БИНЕ

БИНЕ, Альфред (Alfred Binet, 1857— 1912), франц. врач-невропатологи психиатр, всемирно известный, благодаря своим замечательным работам, создавшим целую эпоху в области экспериментальной психологии XIX в. стал во главе психологической ла- не, где сначала под влиянием Вундта занимался элементарными психическими ^ШШ /1^Шв^%^^^^, процессами, но веко- ^^^^^^^^JJ^^^ft чению индивидуаль- ^^^^^^ШкЛ^^^Ш ных особенностей це- ^РЧЩШШЩ^. Щр-' лостной личности человека и, перенеся психологический эксперимент в школу, разработал вместе с Симоном (Simon) свой знаменитый метод тестов (см. Бине-Симока метод). С 1895 г. Б. стал издавать ежегодник «I/Ann ее psychologique», а в 1905 г. основал «Общество свободного изучения ребенка», в печатном органе которого («Бюллетени») помещались многочисленные исследования Б. по психологии ребенка.—Б. вскоре сделался главой научных исканий и практических работ в области педагогической психологии. Бине работал также и по антропометрии, психофизиологии и психиатрии.—Главные труды Б., переведенные на рус. язык: «Механизм мышления», 1894 г.; «Изменения личности», 1894 г.; «Вопрос о цветном слухе», М., 1894 г.; Бине А. и Анри, «Умственное утомление», 1899 г.; Бине А. и Симон Т., «Методы измерения умственной одаренности», Гиз Украины, 1923; в сотрудничестве с Анри, Филипп и Куртье,—«Введение в экспериментальную психологию», 1903 г., и др. БИНЕ-СИМОНА МЕТОД, название психологического метода, основная идея которого состоит в создании «метрической скалы умственных способностей», определяемых на основании задач (или тестов), которые предлагаются испытуемому. Задачи расположены по степени трудности и затрагивают разные стороны детского интеллекта: школьные знания, повседневные навыки, случайные сведения, природные свойства психики и т. д. При этом определяются не столько отдельные психические функции, сколько вся картина общего развития ребенка. В этой части тестов намечен след. порядок задач: для 3-л е т п и х: показать свой рот, нос, глаза. Повторить фразу в 6 слогов и одну из трех пар чисел. Назвать несколько предметов на картинке. Для 4-л е т н и х: назвать свой пол. Назвать 3 предмета домашнего обихода. Повторть ряд из 3 цифр. Сравнить длину двух линий и указать более длинную. Для 5-летних: сравнить две пары коробочек различного веса и указать более тяжелую. Скопировать квадрат. Повторить фразу из 10 слогов. Сосчитать 4 мелких монеты. Составить из двух отрезков парал-лелограм. Дляб-летних: определить время дня: Описать 5 предметов. Срисовать ромб. Сосчитать 13 одинаковых монет. Сравнить два нарисованных лица с эстетической точки зрения. Для 7-летних: показать правую руку и левое ухо. Срисовать картинку. Выполнить 3 нетрудных поручения. Сказать сумму трех копеечных монет и трех монет по 2 копейки. Назвать 4 цвета. Для 8-летних: сравнить по памяти 3 пары предметов. Сосчитать в обратном порядке от 20 до 0. Указать недостающие части в нарисованных лицах. Повторить ряд из 5 цифр. Назвать день и число. Для9-летних: дать сдачу с 16 коп., с 20 коп. Определить 5 предметов. Назвать по порядку месяцы. Ответить на 3 легких отвлеченных вопроса. Для 10-летних: расположить по порядку 5 коробочек различного веса. Нарисовать по памяти несложный чертеж. Найти несообразности в четырех фразах. Дать ответ па более трудные отвлеченные вопросы. Составить 2 предложения из трех заданных слов. Для 12-л е т и и х: противостоять след. внушению: ребенку показывают 6 пар линий, размер первой пары—4 и 5 см, второй—5 и 6 см, третьей—6 и 7 см, линии остальных пар все по 7 см. (Если испытуемый, переходя к сравнению 5 и 6 пар, продолжает утверждать, что линии, лежащие с правой стороны больше, то этим доказывает, что оп не противится внушению.) Составить одно предложение простое или сложное из трех предложенных слов. Произнести в течение 3 минут более 60 слов. Определить 3 отвлеченных понятия. Восстановить умышленно нарушенный порядок слов. Для 15-летних: повторить ряд из 7 цифр. Подобрать 2 рифмы к данному слову. Повторить фразу в 26 слогов. Объяснить смысл трех картин. Вывести заключение из ряда фактов. Тот, кто выполнит все положенные для данного возраста тесты, считается нормальным; тот, кто выполнит задачи предыдущего возраста, считается отсталым на один год. Выполнивший задачи последующего года, считается более одаренным. Весь Б.-С. м. легко укладывается в небольшой альбом; аппаратура проста и доступна и состоит из 5 коробочек разного веса, набора медных и серебряных монет и нескольких простых предметов—нож, карандаш, ключ и книжка. Метод приобрел себе много сторонников и был переработан применительно к различным особенностям соц. и школьных условий. Из недостатков метода следует указать на то, что возрастная точность тестов грубо приблизительна. Сами тесты недостаточно систематизированы по возрастающей трудности и многие тесты старших возрастов выполняются младшими, без особой для этого одаренности. Б.-С. метод, довольно точно определяющий возрастную высоту «развития», недостаточно выявляет как врожденные свойства интеллекта, так и патологические их недостатки, не отмечая таких свойств, как внимание, волевые процессы, память. Лит.: М е й м а н Э., Лекции по экспериментальной педагогике, ч. 2. М., 1917; Б и н е А. и С и м о н Т., Методы измерения умственной одаренности, Гиз Украины, 1923; Bind A. et Simon Т., L'an-nee psychologique, P., 1908—11,             С. Рабинович.
Смотрите также:
  • BINOCULUS, см. Повязки.
  • БИНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ, зрение двумя -глазами, при к-ром изображения, получаемые на сетчатке правого и левого глаза, объединяются в одну общую картину. Оба глаза имеют такую иннервацию мышц, что фиксирование ...
  • БИНОКУЛЯРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, строятся для использования зрения обоими глазами в целях получения стереоскопического эффекта. Обычно при этом применяется увеличение угловых размеров рассматриваемых предметов. Наиболее распространенными Б. и. являются бинокли, к-рые бывают двух ...
  • БИНТЫ (лат. — fascia, нем. — Verband, Binde, франц. — bandage, англ.—bandage, roller). Все названия Б. на нескольких языках указывают, что Б. есть нечто скрепляющее, связывающее, поддерживающее. Б.— кусок материи или ...
  • БИОБЛАСТЫ (от греч. bios—жизнь и blastos—зачаток), иначе gramila (зерна), название, данное Альтманом (Altmann) тем зернистым образованиям, из к-рых, согласно его учению, слагаются клетки (колонии Б.) и к-рые представляют собой элементарные жизненные ...