ВАГОН

ВАГОН (от англ. waggon—повозка, фура), как временное жилище для пассажиров, находящихся в необычных для них условиях и потому могущих более легко подвергнуться заболеваниям, с сан.-гигиенич. точки зрения имеет большое значение. При большой протяженности ж.-д. сети СССР пребывание пассажира в В. может длиться до двух недель; кроме того, В. может играть и большую эпидемиологическую роль, перевозя последовательно здоровых пассажиров после заразных. Различают два основных типа В.: пассажирские и товарные, а по числу осей—двух-, трех-, четырех- и шестиос-ные.—-Пассажирские В. в наст, время делаются, гл. обр., четырехосными, на двух «пульмановских> тележках; простые двух-и трехосные В. не так удобны и постепенно вытесняются из поездов дальнего следования и применяются, гл. обр., в пригородном и местном сообщении. По устройству кузова пассажирские В. бывают проходные (с дверьми в передней и задней стенках) и непроходные (с дверьми в боковых стенках). Непроходные В. сравнительно часто встречаются на железных дорогах Западной Европы. В СССР применяются исключительно проходные. Наиболее удобным типом В. является т. н. «курортный», с боковым коридором вдоль всего В. и с изолированными с одной стороны коридора купе со спальными местами. При таком устройстве проход по коридору поездного персонала и пассажиров не беспокоит остальных пассажиров, находящихся в купе, и, кроме того, создается большая возможность изоляции и группировки отдельных пассажиров и их групп. На обоих концах вагона устраиваются ватерклозеты и умывальники (см. рисунок 1). Для проводника и для отопления выделяются особые отделения. Вход в В. устраивается через тамбуры — на обоих концах вагона.

Рисунок 1. Схема вагона дальнего следования: 1—тамбур; 2 и 3—коридор; 4—уборные; 5—котельное отделение; 6—купе проводника; 7—11— купе для пассажиров.

Размеры такого В.—9 купе по 4 места. Длина купе—1.990 мм, ширина—1.620 лш, высота в центральной части—2.900 .лш.Площадь купе—3,223 кв. м, кубатура—9,349 куб. м, на 1 пассажира—0,805 кв. м и 2,337 куб. м, ширина коридора—950 мм, длина уборной—1.990 мм, ширина ее—1.000 мм. Длина пассажирских В. бывает разная: 12,5—14,5—18—20 и 22 м. Тара их равна 16—17—33 и 42 тоннам. Число мест—от 28 до 40 спальных и от 55 до 78 дневных. В наибольшем ходу проходные В., без коридора и без отдельных изолированных купе, а лишь с отделениями, отгороженными друг от друга спинками, не доходящими доверху и поднимающимися для устройства верхней койки (см. рисунок 2). По внутренней отделке В. в СССР—жесткие и мягкие, из к-рых первые легче поддаются сан. обработке. И те и другие

Рисунок 2. Схема вагона дальнего следования: 1, 2 и 3—отделения для пассажиров; 4—отделение для проводника; 5—уборная; в—котельное отделение; 7—тамбур; 8—коридор; а—длинная скамья для двух пассажиров в спальных вагонах и для трех в дневных; б—короткая скамья для одного пассажира; в—столик.

