АФАЗИЯ

АФАЗИЯ (от греч. а — отрицат. частица и phasis—речь), расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться фразами и словами как средством выражения мыслей. А. необходимо отграничить от некоторых расстройств речи у душевнобольных, к-рые иногда не пользуются речевым аппаратом за отсутствием соответствующих импульсов. Афазик же не в состоянии свой речевой импульс претворять в речь. Афазию надо, далее, отграничить от анар-трии или дизартрии, вызываемой параличом мышц и нервов периферического аппарата речи. Последний при А. не страдает: оставшиеся в употреблении слова больные весьма часто произносят правильно; кроме того, отдельные мышцы, участвующие в акте речи, функционируют правильно при всех других актах, не связанных с речью (если не мешает присоединяющаяся иногда апрак-сия). Так, афазики в состоянии двигать языком, облизываться, целовать, жевать, глотать, издавать звуки, свистать, кусать и т. д. У афазиков выпадает высшая функция, приводящая обычно периферический речевой аппарат в движение для выражения мыслей. Последнее осуществляется при помощи особых условных знаков в виде фраз или слов, к-рые являются символами предметов, действий, понятий. Так назыв. выразительные движения (Дарвин) животных можно рассматривать как зачатки реакций речевого типа. Движения и позы, принимаемые животными при известных условиях (подымающаяся грива, оскаливание зубов, ряд угрожающих поз), являясь реакциями на определенную обстановку, одновременно служат сигналами, условными раздражителями для других существ, живущих в «мире данного животного». В этих выразительных, или сигнальных движениях большую роль играют звуковые реакции (лай, рев, мяуканье, ржанье, пение птиц, шипение змей и т. д.). Имея крупное биологическое значение для поддержания жизни и рода, они связаны с аффективными состояниями, характерными для инстинктивных действий. Попытки открыть в сигналах высших животных, напр., обезьян, членораздельные звуки пока не увенчались успехом. «Речь» попугая не есть речь в смысле данного выше определения. Также и детская речь на низшей ступени развития имеет ближайшее отношение к жизненно важным раздражителям. Мимические и голосовые реакции на питание, на изменения внешней темп, и на висцеральные раздражения—те же рудименты речи с эмоциональным характером. Лишь в дальнейшем наступает «интеллектуализация» речи. Сначала все обозначается словами собственного образования. Лишь постепенно эта более «конкретная речь» начинает уступать место условным символам, словам и фразам взрослого. Вначале эта речь более проста, без грамматики и флексий, напоминая стиль первобытных народностей (например, негров или кафров). В патологических случаях мы без труда узнаем фило- и онтогенетически более старые формы речи с преобладанием эмотивности, с аграмматизмом, с обрывками слогов, с собственным словообразованием и т. д. С эволюционной точки зрения Джексона (Jackson), в патологических случаях, при обратном развитии речи или при распаде речи, онто- и филогенетически более молодые функции ее выпадают раньше, вследствие чего обнаруживаются более старые функции, отличающиеся большей элементарностью и автоматичностью, но зато более прочной организованностью. В речи, как во всякой сигнализации, можно различать два элемента; один с характером эффекторным, двигательным, центробежным (экспрессивная речь), другой— с характером рецепторным, сенсорным, центростремительным (понимание речи). Оба эти элемента тесно между собой связаны. Но в пат. случаях они нередко' расстраиваются б. или м. изолированно. Когда расстроено понимание речи (сенсорная А., словесная, или', лучше, речевая глухота), б-ной, у которого аппарат слуха не пострадал и который поэтому воспринимает все звуки и шумы, не в состоянии диференцировать отдельные слова или фразы. Он их воспринимает как незнакомые