АУТИЗМ

АУТИЗМ (от греч. autos—сам), понятие для обозначения психопатологического состояния, сводящегося к погружению личности в собственные внутренние переживания, начинающие вырабатываться и управляться по своеобразным законам с ослаблением воздействия действительности на их выработку, и к утрате способностей связи с внешними событиями и отношениями. Понятие это введено в психопатологию Блейлером (Bleuler) для определения одного из самых характерных симптомов схизофрении (см.). Тяжелые схизофреники живут, отмежевавшись от всего окружающего, в особом мире, созданном бредом и галлюцинациями; в этом мире перед ними разыгрывается то исполнение их самых смелых желаний, то осуществление самых невероятных опасений. Такой аутистический мир больному представляется действительным, по крайней мере, не в меньшей степени, чем мир реальный. Аутистические переживания, по Блейлеру, свойственны не только больным. К типическим проявлениям А. Блейлер относит сновидения и грезы наяву. Все искусство, по его мнению, имеет аутистические корни; народные суеверия, мифология, религия, метафизика — сплошь аутистические продукты; даже в политике и науке аутистическим функциям (нежелание считаться с очевидностью) принадлежит большая роль. Эти социологические утверждения, однако, ошибочны как с методологической, так и с фактической стороны: указанные Блейлером социальные явления вытекают из моментов социологического характера и управляются социологическими закономерностями. Далее, по Блейлеру, между «нормальным» А. и пат. его формами нельзя установить резких границ: от фантазии мальчика, к-рый, сидя верхом на палочке, изображает собой командира, вплоть до истерика, находящегося в сумеречном состоянии, и до схизофреника, который галлюцинаторным путем исполняет свои, в действительности неосуществимые, желания, существует целая шкала переходов. Аути-стическую установку Блейлер противополагает реалистической [fonction du reel Жане (Janet)]: в то время как последняя осуществляется, гл. обр., в интеллектуальной деятельности, первая управляется, преимущественно, действием аффектов. С действительностью аутистическая личность часто вступает в прямой конфликт, т. к., не считаясь с ее требованиями, легко наталкивается на препятствия; отсюда подозрительность (у схизофреников—бред преследования) и еще больший уход в себя. Движущими силами аутистичееких переживаний являются основные влечения личности, среди которых, по Блейлеру, половому принадлежит особое значение [Блейлер, сближая аутизм с аутоэротизмом Фрейда (Freud) разделяет с последним его основные преувеличения и ошибки]. Аутистич. мышление аффективно и, как таковое, тенденциозно: аффекты, им управляющие, прокладывают путь только для соответствующих им ассоциаций, тормозя противоположные; неприятные представления при этом вытесняются. Отказываясь считаться с логикой, репродуцирующей реальные отношения, и протекая обычно при ослаблении направляющей роли активного внимания, аутистическое мышление может и диссоциироваться: не редкость, что оно одновременно дает выражение самым различным тенденциям и влечениям, скрытым в человеке, независимо от того, противоречат ли они друг другу или нет; для своих мыслей А. иной раз пользуется первым попавшимся материалом: ассоциации по созвучию, случайное совпадение каких-угодно восприятий и представлений занимают при этом место логических сочетаний. В результате— аутистическое мышление оперирует с недостаточно продуманными понятиями, соединяет причудливым образом целый ряд их в одно (сгущение), ставит на место одного понятия другое, имеющее на самом деле лишь второстепенные общие компоненты с первым (смещение), выражает идеи в рискованных символах, при чем последние одновременно понимаются им и в собственном и в переносном значениях,—наконец, аутистическое мышление склонно игнорировать действительные отношения места и времени. Наряду с использованием описанных механизмов аффективно-диссоциированного мышления, аутистическая личность обыкновенно пользуется и нормальной логикой, так что в одном и том же ходе мыслей могут встречаться и аутистические и реалистические сочетания. Причиной А. чаще всего являются пониженная личная активность, заставляющая предпочитать борьбе за реальное осуществление своих желаний исполнение их лишь в мечтах, и повышенная ранимость, побуждающая личность болезненно замыкаться в своей скорлупе. Есть, однако, виды А., которые характеризуются, наоборот, повышенной активностью, направленной на упорное проведение в жизнь аутиСТИЧеСКИХ фантазий.                  П. Зиновьев.
Смотрите также:
  • АУТО-, см. также Авто-.
  • АУТО Б ЛАСТЫ (от греч. autos—сам и bla-stos—росток), название, данное Альтманом (Altmann) элементарным жизненным единицам, поскольку они существуют в свободном состоянии как самостоятельные организмы; такими являются, по его мнению, бактерии. По учению Альтмана, ...
  • АУТОВ АКЦИНА, или аутогенная вакцина, представляет собой вакцину, приготовленную из микробов, выделенных от больного, к-рый подвергается вакцинации. Т.о., А. противополагаются «стоквак-цинам», состоящим из микробов, аналогичных тем, к-рые обусловливают б-нь, но выде- ...
  • АУТОГАМИЯ (от греч. autos—сам и ga-mos—брак), термин первоначально обозначавший всякий про- " "о] А 1 цесс самооплодотворения, в настоящее же время применяемый исключительно к той форме полового ...
  • АУТОГЕМОТЕРАПИЯ (от греч. autos— сам, haima—кровь и therapeia—лечение), применение собственной крови для терап. целей. Этим методом пользуются также в провокационно-диагностических, а иногда и в профилактических целях. Область применения А.: инфекционные б-ни ...