бывают спальные и дневные. Кузов вагона состоит из деревянных (в СССР) или стальных (в Америке, Англии и Германии) брусьев, обшитых с двух сторон узкими досками (шелевками). Снаружи стены обшиваются железом в 1,5—2 мм. Пространство между двумя рядами досок заполняется каким-либо нетеплопроводным материалом (пробка, войлок, толь и т. п.). Пол делается двойным или даже тройным, с изолирующими прослойками. Размеры окон—465 ммх Х850 мм, а в больших 20—22-метровых вагонах— 1.100 ммх900 мм. Снаружи у оконных рам для защиты от пыли и искр от паровоза и для усиления вентиляции устраиваются «параваны». Если передняя пластинка его будет поставлена под углом в 135° к стенке вагона, а вторая прижата к стенке, то пыль и искры, отброшенные первым параваном, не попадут в окно, а ветер, проносясь мимо окна, будет усиливать вентиляцию вагона через окно.—Искусственное освещение производится свечами, газом или электричеством. Свечи зажигаются в особых фонарях, снабженных трубками для отвода наружу продуктов горения и отверстиями у дна фонаря для притока воздуха. Неудобства и неэкономичность этого способа ведут к постепенной замене его другими способами освещения. Газ в В. подается по трубопроводу под давлением до 10 атмосфер и собирается в приемники, вместимостью до 10.000 л, помещенные под В. Из приемника газ проводится по газовым трубкам В. под давлением 6—7 атмосфер к газовым фонарям, при чем предварительно давление его понижается в особом аппарате, «регуляторе давления», до 0,65 атмосфер. Газовая горелка снабжается калильной сеткой. Фонари устраиваются обычно в комбинации с вентиляцией, так что вентилятор одновременно служит и вытяжкой для фонаря. Сила света обычно равна 20 и 40 нормальным свечам. Газовое освещение теперь применяется сравнительно редко: его вытесняет электрическое освещение. Все многообразие применяемых систем электрического освещения (до 20) можно свести к след. основным разновидностям его: 1. Поезд освещается из своей центральной электрической станции, помещенной либо на паровозе, как в Германии (паро-динамо), либо в багажном В. или в специальном отдельном вагоне (динамо с нефтяным, керосиновым или паровым двигателем). 2. Электри- ческая станция помещается в одном из пассажирских В. (В.-станция) и освещает, кроме своего В., до 10 других «холостых» В., имеющих только проводку, или до 5—6 В. (В.-полустанция). 3. Каждый В. снабжен своей небольшой динамомашиной и освещает только себя (автономный В.). 4. В. освещается динамомашиной, приводимой в движение от оси В. 5. В. обслуживается аккумуляторной системой, заряжаемой от какой-либо электростанции.—Сила света применяемых лампочек равна обычно 16—20 свечам, в коридорах—10 свечам. Каждая лампочка снабжается своим выключателем. ОтоплениеВ. производится 1) железными печами (почти исключительно в В. быв. IV кл.), 2) гретым воздухом, проводимым по трубам из воздухо-грейной камеры (применяется редко), 3) системами водяного и парового отопления (применяются наиболее часто). При системе водяного отопления вода нагревается до 70° в котле, находящемся в конце В. в особом отделении, идет по трубам, проведенным вверху вдоль В., в конце вагона спускается в нижние трубы, через к-рые снова возвращается в котел. Вода в котел накачивается вручную насосом Аль-вейера из особого запасного водяного бака. Поверхность нагрева труб должна быть от 0,15 до 0,4 кв. ж на 1 куб. м, чтобы поддерживать в вагоне температуру 20°. При паровом отоплении паровой котел помещается или самостоятельно в каждом В., в особом отделении или в особом В.-паровике, помещаемом обычно в середине поезда для равномерного нагрева обеих половин его, или же пар получается из котла паровоза, при чем в таком случае пар, находящийся в котле паровоза под высоким давлением, с помощью редукционного клапана низводится до давления в 1 %—2 атмосферы и тогда только впускается в трубы В. Система труб в В. проводится внизу В., вдоль боковых стенок; здесь же располагаются и трубы, отводящие пар и конденсационную воду в запасный водяной бак. Трубы отдельных В. соединяются резиновыми рукавами с гайками. При отоплении с паровоза подачу пара регулирует машинист по указанию кондукторской бригады поезда, в остальных системах за этим смотрят особые истопники. Применяется иногда также паро-воз-душное отопление, при котором с помощью инжекторного прибора (термо-циркулятора) проходящий пар смешивается с воздухом, всасываемым в прибор. Эта паровоздушная смесь направляется затем в обогревательную сеть труб (система Горовица). Необходим соответствующий надзор за отоплением со стороны хорошо подготовленных истопников. Для наблюдения за t° каждый В. снабжается несколькими термометрами. — Вентиляция В. в СССР производится почти исключительно вытяжным вентилятором системы Коршунова (см. рисунок 3). Он состоит из шести усеченных конусов, входящих один в другой таким образом, что между ними остаются проходы. Три верхних усеченных конуса обращены вершинами кверху, три нижних — книзу. Место соединения верхней половины с нижней представляет собой острое ребро, о к-рое воздух, несущийся навстречу движущемуся В., разбивается на две струи, проходящие по проходам между коническими поверхностями и выходящие сзади прибора. Этим производится разрежение воздуха внутри цилиндрической трубы, на которую аппарат надет и к-рой он соединяется с вентилируемым помещением, и устанавливается тяга воздуха из вагона. Вентилятор иногда связывается с газовыми горелками в целях С отоплением вентилятор не связан. Вообще, на дорогах СССР до сих пор вентиляция не связывалась