сигналы, как чуждый язык. Сенсорная А. поэтому есть частный случай агнозии: акустическая речевая агнозия. Не всегда она 54» резко выражена. Иногда больные понимают отдельные слова, даже простые фразы, но не схватывают длинных предложений. При этом почти всегда утеряна способность читать—т. н. алексия, или оптическая речевая агнозия. Расстройство экспрессивной речи, которое можно рассматривать как апраксию речевого аппарата, обнаруживается в двух видах: или больной говорит много (логоррея), «без тормоза», но коверкает фразы и слова, взятые как бы из чуждого языка (парафазия, жаргоно-фазия), или, наоборот, больной с трудом находит слова для выражения мыслей, или совершенно их не находит, доходя почти до словесной немоты (афемия). Чаще, однако, остаются отдельные обрывки фраз, слов, иногда отдельных слогов, стереотипно повторяемых с различной интонацией (т. н. «речевые остатки»). Иногда остаются те обрывки речи, которые больной произнес в момент заболевания. Иногда больному трудно пустить в ход свой аппарат речи, он пропускает слова, коверкает их, по временам заикаясь. Послед, явление особенно часто в стадии восстановления речи. Нередко А. обнаруживается в виде аграмматизма, иногда в виде амнестической А. Кроме алексии и аграфии, иногда наблюдаются амузия и акалькулия. У полиглотов иногда лучше сохраняется родной язык. Обычно при афазии меньше всего страдает эмоциональная часть речи, т. н. музические элементы ее: интонация, ритм, темп. Сохранившимся словом или слогом больные умеют выражать всю гамму чувств, свою реакцию на данную ситуацию и т. п. Иногда афазики правильно употребляют слова во время пения или в момент сильного аффекта. Иногда афазики представляют подтверждение правила Pn6o(Ribot): функции, позднее приобретенные, страдают в большей степени. Клин, формы афазии естественнее всего делить на сенсорную и моторную. При первой резко выражена речевая глухота, логоррея, парафазия и жар-гонофазия, алексия, аграфия. При второй понимание речи совершенно или почти не расстроено, но экспрессивная речь становится вполне или почти вполне невозможной. Иногда одинаково страдают самостоятельная, произвольная речь, обозначение показываемых предметов или их свойств (цвет, размер), повторение слов, автоматическая речь («знание рядов» в виде алфавита, счета цифр, заученных фраз, стихотворений, дней недели и т. д.). Иногда, наоборот, больше страдает какая-нибудь одна из перечисленных функций; аграфия, алексия непостоянны. Значительное разнообразие клин, картин А. и важные вопросы топической диагностики отдельных форм А. породили огромную литературу, в к-рой не легко разобраться без знания истории А. Учение о мозговых локализациях вообще связано с именем Галля (Gall, 1758—1828). Локализация же А. связана с именем франц. анатома и хирурга Брока (Вгоса), к-рый в 1861 г. впервые демонстрировал мозг б-ного, страдавшего «афемией». В его левом полушарии оказались большие изменения. Правда, еще до Брока отец и сын Дакс учили о значении левого полушария для акта речи. Но их теория была мало известна, и Брока принадлежит честь первой ясной формулировки картины А. и ее локализации в третьей лобной извилине (Ft) слева. Из современников Брока особенно ярко и оригинально обрисовал клиническую картину А. Джексон. Однако, влияние его на развитие учения об А. начинается только с 1914—1915 гг., благодаря работам Пика (Pick) и Геда (Head), вновь опубликовавшего старые работы Джексона. В 1874 г. Вернике открыл значение очагов в первой височной извилине (Т^ слева для потери понимания речи. Работами Кусмауля, Ба-стиана (Kussmaul, Bastian) и др. были выделены две формы А.: сенсорная и двигательная. Однако, дальнейшее развитие учения об А. приняло хаотический (Гед) характер, благодаря крайнему увлечению схемами. Из них особенно прославились схемы Лихтгейма-Вернике (Lichtheim-Wernicke). Оба центра речи соединяли линиями («путями») друг с другом, с центрами чтения и письма, с центрами проекционных, двигательных и сенсорных путей и, наконец, с «высшим интеллектуальным центром». По полученной таким образом геометрической фигуре конструировали разные клин, формы А., смотря по месту перерыва соединительных путей или повреждения самих центров. Так возникло учение о кортикальных (поражение самих центров Fa или Тг), транскортикальных и субкортикальных А., не вполне отжившее и до сих пор. При кортикальной двигательной А. (А. Брока) понимание речи сохранено, экспрессивная речь равномерно затруднена во всех ее проявлениях; письмо и чтение более или менее страдают. При кортикальной сенсорной А. (А. Вернике) отмечаются плохое понимание речи, логоррея, жаргонофазия, расстройство чтения и письма. При субкортикальной двигательной А. имеется нарушение путей от центра Брока к двигательным центрам мускулатуры речи в Са: расстроена только устная речь, иногда до «словесной немоты», чтение и письмо сохранены («чистая» моторная А., или афемия). При субкортикальной сенсорной А.—перерыв путей от центра слуха к центру Вернике: страдают только понимание речи, повторение слов и письмо под диктовку («чистая» сенсорная А.). Транскортикал ь н а я двигательная А.—перерыв путей от «центра понятия» к центру Брока: страдают произвольная речь и письмо при сохранившихся повторении слов, списывании и письме под диктовку. Транскортикальная сенсорная А.—непонимание речи, расстройство чтения и письма, парафазия при сохраненном повторении слов и т. д. Различают еще проводниковую А. вследствие перерыва путей между Ft и Тг. При ней больше всего страдает повторение слов. Малая пригод-' ность этих схем для каждого случая А. и теоретичность конструкции дали повод к ряду критических работ (Freud, Monakow, •18 Goldstein). Монаков возражал против всяких локализаций А., рассматривая ее как результат диасхиза, фнкц. выключения речи вследствие любого мозгового очага. Пьер Мари (Pierre Marie, 1906 г.) отрицает классическую двигательную А. Брока: *Ft не играет никакой роли в А.». Есть лишь одна А.—вследствие поражения области Вер-нике. Только отсутствие внутренней речи (forme intrinseque) характеризует А., к-рая есть не что иное, как расстройство интеллекта. Часто к ней присоединяется и расстройство экспрессивной речи. Но последнее—не А., а анартрия, и вызывается поражением «лентикулярной зоны», т. е. че-тыреугольника, который ограничивается снаружи корой мозга, внутри—внутренней капсулой, а спереди и сзади границами островка. Следовательно, А. Брока = А. Вернике+анартрия. Исключительное поражение Fs вызывает анартрию (forme extrin-seque), близкую к субкортикальной двигательной А., к т. н. «чистой» А. При всей кажущейся стройности «ревизия» Пьера Мари встретила сильные возражения (De-jerine, Liepmann), особенно против положения о словесной глухоте при афазии Брока и о характеристике афазии как расстройства интеллекта. Некоторые авторы в отношении локализации шли еще дальше. Иендрашик (Jendrassik) полагал, что утерянные при А. «образы воспоминания слов» (слуховые, зрительные, кинестетические) имеют свой материальный субстрат для каждого слова в отдельной нервной клетке. Геншен (Henschen) путем кропотливого анализа многих сотен случаев А., подвергшихся аутопсии, подтвердил значение центра Брока, центра письма в F2, зрительного центра речи в gyrus angu-laris, слухового в Тг, наконец, центров для музыкальных и математических способностей (см. Акалькулия). Современное учение о миэло- и цитоар-хитектонике мозга говорит в пользу учения

Центры афазических расстройств: 1—аграфия; 2—центр Брока; 3—вокальная амузия; 4—музыкальный слух; 5—«понимание» слов; 6— «осмышление» слов (5 и 6—центр Вернине); 7—алексия, аграфия, акалькулия (архитектонический рисунок по Economo).

