления в состоянии хронической душевной болезни или временного расстройства душевной деятельности, или в ином болезненном состоянии, если эти лица не могли отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими». Эти определения недостаточно ясны и требуют дальнейших разъяснений. При многих формах душевных б-ней, даже в узком смысле слова, которые бесспорно подпадают под действие ст. 11 Уголовного кодекса и аналогичных ей в других законодательствах (напр., схизофре-ники, маниакально-депрессивные, параноики), хотя душевнобольные и отдают себе отчет в своих действиях и руководят ими, поступки их все-таки обусловлены душевной б-нью. Выведенное на основании формулы умысла и неосторожности определение вменяемости не может быть критерием для разграничения лиц вменяемых и невменяемых. Решение вопроса о расстройстве душевной деятельности в смысле действующих законодательств возможно только в каждом конкретном случае и зависит от определения не только состояния сознания, его объема и ясности, но и взаимодействия всех психизмов, действующих во время совершения преступления. Т. о., единственно правильным критерием являются наши знания и наш психиатрический опыт, при обязательном условии полного сознания необходимости защиты общества от социально-опасных действий. Советское уголовное право в основных началах 1924 г. придает состоянию невменяемости иное значение, нежели буржуазное право. Состояние невменяемости лица в праве буржуазном исключает применение к нему наказания (хотя некоторые кодексы и устанавливают те или иные «меры безопасности»). В советском праве законодатель, исходя из принципа государственной целесообразности, т. е. охраны общества в данных условиях социального строя, считает, что во всех случаях, когда дело идет об общественно-опасных действиях, должны применяться меры социальной защиты, независимо от характера их: будь то судебно-исправительные, медицинские либо медико-педагогические. Лит.: Т а г а н ц е в Н. С, Курс русского уголовного права, СПБ, 1874—80; его же, Лекции, СПБ, 1902; Владимиров Л., Психологическое исследование в уголовном суде, М., 1901; П и о н т-ковский А. А., Уголовное право РСФСР, М., 1925; Э с т р и н А. Я., Вина («Энциклопедия госуд. и права». М., 1925); Ф е р р и Э., Уголовная социология, СПБ, 1908—12; Познышев С. В., Основные начала, М., 1912; Кандинский В., К во- просу о невменяемости, М., 1890; С е р б с к и й В., Судебная психопатология, вып. 1—Законодательство о душевнобольных, М., 1895; Крафт-Эбииг Р., Суд. психопатология. СПБ, 1895; Бр у ханский Н. П., Суд. психиатрия, М., 1928.                   Н. Бруханский.
Смотрите также:
  • ВНЕБОЛЬНИЧНАЯ ПОМОЩЬ, охватывает все виды мед. помощи, оказываемой амбулаторно или в виде помощи на дому. В более узком смысле под В. п. понимают следующие формы лечебной помощи: амбулаторную помощь, оказываемую вен. ...
  • ВНЕБРАЧНЫЕ ДЕТИ, в дореволюционной России, а в большинстве других стран и в настоящее время, представляют собой особо неблагоприятную в социально-гигиеническом отношении группу населения. При резком преобладании семейного воспитания над социальным, при ...
  • ВНЕДРЕНИЕ КИШОК, см. Инвагинация.
  • ВНЕЗАПНАЯ СМЕРТЬ, или скоропостижная, представляет собой такого рода смерть, к-рая наступает в течение нескольких минут или даже секунд; т. о., атональный период при В.с. или вовсе отсутствует или сводится к-весьма краткому ...
  • ВНЕПИРАМИДНЫЕ ПУТИ, см. Экстрапирамидная система.