Рисунок 3. Вентилятор Коршунова (левая половина—вид в разрезе): 1, 2 и 3—верхние конические поверхности; 4, S и в— нижние конические поверхности; 7—труба, соединяющая вентилятор с вагоном; 8—потолок вагона; 9—упорна, соединяющая нижнюю поверхность с соответствующей верхней; 10 — крышка (внутренняя). вытяжки продуктов горения.

с отоплением, как это делается на дорогах нек-рых государств Зап. Европы и Америки, где воздух, захваченный особыми воронками, расположенными на крыше В., направляется вдоль труб парового отопления и, нагревшись от них, входит внутрь В., а испорченный воздух вытягивается вентиляторами, связанными с газовыми фонарями.

Водоснабжение В. (для отопления, умывальных и клозетов) производится по системе труб, получающих воду из запасных водяных баков, помещающихся обычно в отделениях для отопления или в уборных. В баки вода наливается ведрами или из водопроводов шлангами через люки или воронки, открывающиеся на крыше В. Баки должны устраиваться таким образом, чтобы они были доступны для осмотра, очистки и промывки, и должны вмещать не менее 20 ведер. Уборные из экономии места устраиваются совместно с умывальными. Пол выстилается плитками (в мягких В.) или железом, бетоном, цементом или асфальтом (в жестких В.). Стены (панель) выстилаются также плитками или клеенкой (в мягких) или окрашиваются масляной краской (в жестких вагонах). Умывальная раковина и клозетная ваза делаются чугунно-эмалированные, фаянсовые или фарфоровые. Чашка промывается водой, которая попадает в чашку через трубу из упомянутого выше водяного бака. Экскременты выбрасываются через отверстие в полу на полотно, где и должны убираться путевыми сторожами. В целях предохранения от загрязнения почвы станций и населенных мест, при проходе поезда через них уборные закрываются для пользования. На нек-рых американских дорогах запираются не уборЕгые, а герметические затворы в дне клозетной чашки. Закрываются они также и при проходе поезда через реки, служащие источником питьевого водоснабжения. Список таких рек публикуется органами здравоохранения. В поездах пригородных применяется система уборных без промывки. Уборные на дорогах Зап. Европы снабжаются клозетной бумагой, иногда специально вырезанной бумагой для подкладывания на сидение стульчака, мылом и общим полотенцем; на нек-рых дорогах Америки—индивидуальн. полотенцами, при чем полотенца прикреплены кольцами к проволоке, идущей от полки, на к-рой полотенца хранятся, к корзине для грязных полотенец, в которую пассажиры бросают полотенце после использования его. Там же имеются графины для питьевой воды с индивидуальными бумажными стаканчиками. Пользование общими стаканами и полотенцами сан. правилами шел. дорог С.-А. С. Ш. запрещено.—-В н у-треннее оборудование должно предусматривать удобства пассажиров, особенно в вагонах дальнего следования. Для увеличения числа мест для лежания спинки диванов устраиваются подъемными, с лестницами или приспособлениями (выдвижными железными пальцами) для влезания. Проводники снабжаются запасом одеял, матрацев и постельного белья, вымытого, продезинфицированного и хранимого в мешках за пломбой. Германские дороги за дополнительную плату в жестких вагонах отпускают особые мягкие сидения с подножками для ног и подставкой для головы. У окон делаются складные столики. Для вещей устраиваются полки и ниши над потолком коридора. В. снабжается пепельницами и плевательницами (в каждом купе) и двумя мусорными ящиками на концах В. В мягких В. диваны обиваются плотной пеньковой тканью (тиком) и покрываются сменяемыми каждый репс тиковыми чехлами. Применявшиеся ранее плюш и сукно вследствие дороговизны и негигиеничности выходят из употребления. Пол покрывается линолеумом, а стены—клеенкой (линкрустой). В СССР наибольшими удобствами и наилучшим устройством, удовлетворяющим требованиям гигиены, отличаются В. Управления спальными вагонами прямого сообщения. Наиболее простое устройство имеют В. пригородного сообщения; в них нет спальных приспособлений, столиков, промывных клозетов и т. п. В. быв. IV класса, изживаемые в настоящее время, представляют собой тип, приближающийся к товарному вагону-теплушке, и мало пригодны для дальней езды. Вагон-ресторан (см. рисунок4) обычно устраивается в большом пульмановском В.: часть его отводится под собственно ресторан (на 40 чел.) с кубатурой 2,2 куб. м на одного пассажира, часть—под кухню и буфет со шкафами и полками. В кухне помещаются чугунная плита на ножках, куб для кипячения воды. Ледники для хранения продуктов иногда делаются в ящиках под полом тамбуров, иногда выделяется для этого особое отделение. Внутри они обиваются цинком.—В .-аудитория (сан.-гиг. выставка, вагсда-кино и т. п.) представляет собой обычно пульмановский В., в котором, кроме двух купе для обслуживающего персонала, уборной и котельного отделения, вся остальная площадь отводится под зал для расстановки экспонатов, для демонстрации кинофильм и т. д. В. оборудуется верхним светом через световой фонарь, чем выгадывается большая площадь на стенах для развешивания экспонатов. Для киноаппарата устанавливается будка, U~U ! Ы U U «