о локализации афазии. Грубая локализация по извилинам должна уступить теперь место локализации по цитоархитектониче-ским полям. Центр Брока соответствует полю 44 по Бродману (Brodmann) и FCBm по Экономо (Economo), центр Вернике—по- лям 41 и 42 по Бродману. Экономо с большими оговорками в ТС локализует восприятие звуков вообще, в ТВ—понимание слов, в TAt — осмышление слов, в ТАг — музыкальный слух. Вокальная амузия вызывается очагом в FDr по Экономо, алексия, аграфия и акалькулия—очагом в gyrus angularis соответственно полю 39 по Бродману или Рг по Экономо. Не обладая материалом о функции этих участков при норме, мы пока можем смотреть на них лишь как на центры афазии и только предположительно как на центры речи. В последнее время Гед защищает точку зрения на афазию как на расстройство единого акта формулировки и пользования символами (symbolic formulation and expression), который не может быть разбит ни на моторную и сенсорную формы, ни на отдельные элементы в виде устной речи, письма или чтения. Каждый случай представляет собой единую реакцию организма как целого на ненормальную ситуацию, вызванную заболеванием, нарушающим последовательность течения сложных процессов речевой («символической») формулировки (см. Аграмматизм). Исходя из наиболее существенных признаков клинической картины, Гед предложил свое чисто описательное деление афазических расстройств на-вербальную, синтактическую, номинальную и семантическую А. Вербальные дефекты, которые ближе всего подходят к А. Брока классиков, вызываются очагом в нижней части центральных извилин и более глубоких частях. Синтактическая А., жаргонофазия: неумение пользоваться своим запасом слов; понимание речи слегка расстроено, трудно следить за разговором; письмо сохранено лучше; соответствует легким формам сенсорной А. классиков и вызывается очагом в височной извилине. Номинальная А.: незнание слов, неумение схватывать их значение, называть и показывать требуемые предметы. Расстроено и «знание рядов» и понимание читанного. Повторение слов сохранено. Игра в карты, требующая большей «символической формулировки», расстроена, но игра в шашки или в домино возможна. Вызывается очагом близ gyrus angularis. Семантическая А. характеризуется потерей способности понять смысл слов, несмотря на то, что больной в состоянии говорить; он застревает в мелочах; считать, узнавать цифры и монеты он умеет, но производить арифметические действия, играть в любые игры он не в состоянии. Очаг—в gyrus supramarginalis. Вопрос о классификации афазии не может считаться разрешенным. Для практических целей наиболее простым следует признать деление на д в и г а,т е л ь н у ю А. (тип Брока) с очагом в F3 и сенсорную А. (тип Вернике) с очагом в^и прилегающей теменной области. Практически важны еще амнестическая афазия и специальные формы аграфии. Диагностическая оценка отдельных комбинаций симптомов затрудняется вследствие отсутствия точных методов исследования А. Гед предлагает следующие методы: 1. Узнавание и "обозначение шести обыденных предметов (карандаш, ключ, монета, АЗИЯ                                                                            554 коробна спичек, ножницы и нош). Больной должен а) указать на тот из них,к-рый емуперед тем вскользь показали, б) назвать предмет, в) показать его по устному, г) по письменному приказу, д) по тактильному восприятию данного в руки дубликата, е) повторять, ж) написать, з) списать название предмета. 2.Приблизительно также исследуется его речевое «поведение» по отношению к цветам. 3. Тест «человек, кошка и собака»: показываются изображения человека, кошки и собаки в разных комбинациях по две, и больной должен а) вслух читать, б) писать под диктовку обозначение картинок, в) написать и г) вслух назвать, что ему показывают, д) повторить и е) списать обозначение картинок. 4. Тест «часов»: б-ному показывают два циферблата со стрелками; на одном из них стрелкам придают определенное положение. Б-ной должен а) поставить на другом циферблате то же время, б) назвать время, в) поставить стрелки на любое время по устному и письменному приказанию. 5. Больной должен положить одну из 4 монет в одну из 4 чашек. 