АУДИОМЕТР

АУДИОМЕТР (от лат. audire — слышать и греч. metron — мера), прибор для точного определения остроты слуха. А. обычно состоит из генератора переменного тока звуковых частот, аттенюатора (ослабителя) и звукового передатчика. Генератор, устройство к-рого напоминает современную радиоустановку, с катодной лампой, дает переменный ток, частота которого легко может 10' ..." **• ^Т к \ \ N Ч /V \ \ л и. / / / / • / / / ^ *> /\ a: m и а Колебания в секунду. /—кривая наиболее слабых сил звука, ощущаемых нормальным ухом (поры слышимости); II—поры слышимости больного уха; ///—кривая наиболее сильных звуков, переносимых без болезненного ощущения давления в ухе. быть изменяема в пределах слышимых зв>-ков от 16 до 15.000 колебаний в сек.; сила этого тока измеряется специальным имеющимся на генераторе миллиамперметром. Ток генератора поступает в аттенюатор—-прибор, позволяющий ослаблять силу тока в желаемое и указываемое шкалой прибора число раз, а затем в звуковой передатчик, головной телефон или другой аналогичный прибор, прижимаемый к уху испытуемого субъекта. Врач ослабляет аттенюатором силу звука, пока испытуемый не заявляет, что перестал слышать, и отмечает показания аттенюатора и миллиамперметра; затем по этим данным определяют и силу звука, поступающего в ухо, обычно в единицах давления в звуковой волне (дины на кв. см) или в единицах звуковой энергии (эрги на кв. см в сек.). Опыт проделывается для различных частот. Получаемая в результате характеристика слуха выражена обычно в виде графика и настолько полна, точна и объективна, что, без сомнения, аудиометр вскоре станет необходимейшим для отолога прибором, заменяющим все применяющиеся теперь способы определения остроты слуха. Пример характеристики больного и здорового уха приводится на графике. Большие подробности см. Олух. В настоящее время ряд фирм готовит удобные для врача А., например, Western Electric C° в Америке. АУДИТОРИЯ (от латинск. audire — слышать), помещение, предназначенное для лекций, докладов, митингов, диспутов и т. д. Соответственно этим задачам, основным оборудованием помещения являются, с одной стороны, места для слушателей, а с другой—место для лектора или оратора, в виде кафедры или специально оборудованного стола, который служит для демонстрации всякого рода опытов, приборов, образцов и т. д. Кроме того, в непосредственной связи с местом лектора обычно находится экран для демонстрации кинофильм или иных световых изображений. Место лектора или оратора занимает в А. обычно очень незначительную площадь, но является центром, который приковывает внимание слушателей. Сообразно с этим, основным фнкц. требованием, предъявляемым к А., является, во-первых, хорошая слышимость того, что говорится в указанном центре, т.е. хорошая акустика помещения, а во-вторых, хорошая видимость места оратора, при чем, в отличие от зрелищных зал, потребный угол видимости для каждого слушателя может ограничиваться незначительной частью А. и может быть, вследствие этого, очень небольшим. В зависимости от размеров помещения, число мест для слушателей в А. практически колеблется в пределах от 100 до 1.000. С точки зрения хорошей слышимости и видимости максимально удаленное место слушателя должно отстоять не более чем на 20 м от Оратора, при чем наиболее целесообразным следует признать размещение слушателей по отношению к месту оратора в виде веера, при к-ром звуки говорящего расходятся к местам слушателей по целому ряду радиальных плоскостей. Для соблюдения условий хорошей видимости и слышимости желательно, чтобы линия крайних боковых слушателей была

расположена к фронту места оратора под углом не менее 40—45°. При соблюдении изложенных положений получается наиболее целесообразная форма А., изображенная на рис. 1. Но такая форма А. не всегда бывает удобна с точки зрения общей архитектурной композиции плана здания, в к-ром устраивается А. (в особенности, это

относится к небольшим А.); в силу этого часто встречаются А., имеющие в плане форму, изображенную на рис. 2, 3 и 4, но в этих А. неизбежно получается часть мест, не вполне удовлетворительных в оптическом и акустическом отношениях.—Площадь пола, приходящаяся на одного слушателя в А., колеблется от 0,6 до 0,9 кв. м,

Рисунок 3.

