АДЛЕРА УЧЕНИЕ

АДЛЕРА УЧЕНИЕ (Alfred Adler),—одно из самых крупных современных направлений в характерологии и психотерапии Альфред Адлер (Alfred Adler), один из самых видных учеников Фрейда (Freud), разойдясь во взглядах (в 1911 г.) со своим учителем, создал свое учение. В настоящее время он часто противопоставляется Фрейду как дополняющий и исправляющий последнего мыслитель. Основная мысль, определившая все дальнейшее медицинское мировоззрение А., высказана им уже в первой его работе («О малоценности органов»). Она заключается в том, что в области биологии всякий страдающий той или другой недостаточностью орган стремится выровнять эту недостаточность, компенсируя ее усиленной функцией. Если собственных сил у органа не хватает, задачу производить выравнивание принимает на себя центральная нервная система, к-рая, искусственно подстегивая орган, вызывает повышенную его деятельность, т. н. гиперкомпенсацию. Т. о., напр., заика Демосфен делается величайшим оратором. У ребенка чувство недостаточности имеет в основе не только сознание дефекта какого-нибудь органа, но и вытекает из всего его положения, как существа слабого, обижаемого. Эта ситуация побуждает его стремиться не только к восстановлению нарушенного равновесия, но и к созданию прямо противоположного соотношения: «сейчас самый слабый, я хочу быть самым сильным; подчиненный всем, я хочу всеми повелевать»,—так, приблизительно, можно было бы выразить его бессознательные желания. Возникает «воля к власти», развиваются аггрессивные тенденции. Беря в пример какую-либо особенно привлекшую его внимание личность из внешнего мира (отца, старшего брата, учителя и т. д.), он ее чертами снабжает тот идеальный образ героя, к подражанию к-рому он должен стремиться. Т. о., уже с детского возраста начинает формироваться руководящая линия поведения, и создается жизненный план чувствующей свою недостаточность личности, план, подчиненный цели, коротко выражаемой словами: «Я хочу стать мужчиной». Цель эта одинакова для детей обоего пола, т. к. в современной, ориентированной на мужчину, культуре девочка испытывает чувство своей малоценности не только как дитя, но и как женщина. А. называет такую установку «мужским протестом» («mannlieher Protest»). Чтобы добиться господства, ребенок попеременно пользуется то упрямством, то уступчивостью, то капризами, то послушанием, сменяя, т. о., по мере необходимости, формы своего протеста. Так формируется характер. А. несогласен с тем, что последний представляет собой нечто прирожденное и неизменное, а считает, что под ним надо понимать сумму свойств, способностей и установок, формируемых личностью как для осуществления, так и для маскировки своего жизненного плана. Взрослый невротик, в сущности, поступает так, как будто бы он был слабым ребенком, принужденным к подчинению враждебному ему миру. Невроз его развертывается поэтому как часть жизненного плана4 представляя собою не болезнь, а бессознательно кажущийся ему целесообразным образ жизни, на фоне к-рого в известный момент появляются такие Острые симптомы1, как бессонница, сердцебиения, навязчивые представления и т. д. Препятствия заставляют невротика замыкаться в себя и уходить от действительности, у него вырабатывается установка к малодушному избеганию трудностей, которой всегда противостоит, однако, повышенная самооценка. Получается странная смесь противоположностей—вызова и боязливости,- повышенной веселости и мрачной подавленности и т. д. Из самомнения вытекает стремление к развенчанию действительности («Entwertungs-tendenz»), к критике, к насмешке, слабость же используется как орудие господства: уходя в болезнь, невротик делает из себя мученика, заставляет обращать на себя внимание. В болезни невротик противопоставляет себя обществу.—Лечение должно заключаться в выяснении невротику ложности бессознательно им усвоенного жизненного плана и в воспитании у него социальных тенденций. (О школе Адлера и его последователях см. Психология, там же приведена литература.)                                         П. Зиновьев.
Смотрите также:
  • ADONIS VERNALIS, горицвет весенний (Фармакопея VII), многолетнее травянистое растение из сем. лютиковых (Ranuncu-laceae), распространенное в средней Европе, в Польше, на юге Украины, в Крыму, на Кавказе, в Западной Сибири и Узбекистане. ...
  • АДОРАЛЬНЫЙ (от лат. ad—к и os, oris— рот), поверхность или полюс тела животного или зародыша, на к-ром находится рот; противоположный ему—аборальный.
  • АДРЕНАЛИН, действующее начало из мозгового вещества надпочечников, производное пирокатехина, ортодиоксифенил-этанол-метиламин /ОН С.Н^ОН \CH.OH—CH2.NH.CH, Его синонимы: супраренин, эпинефрин, па-ранефрин, эпиренан, сфигмогенин> метил-амино-этанол-бренцкатехин и др. А. был впервые получен в кристаллической форме ...
  • АДРЕНАЛИНЕМИЯ, содержание адреналина в крови. Вопрос о нормальном содержании адреналина в крови (физиологическ. А.), равно как и пат. гипер- и гипоадрена-линемия, являются и в наст, время одними из самых спорных ...
  • АДРЕНАЛОВАЯ СИСТЕМА, см. Хром-аффинная система.