Рисунок 4. Схема вагона-ресторана: 1—тамбур; г—коридор; 3 и 4—столовая; б—буфет; в—кухня; 7, S и 9—кладовые; а—столы; б—шкафы и ящики для посуды и провизии; в—плита.

—= 13 15 l___l 1___1 5 4 ш Рисунок 5. Схема вагона-консультации для грудных детей: 1—вход; 2—коридор; 3—стол регистрации; 4 и 5—боксы; 6—ожидальня; 7—приемная врача; 8—коридор; 9—купе врача; 10—купе сестры; 11—купе проводника; 12—уборная для пациентов; 13—уборная для персонала; 14—кухня; 15—коридор; 16— котельное помещение; 17—кладовая. обитая несгораемым материалом. Вагоны обслуживают по особому графику многие станции и окрестное сельское население, оставаясь по нескольку дней на станции. В.-ам булатории, зубоврачебные амбулатории, малярийные станции и т. п. устраиваются обычно по одному типу: два или три купе выделяются для мед. и обслуживающего персонала, одно отделение отводится под кабинет (приемную) и большое отделение отдается под ожидальню для больных. В. снабжаются соответствующей мебелью и шкафами с гнездами для инструментов, аппаратов, реактивов и медикаментов. В.-лаборатория, кроме купе для персонала, имеет два отделения для производства хим. и бакт. (или других) анализов, одно отделение для опытных животных. В чумных лабораториях выделяется особое отделение для работ с чумными культурами. Обстановка и обивка этого отделения должны предусматривать возможность полной дезинфекции его. В. снабжается инвентарем по особому списку Наркомздрава. В.-лаборатория служит для принятия первых мер против чумной эпидемии.—В. - консультация по охране материнства и младенчества (см. рисунок 5), кроме купе для персонала, кабинета врача и ожидальной, имеет еще помещение для предварительного осмотра детей и боксы для изолирования больных. Иногда один из тамбуров используется для устройства молочной кухни.—В. санитарный для перевозки больных в ближайшие б-цы имеет купе для персонала, отделение для незаразных больных и иногда— особое отделение для заразных (см. рисунок 6). Кроме обычных дверей, имеется еще широкая дверь в боковой стенке для вноса носилочных больных. В. снабжается койками, носилками, бельем, перевязочным материалом и медикаментами. Койки устраиваются обычные на сетках, или устанавливаются станки Кригера. Вагон обслуживает 2—3 соседних участка.—Вагон санитарный вспомогательного поезда для оказания помощи при железнодорожных происшествиях состоит из трех отделений: а) смотровой и перевязочной, б) палаты для пострадавших и в) помещения для медицинского персонала. Перевязочная должна иметь, кроме соответствующей мебели (перевязочный стол и шкаф для инструментов и медикаментов), X) п £L Рисунок 6. Схема санитарного вагона вспомогательного поезда: 1—широкий вход для вноса носилок; 2—отделение для осмотра и перевязки пострадавших; 3—отделение для пострадавших; 4—коридор; 5—отделение для медперсонала; в—уборная; 7—тамбур; 8 и в—кладовые; а—койки; 6—стол для перевязок. умывальник и усиленное освещение. Палата—4 койки, 4 запасных для второго яруса (станки Кригера) и носилки. Двухстворчатые двери для вноса носилочных б-ных устраиваются с торцевой стороны, что хотя и требует отодвигания В. от соседнего, но зато дает удобства погрузки раненых в случае крушений на насыпях с откосами, со стороны которых невозможно внести раненого в боковую дверь. Список инвентаря и порядок использования В. предусматривается инструкцией НКЗдрава.