Рисунок 2. при чем меньшая площадь относится к большим А., а ббльшая—к малым. Кроме указанного выше расположения слушателей, на хорошую видимость оказывает существенное влияние размещение мест по высоте ^ В целесообразно устроенных А. каждый слушатель должен видеть поверхность демонстрационного стола, стоящего перед лектором. При горизонтальной поверхности пола этого можно достигнуть при незначительной удаленности мест слушателей (не свыше 7—8 м) и при незначительной высоте расположения поверхности стола над уровнем пола (0,7—0,8 м). В виду этого в больших А. места располагаются амфитеатром, т. е. по наклонной плоскости, спускающейся к месту лектора, при чем для хорошей, видимости необходимо, чтобы луч, проведенный от глаз слушателей к демонстрационному столу, проходил, примерно, на 10 см выше головы впереди сидящего. При соблюдении этого требования места слушателей должны быть расположены по нек-рой вогнутой кривой (см. рисунок 5), при чем высота уровня глаз сидящих слушателей принимается равной, в д            •'■ среднем, 1,20 Jit. Щ Места для слуша- "' телей обычно делаются в виде скамеек со спинками (реже в виде от-дельн. стульев или кресел). Перед ска- Рис 4 мейками устраивается пюпитр, наклоненный к горизонту под углом 25—30°, шириной 20—25 см, так, чтобы на него можно было удобно положить книгу или тетрадь. Ширина скамейки обычно равна 40—42 см, а вместе с пюпитром место слушателя занимает ширину ок. 75 см; по длине скамейки на одного слушателя следует считать 55 см. Хорошая •17 гпт :■■ слышимость, т. е. хорошая акустика помещения, кроме удаленности слушателя от лектора, зависит от формы и размеров помещения, а также от материалов, из которых сделаны ограждающие поверхности помещения. Кроме данных общей акустики (см.), в отношении акустических свойств А. подчиняются условиям т.н. архитектурной акустики, т. е. акустики помещений. Удовлетворительность А. в акустическом отношении характеризуется величиной реверберации, выражающей собой время, в течение которого слышны постепенно ослабевающие отражения звука. Для получения достаточной силы, ясности и красоты звука помещение не должно иметь чрезмерно больших размеров, должно, по возможности, иметь вогнутые поверхности для усиления отражения и быть сделано из материалов, мало поглощающих звуковую энергию.Кройте того, для обеспечения постоянной величины реверберации распространение звуковой энергии в помещении, т. е. насыщение каждой единицы объема помещения, должно быть

