АБСТРАКЦИЯ

АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstrahere—отвлекать), сложный психический процесс, с помощью к-рого мы отвлекаем от ряда конкретных восприятий их отдельные признаки и создаем отвлеченные (общие) понятия. А. является важным орудием мышления. Примитивная психика характеризуется весьма слабым развитием А.; так, ребенок воспринимает вещи как целостные конкретные образы и не может выделить из них отдельные частные признаки; с другой стороны, он не в состоянии из наблюдения над рядом явлений создать общее понятие о существенных признаках этого ряда и беспомощен там, где надо отвлечься от малоценных в том или ином случае конкретных признаков, напр., ребенок, умеющий считать правильно свои собственные пальцы, оказывается не в состоянии указать число пальцев другого лица или, умея определять собственную правую руку, не может, однако, определить правую сторону какого-нибудь предмета (Piaget). Явления подобного же характера наблюдаются у дебиликов и при органических мозговых повреждениях; такие больные не могут, например, выбирать предметы, сходные с показанным по цвету, не прикладывая каждый раз искомый предмет к заданному и не сверяя их конкретного тождества; иногда они не в состоянии классифицировать предметы по их форме, тогда как классификация по окраске удается .4yqnie(Eliasberg, Weigl). Изучение подобных недостатков в процессе абстракции приобретает, т. о., диагностическое значение. Недостаточность 'абстракции наблюдается и в примитивном мышлении дикарей. Так, известно, что в некоторых примитивных языках нет слова для обозначения коровы, хотя имеются специальные слова для обозначения черной коровы, белой коровы, красной коровы и т. д.; в языке индейцев Сев. Америки нет общего слова «есть», но имеются слова с конкретным смыслом: есть хлеб, есть мясо, есть плоды и т. п. Повидимому, А. есть процесс, появившийся поздно в истории развития психических функций. Лит.: Р и б о Т., Эволюция общих идей, М., 1898; Т р о ш и н, Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей, т. I, СПБ, 1915; Р i a g e t J., Le language et la pensee de 1'enfant, Geneve, 1924; его me, De jugement et de ralsonnement Chez I'enfant, Geneve, 1924; Ellasberg, Psychologle u. Pathologie der Abstraction, Beiheft 35 zur Zeitschr. filr angewandte Psychologie; Weigl E., Zur Psycho-logie der Abstraktionsprozesse, Zeitschrift fur Psychologie, B. GUI, CIV.                                      А. Лурия.
Смотрите также:
  • АБСЦЕСС, нарыв, или гнойник, ограниченное скопление гноя в тканях или органах. Иначе говоря, абсцесс представляет полость, наполненную гноем, в тканях и органах—в таких местах, где раньше никакой полости не существовало. ...
  • АБСЦЕСС ДЮБУА (Р. Dubois), особое изменение зобной железы (thymus), впервые описанное французским врачем Дюбуа в 1850 г.; встречается у новорожденных и заключается в том, что зобная железа оказывается пронизанной полостями, выполненными гноем. ...
  • ABSCESSUS SPOROTRICHOTICUS MULTIPLEX, см. Споротрихоз.
  • АБУЛИЯ (от греч. а — отриц. част, и boule—воля), психопатол. симптом, состоящий в уменьшении активной энергии б-ного; объективно—все движения ограничены и личная инициатива отсутствует; субъективно—переживается резкое ослабление всех влечений, желаний, интересов. ...
  • АВЕЛЛИСА СИНДРОМ (G. Avellis), встречается при одностороннем очаговом поражении в продолговатом мозгу, в области nucl. ambigui или волокон корешка п. vagi. Получаются парез голосовых связок и нёба на стороне очага и контралатеральные ...