6. Коснуться одной или другой рукой того или иного глаза или уха, а) подражая движениям исследователя, или б) изображению в зеркале, или в) рисунку, или г) зеркальному отражению рисунка, д) по устному, е) письменному приказанию, ж) записать движения исследователя з) и те, к-рые он видит в зеркале. 7. Переписать алфавит, распределить буквы по порядку алфавита, то же с днями недели и с месяцами. 8. Устно и письменно описать показываемую картинку. 9.Считать до 100, писать и читать цифры, производить арифметические действия. 10. Нарисовать легкую картину а)по модели, б) по памяти. 11.Игры в домино, шашки, шахматы, карты и на биллиарде.—При помощи этих тестов исследуется не только речевое, но и в более широком смысле «символическое» поведение. Поэтому неправильная реакция может быть объяснена и агнозией или апраксией. Но тщательное протоколирование результатов позволяет в них разбираться. В громадном большинстве случаев у правшей А. зависит от заболевания левого, у левшей (к-рых принято считать 5%)—от заболевания правого полушария. У третьих— амбидекстров (двуправоруких) диференци-ровка как рук, так и полушарии менее выражена. Во всяком случае, и у правши правое полушарие принимает большее участие в акте речи, чем обычно принято думать. По Мингаццини (Mingazzini), речевая функция в первые годы жизни выполняется F3 обоих полушарий и лишь постепенно концентрируется в левом. Индивидуальные особенности играют при этом большую роль. Лишь в последнее время стали находить некоторую разницу в цитоархитектонике соответствующих областей обеих половин мозга. Чаще всего афазия вызывается заболеваниями сосудов, питающих центры речи, а именно 1-й, 4-й или 5-й ветвей средней мозговой артерии или самой этой артерии, иногда и задней мозговой артерии (тромбы, эмболии, разрывы). Иногда кровоизлияние и в коротких ветвях средней мозговой артерии ведет к разрушению центров речи. Еще задолго до окончательного выключения области, снабжаемой поврежденным сосудом, изменения сосудистых стенок ведут иногда к непродолжительным припадкам А. При гипертониях, особенно сопровождающихся полиглобулией, нередки такие предвестники стойкой А. Увеличение вязкости крови, числа форменных элементов, изменение их осаждаемости и других физ.-хим. свойств крови могут дать подобные симптомы. Нередко А. встречается при нефрите и диабете. Временные спазмы сосудов, «перемежающаяся хромота», мигрень—могут сопровождаться припадками А. Иногда эпилептический припадок начинается с А., нередко также по окончании его на нек-рое время остаются афазические расстройства. А. в сочетании с апраксией и агнозией встречается при т. н. болезни Альцгеймера. Опухоли центров речи или поблизости к ним также могут дать симптомы А. не только вследствие разрушения центра речи, но и вследствие влияния на его кровоснабжение. Важное диагностическое значение А. приобретает при мозговых абсцессах, особенно левосторонних ушного происхождения, которые часто развиваются в третьей височной извилине. Нередка в таких случаях и амне-стическая афазия. А. может развиваться и вследствие травматич. или риногенных абсцессов в лобных долях. Травмы черепа, кровоизлияния в мозговую оболочку, ранения мозга вызывают картину А. или вследствие непосредственного повреждения мозга или сосуда или вследствие присоединившегося энцефалита. Энцефалиты, развивающиеся после инфекционных заболеваний, особенно после сыпного или брюшного тифа, после менингитов, локализуясь в центрах речи, нередко вызывают А. Афазические расстройства встречаются также при сифилисе головного мозга, в частности при прогрессивном параличе; гораздо реже, в виде исключения,—при множественном склерозе и эпидемическом энцефалите. Прогноз А. зависит от основного заболевания, индивидуальных особенностей, распространенности процесса, возраста. При развивающейся опухоли, прогрессирующем сосудистом процессе, общем артериосклерозе—прогноз А. плохой, особенно у старого человека; у молодого же—прогноз далеко не безнадежный. А. после военных ранений имела нередко хорошее течение. Понимание речи восстанавливается лучше всего, как и способность повторять слова. Несколько раньше произвольной речи обычно улучшается способность называть предметы. Если у афазика речь восстановилась, то после вторичного инсульта вследствие поражения правого полушария иногда вновь развивается А. и на этот раз С плохим прогнозом.