Рис

возможно равномерным. Т. о., акустич. достоинства А., или ее оптимальная реверберация, зависят от объема помещения и поглощаемости звуковой энергии поверхностями, его ограждающими, поверхностями находящейся в нем меблировки и слушателями, находящимися в нем. При обычно встречающихся на практике материалах для устройства А. удовлетворит, акустич. условия достигаются, если на одного слушателя приходится 4—5 куб. м объема помещения, но более точно акустическая характеристика помещения может быть проверена путем определения числового значения величины реверберации, которая зависит от объема помещения, а именно: Объем помещений Оптимум реверберации (в пуб. м) (в сек.) 1,06 i. 000 1,19 1,31 1,40 1,47 1,57 1,64 1,70 Реверберация получается из следующего выражения: где t—величина реверберации в секундах; v—объем помещения в куб. м; знаменатель представляет суммы всех поверхностей и числа слушателей, находящихся в аудитории (S), помноженные на соответствующий коэфиц. поглощения (d), указанный ниже: Кирпичная кладка и штукатурка по ней.............0,025 на 1 вв.    м Штукатурка по дереву.......0,034 » »   »      » Стекло...............0,027 » »   »     » Деревянный настил или подшивка 0,061 » »   »      » Линолеум..............0,120 » »   »      » Холст................0,200 » »   »      » Ковры тяжелые..........0,290 » »   »      » Деревянная скамейка или стул .0,05 » »   »      » Обитая на волосе скамейка или стул..............1,80 »»   »      » Слушатель ... •.........0,48 на 1  чел. Слушательница...........0,54 » »    » Отсюда для А. прямоугольной формы, размерами в плане 12x18 м, при средней высоте 7,0 м, имеющей кирпичные стены, деревянный оштукатуренный потолок и линолеумовый пол, при заполнении ее 320 слушателями, из к-рых 50% мужчин и 50% женщин, получается: ._____________0,164.12.____________ 216.0,034 + 216.0,12 + 432.0,025 + _______.18.7,0_______ 2480 + 160.0,48 + 160.0,54 =197,2 ' С6К" т. е., примерно, получается как раз оптимальная реверберация аудитории. Для безопасного, в пожарном отношении, пользования аудиторией для быстрого наполнения и эвакуации ее должно быть предусмотрено достаточное колич. выходов, при чем устройство выходов только на уровне места лектора допустимо при числе рядов скамеек не свыше 10—12; при большем числе рядов необходимо на каждые следующие 10 рядов делать боковые выходы на соответствующем уровне амфитеатра. Вследствие этого к стенам больших А. обычно прилегают лестницы, по к-рым слушатели могут спускаться с амфитеатра вне пределов А. (см. рисунок 1). К выходам должны вести проходы шириной не менее одного м, при чем на каждый метр ширины прохода следует принимать не более 100—125 чел. Помимо продольных проходов, между местами для слушателей должны устраиваться поперечные к рядам мест проходы таким образом, чтобы между двумя смежными поперечными проходами было расположено не более 25—30 мест. Выходы должны иметь ширину не менее 1,25 м; на каждый выход должно приходиться не более 150 чел. Иногда под возвышенной частью амфитеатра устраиваются кулуары, непосредственно сообщающиеся с А. путем проходов, разрезающих нижние ряды амфитеатра. Эвакуация А. через такие проходы неудобна, т.к. слушатели, спускающиеся с амфитеатра, должны сделать поворот на 180°, чтобы по этому проходу попасть в упомянутые кулуары (см. рисунок 2). Поворот в направлении движения ведет обычно к образованию перед проходом пробки.—А. должна иметь естественное освещение, преимущественно, через окна, расположенные в боковых или задней стенах. Площадь окон должна составлять 18—20% от площади пола А. При невоз-моясности устроить достаточно большую поверхность окон, можно прибегнуть к верхнему свету, но предпочтение следует отдать окнам. В качестве искусственн. освещения применяется почти исключительно электрическое освещение. Источники света должны быть расположены, так, чтобы была обеспечена возможная равномерность освещенности мест слушателей. В малых А. это может быть достигнуто при помощи одного подвешенного к потолку источника света. В больших А. целесообразно применять несколько источников света, равномерно распределенных по потолку. Число источников света и расстояние между ними определяются в зависимости от высоты подвеса источника света и от выбранного характера распределения света и типа арматуры (см. Освещение). В виду того, что в А. имеет значение не только освещение мест слушателей и лектора, но и общее освещение всего помещения, для освещения А. может быть применено прямое, полуотраженное и отраженное распределение света. При отраженном свете верхняя часть помещения является освещенной наиболее сильно и это приводит, при длительном пребывании в А., к нек-рому утомлению, т. к. более сильно освещенные верхние части помещения невольно привлекают к себе внимание слушателей. При прямом свете лучи света падают непосредственно вниз и дают относительно резкие тени; равномерное освещение может быть достигнуто при сравнительно небольших расстояниях между подвешенными источниками света. Вследствие этого наиболее целесообразным является полуотраженное распределение света. Место лектора должно быть освещено несколько сильнее, чем места слушателей. Для поддержания необходимой чистоты воздуха в А. необходимо устройство искусственной приточно-вытяжной вентиляции, к-рая обеспечивала бы в А. достаточный обмен воздуха. Источниками порчи воздуха в А., с одной стороны, является выделяемая присутствующими при дыхании углекислота, а с другой—выделяемое тепло. Вследствие этого вентиляционная установка должна быть устроена так, чтобы поддерживать в помещении А. темпер, в пределах + 18°-----1-20° и содержание С02в пределах, устанавливаемых сан. нормами. Для этой цели колич. вводимого и извлекаемого воздуха должно составлять от 3 до 6 объемов помещения в час. Ввод свежего воздуха целесообразно производить в верхней части помещения, а отсос испорченного—в нижней части (подробнее—-см. Вентиляция). Лит.: Беляев С. В., Планировка, устройство и оборудование зданий, М., 1927; Handbuch der Arehi-tektur, Halbband VI, Т. 4.                            Л. Серк.
Смотрите также:
  • АУДИФОН (от лат. audire—слышать и греч. phone—звук), слуховой аппарат, служащий вспомогательным средством слуха для глухих и основанный на усилении звука микрофоном; действующ, началом аудифона является вид электрической энергии, применяемый в телефоне. ...
  • АУРА (от лат. aura—дуновение), симптом, предшествующий эпилептическому припадку и стереотипно повторяющийся. Часто аура выражается характерным ощущением дуновения, отчего и происходит название. Аура может быть разнообразной: чувствительной (считая и высшие органы чувств), ...
  • АУРИПИГМЕНТ (от лат. aurum—золотой и pigmentum—пигмент), трехсернистый мышьяк, имеет хим. формулу AsaSs. В природе находится в форме минерала, имеющего то же название и по своему составу отвечающего приведенной формуле. В продаже ...
  • АУСКУЛЬТАЦИЯ (от лат. auscuitatio— выслушивание), один из важнейших клин. методов исследования у постели больного. Под аускультацией понимают не исследование тела вообще при помощи слуха, но способ выслушивания тела приближенным к нему ...
  • АУСПИЦ, Генрих (Heinrich Auspitz,1835— 1886), родился в Австрии. Ученик Роки-танского, Скоды и Гебра (Rokitansky, Skoda, Hebra). Среди работ Ауспица-заслуживает особого внимания классификация болезней кожи, построенная на пат.-анат. данных («System der ...