—В.-баня помещается обычно в товарном В., половина которого используется под раздевальню и одевальню, а другая под душевую. Горячая вода подается либо из паровоза, либо из специального котла, помещенного в котельном отделении вагона. Вода проводится в души по системе труб по стенкам вагона. Пол и панель обиваются водонепроницаемым материалом (оцинкованное железо). Сток—через отверстия в полу.—В.-и з о-л я т о р служит для временной изоляции обитателей жилья, подвергаемого дезинфекции. Вагон имеет душевую и ванную комнату для изолируемых, очаг для приготовления пищи и купе для персонала.— В.-теплушк а—товарный В. с двойной обшивкой стен, пола и потолка, с прокладкой войлока, толя, шведского картона или других нетеплопроводных материалов. Оборудуется чугунной печью, нарами или досками для них и подножкой для входа в В. В случае перевозки воинских частей предусматриваются особые требования по со- гласованию с военным ведомством, при перевозке переселенцев—на основе особого соглашения НКПС с НКЗемом.—Содержание В. в сан. состоянии, их уборка, дезинсекция и дезинфекция регулируются особыми правилами и инструкциями НКЗдрава и НКПС (приказ НКПС от 13 сентября 1924 г. М« 1843; инструкция по очистке и содержанию в чистоте вагона от 25 мая 1926 г. № 8562; инструкция по дезинфекции и дезинсекции вагона от 8 июня 1926 г. № 8613 и др).—Вагон-цистерна—см. Водоснабжение. Вагон-дезинфекционпая камера—см. Дезинфекция. Вагон изотермический — см. Грузы скоропортящиеся. Лит.: Сопрунов П., Железнодорожные вагоны и их части. Москва, 1927; Марцинке-в и ч А., Пассажирские вагоны русских железных дорог, Ростов-на-Дону, 1924; Короткевич М., Техническое содержание вагонов, Москва, 1924; Car-builders cyclopedia of American practice, New York, 1925.                                             С. Казанский. ВАГ0НЕВР08, см. Вегетативные неврозы.
Смотрите также:
  • ВАГОТОМИЯ, перерезка nervi vagi. Двусторонняя В. в опытах на животных ведет неминуемо к смерти от отека легких или быстро развивающейся смертельной пневмонии. Односторонняя перерезка б. ч. является безопасной и ведет ...
  • ВАГОТОНИЯ, состояние повышенного тонуса парасимпатической нервной системы, см. Вегетативные неврозы.
  • ВАГОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА, лекарственные вещества и яды, обладающие избирательным действием на окончания п. vagi, при чем действие не ограничивается блуждающим нервом, а распространяется на окончания и других парасимпатических нервов, вследствие чего В. ...
  • VAGUSNERVUS (блуждающий нерв), принадлежит X паре черепномозговых нервов. Разносторонний по своим функциям, он имеет для каждой из них соответствующий анат. субстрат в виде ядер: имеется ядро чувствующее, двигательное и парасимпатическое (парасимпатич. ...
  • ВАДОЗНЫЕ ИСТОЧНИКИ (от лат. va-dosus—очень мелкий, неглубокий), название, объединяющее все источники (т. е. естественные выходы подземных вод на поверхность земли), изливающие вадозные воды, т. е. подземные воды, образовавшиеся из атмосферных осадков и ...