—Для профилактики А., м.б., приобретет значение «культура леворукости или двуправорукости», к-рая весьма популярна среди педагогов некоторых стран (Америка, Германия). Детей обучают пользоваться левой рукой наравне с правой. Этим путем правое полушарие в большей степени приобщается к акту речи. Профилактика А. сосудистого происхождения совпадает с общей профилактикой сосудистых заболеваний мозга.— Лечение А. прежде всего совпадает с лечением основной болезни. При абсцессах и нек-рых опухолях—радикальная или паллиативная трепанация, при сифилисе, артериосклерозе и т. д.—соответствующее лечение. Стойкая А. подлежит упорному лечению систематическими, но не утомительными упражнениями по правилам логопедии (см.). Путем подражания, показывания, упражнений перед зеркалом больной приучается придавать своей речевой мускулатуре положения, нужные для произнесения буквы или слова. Легче всего начать с букв А,0,М,П,Ф,В. Быстро переходят к слогам, к названию предметов, к картинкам, к азбуке, первой книге для чтения с иллюстрациями. Полезно одновременно воздействовать на максимум рецепторов, вызывая речевые импульсы при помощи слуховых, зрительных, тактильных раздражителей и связывая их с употреблением, назначением предмета и т. д. Очень полезны упражнения в письме левой рукой, если прав, парализована. Начать надо с копирования черточек, затем букв и т. д. Полезны упражнения в играх. Избегать утомления, двигаться вперед медленно, исходя из знакомого, пользуясь речевыми остатками, постоянно поощряя, поддерживая интерес, уверенность, оптимизм, упражняя волю, концентрируя внимание, укрепляя память. Не следует пренебрегать упражнениями и в тяжелых случаях стойкой (не прогрессирующей) афазии. И незначительное улучшение речи и сами занятия облегчают безрадостную жизнь больного. Лит.: Аствацату ров М. И., Клинич. и экспериментально-психо-логич. исследования речевой функции, дисс СПБ, 1908; Давиден-ков С. Н., Афазия, Харьков, 1915; Discussion sur l'aphasie (в Парижском невролог. оС-ве 11/VI, 9 и 23/VII), Revue neurologique, 1908; Head a. Barlett, Aphasia a. kindred disorders of speech, Brain, v. XLIX, 1926; Henschen S. E., Klinische u. anatomische Bei-trage zur Pathologie d. Gehirns, T. 5—Uber Apha-sle, Amusie u. Akalkulie, 1920, T. 6—Uber sensorische Aphasie, 1920, T. 7 —Uber motorische Aphasie u. Agraphie, 1922; Hermann a. u. Potzl O., Uberd. Agraphie usw., В., 1926; Kussmaul A., Storungen der Sprache, 4 Auflage, Leipzig, 1910; Monakow C, Die Lokalisation im Grosshirn, Wiesbaden, 1914; M о u t 1 e r F.,L'aphasie de Broca, Paris, 1908; Pick A., Die agrammatischen Sprach-sturungen, В., 1913.                                      M. Кроль.
Смотрите также:
  • АФАКИЯ (от греч. а—отриц. част, и phakos—хрусталик), отсутствие хрусталика на его обычном месте в области зрачка. Объективные признаки афакического глаза: 1) отсутствие изображений Пуркинье от хру-сталиковых поверхностей; 2) ненормально глубокая передняя ...
  • АФАЛГЕЗИЯ (aphalgesia или haphalgesia, от греч. aphe—прикосновение и algos—боль), симптом, встречающийся при истерии и заключающийся в болезненном ощущении, получаемом при прикосновении к нек-рым предметам, особенно к металлам.
  • АФАНАСЬЕВ, Вячеслав Алексеевич, род. в 1859 г. В 1885 г. защищал диссертацию «О пат.-анатомических изменениях в тканях животного организма при отравлении Бертолетовой солью». С 1894 г. был ординарным профессором по ...
  • АФАНАСЬЕВ, Михаил Иванович (1850— 1910), один из первых русских бактериологов. В 1877 г. окончил курс Мед.-хир. академии, а в 1881 г. защитил диссертацию. С 1885 г. А. был назначен приват-доцентом ...
  • АФЕБРИЛЬНЫЙ (от греч. а—отриц. част. и лат. febris—лихорадка), безлихорадочный. Одни болезни по самой природе своей протекают безлихорадочно, т. к. при них не образуется веществ, нарушающих тепловую экономию организма, другие же, к ...